Подготовка бакалавров в области высшего образования является ключевой проблемой в теории и практике. Бакалавры педагогических направлений подготовки должны обладать компетенциями для решения ряда задач в профессиональной, методической, организационно-управленческой, сопроводительной, культурно-просветительской деятельности. О важности просветительской деятельности говорят изменения и дополнения, внесенные в статью 12.2 Требования к осуществлению просветительской деятельности Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1]. В этом документе прописаны определение, порядок осуществления просветительской деятельности и ограничения. По этой причине в центре внимания педагогов высшей школы остается поиск способов развития просветительских компетенций студентов.
Цель исследования – показать возможности квиз-игры в практике подготовки студентов-музыкантов к просветительской деятельности в школе.
Материалы и методы исследования: анализ современных публикаций в области педагогики и методики преподавания, обобщение педагогического опыта.
Сегодня в вузы поступают студенты, кардинальным образом отличающиеся от предыдущих поколений. В сети Интернет, в научных публикациях последнего десятилетия особую популярность приобретает «поколенческий» подход, основоположниками которого стали экономист и специалист в области демографии Н. Хоув и историк В. Штраус. Согласно теории социальных поколений, представителей ХХI века, родившихся с 2000 по 2020 гг., называют поколением Z [2].
Теория поколений приобрела большую популярность, однако мнения исследователей неоднозначны. Некоторые авторы говорят о недоказательности данной теории, стремлении к широкому обобщению, нивелировке индивидуальности личности. Другие, наоборот, утверждают о пользе такого подхода и находят практические основы применения теории в экономике, маркетинге. Для представителей поколения Z сегодня создаются аутентичные, небольшие бренды, которое позволяют им почувствовать принадлежность к группе [3, 4].
Рассматривая систему ценностей представителей этого поколения, исследователи отмечают такую ее особенность, как формирование взглядов, убеждений, вкусов в новых экономических и политических условиях. Поэтому отличительными чертами молодых людей ХХI века можно считать способность решать несколько задач одновременно и быстро осваивать новые технологии; высокий уровень владения компьютером. Сегодняшнее поколение студентов ценит быстрое получение информации и овладение профессиональными умениями и навыками, которые они получают через самообразование и онлайн-курсы. В среде представителей нового поколения распространено клиповое мышление, которое сформировалось под воздействием увеличенного потока информационных ресурсов и необходимости изменения скорости обработки информации, ускорения темпа жизни, многозадачности как неотъемлемого атрибута современного человека.
Перечисленные качества современных студентов свидетельствуют о необходимости внедрения новых форм работы в систему обучения и воспитания в вузе.
Результаты исследования и их обсуждение
Практика подготовки бакалавров направления 44.03.01 Педагогическое образование, «Музыка» к просветительской деятельности в последние десятилетия претерпевает изменения. В предыдущие годы студентам читался лекционный материал, проводились практические занятия, направленные на овладение навыками организации культурно-просветительских программ и проведения концертно-просветительской работы. Безусловно, и сегодняшним бакалаврам необходимо знать имена великих композиторов – популяризаторов классической музыки (Ф. Лист, А. Г. Рубинштейн, Л. Бернстайн, Д.Б. Кабалевский), наиболее известных музыкантов современности, ведущих циклы просветительских лекций и передач о музыке (А.М. Варгафтик, С.М. Казиник). Важно изучение лекторско-филармонической практики прошлого и настоящего (И.И. Соллертинский, О.А. Скорбященская, Я.И. Тимофеев и другие авторы).
Просветительская деятельность сегодня является не только частью учебной работы, она рассматривается и как важная составляющая внеаудиторной работы студента педвуза. В исследовании В.И. Поповой культурно-просветительская деятельность основывается на принципах контекстности в процессе проектирования культурно-просветительского пространства; открытости во взаимодействии со средой компенсаторности как основы педагогической поддержки культурно-просветительской деятельности студента [5, с. 79].
В учебном плане бакалавров дисциплина «Просветительская деятельность в области музыкального искусства» относится к основной части основной образовательной программы. Общая ее трудоемкость составляет две зачетные единицы (72 часа) с итоговым контролем в форме экзамена. Расширение спектра компетенций в образовательном стандарте по направлению подготовки «Педагогическое образование» и последующая за этим шагом актуализация рабочих программ потребовали внести изменения путем внедрения новых форм работы со студентами. В процессе подготовки нового поколения бакалавров в вузе меняется форма подачи лекционного материала, дополняясь интерактивными методами, включаются различные виды проектной работы студентов.
В процессе освоения дисциплины студенты учатся находить информацию, осуществлять ее анализ и синтез в рамках поставленной задачи, изучают историю музыкального просветительства, традиционные и современные формы культурно-просветительских мероприятий (лекция-беседа, иммерсивная лекция, флэшмоб, перформанс, квест, воркшоп и др.).
