Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОСТДИПЛОМНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В СОДЕРЖАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Феттер П.З. 1 Алексеев С.Г. 1 Лев Я.Б. 1
1 ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет"
В статье раскрываются возможности постдипломного сопровождения педагогов-музыкантов – музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений, учителей музыки общеобразовательной школы – в аспекте возмещения их профессиональных дефицитов на начальном этапе профессионального становления. В работе формулируются позиции, показывающие актуальность рассматриваемой проблемы с точки зрения объективной необходимости повышения качества музыкально-педагогической деятельности, приводятся цель и основные задачи стратегического проекта «Работодатель» Омского государственного педагогического университета, служащие основой разработки содержания и его реализации в профессиональной коммуникации с молодыми педагогами-музыкантами. Показана последовательность данной работы, включающая проведение опроса и анкетирования молодых специалистов – педагогов-музыкантов, формирование «Календаря событий» рассматриваемого стратегического проекта. В аспекте реализации разработанных и проведенных на этой основе мероприятий в 2022-2023 учебном году приводятся примеры и раскрывается содержание различных форм мероприятий, связанных с профессиональными дефицитами и задачами их возмещения в работе педагогов-музыкантов по созданию и функционированию музыкально-творческих коллективов в образовательных организациях, проблемой оценивания музыкальной деятельности обучающихся, решением задач патриотического воспитания. На основе представленного материала статьи формулируется заключение об эффективности работы с молодыми специалистами - педагогами-музыкантами – при реализации стратегического проекта «Работодатель» Омского государственного педагогического университета в аспекте возмещения их профессиональных дефицитов.
постдипломное сопровождение
стратегический проект «работодатель»
профессиональные дефициты педагогов-музыкантов
1. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. Национальный проект «Образование». Федеральный проект «Современенная школа». [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/school/ (дата обращения: 30.11.2023).
2. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/72434 (дата обращения: 30.11.2023).
3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973. 142 c.
4. Сопровождение выпускников: Стратегический проект «Работодатель». Официальный сайт Омского государственного педагогического университета. [Электронный ресурс]. URL: https://omgpu.ru/soprovozhdenie-vypusknikov (дата обращения: 01.12.2023).
5. Алексеев С.Г. Стратегический проект «Работодатель» как инструмент постдипломного сопровождения выпускников педвуза – молодых педагогов // Девятнадцатые Чередовские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Омск, 20 мая 2021 г.). Омск, ОмГПУ, 2021. С. 6-12.
6. Капустина Т.В., Феттер П.З. Возможности дистанционного обучения в процессе дирижерско-хоровой подготовки будущего учителя музыки // Проблемы современного педагогического образования: Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2021. Вып. 72. Ч. 4. С. 127-130.
7. Стратегический проект ОмГПУ «Работодатель». Социальная сеть «ВКонтакте». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/worldstudent?w=wall-117725669_1563 (дата обращения: 23.11.2023).
8. Кабалевский Д.Б. Еще о педагогических оценках на уроках музыки: Официальный сайт «Дмитрий Борисович Кабалевский». [Электронный ресурс]. URL: http://kabalevsky.ru/page/article-music-lessons-grades (дата обращения: 05.12.2023).

Современный этап профессиональной подготовки будущего учителя в педагогическом вузе обусловлен многими факторами, и прежде всего таким, как объективная необходимость достижения высокого качества образовательного процесса и его результатов на различных образовательных ступенях. Цель – совершенствование образовательного процесса, всемерное повышение качества его результатов, соответствующая профессиональная подготовка педагога в свете этого – заявляется в соответствующих государственных нормативных документах и материалах. На официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации в разделе «Федеральный проект "Современная школа"» указывается: «Федеральный проект "Современная школа" направлен на обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, … организацию комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, а также обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников» [1].

Объективным фактором, влияющим на процессы модернизации, внедрения эффективных современных технологий в образовательный процесс, является и динамизм развития современной педагогической действительности. «Для того, чтобы идти вперёд втой высокой динамике, которую требует сегодняшний мир, мы последовательно создаём современную образовательную среду идля учеников, идля педагогов», – подчеркнул в своем поздравительном слове ко Дню учителя президент Российской Федерации В.В. Путин [2].

