Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ХЬЮТАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ УЧИТЕЛЕЙ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ирдианто В.-. 1, 2 Лазарева И.Н. 1 Петрова Г.Н. 1
1 Дальневосточный федеральный университет
2 Государственный Университет Маланга
Целью исследования является изучение проблемы непрерывного образования учителей в цифровую эпоху. Модель самостоятельного непрерывного образования обозначена Хейзом и Кеньоном как хьютагогический подход. Исследовательская проблема связана с вызовами и возможностями, которые открывает цифровая эра в образовании. Задачи статьи включают описание принципов хьютагогики в аспекте профессионального развития учителя; выявление потенциальных преимуществ и ограничений этого подхода. Внедрение хьютагогики в образование связано с рядом управленческих проблем, включая институциональные ограничения, традиционные методы оценки и отсутствие доступа к технологиям. Внедрение хьютагогики требует понимания основных концепций, адаптации методологий, интеграции технологий и разработки системы управления обучением - Learning Management System (LMS). Программы развития учителей индонезийского правительства, такие как TPE и PembaTIK, объединяют хьютагогические принципы для повышения цифровой грамотности учителей и облегчения совместного обучения. Хьютагогический подход может помочь удовлетворить требования эпохи цифровых технологий к профессиональному развитию учителей. Предложены рекомендации образовательным учреждениям, директивным органам предлагается рассмотреть возможность применения хьютагогического подхода и внесения необходимых изменений в современные модели обучения учителей в цифровую эпоху.
хьютагогика
подходы к обучению
цифровое образование
профессионального развития
иkt
1. Tan S.Y., Al-Jumeily D., Mustafina J., Hussain A., Broderick A., Forsyth H. Rethinking Our Education to Face the New Industry Era // EDULEARN18 Proceedings. IATED, 2018. Р. 6562-6571. DOI: 10.21125/edulearn.2018.1564.
2. Голицына И.Н. Поколения Электронного Обучения в Современном Образовании // Школьные технологии. 2020. № 5. C. 3-10.
3. Кондаков А.М. Цифровое Образование: Становление и Особенности Реализации // Традиции и инновации в образовании. 2017. C. 86-98.
4. РОССТАТ Демография (Численность Населения Российской Федерации по Полу и Возрасту) // Федеральная Служба Государственной Статистики (РОССТАТ). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 24.11.2023).
5. BPS Hasil Sensus Penduduk 2020 // Badan Pusat Statistik (BPS). [Электронный ресурс]. URL: https://www.bps.go.id/pressrelease/2021/01/21/1854/hasil-sensus-penduduk-2020.html (дата обращения: 24.11.2023).
6. Flisi, S., Goglio, V., Meroni, E. C., Vera-Toscano, E. Cohort patterns in adult literacy skills: How are new generations doing? // Journal of Policy Modeling. 2019. № 1 (41). P. 52-65. DOI: 10.1016/j.jpolmod.2018.10.002.
7. Rogers S. From Boomers to Zoomers, Here Are the Characteristics of the Different Generations at Work // GetApp. [Электронный ресурс]. URL: https://www.getapp.com/resources/characteristics-of-different-generations-in-the-workplace/ (дата обращения: 10.11.2023).
8. Hase S., Kenyon C. Self-Determined Learning: Heutagogy in Action. A&C Black, 2013. 211 р.
9. Matulchyk Ju. Історія питання, теоретичне підґрунтя та принципи евтагогіки (heutagogy) // Естетика і етика педагогічної дії. Poltava V.G.Korolenko National Pedagogical University, 2023. № 27. C. 189–196. DOI: 10.33989/2226-4051.2023.27.282147.
10. Coelho F.J.M., Marques C., Loureiro A., Ratten V. Evaluation of the impact of an entrepreneurship training program in Recife, Brazil // Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies. Emerald Publishing Limited, 2018. Vol. 10, № 3. Р. 472–488. DOI: 10.1108/jeee-10-2017-0077.
