Важной составляющей успешности учителя на профессиональном поприще является то, насколько он владеет умениями предъявлять, презентовать себя. Обладание педагогом культурой самопрезентации становится профессионально важным качеством современного учителя. Это особенно актуально для будущих учителей физической культуры и тренеров, так как они, как правило, ведут различные секции, работают в спортивных клубах, организациях дополнительного образования детей и лично заинтересованы, чтобы к ним шли люди, родители вели своих детей и хотели попасть именно к ним как человеку и тренеру. Будущим учителям физической культуры и спортивным тренерам важно уметь предъявлять себя как в реальной жизни, при непосредственном общении с «клиентами», так и, в соответствии с запросами современного мира – в мире виртуальном (необходимо вести социальные сети, иметь рабочий сайт в Интернете), чтобы и там формировать определенный образ себя как специалиста, на которого «пойдут», к которому «хотят попасть». Следовательно, важными составляющими культуры самопрезентации являются работа по формированию собственного образа, создание определенного имиджа педагога как в реальности, так и в виртуальном пространстве, ведь не секрет, что сейчас основную долю информации человек получает именно из Интернета, в частности из социальных сетей.
Начинать создавать такой положительный, «работающий» образ педагога студенты должны еще на этапе обучения в вузе. Именно на этапе профессионального обучения важно создать условия для овладения будущими учителями самопрезентационными умениями, чтобы после они смогли устроиться без труда на важную для них работу, сумели произвести благоприятное впечатление на работодателя, быстро установить продуктивные отношения с воспитанниками, родителями, коллегами и др.
Осуществление подобного рода обучения возможно как в учебной, так и внеучебной деятельности студентов педвуза.
Таким образом, актуальность формирования у будущих учителей культуры самопрезентации обусловлена требованиями общества (социальным заказом), который находит отражение в том числе в основных законодательных документах (таких как Профессиональный стандарт, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО, СОО, ООО) и целевых установках подготовки студентов педвуза к осуществлению профессиональной деятельности в современных условиях.
Цель исследования – на основе анализа практики формирования культуры самопрезентации у будущих учителей в учебной и внеучебной деятельности сформулировать рекомендации по ее совершенствованию.
Задачи: рассматривая культуру самопрезентации как составную часть профессионально-педагогической культуры, определить ее структурные компоненты; проанализировать возможности формирования культуры самопрезентации в практике учебной и внеучебной деятельности будущих учителей физической культуры; проанализировать изменения в отношении будущих учителей к процессу формирования культуры самопрезентации; сформулировать рекомендации по совершенствованию организации работы по формированию культуры самопрезентации у будущих учителей.
Материал и методы исследования
Исследование было организовано на базе ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» в г. Шадринске Курганской области.
Автором были проведены письменные опросы студентов 1-го и 4-го курсов факультета физической культуры ШГПУ (по 40 человек с каждого курса) на предмет их отношения к самопрезентации, показавшие картину изменения отношения будущих учителей к процессу формирования культуры самопрезентации от младших курсов к старшим.
Используя такие теоретические методы для обработки результатов анкетирования, как сравнение, анализ, обобщение, а также анализ практики формирования культуры самопрезентации у будущих учителей физической культуры в учебной и внеучебной деятельности, автор сделала выводы и на их основе сформулировала рекомендации по совершенствованию процесса формирования культуры самопрезентации будущих учителей.
Результаты исследования и их обсуждение
Что же такое самопрезентация, культура самопрезентации и какие компоненты она включает?
Считается, что первым термин «самопрезентация» употребил американский социолог Э. Гоффман. Он описал процесс самопрезентации, став разработчиком «теории социальной драматургии». Согласно взглядам Э. Гоффмана, люди при взаимодействии с другими людьми пытаются произвести на них определенное впечатление, чтобы достичь своих целей.
