Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Васильева В.С. 1 Солнцева Е.П. 2 Гаврилова Н.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
2 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 г.Челябинска» (МАДОУ «ДС № 23 г.Челябинска)
В статье представлены результаты изучения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста. Проведен анализ теоретических источников, посвященных проблеме изучения состояния здоровья и закономерностей физического развития детей дошкольного возраста, определения содержания работы в дошкольных образовательных организациях, способствующей решению актуальных государственных задач в системе дошкольного образования, базовых научных оснований к изучению готовности педагогов к инновационной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации. На основе полученных данных составлен диагностический инструментарий изучения готовности педагогов к инновационной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста. Проведено анкетирование педагогов. Представлены экспериментальные данные, полученные в процессе применения диагностической методики. В ходе исследования были выявлены затруднения, которые определяются как недостаточной компетентностью педагогов в определении условий, форм, методов и средств развития и коррекции физического развития детей, так и сложностью самого направления профессиональной деятельности – «физическое развитие» при организации работы с детьми дошкольного возраста с разным уровнем физического развития и состоянием их здоровья. Выводы исследования указывают на необходимость изменения форм и методов, а также содержания методической работы в ДОО, конечный результат которой будет закладываться в основу расширения готовности педагогов дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности в области физического развития детей в условиях инновационных процессов.
готовность к инновационной деятельности
физическое развитие
дети дошкольного возраста
диагностика
показатели готовности к инновационной деятельности
уровни готовности к инновационной деятельности
методическая работа в дошкольной образовательной организации
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования года». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/download/5518/ (дата обращения: 10.11.2023).
2. Масло И.М., Масло М.И. Проблемы физического воспитания дошкольников с ослабленным здоровьем: теоретико-экспериментальное исследование // Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина, 2020. № 1 (55). С. 69-75.
3. Намсинк Е.В. Подготовка педагогов к работе с семьями, воспитывающими детей с ослабленным здоровьем // Проблемы современного педагогического образования, 2020. № 66-74. С. 178-181.
4. Лазуренко С.Б., Соловьева Т.А., Павлова Н.Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста: от удовлетворения особых образовательных потребностей к социальной интеграции // Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании. Москва: Российская академия образования. 2022. С. 302-306.
5. Писарева Е.А., Казакова В.М., Пуховская М.Н., Глазкова Г.Б. Сопоставление показателей физического развития дошкольников с речевыми дефектами и нормами физического развития // Культура физическая и здоровье. 2020. № 2 (74). С. 81-85. DOI: 10.47438/1999-3455_2020_2_81.
6. Мазуренко О.В., Винокурова Н.В. Современное состояние и перспективы решения проблемы развития физических способностей дошкольников // Мир педагогики и психологии. 2021. № 4 (57). С. 81-96.
7. Петьков В.А., Глущенко И.А., Булах К.В. Технология сопряжённого физического и психического развития дошкольников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 6 (208). С. 294-298. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p294-298.
8. Седых Н.В., Червякова Е.Э. Особенности формирования мотивации детей пяти лет к регулярным занятиям физическими упражнениями в дошкольных образовательных учреждениях // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29597 (дата обращения: 25.11.2023). DOI 10.17513/spno.29597.
9. Варавина Е.В. Досуговая деятельность как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста // Образовательный вестник Сознание. 2020. Т. 22, № 4. С. 10-14. DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-4-10-14.
10. Ляпина С.А., Федотова Г.Г. Оздоровительно-гигиенические мероприятия в дошкольных образовательных учреждениях как фактор повышения здоровья детей // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. С. 12. DOI: 10.17513/spno.29612.
11. Сударь В.В., Голикова И.В., Романенко Н.И. Влияние занятий ритмической гимнастикой на показатели физического развития и физической подготовленности детей 4-5 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 10 (200). С. 374-377. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p374-377.
12. Грязнова Е.В., Локтионова Е.А. Готовность педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности: проблемы и перспективы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 3 (36). С. 86-88. DOI: 10.26140/anip-2021-1003-0020.
13. Гуцу Е.Г., Горькова Г.С., Деломудрова Е.А. Анализ влияния участия педагога ДОО в инновационной деятельности на способность к профессиональному саморазвитию // Современные наукоемкие технологии.2020. № 12-1. С. 155-159. DOI: 10.17513/snt.38426.
14. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»». [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 20.11.2023).
15. Методика определения группы здоровья при массовых осмотрах детей и подростков. Схема определения группы здоровья при массовых осмотрах в зависимости от характера и степени выраженности некоторых распространенных отклонений в состоянии здоровья (ут. Письмом Департамента здравоохранения Правительства Москвы от 24 апреля 1996 г. № 35-18-300). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/376907/ (дата обращения: 20.11.2023).

