Анализируя многолетнюю зарубежную и отечественную практику в сфере социального предпринимательства, авторы отмечают, что сегодня достаточно остро стоит проблема подготовки специалистов различного уровня для данной сферы. Поскольку социальное предпринимательство обладает существенным потенциалом относительно изменения качества жизни, то подготовке специалистов, способных разрабатывать и внедрять инновационные продукты для решения тех или иных социальных проблем, образовательные организации должны уделять особое внимание.
Проблематика социального предпринимательства в настоящее время вызывает достаточно высокий интерес, как в науке, так и на практике, однако, единого подхода к пониманию закономерностей и методологии формирования компетенций в данной области нет. Практически во всех вузах нашей страны студентами изучаются курсы по предпринимательству с учетом специфики профессиональной деятельности, разрабатываются и реализуются программы дополнительного образования в сфере предпринимательства, есть положительный опыт открытия магистерских программ по предпринимательству и бизнесу. Даже есть отдельная компетенция – УК-10 (способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности) и сформулированы конкретные индикаторы этой компетенции, которые направлены, например, на формирование способности использовать основные положения и методы экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. В тоже время, внешние и внутренние факторы среды способствуют тому, что спектр социальных проблем в обществе становится более многогранным и требует не всегда стандартных подходов к решению этих проблем.
Одним из направлений социального предпринимательства является образовательное предпринимательство, благодаря которому решается ряд очень острых социальных проблем в обществе. Социально ориентированное образовательное предпринимательство направлено на содействие профессиональной ориентации, организации детского и подросткового досуга, обучение и консультационная поддержка лиц с ОВЗ и многое другое, что в целом так или иначе способствует повышению качества жизни отдельных категорий населения.
Цель исследования – на основе изученного опыта формирования предпринимательских компетенций у студентов высших учебных заведений актуализировать и усовершенствовать модель формирования компетенций в сфере социального предпринимательства. Определить роль и значение компетентностного подхода в формировании специалиста, способного решать актуальные социальные проблемы в обществе.
Материалы и методы исследования
Объектом исследования является методология формирования компетенций в области социально ориентированного образовательного предпринимательства. С целью изучения опыта образовательных организаций в сфере социального предпринимательства применялись такие методы, как метод сравнения и анализа, а благодаря опросу, проведенному в 2023 г., были определены перспективы социального предпринимательства и формирования соответствующих компетенций у студентов педагогических вузов.
Результаты исследования и их обсуждение
Благодаря национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство» и Федеральному закону №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства» в нашей стране на уровне законодательства появились такие понятия как «социальное предприятие» и «социальное предпринимательство». В общем понимании социальное предпринимательство рассматривается как один из специфических видов предпринимательской деятельности, для которого характерны некоторые особенности:
- наличие социальной миссии;
- использование инновационных подходов в решении социальных проблем;
- высокий уровень готовности к риску;
- ориентация на социально значимые результаты;
- самоокупаемость и финансовая устойчивость;
- ответственность за социально-значимые последствия такой деятельности.
Согласно мнению авторов Д. Кикал и Т. Лайонс, социальное предпринимательство – это инструмент, с помощью которого, благодаря использованию инновационных достижений в предпринимательской деятельности, реализуется та или иная социальная миссия [1, с.23]. В то же время, социальное предпринимательство предполагает и получение прибыли, но оно не является ведущим приоритетом.
Специфические особенности социального предпринимательства определяют ведущие подходы к обучению социальному предпринимательству, которые сложились в современной образовательной практике. Большой интерес в данной области представляют исследования таких авторов, как В.К. Шаповалов, И.Ф. Игропуло, М.М. Арутюнян, Н.П. Клушина, В.В.Рощупкина, благодаря которым сформулированы следующие выводы:
1. В системе подготовки специалистов к социальному предпринимательству преобладает дополнительное образование и курсы повышения квалификации. Зачастую это уже представители той аудитории, которые либо осуществляют предпринимательскую деятельность, либо целенаправленно к ней готовятся.
