Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Воскрекасенко О.А. 1 Варникова О.В. 1 Константинов В.В. 1 Пашин А.А. 1 Пашковская С.С. 1
1 ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет"
В статье обосновывается необходимость обращения к проблеме индивидуализации профессионального образования в высшей школе как одного из путей разрешения противоречия между едиными требованиями к содержанию, задаваемыми ФГОС ВО, и индивидуальными особенностями и потребностями обучающихся. Утверждается особая роль индивидуализации в профессиональной подготовке будущих педагогов. Осуществлен анализ научной литературы, свидетельствующий о том, что в системе педагогического образования на сегодняшний день накоплен определенный эмпирический опыт индивидуализации профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе и идет постепенный процесс его научного обобщения. Показано, что индивидуализация профессиональной подготовки будущих педагогов рассматривается главным образом через призму понятия «индивидуальный образовательный маршрут». Представлены варианты его построения и ситуации обращения к нему обучающихся. Особое внимание уделено описанию результатов анкетирования обучающихся направления подготовки «Педагогическое образование», проведенного с целью определения применяемых в ходе профессиональной подготовки будущих педагогов технологий индивидуализации. На основе анализа данных сформулирован ряд условий, направленных на более широкое внедрение технологий индивидуализации в профессиональную подготовку будущих педагогов. Сделан вывод о том, что индивидуализация постепенно входит в современную практику профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе. Вместе с тем индивидуализацию пока рано рассматривать как выстроенную систему и общепринятую практику.
профессиональное образование
профессиональная подготовка
профессиональное воспитание
высшая школа
будущие педагоги
индивидуализация
индивидуальный подход
технологии индивидуализации
1. Бобровский А.П., Дьяченко Н.В., Скобликова А.Л., Потапова И.А., Яковлева Т.Ю. Индивидуализация образования – современные возможности и перспективы // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2020. Т. 1. С. 498-500.
2. Шепелев П.Ю., Дудко О.Ю. Индивидуализация программ высшего образования: тренд новой реальности // Hypothesis. 2022. № 2 (19). С. 26-31.
3. Портных А.В., Птицына Д.Д., Хайдукова Е.С., Сокур А.В. Формирование условий индивидуализации образования в высшей школе: опыт российских вузов // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 2-1. С. 703-709.
4. Исаев И.Ф., Исаева Н.И., Маматова С.И. Проблема профессионализации и индивидуализации в педагогическом образовании // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы XII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого-педагога, академика В.А. Сластенина (Москва, 23–24 сентября 2021 г.). М., 2021. С. 25-33.
5. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Опыт и перспективы индивидуализации современного педагогического образования в контексте практики // Образовательные технологии. 2019. № 4. С. 36-48.
6. Ваганова О.И., Абросимова М.А., Бареева Р.З. Индивидуализация образовательной траектории как условие подготовки высококвалифицированных кадров в сфере образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. № 2 (60). С. 44-49.

Необходимость реализации индивидуального подхода к обучающимся в высшей школе рассматривается в педагогической науке и практике профессионального образования в качестве неоспоримого условия эффективности профессиональной подготовки студенческой молодежи. Осуществление в образовательном процессе вуза индивидуального подхода с целью создания условий для личностно-профессиональной самореализации обучающихся, а также достижения оптимальных результатов формирования заданных ФГОС ВО универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций составляет сущность индивидуализации.

В контексте стандартизации профессиональной подготовки в высшей школе как одной из ведущих тенденций современности индивидуализация рассматривается как один из вариантов разрешения диссонанса между едиными требованиями к содержанию, задаваемыми ФГОС, и индивидуальными особенностями и потребностями студентов. В индивидуальном подходе к образованию в высшей школе в большей или меньшей степени нуждаются все обучающиеся независимо от профиля подготовки. Однако в профессиональной подготовке студентов – будущих педагогов индивидуализация играет особую роль. Помимо основной роли, направленной на повышение результативности профессионального образования будущих педагогов, использование технологий индивидуализации в высшей школе способствует формированию мотивации обучающихся к реализации принципа индивидуального подхода в своей будущей профессиональной деятельности, а также освоению ими соответствующих умений и навыков.

Цель исследования – определить применяемые в ходе профессиональной подготовки будущих педагогов технологии индивидуализации, а также условия их более широкого внедрение в практику высшей школы.