Усиление внимания государства к вопросам сохранения и улучшения здоровья подрастающего поколения (проект «Демография»), введение Федеральной образовательной программы дошкольного образования, Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования обусловливают расширение требований к повышению качества воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Обозначенная в Федеральной программе цель «разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций» [1] достигается благодаря решению комплекса задач, основной из которых является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [1].

Анализ педагогической практики и результатов научных исследований позволяет сделать выводы о значительном ухудшении состояния здоровья детей, что закономерно сказывается на изменении контингента детей в дошкольных образовательных организациях (ДОО).

Увеличение количества детей с ослабленным здоровьем (И.М. Масло, М.И. Масло [2], Е.В. Намсинк [3]), детей, рожденных с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, детей, рожденных на ранних сроках беременности с низкой и экстремально низкой массой тела (С.Б. Лазуренко, Т.А. Соловьева, Н.Н. Павлова [4]), выдвигает на первый план решение вопросов физического развития и физического воспитания детей дошкольного возраста.

Крайне актуальной тема физического развития и физического воспитания представляется на этапе дошкольного возраста. Это обусловлено запуском наиболее интенсивных периодов развития сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, работы опорно-двигательного аппарата, формирования обмена веществ в первые годы жизни ребенка (Е.А. Писарева, В.М. Казакова, М.Н. Пуховская, Г.Б. Глазкова [5], О.В. Мазуренко, Н.В. Винокурова [6]). Вопросы разработки современных методов и приемов работы в области физического воспитания и физического развития детей дошкольного возраста, разработки современных технологий продолжают оставаться важнейшими в современной системе образования.

Особое значение в свете новых задач приобретает разработка эффективных технологий сопряженного физического и психического развития дошкольников, рассматриваемых в исследованиях В.А. Петькова, И.А. Глущенко, К.В. Булах и др. [7]. Заслуживает внимания исследование Н.В. Седых и Е.Э. Червяковой, в котором авторы раскрывают идеи формирования мотивации детей дошкольного возраста к регулярным занятиям физическими упражнениями в дошкольных образовательных учреждениях [8].

Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса были изучены работы, раскрывающие возможности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе различных видов досуговой деятельности (Е.В.Варавина [9]), доказывающие актуальность проведения оздоровительно-гигиенических мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях и их влияние на улучшение здоровья детей (С.А. Ляпина, Г.Г Федотова [10]), рассматривающие влияние занятий ритмической гимнастикой на показатели физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста (В.В. Сударь, И.В. Голикова, Н.И. Романенко [11]).

Нельзя не заметить, что при кажущейся многоаспектности и обширности исследований и методических разработок в области физического воспитания и развития детей дошкольного возраста дополнительного рассмотрения требуют вопросы возможности максимального использования современных достижений науки и практики в конкретной дошкольной образовательной организации. Это обусловлено необходимостью анализа имеющихся условий, созданных в дошкольной образовательной организации, изучения контингента детей и исследования готовности педагогов к участию в реализации инновационных проектов, так как, с точки зрения Е.В. Грязновой и Е.А. Локтионовой, «гибкость и готовность к инновационной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений является одной из основных его профессиональных компетенций» [12, с. 86].

Различные аспекты теории и практики готовности педагогов ДОО глубоко и всесторонне рассмотрены в исследованиях Е.Г. Гуцу, Г.С. Горьковой, Е.А. Деломудровой [13]. Авторы выдвигают научное обоснование понимания готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности как к многокомпонентному явлению, целостную структуру которого составляют мотивационный, когнитивный, операциональный, креативный и рефлексивный компоненты.

