Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПЕРВОГО КУРСА

Степанова И.П. 1 Штейнборм И.Г. 1 Атавина О.В. 1 Мугак В.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России
Изучено отношение 120 студентов-медиков первого курса со средним и средним специальным медицинским образованием специальности «Педиатрия» к научно-исследовательской деятельности. Восприятие студентов оценивалось с помощью анкеты из 9 вопросов. Результаты показали, что отношение обучающихся с различным уровнем базового образования к научно-исследовательской деятельности является в целом позитивным, имеет общие черты, а выявленные различия являются несущественными. По данным опроса, обучающиеся проявляют интерес как к научной деятельности, так и традиционным видам самостоятельной работы обучающего и контролирующего характера. Они позитивно воспринимают учебные и внеучебные виды НИР. Установлено, что студенты со средним и средним специальным образованием склонны перекладывать ответственность за результативность НИР на научного руководителя, оценивая собственный вклад на ≈ 35% и 25% соответственно. Намерения обучающихся проводить научные исследования в основном обусловлены интересом к научной деятельности, стремлением к более глубокому изучению дисциплины и развитию узких профессиональных компетенций, получением бонусов за НИР, желанием самореализоваться, самоутвердиться и повысить социальный статус. Основными препятствиями к проведению научной работы студенты называют нехватку времени, нехватку знаний и исследовательских умений, недостаточный уровень информированности и организации научных исследований, а также отсутствие мотивации. Анализ индивидуальных предложений обучающихся выявил их запрос на практико-ориентированные научные проекты и курирование НИР со стороны студентов старших курсов и аспирантов.
медицинское образование
студенты-медики
научно-исследовательская работа студентов
барьеры для выполнения научных исследований
научно-исследовательская мотивация
отношение к научным исследованиям
научные исследования
1. Семенова О.Л. Формирование исследовательской компетенции врача как актуальная задача медицинского вуза // Вестник ТПГУ. 2017. Вып. 1 (178). С. 143-147.
2. Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспарашвили А.Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е. Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 2. С. 256-271.
3. Nicol C.B., Gakuba E., Habinshuti G. Students’ opinions, views, and perceptions of science laboratory learning: a systematic review of the literature // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2022. Vol. 18, Is. 3. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ejmste.com/download/students-opinions-views-and-perceptions-of-science-laboratory-learning-a-systematic-review-of-the-11793.pdf (дата обращения: 14.11.2023).
4. Кандерова О.Н. Подготовка к научно-исследовательской деятельности в условиях взаимодействия «профильная школа – вуз»: дис. … канд. пед наук. Ижевск, 2005. 20 с.
5. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / Под ред. А.С. Обухова. Ижевск: УдГУ, 2008. 72 с.
6. Степанова И.П., Штейнборм И.Г., Атавина О.В., Мугак В.В. Самостоятельная работа в медицинском вузе: взгляд студентов с различной успеваемостью // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://s.science-education.ru/pdf/2023/3/32699.pdf. (дата обращения: 16.11.2023).
7. Pintrich P.R. The role of goal orientation in self-regulated learning // Handbook of self-regulation / Eds. M. Boekaerts, P.R. Pintrich, M. Zeidner. New York: Academic Press, 2000. P. 451-502.
8. Stone C., Dogbey G.Y., Klenzak S., Van Fossen K., Tan B., Brannan G.D. (2018) Contemporary global perspectives of medical students on research during undergraduate medical education: A systematic literature review // Medical Education Online. Vol. 23. Is. 1. DOI: 10.1080/10872981.2018.1537430.
9. Aykutlu I., Bezen S., Bayrak C. An examination of pre-service teachers’ metaphorical perceptions concerning physics lab applications // Journal of Faculty of Education. 2019. Vol. 8. Is. 1. P. 32-53.
10. Лапин П.М., Балезина Е.А. Мотивация студентов к выполнению научно-исследовательской работы и ее связь с установкой на построение академической карьеры в вузе // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. № 4. С. 662-672.
11. Боровкова М.Г., Краснов М.В., Николаева Л.А., Григорьева М.Н. Отношение студентов медицинских специальностей к научно-исследовательской деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31851 (дата обращения: 03.11.2023).
12. AlRajhi B., Omer I., Abualnaja R., Alqahtani F., Hakami A.Y. Medical students’ attitudes and influential factors towards conducting medical research // International Journal of Medical Students. 2023. Vol. 11. Is. 1. P. 45-51.
13. Althubaiti A., Althubaiti S.M. Medical research: What to expect in a student-supervisor relationship // BMC Medical Education. 2022. Vol. 22. Is. 774. [Электронный ресурс]. URL: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12909-022-03851-4 (дата обращения: 13.11.2023).
14. Зырянов В.В. Научный руководитель: между вызовами времени и реалиями высшего образования // Высшее образование в России. 2019. № 10. С. 25-37.
15. Alyousefi N., Alnojaidi J., Almohsen A., Alghanoum S., Alassiry G., Alsanad L. How do medical students perceive their research experiences and associated challenges? // Advances in Medical Education and Practice. 2023. Vol. 14. P. 9-20.