Материалы и методы исследования

В качестве основных способов достижения цели выступили: анализ и обобщение научной литературы по проблеме индивидуализации профессионального образования будущих педагогов в высшей школе; а также анализ результатов опроса обучающихся направления подготовки «Педагогическое образование».

Результаты исследования и их обсуждение

Значимость решения проблемы индивидуализации для практики образования определила внимание к ней со стороны ученых. Так, в исследованиях А.П. Бобровского, Н.В.Дьяченко, А.Л. Скобликовой, И.А.Потаповой и Т.Ю. Яковлевой раскрываются возможности и перспективы использования индивидуализации в образовании, а также проблемы в ее практической реализации [1].

Особенности индивидуализации в системе высшего образования, используемые с этой целью формы, методы и технологии, условия реализации индивидуального подхода в ходе профессиональной подготовки студенческой молодежи, а также анализ отечественного опыта его реализации в высшей школе раскрываются в работах О.Ю. Дудко, А.В. Портных, Д.Д.Птицыной, А.В. Сокур, Е.С. Хайдуковой, П.Ю. Шепелева и др. [2, 3].

В свою очередь, в целом ряде исследований (М.А. Абросимова, Р.З. Бареева, О.И.Ваганова, И.Ф. Исаев, Н.И. Исаева, С.И. Маматова, Е.В. Неумоева-Колчеданцева и др.) представлен анализ отечественного и зарубежного опыта индивидуализации высшего педагогического образования, перспектив его реализации, а также существующих в практике профессиональной подготовки будущих педагогов проблем в осуществлении принципа индивидуального подхода объективного и субъективного характера [4, 5, 6].

Анализ научной литературы показал, что индивидуализация в системе общего образования имеет свою достаточно давнюю историю и сложившиеся традиции (дальтон-план, бригадно-лабораторная форма организации обучения, «парковый» режим проведения занятий, технология разноуровневого обучения и др.) [1]. В системе педагогического образования на сегодняшний день также накоплен определенный эмпирический опыт индивидуализации профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе и идет постепенный процесс его научного обобщения [5]. Так, например, в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П.Астафьева на четвертом курсе бакалавриата действует интегрированная в учебный процесс годичная интернатура, реализуемая в ходе практики на базе школы по разработанному для студентов индивидуальному маршруту. В свою очередь, в Тюменском государственном университете индивидуализация педагогического образования осуществляется на протяжении всего срока обучения на уровне бакалавриата посредством реализации модели обучения по индивидуальным образовательным траекториям.

Индивидуализация профессиональной подготовки будущих педагогов рассматривается главным образом через призму понятия «индивидуальный образовательный маршрут» («индивидуальная образовательная траектория») [4, 6]. В условиях современного педагогического образования проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся – будущих педагогов может осуществляться: в процессе освоения отдельной учебной дисциплины (например, посредством электронных учебников, онлайн-курсов и др.); в ходе практики, предусматривающей освоение будущим педагогом инвариантной и вариативной, предполагающей осуществление им выбора конкретного содержания и технологии профессиональной деятельности, составляющих.

Индивидуальный образовательный маршрут по времени реализации, на которое он рассчитан, может быть классифицирован на ряд категорий. Во-первых, выделяются индивидуальные образовательные маршруты, реализуемые обучающимися – будущими педагогами во время освоения отдельных учебных дисциплин (модулей), видов практики или деятельности (например, научно-исследовательской) и др. Во-вторых, используются индивидуальные образовательные маршруты, проектируемые и реализуемые будущими педагогами на протяжении всего периода обучения в высшей школе. В практике современного высшего педагогического образования используются различные варианты реализации данной модели. Например, один из ее вариантов – деление всех изучаемых дисциплин на вариативную и инвариантную части, из которых обучающиеся выбирают элективные дисциплины (модули дисциплин). Также могут быть использованы: разработка индивидуальных учебных планов и программ, предполагающих внесение изменений в традиционную структуру учебного процесса; осуществление индивидуальных траекторий, оставляющих без изменения традиционную структуру учебного процесса, посредством проведения разного рода спецкурсов и внеаудиторных занятий. В-третьих, формирование индивидуального образовательного маршрута может осуществляться в рамках использования возможностей форм дополнительного профессионального образования.