Несмотря на уже имеющиеся исследования и разработки, изучение проблем готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности в области физического развития в целом остается по-прежнему актуальным.

Целями исследования являются изучение и анализ компонентов готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста, а также формулировка основных выводов, позволяющих в дальнейшем определить направления методической работы, расширяющей готовность педагогов ДОО к профессиональной деятельности в области физического развития детей в условиях инновационных процессов.

Материал и методы исследования

При подготовке статьи использовались теоретические и эмпирические методы педагогического исследования. Был проведен анализ научной и методической литературы, посвященной вопросам изучения готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста. Также было проведено пилотное исследование, в котором приняли участие 34 педагога из 2 структурных подразделений дошкольной образовательной организации «Детский сад № 23 (г. Челябинск)».

Для достижения цели экспериментальной работы нами было разработано содержание диагностики в виде онлайн-тестирования с помощью онлайн-конструктора «Online Test Pad». Тестирование включало в себя 35 логически и последовательно выстроенных вопросов закрытого типа (с выбором необходимого варианта ответа), открытого типа и вопросов на соответствие, сформулированных с учетом базовых компонентов готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности в области физического развития: мотивационного; когнитивного; операционального; креативного; рефлексивного.

Вопросы составлялась на основе данных, представленных в нормативных правовых документах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций и профессиональную деятельность педагогов ДОО [1, 14, 15]. Представленные в статье формулировки тестовых заданий содержат значительные фрагменты соответствующего источника в связи с тем, что это обусловлено целями и задачами исследования.

Представлено содержание диагностики с учетом базовых компонентов готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста.

Мотивационный компонент готовности:

1. Нравится ли Вам профессия, выбранная Вами?

2. В Вашей практике доводилось ли Вам работать с детьми с тяжелыми и хроническими заболеваниями?

3. Знаете ли Вы, кто такой ребенок с особенностями физического развития, по каким признакам можно его выделить?

4. Готовы ли Вы учитывать состояние физического здоровья детей в процессе проведения занятий с ними?

5. Хотели бы Вы иметь возможность помочь детям с тяжелыми и хроническими заболеваниями?

6. Хотели ли бы Вы повысить свои знания в вопросах создания здоровьесберегающей среды в ДОУ?

7. Владеете ли Вы профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку независимо от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья?

Когнитивный компонент готовности:

1. Выберите правильное определение понятия:

Здоровьесберегающая среда – это окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личностью полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.

Здоровьесберегающая среда – это комплекс условий, созданных педагогами и родителями, способствующих сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

2. Перечислите показатели здоровья ребенка, при которых ему может быть отказано в пребывании в детском саду.

3. Исключите понятия, не относящиеся к средствам физического воспитания: рациональный режим; рациональное питание; свободная деятельность; закаливание; занятия; движение.

4. Выберите правильный ответ:

Физическое развитие – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма) и биологического созревания ребенка.

Физическое развитие – это процесс физического развития, на который влияют состояние здоровья ребенка и окружающая среда.

5. Выделите правильные ответы:

На физическое развитие детей оказывают влияние самые разнообразные факторы. Ведущими формирующими факторами, влияющими на физическое здоровье и развитие детей, считаются: режим дня; экология; внутренняя среда помещений; физические упражнения; организация физического воспитания; медико-санитарная помощь; полноценное питание; наследственность; уровень профессиональной компетенции педагогов; свежий воздух.

6. Перечислите проявление особенностей физического здоровья детей раннего и дошкольного возраста.

7. Соотнесите группы здоровья детей с их описанием

Первая

группа здоровья

Дети здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, и дети, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития

Вторая

группа здоровья

 

Дети здоровые, но с факторами риска по возникновению патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3–5 лет, врожденными пороками развития, не осложненными заболеваниями одноименного органа или нарушением его функции, а также со сниженной сопротивляемостью к острым и хроническим заболеваниям

Третья

группа здоровья

 

Дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями

Четвертая

группа здоровья

 

Дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со сниженными функциональными возможностями

Пятая

группа здоровья

 

Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями

8. Учет состояния здоровья детей дошкольного возраста – это … .

9. Федеральная образовательная программа дошкольного образования – это … .

