Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Шаалы А.С. 1 Ондар С.В. 1 Монгуш А.А. 1 Саая А.А. 1
1 Государственное бюджетное научное учреждение Министерства образования Республики Тыва «Институт развития национальной школы»
В данной статье показаны возможности этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса и обобщен опыт разработки этнокультурного компонента содержания дополнительных образовательных программ внеурочной деятельности общего образования Республики Тыва. Актуальность обращения к данной проблеме продиктована тем, что реализация вариативной части содержания воспитания обучающихся предполагает включение традиционных духовно-нравстенных ценностей многонациональной культуры народов России. Исследование опирается на методологию этнопедагогической концепции академика Г.Н. Волкова, концепцию этнокультурной коннотации А.Б. Панькина при внедерении этнокультурного содержания дополнительных образовательных программ в Республике Тыва. На основе этнокультурных и этнопедагогических эмпирических исследований, проведенных Институтом развития национальной школы Республики Тыва, раскрывается содержание воспитания личности гражданина России путем последовательного погружения обучающихся 1–9-х классов в традиционные духовно-нравствепнные ценности тувинского народа с учетом половозрастной дифференциации содержания воспитания. При решении научно-педагогических задач на основе живых педагогических процессов в семье, школе и обществе особое внимание уделено описанию традиционных семейных ценностей, сохранившихся в настоящее время и оказывающих действенное влияние на воспитание детей. Эмпирические народные знания, представляющие собой преемственность традиционного опыта воспитания из поколения в поколение, дали нам возможность создать модель воспитания на традиционных семейных ценностях. В качестве основных методов исследования были использованы: полевые этнопедагогические экспедиции, интервьюирование, опрос, наблюдения, опыт воспитания в семье и школе. Работа выполнена в рамках научного проекта РНФ № 22-28-20512 «Традиционные семейные ценности в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи в Республике Тыва».
этнопедагогизация
программа воспитания
этнокультурный компонент
Дополнительная образовательная программа
этнопедагогика
этнокультурная коннотация
интеграция
1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. / Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию // протокол 6/22 от 15.09.2022 г.
2. Волков Г.Н. Избранные сочинения: в 7 т.: Т. 2. Этнопедагогическая пансофия. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020. 527 с.
3. Волков Г.Н. Избранные сочинения: в 7 т. Т. 6 Педагогика национального спасения. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022. 200 с.
4. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т 2. М.: Педагогика. 1988. 496 с.
5. Шаалы А.С. Язык и этническая культура в системе образования // Современное педагогическое образование. 2019. № 12. С. 214-216.
6. Сундуй Г.Д. Улусчу ужурлар: 1−6 класстың өөреникчилеринге кижизидилге программазы (Программа воспитания для учащихся 1-6 классов). Кызыл: Институт развития национальной школы, 2022. 95 с.
7. Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация содержания образования: проект и принципы реализации // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2013. №1. С. 81-86.
8. Донгак С.Ч. Тыва кижизидилгениң чаңчылдары. (Традиционное воспитание тувинского народа). Кызыл: ТГСЭТШИ, 2017. 44 с.

Общеобразовательные учреждения Республики Тыва целенаправленно создают условия для интеграции человека в систему базовых духовно-нравственных ценностей и отношений, приобретения и накопления опыта нравственного сознания, чувств и поведения на основе духовно-нравственной культуры народов России в соотвествии с Примерной основной образовательной программой общего образования всех уровней, реализующейся с начала 2023/2024 учебного года [1]. Авторы статьи предполагают, что процесс образования и воспитания с этнокультурным компонентом опирается на традиционные духовно-нравственные ценности народной педагогики.

В качестве методологических основ выбраны этнопедагогический постулат академика Г.Н. Волкова, ставший золотым правилом этнопедагогики: без памяти (исторической) – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности (исторической личности), без личности – нет исторической личности [2, 3]; воспитание и обучение детей на родном языке К.Д. Ушинского [4]. Способом внедрения этнокультурного компонента в содержание общего образования является интеграция в содержание внеурочной деятельности уникального культурно-исторического наследия народов многонациональной России, в частности тувинского народа. Этнокультурный компонент направлен на целостную систему воспитания личности не только как представителя своего народа, но и как носителя, преобразователя традиционной культуры, а также на формирование этнической и российской гражданской идентичности обучающихся как цели и конечного результата воспитания.

