Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕРНИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Димитриев Р.А. 1, 2
1 Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Научно-образовательный центр «ЭКРА»
2 Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
На современном этапе развития общества одной из актуальных проблем является своевременное повышение квалификации сотрудников и их оперативная переподготовка согласно возникающим запросам экономического сектора. В связи с этим встает вопрос о модернизации дополнительного профессионального образования (ДПО) в сфере подготовки кадров для электроэнергетики в соответствии с нуждами быстроизменяющихся тенденций развития науки и техники. В качестве основы исследования был проведен анализ существующей традиционной модели обучения специалистов в сфере электроэнергетики в условиях ДПО на примере негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Научно-образовательный центр «ЭКРА», по результатам чего была выдвинута гипотеза о возможности совершенствования текущей модели обучения. Обоснована структура превентивно-адаптивной модели обучения, учитывающей входной уровень обучающихся посредством прохождения превентивного этапа, а также адаптацию программы обучения под их уровень знаний, умений и навыков. Проведено сравнение результатов прохождения традиционного образовательного курса и с использованием превентивно-адаптивной модели, что позволяет считать перспективным внедрение указанной модели обучения в сфере ДПО для создания более эффективного образовательного процесса и плодотворного обучения специалистов в сфере электроэнергетики.
дополнительное профессиональное образование
повышение квалификации
научно-образовательный центр
превентивно-адаптивная модель обучения
специалисты в области электроэнергетики
ноу «ноц «экра»
превентивный этап
1. Инновационные решения НПП «ЭКРА» – актуально, профессионально, надежно // Территория Нефтегаз. 2011. № 6. С. 97-102.
2. Купцова И.В., Лактаева Н.Е. Научно-образовательные центры как драйвер развития инновационной экономики России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 2. С. 97-102.
3. Бейбалаева Д.К., Раджабалиев Г.П., Титов А.А. Направления и специфика профессионального дополнительного образования как стимула изменений в организациях дополнительного образования России // Современные педагогические технологии профессионального образования (Махачкала, 23 апреля 2021 года). Москва-Берлин: ООО «Директ-Медиа», 2021. С. 70-74.
4. Боравнева И.В. Особенности внедрения онлайн-обучения в системе дополнительного профессионального образования // Менеджмент - время возможностей: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции (сборник научных статей) (Севастополь, 07–08 мая 2019 года). Севастополь: ООО "ИнТех", 2019. С. 47-50.
5. Аносова Н.А. Профессионально-общественная экспертиза дополнительных профессиональных программ как инструмент оценки дополнительного профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2018. 241 с.
6. Блажевич Н.В. Единство теоретического и практического как принцип практико-ориентированного обучения в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2020. № 1 (14). С. 100-107.
7. Мачинская С.В., Криницына Е.В. Современные методологические подходы к организации системы дополнительного профессионального педагогического образования // Непрерывное образование. 2020. № 1 (31). С. 15-16.

В последние десятилетия технический прогресс так сильно затронул электроэнергетическую отрасль, что используемое оборудование на высоковольтных электрических подстанциях претерпело значительную модернизацию и реновацию [1]. Такое быстротечное эволюционное изменение, в свою очередь, породило следующую проблему – нехватку квалифицированных и компетентных специалистов, готовых к разработке, наладке и эксплуатации современного сложного аппаратно-программного оборудования. Система высшего профессионального образования не способна реагировать на решение указанной проблемы, поскольку сам процесс подготовки бакалавра занимает 4-5 лет [2; 3]. Наиболее эффективным, с точки зрения экономии времени и материальных затрат, является повышение квалификации сотрудников посредством дополнительного профессионального образования [4].

Система дополнительного профессионального образования (ДПО) - это целенаправленный, непрерывный процесс обучения, основанный на использовании определенных социально-экономических механизмов обеспечения деятельности образовательных учреждений по оказанию потребителям (обучаемым) дополнительных профессиональных образовательных услуг [5]. На данный момент в нашей стране есть множество различных нормативных документов и актов, регламентирующих частоту прохождения курсов ДПО. В качестве примера может служить выдержка из текста Федерального закона № 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики», согласно которому «…специалисты и руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на производственном объекте, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований и норм промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности».

Одна из важнейших проблем, с которой сталкивается педагогический состав в сфере ДПО в современных реалиях – разный уровень профессиональной компетентности обучающихся, вплоть до непонимания основных технологий, общепринятых в рассматриваемой отрасли, а также практически полное отсутствие знания базовых понятий [6]. Зачастую это связано с возрастом персонала [7]. С повсеместным внедрением цифровых технологических решений, как отдельно взятых устройств или программного обеспечения, данная дилемма стала выходить на первый план в процессе повышения квалификации технических специалистов в сфере электроэнергетики. Анализ научной литературы и методических материалов в сфере педагогики дополнительного профессионального образования показал, что за последние 10 лет данная тема практически не исследовалась, хоть и является достаточно острой в стране, учитывая сложившуюся технико-экономическую ситуацию.

