Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОСПИТАНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРАКТИКЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Столярчук Л.И. 1 Алешина Л.И. 1 Грачев К.Ю. 1 Федосеева С.Ю. 1
1 Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Исследуется проблема воспитания репродуктивной культуры обучающихся в связи с повышающимися рисками для репродуктивного здоровья. В государственных документах, положениях Концепции государственной семейной политики России на период до 2025 года отражена важность ценности семьи, ответственного отношения к материнству, отцовству, сохранению здоровья для будущего потомства, что потребовало теоретического обоснования проблемы воспитания и разработки соответствующей программы как цели исследования. Описаны междисциплинарный и гендерный подходы как методологические регулятивы данного исследования. Междисциплинарный подход дал возможность синтезировать биологические знания об анатомо-физиологических основах человека, его репродуктивном потенциале, возможностях его сохранения и предупреждения рисков его разрушения; медицинские знания о возможностях своевременной диагностики и лечения; знания психолого-педагогические об уровнях и моделях репродуктивной культуры учащейся молодежи, и разработать соответствующие образовательные программы. Положения гендерного подхода требуют перехода с традиционной (биологической) гендерной методологии к современной гуманитарной (социальной), акцентирующей внимание на ценности семьи для женщин и мужчин, в отличие от прежнего понимания ведущей роли женщины-матери в семье, но не мужчины-отца. Представлена разработанная программа реализации воспитания репродуктивной культуры обучающихся (на опыте Волгоградского региона), способствующая активизации взаимодействия вуза с практикой общего образования на основе эффективных педагогических средств.
воспитание
обучающиеся
репродуктивная культура
междисциплинарный и гендерный подходы
репродуктивное здоровье
образовательная программа
1. Столярчук Л.И., Алешина Л.И., Столярчук И.А., Федосеева С.Ю., Шульгин Е.А. Физиологические и педагогические основы формирования репродуктивной культуры обучающейся молодёжи // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21371 (дата обращения: 02.11.2023).
2. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897/1ae3172271088ff17d13f732abf826846524ab91/ (дата обращения: 10.11.2023).
3. Беляева М.А. Культура репродуктивного поведения в контексте междисциплинарного синтеза: монография. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2010. 176 с.
4. Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы международной научно-практической конференции (8‒10 декабря 2020 г., Новосибирск) / под редакцией Т. А. Ромм, З. И. Лаврентьевой, Е. М. Скрыпниковой. Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2020. 504 с.
5. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. 80 с.
6. Легенина Т.Б. Гендерная социализация в современной российской семье: социокультурный анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь, 2004. 30 с.
7. Дроздецкая И.А., Дунина Е.Н., Тужикова Т.А. Особенности социально-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением // Научно-педагогическое обозрение. 2016. №2(12). С. 135-140.
8. Яковлева Т.В. России бесплодие достигло уровня национальной безопасности // Экономика и жизнь. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3771562 (дата обращения: 10.11.2023).

В российском школьном и вузовском образовании постоянно повышаются риски для здоровья учащейся молодежи, включая и репродуктивное здоровье. Репродуктивное нездоровье учащейся молодежи обусловлено возрастной активностью периода ранней юности, сопровождающейся началом сексуальной жизни, ведущей к нежелательной беременности, абортам (у девушек), угрозой инфекционных и воспалительных заболеваний, бесплодию (у девушек и юношей); последствиями COVID-19, негативно влияющими на репродуктивную сферу мальчиков-подростков и молодых мужчин. Перечисленные опасности для репродуктивного здоровья учащейся молодежи остро ставят задачу перед системой образования – поиск новых форматов сотрудничества школ и вузов, активизация практики общего образования для более успешного решения различных проблем, включая и проблему воспитания репродуктивной культуры обучающихся, коррелирующей с состоянием репродуктивного здоровья [1]. В Концепции государственной семейной политики России на период до 2025 года отмечается важность ценности семьи, ответственного отношения к материнству, отцовству, сохранению здоровья [2] для будущего потомства, что требует своевременного исследования проблемы воспитания репродуктивной культуры обучающихся как будущего нашей страны.