В современном мире профессиональная деятельность врача предполагает все более широкое владение технологиями исследования, что обуславливает усиление такого стратегического направления в подготовке студентов медицинского вуза, как формирование исследовательской компетентности. Врач, обладающий сформированными научно-исследовательскими компетенциями, способен критически анализировать данные литературы, обобщать собственный клинический опыт, успешно разрабатывать и внедрять новые медицинские технологии, объединяя фундаментальные и клинические научные исследования. Ученый-клиницист способен выявлять проблемы, ориентированные на пациента; определять приоритеты исследований, учитывая их возможное влияние на уход за пациентами; выделять клинически полезную информацию и интегрировать ее с помощью фундаментальной науки [1]. До сих пор не все возможности вовлечения обучающихся в НИР реализуются в полной мере [2, с. 259].

Научно-исследовательская работа (НИР) студентов в высшей школе России проводится как по учебному плану, так и по желанию (сверх плана). Учебные программы, предлагающие многолетнее «погружение в лабораторию», способствуют наилучшей научной подготовке врача-клинициста [3]. Научно-исследовательскую работу студентов принято относить к одному из видов самостоятельной работы, поэтому ее, как и самостоятельную работу, можно считать феноменальной дидактической категорией (вид учебно-познавательной деятельности, форма образовательного процесса, обучающий метод, средство организации образовательной деятельности, подсистема образовательной системы и др.), при этом чаще всего НИР трактуют именно как деятельность. О.Н. Кандерова (2005) рассматривает научно-исследовательскую деятельность с точки зрения не только творческой активности, но и принятия исследователем управленческих и иных решений на самых разных уровнях [4, с. 25]. С точки зрения С.Л. Белых (2008), исследовательская деятельность – «процесс осознанный, имеющий цель и представляющий собой, по сути, процесс саморегуляции, направленный на достижение этой цели», при этом «самоуправление, саморегуляция студента должны играть первую скрипку, а преподаватель должен умело выполнять роль не аккомпаниатора, но концертмейстера или дирижера» [5, с. 12]. В данной статье НИР студентов рассматривается как высший уровень самостоятельной творческой познавательной деятельности (под адекватным управлением педагога), «направленной на формирование навыков самоорганизации, самоконтроля, самоэффективности и в конечном итоге на развитие саморегулируемого обучения» [6]. По социально-когнитивной модели Pintrich P.R. (2000), все стадии (целеполагание и планирование, мониторинг, контроль, рефлексия) процесса саморегулируемого обучения взаимосвязаны с мотивацией. Студенты с развитой саморегуляцией проявляют выраженное чувство автономии, обладают способностью ставить конкретные цели и регулировать или контролировать свои когнитивные способности, поведение и мотивацию для достижения этих заранее запланированных целей [7, p. 469]. Такие студенты легко адаптируются к различным учебным программам и новым задачам, эффективно используя адекватные стратегии обучения.

