Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КВИЗ-ИГРА КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

Протасова С.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
В статье рассмотрена проблема подготовки студентов педагогического направления творческого вуза к просветительской работе в общеобразовательной школе. Необходимость внедрения новых форм подготовки продиктована несколькими факторами. Первый фактор – требования Федерального стандарта к подготовке бакалавров в вузе как основы для разработки образовательного маршрута студента. Второй фактор – это изменения и дополнения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в разделе о просветительской деятельности. Третий фактор – качественно новые характеристики студентов, поступающих сегодня в вузы, согласно теории социальных поколений. Среди сильных сторон современных студентов поколения Z – способность быстро получать информацию и обрабатывать ее, используя современные технологии. Перечисленные факторы послужили основанием для изменения способов подготовки студентов по дисциплине «Просветительская деятельность в области музыкального искусства» с акцентом на игровую форму. Одной из популярных игр среди молодежи, которая активно применяется на всех ступенях системы образования и в досуговой деятельности, является квиз-игра. Ее преимущество заключается в сочетании развлекательного, образовательного, методического и просветительского аспектов в ходе подготовки и проведения игры. В статье рассмотрены характерные сложности, которые испытывают студенты при подготовке к игре, предложены пути их решения.
бакалавры
просветительская деятельность
педагогическое образование
поколение z
квиз-игра
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2023). [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 (дата обращения: 11.12.2023).
2. Зубко Д.В., Клюев Ю.В. Теория поколений в фокусе ценностей: к вопросу целесообразности применения поколенческой концепции при стратегическом планировании // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. Т 13. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/02SCSK322.pdf (дата обращения: 09.12.2023).
3. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1 (1). С. 94-97.
4. Кострюкова Д.К. Теория поколений и её практическое использование в экономике // Молодой ученый. 2023. № 9 (456). С. 96-98.
5. Попова В.И. Культурно-просветительская деятельность как важнейшая составляющая внеаудиторной деятельности студента // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56) С. 79-80.
6. Гитихмаева Л.М. Структура квиз-игры как метода активного обучения // Педагогическое образование в XXI веке: приоритеты и поиски: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А.А. Молдажановой (Астана, 07 октября 2022 г.) Астана: Издательство: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, 2022. С. 330-336.

Подготовка бакалавров в области высшего образования является ключевой проблемой в теории и практике. Бакалавры педагогических направлений подготовки должны обладать компетенциями для решения ряда задач в профессиональной, методической, организационно-управленческой, сопроводительной, культурно-просветительской деятельности. О важности просветительской деятельности говорят изменения и дополнения, внесенные в статью 12.2 Требования к осуществлению просветительской деятельности Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1]. В этом документе прописаны определение, порядок осуществления просветительской деятельности и ограничения. По этой причине в центре внимания педагогов высшей школы остается поиск способов развития просветительских компетенций студентов.

Цель исследования – показать возможности квиз-игры в практике подготовки студентов-музыкантов к просветительской деятельности в школе.

Материалы и методы исследования: анализ современных публикаций в области педагогики и методики преподавания, обобщение педагогического опыта.

Сегодня в вузы поступают студенты, кардинальным образом отличающиеся от предыдущих поколений. В сети Интернет, в научных публикациях последнего десятилетия особую популярность приобретает «поколенческий» подход, основоположниками которого стали экономист и специалист в области демографии Н. Хоув и историк В. Штраус. Согласно теории социальных поколений, представителей ХХI века, родившихся с 2000 по 2020 гг., называют поколением Z [2].

Теория поколений приобрела большую популярность, однако мнения исследователей неоднозначны. Некоторые авторы говорят о недоказательности данной теории, стремлении к широкому обобщению, нивелировке индивидуальности личности. Другие, наоборот, утверждают о пользе такого подхода и находят практические основы применения теории в экономике, маркетинге. Для представителей поколения Z сегодня создаются аутентичные, небольшие бренды, которое позволяют им почувствовать принадлежность к группе [3, 4].