Цель исследования. Анализ научной литературы (М.А. Беляевой, Е.А. Шульгина и др.) показывает, что исследователи рассматривают различные аспекты воспитания репродуктивной культуры обучающихся в практике общего образования, обусловленного рискованным репродуктивным поведением, приводящим к бесплодию и иным негативным последствиям. А поскольку «репродуктивная культура по мере ее усвоения становится … важнейшим регулятором выбора стратегий репродуктивного поведения, позволяя минимизировать биологические, медицинские и социальные риски, связанные с такой формой самореализации, как продолжения себя в детях» [3, с. 50], потребовались теоретическое обоснование воспитания репродуктивной культуры обучающихся в быстро меняющих условиях жизни и разработка соответствующих программ для развития практики общего образования в сотрудничестве с вузами в связи с недостаточной теоретической разработанностью проблемы, отсутствием соответствующих образовательных программ, предупреждающих развитие репродуктивного нездоровья учащейся молодежи, что позволило сформулировать цели исследования – теоретическое обоснование воспитания репродуктивной культуры обучающихся в практике общего образования и разработка соответствующей программы, способствующей решению поставленной проблемы.

Материал и методы исследования. Категории «воспитание» сегодня в педагогической теории и образовательной практике уделяется особое внимание. Многочисленные дискуссии о воспитании порождают множество трактовок и концепций, раскрывающих многомерность педагогической реальности для осуществления современного воспитания. Базируясь на понимании термина «воспитание» авторитетными учеными (И.Д. Демаковой, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой и др.), авторы рассматривают его как системообразующее понятие для различных направлений воспитания, ориентированных сегодня, прежде всего, на изучение живых систем, анализ реальных возникающих проблем, применение педагогических и смежных исследовательских методов [4, с. 6]. Авторы также исходят из понимания воспитания как педагогического управления процессом развития личности, предложенного В.А. Караковским [5, с. 3], в структуре которого выделяют такие элементы, как цель, содержание, задачи, методы, средства и формы организации, а также психолого-педагогические механизмы и собственно результат – воспитанный человек, обладающий всеми качествами, необходимыми для обретения себя в современном мире. Важнейшей характеристикой такого процесса является его целостность. В соответствии с позицией волгоградской научно-педагогической школы (В.С. Ильин, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев и др.), разработавшей и развивающей концепцию целостного учебно-воспитательного процесса, все педагогические процессы, обладающие свойством целостности, должны обладать определенной системой свойств. К таким свойствам относят: функциональные, характеризующие функции процесса в развитии личности, ее разносторонности; структурные, характеризующие особенности структуры, обеспечивающей полноценную реализацию этих функций; свойство единства компонентов проектируемого и реализуемого педагогического процесса; способность к саморазвитию, то есть развитие потенциала процесса в плане его самодвижения, когда отпадает необходимость в специальном воздействии на субъекты процесса для обеспечения дальнейшего возрастания их количественных и качественных характеристик. Соответствие перечисленным характеристикам со стороны любого педагогического процесса, наличие у него всех групп упомянутых свойств обеспечивают появление у обосновываемого педагогического процесса (воспитания) как системы свойства эмерджентности, то есть несводимости всех его свойств к сумме свойств отдельно взятых элементов. Данные положения наряду с другими, изложенными выше, обусловили определение методологии планируемого исследования.

Воспитание обучающихся репродуктивной культуре в связи с этим целесообразно осуществлять с позиций междисциплинарного подхода, который дает возможность синтезировать в единую картину: биологические знания (Г.И. Мендель, И.М. Сеченов и др.) об анатомо-физиологических основах человека, его репродуктивном потенциале и возможностях сохранения, рисках его разрушения из-за ошибочного репродуктивного поведения; медицинские знания, включающие знакомство с понятиями: «фертильность», «инфертильность (стерильность)», «бесплодие», «репродуктивное здоровье», с медицинскими факторами риска для молодых девушек (Е.В. Брюхина, О.В. Сафронов, Ф.Ф. Слуднова и др.), включая угрозы жизни молодой матери, возможности своевременной диагностики и лечения; знания по социологии семьи (Т.А. Гурко, Т.Б. Легенина [6] и др.), позволяющие получить представления о социальных рисках стихийной беременности и негативных последствиях; знания психолого-педагогические, исследующие динамику воспитания репродуктивной культуры, модели процесса и алгоритмы разработки соответствующих образовательных программ.

Воспитание репродуктивной культуры обучающихся, основанное на положениях гендерного подхода, требует перехода с традиционной (биологической) гендерной методологии (В.А. Геодакян, Е.П. Ильин, З. Фрейд и др.) к современной гуманитарной (социальной) (Л.И. Столярчук, Л.В. Штылева и др.), акцентирующей внимание на ценности семьи для женщин и мужчин, в отличие от прежнего понимания роли мужчины и женщины в семье, материнства и воспитания детей как доминирующей обязанности женщины, но не мужчины. Анализ современных публикаций показывает, что наряду с материнством стали активно обсуждаться вопросы «нового» отцовства (В. К. Бескаравайная), «вовлеченного» отца (А.В. Авдеева), а не только его роли «кормильца» (А.И. Антонов, В. М. Медков), соответствующие положениям современной гуманитарной (социальной) методологии гендерного подхода.