Самопрезентации посвящено немало исследований. Проблемы самопрезентации рассматривали социологи, культурологи, психолингвисты, представители социальной философии, психологи, педагоги и др. Большую работу по упорядочению различных теорий самопрезентации провели О.В. Пикулева, Е.В. Михайлова, И.П. Шкуратова.
Все теории самопрезентации делят на три группы. Согласно первой из них (мотивационные теории), самопрезентация определяется внутренними факторами, среди которых могут быть стремление к превосходству (А. Адлер), потребность в уважении (Р. Харе), мотив власти (И. Джонс, Т. Питтман) [1, с. 20–21]. Согласно ситуативным теориям, «самопрезентация определяется внешними условиями конкретной ситуации, в которой находится человек (этнокультурная принадлежность, регион проживания, гендерная принадлежность и т.д.)» [2, с. 43] (Дж. Тедеши, М. Риес, Р. Баумейстер, А. Стейхилбер). Представители теорий третьей группы считают, что «на самопрезентацию оказывают влияние и внутренние, и внешние условия» [2, с. 43] (М. Лири, Р. Ковальски).
Анализ различных подходов позволяет констатировать, что самопрезентация – это демонстрирование своих умений и навыков, тех качеств, которые являются полезными в жизни и профессиональной деятельности, включая внешний облик, который позволяет привлечь внимание, то есть самопрезентация – это самоподача, или самопредъявление.
На значение самопрезентации в процессе профессионального становления педагога указывали Е.Л.Казанцева, Э.М.Шамсиддинова. Формированию культуры самопрезентации будущих педагогов посвящены исследования Г.Г.Спиридоновой, Л.С.Колмогоровой, Н.К.Черникова, А.А.Черниковой и др. Самопрезентации педагога в профессиональной деятельности посвящены исследования Н.Ф.Анохиной, Е.Б.Булавкиной, С.В.Карева, А.А.Майер, К.В.Петруниной, Л.Э.Семенова, А.А.Чекалиной. Самопрезентацию в спортивной деятельности изучала Г.В.Пантелеева.
Рассматривая самопрезентацию будущего учителя, Н.К. Черников и А.А. Черникова определяют самопрезентационное поведение как «систему габитарных, вербальных и невербальных средств общения, применение которых предоставляет будущему учителю дополнительные возможности для того, чтобы посредством создания благоприятного о себе впечатления решить конкретную задачу и, в конечном счете, достигнуть искомой педагогической цели» [3, с. 157]. По их мнению, самопрезентация личности – это «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, конструирование человеком своего имиджа (образа) для других, с другой – технологию его самоподачи. Процесс самопрезентации имеет свою цель – намеренно произвести желаемое впечатление» [3, с. 157]. А.А. Калюжный трактует имидж как «образ, возникающий в результате восприятия проявления внешних и внутренних характеристик человека» [4, с. 11].
Обобщив различные взгляды на самопрезентацию, дадим собственное определение ключевого для нас понятия. Под самопрезентацией педагога автор будет понимать деятельность, направленную на создание определенного впечатления о себе, формирование образа (имиджа) педагогом. Имидж педагога автор будет рассматривать как результат самопрезентации, создаваемый в ее процессе габитарными, вербальными и невербальными средствами.
Если говорить о таком понятии, как «культура самопрезентации педагога», то можно сказать, что, с одной стороны, она является важной частью психологической культуры учителя, с другой – профессионально-педагогической культуры.
Г.Г. Спиридонова и Л.С. Колмогорова рассматривают культуру самопрезентации педагога в большей мере как составную часть профессиональной психологической культуры педагога [5, с. 29; 6, с. 9]. На важность именно культурно-исторического подхода в обучении будущих педагогов самопрезентации указывает Г.Г. Спиридонова в своей диссертации (2022 г.), посвященной формированию культуры самопрезентации студентов педагогических профилей [6, с. 3].