Целью исследования является определение этнопедагогических условий реализации этнокультурного компонента дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ (далее – ДООП), формируемых самими образовательными организациями и реализуемых во всех ступенях общего образования.

Материалы и методы исследования. Основными подходами исследования авторы считают: этнопедагогический, культурно-исторический, системно-деятельностный подходы. Использованы теоретические методы: анализ и систематизация, обобщение; эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, опрос, а также прогностический: экспертная оценка. В содержательную составляющую исследования входила разработка анкет по изучению уровня сформированности духовно-нравственных ценностей у обучающихся. Исходя из результатов эмпирических исследований, были сформированы анкеты, на основе которых определено примерное содержание ДООП.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате анализа реальной педагогической ситуации и культурно-образовательной среды Республики Тыва определены механизмы использования инвариантной и вариативной частей учебного плана для включения этнокультурного содержания воспитания личности обучающихся.

В инвариантную часть содержания образования входят родной (тувинский) язык, литературное чтение и родная (тувинская) литература, а также интеграция этнической культуры в содержание обязательных учебных предметов, в вариативную – «История Тувы», «География Тувы». В части, формируемой самими участниками образовательных отношений, за счет часов внеурочной деятельности выделены уроки нравственности по внедрению ДООП «Улусчу ужурлар» (народоведение), «Моя родная Тува» (для дошкольников), а также во внеурочную деятельность по выбору обучающихся включено уникальное этнокультурное содержание воспитания: «Юрта – этнопедагогический музей», «Экология Тувы», «Хөөмей» («Горловое пение»), «Тувинский театр», «Тувинские национальные игры», «Технология резьбы на агальматолите», «Семейная педагогика: традиционное воспитание тувинского народа» и др.

Особое внимание уделяется использованию родного (тувинского) языка как языка воспитания, как инструмента познания культуры своего народа. Без понимания значимости родного языка невозможно понять и осознать значимость родных языков, культур народов многонациональной России [5].

Родной язык и литература как духовно-нравственное наследие тувинского народа представляют приоритетную область жизненно важных уроков Нравственности, Любви и Примера. В завещании нынешнему и будущему поколению Народного писателя Тувы А.А.Даржая основными нравственными постулатами являются: родной язык, родной народ, родная земля.

Тыва чон – чоорганың,

Тувинский народ – твоя опора,

Тыва дыл – кызыл тының,

Тувинский язык – твоя жизнь,

Тыва чер – төрээн чуртуң –

Тувинская земля – твоя родина –

Олар үш сагыызының,

ыдыың ол-дур, оглум!

Эти три ценности –

твои святыни, мой сын!

 

 

С учетом вышесказанного разработчиком региональной Программы воспитания – Институтом развития национальной школы – предполагается, что основными опорами развивающейся личности являются родной язык, родной народ, родная земля. Ребенок с утробы матери, затем с ее колыбельной на родном языке проникает в окружающий мир, учится понимать, осваивать и присваивать нравственные предписания родного народа и вести себя так, как прописано в этических нормах и правилах поведения родного народа, которые отражаются в отношении к родной земле. Опыт этнопедагогизации внеурочной деятельности на родном языке будет способствовать формированию ответственности за сохранение базовых духовно-нравственных ценностей, бережного и уважительного отношения к родному языку, родному народу и родной земле. Такой подход к организации внеурочной деятельности закладывает основу формирования этнической и российской гражданской идентичности.

Уроки нравственности «Улусчу ужурлар» (народоведение) в школах с носителями тувинского языка проводятся на родном языке, что влияет на его сохранение и развитие. В тех образовательных учреждениях, где осуществляется обучение на русском языке, изучаются традиции и обычаи тувинского народа на русском языке в рамках образовательной области «Духовно-нравственная культура народов России».

Концепция программы уроков народоведения опирается на традиционное мировосприятие, мироосмысление и мироосвоение тувинского народа на основе 12-летнего лунного календаря становления и развития личности. Согласно аальной педагогике, обоснованной Г.Д. Сундуй, в первом цикле возрастной периодизации – в 12 лет – человек становится личностью согласно установленным родо-семейным правилам поведения и отношению человека ко всему окружающему [6].

