Геополитическаяситуация в мире и попытки международнойизоляции Российской Федерации ставят перед страной беспрецедентные по своей масштабности вызовы в ее современной истории. Очевидно, что для ответа на них необходима консолидация всего российского общества. В связи с этим особой по своей значимости представляется задача формирования у молодого поколения нравственно-ценностных ориентиров и гражданской идентичности на основе исторических и традиционных российских ценностей. На важность этой задачи обращает внимание Президент России в своем Указе от № 809 от 9 ноября 2022года [1], где ее решение связано в том числе с усилением воспитательной работы в системе образования в целом и в высшей школе в частности.
Существующая до недавнего времени модель воспитательной работы, принятая в вузах, основана на ее организации во внеучебное время. На наш взгляд, она уже не решает тех проблем, которые стоят в сфере современной молодежной политики. Необходимо изменение подходов к реализации воспитательного воздействия на обучающихся, и это воздействие должно осуществляться как во внеучебное время, так и в рамках учебного процесса.
Цель исследования: обосновать актуальность воспитательной работы в учебном процессе и необходимость подготовки будущих педагогов к ее реализации.
Материал и методы исследования. В качестве методического инструментария в данной работе использовались методы тестирования и анкетирования, с помощью которых исследовалась готовность преподавателей к введению элементов воспитательной работы в учебный процесс.
В научно-педагогической литературе термин «воспитательная работа» рассматривается как «педагогическая деятельность, направленная на создание воспитательной среды и управление разными видами активностей воспитуемых для продуктивного развития их личности» [2, с. 14]. Причем воспитательная работа предполагает сотрудничество обучающихся и преподавателей.
Для определения готовности к такой работе проведен опрос преподавателей ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова» с использованием адаптированного для высшей школы теста Т.Т. Соколовой [3]. Во избежание возможного искажения результатов, связанного с личной заинтересованностью исследователя, тестирование проходило анонимно в сети Интернет. Отметим, что, по оценкам исследователей [4], экспериментальные данные о влиянии анонимности на достоверность ответов респондентов весьма противоречивы, однако предварительный опрос преподавателей вуза показал, что анонимность будет являться важным фактором искренности их ответов.
В опросе приняли участие 69 преподавателей всех факультетов и институтов вуза. По его результатам они были распределены по четырем категориям в зависимости от их степени готовности к воспитательной работе и заинтересованности в ней.
Первая категория - «Минимальный уровень готовности к воспитательной работе». Четкой корреляции по возрасту преподавательского состава в этой категории не прослеживается. По результатам опроса, в большинстве своем преподаватели из этой категории не проявляют эмпатию к студентам и игнорируют их индивидуальные запросы. Они ограничиваются исполнением своих обязанностей строго в рабочие часы, не читают педагогическую литературу на регулярной основе и не обращаются к ней при решении педагогических проблем либо при затруднениях в воспитательном процессе. В этой категории 8,7% преподавателей из общей выборки.
Вторая категория − «Низкий уровень готовности к воспитательной работе». В эту категорию попало 29% из общей выборки респондентов. 30% преподавателей из этой категории относятся к возрасту 51-60 лет. Они выступают за традиционные формы обучения, не готовы осваивать или использовать современные педагогические технологии, не понимают важности воспитательной работы в сегодняшних реалиях, и степень их вовлеченности в жизнь студентов не высока.
Третья категория − «Достаточный уровень готовности к воспитательной работе». В эту категорию попало больше половины опрошенных – 52,2% из общей выборки. Большинство в этой категории составляют преподаватели в возрасте 41-50 лет – 27,8%. Их отличает стремление помогать студентам в принятии решений, отвечать на вопросы обучающихся максимально развернуто и терпеливо, видеть в каждом студенте индивидуальность и личность. Преподаватели этой категории изучают научно-педагогическую литературу, в том числе по проблемам воспитательной деятельности, творчески относятся к своей работе и проявляют участие к жизни студентов, являясь для них во многих вопросах примером.