Цель исследования: провести анализ существующей модели дополнительного профессионального образования специалистов в области электроэнергетики, на основе этого выдвинуть предложение по модернизации применяемых образовательных методов, в части внедрения превентивно-адаптивного обучения с последующей апробацией

Материал и методы исследования

На примере некоммерческого образовательного центра «Научно-образовательный центр «ЭКРА» рассмотрим существующую (классическую) модель курсов повышения квалификации специалистов в сфере электроэнергетики (рис. 1).

На начальном этапе происходит формирование групп из прибывших на обучение сотрудников различных организаций электроэнергетической отрасли нашей страны и стран ближнего зарубежья. Проводится входное тестирование, по итогам которого происходит распределение слушателей курсов по группам с относительно равным уровнем компетентности. Слушатели не разделяются по возрасту, полу и иным физическим характеристикам.

Второй этап подразумевает прохождение 80-часового курса, состоящего из лекционных и лабораторных занятий, которые проводятся в учебных группах до восьми человек.

Третьим этапом является проведение контрольно-оценочных работ для определения и последующего оценивания уровня усвоенности материала обучающимися.

По итогам прохождения курсов специалистам выдается удостоверение государственного образца. Обучающиеся в течение всего образовательного процесса получают новые навыки, знания и умения, позволяющие значительно повысить уровень их компетентности.

В случае формирования группы слушателей с разным уровнем компетентности приходится адаптировать учебную программу под требуемый уровень. Базовая теоретическая часть курса растет, а лабораторная часть, соответственно, уменьшается, что приводит к недополучению знаний, навыков и умений обучающимися, обладающими более высоким уровнем навыков, умений и знаний.

Отсюда можно сделать следующее заключение – классическая модель обучения имеет существенный минус в организации повышения квалификации специалистов с разным опытом и имеющимися навыками. Требуется модернизация существующей модели обучения.

Рис. 1. Классическая (традиционная) структура модели курсов ДПО

Результаты исследования и их обсуждение

В данном исследовании была выдвинута гипотеза о возможности внедрения в имеющуюся структуру повышения квалификации некоторых дополнительных педагогических технологий, реализованных в виде отдельных промежуточных этапов – адаптивного и превентивного (рис. 2).

Рис. 2. Модернизированная структура модели курсов ДПО

Суть этих этапов заключается в попытке уравнивания базового уровня слушателей путем прохождения небольшого предварительного обучения – превентивного курса. На интернет-площадке будет размещен интерактивный модульный дистанционный курс, в ходе которого будет 2 тестирования – входное и контрольное. Между тестами обучающиеся ознакомятся с базовыми понятиями, основными принципами построения современной техники и технологий.

Уже до приезда на обучение слушатели сформируют базовый набор знаний, а педагогический состав образовательного центра будет иметь представление об уровне компетентности слушателей и, соответственно, возможность адаптировать учебную программу под необходимый (более высокий) уровень.

Рассмотрим подробнее механизм реализации превентивно-адаптивной модели обучения на примере одного из курсов, проводимых в НОУ НОЦ «ЭКРА».

Цель образовательного курса «Устройства релейной защиты и автоматики подстанционного оборудования классов напряжений 110-220 кВ» – формирование у специалистов, обучающихся по программе повышения квалификации, теоретических и практических знаний в области разработки, наладки и эксплуатации аппаратуры современной релейной защиты и автоматики (РЗА) электроэнергетических систем, в частности аппаратуры РЗА подстанционного оборудования классов напряжений 110-220 кВ.

Задачи обучения: приобретение навыков оценки эффективности функционирования современных систем РЗА, базирующихся на основе микропроцессорных структур; формирование чётких представлений о принципе действия серийных микропроцессорных устройств РЗА, позволяющих участвовать в пусконаладочных работах и работах по вводу в эксплуатацию и обслуживанию аппаратуры РЗА подстанционного оборудования классов напряжений 110-220 кВ производства НПП «ЭКРА».

В ходе прохождения обучения в традиционной форме курса рассматриваются общетехнические темы (аппаратная и программная реализация устройств РЗА, а также их особенности), и специализированные темы, непосредственно связанные с функциями защиты и автоматики подстанционного оборудования классов напряжения 110-220 кВ.

В 2023 году на базе НОУ НОЦ «ЭКРА» для выбранного курса была организована апробация предлагаемой превентивно-адаптивной модели обучения. Всего участвовало 4 группы обучающихся общей численностью 36 человек. Для определения эффективности данного метода анализировались итоги выпускного экзамена у 4 групп, проходящих обучение по традиционной образовательной модели в этом же году. После прохождения превентивного этапа были проанализированы ответы обучающихся, с учетом которых была адаптирована образовательная программа по нескольким параметрам. Пример модернизации программы повышения квалификации «Устройства релейной защиты и автоматики подстанционного оборудования классов напряжений 110-220 кВ» с применением адаптивно-превентивной модели приведен в таблице.