Профессиональная подготовка будущего педагога-музыканта, обеспечивающая высокий уровень качества музыкального образования обучающихся, связана сегодня с поиском и внедрением эффективных путей и способов, обеспечивающих музыкальное обучение детей на различных образовательных ступенях – от дошкольного детства до основного звена общеобразовательной школы, способствующих развитию мотивации обучающихся, их музыкальных способностей, и музыкальности в целом. В свете сказанного особая актуальность видится в обеспечении такого качественного уровня музыкально-образовательного процесса, который бы эффективно способствовал развитию столь дефицитных в настоящее время у подрастающего поколения нравственных качеств, духовности, эстетических идеалов. В ключе этого обращает на себя внимание точность высказывания одного из основателей отечественного общего музыкального образования, академика Б.В. Асафьева, который еще в начале XX века писал: «Музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть "спецом" в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком, и регентом, но, в то же время, и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом…» [3, с. 65].

Подчеркиваемая автором целостность и одновременно разноплановость профессиональной подготовки педагога-музыканта лежит в основе разработки и реализации основных профессиональных образовательных программ его подготовки и в настоящее время. Но вместе с тем анализ современной музыкально-образовательной практики показывает наличие определенных проблем, в том числе тех, которые связаны с указанной выше разноплановостью профессиональной деятельности педагога-музыканта и выявляются в его непосредственной музыкально-педагогической работе, в особенности на начальных этапах профессионального становления, в период адаптации к условиям трудовой реальности. В свете сказанного задачи постдипломного сопровождения молодых специалистов – учителей музыки, музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений – представляются актуальными, а их решение в практической деятельности – своевременным.

На основании сказанного выше цель настоящей статьи видится в освещении и анализе опыта работы по постдипломному сопровождению молодых специалистов – учителей музыки и музыкальных руководителей – в контексте решения целей и задач стратегического проекта «Работодатель», реализуемого в Омском государственном педагогическом университете с 2020 года [4].

Материал и методы исследования. Следует отметить, что проблемы, связанные с постдипломным сопровождением молодых специалистов, позиционируются в качестве актуальных и раскрываются во многих работах, в том числе авторов, исследующих содержание и опыт работы вышеуказанного стратегического проекта «Работодатель». В предыдущих работах, в том числе одного из авторов настоящей статьи, формулируется ведущая цель стратегического проекта, заключающаяся в создании «…условий непрерывного профессионального развития молодых педагогов - выпускников ОмГПУ, при выполнении трудовых функций» [5, с. 7]. На основе изучения отзывов работодателей, наставников, самих молодых специалистов на предмет испытываемых ими дефицитов на начальном этапе профессионального становления также были сформулированы следующие задачи рассматриваемого стратегического проекта:

«1. Выявление достоинств и недостатков подготовки молодых педагогов к осуществлению профессионально-педагогической деятельности.

2.Подготовка предложений по корректировке основных профессиональных образовательных программ высшего образования.

3.Разработка и реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (в том числе модульных, персонифицированных для молодых педагогов) по актуальным направлениям профессионального развития педагогических работников Омской области.

4.Планирование и реализация мероприятий постдипломного сопровождения выпускников ОмГПУ» [5, с. 7-8].

Остановимся более подробно на работе авторов с молодыми специалистами – учителями музыки и музыкальными руководителями в истекшем учебном году в рамках реализации мероприятий их постдипломного сопровождения.

В начале учебного года был разработан план мероприятий, вошедший в качестве одного из структурных компонентов в «Календарь событий» стратегического проекта постдипломного сопровождения выпускников «Работодатель». Прежде чем были сформулированы основные направления работы и конкретные темы мероприятий, был проведен соответствующий опрос молодых специалистов – участников проекта – на предмет их профессиональных дефицитов, обусловливающих определенные практические затруднения, прежде всего, в период адаптации в новых для них условиях работы в дошкольном образовательном учреждении, общеобразовательной школе.

Практическая работа по реализации содержания запланированных мероприятий стратегического проекта «Работодатель» с выпускниками, в том числе кафедры теории и методики музыкального и эстетического воспитания факультета искусств Омского государственного педагогического университета, – молодыми специалистами - как учителями музыки общеобразовательных школ, так и музыкальными руководителями дошкольных образовательных учреждений, заключалась в следующем.