2. Содержательная составляющая подготовки предполагает формирование компетенций в области предпринимательства и управления. А вот формированию компетенций гибких навыков внимания уделяется гораздо меньше. В меньшей степени внимание уделено подготовке студентов к инновационной деятельности, к решению нестандартных задач, требующих умения действовать в условиях ограниченности ресурсов [2,3];
3. Залогом успешной подготовки к социальному предпринимательству являются специфические организационно-педагогические условия, такие как: учет актуальных требований к субъектам социального предпринимательства, запросов и предпочтений основных потребителей образовательных услуг данного вида; комплексный подход к пониманию социального предпринимательства как интегрированного феномена на стыке социального и экономического; практико-ориентированная направленность обучения с опорой на специально созданную для этих целей инфраструктуру (инкубаторы социального предпринимательства, инновационные центры и т.д.); интеграция усилий академического и предпринимательского сообществ [4].
Анализ статистики социального предпринимательства еще раз доказывает актуальность данного направления. Так, например, в отчете Омского центра инноваций социальной сферы за 2022 г. 42% проектов, которые были реализованы выпускниками школы социальных предпринимателей, приходится на сферу дополнительного образования [5, с. 5]. А меры государственной поддержки (гранты, субсидии, консультации и т.д.) являются существенным стимулом для участия молодых специалистов в данном секторе. В 2023 г. государственная поддержка включает в себя более 50 программ для разных категорий предпринимателей и осуществляется по трем направлениям: финансовая, информационная и образовательная. Меры государственной поддержки способствуют ежегодному увеличению количества социальных предпринимателей в РФ. В настоящее время в России действует более десяти тысяч социальных предпринимателей и за последний год их количество увеличилось на 30%. Омская область занимает пятнадцатое место по количеству социальных предприятий в реестре.
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» уделяет достаточно серьезное внимание формированию у будущих педагогов компетенций в области социально ориентированного образовательного предпринимательства. Сегодня к выпускникам на рынке труда предъявляются достаточно высокие требования относительно предпринимательских компетенций и таких неотъемлемых компонентов, как креативность, инициативность, умения принимать нестандартные решения в стандартных ситуациях и т.д. Педагогическая профессия – это гораздо шире, чем школьный учитель. Поэтому, планируя деятельность по формированию компетенций в сфере социально ориентированного образовательного предпринимательства, авторы исходят из того, что современный учитель должен не только уметь научить, но и сам организовать ту или иную форму предпринимательства в сфере образования. Выпускнику недостаточно знать основы предпринимательства и методологию бизнес-планирования, важным на сегодняшний день является умение применить эти знания в решении тех или иных социальных проблем, способствуя при этом повышению качества жизни в регионе.
С целью изучения опыта внедрения социально ориентированного образовательного предпринимательства в деятельность высших учебных заведений, коллективом кафедры экономики, менеджмента и маркетинга в 2022 г. было проведено исследование, в котором приняли участие 43 представителя высших учебных заведений. Результаты исследования показали низкую заинтересованность педагогического коллектива в организации деятельности, направленной на формирование компетенций за рамками УК-10, считая, что это не работа преподавателя. Также проблемой многие респонденты назвали отсутствие четких формулировок в определении социально ориентированного образовательного предпринимательства. Если с формулировками в области технологического предпринимательства все понятно, особенно представителям технических вузов, то взаимодействие социальной и предпринимательской составляющей в едином комплексе далеко не всем видится целесообразным. Почти половина опрошенных (48%) отмечают низкую степень своего участия в инновационных проектах в области образовательного предпринимательства. В тоже время 16% респондентов отметили, что планируют дополнительные образовательные программы предпринимательской направленности в текущем учебном году. Очевидно, что такие результаты были получены в связи с тем, что инфраструктура образовательного предпринимательства и организационно-педагогические условия формирования компетенций в области социально ориентированного образовательного предпринимательства в вузах находятся в стадии формирования. Это доказывает и тот факт, что в 2023 г. 55% опрошенных так или иначе планирует запуск молодежных объединений, деятельность которых связана с образовательным предпринимательством.
Исходя из актуальности и востребованности данного направления в Омской области, авторы используют комплексную модель формирования предпринимательских компетенций у будущих педагогов, которая включает в себя следующие компоненты:
1. Универсальная компетенция - 10 с индикаторами ее достижения, которая проходит через все профили направления «Педагогическое образование». Формируют эту компетенцию такие дисциплины, как «Основы предпринимательской деятельности», «Экономическая теория», «Бизнес-планирование» и др. Содержательная составляющая этих дисциплин является основополагающим компонентом, на основе которого возможно дальнейшее углубление и детализация в области социального предпринимательства.
