Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: КАКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РАЗВИВАЕМ, ЧТОБЫ СПЕЦИАЛИСТ СТАЛ УСПЕШНЫМ

Верлан Н.В. 1 Алферова М.А. 2 Кочкина Е.О. 3 Катаманова Е.В. 4, 4 Ковтонюк П.А. 5, 6 Бессонова Л.О. 7, 8
1 Иркутская государственная медицинская академя последипломного образования
2 Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования
3 Иркутская государственная медицинская аадемия последипломного обраазования
4 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»
5 Иркутская государственная медицинская академия послдипломного образования, ОГАУЗ «Иркутская городская детская стоматологическая поликлиника»
6 ОГАУЗ «Иркутская городская детская стоматологическая поликлиника»
7 Иркутская государственная академия послдипломного образования, ОГБУЗ «Клинический госпиталь ветеранов войн»
8 ОГБУЗ «Клинический госпиталь ветеранов войн» г. Иркутска
В статье обсуждаются проблемы, с которыми сталкивается преподаватель при организации дистанционного обучения (ДО), обсуждается его роль. Обозначены виды необходимой организационной помощи от образовательного учреждения. Аргументирована необходимость создания в образовательном учреждении специализированного структурного подразделения, поддерживающего работу преподавателя в дистанционном учебном процессе в условиях цифровизации образования. Цель статьи – представить опыт и обсудить организационные вопросы ДО, выделив основные условия для успешной реализации этой формы обучения с отслеживанием качества освоения материала. Использованы педагогические критериея для оценки личностного аспекта эффективности ДО, уровня базовых профессиональных компетенций; анализ возможностей формирования образовательных траекторий на основе ежегодных отчетов учебно-методического отдела, осуществляющего статистический анализ результатов дистанционного обучения в Академии. Наблюдается повышение доверия к ДО, обеспечивающему доступность образования, должный уровень взаимодействия преподавателей и обучающихся, вовлеченность всех участников процесса обучения в освоение образовательных программ. При сохранении традиционных ценностей учебного процесса идёт адаптация к новым требованиям и разнообразным образовательным задачам. При ДО предоставляется большой набор современных средств коммуникации, реализуется круглосуточный доступ к учебным материалам. Оценка уровня освоения программного материала (тестирования, сдачи практических навыков, итоговой аттестации) свидетельствует о возрастании качественных показателей. Возможность выполнять коллективные проекты, пользоваться современными системами коммуникации формирует у специалиста активную позицию для принятия решений, преодоления проблем, формирования базовых профессиональных компетенций и навыков. Развитие технологий, разнообразие появляющихся форм подачи электронных образовательных ресурсов предполагают новый уровень требований к методическим подходам. Обучение с применением средств ДО способствует грамотной реализации полученных знаний, развитию базовых компетенций для формирования успешного специалиста и качественного выполнения производственных задач.
дистанционное обучение (до)
система дистанционного обучения (сдо)
учебные технологии
успешный специалист
1. Бурнашева Л.Ю. Дистанционное обучение и его роль в современном мире // Colloquium-Journal. 2020. № 10-5 (62). С. 32-34.
2. Кондратьев И.М. Дистанционное обучение как мотивация педагогов к повышению квалификации // Вестник науки. 2023. Т. 4. № 6 (63). С. 338-340.
3. Кочумова А.Г., Хожалыев А.М., Шарипов М.Н.Дистанционное обучение студентов в современном мире // Молодой ученый. 2022. № 48 (443). С. 407-409.
4. Жиронкина О.А., Медведева Н.А., Соколова Е.Е. Роль цифровых технологий при организации обучения в дистанционном формате // Открытое образование. 2023. Т. 27. № 1. С. 4-16.
5. Байбородова Л.В., Тамарская Н.В. Трансформация дидактических принципов в условиях цифровизации образования // Педагогика. 2020.№ 7. С. 22-30.
6. Бельский В.П., Майкова В.П., Молчан Э.М. Цифровые технологии в системе образования // Вопросы философии. 2022. № 2. С. 216-219.
7. Дерюга В.Е., Шулугина Г.А. Фундаментальные риски цифровизации образования // Социальная педагогика в России. 2020. № 6. С. 3-11.
8. Литвиненко О.В. Влияние цифровизации на педагогическое общение // Педагогика. 2023. № 8. С. 103-110.
9. Цуприкова И.В. Теоретический анализ проблемы профессиональной успешности в зарубежной и отечественной психологии // Молодой ученый. 2021. № 11 (353). С. 148-152.