Четвертая категория − «Высокий уровень готовности к воспитательной работе». В эту группу вошли преимущественно опытные преподаватели в возрасте 41-50 лет (71,4%), открытые к новшествам в педагогической деятельности. Они легко делятся своими методическими находками, проявляют интерес к идеям коллег, способны самостоятельно организовывать воспитательную работу в рамках учебного процесса, изучают педагогическую литературу на регулярной основе и стараются откликаться на все студенческие запросы. В этой группе 10,1% преподавателей из общей выборки.
Данные тестирования продемонстрировали, что 62,3% опрошенных имеют достаточный и высокий уровни готовности к воспитательной работе. Автор считает такой процент неудовлетворительным для решения воспитательных задач, учитывая, что создание условий для ценностно-нравственного формирования личности и воспитательное воздействие на обучающихся в большей мере сегодня реализуется лишь при изучении студентами гуманитарных дисциплин, где связь воспитания и обучения очевидна и прослеживается на протяжении всего учебного процесса [5]. У педагогов инженерно-технического профиля зачастую эту связь проследить практически невозможно [6].
Для оценки воспитательного потенциала инженерно-технических дисциплин и выявления приоритетных воспитательных задач с точки зрения преподавателей этого профиля был проведён анонимный опрос 69 преподавателей.
Целью воспитания с точки зрения гуманистической педагогики является гармоничное развитие личности обучающихся, а также возможность их самосовершенствования и самореализации [7]. Поэтому целью воспитательной работы в высшей школе становится формирование личности обучающегося как достойного гражданина страны с четкими нравственными ориентирами, способного к саморазвитию и самореализации в профессиональной отрасли. Очевидно, что достижение поставленной цели возможно при условии успешного решения конкретных воспитательных задач.
В ходе нашего исследования преподавателям инженерно-технического профиля было предложено проанализировать девять вариантов таких задач для определения наиболее приоритетной из них (табл. 1).
Таблица 1
Результаты опроса преподавателей. Приоритетная воспитательная задача
Воспитательная задача |
% от общей выборки |
Воспитание трудолюбивой личности обучающегося, понимающего ценность будущей профессии, ее государственную и общественную пользу |
30 |
Формирование творческой личности обучающихся |
23,3 |
Воспитание у обучающихся гражданско-патриотической позиции |
22,2 |
Интеллектуальное развитие обучающихся, организация их познавательной и научной деятельности |
20,1 |
Другие варианты ответов |
4,4 |
Опрос показал, что самым популярным ответом стал – «Воспитание трудолюбивой личности обучающегося, понимающего ценность будущей профессии, ее государственную и общественную пользу». Преподаватели в большинстве своем так видят основную воспитательную задачу в высшем учебном заведении. Отметим, что эту задачу как приоритетную ни разу не указали в возрастной группе 51-60 лет.
Говоря о вызовах, стоящих сегодня перед государством, нужно понимать необходимость формирования у молодого поколения гражданско-патриотической позиции, обеспечивающей сохранность связи между поколениями и народами большой единой страны с ее общественным и политическим устройством.
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, работа во благо интересов своей страны, а гражданственность или гражданское самосознание – это составляющая сознания всего общества, его обобщенного мнения, и оно является ориентиром гражданского поведения [8].
В воспитательной работе важны личные качества преподавателя, и во многом от его личной позиции зависит формирование нравственных ориентиров обучающихся. Поэтому преподавателям был задан вопрос, как они понимают термин «гражданско-патриотическое воспитание» и являются ли они сами, на их взгляд, примером для формирования такой позиции у студентов (табл. 2).
Таблица 2
Результаты опроса преподавателей
Как вы понимаете термин «гражданско-патриотическое воспитание»? |
% от общей выборки |
Воспитание любви к Родине |
46,7 |
Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа, традиционным духовно-нравственным ценностям |
41,7 |
Знание истории своей страны |
5 |
Другие варианты ответов |
6,6 |
Согласно данным опроса, 48,3% преподавателей уверены, что обладают личностными качествами, которые могут служить положительным примером в формировании гражданско-патриотической позиции студентов, отрицательный ответ прозвучал у 45%, затруднились дать однозначный ответ 6,7% от общей выборки. Такие результаты говорят о важности и необходимости уделять особое внимание данному аспекту при подготовке будущих преподавателей инженерно-технического профиля.
