По данным ВОЗ, нарушение слуха выявляют у 6-8% населения земного шара [1]. Нарушение слуха имеет наибольшую распространенность у лиц пожилого возраста в связи с биологическим процессом старения слухового анализатора и действием шума на него в процессе жизнедеятельности [2]. Поддержание высокого качества социальных отношений является важным аспектом общего здоровья и интеллектуального функционирования пожилых людей с нарушением слуха, а также качества жизни [2]. На качество жизни в свою очередь может влиять окружающая среда человека, условия его жизнедеятельности, а также личные факторы, такие как степень удовлетворенности условиями жизни человека, социальными и физическими характеристиками [2]. Известно, что существует корреляция между нарушением слуха, чувством одиночества и социальной изоляцией у пожилых людей [3; 4]. Также низкий уровень социального общения связан с высоким уровнем риска смертности у пожилых людей [5]. И наоборот, улучшение качества жизни пожилых людей приводит к социальной адаптации их самих в обществе, а также к улучшению качества жизни близких родственников и людей, проживающих рядом с такими людьми [5]. При профилактике проблем одиночества и низкого уровня качества жизни у пожилых людей с нарушением слуха появляется чувство защищенности, безопасности в быту и повседневных видах физической и социальной активности, таких как переход улицы, покупка товаров в магазинах, уборка или прогулка в парке. Ряд проблем возникает у пожилых с нарушением слуха в связи с увеличением депрессии и тревожности, связанными со сложностью принятия самих себя, формирования адекватной самооценки и психологической самоудовлетворенности [3]. Израильские исследования показали наличие взаимосвязей между финансовым благополучием и качеством жизни взрослых и пожилых людей с нарушением слуха, вероятнее всего, обусловленных нарушением коммуникативных навыков, низкой социальной активностью, а также низким уровнем удовлетворенности качеством взаимоотношений в обществе и отсутствием четкого понимания стратегий совладения с негативными психологическими установками [6]. Последние, в свою очередь, обратно пропорциональны физическому здоровью и физическому функционированию, обусловленных гиподинамией, низкой мотивацией к занятиям физическими упражнениями при отсутствии социальной поддержки, переживаниями из-за одиночества и неуверенностью в ежедневном взаимодействии с окружающими людьми [4; 6].
Цель исследования
Учитывая старение населения, цель данного исследования заключалась в проведении программы групповой реабилитации для снижения одиночества, повышения низкого физического функционирования и качества жизни у людей пожилого возраста с нарушением слуха.
Материал и методы исследования
Для оценки физического функционирования был применен 30-секундный тест «Сесть-встать», 6-минутный тест на скорость ходьбы, тест «Встань и иди» на время, баланс на одной ноге и ручная динамометрия с помощью кистевого динамометра с тарировкой на 30 кг системы «Коллинз» с точностью до 0,2. Оценка качества жизни измерялась при помощи опросника социального функционирования (SF-36). Для оценки одиночества был использован опросник оценки одиночества (deJong). Социальная поддержка была оценена при помощи 20-балльного опросника социальной поддержки результатов медицинского исследования (20-MOSSSS). Депрессия была оценена 15-балльным опросником гериатрической депрессии (GDS-15).
Программа реабилитации включала малогрупповую ходьбу и посещение оздоровительных лекций для пожилых людей с нарушением слуха, два раза в неделю в течение 12 недель в доме-интернате для престарелых и инвалидов г. Набережные Челны. Групповая реабилитация была построена на принципе адаптации к постепенно возрастающим нагрузкам, с интенсивностью занятий от 55% ЧСС макс. до 65% ЧСС макс. с длительностью ходьбы от 25 до 45 минут за занятие. В комплекс разминки и заминки входили общеразвивающие и дыхательные упражнения, а также упражнения для развития гибкости.
Данные были обработаны при помощи SPSS для Windows (25.0, SPSS Inc., Chicago, IL), p<0,05. Для оценки статистической значимости отличий между группами применялся t-критерий Стьюдента для независимых выборок с вероятностью 95% СI для показателей физического функционирования, качества жизни и психосоциальных показателей. Номинальные данные (демографические показатели) были выражены как количество (n) и процент. Описательные данные были представлены как среднее (M) и среднеарифметическая ошибка (SD) или как медиана (M) и межквартильный диапазон (IQR). Размер эффекта (ES) и интервал надежности (95% СI) был рассчитан для оценки изменений внутри и между группами. Влияние смешанных и модифицированных данных было проанализировано при помощи линейной регрессии с показателем изменения в качестве зависимой переменной.
Показатели демографии, физического функционирования и психосоциальных характеристик между контрольной и экспериментальной группой до начала эксперимента показаны в таблице 1. До начала эксперимента не было выявлено достоверных различий между контрольной и экспериментальной группой.
