В современной социально-политической ситуации наблюдается утрата российским обществом патриотического сознания, патриотических чувств, а среди молодежи отмечаются случаи уклонения от военной службы в армии. Это можно рассматривать как следствие неполноценной реализации воспитательной функции образовательными учреждениями. Поэтому сегодня со стороны как государства, так и образовательных учреждений усилилось внимание к патриотическому воспитанию обучающихся.
Анализ документов (таких как Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года, Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2020–2025 годы, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и План мероприятий по ее реализации в 2021–2025 годы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации) показывает, что нормативно-правовая база воспитания патриотизма подрастающего поколения как важнейшего приоритета государственной образовательной политики в нашей стране достаточно развита.
Сегодня работу по патриотическому воспитанию обучающихся в образовательных учреждениях педагоги осуществляют в соответствии с Федеральным проектом «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (сроки реализации: 01.01.2021 – 31.12.2024 годы) в рамках Национального проекта «Образование» [1]. В Проекте одной из основных задач российского образования на всех его уровнях провозглашается обеспечение патриотического воспитания в соответствии с потребностями государства и общества. По всей стране в целях реализации требований Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» активизируется работа по воспитанию патриотизма в образовательных учреждениях всех типов. Особое внимание данной работе уделяется в школьные годы, в период интенсивного формирования личности как представителя своего народа, гражданина и патриота Отечества. «Поэтому одна из кардинальных задач современной общеобразовательной школы состоит в том, чтобы обеспечить диалектическое единство и преемственность между этнической и гражданской идентичностью личности» [2, с. 1758]. Воспитание патриотизма у учащихся как проявления любви к Отечеству, готовности каждого молодого человека отстаивать свободу и независимость Родины приобретает особую актуальность. В российских школах патриотическое воспитание направлено на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Для реализации патриотического воспитания в школе педагоги должны иметь соответствующую профессиональную подготовку, которая заключается в освоении теоретических и методических основ патриотической работы. Сегодня в образовательной практике наблюдается противоречие между требованием государства и общества к осуществлению учителем патриотического воспитания в школе и реальным состоянием его готовности к работе в этом направлении. В ходе наблюдений за воспитательной работой студентов во время педагогической практики, а также по результатам проведенных с ними бесед и анкетирования автору удалось обнаружить, что часть практикантов испытывают затруднения в патриотическом воспитании обучающихся.
Цель исследования – раскрыть сущность готовности будущих учителей к патриотической работе в школе; выявить реальный уровень готовности будущих учителей к осуществлению патриотической деятельности с воспитанниками; определить пути повышения эффективности процесса подготовки будущих учителей к организации воспитательного процесса по формированию патриотического сознания и патриотического поведения учащихся.
Материал и методы исследования.
Исследование проводилось в 2022/2023 учебном году с выпускниками КЧГУ имени У.Д. Алиева направления подготовки «Педагогическое образование» естественно-географического факультета (50 студентов).
Методы исследования: анализ изученной литературы, наблюдение, констатирующий эксперимент, анкетирование.
Анкета «Изучение уровня готовности будущего учителя к патриотической работе в школе»
Уважаемые студенты, в целях изучения Вашей готовности к патриотической работе в школе просим ответить на вопросы настоящей анкеты.
Обведите, пожалуйста, кружочком те варианты ответов, которые более всего соответствуют Вашему мнению.
I. Как Вы считаете, актуальна ли сегодня проблема патриотического воспитания учащихся? (Да, Нет, Частично).
II. Считаете ли ВЫ себя патриотом? (Да, Нет, Частично).
III. При формулировании целей и задач патриотического воспитания и отдельных его фрагментов (средства, формы организации) имеете ли затруднения в их конкретизации? (Да, Нет, Иногда).
IV. Испытываете ли Вы затруднения при планировании работы в направлении патриотического воспитания учащихся? (Да, Нет, Иногда).
V. Для более эффективной работы по целеполаганию и планированию своей деятельности в направлении патриотического воспитания изучаете ли педагогическую литературу? (Да, Нет, Иногда).
VI. Оцените свой уровень готовности к патриотическому воспитанию школьников? (Высокий, Средний, Низкий).
VII. В каком направлении Вы хотели бы усовершенствовать свои знания?
1) теоретическая подготовка
2) методическая подготовка
Еще немного о себе
VIII. На каком факультете Вы учитесь? ______________________
IX. Ваш курс обучения? (1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й).
X. Планируете ли Вы по окончании обучения в вузе работать учителем?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить
Спасибо за участие!