С учетом данного этнопедагогического подхода программа воспитания выстроена по принципу этнокультурной коннотации воспитания – от малого к опосредованному, далее к большому в возрастном становлении личности как представителя родной культуры [7]. Это видно из того, что в программе для 1–6-х классов последовательно выстроены модули, такие как: «Семья, родная земля, отечество – мои ценности» (1-й класс), «Достойные традиции – наши ценности» (2-й класс), «Человек и природа» (3-й класс), «Разные культуры – особенность человечества» (4-й класс), «Природа и народные традиции» (5-й класс), «Человек – особенное создание» (6-й класс). Каждый из этих модулей содержит богатство народных знаний, которые помогают ребенку стать и быть частью своей семьи, рода, народа, земли, природы, вселенной.

Продолжением указанных выше модулей являются: «Мужской путь» («Эр чол») и «Кыстың бүдүжү» (букв. «Девичий нрав») для 7-го класса отдельно для мальчиков и девочек. Такое раздельное проведение уроков связано с тем, что социальные функции мужчины и женщины кочевых народов систематизированы на гендерном подходе с устоявшимися представлениями об их роли в продолжении рода.

Это видно из народного опыта воспитания подростков в тувинской народной педагогике согласно традиционным календарным, половозрастным особенностям воспитания, учитывающим целую систему народных идей о формировании настоящего человека с учетом народной возрастной периодизации. В 12 лет, как говорят тувинцы, человек становится человеком – социальным субъектом, готовым нести ответственность за свои поступки, поведение в обществе. В этом возрасте предписано выполнять те или иные социально значимые функции: быть достойным сыном/дочерью своих родителей, не ронять честь своей семьи, своего рода, народа, приносить пользу своей семье, развивать свои умения и навыки по овладению знаниями и опытом традиционной культуры своего народа. Именно этот период является самым ответственным в воспитании, так как от момента зачатия до 12 лет формируются личностные качества растущего человека, происходят приобщение, усвоение, освоение и присвоение нравственных ценностей. В этом отношении интересной представляется воспитательная система подростков, так как после первого цикла возрастного «круговорота» по двенадцатилетнему лунному календарю наступает время взросления, «становления на ноги» растущего человека – «Кижи болган» («Стал человеком»).

К этому периоду девочки уже овладевают традиционными женскими навыками по хозяйству: умеют доить коров, выделывать шкуру овец, вить специальные хозяйственные веревки из конской гривы, готовить молочные и мясные продукты, кроить и шить вместе с матерью национальный костюм и предметы домашнего обихода. К тому же тувинская девушка должна была быть воспитана так, чтобы соответствовать идеалу совершенной женщины-матери. Это девушка, чувствующая себя дочерью своих родителей, ответственная за свою семью, свой род и свой народ, почитающая и любящая своих родителей и близких. Например, в семье Олимпия и Айнаш Монгуш 11 детей, где воспитываются 4 будущих хозяев семьи «Өг ээзи» и 7 хозяек «Өг ишти». В этой большой и дружной семье царит культ родителей, осуществляются взаимовоспитание и раннее привлечение детей к труду, старшие получают образование в Санкт-Петербурге, учатся на врача. В этом заслуга старшего сына, который добровольно воевал в рядах российской армии на Украине и после ранения сам поступил учиться и привлек к получению медицинского образования и младших детей.

Результаты ответов на вопрос: «Какой должна быть настоящая женщина?» – среди девочек показаны на рисунке А, Б. В результате проведенного опроса авторами было выялено, что из 16 учениц 6-го класса все 100% считают, что самое главное – забота о своем здоровье, быть хозяйкой – 56%, быть умелой и трудолюбивой – 25%, умеющей готовить – 13%; только 6% опрошенных девочек указали отзывчивость. Из 77 учениц 7-го класса 46% отмечают, что в первую очередь девочки должны стать образованными и мудрыми, скромными и воспитанными – 21%, честными – 15%, ответственными – 18%, что свидетельствует о развитии нравственных чувств, нравствственного сознания и нравственного поведения у девочек, о правильном понимании роли женщины в семье – быть мудрой советчицей мужа. Ответы девочек 6-го класса отличаются тем, что они более прагматичны, чем семиклассницы, которые считают наиболее существенными нравственные характеристики.

А

Б

Рис.1. Результаты ответов на вопрос: «Какой должна быть настоящая женщина?»