Согласно Л.С. Колмогоровой, общая психологическая культура личности – это «составная часть базовой культуры», «позволяющая ему адаптироваться и самоопределиться в социуме», «способствующая самореализации, саморазвитию», «порождающее состояние внутреннего благополучия» [7, с. 11–12]. По мнению ученых, в культуру самопрезентации педагога входит «совокупность знаний и умений о самопрезентации и их применение для повышения ее эффективности в профессиональной деятельности и общении, ценностно-смысловое отношение к самопрезентации и осознание ее значимости, рефлексия процесса и результата самопрезентации в педагогической деятельности и проявление творчества в презентации себя как педагога перед обучающимися в процессе профессиональной деятельности и профессионального общения» [5, с. 29].
Автор в аспекте профессиональной подготовки формирование культуры самопрезентации будет рассматривать, в первую очередь, как часть процесса воспитания профессионально-педагогической культуры будущих учителей. Для нас как педагогов-практиков важны именно прикладное значение культуры самопрезентации будущего учителя, непосредственная реализация в педагогической деятельности, поэтому считаем важным учитывать компоненты, которые выделяет В.С. Сластёнин, рассматривая профессионально-педагогическую культуру учителя как «важную часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности», а именно: аксиологический, технологический и личностно-творческий [8, С. 87].
Рассматривая культуру самопрезентации как часть профессионально-педагогической культуры будущих учителей, автор также может выделить в ней 3 компонента, а именно: когнитивный, личностно-смысловой и деятельностный.
Когнитивный компонент – это знания, которые необходимы будущему учителю для успешной самопрезентации. Во-первых, это общекультурные, психолого-педагогические, предметные, методические знания. Во-вторых, это знания о самом себе как личности, как профессионале, как субъекте самопрезентации. В-третьих, это знания об обучающихся, их личностных и индивидуальных особенностях. В-четвертых, это собственно знания о самопрезентации, а именно: ее сущности, видах, формах, средствах, тактиках и стратегиях.
Личностно-смысловой компонент – это личностные качества будущего педагога в аспекте самопрезентации, а именно:
1) целеустремленность (постановка целей и нацеленность на результат);
2) мотивированность (в овладении культурой самопрезентации), личностная значимость (ценность самопрезентации);
3) коммуникативные качества (открытость, искренность, уверенность в себе, интерес и расположенность к другим людям, желание взаимодействовать с другими людьми, уважение себя и партнеров по общению);
4) рефлексивность (умение выполнять анализ самопрезентации с точки зрения проявления личностных качеств; умение проводить коррекцию целей и содержания самопрезентации, приемов межличностного оценивания);
5) индивидуальность (трансляция индивидуальных и личностных особенностей, отражение их в процессе самопрезентации).
Формирование у будущих учителей культуры самопрезентации предполагает определенные изменения в личностной и смысловой сферах будущих педагогов:
– в смысловой сфере: формирование у будущих учителей ценностного отношения к процессу самопрезентации; развитие интереса к проблематике самопрезентации в педагогической теории и практике; осознание роли самопрезентации в профессиональной деятельности учителя; развитие мотивации к самосовершенствованию в сфере самопрезентации;
– в личностной сфере: развитие внутренней и внешней свободы, уменьшение числа штампов и зажимов; непосредственность и свобода; повышение самооценки, уверенности в себе; развитие воображения, умений оригинально мыслить, принимать нестандартные решения; развитие креативности, творческий подход к решению педагогических задач; воспитание коммуникативной культуры, умение поставить себя на место партнера по общению, развитие эмпатии.
Деятельностный компонент – это умения и навыки самопрезентации. Деятельностный компонент культуры самопрезентации предусматривает освоение способов и средств (техник, приемов и методов) личностной самопрезентации и профессиональной самопрезентации.
Личностная самопрезентация включает: развитие умений производить нужное впечатление; умение привлекать внимание габитарными, вербальными и невербальными средствами; развитие навыков построения и ведения беседы и т.п.