Результаты исследования и их обсуждение. По результатам анкетирования автором выявлено (Анкета «Изучение уровня готовности будущего учителя к патриотической работе в школе»): средний уровень готовности к патриотической работе в школе имеют 25 человек (50% респондентов), низкий уровень – 15 человек (30% респондентов), высокий уровень – лишь 10 человек (20% респондентов). Итак, приведенные выше результаты анкетирования указывают на недостаточную степень готовности будущих учителей к осуществлению патриотического воспитания учащихся.
В методических рекомендациях «Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации» указывается: «Патриотическая работа – воспитательная деятельность по формированию патриотического сознания и патриотического поведения граждан» [3, с. 5].
Изучение научной литературы по проблеме исследования показывает, что вопрос подготовки учителей к патриотическому воспитанию школьников рассматривается многими учеными на протяжении долгих лет. Однако на сегодняшний день нет единого мнения в понимании сущности, содержания и структурных компонентов готовности будущих учителей к патриотической работе в школе.
В дальнейшей работе необходимо раскрыть содержание понятия «готовность к деятельности». Осуществление деятельности человеком требует соответствующей профессиональной подготовки, однако не всякий уровень подготовки позволяет в достаточной степени реализовать трудовую функцию. Эффективность выполнения всякой профессиональной деятельности личностью находится в зависимости от подготовки специалиста к ее осуществлению, то есть от готовности к реализации профессиональных обязанностей. Готовность как устойчивая характеристика личности «действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать в связи с поставленной задачей. Будучи заблаговременно сформированной, эта готовность – существенная предпосылка успешной деятельности» [4, c. 8]. Следовательно, готовность к деятельности и характеризует состояние личности, достигнутое в результате целенаправленной подготовки для успешного выполнения определенных трудовых действий.
В данном исследовании готовность будущих учителей к патриотической работе в школе определяется как функциональное состояние будущего учителя, интегрирующее в себе позитивную мотивацию, теоретическую и практическую готовность к патриотическому воспитанию.
В последние десятилетия немало научных работ посвящается изучению вопроса готовности будущего учителя к патриотическому воспитанию в школе (работы Т.М.Масловой, Ю.С. Батраковой, О.Л. Шабалиной, А.В. Рыбакова и др.). Исследователями рассматриваются различные модели подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников (работы М.В. Хорошиловой, Л.А. Мокрецовой, Н.А. Швец) [5], (Н.С. Шкитиной, Н.С. Касаткиной) [6].
Следует отметить, что определение готовности учителя к патриотическому воспитанию учащихся трактуется в научных работах по-разному. Так, Г.Н Гавриленко пишет, что «готовность учителей к патриотическому воспитанию учащихся средствами учебного предмета в общеобразовательной школе определяется как многомерное интегративное образование, включающее профессионально-когнитивный, мотивационно-личностный, аксиологический и проектно-деятельностный компоненты, находящиеся в системной взаимосвязи» [7]. О.Л. Шабалина, А.В. Рыбаков отмечают, что «…готовность учителя к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведческой работы предполагает наличие у педагога совокупности развитых качеств патриота, положительных эмоций и осознанной мотивации к учебно-воспитательной деятельности, а также профессиональных умений и знаний, необходимых для патриотического воспитания учащихся средствами краеведения» [8].
Ю.С. Батракова считает: «Компетентность будущего учителя в области патриотического воспитания школьников – это интегративное профессионально-личностное образование субъекта, обеспечивающее его готовность и способность к осознанному и качественному решению педагогических задач в рассматриваемом аспекте воспитания школьников» [9, с. 10]. Т.М. Маслова выделяет две группы критериев: «… субъективная позиция педагогов по отношению к деятельности по патриотическому воспитанию школьников и готовность педагогов к осуществлению этой деятельности» [10, с. 71].
Анализ научных работ показывает, что готовность к патриотической работе в школе имеет сложную структуру и рассматривается как состояние или как качество личности учителя. Исследователи в структуре готовности учителей к патриотическому воспитанию учащихся выделяют следующие компоненты: профессионально-когнитивный, мотивационно-личностный, аксиологический и проектно-деятельностный компоненты (Л.Н.Гавриленко); мотивационный, когнитивный, деятельностный (Т.М. Маслова); личностный, содержательный и процессуальный (М. С. Сидорина, Н. А. Ермакова) и др.
Следует отметить, что содержание и показатели компонентов готовности будущего учителя к патриотической работе в школе в определенной степени задаются трудовой функцией, определяемой профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – профстандарт «Педагог») и требованиями к квалификациям в сфере образования. В профессиональном стандарте приводится характеристика квалификации – показатели подготовки работника (уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), необходимые для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, то есть определенной трудовой функции. В профстандарте «Педагог» указывается перечень трудовых функций, подробно описываются выполняемые трудовые действия, приводятся знания и умения, которыми нужно овладеть педагогическому работнику.
