Цифровая эпоха - это период, когда информационно-коммуникационные технологии проникли практически во все аспекты человеческой жизни и оказывают влияние на то, как мы общаемся, работаем, учимся и получаем доступ к информации. С развитием Интернета, социальных сетей и интенсивным использованием технологий меняется модель образования. Это привело к появлению термина «Образование 1.0–4.0» [1]. Самый последний, «Образование 4.0», относится к стратегии обучения, связанной с «промышленной революцией 4.0».
«Образование 4.0» стремится преобразовать образование, используя передовые технологии и автоматизированный подход. Виртуальная реальность, робототехника, большие данные, искусственный интеллект и интеллектуальные технологии - все это часть этой технологической революции. В рамках «Образования 4.0» обучающиеся смогут выбирать, что они хотят изучать, выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут, смогут выбирать любые средства обучения, которые они хотят использовать. Конкретные различия между «Образованием 1.0» и «Образованием 4.0» [2; 3] показаны в таблице.
Сравнение образовании 1,0–4,0 [2; 3]
Уровень образования |
Методы обучения |
Технологическая платформа |
Период |
Образование 1.0 |
Традиционные технологии электронного обучения, в основном репродуктивные |
Компьютерные классы |
конец 80-х – середина 2010-х гг. |
Образование 2.0 |
Технологии электронного обучения с элементами продуктивной учебной деятельности |
Компьютерные классы, личные ПК |
начало 2000-х до 2009 гг. |
Образование 3.0 |
Продуктивные, в контекстной образовательной среде |
Мобильные устройства |
2008–2013 гг. |
Образование 4.0 |
Продуктивные, в контекстной образовательной среде, самообразование обучающихся |
Высокотехнологичные мобильные устройства |
2014 г. – настоящее время |
Развитие цифровых технологий вызвало значительные изменения в образовании, которые определили трансформации, произошедшие в способах преподавания и обучения. Аппаратные средства, такие как компьютеры, планшеты и смартфоны, наряду с программным обеспечением и платформами онлайн-обучения, обеспечили более широкий доступ к информации, ресурсам и интерактивным средствам обучения. Это изменило образовательный ландшафт на уровне школы, колледжа, а также в области подготовки учителей.
Обучение в цифровую эпоху имеет совершенно иные характеристики, чем в предыдущий период. В современную эпоху доминирует поколение Z – дети, родившиеся в 1995–2010 годах. По данным переписи населения 2020 года, их численность в мире оценивается в 2 миллиарда человек, из которых около 22 миллионов проживают в России [4], а около 75,49 миллиона - в Индонезии [5]. Поколение Z (Gen Z, зеты или зумеры) - выходцы из цифровой эры, потому что они выросли с технологиями, Интернетом и социальными сетями, поэтому их также называют поколением «технологических наркоманов».
Следует отметить, что стиль обучения обучающихся в цифровую эпоху заключается не только в исследовании и наблюдении за объектами, которые существуют только в классе, но и в хранении и сборе различной информации, полученной из других пространств, помимо классной комнаты. Кроме того, студенты в цифровую эпоху также привыкли выражать свои знания напрямую, не нуждаясь в концептуализации или предварительной подготовке, как студенты в прошлом [6; 7].
Таким образом, учителя должны иметь возможность персонализировать методы обучения для каждого ученика и предоставлять больше возможностей для поиска учебных ресурсов вне школьных занятий. Это требует правильного концептуального подхода при подготовке учителей. Время предъявляет требования к педагогу как к саморазвивающемуся субъекту.
Статья рассматривает одну из концепций самообразования как возможное решение проблемы разработки нового подхода к профессиональному развитию учителей, что соответствовало бы динамичному и взаимосвязанному характеру современного образования. Предполагается, что такой педагогический подход даст больше возможностей для развития ряда важных качеств - самостоятельности, критического мышления, адаптивности, вдохновляя преподавателей на постоянное профессиональное развитие и создание сообщества практиков, обучающихся через всю жизнь.
Хьютагогический подход
Хьютагогика, концепция, тесно связанная с андрагогикой, делает акцент на самостоятельном обучении и развитии способностей человека [8, c. 7]. Она восходит к гуманистической идеологии и представляет целостный подход к обучению, объединяющий положения конструктивизма, востребованные в эпоху четвертой промышленной революции - установки на обучение через всю жизнь, интеллектуальные компетенции, творческое мышление [9-11].