В связи с тем, что в последние годы большими возможностями стали обладать игровые формы просветительской деятельности, которые активно применяются на всех ступенях системы образования – от детского сада до вуза, акцент в обучении студентов ставится на технологии составления и проведения школьного урока музыки и внеурочного мероприятия игровыми способами.
Технология организации и проведения игр вызывает большой интерес в среде педагогов-практиков. Внедрение игровых форм в образовательный процесс в современных исследованиях рассматривается как средство проведения интеллектуального досуга, познавательной активности, метод обучения, форма организации учебных занятий.
Игровые формы позволяют повысить интерес студентов к изучаемой дисциплине, активизировать их активность на занятии, укрепить взаимодействие между преподавателем и студентами, повысить методическую подготовку студентов перед выходом на практику в общеобразовательную школу.
Одна из современных форм музыкально-просветительской деятельности, активно применяемая не только в интеллектуально-развлекательных целях, но и в обучающих, – квиз-игра (quiz – «задание, вопрос»).
О популярности квиз-игр как одной из форм социокультурной деятельности говорит количество публикаций, в которых авторы применяют технологию квиз-игры в качестве метода активного обучения; формы проведения кураторского часа в учебном заведении и музейной работе; способа самоорганизации школьников; способа повышения познавательной активности учащихся по предметам школьного цикла; технологии профориентационной работы и др.
Квиз-игра представляет собой командную интеллектуальную игру, в которой участники за ограниченный промежуток времени отвечают на вопросы из разных сфер знания. Игра напоминает викторину в форме вопроса-ответа или телевизионную игру «Что? Где? Когда?». Метод мозгового штурма позволяет вовлечь всех участников команды в обсуждение, формируя чувство единения. Игровые модули посвящены разным категориям знаний: искусство, наука, история, общество и др.
Л. М. Гитихмаева выделяет следующие виды квиз-игр:
· образовательный – классический квиз по школьным предметам, с вопросами, направленными на расширение знаний, получение новой информации и ее осмысление;
· тематический – квиз, направленный на выявление и поддержание интереса обучающихся к одной теме, направлению;
· развлекательно-развивающий – квиз, способствующий развитию мышления, гибкости ума, логики, сочетающий в себе вопросы, направленный на самостоятельный поиск новой информации и на получение удовольствия от этого процесса;
· лингвистический – квиз, способствующий осмыслению и запоминанию материала, развитию беглости речи и мышления, расширению словарного запаса;
· межтематический – квиз, включающий вопросы на выявление межпредметных связей, например квиз «биология – химия», «литература – география», «физика – математика» и т.д.;
· проверочный – квиз, направленный на оценку усвоения материала, игровой вариант для проведения контрольных работ, выявления тем, необходимых для повторения [6, c. 331–332].
Взяв за основу классификацию игр, представленную Л.М. Гитихмаевой, остановимся на развлекательно-развивающем виде квиз-игры, обладающей мощным просветительским потенциалом и соотносящейся с целями освоения учебной дисциплины, задачами будущей деятельности бакалавров.
Задача преподавателя на учебном занятии – провести демонстрационную версию игры в студенческой группе для того, чтобы студенты педагогического направления научились применять в своей профессиональной деятельности игровые технологии, показать алгоритм их подготовки и проведения.
Сценарий подготовки к игровому занятию включает несколько этапов: целевой, организационный, игровой, итоговый.
Целевой этап. Целью проведения игры является развитие познавательной компетентности, требующей интеграции знаний из различных предметных областей.
На организационном этапе требуется определить несколько аспектов, таких как: целевая аудитория, для которой предназначена игра, количество игровых раундов, бланки для ответов игроков и система оценки результатов. Правильность и полнота ответов оцениваются жюри.
Основные правила построения игры касаются формирования банка вопросов и заданий из мира культуры и искусства. Здесь большую роль на этапе подготовки игры играют поисково-исследовательский характер деятельности, знание музыкальных произведений, истории их возникновения, общая эрудированность в вопросах культуры и искусства.
Просветительский аспект в квиз-игре заключается в озвучивании и демонстрации ведущим правильных ответов после каждого раунда. В процессе разъяснения, прослушивания музыкальных отрывков, просмотра видеофрагментов игрокам сообщают новые сведения, факты, тем самым их побуждают к самостоятельному поиску информации, расширению и закреплению знаний.
Вопросы в квиз-игре используются нескольких типов, часто находящихся на стыке искусства и науки, межпредметных областей знания.
1. Вопросы с несколькими вариантами ответов.
– Какое сочинение Л. Бетховена проходит лейтмотивом в рассказе «Гранатовый браслет» А. Куприна?