 

Пример модернизации программы повышения квалификации «Устройства релейной защиты и автоматики подстанционного оборудования классов напряжений 110-220 кВ» с применением адаптивно-превентивной модели

Наименование части

Объем учебной нагрузки, ч

Традиционная программа

Адаптивно-превентивная программа

Лекции

Практика

Всего

Лекции

Практика

Всего

Общенаучная часть

7

1

8

3

3

6

Элементы структуры цифровых устройств РЗА

3

1

4

1

1

3

Измерительная часть цифровых устройств РЗА

4

-

4

2

2

3

Базовая часть

4

20

24

4

16

20

Основные защиты линии

2

10

12

2

8

10

Резервные защиты линии

2

10

12

2

8

10

Обязательные дисциплины

4

16

20

6

16

22

Автоматика управления линейным выключателем

2

8

10

4

8

12

Защиты авто(трансформаторов)

2

8

10

2

8

10

Дисциплины по выбору обучающихся

6

20

26

8

22

30

Направленная высокочастотная защита

2

8

10

4

10

14

Дифференциальная защита шин

2

6

8

2

6

8

Дифференциальная защита линии

2

6

8

2

6

8

Итоговая аттестация (экзамен)

1

1

Итого по образовательной программе

21

57

80

21

57

80

В таблице приведены данные как по традиционной образовательной программе, так и по адаптированной к уровню знаний обучающихся. В качестве измененной программы рассмотрен случай, когда обучающиеся имеют хороший уровень владения основными теоретическими знаниями, но обладают низкими навыками в практической части и некоторых отдельных специализированных темах. Именно на закрытие данных пробелов вкупе с повышением своей квалификации и общих профессиональных компетенций и рассчитано применение предлагаемой превентивно-адаптивной модели обучения.

Как можно увидеть из таблицы выше, образовательный курс не изменился по количеству часов, но изменил своё разбиение по отдельным темам. К примеру, раздел «Общенаучная часть» был сокращен на 2 часа, так как по итогам прохождения превентивного этапа был выявлен высокий уровень владения обучающимися данной тематикой. Наоборот, раздел «Дисциплины по выбору обучающихся» расширен в части изучения и овладения практическими навыками по теме «Направленная высокочастотная защита», исходя из низких результатов превентивного этапа, а также личной заинтересованности обучающихся данной сложной темой. Остальные разделы курса, такие как «Базовая часть» и «Обязательные дисциплины», были также адаптированы в части уменьшения и увеличения часов соответственно, без ухудшения преподаваемого материала и практической лабораторной работы.

Как было сказано ранее, был проведен анализ оценок выпускного экзамена после прохождения образовательного курса по теме «Устройства релейной защиты и автоматики подстанционного оборудования классов напряжений 110-220 кВ» для групп с традиционной моделью и групп с превентивно-адаптивной моделью обучения. Полученные результаты экзамена были обработаны с целью определения эффективности той или иной применяемой модели обучения. Диаграмма, показывающая степень освоения обучающимися курса «Устройства релейной защиты и автоматики подстанционного оборудования классов напряжений 110-220 кВ» для групп с традиционной моделью и групп с превентивно-адаптивной моделью обучения, приведена на рисунке 3.

Рис. 3. Диаграмма, показывающая степень освоения обучающимися курса «Устройства релейной защиты и автоматики подстанционного оборудования классов
напряжений 110-220 кВ» для групп с традиционной моделью и групп с превентивно-адаптивной моделью обучения

Исходя из представленных на диаграмме рисунка 3 результатов исследования, проведенного на базе НОУ НОЦ «ЭКРА», можно сделать вывод о высокой образовательной эффективности превентивно-адаптивной модели обучения. Полученные положительные отзывы о прохождении курса также являются хорошим показателем его применения.

Выводы

1. Анализ научной литературы и методических материалов в сфере педагогики дополнительного профессионального образования показал, что за последнее десятилетие проблема модернизации методов обучения в системе повышения квалификации технических работников практически не исследовалась, хоть и является достаточно острой в стране, учитывая сложившуюся технико-экономическую ситуацию.

2. Предложена новая модель обучения – превентивно-адаптивная, которая учитывает входной уровень знаний, умений и навыков обучающихся, что позволяет более точно и эффективно формировать профессиональные компетенции для последующей работы в электроэнергетической отрасли.

3. По результатам исследования, проведенного на базе НОУ НОЦ «ЭКРА», в части практической апробации превентивно-адаптивной модели обучения, можно сделать вывод о ее высокой образовательной эффективности.


Библиографическая ссылка

Димитриев Р.А. МОДЕРНИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33180 (дата обращения: 05.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674