Успех – это то, что является результатом воплощения планов и желаний специалиста в его настоящей и будущей деятельности. Быть успешным в жизни – непростая задача. И решить её можно, лишь владея правильными компетенциями, то есть набором знаний, умений и способностей, которые и позволяют реализовать жизненные планы. Владение компетенциями – это ключ к достижению поставленных задач, возможность определять цели и успешно решать их. Путь к успеху лежит в необходимости непрерывного образования, особенно это относится к медицине и фармации. Одной из форм образования специалистов является дистанционное обучение [1; 2].
Если профессиональные задачи, как показывает опыт, успешно решаются методикой ДО, то интеграция в эту форму обучения педагогических установок воплощается гораздо сложнее [3; 4]. В последние годы организация занятий по ДО прочно утверждается в образовательном процессе как форма совершенствования уже сформированных профессиональных компетенций и развития новых навыков и умений. Такой вывод прослеживается во многих исследованиях [5-7]. Стремительное развитие всех сфер жизни общества, в том числе медицины, породило необходимость внедрения системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО) для поддержания и повышения профессионального уровня медицинских работников. Пандемия коронавируса (COVID-19), трансформируя ландшафт образовательного процесса, стала катализатором внедрения дистанционных технологий в учебный процесс. Такие черты, как проявление инициативы (предложение улучшений при решении проблем), выражение внимания к мелочам (проверка важных деталей, применение знаний к новым обстоятельствам), новаторство (поиск способов совершенствования и желание пробовать новое), настойчивость (доведение проектов до их завершения, проявление активности даже при возникновении препятствий), гибкость (принятие изменений, оставаясь сосредоточенным на целях при необходимости совмещения нескольких приоритетов), формируются проблемно [8; 9].
Цель работы – представить опыт и обсудить организационные вопросы дистанционного обучения (ДО), выделив основные условия успешного решения этой формы обучения в образовательном учреждении с отслеживанием качества освоения материала.
Материалы и методы исследования: применение педагогических критериев для оценки личностного аспекта эффективности ДО; анализ возможностей формирования образовательных траекторий на основе ежегодных отчетов учебно-методического отдела, осуществляющего статистический анализ результатов дистанционного обучения в Академии.
Результаты исследования и их обсуждение. Примером инструмента реализации дистанционного обучения является платформа Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), представляющая систему управления обучением или виртуальную обучающую среду. Специалисты анализируют достоинства и недостатки дистанционного обучения, в том числе и в медицинском образовании, разрабатывают перспективы этого процесса.
Решение педагогических установок в контексте задач ДО видится, на наш взгляд, в необходимости разработки таких методических материалов, которые развивают:
· сотрудничество - умение совместно работать с другими для достижения общих целей и желаемых результатов с устранением разногласий;
· уважение и понимание других для поддержки нужных отношений, способов проявления командных усилий;
· умение излагать свои мысли кратко и логично;
· результативность- своевременное достижение поставленных целей.
Всё это можно обозначить производными педагогического наставничества, а формирование таких установок у обучающихся позволит реализовать их жизненные и профессиональные цели. Важный аспект, который требует пристального внимания в развитии дистанционного обучения, - это качественная обратная связь между субъектами образования.
Зачастую под «обратной связью» имеют в виду предоставление контактов для разрешения возникших проблем. Но правильнее сказать, предлагая дистанционное обучение, следует, прежде всего, продумать, каким образом будет реализовываться педагогическое взаимодействие обучающихся с педагогами и между собой. Выполнение этого условия является трудной задачей не только в условиях чрезвычайных ситуаций, например пандемии, но и в плановом рабочем режиме обучения. Реализация эффективного взаимодействия требует больших усилий. Если образовательная программа и образовательный контент в рамках «жизненного» цикла (пока они актуальны) могут тиражироваться дистанционно, то взаимодействие всегда выстраивается индивидуально, а значит априори оно будет уникальным (или индивидуальным, персонифицированным). Но именно благодаря взаимодействию ДО может определяться как одна из форм организации учебного процесса с обязательным внедрением педагогического компонента, а не как технология передачи информации. И это очень важно осознавать с позиций организации и выстраивания педагогического процесса.