11. Dhir H.K. Planning curriculum for teaching thinking skills needed for 21st-century education // Handbook of research on critical thinking and teacher education pedagogy. IGI Global, 2019. Р. 107-133. DOI: 10.4018/978-1-5225-7829-1.ch007.
12. Hamdan A., Wong K.-T., Salleh N.S.M. M-Heutagogy acceptance among students of higher education institutions: The conceptual framework // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2021. Vol. 11, № 6. P. 1766-1783. DOI: 10.6007/ijarbss/v11-i6/10392.
13. Sumarni T., Sudira P. The role of the heutagogy approach in advanced adult education as rebuilding the vocational self-concept in the industrial era 4.0 and society 5.0 // Jurnal Pendidikan Vokasi. 2022. Vol. 12, № 2. Р. 199-211.
14. Blaschke L. M. The Pedagogy–Andragogy–Heutagogy Continuum and Technology-Supported Personal Learning Environments // Open and Distance Education Theory Revisited: Implications for The Digital Era. Springer, 2019. Р. 75-84. DOI: 10.1007/978-981-13-7740-2_9.
15. Blaschke L.M. The Dynamic Mix of Heutagogy and Technology: Preparing Learners for Lifelong Learning // British Journal of Educational Technology. Wiley Online Library, 2021. Vol. 52, № 4. Р. 1629-1645. DOI: 10.1111/bjet.13105.
16. Aguayo C., Eames C., Cochrane T. A framework for mixed reality free-choice, self-determined learning // Research in Learning Technology (RLT). Association for Learning Technology, 2020. Vol. 28. DOI: 10.25304/rlt.v28.2347.
17. Stoten D.W. Practical heutagogy: Promoting personalized learning in management education // Adult Learning. SAGE Publications Sage CA: Los Angeles, CA, 2020. Vol. 31, № 4. Р. 161-174. DOI: 10.1177/1045159520905364.
18. Trisna G.A.P.S., Wahyudin D., Rusman R., Riyana C. Heutagogy as Alternative Approach for Learning at Elementary School in the Era of Industrial Revolution 4.0 // Jurnal Kependidikan: Jurnal Hasil Penelitian dan Kajian Kepustakaan di Bidang Pendidikan, Pengajaran dan Pembelajaran. 2022. Vol. 8, № 2. Р. 480-490. DOI: 10.33394/jk.v8i2.4020.
19. Narayan V., Herrington J., Cochrane T. Design Principles for Heutagogical Learning: Implementing Student-Determined Learning with Mobile and Social Media Tools // Australasian Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 35, № 3. Р. 86-101. DOI: 10.14742/ajet.3941.
20. Law N., Woo D., de la Torre J., Wong G. UNESCO Institute for Statistics. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator 4.4. 2. Quebec, 2018.
21. Hamdan A. The Acceptance of M-Heutagogical Practice in Higher Education: A Systematic Literature Review // International Journal of Emerging Technologies in Learning (IJET). International Journal of Emerging Technology in Learning, 2021. Vol. 16, № 22. Р. 87-98. DOI: 10.3991/ijet.v16i22.25625.
22. Cárdenas-Robledo L. A., Peña-Ayala A. Ubiquitous learning: A systematic review // Telematics and Informatics. 2018. № 5 (35). Р. 1097-1132. DOI: 10.1016/j.tele.2018.01.009.
23. Handayani S.M., Yeigh T., Jacka L., Peddell L. Developing a heutagogy approach to promoting teacher competencies in Indonesia // Cypriot Journal of Educational Sciences, 2021. Vol. 16, № 3. Р. 939-951. DOI: 10.18844/cjes.v16i3.5765.
24. Ananda S.T., Matnuh H. Analysis of P5 Activities at SMA Negeri 4 Banjarmasin as the Application of Differentiated Learning in the Independent Curriculum of the PPG Program // PROSPEK. 2023. Vol. 2, № 2. Р. 171-180.
25. Muhyi M., Zaman A.Q., Satianingsih R., Hakim L. Implementasi Pembelajaran Berdifferensiasi Mahasiswa PPG Universitas PGRI Adi Buana Surabaya Angkatan I dan II Tahun 2023 // Jurnal Kejaora (Kesehatan Jasmani dan Olah Raga). 2023. Vol. 8, № 2. Р. 171-176. DOI: 10.36526/kejaora.v8i2.2862.
26. Виндра И., Лазарева И.Н. Повышение Уровня Цифровой Грамотности Учителей Индонезии с Помощью Программы «PEMBATIK» // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 9. C. 186. DOI: 10.17513/snt.39782.