Как отмечает С.Ч. Донгак, что по неписаным законам за воспитание девочки отвечает мать, а мальчика – отец. Например, если у девочки недостойное поведение, она ленива и неряшлива, ее сравнивают с матерью; если мальчик невежа, не умеет трудиться, высокомерен, ленив, о нем говорят: «В отца пошел». Больше того, народ неблагосклонен к таким семье, роду. Вначале следует воспитывать родителей прилежному поведению в семье – так пишет в своей работе «Традиции воспитания тувинского народа» С.Ч. Донгак, отмечая роль семьи в воспитании детей [8]. Отсюда следует, что необходимо дифференцировать обучение и воспитание по полоролевому признаку.

По мнению авторов, самым эффективным методом мужского воспитания в 7-м классе является пример. Обращение к историческим личностям на уроках нравственности «Мужской путь» («Эр чол») формирует идеал мужественности, создает основу для подражания. Так, при воспитании будущих защитников Отечества значимы древние заповеди предков, пример известных полководцев Культегина и Субедея, героев современности, знаменитых исторических личностей – символов своего народа. Это Герои Советского Союза – тувинцы добровольцы Михаил Бухтуев, Чургуй-оол Хомушку, Сат Бурзекей, Герои России Сергей Шойгу, Мерген Донгак, известные ученые-тувиноведы Доржу Куулар, Монгуш Кенин-Лопсан, народные писатели Степан Сарыг-оол, Александр Даржай, артисты Максим Мунзук, Николай Олзей-оол, чемпионы мира по разным видам спорта и многие другие.

В мужском воспитании важны были пример отца и создание особенного мужского образовательного пространства раздельного воспитания. Все зависело от вида традиционной хозяйственной деятельности семьи скотовода: овцеводов, сарлыководов (яководов), оленеводов, коневодов, также умельцев традиционного прикладного искусства. Приобщение к труду всегда определено тем, что это необходимо для того, чтобы создать благоприятные условия для приумножения домашнего скота, вплоть до средств за его уходом, снаряжений, мест содержания и перекочевки. Это все – целая наука и опыт для подрастающего поколения по формированию настоящего мужчины.

В практике мужского воспитания известны целые поколения носителей традиционных видов хозяйствования, которые являются примером современного ведения животноводства в Республике Тыва. Такой пример мужского воспитания авторы зафиксировали у передовика-животновода села Бай Даг Эрзинского кожууна Балдар Орлана, сын которого перенял опыт от своих отца и деда: навыки содержания скота и связанных с ним прикладных умений и навыков развития животноводства во благо своей молодой семьи и своего рода Балдар. Сурен – искусный наездник, победитель конных скачек, мастерски владеет всеми способами пастьбы, перекочевки скота, способен содержать аальное хозяйство в соответствии со стандартом предков, объездить коня, изготовлять конские снаряжения, быть сильным и выносливым. Умение стать настоящим хозяином семьи соотносится с мудростью своих предков: преодолевать трудности, быть достойным сыном своего отца. Все это содержание мужского воспитания включено в содержание уроков нравственности «Эр чол» («Мужской путь»).

Вслед за 7-м классом, где осуществляется гендерное воспитание, логично следуют уроки семейного воспитания. Это целенаправленная подготовка к семейной жизни обучающихся 8–9-х классов по курсу внеурочной деятельности «Семейная педагогика» на примере традиционных семейных ценностей воспитания тувинского народа, таких как: человек, семья, родина, труд, родной язык, культура, природа, образование и здоровье.

Однако сегодня базовые семейные ценности по основной выполняемой социальной функции – воспитанию детей на духовно-нравственных ценностях семьи – приходят в противоречие с формированием ответственного отношения родителей к детям, детей к самому себе, семье, роду, родине, труду, родному языку, культуре, природе, образованию, к своему здоровью.

С учетом данного противоречия в процессе исследовательской деятельности возникла необходимость моделирования духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на основе традиционных семейных ценностей, а также определения приоритетных условий, направленных на воспитание и сохранение традиционных семейных ценностей в условиях реализации Программы воспитания.

Четкое представление модели формирования традиционных семейных ценностей, как предположили авторы, обусловлено возможностью целенаправленной поддержки, укрепления и защиты семьи как фундаментальной основы общества, повышения роли семьи в жизни общества, авторитета и ответственного родительства, профилактики и преодоления семейного неблагополучия, улучшения семейных взаимоотношений.