Обучение в медицинской школе России, как и в большинстве стран мира, в значительной степени ориентируется на студента (конструктивистский подход), поэтому из многочисленных работ по проблеме НИР выделяются исследования по изучению отношения студентов-медиков к НИР как резерва повышения качества подготовки врача-клинициста. Мнения студентов являются базой для адаптации учебных программ, эффективного обучения методологии исследований, создания оптимальной среды для дальнейшего личностного развития как ученого. Авторами исследований рассматриваются степень вовлеченности и опыт участия студентов-медиков в научной деятельности, мотивация студентов, роль педагога-наставника, обозначены потенциальные ограничительные барьеры НИР. Несмотря на различия в системах медицинского образования различных государств, взгляды студентов-медиков на научные исследования в период додипломного обучения имеют много общих черт [8].

Научно-исследовательская деятельность студентов первого курса редко обсуждается в литературе, вместе с тем именно первый год обучения в вузе оказывает определяющее влияние на формирование научного интереса и желание заниматься НИР [2, с. 258]. Вовлечение студентов в исследовательскую деятельность на ранних этапах медицинского образования поможет врачам-клиницистам осуществлять долгосрочную научную деятельность и представлять готовые научные продукты, базируясь на знаниях по методологии исследований, приобретенных навыках и умениях. Научная работа студентов первого курса является транзиторной между средней и высшей школой в вузе либо между колледжем и вузом. Студент-первокурсник сталкивается с новыми вызовами при проведении научных исследований: расширяются критерии, предъявляемые к такому виду деятельности, увеличивается объем исследования. В связи с этим изучение отношения студентов первого курса к научным исследованиям как к основе современной медицины является первостепенной задачей, при этом важно оценить отношения обучающихся к НИР в зависимости от уровня базового образования.

Цель исследования: изучение отношения обучающихся первого курса к научно-исследовательской деятельности как резерва оптимизации НИР.

Материалы и методы исследования. Объектом исследования явилась научно-исследовательская деятельность естественно-научной направленности студентов первого курса. Проанализированы рабочие программы кафедры химии ОмГМУ в соответствии с федеральными стандартами ВО третьего поколения, материально-техническая база для проведения научных исследований.

Изучено отношение к НИР обучающихся в возрасте 18-23 лет специальности 31.05.02 «Педиатрия» (n = 120, из них юношей – 27 и девушек – 93), что составило 81% от всей генеральной совокупности (n = 149). Респонденты были разделены на 2 группы, сопоставимые по уровню базового образования: имеющие среднее образование (n = 97, из них юношей – 19 и девушек – 79) и имеющие среднее специальное образование (n = 22, из них юношей – 8 и девушек – 14). Опросник включал 9 вопросов как закрытого, так и открытого типа. Вопросы касались как общей информации (возраст, пол, уровень образования), так и восприятия и отношения студентов к научной деятельности: в какой степени обучающиеся заинтересованы в НИР по отношению к другим видам самостоятельной работы; какие виды научных исследований предпочитают студенты; каковы основные мотивы обучающихся к участию в НИР; насколько велика степень автономности студентов при проведении исследований; какие существуют потенциальные ограничительные барьеры к успешному выполнению НИР. Респондентам предлагалось либо выбрать один вариант ответа, либо ранжировать ответы по 100-балльной шкале, либо предоставить собственный вариант ответа, включающий предложения по повышению эффективности НИР.

Результаты исследования и их обсуждение. В ОмГМУ при изучении дисциплин «Химия», «Биоорганическая химия» (специальности 31.05.02 «Педиатрия» и 31.05.01 «Лечебное дело») формируются следующие универсальные (УК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК), включающие научно-исследовательскую компоненту (ФГОС ВО третьего поколения):

УК-1: «Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий»;

ОК-8: «Способен использовать основные физико-химические, математические и естественно-научные понятия и методы при решении профессиональных задач»;

ОК-10: «Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности»;

ПК-19: «Способен к научному анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины».