В исследованиях по применению хьютагогического подхода в постдипломном образовании взрослых [12; 13] заостряется внимание на автономии обучаемого в создании своей учебной программы, изменении его самооценки в ракурсе самонаправленности и увеличения использования цифровых технологий для саморазвития. По мнению Л.М. Блашке, хьютагогический подход представляет собой высший уровень развития педагогики: через андрагогический аспект к полной самоорганизации и самореализации. Соотношение этих понятий можно проиллюстрировать следующей схемой (рис.) [14].
Соотношение педагогики, андрагогики и хьютагогики (на основе Л.М. Блашке, 2019 г.) [14]
Актуальность реализации хьютагогического подхода в контексте фундаментальных изменений в образовании обосновывается идеей ориентированности на обучающегося, акценте на самоэффективности, способностях, метапознании (знании, как учиться) и рефлексии.
Зарубежные исследования Агуайо, Стотена, Бляшке показали, что хьютагогический подход поддерживает развитие навыков самостоятельного обучения, необходимых для эффективного онлайн-обучения и обучения на протяжении всей жизни [15-17]. Цифровая эпоха с множеством онлайн-ресурсов и технологий делает образование более доступным и эффективным. По мнению Г.А.П.С. Трисна, обучающиеся могут использовать широкий спектр материалов, взаимодействовать со сверстниками и экспертами по всему миру, определять и контролировать темп своего обучения [18]. Современные технологии, особенно социальные сети, способствуют общению, сотрудничеству, обмену информацией и рефлексии, которые являются важными элементами обучения [19].
Перечисленные характеристики могут стать решающими в организации образовательных сред, направленных на повышение квалификационного уровня учителей в соответствии с моделью «Структура ИКТ-компетентности учителей» ЮНЕСКО, которая включает следующие компоненты: компьютерная грамотность, информационная грамотность, умение использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ-грамотность) и медиаграмотность [20].
Внедрение всё более усложняющихся средств в программы профессионального развития учителя будет способствовать положительным переменам при соблюдении ряда условий:
1. Учебная программа профессионального развития учителей должна быть открытой и гибкой, учитывать новые тенденции в образовании и конкретные потребности учителей.
2. Учителя должны быть готовы взять на себя ответственность определять свой путь профессионального развития и работать в формате самонаправленного обучения, включая выбор соответствующих условий, средств, стратегий, мероприятий по профессиональному развитию, а также создание учебных материалов для применения в зоне их профессиональной деятельности.
3. Профессиональное развитие учителей должно осуществляться на основе сотрудничества, при этом учителя обмениваются опытом и знаниями для улучшения совместной практики преподавания. Организация профессионального обучения учителей с использованием хьютагогического подхода будет способствовать развитию автономии учителей в аспекте их собственного профессионального развития, позволяя им выбирать пути обучения, которые наилучшим образом соответствуют их потребностям и интересам. Данный подход направлен на укрепление уверенности учителей в применении нового знания и навыков в практике преподавания, предлагая реальный опыт и возможности для преобразующего обучения.
4. Следует подчеркнуть значение нелинейных, самоопределяемых путей профессионального развития, позволяющих учителям планировать свой путь гибко и разнообразно. Критические размышления о процессе и результатах обучения смогут обеспечить разработку индивидуальных стратегий обучения для повышения профессионального роста.
Принимая эти принципы, учителя могут играть активную роль в управлении собственным развитием, повышении самоэффективности, а также в создании динамичной и эффективной среды обучения для своих учеников.
Вместе с тем внедрение хьютагогических идей цифровой эпохи в обучение сопряжено с рядом проблем управленческого характера, связанных с отсутствием доступа в Интернет; вероятностью сопротивления на ранних этапах перехода от традиционных моделей обучения к самостоятельности обучающихся; институциональными ограничениями. Многие образовательные учреждения действуют в рамках установленных правил, которые делают упор на оценку деятельности педагога на основе достигнутого им уровня образования и традиционных форм оценки. Внедрение хьютагогики может потребовать внесения изменений в образовательный процесс, что может представлять определённые трудности. Это противоречие между традиционными формами оценки и персонализированным обучением остается серьезным препятствием, которое необходимо преодолеть.