Для этого авторами были проведены этнопедагогические экспедиции с целью изучения этнопедагогической среды, влияющей на формирование традиционных семейных ценностей у детей и молодежи, в частности: родовых мест, рода, традиционной песенной культуры, приобщения к труду с малых лет, изготовления традиционных конских снаряжений как неотъемлемых факторов духовно-нравственного воспитания, частности:

1) семьи Балдар Орлана Карловича и Чойганмаа Владимировны на летнем чайлаге, создающей благоприятные условия по приобретению детьми умений и навыков ведения традиционного животноводства. Пример семьи животноводов – носителей тувинского традиционного хозяйствования – в воспитании у подростков ответственного отношения к труду свидетельствует о том, что дети чабанов приобретают больше житейского опыта, чем городские. Это объясняется тем, что дети находятся в природосообразной образовательной среде, где происходит неформальное естественное погружение в родную языковую среду, в традиционный быт своей семьи, где у каждого члена семьи имеются свои трудовые обязанности. Следует отметить, что в воспитании трудом важна организация трудовой деятельности с учетом гендерного подхода на примере родителей – делать как отец и мать. «Өттүнчек өөренир, өжеш – өөнделевес», что означает «Кто подражает – научится, кто упрямится – в нужде останется». В данном случае видна значимость в воспитании таких методов, как подражание и пример. Воспитание трудом благополучно влияет на формирование этнической и российской гражданской идентичности у детей и подростков через родное и близкое – семью, родную землю, родной народ;

2) родословного сообщества потомственного народного хоомейжи Ооржака Хунаштаар-оола Сурун-ооловича в дни празднования 95-летнего юбилея исторического классического исполнителя горлового пения, педагогических условий, обеспечивающих благоприятные условия для обогащения словарного запаса на родном языке, приобщения к культуре родного народа. Здесь видно реальное воплощение принципа преемственности поколений – передача исполнительского мастерства хоомей молодому поколению, выявление молодых исполнителей через проведение различных конкурсов, что является результатом также обучения хоомею в образовательных учреждениях Республики.

Результаты экспедиций свидетельствуют о том, что традиционный уклад тувинской семьи способствует овладению ребенком трудовыми навыками ухода за домашними животными при одновременном усваивании установленных правил поведения в обществе, в результате чего вырабатываются определенные не только трудовые навыки, но и нравственные и эстетические идеалы, предаваемые из поколения в поколение. Особенно важно воспитание на родном материнском языке – на нем ребенок формирует свое отношение к родным людям, роду своему, родной земле, природе к своему здоровью, познает традиционную культуру тувинского народа. Старшие члены семьи, принимая участие в развитии ребенка, закладывают основу формирования нравственных чувств, нравственного сознания и нравственного поведения у детей. Дети с раннего детства наблюдали за тем, что и как делают родители (личный пример родителей), овладевали навыками и привычками к общественной жизни.

С целью определения уровня сформированности семейных духовно-нравственных ценностей авторами был составлен опросник и проведено исследование среди учащихся 8–9-х классов. В нем принял участие 991 человек: девочек 13 лет – 128, мальчиков – 63; 14 лет – девочек – 256, мальчиков – 119; 15 лет – девочек – 148, мальчиков; 16 лет – девочек 93, мальчиков – 54. Основными задачами исследования были: изучение уровня знаний о народных традициях семейного воспитания; изучение отношения учащихся старших классов к семейным ценностям семьи в целом; выявление уровня владения культурой семейных отношений; выявление путей установления взаимопонимания между поколениями.

Результаты ответов на вопрос: «С кем ты проживаешь?», показанные на рисунке 2, свидетельствуют, что с папой и мамой проживают 295 детей, с папой, мамой, бабушкой и дедушкой – 192, только с мамой – 187, с мамой, папой и родственниками – 92, с братьями и сестрами – 5. Отсюда видно, что в полноценных семьях проживают 97% детей, только с мамой – 1%, с братьями и сестрами – 1% опрошенных.

Рис. 2 Результаты ответов на вопрос: «С кем ты проживаешь?»