Проведенный опрос позволил получить информацию о возможном воспитательном потенциале инженерно-технических дисциплин и актуальности его реализации в учебном процессе (табл. 3).
Таблица 3
Результаты опроса преподавателей
Обладает ли преподаваемая Вами дисциплина воспитательным потенциалом? |
Осуществляете ли вы воспитательную работу в рамках вашего предмета |
Владеете ли вы необходимыми для такой работы методиками и технологиями |
Ответ («Да», «Нет», «Затрудняюсь ответить») |
60,0% |
70,0% |
23,3% |
«Да» |
25,0% |
16,7% |
30,0% |
«Нет» |
15,0% |
13,3% |
46,7% |
«Затрудняюсь ответить» |
Анализ результатов показал, что 93% преподавателей инженерно-технического профиля, осуществляющих воспитательную работу в учебном процессе, делают это интуитивно и на основе личного примера. Из них 7% используют конкретные педагогические технологии, а 60% − уверены в наличии воспитательного потенциала инженерно-технических дисциплин.
Это подтверждает необходимость подготовки студентов − будущих преподавателей инженерно-технического профиля к использованию в учебной деятельности педагогического инструментария воспитательной работы.
Считаем важным обратить внимание и на данные опроса в разрезе возраста преподавателей, ответивших утвердительно с наибольшим и наименьшим процентом на вопросы о воспитательном потенциале учебного предмета (табл. 4).
Таблица 4
Результаты опроса преподавателей
Возрастная группа |
Да. Дисциплина обладает воспитательным потенциалом |
Да. Веду воспитательную работу в рамках своего предмета |
41-50 лет |
78,5% |
71,4% |
51-60 лет |
33,4% |
22,2% |
Эти данные подтверждают и результаты теста «Уровень готовности преподавателя к воспитательной работе», где высокий уровень готовности показала возрастная группа преподавателей 41-50 лет, а большинство в категории с низким уровнем готовности − показала возрастная группа 51-60 лет.
Исследуя проблему воспитательной работы в высшем учебном заведении, ограничиваться опросными методами только с преподавательским контингентом было бы неверно. В связи с этим был проведен опрос студентов о специфике воспитательной работы в вузе и ее направленности на формирование их гражданско-патриотической позиции. Дополнительной целью опроса было выявление возможных противоречий между преподавательской и студенческой позициями по вопросам воспитания. Это обусловлено тем, что зачастую содержание и организация воспитательной работы в учебных заведениях не соответствует современным интересам и потребностям студенчества. Методы работы часто им не интересны ни по своему содержанию и наполненности смыслом, ни по своей форме, ни по совпадению формулировок воспитательных задач. Воспитательная деятельность в большей мере направлена на внеучебную деятельность, а это не отражает современных реалий. Как показывают исследования, в большинстве своем студенты начинают трудовою деятельность в учебных заведениях [9]. У них мало времени на досуг во внеурочное время в рамках своей университетской жизни.
В опросе приняли участие 183 студента, представляющие разные факультеты и институты вуза. Из них: студентов первого курса – 32,8%; второго – 21,9%; третьего – 24,6%; четвертого − 19,1%. Количество студентов 5-го курса, обучающихся по программам специалитета, составило 1,6% из общей выборки.
На вопрос «Как должна осуществляться воспитательная работа в вузе?» большинство студентов ответило, что в рамках учебного процесса – 54% из общей выборки. Воспитательная работа – это комплексная работа, считают 16,5% прошедших опрос, и она должна осуществляться как в учебное время, так и вне его. Воспитательной работой нужно заниматься только во внеучебное время – с этим мнением согласились 9,3%. Такая деятельность не нужна вовсе, считают 20,2% обучающихся. 71,6% опрошенных отметили, что не участвуют в студенческих объединениях и активах вуза, не посещают университетские мероприятия. Являются зрителями и болельщиками на крупных культурно-творческих, спортивных и других внеучебных мероприятиях вуза – 16,4%. Лидерами студенческого сообщества, активными участниками вузовских мероприятий считают себя 12% опрошенных студентов.