2. Практическая подготовка, которая осуществляется в рамках предпринимательских дисциплин. В соответствии с Положением о практической подготовке в ОмГПУ, кафедрой экономики, менеджмента и маркетинга был заключен ряд договоров с предприятиями и организациями г. Омска, на базе которых возможно углубленное изучение, отработка практических умений и закрепленные навыков в сфере предпринимательства. Партнерами в организации практической подготовки стали Региональный бизнес-инкубатор, Центр «Мой бизнес», образовательные организации г. Омска. Взаимодействие осуществляется в рамках проведения совместных мероприятий с участием предпринимателей, имеющих непосредственный опыт в организации социального предпринимательства. В перспективе планируется заключение договора о практической подготовке с Центром инноваций социальной сферы, представители которого уже в сентябре 2023г. познакомили студентов с актуальными направлениями социального предпринимательства, в частности, образовательного, через участие студентов в деловой игре «Один город – много планов». В процессе игры студенты через мини-проекты предлагали конкретные шаги для решения актуальных социальных проблем в г. Омск.
3. Внеучебная деятельность и участие студентов и преподавателей во внешних мероприятиях (конкурсах, форумах, олимпиадах, проблемные лаборатории и т.д.) по инициативе студентов. Так, например, в этом учебном году студенты и преподаватели ОмГПУ стали участниками международного форума социальных предпринимателей и инвесторов ИННОСИБ-2023, на площадках которого студенты знакомились с реальными кейсами предпринимателей, обсуждали лучшие практики социального предпринимательства, проблемы и перспективы сферы образования, как неотъемлемого элемента в социальном предпринимательстве региона. Благодаря данному компоненту у студентов не только формируется интерес к проблемам социального предпринимательства в образовании, но и развиваются предпринимательские качества личности. Погружение в практику социального предпринимательства становится залогом формирования предпринимательских компетенций.
Специфическим компонентом модели формирования компетенций в области социально ориентированного предпринимательства стала, открытая в 2022 г., программа магистерской подготовки по направлению «Педагогическое образование», профиль «Образовательное предпринимательство». Необходимость открытия данной программы была обусловлена потребностью в создании и реализации конкурентоспособных продуктов и услуг. Образовательные организации заинтересованы как в специалистах, понимающих специфику образовательного процесса, но в тоже время в специалистах, обладающих компетенциями в области экономики и управления. Таким образом, обучающимися данной магистерской программы стали представители системы дополнительного образования, руководители образовательных организаций, а также предприниматели, желающие сменить профиль своей деятельности.
Все эти компоненты, взаимодействуя между собой, формируют специфические организационно-педагогические условия, благодаря которым и происходит формирование предпринимательских компетенций у будущих педагогов [6, 7].
Эффективность подготовки будущих педагогов к предпринимательской деятельности во многом зависит от качества образовательной среды. Одной из важнейших характеристик этой среды является ее инновационность, в частности готовность к инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава педагогического вуза. Современные социальные проблемы требуют применения инновационных методов в своем решении. Во многих вузах есть опыт внедрения различных инновационных предпринимательских продуктов, но, как правило, это проекты, связанные с дополнительным образованием [8]. В то же время одной из ведущих проблем, которые тормозят развитие образовательного предпринимательства – это низкая степень готовности и, как следствие, участия в инновационных проектах. Решить эту проблему возможно на уровне администрации вуза через мотивацию и стимулирование профессорско-преподавательского состава. Таким образом, представленная модель носит не только многокомпонентный, но и многоуровневый характер (студент-магистрант-преподаватель-руководитель).
Заключение
Опираясь на отечественную практику и собственный опыт формирования компетенций студентов в области социально ориентированного образовательного предпринимательства, коллективом кафедры экономики, менеджмента и маркетинга ОмГПУ разработана многоуровневая многокомпонентная модель формирования этих компетенций. Данная модель в перспективе поможет привлекать обучающихся к проектной и исследовательской деятельности, результатом которой станут бизнес-проекты, способные эффективно решать актуальные социальные проблемы в обществе.
Библиографическая ссылка
Алексеенко Е.В., Коваленко Е.В., Геращенко И.П. АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33125 (дата обращения: 05.10.2024).