Успех – это то, что является результатом воплощения планов и желаний специалиста в его настоящей и будущей деятельности. Быть успешным в жизни – непростая задача. И решить её можно, лишь владея правильными компетенциями, то есть набором знаний, умений и способностей, которые и позволяют реализовать жизненные планы. Владение компетенциями – это ключ к достижению поставленных задач, возможность определять цели и успешно решать их. Путь к успеху лежит в необходимости непрерывного образования, особенно это относится к медицине и фармации. Одной из форм образования специалистов является дистанционное обучение [1; 2].

Если профессиональные задачи, как показывает опыт, успешно решаются методикой ДО, то интеграция в эту форму обучения педагогических установок воплощается гораздо сложнее [3; 4]. В последние годы организация занятий по ДО прочно утверждается в образовательном процессе как форма совершенствования уже сформированных профессиональных компетенций и развития новых навыков и умений. Такой вывод прослеживается во многих исследованиях [5-7]. Стремительное развитие всех сфер жизни общества, в том числе медицины, породило необходимость внедрения системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО) для поддержания и повышения профессионального уровня медицинских работников. Пандемия коронавируса (COVID-19), трансформируя ландшафт образовательного процесса, стала катализатором внедрения дистанционных технологий в учебный процесс. Такие черты, как проявление инициативы (предложение улучшений при решении проблем), выражение внимания к мелочам (проверка важных деталей, применение знаний к новым обстоятельствам), новаторство (поиск способов совершенствования и желание пробовать новое), настойчивость (доведение проектов до их завершения, проявление активности даже при возникновении препятствий), гибкость (принятие изменений, оставаясь сосредоточенным на целях при необходимости совмещения нескольких приоритетов), формируются проблемно [8; 9].

Цель работы – представить опыт и обсудить организационные вопросы дистанционного обучения (ДО), выделив основные условия успешного решения этой формы обучения в образовательном учреждении с отслеживанием качества освоения материала.

Материалы и методы исследования: применение педагогических критериев для оценки личностного аспекта эффективности ДО; анализ возможностей формирования образовательных траекторий на основе ежегодных отчетов учебно-методического отдела, осуществляющего статистический анализ результатов дистанционного обучения в Академии.

Результаты исследования и их обсуждение. Примером инструмента реализации дистанционного обучения является платформа Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), представляющая систему управления обучением или виртуальную обучающую среду. Специалисты анализируют достоинства и недостатки дистанционного обучения, в том числе и в медицинском образовании, разрабатывают перспективы этого процесса.

Решение педагогических установок в контексте задач ДО видится, на наш взгляд, в необходимости разработки таких методических материалов, которые развивают:

· сотрудничество - умение совместно работать с другими для достижения общих целей и желаемых результатов с устранением разногласий;

· уважение и понимание других для поддержки нужных отношений, способов проявления командных усилий;

· умение излагать свои мысли кратко и логично;

· результативность- своевременное достижение поставленных целей.

Всё это можно обозначить производными педагогического наставничества, а формирование таких установок у обучающихся позволит реализовать их жизненные и профессиональные цели. Важный аспект, который требует пристального внимания в развитии дистанционного обучения, - это качественная обратная связь между субъектами образования.

Зачастую под «обратной связью» имеют в виду предоставление контактов для разрешения возникших проблем. Но правильнее сказать, предлагая дистанционное обучение, следует, прежде всего, продумать, каким образом будет реализовываться педагогическое взаимодействие обучающихся с педагогами и между собой. Выполнение этого условия является трудной задачей не только в условиях чрезвычайных ситуаций, например пандемии, но и в плановом рабочем режиме обучения. Реализация эффективного взаимодействия требует больших усилий. Если образовательная программа и образовательный контент в рамках «жизненного» цикла (пока они актуальны) могут тиражироваться дистанционно, то взаимодействие всегда выстраивается индивидуально, а значит априори оно будет уникальным (или индивидуальным, персонифицированным). Но именно благодаря взаимодействию ДО может определяться как одна из форм организации учебного процесса с обязательным внедрением педагогического компонента, а не как технология передачи информации. И это очень важно осознавать с позиций организации и выстраивания педагогического процесса.