Инициатором построения и разработки индивидуального образовательного маршрута, реализуемого образовательной организацией профессионального образования, выступает сам обучающийся. К построению индивидуального маршрута посредством индивидуального учебного плана, как правило, обращаются те из них, кто в силу ряда обстоятельств переводится из одной образовательной организации высшего образования в другую или с одного профиля подготовки на другой, а также вынужденные сменить форму обучения. В отдельных случаях будущие педагоги, имеющие академические задолженности, не ликвидированные в установленные сроки, переходят на индивидуальный учебный план. Также в ряду причин, по которым обучающиеся переходят на него, выступают проблемы со здоровьем (включая обучающихся с ОВЗ) или семейные проблемы разного рода. Необходимость совмещения обучения в вузе с работой в общеобразовательной организации по профилю получаемой специальности, как правило, практикуемая будущими педагогами на старших курсах, также может стать причиной перехода на индивидуальный учебный план.

В современном педагогическом образовании построение индивидуального образовательного маршрута как механизма (технологии) индивидуализации профессионального образования будущих педагогов в высшей школе на сегодняшний момент находится скорее на этапе становления, чем повсеместной практики. Индивидуализация их профессиональной подготовки осуществляется главным образом в ходе обращения профессорско-преподавательского состава в образовательном процессе вуза к конкретным технологиям, методам и приемам, позволяющим реализовывать принцип индивидуального подхода посредством: проведения индивидуальных предметных и учебно-научных консультаций; использования потенциала дистанционных технологий с системой дифференцированных заданий; обращения к технологии педагогического сопровождения и поддержки обучающихся в ситуации затруднения и (или) трудной жизненной ситуации; использования проектных технологий с учетом научных интересов и способностей будущих педагогов; разработки дифференцированных по способностям разноуровневых заданий на практических занятиях и в ходе организации самостоятельной работы и др.

С целью определения применяемых в ходе профессиональной подготовки будущих педагогов технологий индивидуализации на базе ФГБУ ВО «Пензенский государственный университет» был проведен опрос обучающихся направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «История. Обществознание». В опросе приняли участие 134 обучающихся 3–4-х курсов, уже прошедших теоретическое обучение по учебной дисциплине «Педагогика». В связи с этим будущие педагоги в ходе освоения модулей «Дидактика (теория обучения)» и «Образовательные технологии» познакомились с понятиями «индивидуализация образования», «технологии индивидуализации образования», «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальный учебный план» и иными и, соответственно, могут осуществить анализ применяемых в ходе их профессиональной подготовки технологий индивидуализации. Результаты опроса представлены в таблице.

Результаты опроса будущих педагогов об использовании в образовательном процессе вуза технологий индивидуализации

Вопрос

Вариант ответа (%)

1.

Согласны ли Вы с утверждением о том, что в ходе профессиональной подготовки в высшей школе:

да

нет

сомневаюсь

1.1

необходимо использовать технологии индивидуализации образования

98

2

0

1.2

в индивидуализации образования в высшей школе особенно нуждаются студенты – будущие педагоги

32

19

49

2.

Используют ли преподаватели технологии индивидуализации в ходе:

да

нет

отдельные преподаватели

2.1

лекционных занятий

3

30

67

2.2

практических занятий

24

5

70

2.3

организации самостоятельной работы

29

24

47

2.4

организации научно-исследовательской работы студентов

43

8

49

2.5

организации и проведения учебной и производственной практик

32

26

42

2.6

организации внеаудиторной воспитательной работы

35

40

25

3

Какие из перечисленных форм, методов и технологий индивидуализации используются в ходе Вашей профессиональной подготовки:

да

нет

отдельные преподаватели

3.1

индивидуальные консультации

79

11

10

3.2

дистанционные технологии с системой дифференцированных заданий

40

19

41

3.3

технологии педагогического сопровождения и поддержки обучающихся в ситуации затруднения и (или) трудной жизненной ситуации

16

24

60

3.4

проектные технологии с учетом научных интересов и способностей студентов

29

38

33

3.5

тьюторское сопровождение

2

41

57

3.6

дифференцированные по способностям (интересам и т.д.), разноуровневые задания на практических занятиях и в ходе организации самостоятельной работы