Варианты ответов: Соната для фортепиано № 23 «Апассионата», часть 1; Соната для фортепиано № 2, часть 2; Симфония № 5 сочинение 67; Симфония № 9 сочинение 125.
Правильный ответ: Соната для фортепиано № 2 A-dur Op. 2. Бетховена. Вторая часть сонаты Largo appassionato проходит лейтмотивом через все произведение. Она открывает «Гранатовый браслет» и завершает повесть. Герой упоминает, что часто видел любимую именно на бетховенских концертах. Он просит княгиню сыграть или послушать сонату № 2, когда она вспомнит о нем.
– В американском психологическом фильме ужасов о Ганнибале Лектере «Молчание ягнят» вариации этого композитора звучат неоднократно.
Варианты ответов: «Болеро» М. Равель; «Пляска смерти» Ф. Лист; «Вариации Гольдберга» И.С. Бах; Рапсодия на тему Паганини С.В. Рахманинов.
Правильный ответ: В фильме звучат «Вариации Гольдберга» И.С. Баха. Они написаны по заказу страдавшего от бессонницы российского посланника в Саксонии фон Кейзерлинга для исполнения их в качестве лечебного средства личным музыкантом заказчика Гольдбергом. Вариации состоят из Арии и 36 вариаций.
2. Вопросы-иллюстрации. Вопрос заключен в изображении на слайде: портреты деятелей культуры и искусства, музыкальные инструменты, музыкальные шарады и т.д.
3. Музыкальные викторины, составленные из образцов классической музыки. Этот раздел представляет традиционную для системы музыкального образования «угадайку». Игрокам необходимо назвать звучащее в записи произведение, композитора, часть или раздел, тему или лейтмотив.
4. Творческие задания: содержат несколько вариантов решений, что мотивирует игроков находить самые нестандартные. Примеры творческих заданий: составить синквейн, акростих на заданную тему.
5. Вопросы, знакомящие с явлениями современного искусства второй половины ХХ – ХХI веков: формами, направлениями, стилями, материалами, именами создателей.
Игровой этап. После жеребьевки команд и выбора капитана проводится игра. Продолжительность игры составляет 40 минут. После озвучивания вопроса ведущим команда обсуждает вопрос 1 минуту и заносит ответ в бланк. Правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный – 0 баллов.
На итоговом этапе игры необходимо оценить результат, проверить регламент, обсудить включенность участников группы и их роль в ходе игры, ошибки и недочеты, сложность вопросов в игровых раундах. На итоговом этапе в работе в группе используется методика развития критического мышления «Шесть шляп». Ее применение дает возможность оценить игровую ситуацию с шести точек зрения: изложить факты, выразить эмоции, найти позитивные моменты, выделить недостатки, предложить новый путь в решении и сделать общий вывод.
После демонстрации преподавателем игры в учебной группе студентам необходимо в малых группах подготовить и провести игру, разработанную для средних и старших классов школьной аудитории. На этом этапе освоения учебной дисциплины студенты сталкиваются с типичными затруднениями. Они связаны с недостаточно широким музыкальным кругозором и музыкально-слушательской культурой, незнанием биографических фактов деятелей культуры и искусства, неумением анализировать, компоновать, сопоставлять материал.
Выход из данной ситуации состоит в побуждении студентов не только пользоваться сетью Интернет, а изучать и использовать действующую программу по музыке для общеобразовательных школ, обратиться к курсу отечественной и зарубежной музыкальной литературы, к периодическим печатным изданиям по искусству.
В этом случае подготовка бакалавра к игре в учебной группе отвечает требованиям системности и иерархичности и позволяет решать несколько взаимосвязанных задач:
· методическую: формируются продуктивные подходы к овладению информацией, что стимулирует студентов к изучению программы по дисциплине «Музыка» для общеобразовательной школы при подготовке к игре;
· образовательную: интенсифицируется процесс понимания и творческого применения знаний; активизируется самообразовательная деятельность по изучению дисциплин «История зарубежной музыки», «История русской музыки»;
· просветительскую: формируется готовность студента к производственной (педагогической) практике, при этом студент методически оснащается необходимым в школе арсеналом наработок; расширяется его кругозор за счет участия в проектах, подготовленных однокурсниками для других классов школьников;
· индивидуально-личностную: обогащается личный опыт студента на основе рефлексии собственной деятельности. Студент-бакалавр учится находить и учитывать недочеты и ошибки в работах сокурсников, активнее включаясь в процесс использования знаний.
Заключение. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что при условии включения в учебный процесс таких современных форм музыкально-просветительской деятельности, как квиз-игра, возможны повышение мотивации и интереса студентов к практической работе в общеобразовательной школе, качественное улучшение музыкально-просветительских компетенций студента-музыканта.
Библиографическая ссылка
Протасова С.В. КВИЗ-ИГРА КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33199 (дата обращения: 05.10.2024).