Цифровая эпоха - это период, когда информационно-коммуникационные технологии проникли практически во все аспекты человеческой жизни и оказывают влияние на то, как мы общаемся, работаем, учимся и получаем доступ к информации. С развитием Интернета, социальных сетей и интенсивным использованием технологий меняется модель образования. Это привело к появлению термина «Образование 1.0–4.0» [1]. Самый последний, «Образование 4.0», относится к стратегии обучения, связанной с «промышленной революцией 4.0».

«Образование 4.0» стремится преобразовать образование, используя передовые технологии и автоматизированный подход. Виртуальная реальность, робототехника, большие данные, искусственный интеллект и интеллектуальные технологии - все это часть этой технологической революции. В рамках «Образования 4.0» обучающиеся смогут выбирать, что они хотят изучать, выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут, смогут выбирать любые средства обучения, которые они хотят использовать. Конкретные различия между «Образованием 1.0» и «Образованием 4.0» [2; 3] показаны в таблице.

Сравнение образовании 1,0–4,0 [2; 3]

Уровень образования

Методы обучения

Технологическая платформа

Период

Образование 1.0

Традиционные технологии электронного обучения, в основном репродуктивные

Компьютерные классы

конец 80-х – середина 2010-х гг.

Образование 2.0

Технологии электронного обучения с элементами продуктивной учебной деятельности

Компьютерные классы, личные ПК

начало 2000-х до 2009 гг.

Образование 3.0

Продуктивные, в контекстной образовательной среде

Мобильные устройства

2008–2013 гг.

Образование 4.0

Продуктивные, в контекстной образовательной среде, самообразование обучающихся

Высокотехнологичные мобильные устройства

2014 г. – настоящее время

Развитие цифровых технологий вызвало значительные изменения в образовании, которые определили трансформации, произошедшие в способах преподавания и обучения. Аппаратные средства, такие как компьютеры, планшеты и смартфоны, наряду с программным обеспечением и платформами онлайн-обучения, обеспечили более широкий доступ к информации, ресурсам и интерактивным средствам обучения. Это изменило образовательный ландшафт на уровне школы, колледжа, а также в области подготовки учителей.

Обучение в цифровую эпоху имеет совершенно иные характеристики, чем в предыдущий период. В современную эпоху доминирует поколение Z – дети, родившиеся в 1995–2010 годах. По данным переписи населения 2020 года, их численность в мире оценивается в 2 миллиарда человек, из которых около 22 миллионов проживают в России [4], а около 75,49 миллиона - в Индонезии [5]. Поколение Z (Gen Z, зеты или зумеры) - выходцы из цифровой эры, потому что они выросли с технологиями, Интернетом и социальными сетями, поэтому их также называют поколением «технологических наркоманов».

Следует отметить, что стиль обучения обучающихся в цифровую эпоху заключается не только в исследовании и наблюдении за объектами, которые существуют только в классе, но и в хранении и сборе различной информации, полученной из других пространств, помимо классной комнаты. Кроме того, студенты в цифровую эпоху также привыкли выражать свои знания напрямую, не нуждаясь в концептуализации или предварительной подготовке, как студенты в прошлом [6; 7].

Таким образом, учителя должны иметь возможность персонализировать методы обучения для каждого ученика и предоставлять больше возможностей для поиска учебных ресурсов вне школьных занятий. Это требует правильного концептуального подхода при подготовке учителей. Время предъявляет требования к педагогу как к саморазвивающемуся субъекту.

Статья рассматривает одну из концепций самообразования как возможное решение проблемы разработки нового подхода к профессиональному развитию учителей, что соответствовало бы динамичному и взаимосвязанному характеру современного образования. Предполагается, что такой педагогический подход даст больше возможностей для развития ряда важных качеств - самостоятельности, критического мышления, адаптивности, вдохновляя преподавателей на постоянное профессиональное развитие и создание сообщества практиков, обучающихся через всю жизнь.

Хьютагогический подход

Хьютагогика, концепция, тесно связанная с андрагогикой, делает акцент на самостоятельном обучении и развитии способностей человека [8, c. 7]. Она восходит к гуманистической идеологии и представляет целостный подход к обучению, объединяющий положения конструктивизма, востребованные в эпоху четвертой промышленной революции - установки на обучение через всю жизнь, интеллектуальные компетенции, творческое мышление [9-11].