Рассматривая систему ценностей представителей этого поколения, исследователи отмечают такую ее особенность, как формирование взглядов, убеждений, вкусов в новых экономических и политических условиях. Поэтому отличительными чертами молодых людей ХХI века можно считать способность решать несколько задач одновременно и быстро осваивать новые технологии; высокий уровень владения компьютером. Сегодняшнее поколение студентов ценит быстрое получение информации и овладение профессиональными умениями и навыками, которые они получают через самообразование и онлайн-курсы. В среде представителей нового поколения распространено клиповое мышление, которое сформировалось под воздействием увеличенного потока информационных ресурсов и необходимости изменения скорости обработки информации, ускорения темпа жизни, многозадачности как неотъемлемого атрибута современного человека.

Перечисленные качества современных студентов свидетельствуют о необходимости внедрения новых форм работы в систему обучения и воспитания в вузе.

Результаты исследования и их обсуждение

Практика подготовки бакалавров направления 44.03.01 Педагогическое образование, «Музыка» к просветительской деятельности в последние десятилетия претерпевает изменения. В предыдущие годы студентам читался лекционный материал, проводились практические занятия, направленные на овладение навыками организации культурно-просветительских программ и проведения концертно-просветительской работы. Безусловно, и сегодняшним бакалаврам необходимо знать имена великих композиторов – популяризаторов классической музыки (Ф. Лист, А. Г. Рубинштейн, Л. Бернстайн, Д.Б. Кабалевский), наиболее известных музыкантов современности, ведущих циклы просветительских лекций и передач о музыке (А.М. Варгафтик, С.М. Казиник). Важно изучение лекторско-филармонической практики прошлого и настоящего (И.И. Соллертинский, О.А. Скорбященская, Я.И. Тимофеев и другие авторы).

Просветительская деятельность сегодня является не только частью учебной работы, она рассматривается и как важная составляющая внеаудиторной работы студента педвуза. В исследовании В.И. Поповой культурно-просветительская деятельность основывается на принципах контекстности в процессе проектирования культурно-просветительского пространства; открытости во взаимодействии со средой компенсаторности как основы педагогической поддержки культурно-просветительской деятельности студента [5, с. 79].

В учебном плане бакалавров дисциплина «Просветительская деятельность в области музыкального искусства» относится к основной части основной образовательной программы. Общая ее трудоемкость составляет две зачетные единицы (72 часа) с итоговым контролем в форме экзамена. Расширение спектра компетенций в образовательном стандарте по направлению подготовки «Педагогическое образование» и последующая за этим шагом актуализация рабочих программ потребовали внести изменения путем внедрения новых форм работы со студентами. В процессе подготовки нового поколения бакалавров в вузе меняется форма подачи лекционного материала, дополняясь интерактивными методами, включаются различные виды проектной работы студентов.

В процессе освоения дисциплины студенты учатся находить информацию, осуществлять ее анализ и синтез в рамках поставленной задачи, изучают историю музыкального просветительства, традиционные и современные формы культурно-просветительских мероприятий (лекция-беседа, иммерсивная лекция, флэшмоб, перформанс, квест, воркшоп и др.).

В связи с тем, что в последние годы большими возможностями стали обладать игровые формы просветительской деятельности, которые активно применяются на всех ступенях системы образования – от детского сада до вуза, акцент в обучении студентов ставится на технологии составления и проведения школьного урока музыки и внеурочного мероприятия игровыми способами.

Технология организации и проведения игр вызывает большой интерес в среде педагогов-практиков. Внедрение игровых форм в образовательный процесс в современных исследованиях рассматривается как средство проведения интеллектуального досуга, познавательной активности, метод обучения, форма организации учебных занятий.

Игровые формы позволяют повысить интерес студентов к изучаемой дисциплине, активизировать их активность на занятии, укрепить взаимодействие между преподавателем и студентами, повысить методическую подготовку студентов перед выходом на практику в общеобразовательную школу.

Одна из современных форм музыкально-просветительской деятельности, активно применяемая не только в интеллектуально-развлекательных целях, но и в обучающих, – квиз-игра (quiz – «задание, вопрос»).

О популярности квиз-игр как одной из форм социокультурной деятельности говорит количество публикаций, в которых авторы применяют технологию квиз-игры в качестве метода активного обучения; формы проведения кураторского часа в учебном заведении и музейной работе; способа самоорганизации школьников; способа повышения познавательной активности учащихся по предметам школьного цикла; технологии профориентационной работы и др.