Научно-исследовательская деятельность студентов проводится как в аудиторной (учебно-исследовательские работы студентов (УИРС)), так и во внеаудиторной формах (по учебному плану – рефераты, сверх учебного плана – исследовательский проект, олимпиады).

Не вызывает сомнений, что для успешной НИР студентов необходимо создание соответствующей образовательной среды, в том числе материально-технических условий. На кафедре химии ОмГМУ для проведения учебно-исследовательских лабораторных работ и выполнения научных проектов в распоряжении студентов имеются научные лаборатории и необходимое лабораторное оборудование (спектрофотометр, поляриметр круговой, рефрактометры, потенциометры и др.).

Мнения студентов-медиков являются ценными при организации НИР. Согласно опросу, респонденты предпочитают как научно-исследовательскую деятельность, так и традиционные виды самостоятельной работы обучающего и контролирующего характера, причем заинтересованность в НИР у студентов со средним специальным образованием является более высокой (табл. 1).

Таблица 1

Заинтересованность студентов в выполнении различных видов самостоятельной работы

Уровень базового образования

Ранжирование ответов по 100-балльной шкале, %

обучающие задания

контролирующие задания

(задачи, тесты, упражнения)

НИР

другое

Студенты, имеющие среднее образование (n = 98)

35

28

27

10

Студенты, имеющие среднее специальное образование (n = 22)

30

26

34

10

При анализе заинтересованности студентов в выполнении различных видов НИР (табл. 2) выявлено, что студенты-медики первого курса позитивно воспринимают учебные виды НИР, в частности лабораторный практикум с элементами научных исследований. Обучение в лаборатории, относящееся к содержательному, интерактивному и эффективному обучению, безусловно, поддерживает развитие научных навыков у студентов-медиков. Такой вид деятельности студентов является обязательным компонентом учебного процесса на кафедре химии ОмГМУ (темы лабораторных работ: «Определение pH растворов», «Определение жесткости воды реки Иртыш», «Определение вязкости полимера вискозиметрическим методом»). По данным литературы, «погружение в лабораторию» приводит к концептуальному пониманию природы науки, установлению связей между научными знаниями и современным опытом, усилению мотивации, развитию позитивного отношения к науке, формированию исследовательских навыков и критического мышления, углублению понимания теоретических концепций и их практического применения [3]. Aykutlu I. et al. (2019) приводят метафоры студентов об обучении в лаборатории: «развлекательное обучение», «обучение ради любопытства», «обучение через визуальное воздействие», «обучение через развитие» и «обучение трудом» [9, p. 36]. При этом мнения студентов разделяются по поводу предпочтения виртуального или традиционного обучения в лаборатории. Студентам, в приоритете которых традиционное обучение, больше нравится проводить исследовательские эксперименты высокого уровня, они отмечают преимущество работы в малых группах и немедленный доступ к инструктору и имеют запрос на четкие письменные рекомендации по проведению эксперимента. Студенты, предпочитаюшие виртуальный эксперимент, указывают на возможность регулирования места, времени и темпа обучения, отсутствие несчастных случаев при работе с химическими веществами, но в то же время они категорически не отвергают и традиционный подход [3]. Скорее всего, при дальнейшем развитии виртуальных технологий, актуальным станет сочетание традиционной и виртуальной лабораторной деятельности.

Таблица 2

Заинтересованность студентов в выполнении различных видов НИР

Уровень базового образования

Ранжирование ответов по 100-балльной шкале, %

лабораторные работы с элементами УИРС

олимпиады

литературный обзор

научные проекты

другое

Студенты, имеющие среднее образование

(n = 98)

32

16

15

28

9

Студенты, имеющие среднее специальное образование

(n = 22)

32

17

11

36

4

По данным анкетирования, более 15% студентов первого курса проявляют интерес к олимпиадам (табл. 2), подготовка к которым является активным и эффективным процессом «погружения в дисциплину»: расширяются и углубляются теоретические знания, совершенствуются практические умения и навыки. Студенты учатся критически оценивать данные литературы, разбирают нестандартные ситуационные задачи. Учитывая важность этого вида научной деятельности, кафедра химии ОмГМУ ежегодно организует межвузовскую олимпиаду. Кроме того, студенты первого курса принимают участие и в других олимпиадах по химии различного уровня.