Для реализации идей хьютагогического подхода в сфере профессиональной подготовки современного учителя необходимы конкретные шаги:
· понимание и осмысление основных концепций и принципов, на которых строится хьютагогика в учебной деятельности - конструктивизма, гуманизма, сущности способности, системного мышления и обучения действиям - и умение применять их на практике;
· внедрение хьютагогических принципов: хьютагогика не предписывает конкретных методологий. Учитель должен адаптировать доступные методики в соответствии со своими потребностями. Важным элементом является обеспечение доступа к соответствующим учебным ресурсам, поощрение совместного обучения, открытое оценивание, обучение на основе проектов, использование портфолио и учебных журналов; интеллектуально-развивающие практики;
· интеграция технологий: хьютагогический подход предполагает использование сред индивидуального обучения - Personal Learning Environments (PLE), поддерживаемых технологиями, для развития самоопределения обучающихся на протяжении всей жизни. Это может включать цифровые обучающие сети, мобильные технологии и социальные сети. А обычно используемыми стратегиями обучения являются мобильная хьютагогика (M-Heutagogy) [21] и повсеместное обучение (U-learning) [22]. По этой причине необходимы обучающие программы для повышения навыков цифровой грамотности учителей.
Разработка системы управления обучением / Learning Management System (LMS): LMS поможет обучающимся пройти эффективный процесс обучения. Учебные материалы в нем представлены полностью и синхронно - в соответствии с потребностями педагога (одномоментно отражают стандарты компетентности педагога) и реальными потребностями обучающихся. В LMS будут записаны все действия учителя, прогресс в обучении, полученные оценки, минимальные учебные ресурсы и т.д. Модераторы, обеспечивающие функционирование процесса автономного обучения на платформе, играют активную роль в формировании разветвлённой сети обучающихся учителей.
Показательным примером реализации цифрового автономного обучения может послужить внедрение правительством Индонезии ряда программ повышения квалификации учителей, включающих элементы хьютагогического подхода. Эти программы включают:
1. Повышение квалификации учителей посредством профессионального образования учителей / Teacher Professional Education (TPE) [23]: после завершения обучения на бакалавриате начинающие учителя обязаны участвовать в программах TPE, организуемых университетами. Эти программы обычно длятся от нескольких месяцев до года и предоставляют самые современные знания по учебной программе, инновационным методам преподавания и технологиям в образовании. Будущие учителя также узнают о дифференцированных стратегиях обучения, которые могут быть использованы при реализации хьютагогического подхода [24; 25].
2. Программа устойчивого обучения, основанная на технологиях: правительство Индонезии инвестирует в профессиональное развитие учителей, основанное на технологиях, для повышения их цифровой грамотности и использования современных инструментов в процессе обучения. Одной из таких программ является программа PembaTIK, которая направлена на повышение ИКТ-компетентности учителей в соответствии с рамочной программой ЮНЕСКО по ИКТ-компетентности учителей [26]. Цели PembaTIK включают повышение цифровой грамотности учителей, создание разнообразного цифрового контента и содействие обмену информацией и сотрудничеству - все это соответствует принципам подхода heutagogy. Благодаря программе PembaTIK учителя могут проявить свой творческий подход к разработке учебного контента и выбрать предпочитаемую ими платформу обучения. Они также могут делиться своими знаниями с другими учителями в Индонезии через онлайн-платформы.
Вывод
В эпоху цифровых технологий учителя сталкиваются со значительными проблемами, включая необходимость приспособиться к трансформациям в образовательной среде и взять на себя функции менеджера обучения, директора по учебным ресурсам, создателя сетей и инициатора коммуникаций. Соответствие требованиям цифровой эпохи требует внедрения современных моделей профессионального развития. Программа профессионального развития учителя, основанная на принципах хьютагогического подхода, могла бы стать действенным решением, обоснованным принципами самоопределяющегося обучения: нелинейного обучения и преподавания, самостоятельности обучающихся, открытых образовательных возможностей, саморефлексии и метапознания. Следующая задача при применении хьютагогического подхода состоит в том, чтобы найти и предложить подходящий метод, который будет применяться при подготовке учителей к работе, на всех уровнях образования и во всех областях обучения. Требуется более всестороннее исследование, прежде чем идеи обучения, основанные на хьютагогическом подходе, могут быть применены в соответствии с существующими условиями.
Библиографическая ссылка
Ирдианто В.-., Лазарева И.Н., Петрова Г.Н. РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ХЬЮТАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ УЧИТЕЛЕЙ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33181 (дата обращения: 05.10.2024).