Квиз-игра представляет собой командную интеллектуальную игру, в которой участники за ограниченный промежуток времени отвечают на вопросы из разных сфер знания. Игра напоминает викторину в форме вопроса-ответа или телевизионную игру «Что? Где? Когда?». Метод мозгового штурма позволяет вовлечь всех участников команды в обсуждение, формируя чувство единения. Игровые модули посвящены разным категориям знаний: искусство, наука, история, общество и др.

Л. М. Гитихмаева выделяет следующие виды квиз-игр:

· образовательный – классический квиз по школьным предметам, с вопросами, направленными на расширение знаний, получение новой информации и ее осмысление;

· тематический – квиз, направленный на выявление и поддержание интереса обучающихся к одной теме, направлению;

· развлекательно-развивающий – квиз, способствующий развитию мышления, гибкости ума, логики, сочетающий в себе вопросы, направленный на самостоятельный поиск новой информации и на получение удовольствия от этого процесса;

· лингвистический – квиз, способствующий осмыслению и запоминанию материала, развитию беглости речи и мышления, расширению словарного запаса;

· межтематический – квиз, включающий вопросы на выявление межпредметных связей, например квиз «биология – химия», «литература – география», «физика – математика» и т.д.;

· проверочный – квиз, направленный на оценку усвоения материала, игровой вариант для проведения контрольных работ, выявления тем, необходимых для повторения [6, c. 331–332].

Взяв за основу классификацию игр, представленную Л.М. Гитихмаевой, остановимся на развлекательно-развивающем виде квиз-игры, обладающей мощным просветительским потенциалом и соотносящейся с целями освоения учебной дисциплины, задачами будущей деятельности бакалавров.

Задача преподавателя на учебном занятии – провести демонстрационную версию игры в студенческой группе для того, чтобы студенты педагогического направления научились применять в своей профессиональной деятельности игровые технологии, показать алгоритм их подготовки и проведения.

Сценарий подготовки к игровому занятию включает несколько этапов: целевой, организационный, игровой, итоговый.

Целевой этап. Целью проведения игры является развитие познавательной компетентности, требующей интеграции знаний из различных предметных областей.

На организационном этапе требуется определить несколько аспектов, таких как: целевая аудитория, для которой предназначена игра, количество игровых раундов, бланки для ответов игроков и система оценки результатов. Правильность и полнота ответов оцениваются жюри.

Основные правила построения игры касаются формирования банка вопросов и заданий из мира культуры и искусства. Здесь большую роль на этапе подготовки игры играют поисково-исследовательский характер деятельности, знание музыкальных произведений, истории их возникновения, общая эрудированность в вопросах культуры и искусства.

Просветительский аспект в квиз-игре заключается в озвучивании и демонстрации ведущим правильных ответов после каждого раунда. В процессе разъяснения, прослушивания музыкальных отрывков, просмотра видеофрагментов игрокам сообщают новые сведения, факты, тем самым их побуждают к самостоятельному поиску информации, расширению и закреплению знаний.

Вопросы в квиз-игре используются нескольких типов, часто находящихся на стыке искусства и науки, межпредметных областей знания.

1. Вопросы с несколькими вариантами ответов.

– Какое сочинение Л. Бетховена проходит лейтмотивом в рассказе «Гранатовый браслет» А. Куприна?

Варианты ответов: Соната для фортепиано № 23 «Апассионата», часть 1; Соната для фортепиано № 2, часть 2; Симфония № 5 сочинение 67; Симфония № 9 сочинение 125.

Правильный ответ: Соната для фортепиано № 2 A-dur Op. 2. Бетховена. Вторая часть сонаты Largo appassionato проходит лейтмотивом через все произведение. Она открывает «Гранатовый браслет» и завершает повесть. Герой упоминает, что часто видел любимую именно на бетховенских концертах. Он просит княгиню сыграть или послушать сонату № 2, когда она вспомнит о нем.

– В американском психологическом фильме ужасов о Ганнибале Лектере «Молчание ягнят» вариации этого композитора звучат неоднократно.