10. Целевые ориентиры дошкольного образования – это … .

11. Содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно охватывать следующие образовательные области (указать все правильные варианты)...

Операциональный компонент готовности:

1. Укажите приоритетную последовательность в решении задач, определяющих физическое развитие детей дошкольного возраста в детском саду: охрана и укрепление здоровья детей; формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта; формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

2. Определите приоритетную последовательность направлений работы по физическому развитию детей дошкольного возраста в детском саду: создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей; повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада; комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками; воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.

Креативный компонент готовности:

1. Развитие – это … .

2. Профессиональное развитие – это … .

3. Используете ли Вы в своей работе труды педагогов-классиков? Каких?

4. Разрабатываете и реализуете ли Вы индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся, состояния их здоровья?

5. Выстраиваете ли Вы партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста для решения образовательных задач, используете ли методы и средства для их психолого-педагогического просвещения?

6. Готовы ли Вы делиться своим профессиональным опытом по вопросам создания здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей раннему физическому развитию детей дошкольного возраста, с коллегами, работающими в муниципальной системе образования? Сформулируйте примерную тему вашего выступления.

7. Сформулируйте методы физического развития детей раннего и дошкольного возраста, используемые Вами в профессиональной деятельности в соответствии с образовательной программой ДОО.

8. Перечислите, какие формы физического воспитания Вы используете в работе с детьми: закаливающие и лечебно-профилактические мероприятия.

9. Сформулируйте Ваши предложения по созданию здоровьесберегающей образовательной среды в вашем детском саду.

10. Сформулируйте Ваши предложения по созданию условий для обеспечения раннего физического развития детей в вашем детском саду.

Рефлексивный компонент готовности:

1. Ценностные характеристики педагогической деятельности связаны с … .

2. Педагогический такт – это … .

3. Умение преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий обеспечивает педагогу… .

4. Как Вы считаете, Ваших знаний достаточно при работе с детьми для реализации задач и определения содержания деятельности в образовательной области «Физическое развитие»?

5. Какая Вам необходима помощь для оптимизации работы с детьми для реализации задач и определения содержания деятельности в образовательной области «Физическое развитие»?

С учетом требований к проведению экспериментального педагогического исследования нами были разработаны характеристики уровней (высокого, среднего, низкого) сформированности готовности педагогов дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности в области физического развития детей в условиях инновационных процессов.

Технические возможности онлайн-конструктора «Online Test Pad» позволили систематизировать и классифицировать полученные в ходе исследования данные, которые были проанализированы с помощью метода статистической обработки результатов. Исследование включает качественный анализ выборов и ответов респондентов, данные которого выносятся на обсуждение.

Результаты исследования и их обсуждение

В исследовании приняли участие сотрудники двух структурных подразделений дошкольной образовательной организации «Детский сад № 23 (г. Челябинск)» в количестве 34 человек. Анализ базовых показателей (должность в образовательной организации, возраст, стаж работы, образование) проводился с учетом основных показателей учета формы 85-К (Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования).

Основную группу респондентов составили 30 воспитателей (88%). Также в исследовании приняли участие 2 (6%) педагога-психолога и 2 (6%) учителя-логопеда. Анализируя возраст респондентов, можно отметить, что это достаточно молодой коллектив, средний возраст респондентов составил 37,5 года (моложе 25 лет – 8 человек (23%); 25–29 лет – 3 (9%); 30–34 года – 1 (2%); 35–39 лет – 2 (6%); 40–44 года – 5 (15%); 45–49 лет – 5 (15%); 50–54 года – 5 (15%); 55–59 лет – 2 (6%); 60–64 года – 3 (9%)). Распределение по стажу педагогической деятельности позволило получить следующие данные: до 3 лет – 8 (23%) педагогов; от 3 до 5 лет – 4 (12%) педагога; от 5 до 10 лет – 8 (23%) педагогов; от 10 до 15 лет – 5 (15%) педагогов; от 15 до 20 лет – 4 (12%) педагога; 20 и более – 5 (15%) педагогов. При этом средний показатель стажа педагогической деятельности составил 7 лет. 18 (53%) респондентов имеют высшее педагогическое образование, 14 (41%) – среднее профессиональное (педагогическое) образование, 2 (6%) педагога в настоящий момент проходят обучение на отделении заочного обучения и получают высшее педагогическое образование. Распределение педагогов с учетом данных об их квалификационной категории позволило сделать следующие выводы: высшую квалификационную категорию имеют 15 (44%) педагогов; первую квалификационную категорию – 13 (38%) педагогов; без категории – 6 (18%) педагогов. Совокупный анализ данных на первичном этапе экспериментального исследования дает возможность сделать вывод о том, что в коллективе трудятся достаточно молодые педагоги, прошедшие этап становления в своей профессиональной деятельности, подавляющее большинство из которых имеют профильное педагогическое образование (94%) и продолжают свое обучение по педагогическим специальностям; 28 педагогов (82%) имеют достаточно высокий уровень профессиональной компетенции, что подтверждается наличием у педагогов высшей и первой квалификационной категорий.