Согласно опросу, обучающиеся понимают важность литературного обзора как исследовательской методологии (табл. 2), способной не только выявлять проблемы в конкретной области исследований, индуцировать новые идеи, но и порождать новые научные направления. Именно от качества литературного обзора, чаще всего систематического, зависит постановка проблемы, цели и задачи научного проекта. Работая с литературой, студенты первого курсы учатся обобщать передовой опыт, но самое главное – развивают критическое мышление, так необходимое врачу-клиницисту.

Анкетирование выявило, что обучающиеся, особенно респонденты со средним медицинским образованием, проявляют достаточно высокую заинтересованность в выполнении научных проектов (табл. 2). Вместе с тем, по данным Н.П. Нарбута с соавт. (2023), до сих пор сохраняются неиспользованные возможности по вовлечению студентов в НИР, что приводит к неполной реализации научного потенциала и ограничению индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, а иногда к их уходу из вуза [2, с. 259]. В связи с этим чрезвычайно важным представляется выявление мотивов студентов к участию в научной работе и причин их нежелания заниматься научными исследованиям.

Одна из центральных проблем НИР – мотивация студентов, связанная с восприятием. Мотивация пронизывает все стадии процесса саморегулируемого обучения, в том числе целеполагание и планирование, мониторинг, контроль и рефлексию [7, p. 454]. Мотивация и саморегулируемое обучение, находясь во взаимосвязи, могут в значительной степени влиять на результативность НИР. Опрос выявил, что движущей силой НИР студентов-медиков, исходя из классификации Лапина П.М. и Балезиной Е.А. (2021) [10, с. 665], являются все восемь мотивов: социальный (самоутверждение и повышение социального статуса), коммуникативный (интенсификация коммуникаций с другими студентами, педагогами и учеными), вынужденный (внешнее принуждение со стороны педагога), ситуативный (престижный вид деятельности), ценностный (интересный процесс), личностный (источник универсальных знаний и навыков), профессиональный (более глубокое изучение дисциплины, развитие узких профессиональных компетенций), формально-академический (бонусы за НИР) (рис. 1, 2). Причем намерения обучающихся проводить научные исследования на начальных этапах обучения в вузе, в первую очередь, обусловлены интересом к научной деятельности, стремлением более глубоко изучить дисциплину и развить узкие профессиональные компетенции, получить бонусы за НИР, самореализоваться, самоутвердиться и повысить социальный статус. Причем у студентов со средним специальным образованием желание получить дополнительные баллы на экзамене является более сильным, что, вероятно, объясняется ожиданием гарантированного успеха на промежуточной аттестации. В меньшей степени занятие научной деятельностью продиктовано стремлением обучающихся к дополнительному общению со сверстниками и преподавателями, а также невысокой престижностью НИР на сегодняшний день. В отдельных случаях вовлечение студентов в НИР происходит под принуждением педагога, что на первом курсе, возможно, является скорее негативным, чем позитивным моментом.

Рис. 1. Мотивы к выполнению НИР студентов, имеющих среднее образование

Рис. 2. Мотивы к выполнению НИР студентов, имеющих среднее специальное образование

Полученные результаты расходятся с данными аналогичных опросов студентов-медиков. В работе Боровковой М.Г. с соавт. (2022) отмечается, что проведение НИР вызвано, прежде всего, чисто стратегической тактикой (получение бонусов в виде дополнительных баллов на промежуточной аттестации) (62%), а также приобретением навыков работы с различными источниками информации (38%) и практических компетенций (36%), личностным развитием (34%), повышением квалификации (30%) [11]. По данным AlRajhi B. et al. (2023), большинство студентов проводят исследования, чтобы получить конкурентное преимущество и более глубоко изучить конкретные области исследований или медицинские темы интересующих специальностей [12, p. 48]. Однако, независимо от мотивов выполнения НИР, педагогу-наставнику крайне важно формировать у обучающихся позитивное отношение к научным исследованиям как к основе современной медицины.