Профессиональная самопрезентация, включающая не только умение произвести нужное впечатление, но и выражение своей позиции по тем или иным вопросам как педагога, профессионала, предусматривает: проявление творчества в процессе самопрезентации; развитие умений и навыков самопрезентации учителя, которые позволят повысить эффективность профессиональной деятельности; владение навыками выбора стратегии самопрезентации учителя в профессиональной деятельности; умение выбрать соответствующую той или иной стратегии тактику самопрезентации, отобрать адекватные средства, формы и методы самопрезентации; умение провести анализ и коррекцию своего самопрезентационного поведения для успешного достижения поставленных целей.
Итак, под формированием культуры самопрезентации будущего учителя автор будет понимать процесс организации учебной и внеучебной деятельности студентов педагогических профилей, способствующий овладению ими системой знаний по самопрезентации, включению их в самопрезентационную деятельность, наполненную личностным смыслом и направленную на создание положительного имиджа педагога, готового к самопрезентационному поведению для успешного решения профессионально-педагогических задач.
Так как наша профессиональная деятельность связана с факультетом физической культуры, то и свое практическое исследование автор проводила именно среди студентов этого факультета.
Проанализировав учебные планы, автор определила, что большинство предметов обладают потенциалом по формированию культуры самопрезентации будущих учителей физической культуры, в особенности такие, как «Профессионально-педагогическая компетентность спортивного педагога», «Организационные основы деятельности педагога», «Акмеология физической культуры и спорта», «Презентационная риторика».
В рамках предметов студенты выполняют различные задания, которые формируют, в том числе, компоненты культуры самопрезентации будущих учителей физической культуры. Например, в ходе изучения дисциплины «Акмеология ФКиС» на 4-м курсе студенты проводят большую работу по знакомству с основными видами и формами, средствами и технологиями самопрезентации современного учителя, учатся разрабатывать стратегии самопрезентации. Они проводят анализ собственной жизнедеятельности, выявляют затруднения, которые испытывали во время прохождения практики, корректируют свои жизненные цели, планы карьерного роста и работы над собой. Разрабатывают проекты-презентации, в которых предъявляют себя как тренера (кто-то из них уже работает им, кто-то пока фантазирует, представляя себя в будущем), рассказывая о своих достижениях, сильных сторонах, пытаясь привлечь к себе в секцию как можно больше заинтересовавшихся детей и родителей. Защиты презентаций проводят на младших курсах, студенты которых затем голосуют, к кому бы они хотели записаться.
Также для отработки коммуникативных умений и навыков на парах проводится решение различных ситуационных коммуникативных задач, организуются деловые и ролевые игры, где обучающиеся учатся вести переговоры с работодателями, заполнять резюме, разрешать конфликтные ситуации в группе воспитанников и при взаимодействии с родителями и т.д. Большое внимание уделяется, в частности, речевой культуре, владению средствами невербального общения. В рамках круглого стола обсуждаются вопросы создания имиджа будущего учителя, рассматриваются его составляющие, а в рамках групповой работы происходить разработка имиджа идеального педагога. Также анализируются такие важные средства самопрезентации педагога, как внешний вид (одежда, аксессуары, уместность и целесообразность их использования в различных ситуациях и т.д.).
На занятиях особое внимание уделяется виртуальному имиджу педагога. Для этого анализируются страницы студентов в социальных сетях, страницы и сайты спортивных педагогов и тренеров, выявляются ошибки, которые они допускают при размещении той или иной информации в них, студентов учат правильно «предъявлять» себя в публичном интернет-пространстве.
Таким образом, в рамках дисциплины «Акмеология физической культуры и спорта» наряду с освоением знаний будущие педагоги проводят серьезную работу над собой, много рефлексируют, «прокачивают навыки» самопредъявления.