Сводные данные по результатам экспериментального исследования представлены в таблице.

Результаты диагностики готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста

 

 

Уровни

 

 

Результаты

диагностики

Компонент

Мотивационный

Когнитивный

Операциональный

Креативный

Рефлексивный

Высокий

Количество респондентов

5

(15 %)

4 (12%)

5 (15%)

6 (18%)

4 (12%)

Средний

Количество респондентов

23 (67%)

11 (32%)

12 (35%)

21 (62%)

14 (41%)

Низкий

Количество респондентов

6

(18%)

19 (56%)

17 (50%)

7 (20%)

16 (47%)

Обращаясь к анализу ответов респондентов, позволяющих сделать вывод об их мотивационной готовности к инновационной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста, важно отметить, что получены достаточно высокие результаты. Только 6 (18%) респондентов показали низкий уровень мотивационной готовности. Основные трудности, которые были выделены в ходе исследования, заключаются в отсутствии у педагогов готовности учитывать состояние физического здоровья детей в процессе проведения занятий; наличии большого количества опасений в процессе взаимодействия с детьми с тяжелыми и хроническими заболеваниями; отсутствии профессиональной установки на оказание помощи любому ребенку независимо от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

Полученные выше данные находят свое дальнейшее подтверждение в ходе систематизации и обобщения ответов педагогов, полученных в ходе анализа диагностического материала, обобщающего данные об уровне сформированности когнитивного компонента инновационной готовности.

Только 4 (14%) педагога смогли представить правильные ответы в процессе работы с закрытыми вопросами, дать развернутые ответы при работе с открытыми вопросами и безошибочно выполнить задание на соотнесение, правильно обозначив характеристики групп здоровья детей.

15 (44%) педагогов затруднились дать правильный ответ при определении понятий «здоровьесберегающая среда» и «физическое развитие».

Наибольшее количество трудностей возникло у 20 (58%) педагогов при ответе на вопросы о необходимости перечислить показатели здоровья ребенка, при которых ему может быть отказано в пребывании в детском саду (большинство педагогов считают, что ребенку не может быть отказано в пребывании в дошкольном учреждении, несмотря на наличие проявлений острых респираторных заболеваний и острого периода проявлений заболеваний желудочно-кишечного тракта, наличие высокой температуры). При этом 4 (12%) педагога считают, что детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и детям с аутизмом может быть отказано в посещении детского сада.

15 (44%) педагогов не смогли правильно выделить ведущие формирующие факторы, влияющие на физическое здоровье и развитие детей. Ответы 18 (53%) педагогов на вопросы, требующие развернутого ответа, были односложными и достаточно краткими.

Также в ходе экспериментального исследования было отмечено, что только 10 (29%) педагогов имеют глубокие знания основных компонентов Федеральной образовательной программы дошкольного образования и целевых ориентиров дошкольного образования.

Анализ экспериментальных данных, позволяющий представить данные об уровне сформированности операционального компонента инновационной готовности, выводит на новый уровень понимания основных трудностей, с которыми сталкиваются педагоги. 29 (85%) педагогов в процессе установления приоритетной последовательности в решении задач, определяющих физическое развитие детей дошкольного возраста в детском саду, выдвигая на первый план накопление и обогащение двигательного опыта, формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, не придавали значения охране и укреплению здоровья детей, формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков, сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.