Ответы на вопрос: «Что такое семья?» – показаны на рисунке 3 и распределились следующим образом: на первом месте – родные и близкие люди – 30%, на втором – теплые отношения – 26%, на третьем – взаимоподдержка – 18%, на четвертом – любовь и счастье – 13%, не ответили – 13%. Такие результаты говорят о том, что дети в основном правильно представляют семью как социальный институт, где живут рядом родные и близкие, понимая и поддерживая друг друга. Почти на одинаковой позиции находятся «Любовь и счастье» и «Не понимают или не знают, что такое семья» – по 13% опрошенных, что говорит о неполноценности семейных взаимоотношений.

Рис. 3. Результаты ответов на вопрос: «Что такое семья?»

На вопрос: «Кто рассказывает о семейных традициях?», ответы на который показаны на рисунке 4, больше половины детей ответили: «Папа и мама» – 396 и «Бабушка и дедушка» – 297, что говорит о преемственности поколений, о внимании родителей и старшего поколения к традициям и обычаям своего народа. Учителя оказались на третьем месте – 53 ответа, что говорит о незначительной роли учителя в подготовке к семейной жизни старших подростков. Получается, что 45 учащимся никто не оказывает внимания в передаче опыта предков в формировании семейных ценностей. Этим детям необходимы особое внимание, привлечение к занятиям в кружках и секциях, к деятельности в детских и молодежных движениях.

Рис. 4. Результаты ответов на вопрос: «Кто рассказывает о семейных традициях?»

Ответы на вопрос: «Что оказывает основное влияние на становление человека?», приведенные на рисунке 5, показывают, что респонденты расположили на первом месте семью, пример и любовь родителей – 378 человек, близких родственников – 294, труд – 146, на четвертом месте – школа – 118 ответов, дальше почти одинаково друзья – 65, улица – 53, «Не знаю» – 51. Последний выбор учащихся дает нам понять, что дети не испытывают к себе внимания со стороны окружающих людей, что показывает отчуждение их от общества. Здесь видны результаты слабого взаимодействия семьи и школы.

Рис. 5. Результаты ответов на вопрос: «Что оказывает основное влияние на становление человека?»

Проведенное исследование позволило более детально изучить характер взаимоотношений между детьми и родителями, прочность взаимодействия между членами семьи, неразрывность поколений, взаимоподдержку и внимание друг к другу. С учетом устоявших традиций семейного воспитания авторами были разработаны дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа, учебное пособие для учащихся 8–9-х классов «Семейная педагогика» на примере традиционных духовно-нравственных ценностей тувинского народа. Целью данных уроков нравственности являются: создание педагогических условий для познания учащимися традиционного опыта воспитания Человека на основе духовно-нравственных ценностей, опыта тувинского народа, семьи как ценности, как защиты и проводника высшей Любви и Примера. На первом месте – традиционное понимание личностной защиты ребенка от зачатия и до становления Личности, его здоровье, образование, выбор жизненного пути. Со стороны самого человека как представителя семьи и рода важны знание своей родословной, ответственность за создание блага для своей семьи, рода, народа.

Уроки семейной педагогики направлены на анализ и осмысление учений прогрессивных мыслителей о семейном воспитании; познание основ и опыта воспитания в семье, роли рода, родового сообщества тувинского народа в становлении Человека, материнского и отцовского воспитания, методов воспитания. Сюда относятся пример матери, отца и родового сообщества в формировании будущих жены и мужа, их традиционной направленности на развитие нравственных знаний, умений и навыков в создании своей семьи.

Заключение. Таким образом, на основе анализа социально-педагогической действительности и проведенных эмпирических исследований по проблеме исследования авторы выявили следующие условия эффективного внедрения этнокультурного компонента в содержание ДООП:

- опора на тысячелетний опыт народной мудрости воспитания, приобщение детей к традиционным видам хозяйствования, культуре, образованию, природе, здоровью, создание благоприятных социально-педагогических условий в воспитании гражданственности и патриотизма в семье и школе;

- осознание обучающимися, родителями и педагогами семьи как основы воспитания, где происходит осмысление детьми духовно-нравственных смыслов родного языка, родного народа, родной земли;

- интеграция этнокультурных ценностей семьи во все формы, методы и содержание обучения и воспитания по уровням общего образования.


Библиографическая ссылка

Шаалы А.С., Ондар С.В., Монгуш А.А., Саая А.А. ИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33213 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674