Во внеучебной деятельности культура самопрезентации будущих учителей формируется через их участие в научно-педагогических конференциях, форумах, конкурсах педагогического мастерства («Учитель будущего поколения России», «Я профессионал» и др.), круглых столах, мастер-классах, психологических тренингах и т.д. Эта работа ведется параллельно с учебной деятельностью и охватывает все годы обучения студента в вузе, с 1-го по 5-й курс.
Таким образом, в рамках учебной и внеучебной деятельности, осуществляемой в ШГПУ, имеются широкие возможности для формирования культуры самопрезентации у будущих учителей физической культуры.
С целью определить значимость проводимой автором работы по формированию культуры самопрезентации у будущих учителей в июне 2023 г. был проведен опрос студентов 1-го (40 человек) и 4-го курсов (40 человек) факультета физической культуры ШГПУ на предмет их отношения к формированию культуры самопрезентации.
Ответы на первый вопрос: «Считаете ли вы важным формировать культуру самопрезентации у будущих учителей?» – показали, что 88% студентов 4-го курса и 52% 1-го курса считают это важным. 4% обучающихся 4-го курса и 20% 1-го курса отмечают, что нет. 8% студентов 4-го курса и 28% 1-го курса затруднились ответить.
На второй вопрос анкеты: «Что, на ваш взгляд, включает культура самопрезентации?» – 76% студентов 4-го курса дали полный ответ, перечислив все составляющие культуры самопрезентации; 24% обучающихся выпустили некоторые из составляющих компонентов. Среди студентов 1-го курса 92% обучающихся затруднились ответить, 8% дали полные ответы.
На третий вопрос: «Считаете ли вы количество заданий, направленных на формирование культуры самопрезентации в учебной и внеучебной деятельности, достаточным?» – среди студентов 4-го и 1-го курсов ответы распределились соответствующим образом: «вполне достаточно» – 80% и 52%; «нет, нужно больше» – ответили 16% и 32%; «нет, нужно меньше» – ответили 4% и 16% соответственно.
Ответы на четвертый (открытый) вопрос: «Какое значение для вас как будущего педагога имеет работа по формированию культуры самопрезентации?» – мы обобщили и объединили по смыслу следующим образом:
– чтобы быть привлекательным для обучающихся – 76% (4-й курс), 24% (1-й курс);
– чтобы эффективно выполнять свои профессиональные обязанности в будущем – 74% (4-й курс), 36% (1-й курс);
– чтобы уметь ладить с людьми, участниками образовательного процесса – 84% (4-й курс), 54% (1-й курс);
– чтобы эффективно организовывать работу по физическому воспитанию, привлекая, в том числе, родителей – 76% (4-й курс), 16% (1-й курс);
– не вижу значения – 4% (4-й курс), 24% (1-й курс).
На пятый вопрос: «Какое значение лично для вас на сегодняшний день имеет культура самопрезентации?» – были получены такие варианты ответов:
– она необходима, чтобы быть уверенным в себе при общении с другими людьми, – 76% (4-й курс), 24% (1-й курс);
– она необходима, чтобы успешно участвовать в различных конкурсах, конференциях, защитах проектов и ином, – 84% (4-й курс), 24% (1-й курс);
– она необходима для успешного прохождения практики в школе – 92% (4-й курс), 8% (1-й курс);
– не имеет значения – 4% (4-й курс), 16% (1-й курс).
На шестой вопрос: «В каких внеучебных мероприятиях, которые, позволяют формировать культуру самопрезентации будущего учителя, вы принимаете участие?» – были получены такие варианты:
– научно-практические конференции, форумы –– 52% (4-й курс), 20% (1-й курс);
– психологические тренинги – 24% (4-й курс), 64% (1-й курс);
– конкурсы профессионального мастерства – 48% (4-й курс), 8% (1-й курс);
– выступления на круглых столах – 60% (4-й курс), 24% (1-й курс);
– участие в мастер-классах – 68% (4-й курс), 32% (1-й курс);
– выступления с защитами проектов – 92% (4-й курс), 40% (1-й курс);
– участие в качестве ведущих, организаторов и иных различных спортивных мероприятий – 76% (4-й курс), 12% (1-й курс).