На предварительном этапе работы было проведено анкетирование молодых специалистов на предмет испытываемых ими затруднений на начальных этапах их профессиональной деятельности. В основе специально разработанной анкеты, обращенной к педагогам, было представлено содержание, которое молодые специалисты полагали в качестве профессиональных дефицитов, являющихся факторами определенного торможения собственного профессионального развития, профессионального и психологического дискомфорта при исполнении профессиональных обязанностей, затруднений в профессиональной коммуникации с обучающимися и пр. Данное содержание, выявленное как актуальное в масштабе стратегического проекта «Работодатель», было положено в основу анкеты, адресатами которой стали молодые специалисты – учителя музыки и музыкальные руководители. Среди вопросов анкеты в аспекте сказанного выше были представлены такие, например, как «Считаете ли Вы актуальным проведение мероприятий, связанных с постдипломным сопровождением молодых педагогов-музыкантов на первоначальных этапах профессионального становления?», «Какие виды профессиональной деятельности как педагога-музыканта Вы считаете наиболее уязвимыми для Вашего профессионального становления на начальном этапе профессиональной деятельности?», «В каких видах деятельности, выходящих за пределы Вашей собственно профессиональной деятельности как педагога-музыканта, Вы испытываете затруднения, считаете ли их своими профессиональными дефицитами?» и др. Всего было проанкетировано 35 человек: 15 учителей музыки общеобразовательной школы и 20 музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений. Полученные данные обработки анкет, представленных молодыми педагогами-музыкантами, были дополнены результатами индивидуальных бесед с ними, руководящим составом образовательных организаций, интервью с их наставниками в школах и детских садах – учителями музыки, музыкальными руководителями, имеющими определенный опыт работы.

На этапе изучения профессиональных дефицитов, испытываемых приступившими к работе молодыми учителями музыки, музыкальными руководителями, были получены следующие результаты.

Преобладающее большинство респондентов заявили в своих анкетах о необходимости совершенствования своей профессиональной деятельности в таких ее аспектах, как деятельность по созданию и руководству детскими музыкально-творческими коллективами, деятельность, связанная с проблемами контроля и оценки обучающихся на школьном уроке музыки, создание условий для мотивации обучающихся к музыкальному занятию в дошкольном образовательном учреждении, к школьному уроку музыки. Профессиональные дефициты у молодых специалистов, по результатам обследования, были также связаны с затруднениями в обеспечении эффективного музыкально-образовательного процесса на основе современных музыкально-образовательных (в том числе информационно-коммуникационных) технологий, пробелами, связанными с осуществлением профессиональной рефлексии, работой с родителями обучающихся, в частности по проблемам, связанным с музыкально-эстетическим воспитанием детей в семье и др. Профессиональные дефициты педагогов-музыкантов также были связаны с музыкально-педагогической работой с одаренными детьми, реализацией задач духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами музыки, содержанием и способами решения других воспитательных задач, в частности задач патриотического воспитания средствами музыкального искусства и др.

Таким образом, по результатам опросов молодых педагогов-музыкантов авторами были выявлены профессиональные дефициты, структурированные в предметно-методической, организационно-педагогической и психолого-педагогической (коммуникативной) областях и положенные в основу сформированного «Календаря событий» стратегического проекта «Работодатель». В соответствии с этим авторами был разработан и реализован цикл мероприятий, которые ежемесячно проводились в процессе профессиональной коммуникации в течение 2022-2023 учебного года.

Результаты исследования и их обсуждение. Прежде всего, отметим, что большинство состоявшихся мероприятий было проведено в онлайн-режиме в формате вебинаров в связи, во-первых, с объективной занятостью участников коммуникации в своей профессиональной работе, во-вторых, авторы стремились охватить большее количество участников для коммуникации, что эффективно, как показала практика, реализовывалось в условиях дистанционного взаимодействия с ними. В работе с молодыми специалистами авторы использовали ресурс видеоконференций BigBlueButton, зарекомендовавший себя как эффективный, позволяющий осуществлять профессиональную коммуникацию с представлением презентаций, а также получать обратную связь от ее участников, в том числе в онлайн-режиме. Укажем здесь, что в ранее опубликованной работе одного из авторов данной статьи в соавторстве была дана характеристика указанного ресурса с позиции эффективных возможностей осуществления образовательного процесса в формате дистанта в процессе дирижерско-хоровой подготовки будущего учителя-музыканта [6]. Наряду с этим с участниками профессиональных коммуникаций проводились также индивидуальные консультации, в том числе по вопросам, связанным с исполнительской, вокально-хоровой и другими видами музыкальной деятельности, требующими очного режима работы.

Своеобразным мотивирующим и активизирующим фактором для молодых педагогов-музыкантов явилось представление на соответствующем ресурсе стратегического проекта в социальной сети «ВКонтакте» аннотаций мероприятий на предстоящий период, что способствовало как информированности участников, так и их возможности выбора посещения того или иного мероприятия [7].