Такими формами взаимодействия могут быть чаты, форумы на площадке СДО, совместная работа над проектами, консилиумы, оценка и комментарии выполненных работ, обсуждение профессиональных проблем, опросы и др. Всё это позволяет освоить образовательную программу не только на уровне получения знаний, понимания материала, но и на уровне освоения новых или расширения и углубления полученных ранее компетенций. В результате формируется готовность к их применению.
Одним из главных ресурсов ДО является электронное учебное пособие, которое в учебном курсе или в его отдельных образовательных модулях представляет базис знаний рассматриваемого вопроса. В этом ресурсе должны быть четко, структурно представлены учебные материалы, в соответствии с содержанием образовательной программы. Нужно подчеркнуть, что наличие такого материала позволяет формировать у обучающихся лидерские качества и мотивировать личностные установки, что является также слагаемым успешности.
При оценке эффективности ДО были использованы стандартные учебные технологии: отслеживание уровня усвоения программного материала (тестирование, сдача практических навыков и итоговой аттестации). Они показали прирост эффективности усвоения базовых компетенций на 10-25% (разные показатели по отдельным дисциплинам).
Выявление специальных компетенций в распределении ресурсов и времени, навыков вести мониторинг, умения выбирать оборудование; осмысления информации (создание и поддержка файлов, интерпретация и трансляция данных) требует разработки особых педагогических подходов. А успешность специалиста может продемонстрировать только практика. Только результаты реальной клинической работы могут свидетельствовать о реализации полученных знаний.
Изменения в сфере образовательного процесса затрагивают и педагогический коллектив. На основе множества инновационных позиций, комплексных технологий идёт развитие модернизации образования, в качестве решающего критерия которой выступает успешность специалиста. Возникает необходимость сформировать в педагогическом коллективе атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, активизировать методическую работу, позволяющую более продуктивно обмениваться педагогическим опытом и создавать условия для дальнейшего роста педагогического мастерства не только молодых, но и опытных преподавателей.
Получая положительные результаты, применяя технологию деятельностного метода в обучении и методической работе, преподаватели ставят новую задачу: включение системно-деятельностного подхода в работу, тем самым перестраивая уже сложившуюся систему и переводя ее на новый уровень, учитывая особенности стандартов нового поколения.
Внедрение позиций, нацеленных на: построение современного образовательного пространства, ориентированного на профессиональный рост и ценности саморазвития личности; создание условий для оптимального взаимодействия всех участников образовательного процесса; развитие коммуникативных способностей обучающихся их социальной адаптации; планомерное выстраивание партнёрских отношений между всеми участниками образовательной деятельности; создание комфортной психологической обстановки на занятиях; значительное повышение уровня мотивации учителя и обучающихся; формирование у обучающегося собственного отношения, позиции к происходящему вокруг; эффективную реализацию требований ФГОС, достижение высоких показателей по предметному и личностному направлению; повышение мотивации преподавателя к профессиональному росту и саморазвитию, способствует эффективной реализации современных требований по качеству обучения. Путём таких преобразований достигается создание двух главных социальных ориентиров - развитие образовательных систем и обеспечение высокого качества обучения.
Несмотря на ряд проблем и недостатков, без дистанционного обучения в последние годы невозможно было бы продолжать обучение ни в школе, ни в вузах, а также осуществлять последипломное образование. Дистанционное обучение дает возможность реализовать процесс в экстремальных ситуациях, позволяет оптимизировать затраты на образование, более рационально расходовать время и личные ресурсы субъектов образовательного процесса. ДО особенно востребовано в системе дополнительного последипломного образования. У специалистов уже сформировалась потребность в непрерывном повышении своего профессионального уровня. Раньше повышение квалификации проводилось преимущественно (или как правило) в традиционной форме обучения, то есть при непосредственном присутствии специалиста на обучающей базе. В настоящее время следует признать, что возможностью выезжать на обучение к месту расположения образовательного учреждения на длительный срок специалисты не располагают в силу ряда объективных причин: большая удаленность, невозможность оставить рабочее место или семью и др.
Если у обучающихся будут в достаточной степени сформированы новые профессиональные компетенции и навыки, то оправданно ожидать от такого специалиста проявления таких характеристик, как:
· инициатива,
· уверенность в достижении результатов,
· поддержка сотрудничества,
которые реально нужны на его рабочем месте.