Обобщив по смыслу ответы студентов на седьмой открытый вопрос: «Какие у вас есть замечания к организации работы по формированию культуры самопрезентации в вузе?», мы выделили следующие варианты:
– не всегда удобно время проведения внеучебных мероприятий (проводятся во второй половине дня и совпадают с тренировками) – 28% (4-й курс), 24% (1-й курс);
– хотелось бы больше помощи от наставников – 12% (4-й курс), 18% (1-й курс);
– иногда требуется психологическая поддержка (перед выступлением, для снятия стресса и т.п.) – 24% (4-й курс), 16% (1-й курс);
Проанализировав полученные ответы, можно сделать следующие выводы.
К 4-му курсу увеличилось количество студентов, которые положительно оценивают значение формирования культуры самопрезентации в вузе. К 4-му курсу возросло количество обучающихся, которые стали, помимо занятий по учебному плану, участвовать в различных внеучебных мероприятиях, а именно становится больше участников научно-практических конференций, мастер-классов, конкурсов профессионального мастерства. В целом к 4-му курсу повысились интерес и потребность студентов в формировании культуры самопрезентации, несмотря на некоторые проблемы организационного плана. Студенты стали более высоко оценивать организацию такой работы в педвузе, однако даже на 4-м курсе им необходима поддержка наставников и психологов.
Как видно по результатам анкетирования, у многих студентов появилось понимание необходимости целенаправленной работы по формированию культуры самопрезентации, а также увеличилось понимание ее роли для будущей профессиональной деятельности.
В целом выводы по анкетированию позволяют сформулировать следующие рекомендации, которым желательно следовать, чтобы работа по формированию культуры самопрезентации будущего учителя стала более эффективной:
– работа по формированию культуры самопрезентации будущего учителя должна проводиться комплексно, охватывая все формы учебной и внеучебной деятельности, и влиять на когнитивный, личностно-смысловой и деятельностный компоненты;
– работа по формированию культуры самопрезентации будущего учителя должна носить практико-ориентированный характер, то есть студенты должны на парах или путем участия в реальных мероприятиях практиковаться в предъявлении себя, нарабатывать презентационный опыт;
– в формировании культуры самопрезентации будущего учителя следует обращаться за помощью к психологической службе вуза, активнее вовлекать студентов в творческую, спортивную, общественную деятельность. Это помогает преодолевать страхи общения с незнакомыми людьми, расширяет базу коммуникативной практики, помогает преодолеть робость, стеснение и неуверенность в себе;
– в реалиях современного информационного общества важно уделить особое внимание созданию своего виртуального имиджа – научиться эффективно вести самопрезентацию в виртуальном интернет-пространстве;
– закрепить за каждым студентом наставника, к которому он сможет обращаться за помощью и советом при необходимости.
Заключение
Рассматривая культуру самопрезентации как составную часть профессионально-педагогической культуры, автор определил, что культура самопрезентации будущих учителей включает когнитивный, личностно-смысловой и деятельностный компоненты.
В работе раскрыты возможности формирования культуры самопрезентации будущих учителей физической культуры в учебной и внеучебной деятельности, в частности в рамках предмета «Акмеология физической культуры и спорта».
Было проведено анкетирование среди будущих учителей физической культуры 1-го и 4-го курсов ШГПУ и выявлено, что к старшим курсам в результате проводимой автором и другими преподавателями факультета работы у студентов появилось понимание необходимости целенаправленной работы по формированию культуры самопрезентации, а также увеличилось понимание ее роли для будущей профессиональной деятельности.
Сформулированы рекомендации, на которые следует опираться при организации работы по формированию культуры самопрезентации будущих учителей, учитывая специфику социального запроса современного российского общества и потребности обучающихся.
Библиографическая ссылка
Кузнецова Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33142 (дата обращения: 05.10.2024).