Варианты ответов: «Болеро» М. Равель; «Пляска смерти» Ф. Лист; «Вариации Гольдберга» И.С. Бах; Рапсодия на тему Паганини С.В. Рахманинов.

Правильный ответ: В фильме звучат «Вариации Гольдберга» И.С. Баха. Они написаны по заказу страдавшего от бессонницы российского посланника в Саксонии фон Кейзерлинга для исполнения их в качестве лечебного средства личным музыкантом заказчика Гольдбергом. Вариации состоят из Арии и 36 вариаций.

2. Вопросы-иллюстрации. Вопрос заключен в изображении на слайде: портреты деятелей культуры и искусства, музыкальные инструменты, музыкальные шарады и т.д.

3. Музыкальные викторины, составленные из образцов классической музыки. Этот раздел представляет традиционную для системы музыкального образования «угадайку». Игрокам необходимо назвать звучащее в записи произведение, композитора, часть или раздел, тему или лейтмотив.

4. Творческие задания: содержат несколько вариантов решений, что мотивирует игроков находить самые нестандартные. Примеры творческих заданий: составить синквейн, акростих на заданную тему.

5. Вопросы, знакомящие с явлениями современного искусства второй половины ХХ – ХХI веков: формами, направлениями, стилями, материалами, именами создателей.

Игровой этап. После жеребьевки команд и выбора капитана проводится игра. Продолжительность игры составляет 40 минут. После озвучивания вопроса ведущим команда обсуждает вопрос 1 минуту и заносит ответ в бланк. Правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный – 0 баллов.

На итоговом этапе игры необходимо оценить результат, проверить регламент, обсудить включенность участников группы и их роль в ходе игры, ошибки и недочеты, сложность вопросов в игровых раундах. На итоговом этапе в работе в группе используется методика развития критического мышления «Шесть шляп». Ее применение дает возможность оценить игровую ситуацию с шести точек зрения: изложить факты, выразить эмоции, найти позитивные моменты, выделить недостатки, предложить новый путь в решении и сделать общий вывод.

После демонстрации преподавателем игры в учебной группе студентам необходимо в малых группах подготовить и провести игру, разработанную для средних и старших классов школьной аудитории. На этом этапе освоения учебной дисциплины студенты сталкиваются с типичными затруднениями. Они связаны с недостаточно широким музыкальным кругозором и музыкально-слушательской культурой, незнанием биографических фактов деятелей культуры и искусства, неумением анализировать, компоновать, сопоставлять материал.

Выход из данной ситуации состоит в побуждении студентов не только пользоваться сетью Интернет, а изучать и использовать действующую программу по музыке для общеобразовательных школ, обратиться к курсу отечественной и зарубежной музыкальной литературы, к периодическим печатным изданиям по искусству.

В этом случае подготовка бакалавра к игре в учебной группе отвечает требованиям системности и иерархичности и позволяет решать несколько взаимосвязанных задач:

· методическую: формируются продуктивные подходы к овладению информацией, что стимулирует студентов к изучению программы по дисциплине «Музыка» для общеобразовательной школы при подготовке к игре;

· образовательную: интенсифицируется процесс понимания и творческого применения знаний; активизируется самообразовательная деятельность по изучению дисциплин «История зарубежной музыки», «История русской музыки»;

· просветительскую: формируется готовность студента к производственной (педагогической) практике, при этом студент методически оснащается необходимым в школе арсеналом наработок; расширяется его кругозор за счет участия в проектах, подготовленных однокурсниками для других классов школьников;

· индивидуально-личностную: обогащается личный опыт студента на основе рефлексии собственной деятельности. Студент-бакалавр учится находить и учитывать недочеты и ошибки в работах сокурсников, активнее включаясь в процесс использования знаний.

Заключение. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что при условии включения в учебный процесс таких современных форм музыкально-просветительской деятельности, как квиз-игра, возможны повышение мотивации и интереса студентов к практической работе в общеобразовательной школе, качественное улучшение музыкально-просветительских компетенций студента-музыканта.


Библиографическая ссылка

Протасова С.В. КВИЗ-ИГРА КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33199 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674