Такими формами взаимодействия могут быть чаты, форумы на площадке СДО, совместная работа над проектами, консилиумы, оценка и комментарии выполненных работ, обсуждение профессиональных проблем, опросы и др. Всё это позволяет освоить образовательную программу не только на уровне получения знаний, понимания материала, но и на уровне освоения новых или расширения и углубления полученных ранее компетенций. В результате формируется готовность к их применению.

Одним из главных ресурсов ДО является электронное учебное пособие, которое в учебном курсе или в его отдельных образовательных модулях представляет базис знаний рассматриваемого вопроса. В этом ресурсе должны быть четко, структурно представлены учебные материалы, в соответствии с содержанием образовательной программы. Нужно подчеркнуть, что наличие такого материала позволяет формировать у обучающихся лидерские качества и мотивировать личностные установки, что является также слагаемым успешности.

При оценке эффективности ДО были использованы стандартные учебные технологии: отслеживание уровня усвоения программного материала (тестирование, сдача практических навыков и итоговой аттестации). Они показали прирост эффективности усвоения базовых компетенций на 10-25% (разные показатели по отдельным дисциплинам).

Выявление специальных компетенций в распределении ресурсов и времени, навыков вести мониторинг, умения выбирать оборудование; осмысления информации (создание и поддержка файлов, интерпретация и трансляция данных) требует разработки особых педагогических подходов. А успешность специалиста может продемонстрировать только практика. Только результаты реальной клинической работы могут свидетельствовать о реализации полученных знаний.

Изменения в сфере образовательного процесса затрагивают и педагогический коллектив. На основе множества инновационных позиций, комплексных технологий идёт развитие модернизации образования, в качестве решающего критерия которой выступает успешность специалиста. Возникает необходимость сформировать в педагогическом коллективе атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, активизировать методическую работу, позволяющую более продуктивно обмениваться педагогическим опытом и создавать условия для дальнейшего роста педагогического мастерства не только молодых, но и опытных преподавателей.

Получая положительные результаты, применяя технологию деятельностного метода в обучении и методической работе, преподаватели ставят новую задачу: включение системно-деятельностного подхода в работу, тем самым перестраивая уже сложившуюся систему и переводя ее на новый уровень, учитывая особенности стандартов нового поколения.

Внедрение позиций, нацеленных на: построение современного образовательного пространства, ориентированного на профессиональный рост и ценности саморазвития личности; создание условий для оптимального взаимодействия всех участников образовательного процесса; развитие коммуникативных способностей обучающихся их социальной адаптации; планомерное выстраивание партнёрских отношений между всеми участниками образовательной деятельности; создание комфортной психологической обстановки на занятиях; значительное повышение уровня мотивации учителя и обучающихся; формирование у обучающегося собственного отношения, позиции к происходящему вокруг; эффективную реализацию требований ФГОС, достижение высоких показателей по предметному и личностному направлению; повышение мотивации преподавателя к профессиональному росту и саморазвитию, способствует эффективной реализации современных требований по качеству обучения. Путём таких преобразований достигается создание двух главных социальных ориентиров - развитие образовательных систем и обеспечение высокого качества обучения.

Несмотря на ряд проблем и недостатков, без дистанционного обучения в последние годы невозможно было бы продолжать обучение ни в школе, ни в вузах, а также осуществлять последипломное образование. Дистанционное обучение дает возможность реализовать процесс в экстремальных ситуациях, позволяет оптимизировать затраты на образование, более рационально расходовать время и личные ресурсы субъектов образовательного процесса. ДО особенно востребовано в системе дополнительного последипломного образования. У специалистов уже сформировалась потребность в непрерывном повышении своего профессионального уровня. Раньше повышение квалификации проводилось преимущественно (или как правило) в традиционной форме обучения, то есть при непосредственном присутствии специалиста на обучающей базе. В настоящее время следует признать, что возможностью выезжать на обучение к месту расположения образовательного учреждения на длительный срок специалисты не располагают в силу ряда объективных причин: большая удаленность, невозможность оставить рабочее место или семью и др.

Если у обучающихся будут в достаточной степени сформированы новые профессиональные компетенции и навыки, то оправданно ожидать от такого специалиста проявления таких характеристик, как:

· инициатива,

· уверенность в достижении результатов,

· поддержка сотрудничества,

которые реально нужны на его рабочем месте.