В приказе от 12 апреля 2021 г. n 15/21-пр «Об утверждении наименований квалификаций и требований к квалификациям в сфере образования» воспитательная деятельность наряду с обучением и развитием выделена в отдельную трудовую функцию. Здесь же приводятся знания и умения, необходимые для реализации данной трудовой функции [11, с. 7–8]. Воспитание патриотизма вместе с формированием гражданской позиции и толерантности не указывается в качестве трудового действия. Однако без целенаправленной организации патриотического воспитания невозможно формирование патриотического сознания и патриотического поведения учащихся.
Опираясь на вышеприведенные структурные компоненты готовности учителя к патриотическому воспитанию, а также учитывая требования к квалификации педагога, проявляющего готовность к выполнению трудовой функции «воспитательная деятельность в сфере образования», автор считает, что основными компонентами готовности будущих учителей к патриотической работе в школе являются: мотивационная готовность, когнитивная готовность, деятельностная готовность.
Будущие учителя изучают дисциплину «Теория и методика воспитания» (до 2022 года) как раздел педагогики в одном семестре. По мнению автора, это не позволяет в достаточной степени подготовить студентов к воспитательной работе с учащимися. В последние годы в обязательную часть учебного плана направления подготовки «Педагогическое образование» включены дисциплины «Психология воспитательных практик» и «Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)». Изучение студентами данных учебных дисциплин способствует в определенной мере углублению и расширению знаний, умений будущих учителей по теории и методике воспитания, что способствует повышению уровня подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности. Однако, как показывает исследование, в школе будущие учителя достаточной подготовки к патриотической работе в процессе изучения дисциплин обязательной части учебного плана не получают. Следовательно, в вариативную часть учебного плана целесообразно включить специально разработанный курс, способствующий повышению уровня как теоретической, так и практической подготовки студентов к патриотическому воспитанию школьников.
Таблица 1
Тематический план курса «Теория и методика патриотической работы в школе» и трудоемкость по видам учебных занятий
№ |
Наименование разделов и тем |
Лекции |
Практические занятия (семинар, лаб. занятие) |
Самостоятельная работа |
I. |
Раздел. Теоретические основы патриотической работы в школе |
14 |
14 |
14 |
1. |
Тема. Воспитание патриотизма как педагогическое явление |
2 |
2 |
2 |
2. |
Тема. Проблема определения цели и задач патриотического воспитания в педагогике |
2 |
2 |
2 |
3. |
Тема. Сущность патриотизма, его содержание и внутренняя структура |
4 |
2 |
2 |
4. |
Тема. История развития патриотизма |
|
2 |
2 |
5. |
Тема. Нормативно-правовая база патриотического воспитания учащихся |
2 |
2 |
2 |
6. |
Тема. Основные направления в системе патриотического воспитания в школе |
2 |
2 |
2 |
7. |
Тема. Диагностика эффективности патриотического воспитания |
2 |
2 |
2 |
II. |
Раздел. Методика организации патриотической работы в школе |
8 |
8 |
4 |
1. |
Тема. Методы организации патриотического воспитания |
4 |
4 |
2 |
2. |
Тема. Технологии организации патриотического воспитания учащихся |
4 |
4 |
2 |
|
Всего: |
22 |
22 |
18 |
В таблице 1 представлен разработанный автором элективный курс «Теория и методика патриотической работы в школе». Цель курса – ознакомить будущих учителей с теоретическими основами патриотического воспитания, способствовать овладению методами и технологиями организации патриотического воспитания школьников.
Заключение
Готовность будущих учителей к патриотической работе в школе автор рассматривает как функциональное состояние будущего учителя, которое проявляется в понимании необходимости патриотического воспитания учащихся и желании его осуществлять (позитивная мотивация), в знании теоретических основ патриотического воспитания (когнитивная готовность) и умении планировать и организовать патриотическую работу в школе (деятельностная готовность).
Проведенное исследование позволяет констатировать тот факт, что готовность будущих учителей к патриотической работе в школе находится в зависимости от знания студентами теории патриотического воспитания и методов его организации. Автор полагает, что изучение студентами элективного курса «Теория и методика патриотической работы в школе» содействует приобретению ими знаний и умений в области патриотической работы.
Библиографическая ссылка
Лайпанова И.Б. ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33200 (дата обращения: 05.10.2024).