При анализе структуры взаимоотношения «студент – научный руководитель» (рис. 1, 2) установлено, что обучающиеся первого курса, особенно со средним специальным образованием, к сожалению, еще не настроены на автономную исследовательскую деятельность, они возлагают большую ответственность на педагога, которого воспринимают и как инструктора, и как поставщика знаний, и как контролера. Полученные результаты не согласуются с данными аналогичных опросов Althubaiti A. and Althubaiti S.M. (2022), согласно которым большинство студентов-медиков ожидают равной доли ответственности с научным руководителем во время разработки и выполнения исследовательского проекта (выбор тематики и методологии исследования, обеспечение доступа к оборудованию, помощь в написании отчета) [13].

Вероятно, запрос обучающихся на значительную поддержку научного руководителя (табл. 3) в какой-то мере является оправданным: на первых порах его помощь может быть определяющей в мотивации студентов и положительного восприятия НИР. Именно от доминирующей роли наставника во многом может зависеть результативность НИР, начиная от постановки цели и задач исследования и заканчивая написанием отчета. В этом случае, по сути, НИР студентов подменяется деятельностью педагога-наставника, что, безусловно, затрудняет формирование исследовательских компетенций и не способствует развитию саморегулируемого обучения. По мнению Зырянова В.В. (2019), «даже на первом этапе решения исследовательских задач научный руководитель должен быть не столько поводырем, сколько партнером, организующим совместную разработку плана достижения научного результата» [14, c. 34]. Действительно, педагогу-наставнику следует как можно раньше направлять студентов в сторону их большей самостоятельности, т.е. уходить от доминантного стиля к партнерству или сотрудничеству. В то же время полная автономность проведения научных исследований обучающимися на первом курсе вряд ли возможна из-за нехватки у них знаний и исследовательских умений.

Таблица 3

Вклад студента и педагога в результативность НИР

Уровень базового образования

Ранжирование ответов по 100-балльной шкале, %

собственные усилия

методическая и научная помощь педагога

постановка задач и подробное инструктирование на всех этапах НИР

 

контроль и требовательность, оперативная обратная связь

 

помощь в оформлении тезисов и статей

 

другое

 

Студенты, имеющие среднее образование (n = 98)

36

21

17

19

7

Студенты, имеющие среднее специальное образование (n = 22)

25

25

18

30

2

Студенты, независимо от уровня образования, ранжируют потенциальные ограничительные барьеры к выполнению НИР в следующий ряд: нехватка времени > нехватка знаний > недостаточный уровень организации и информированности > отсутствие мотивации > недостаточная поддержка со стороны научного руководителя > недостаточная техническая оснащенность > финансовые проблемы > другое (рис. 3). Полученные данные свидетельствуют, что студенты достаточно мотивированы к выполнению НИР и готовы к ее автономному выполнению. В то же время они нуждаются в фиксированном времени, отведенном на внеаудиторную работу, мероприятиях по изучению методологии научных исследований, повышении информированности и организации НИР. Обучающиеся дополнительно в качестве потенциальных ограничительных барьеров выполнения НИР выделяют «неуверенность в собственных аналитических способностях», «неуверенность в способности успешно завершить исследование», «недостаточный уровень морального и материального поощрения».