Определяя приоритетную последовательность направлений работы по физическому развитию детей дошкольного возраста в детском саду, 26 (76%) педагогов делали акцент на воспитании здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи, отодвигая на последний план такие важные направления, как создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей; повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада.

Перспективы для решения данной проблемы открывают результаты систематизации ответов педагогов, показывающие уровень и качество сформированности креативного компонента инновационной готовности. 27 (80%) педагогов дали развернутые ответы по максимальному количеству вопросов, включенных в данный блок. 29 (85%) педагогов перечислили максимальное количество форм физического воспитания, которые они используют в работе с детьми: закаливающие и лечебно-профилактические мероприятия (утренняя гимнастика, воздушное, водно-солевое закаливание, сон без маек, массаж, витаминотерапия, физиопроцедуры, ингаляции, соляная пещера); прогулки на свежем воздухе (с подвижными играми и индивидуальной работой); спортивные праздники, дни здоровья; физкультминутки; музыкальные занятия и развлечения, связанные с ритмикой, движением; походы, экскурсии; занятия лечебной физкультурой.

Выполняя задание «Сформулируйте Ваши предложения по созданию здоровьесберегающей образовательной среды в вашем детском саду», 25 (73%) педагогов в разных вариантах формулировок внесли предложения о необходимости оборудования прогулочных площадок для полноценного физического развития детей раннего возраста; создания в ДОО условий для обеспечения витаминотерапии воспитанников; приобретения современных тренажеров для детей раннего и дошкольного возраста; оптимизации регламентации и содержания режимных моментов с целью увеличения времени пребывания детей на свежем воздухе; проведения оздоровительных досуговых мероприятий с привлечением родителей воспитанников и сотрудников учреждения.

В исследуемой проблематике изучения сформированности креативного компонента инновационной готовности к профессиональной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста одним из центральных становится вопрос готовности педагогов делиться своим профессиональным опытом по вопросам создания здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей раннему физическому развитию детей дошкольного возраста, с коллегами, работающими в муниципальной системе образования. 29 (85%) педагогов выразили свою готовность, обозначив в анкете утвердительный ответ, и 13 (38%) сформулировали примерные темы своего выступления: «Технологии стимулирования и сохранения здоровья участников образовательного процесса», «Психологическая безопасность ребенка в ДОУ», «Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми с аллергопатологией», «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья», «Повышение мотивации к сохранению и укреплению здоровья через использование здоровьесберегающих технологий», «Компоненты здоровьесберегающей образовательной среды, особенности формирования в работе с детьми дошкольного возраста» и др. 32 (94%) педагогов выстраивают партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста для решения образовательных задач, используют методы и средства для их психолого-педагогического просвещения. И только 2 (6%) педагога – молодые специалисты – отметили, что испытывают трудности в выстраивании партнерского взаимодействия, объясняя это незначительным опытом (менее 1 года) работы в ДОО.

Выявление специфических особенностей рефлексивного компонента инновационной готовности педагогов ДОО к профессиональной деятельности в области физического развития детей является одним из оснований, на котором разрабатываются дальнейшие аспекты исследования, так как сформулированные педагогами ответы раскрывают уровень сформированности умения анализировать результаты собственной деятельности и адекватно оценивать свои профессиональные умения и навыки.

Анализ полученных ответов педагогов позволил сгруппировать их по тематическим ответам. Для 10 (29%) педагогов основополагающим целевым ориентиром дошкольного образования являются «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования»; 15 (44%) педагогов под основополагающим целевым ориентиром понимают «овладение ребенком основными навыками, умениями, знаниями на определенном возрастном этапе»; 8 (23%) – «инициативность самостоятельность, способность к выбору, фантазия, воображение, творчество»; 1 (3%) – «счастливый ребенок».