19

65

16

3.7

дифференцированные по уровню сложности задания на экзамене

13

70

17

3.8

технология разноуровневого обучения

8

76

16

3.9

построение индивидуального образовательного маршрута

0

91

9

Проведенное анкетирование позволило выявить отношение обучающихся – будущих педагогов к использованию технологий индивидуализации в образовательном процессе вуза. Так, абсолютное большинство обучающихся (98%), принявших участие в опросе, согласны с утверждением о том, что в ходе профессиональной подготовки студентов необходимо использовать технологии индивидуализации образования. Не разделяют эту позицию 2%. В свою очередь, 32% студентов полностью согласны с утверждением, что в индивидуализации образования в высшей школе особенно нуждаются студенты – будущие педагоги, поскольку это мотивирует их на использование технологий индивидуализации в их будущей профессиональной деятельности со школьниками, способствуя формированию соответствующих умений и навыков. Сомневаются в ответе, но скорее согласны, чем не согласны с этим утверждением, 49%. Категорическое несогласие высказали 19% студентов – будущих педагогов. По их мнению, все студенты независимо от профиля подготовки нуждаются в индивидуализации образования.

Проведенный опрос позволил также определить уровень использования профессорско-преподавательским составом технологий индивидуализации процесса профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе. Так, опрос показал, что менее всего технологии индивидуализации используются в ходе лекционных занятий. Лишь 3% из опрошенных студентов дали положительный ответ, отрицательный – 30%. Более половины студентов – будущих педагогов (67%) отметили, что технологии индивидуализации на лекциях используют отдельные преподаватели по отдельным дисциплинам. Наибольшее число положительных ответов обучающиеся дали на вопрос об использовании преподавателями в ходе профессиональной подготовки технологий индивидуализации применительно к организации научно-исследовательской работы студентов – 43%. Каждый второй (49%) указал на их использование отдельными преподавателями по отдельным дисциплинам. Отрицательный ответ дали лишь 8% опрошенных. Приблизительно в равной пропорции разделились мнения студентов об использовании технологий индивидуализации преподавателями, кураторами студенческих групп, тьюторами и иными в ходе организации внеаудиторной воспитательной работы. Так, положительный ответ выбрали 35% обучающихся, отрицательный – 40%. Каждый четвертый (25%) отметил, что технологии индивидуализации в процессе внеаудиторной работы используют лишь некоторые преподаватели (кураторы, тьюторы и др.) по отдельным направлениям воспитательной деятельности – 25%.

В ходе опроса студентов – будущих педагогов были определены наиболее типичные технологии индивидуализации, используемые преподавателями и кураторами студенческих групп в процессе профессиональной подготовки обучающихся. Среди них по частоте использования (суммарный ответ «да» и «отдельные преподаватели») на первом месте оказались: индивидуальные консультации (89%); дистанционные технологии с системой дифференцированных заданий (81%); технологии педагогического сопровождения и поддержки обучающихся в ситуации затруднения и (или) трудной жизненной ситуации (76%). Несколько уступают им использование проектных технологий с учетом научных интересов и способностей студентов (62%), а также тьюторское сопровождение (59%). Наименьший процент положительных ответов получило построение индивидуального образовательного маршрута (9%).

В целом данные опроса показали, что индивидуализация входит в современную практику профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе. Отдельные преподаватели по отдельным дисциплинам используют технологии индивидуализации в учебном процессе и внеаудиторной воспитательной работе. Вместе с тем индивидуализацию пока рано рассматривать как выстроенную систему и общепринятую практику. Проведенный анализ полученных данных позволил сформулировать ряд условий, направленных на более широкое внедрение технологий индивидуализации в профессиональную подготовку будущих педагогов.

1. Повышение квалификации преподавателей по вопросам использования технологий индивидуализации в ходе подготовки обучающихся с учетом специфики их будущей профессионально-педагогической деятельности.

2. Донесение кураторами студенческих групп (тьюторами) до обучающихся и разъяснение им возможностей обучения по индивидуальному образовательному маршруту, условий (ситуаций) перевода на индивидуальный учебный план.

3. Использование потенциала дистанционных технологий для решения задач индивидуализации образования.

Заключение

Таким образом, индивидуализация постепенно внедряется в систему профессионального педагогического образования, удовлетворяя как требованиям социального заказа, реализуемым посредством стандартизации целей и содержания образования в высшей школе, так и запросам обучающегося на личностно-профессиональную самореализацию и самоутверждение в педагогической профессии. Использование технологий индивидуализации способствует формированию мотивации будущих педагогов к реализации индивидуального подхода в своей профессионально-педагогической деятельности, освоению ими соответствующих умений и навыков, определяя готовность к индивидуализации общеобразовательной подготовки школьников.


Библиографическая ссылка

Воскрекасенко О.А., Варникова О.В., Константинов В.В., Пашин А.А., Пашковская С.С. ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33162 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674