Таблица 1
Показатели демографии, физического функционирования и психосоциальных характеристик в контрольной (n=31) и экспериментальной группах (n=35) и всего (n=66) до начала эксперимента
Демографические показатели |
Контрольная группа, n (%) |
Экспериментальная группа, n (%) |
Всего, n (%) |
Возраст в годах, M±SD |
74,8 (6,1) |
74,3 (6,3) |
74,5 (6,2) |
Мужской пол |
17 (54,8) |
21 (60,0) |
38 (57,6) |
Одиночное проживание |
10 (32,3) |
9 (25,7) |
19 (28,8) |
Ношение слуховых устройств |
18 (58,1) |
17 (48,6) |
35 (53,0) |
Показатели физического функционирования |
M±SD |
M±SD |
M±SD |
Cесть-встать (30 сек.) |
12,7 ± 3,2 |
12,9 ± 2,7 |
12,8 ± 2,9 |
Скорость ходьбы (м/cек.) |
1,25 ± 0,20 |
1,28 ± 0,25 |
1,26 ± 0,23 |
Динамометрия (кг) |
68,0 ± 19,4 |
71,5 ± 21,6 |
69,8 ± 20,5 |
Баланс (сек.) |
49,3 ± 33,3 |
45,9 ± 34,2 |
47,5 ± 33,5 |
Психосоциальные показатели |
M(IQR) |
M (IQR) |
M(IQR) |
Качество жизни (общий) |
56 (26, 68) |
38 (24, 56) |
46 (26, 64) |
Эмоциональная шкала |
30 (14, 40) |
18 (14, 30) |
20 (14, 32) |
Социальная шкала |
26 (16, 31) |
18 (12, 30) |
24 (14, 30) |
Одиночество (всего) |
7 (3, 10) |
6 (2, 9) |
7 (3, 9) |
Эмоциональное одиночество |
3 (1, 5) |
3 (0, 5) |
3 (0, 5) |
Социальное одиночество |
3 (2, 5) |
4 (1, 5) |
3 (2, 5) |
Примечания: M – cреднее, SD - стандартное отклонение, M (IQR) - медиана и межквартильный диапазон, сек. – секунд, кг – килограмм, n – количество; уровень достоверности p<0,05.
Послеэкспериментальные данные физического функционирования и одиночества между контрольной и экспериментальной группой отражены в таблице 2. Показатель качества жизни являлся контрольной величиной. После проведенного 12-недельного экспериментального исследования на 0,5 увеличился показатель скорости ходьбы в экспериментальной группе (95% CI: 0,0 – 0,09; p=0,046; ES=0,57) по сравнению с контрольной группой (табл. 2). В экспериментальной группе увеличился показатель сесть-встать на 1,0 (95% СI: 0,1 – 2,0; p=0,037; ES=0,53). Значение эмоционального одиночества увеличилось в контрольной группе со средней разницей в различии 0.6 (95% СI: 0,1 – 1,2; p=0,043; ES=−0,54) по сравнению с экспериментальной группой. По другим показателям депрессии и социальной поддержки достоверных изменений между группами до и после программы не было выявлено (все p>0, 05).
Таблица 2
Послеэкспериментальные данные физического функционирования и одиночества в контрольной и экспериментальной группах с качеством жизни в качестве контрольной величины
Физическое функционирование |
Контрольнаягруппа |
Эксперимен- тальная группа |
Разница |
Размер эффекта (ES) |
|
Среднее изменение (95% СI) |
Среднее изменение (95% СI) |
Среднее изменение (95% СI) |
|
Сесть-встать (30 cек.) |
0,6 (-0,1- 1,3) |
1,6 (1,0 - 2,3) |
1,0 (0,1 -2,0)* |
0,53 |
Cкорость ходьбы (м/c) |
0,07 (0,04 – 0,11) |
0,12 (0,09 – 0,15) |
0,05 (0,0 – 0,09)* |
0,57 |
Динамометрия (кг) |
1,3 (-0,8 – 3,5) |
2,8 (0,8 – 4,8) |
1,5 (-1,5 – 4,5) |
0,26 |
Баланс (сек.) |
6,0 (0,1 – 11,9) |
6,8 (1,2 – 12,3) |
0,8 (-7,4 – 9,1) |
0,05 |
Одиночество (всего) |
-1,5 (-2,1 – 0,9) |
-0,9 (-1,4 – 0,3) |
0,6 (-0,2 – 1,5) |
-0,35 |
Эмоциональная шкала одиночества |
-0,9 (-1,3 – 0,5) |
-0,3 (-0,7 – 0,1) |
0,6 (0,1 – 1,2)* |
-0,54 |
Cоциальная шкала одиночества |
-0,6 (-1,2 – 0,1) |
-0,5 (-1,0 – 0,1) |
0,1 (-0,6 – 0,8) |
-0,07 |
Примечания: СI – интервал надежности, сек. – секунд, м/с – метров в секунду, кг – килограмм.* P<0, 05.