Приведем некоторые примеры и раскроем содержание вебинаров, проведенных в контексте решения задач рассматриваемого стратегического проекта постдипломного сопровождения выпускников. В аспекте возмещения профессиональных дефицитов педагогов-музыкантов, связанных с организацией и проведением работы по созданию музыкально-творческих коллективов в дошкольном образовательном учреждении, общеобразовательной школе, был подготовлен соответствующий материал по теме «Развитие организаторских компетенций в условиях создания и управления детским музыкально-творческим коллективом», в процессе реализации которого было обращено внимание на комплекс общепрофессиональных и профессиональных компетенций, ориентированных на данный аспект профессиональной деятельности, основные этапы процесса музыкально-творческой деятельности в целом, их содержательное наполнение, критерии, лежащие в основе отбора обучающихся в музыкально-творческие коллективы, необходимые условия работы, планомерность и регламентированность репетиционной и концертной деятельности, требования к репертуарной политике руководителя с позиции, в частности, эстетических критериев и педагогической целесообразности его освоения, соответствия возрастным и индивидуальным особенностям участников и др.

Профессиональный интерес начинающих учителей музыки был проявлен к мероприятию, посвященному проблеме оценки музыкальной деятельности обучающихся. В силу особенностей самой этой темы, сохраняющихся и сегодня проблем в ее содержании «жанром» профессиональной коммуникации с молодыми специалистами была избрана форма дискуссионной площадки, что создало благоприятные условия для непосредственного интерактивного общения с учителями музыки. В содержании коммуникации авторами было обращено внимание на традиционные, «классические» подходы к оцениванию музыкальной деятельности обучающихся как деятельности коллективной, заявленные, например, в трудах Д.Б. Кабалевского [8] и представляющие определенные противоречия с этим современные взгляды, в том числе базирующиеся на позициях необязательности оценки в ряде школьных учебных предметов, в том числе предмете «Музыка». Авторы также обращали внимание участников коммуникации на показатели оценивания обучающихся на уроке в аспекте определенных видов их музыкальной деятельности, творческих проявлений на уроке и др. К сказанному здесь добавим, что участники дискуссионной площадки выразили общее мнение о необходимости продолжения и развития данной темы в последующей работе, в том числе в 2023-2024 учебном году.

Определенный спектр профессиональных дефицитов молодых учителей музыки, музыкальных руководителей, связанных с осуществлением воспитательной работы в школе, дошкольном образовательном учреждении, авторы также стремились возместить в процессе проведения вебинара по теме «Патриотическое воспитание обучающихся средствами музыкального искусства». В содержании коммуникации акцентировалось внимание, прежде всего, на широких возможностях в указанном аспекте музыкального материала, предназначенного для слушания и исполнения обучающимися на школьном уроке, музыкальном занятии с дошкольниками, авторами которого являются русские композиторы-классики, композиторы советского периода, наши современники, в частности композиторы песенного жанра.

Итогом проведенных мероприятий в 2022-2023 учебном году явился завершающий вебинар, на котором были обсуждены результаты работы, намечены планы на настоящий учебный год, в том числе с позиции необходимости продолжения и развития ряда актуальных тем. Всеми участниками профессиональной коммуникации – молодыми педагогами-музыкантами – было выражено положительное отношение к проведенной работе, отмечены позитивные изменения в собственной профессиональной деятельности, что позволяет, по мнению авторов, констатировать ее актуальность и эффективность.

Заключение. В результате работы авторов в аспекте постдипломного сопровождения педагогов-музыкантов в условиях реализации рассматриваемого стратегического проекта представляется возможным заключить следующее.

Показанные формы профессиональной коммуникации, прежде всего вебинары, дискуссионные площадки, показали высокую степень эффективности в реализации задач и содержания работы как с музыкальными руководителями дошкольных образовательных учреждений, так и с учителями музыки общеобразовательной школы, что определило, среди прочего, перспективы дальнейшей работы с ними в рассматриваемом аспекте.

Постдипломное сопровождение молодых специалистов в условиях реализации вузовского стратегического проекта «Работодатель» Омского государственного педагогического университета является актуальным направлением работы, способствующим возмещению профессиональных дефицитов, тем самым повышению качественного уровня музыкально-педагогической деятельности, в том числе в начальный период профессионального становления педагогов-музыкантов.


Библиографическая ссылка

Феттер П.З., Алексеев С.Г., Лев Я.Б. ПОСТДИПЛОМНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В СОДЕРЖАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33138 (дата обращения: 05.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674