Базой нашего исследования стали общеобразовательные организации: МОУ «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова», МОУ «СШ № 28 Дзержинского района Волгограда», педагогические классы Иловлинского, Новониколаевского и других муниципальных районов, а также Михайловки, Урюпинска и других городов Волгоградской области – под руководством сотрудников Центра образовательных инноваций и научно-исследовательского Центра гендерных исследований в образовании при ВНОЦ РАО ВГСПУ, научно-методического Центра «Здоровье» ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет».

Предлагаемая к рассмотрению авторская программа ориентирована на воспитание репродуктивной культуры у обучающихся, которая предполагает активизацию взаимодействия вуза с практикой общего образования, в результате чего ожидается личностный результат – воспитание репродуктивной культуры.

На первом – диагностическом – этапе программы были выявлены уровни воспитанности репродуктивной культуры обучающихся: низкий «стихийный» уровень (39% старшеклассников, 71% подростков, которые относятся к своему репродуктивному здоровью рискованно, т.е. полагаются «на авось», «действуют на удачу», не соотносят риски с собственным репродуктивным поведением, потенциалом своей «фертильности, т.е. способности иметь детей» [3, с. 41]); средний «фрагментарный» (56% старшеклассников и 28% подростков обладают фрагментарными знаниями о репродуктивном здоровье как жизненно важной ценности); высокий «компетентностный» уровень (5% старшеклассников и 1% подростков ведут здоровый образ жизни, способствующий укреплению репродуктивной сферы).

Аналитический этап программы позволил уточнить суть выявленных проблем, конкретизировать задачи для их решения. Обучающиеся были условно разделены на группы, соответствующие уровням воспитанности их репродуктивной культуры (РК). Для представителей низкого «стихийного» уровня РК был определен нормативно-знаниевый уровень воспитания РК (для минимизации рисков индивидуальных проблем: физиологических, медицинских, социальных, психологических, педагогических). Для представителей среднего «фрагментарного» уровня РК требовался мотивационно-ценностный уровень воспитания РК (при ситуативном обращении обучающихся, для которых целесообразно было повышение мотивации по формированию РК, получению знаний о средствах сохранения своего здоровья, способствующих и репродуктивному). Для представителей высокого «компетентностного» уровня РК целесообразен был концептуально-поведенческий уровень воспитания РК в ходе специализированных занятий в организациях общего среднего образования.

В ходе основного – консультационного (или пропедевтического) – этапа осуществлялось разрешение выявленных ранее проблем воспитания, определялись индивидуальные задачи с помощью консультирования, первичной профилактики (пропедевтики), упреждающей педагогической деятельности «от общего, к частному и конкретному» [7, с. 6], тем самым подростков и старшеклассников побуждали к самовоспитанию своей репродуктивной культуры, включающей представления о безопасном репродуктивном поведении, требованиях к здоровьесбережению, ценностное отношение к здоровому образу жизни и навыки безопасного репродуктивного поведения.

Для активизации взаимодействия с практикой общего образования вузом совместно со школами осуществлялась реализация Программы воспитания репродуктивной культуры обучающихся с помощью педагогических средств.

Студенты – будущие педагоги на занятиях в вузе писали эссе: «Психогигиена и репродуктивное здоровье», проводили дискуссии: «Методологические подходы к репродуктивной культуре», организовывали игровые ситуации: «Для кого репродуктивное здоровье важнее – для женщины или мужчины, и как это проявляется?» «Подготовка к рождению ребенка», выполняли задания по подготовке проектов и реализации их в периоды педагогических практик со старшеклассниками и подростками: «Здоровая семья – успешный я»; при подготовке студентов к выполнению проектов мы ориентировали их на творчество, авторскую педагогическую позицию.

Старшеклассники по заданию студентов ВГСПУ – будущих педагогов также писали эссе о репродуктивном здоровье и ином, сочинения на темы: «Роль мамы и папы для меня в семье», «Родители будущего» и др.; принимали участие в беседах на разнообразные темы, касающиеся тех или иных аспектов проявления репродуктивной культуры, организованных студентами, выполняли различные творческие задания на тему здоровья, укрепляющего репродуктивную сферу.