Рис. 3. Потенциальные барьеры студентов к выполнению НИР

Полученные результаты в определенной степени коррелируют с данными литературы. Alyousefi N. et al. (2023) выделяют следующие основные причины неучастия обучающихся в НИР: нехватка времени из-за перегруженности образовательной деятельности (75%), отсутствие достаточных знаний в области научных исследований (более 55%), недостаток исследовательских навыков (≈50%), отсутствие мотивации и интереса (≈50%) [15, p. 16]. Согласно работе Боровковой М.Г. с соавт. (2022), студенты-медики в качестве препятствия для участия в научных исследованиях выделяют, прежде всего, отсутствие мотивации (≈40%), четверть опрошенных респондентов обращают внимание на недостаточную информацию о текущих проектах, недостаточную организацию научной работы в доступной и понятной форме, недостаточную поддержку со стороны научного руководителя или его отсутствие [11].

Индивидуальные предложения обучающихся первого курса по улучшению НИР являлись немногочисленными: практико-ориентированная тематика НИР, курирование НИР студентами старших курсов и/или аспирантами, в том числе и проведение ими мастер-классов по методологии НИР. Педагогу следует приложить немало усилий для устранения выявленных препятствий, способных демотивировать студентов и, следовательно, негативно влиять на их вовлеченность в НИР.

Заключение. Изучение восприятия и отношения студентов-медиков к исследованиям является средством улучшения организации НИР и формирования научно-исследовательских компетенций, без которых сегодня немыслима успешная карьера врача. Проведенный опрос респондентов первого курса с различным уровнем базового образования показал, что их отношение к НИР имеет общие черты, а выявленные различия являются несущественными.

В исследовании установлено, что обучающиеся, независимо от базового образования, проявляют не меньший интерес к научной деятельности, чем к традиционным видам самостоятельной работы обучающего и контролирующего характера.

Согласно опросу, студенты первого курса позитивно воспринимают как учебные виды научной деятельности, такие как лабораторные работы с элементами научных исследований, развивающие научные навыки, рефераты, расширяющие и углубляющие теоретические знания, так и внеучебные виды – литературный обзор, способствующий развитию критического мышления, научный проект.

Восприятие НИР студентами связано с их мотивацией, которая во многом определяет эффективность саморегулируемого обучения. Согласно анкетированию, движущей силой научно-исследовательской деятельности студентов-медиков первого курса является, прежде всего, их стремление к участию в интересном процессе, получению бонусов (в виде дополнительных баллов на промежуточной аттестации), углублению знаний по дисциплине и развитию узких профессиональных компетенций.

Проведенное исследование показало, что респонденты, особенно со средним специальным образованием, имеют большой запрос на значительную помощь педагога при проведении НИР и не настроены на автономную исследовательскую деятельность. Несмотря на то, что на начальных этапах медицинского образования помощь наставника может быть определяющей в положительном восприятии НИР и мотивации, педагогу следует направлять студентов в сторону их большей самостоятельности.

Одной из основных проблем НИР является наличие потенциальных ограничительных барьеров. Обучающиеся первого курса, независимо от уровня базового образования, достаточно мотивированы к проведению исследований, а в числе основных причин своего неучастия в научной деятельности называют нехватку времени, недостаток знаний и умений, а также недостаточный уровень организации и информированности. В качестве других причин неучастия в проведении НИР респонденты дополнительно выделяют «отсутствие финансирования», «неуверенность в собственных аналитических способностях», «неуверенность в способности успешно завершить исследование», «недостаточный уровень морального и материального поощрения». Анализ индивидуальных предложений обучающихся первого курса по улучшению научно-исследовательской деятельности выявил запрос на курирование НИР студентами старших курсов и аспирантами, а также практико-ориентированную тематику научных проектов.

Таким образом, проведенное исследование выявило отношение студентов-медиков первого курса к НИР, их мотивы к проведению научных исследований на кафедрах естественно-научной направленности и основные препятствия для этой деятельности. Мнения обучающихся, безусловно, должны быть учтены при разработке комплекса мер по улучшению организации и сопровождения НИР в высшей медицинской школе.


Библиографическая ссылка

Степанова И.П., Штейнборм И.Г., Атавина О.В., Мугак В.В. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПЕРВОГО КУРСА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33145 (дата обращения: 05.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674