Полученные данные свидетельствуют о запросе со стороны студентов на проведение воспитательной работы в рамках учебных занятий. А это, в свою очередь, требует внимательного и теоретически выверенного процесса подготовки будущих педагогов к такому виду деятельности, освоения ими практического опыта применения современных воспитательных технологий. Результаты опроса представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты опроса студентов
Достаточно ли внимания уделяется в вузе воспитательной работе? |
Считаете ли Вы себя патриотом? |
Считаете ли Вы, что идея труда для общественной или государственной пользы верна? |
Считаете ли для себя важным добиваться, чтобы коллектив Вашей группы работал лучше |
Ответ («Да», «Нет», «Затрудняюсь ответить») |
49,2% |
71,0% |
47,5% |
52,4% |
«Да» |
13,7% |
7,7% |
14,8% |
12,6% |
«Нет» |
37,1% |
21,3% |
37,7% |
35,0% |
«Затрудняюсь ответить» |
Полученные в ходе анкетирования данные свидетельствуют о сознательном и ответственном отношении студентов к вопросу воспитательной работы. Большей их части присущи нравственно-ценностные ориентиры, идеи общественной и государственной пользы. Студенты стремятся добиваться результата не только из индивидуалистических побуждений, но и ради достижения положительного командного результата.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных в ходе опроса студентов и преподавателей результатов позволяет сделать вывод о важности воспитательной работы, встроенной в учебный процесс, а также о достаточно высоком уровне готовности педагогов конкретного университета, преимущественно среднего возраста (41-50 лет), к ее организации.
Наименьшую вовлеченность в воспитательную работу и недостаточный интерес к ней продемонстрировали преподаватели возрастной группы 51-60 лет.
60% респондентов из числа педагогов инженерно-технического профиля уверены, что преподаваемая ими дисциплина имеет воспитательный потенциал, но 76,7% из них либо не обладают необходимыми для воспитательной работы методиками и технологиями, либо затрудняются ответить на этот вопрос. Часть преподавателей уверена, что воспитательная работа уместна только во внеучебное время. Те же, кто утверждает, что ведет такую работу в рамках своего предмета, делают это не системно. Таким образом, воспитательная работа в рамках учебного процесса носит неупорядоченный характер и является скорее интуитивной, а не осознанной, основанной на личном опыте и примерах выдающихся ученых-педагогов.
Что касается студентов, то полученные данные подтверждают их желание быть участниками воспитательного процесса, прежде всего, на учебных занятиях.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что воспитательная работа и учебный процесс переплетены и в современных реалиях неотделимы друг от друга. Однако очевидно, что для активизации воспитательной работы в рамках учебного процесса необходимо дать преподавателю понятные и эффективные педагогические инструменты ее организации. И решать эту проблему целесообразно уже на этапах подготовки студентов, ориентированных на педагогическую деятельность в образовательных организациях технического профиля [10].
Успешность будущей педагогической деятельности и воспитательной работы с обучающимися обеспечивается не только используемым преподавателем инструментарием, но и его личностными качествами [11]: открытостью, заинтересованностью в процессе обучения, гражданской позицией и духовно-нравственными ценностями.
По нашему мнению, в качестве педагогического инструментария воспитательной работы, организованной в рамках учебного процесса, могут выступать STEAM-практики, предусматривающие использование междисциплинарного подхода, командной работы и включенность студентов в решение общественных, практико-ориентированных задач, способствующих развитию критического мышления, воспитанию коллективизма, взаимоуважения и взаимопомощи, чувства сопричастности к профессиональной отрасли [12].
Заключение. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют об актуальности проблематики, связанной с подготовкой студентов – будущих преподавателей инженерно-технического профиля, способных стать проводниками государственных идей и российских духовно-нравственных ценностей за счет использования в учебном процессе воспитательного потенциала своих дисциплин. Очевидно также, что эта проблематика требует более детального дальнейшего изучения и обсуждения.
Библиографическая ссылка
Мельниченко Д.В. О НЕОБХОДИМОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33197 (дата обращения: 05.10.2024).