Подростки участвовали в различных дискуссиях, анализировали просмотр видеофильмов, выполняли творческие задания, основанные на представлениях о репродуктивном здоровье и нездоровье: «Поделись историей»; выполняли рисунки на темы: «Твои поручения и обязанности в семье», «Как ты укреплял свое здоровье на каникулах?».

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты проведенного исследования позволили коллективу авторов, базируясь на анализе научной литературы (М.А. Беляева, Е.А. Шульгин и др.), уточнить определение термина «репродуктивная культура» обучающихся как динамическое образование личности, включающее представления о безопасном репродуктивном поведении, требованиях к здоровьесбережению; ценностное отношение к здоровому образу жизни и репродуктивному здоровью; навыки безопасного репродуктивного поведения.

Положения междисциплинарного и гендерного подходов послужили методологическим основанием осуществленного исследования, позволившим синтезировать знания различных областей наук: биологических, медицинских, социологических, психолого-педагогических; рассматривать обучающихся как будущую мать и будущего отца и равноценных партнеров, которым в равной степени необходимо заботиться о своем репродуктивном здоровье, учиться здоровьесберегающему репродуктивному поведению. Теоретическое обоснование воспитания репродуктивной культуры обучающихся на основе междисциплинарного и гендерного подходов создало предпосылки для разработки соответствующей образовательной Программы и ее реализации в вузе со студентами – будущими педагогами, а затем, с помощью будущих педагогов в периоды их педагогических практик в школах – со старшеклассниками и подростками, что обеспечило достижение поставленной цели данного исследования, способствуя воспитанию их репродуктивной культуры, важной для национальной безопасности страны [8].

Взаимодействие школ (МОУ «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова», МОУ «СШ № 28 Дзержинского района Волгограда», Иловлинского, Новониколаевского и иных муниципальных районов, Михайловки, Урюпинска и других городов Волгоградской области) и вуза (ВГСПУ с его научными центрами: образовательных инноваций, гендерных исследований в образовании, «Здоровье») удалось осуществить благодаря Программе воспитания репродуктивной культуры обучающихся на основе педагогических средств: эссе, проектов и иных – для студентов – будущих педагогов; бесед, игр-викторин и иного – для старшеклассников; дискуссий, творческих заданий и другого – для подростков, и обнаружить положительную динамику по итогам промежуточных срезов результатов проведенной совместной образовательной деятельности.

Заключение

В итоге проведенного исследования авторы имеют все основания утверждать, что поставленные цели исследования – теоретическое обоснование воспитания репродуктивной культуры обучающихся в практике общего образования и разработка соответствующей программы – были достигнуты, а выявленные в ходе исследования закономерности и выработанные на их основе принципы и правила, положенные в основу реализуемой практикопреобразующей деятельности, способствовали решению поставленной проблемы.

Используемые в процессе исследования методологические основы, базирующиеся на современном научном знании, на новейших достижениях в области социальных и гуманитарных наук, обусловили успешность осуществленного исследования и качество полученных научных и практических результатов. Междисциплинарный подход позволил осуществить анализ, произвести отбор, а затем синтезировать в единую картину обучающихся знания о важности репродуктивного здоровья как для личности, так и для страны в целом. Гендерный подход в русле социальной методологии, гуманитарной по своему существу, не отрицая биологических различий между женщинами и мужчинами, дал возможность выработать ключевые положения, на основании которых удалось создать условия для выработки представлений обучающимися о здоровьесберегающем репродуктивном поведении как женщин, так и мужчин, воспитании детей в семье как заботливой матерью, так и «вовлеченным», а не «отстраненным» отцом.

Таким образом, осуществленное авторским коллективом теоретическое обоснование воспитания репродуктивной культуры обучающихся, разработанная и апробированная в вузе и школах Волгограда и области программа: от диагностического к аналитическому и консультационному (пропедевтическому) этапам – позволила студентам – будущим педагогам овладеть профессиональной готовностью к собственному здоровьесбережению, а также поддержанию и укреплению средствами воспитания репродуктивного здоровья учащихся образовательных организаций Волгоградского региона в периоды педагогических практик в школах, обеспечивая повышение взаимодействия школы и вуза, способствуя активизации практики общего образования.


Библиографическая ссылка

Столярчук Л.И., Алешина Л.И., Грачев К.Ю., Федосеева С.Ю. ВОСПИТАНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРАКТИКЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33157 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674