Нужно отметить, что стремление к непрерывному обучению для повышения профессиональной квалификации с целью внедрения новых современных технологий в избранной специальности, может также считаться необходимой чертой успешного профессионала. И форма ДО будет восприниматься обучающимся как целостный процесс, как отличный способ освоения желаемых компетенций,которые позволят ему получить нужный результат.
Реализация ДО со стороны образовательного учреждения должна находить административную поддержку и эффективно управляться. Если в образовательном учреждении будут отсутствовать централизация ДО и административная ответственность за процесс обучения, то это будет приводить к его бесконтрольности и структурной разрозненности. В подразделениях учебного заведения может снижаться заинтересованность в данной форме обучения.
Развитие технологий, разнообразие появляющихся форм подачи электронных образовательных ресурсов, появление новых технических и программных способов передачи данных не только повышают возможности транслирования ДО, но и предполагают новый уровень требований к качеству подачи материала.
Нужны материалы, которые отвечают задачам и принципам организации корпоративного обучения, при этом восполняют фактически все необходимые знания и позволяют получить нужные навыки индивидуальной успешности.
Принятие стратегических решений по совершенствованию ДО, выработка тактики его реализации нуждаются в методической поддержке. Это обуславливает создание в учебных учреждениях специализированного подразделения, которое на постоянной основе обеспечивает поддержку преподавателя при проведении дистанционного обучения. С целью эффективного замещения очного обучения или его фрагментов дистанционным необходимо подходить к последнему с той же административной ответственностью, что и к традиционной системе, понимая, что этот вариант организации занятий уже правомерно вошел в нашу жизнь.
Необходимо использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные средства обучения и образовательные технологии, использовать дистанционные варианты и ресурсы с учетом:
задач занятия;
вида занятия;
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
стадии профессионального развития;
возможности освоения образовательной программы на основе индивидуального её содержания.
Целенаправленная, комплексная реализация условий обучения на основе ДО позволит сформировать успешного специалиста.
Наблюдается повышение доверия к ДО, обеспечивающему доступность образования, должный уровень взаимодействия преподавателей и обучающихся, вовлеченность всех участников процесса обучения в освоение образовательных программ. При сохранении традиционных ценностей учебного процесса идёт адаптация к новым требованиям и разнообразным образовательным задачам. При ДО предоставляется большой набор современных средств коммуникации, реализуется круглосуточный доступ к учебным материалам. Возможность выполнять коллективные проекты, пользоваться современными системами коммуникации формирует у специалиста активную позицию для принятия решений, преодоления проблем, формирования профессиональных компетенций и навыков.
Заключение. Формирование базовых компетенций, дающих отношение к профессии на основе самостоятельности, готовности и способности целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, а также надежность сохранения полученных знаний соответствует принципам индивидуальной успешности и современным целям и задачам учебного процесса.
Представленный опыт свидетельствует о необходимости выделения основных условий решения задачи формирования успешного специалиста при дистанционной форме обучения, это:
- решение организационных вопросов ДО (развитие технологий, форм подачи электронных образовательных ресурсов, технических и программных способов передачи данных);
- новый уровень требований к подаче материала, внедрение универсальных методических подходов;
- обязательное отслеживание качества освоения материала;
Очевидно, что в будущем потребность в масштабировании этого вида образовательных услуг – ДО, будет только возрастать. В контексте обсуждения данной проблемы следует заметить, что руководство Академии ИГМАПО – филиала Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования МЗ РФ высоко оценивает возможности ДО и уделяет большое внимание дальнейшему совершенствованию данного направления в системе повышения профессиональной квалификации специалистов и формирования их успешности.
Таким образом, увеличение объемов работ, предполагающих вовлечение все большего числа участников в ДО, ускорение темпов этого процесса, растущие запросы со стороны специалистов к этой современной форме повышения квалификации и сформировавшаяся готовность профессорско-преподавательского состава работать в цифровой образовательной среде инициируют совершенствование данного стратегического направления образовательного процесса для подготовки успешных специалистов.
Библиографическая ссылка
Верлан Н.В., Алферова М.А., Кочкина Е.О., Катаманова Е.В., Ковтонюк П.А., Бессонова Л.О. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: КАКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РАЗВИВАЕМ, ЧТОБЫ СПЕЦИАЛИСТ СТАЛ УСПЕШНЫМ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33140 (дата обращения: 05.10.2024).