Результаты проведенной программы реабилитации показали увеличение социальных контактов на 42% (таких, как посещение социальных мероприятий, социальное общение или публичное общение), что может в долгосрочном прогнозе снизить социальную изоляцию пожилых людей с нарушением слуха.
Уровень посещения программы физической реабилитации рассчитывался как соотношение общего количества занятий к посещенным занятиям, выраженное в процентах. Уровень посещения программы физической реабилитации в экспериментальной группе составил 87%. По литературным данным, этот показатель выше, чем у некоторых авторов (от 56% до 68%) [3], однако в исследовании ряда других авторов сообщается о 96% [1]. Это показывает, что среди пожилых людей с нарушением слуха существует интерес к занятиям и стремление к компенсации либо адаптации слуховой функции за счет занятий.
Выводы
Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы. Данное исследование показало, что в результате проведенной программы физической реабилитации для пожилых людей с нарушением слуха повысились показатели физического функционирования, такие как сесть-встать (ES=0,53) и скорость ходьбы в экспериментальной группе (ES=0,57), которые в свою очередь имеют взаимосвязь с пониженным риском падений и улучшением физической независимости. Это демонстрирует эффективность проведённой программы физической реабилитации для пожилых людей с нарушением слуха. В то время как показатели физического функционирования улучшились в экспериментальной группе, показатели качества жизни и одиночества достоверно увеличились в контрольной группе по сравнению с экспериментальной. Значительные улучшения качества жизни и общего и эмоционального одиночества были обнаружены для тех участников эксперимента, которые посетили более 80% занятий, имея худший показатель качества жизни до начала программы. Программа физической реабилитации для пожилых людей с нарушением слуха показала, что при разработке программы реабилитации для данной категории людей следует уделять внимание не только физическому функционированию, но также психосоциальным показателям, таким как одиночество и качество жизни, связанным с психологическим состоянием занимающихся. Таким образом, данные проведенного исследования показывают эффективность профилактики одиночества у пожилых людей с нарушением слуха в результате проведенной программы реабилитации.
Практическая значимость программы реабилитации заключалась в том, что в течение программы произошло повышение реабилитационного потенциала. Количество посещений не снизилось, интерес к занятиям увеличился. Также пожилые люди с нарушением слуха смогли обрести новые социальные знакомства на занятиях, что способствовало в процессе реабилитации снижению уровня одиночества и повышению настроя самих занимающихся. Благодаря дружественной эмоционально-психологической обстановке занимающиеся с нарушением слуха смогли развить адаптационные возможности в условиях новой сенсорной обстановки коллектива, в условиях положительного микроклимата в группах с одним сурдопереводчиком. Участие в программе реабилитации позволило развить новые качества в тестах на скорость и сесть-встать, что показывает эффективность и возможность проведения таких реабилитационных программ с пожилыми людьми в условиях ограниченных сенсорных возможностей.
Заключение
На основании проведенной программы было выявлено, что для повышения эффективности групповой реабилитации может потребоваться изменение методологии в условиях проведения широкомасштабного проекта и дальнейшего изучения влияния данной программы на качество жизни пожилых людей с нарушением слуха. Также может потребоваться изменение процесса рекрутинга, основанное не на волонтерском участии пожилых людей с нарушением слуха в данном исследовании, а на рекомендации специалистов медицинских учреждений для добровольного привлечения пожилых людей с нарушением слуха для участия в проекте. Программа физической реабилитации показала эффективность в улучшении физического функционирования, снижении эмоционального и социального одиночества, что продемонстрировало эффект физических упражнений и групповых образовательных лекций. С целью выявления долгосрочного эффекта программы физической реабилитации в будущем рекомендуется более длительный период исследования. Проведенная программа физической реабилитации рекомендована для увеличения физической активности и социальных навыков общения в группах пожилых людей с нарушением слуха для профилактики одиночества для организаций здравоохранения и медучреждений (таких, как геронтологические центры, госпитали, больницы). Для оказания более квалифицированной помощи в будущих исследованиях требуется комплексный подход с учетом передовых исследований, аудиологических характеристик, а также качества жизни у пожилых людей с нарушением слуха.
Библиографическая ссылка
Шведько А.В., Маслова Л.П., Тагирова Н.П. ГРУППОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА, ФИЗИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33196 (дата обращения: 05.10.2024).