Нужно отметить, что стремление к непрерывному обучению для повышения профессиональной квалификации с целью внедрения новых современных технологий в избранной специальности, может также считаться необходимой чертой успешного профессионала. И форма ДО будет восприниматься обучающимся как целостный процесс, как отличный способ освоения желаемых компетенций,которые позволят ему получить нужный результат.

Реализация ДО со стороны образовательного учреждения должна находить административную поддержку и эффективно управляться. Если в образовательном учреждении будут отсутствовать централизация ДО и административная ответственность за процесс обучения, то это будет приводить к его бесконтрольности и структурной разрозненности. В подразделениях учебного заведения может снижаться заинтересованность в данной форме обучения.

Развитие технологий, разнообразие появляющихся форм подачи электронных образовательных ресурсов, появление новых технических и программных способов передачи данных не только повышают возможности транслирования ДО, но и предполагают новый уровень требований к качеству подачи материала.

Нужны материалы, которые отвечают задачам и принципам организации корпоративного обучения, при этом восполняют фактически все необходимые знания и позволяют получить нужные навыки индивидуальной успешности.

Принятие стратегических решений по совершенствованию ДО, выработка тактики его реализации нуждаются в методической поддержке. Это обуславливает создание в учебных учреждениях специализированного подразделения, которое на постоянной основе обеспечивает поддержку преподавателя при проведении дистанционного обучения. С целью эффективного замещения очного обучения или его фрагментов дистанционным необходимо подходить к последнему с той же административной ответственностью, что и к традиционной системе, понимая, что этот вариант организации занятий уже правомерно вошел в нашу жизнь.

Необходимо использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные средства обучения и образовательные технологии, использовать дистанционные варианты и ресурсы с учетом:

задач занятия;

вида занятия;

возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

стадии профессионального развития;

возможности освоения образовательной программы на основе индивидуального её содержания.

Целенаправленная, комплексная реализация условий обучения на основе ДО позволит сформировать успешного специалиста.

Наблюдается повышение доверия к ДО, обеспечивающему доступность образования, должный уровень взаимодействия преподавателей и обучающихся, вовлеченность всех участников процесса обучения в освоение образовательных программ. При сохранении традиционных ценностей учебного процесса идёт адаптация к новым требованиям и разнообразным образовательным задачам. При ДО предоставляется большой набор современных средств коммуникации, реализуется круглосуточный доступ к учебным материалам. Возможность выполнять коллективные проекты, пользоваться современными системами коммуникации формирует у специалиста активную позицию для принятия решений, преодоления проблем, формирования профессиональных компетенций и навыков.

Заключение. Формирование базовых компетенций, дающих отношение к профессии на основе самостоятельности, готовности и способности целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, а также надежность сохранения полученных знаний соответствует принципам индивидуальной успешности и современным целям и задачам учебного процесса.

Представленный опыт свидетельствует о необходимости выделения основных условий решения задачи формирования успешного специалиста при дистанционной форме обучения, это:

- решение организационных вопросов ДО (развитие технологий, форм подачи электронных образовательных ресурсов, технических и программных способов передачи данных);

- новый уровень требований к подаче материала, внедрение универсальных методических подходов;

- обязательное отслеживание качества освоения материала;

Очевидно, что в будущем потребность в масштабировании этого вида образовательных услуг – ДО, будет только возрастать. В контексте обсуждения данной проблемы следует заметить, что руководство Академии ИГМАПО – филиала Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования МЗ РФ высоко оценивает возможности ДО и уделяет большое внимание дальнейшему совершенствованию данного направления в системе повышения профессиональной квалификации специалистов и формирования их успешности.

Таким образом, увеличение объемов работ, предполагающих вовлечение все большего числа участников в ДО, ускорение темпов этого процесса, растущие запросы со стороны специалистов к этой современной форме повышения квалификации и сформировавшаяся готовность профессорско-преподавательского состава работать в цифровой образовательной среде инициируют совершенствование данного стратегического направления образовательного процесса для подготовки успешных специалистов.


Библиографическая ссылка

Верлан Н.В., Алферова М.А., Кочкина Е.О., Катаманова Е.В., Ковтонюк П.А., Бессонова Л.О. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: КАКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РАЗВИВАЕМ, ЧТОБЫ СПЕЦИАЛИСТ СТАЛ УСПЕШНЫМ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33140 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674