Педагогический такт рассматривается респондентами как «умение находить правильный подход к каждому ребенку, оказывать воздействие на ребенка с учетом его особенностей»; «умение воспитателя быстро находить в каждом конкретном случае своих отношений с детьми правильный и потому наиболее эффективный способ воздействия для достижения поставленной цели, без риска уронить свой авторитет и потерять благоприятное отношение к себе воспитанников»; «умение держать себя с достоинством и выдержкой»; «показатель культуры и профессионального мастерства педагога». Ответы педагогов на данный вопрос сознательно не подвергались ранжированию, предусматривалось получение информации о сформированном у педагогов умении формулировать мысли, давая оценку своего отношения к одной из качественных характеристик профессиональной деятельности.

На вопрос: «Как Вы считаете, Ваших знаний достаточно при работе с детьми для реализации задач и определения содержания деятельности в образовательной области “Физическое развитие”?» – 8 (23%) педагогов ответили утвердительно; 23 (68%) педагога ответили, что «не хватает»; оставшиеся 3 (9%) педагога следующим образом сформулировали свои ответы: «Да, но нет предела совершенству», «Скорее да, чем нет», «Не совсем достаточно».

При объединении ответов педагогов на вопрос о необходимости помощи для оптимизации работы с детьми в целях реализации задач и определения содержания деятельности в образовательной области «Физическое развитие» были получены следующие данные. 3 (9%) педагогам необходимы новые знания о физиологии человека, 4 (12%) педагогам требуются новые знания об особенностях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 5 (15%) педагогов в своих ответах обозначили необходимость получения консультаций узких специалистов (врачей, инструкторов физической культуры, реабилитологов). 4 (12%) педагога включили в свои ответы запрос о необходимости введения наставничества. Для 8 (23%) педагогов важно наличие картотеки методических материалов для проведения занятий, 10 (29%) педагогов высказали мнение о необходимости и важности проведения мастер-классов и отработки практических навыков в работе с детьми, имеющими нарушения физического развития. Педагоги дали развернутое описание своих потребностей в оптимизации профессиональной деятельности в физическом развитии детей: планирование времени для занятий с детьми в физкультурном зале и использование физкультурного оборудования, помимо физкультурных занятий; возможность использования мультимедийного оборудования для регулярного проведения (один или два раза в неделю) мульт-физзарядки; возможность создания полноцветного варианта картотеки движений и нейроупражнений; привлечение родителей к сезонным «Веселым стартам», спортивным мероприятиям с детьми; приобретение призового фонда для спортивных мероприятий, реализуемых на уровне соревнований, проводимых в группах. Большую значимость имели ответы педагогов, которые в своих ответах сформулировали необходимость оптимизации условий в дошкольном учреждении через: насыщение предметно развивающей среды (5 (15%) педагогов); обновления физкультурных уголков в группах (3 (9%) педагога); 7 (21%) педагогов высказались о необходимости приобретения новых тренажеров для детей и нового спортивного инвентаря. Для 5 (15%) педагогов важно пройти курсы повышения квалификации по обозначенной тематике. При этом 6 (18%) педагогов отметили, что не нуждаются ни в какой помощи и поддержке.

Выводы

Результаты проведенной нами работы позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес не только для нашего исследования, но и для большой тематики научных разработок в области изучения готовности педагогов к различным аспектам инновационной деятельности.

Готовность педагогов ДОО к профессиональной деятельности в области физического развития детей в условиях инновационных процессов является важным аспектом в системе дошкольного образования в целом.

В свете сказанного важны результаты исследования, которые показали, что выделяется достаточно большая группа педагогов (19 человек (56%)), продемонстрировавших в процессе ответов на вопросы низкий уровень сформированности когнитивного компонента инновационной готовности к профессиональной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста.

Наряду с этим необходимо отметить следующее. При объективном равном значении всех компонентов инновационной готовности педагогов позволим себе в рамках нашего исследования выделить мотивационную, креативную и рефлексивную готовности как основополагающие и фундаментальные. Сформулированное заключение позволяет говорить о возможности и объективной необходимости включения педагогического коллектива дошкольной образовательной организации в инновационную детальность в области физического развития детей. Одновременно выстраивается вектор перспективной трансформации не только содержательного, но и структурного компонента методической работы в ДОО, ориентированной в дальнейшем на достижение обозначенных в исследовании точек роста.


Библиографическая ссылка

Васильева В.С., Солнцева Е.П., Гаврилова Н.В. ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33198 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674