В исследованиях по применению хьютагогического подхода в постдипломном образовании взрослых [12; 13] заостряется внимание на автономии обучаемого в создании своей учебной программы, изменении его самооценки в ракурсе самонаправленности и увеличения использования цифровых технологий для саморазвития. По мнению Л.М. Блашке, хьютагогический подход представляет собой высший уровень развития педагогики: через андрагогический аспект к полной самоорганизации и самореализации. Соотношение этих понятий можно проиллюстрировать следующей схемой (рис.) [14].

 

Соотношение педагогики, андрагогики и хьютагогики (на основе Л.М. Блашке, 2019 г.) [14]

Актуальность реализации хьютагогического подхода в контексте фундаментальных изменений в образовании обосновывается идеей ориентированности на обучающегося, акценте на самоэффективности, способностях, метапознании (знании, как учиться) и рефлексии.

Зарубежные исследования Агуайо, Стотена, Бляшке показали, что хьютагогический подход поддерживает развитие навыков самостоятельного обучения, необходимых для эффективного онлайн-обучения и обучения на протяжении всей жизни [15-17]. Цифровая эпоха с множеством онлайн-ресурсов и технологий делает образование более доступным и эффективным. По мнению Г.А.П.С. Трисна, обучающиеся могут использовать широкий спектр материалов, взаимодействовать со сверстниками и экспертами по всему миру, определять и контролировать темп своего обучения [18]. Современные технологии, особенно социальные сети, способствуют общению, сотрудничеству, обмену информацией и рефлексии, которые являются важными элементами обучения [19].

Перечисленные характеристики могут стать решающими в организации образовательных сред, направленных на повышение квалификационного уровня учителей в соответствии с моделью «Структура ИКТ-компетентности учителей» ЮНЕСКО, которая включает следующие компоненты: компьютерная грамотность, информационная грамотность, умение использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ-грамотность) и медиаграмотность [20].

Внедрение всё более усложняющихся средств в программы профессионального развития учителя будет способствовать положительным переменам при соблюдении ряда условий:

1. Учебная программа профессионального развития учителей должна быть открытой и гибкой, учитывать новые тенденции в образовании и конкретные потребности учителей.

2. Учителя должны быть готовы взять на себя ответственность определять свой путь профессионального развития и работать в формате самонаправленного обучения, включая выбор соответствующих условий, средств, стратегий, мероприятий по профессиональному развитию, а также создание учебных материалов для применения в зоне их профессиональной деятельности.

3. Профессиональное развитие учителей должно осуществляться на основе сотрудничества, при этом учителя обмениваются опытом и знаниями для улучшения совместной практики преподавания. Организация профессионального обучения учителей с использованием хьютагогического подхода будет способствовать развитию автономии учителей в аспекте их собственного профессионального развития, позволяя им выбирать пути обучения, которые наилучшим образом соответствуют их потребностям и интересам. Данный подход направлен на укрепление уверенности учителей в применении нового знания и навыков в практике преподавания, предлагая реальный опыт и возможности для преобразующего обучения.

4. Следует подчеркнуть значение нелинейных, самоопределяемых путей профессионального развития, позволяющих учителям планировать свой путь гибко и разнообразно. Критические размышления о процессе и результатах обучения смогут обеспечить разработку индивидуальных стратегий обучения для повышения профессионального роста.

Принимая эти принципы, учителя могут играть активную роль в управлении собственным развитием, повышении самоэффективности, а также в создании динамичной и эффективной среды обучения для своих учеников.

Вместе с тем внедрение хьютагогических идей цифровой эпохи в обучение сопряжено с рядом проблем управленческого характера, связанных с отсутствием доступа в Интернет; вероятностью сопротивления на ранних этапах перехода от традиционных моделей обучения к самостоятельности обучающихся; институциональными ограничениями. Многие образовательные учреждения действуют в рамках установленных правил, которые делают упор на оценку деятельности педагога на основе достигнутого им уровня образования и традиционных форм оценки. Внедрение хьютагогики может потребовать внесения изменений в образовательный процесс, что может представлять определённые трудности. Это противоречие между традиционными формами оценки и персонализированным обучением остается серьезным препятствием, которое необходимо преодолеть.

Для реализации идей хьютагогического подхода в сфере профессиональной подготовки современного учителя необходимы конкретные шаги:

· понимание и осмысление основных концепций и принципов, на которых строится хьютагогика в учебной деятельности - конструктивизма, гуманизма, сущности способности, системного мышления и обучения действиям - и умение применять их на практике;

· внедрение хьютагогических принципов: хьютагогика не предписывает конкретных методологий. Учитель должен адаптировать доступные методики в соответствии со своими потребностями. Важным элементом является обеспечение доступа к соответствующим учебным ресурсам, поощрение совместного обучения, открытое оценивание, обучение на основе проектов, использование портфолио и учебных журналов; интеллектуально-развивающие практики;

· интеграция технологий: хьютагогический подход предполагает использование сред индивидуального обучения - Personal Learning Environments (PLE), поддерживаемых технологиями, для развития самоопределения обучающихся на протяжении всей жизни. Это может включать цифровые обучающие сети, мобильные технологии и социальные сети. А обычно используемыми стратегиями обучения являются мобильная хьютагогика (M-Heutagogy) [21] и повсеместное обучение (U-learning) [22]. По этой причине необходимы обучающие программы для повышения навыков цифровой грамотности учителей.

Разработка системы управления обучением / Learning Management System (LMS): LMS поможет обучающимся пройти эффективный процесс обучения. Учебные материалы в нем представлены полностью и синхронно - в соответствии с потребностями педагога (одномоментно отражают стандарты компетентности педагога) и реальными потребностями обучающихся. В LMS будут записаны все действия учителя, прогресс в обучении, полученные оценки, минимальные учебные ресурсы и т.д. Модераторы, обеспечивающие функционирование процесса автономного обучения на платформе, играют активную роль в формировании разветвлённой сети обучающихся учителей.

Показательным примером реализации цифрового автономного обучения может послужить внедрение правительством Индонезии ряда программ повышения квалификации учителей, включающих элементы хьютагогического подхода. Эти программы включают:

1. Повышение квалификации учителей посредством профессионального образования учителей / Teacher Professional Education (TPE) [23]: после завершения обучения на бакалавриате начинающие учителя обязаны участвовать в программах TPE, организуемых университетами. Эти программы обычно длятся от нескольких месяцев до года и предоставляют самые современные знания по учебной программе, инновационным методам преподавания и технологиям в образовании. Будущие учителя также узнают о дифференцированных стратегиях обучения, которые могут быть использованы при реализации хьютагогического подхода [24; 25].

2. Программа устойчивого обучения, основанная на технологиях: правительство Индонезии инвестирует в профессиональное развитие учителей, основанное на технологиях, для повышения их цифровой грамотности и использования современных инструментов в процессе обучения. Одной из таких программ является программа PembaTIK, которая направлена на повышение ИКТ-компетентности учителей в соответствии с рамочной программой ЮНЕСКО по ИКТ-компетентности учителей [26]. Цели PembaTIK включают повышение цифровой грамотности учителей, создание разнообразного цифрового контента и содействие обмену информацией и сотрудничеству - все это соответствует принципам подхода heutagogy. Благодаря программе PembaTIK учителя могут проявить свой творческий подход к разработке учебного контента и выбрать предпочитаемую ими платформу обучения. Они также могут делиться своими знаниями с другими учителями в Индонезии через онлайн-платформы.

Вывод

В эпоху цифровых технологий учителя сталкиваются со значительными проблемами, включая необходимость приспособиться к трансформациям в образовательной среде и взять на себя функции менеджера обучения, директора по учебным ресурсам, создателя сетей и инициатора коммуникаций. Соответствие требованиям цифровой эпохи требует внедрения современных моделей профессионального развития. Программа профессионального развития учителя, основанная на принципах хьютагогического подхода, могла бы стать действенным решением, обоснованным принципами самоопределяющегося обучения: нелинейного обучения и преподавания, самостоятельности обучающихся, открытых образовательных возможностей, саморефлексии и метапознания. Следующая задача при применении хьютагогического подхода состоит в том, чтобы найти и предложить подходящий метод, который будет применяться при подготовке учителей к работе, на всех уровнях образования и во всех областях обучения. Требуется более всестороннее исследование, прежде чем идеи обучения, основанные на хьютагогическом подходе, могут быть применены в соответствии с существующими условиями.


Библиографическая ссылка

Ирдианто В.-., Лазарева И.Н., Петрова Г.Н. РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ХЬЮТАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ УЧИТЕЛЕЙ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33181 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674