Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ВОСПОЛНЕНИИ РЫНКА ТРУДА РАБОЧИМИ КАДРАМИ НОВОЙ ФОРМАЦИИ

Калугина Т.Г. 1 Вербицкая Н.О. 2
1 ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
2 ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
Статья рассматривает соотношение стратегических документов регионального и федерального уровней, реальной ситуации на рынке труда и предпочтений молодежи в вопросах выбора профессии. Профессиональная ориентация школьников в современных условиях остается архиважной проблемой. Острота проблемы становится очевидной, когда речь заходит о восполнении рынка труда рабочими кадрами новой формации, прежде всего в промышленных регионах с развитыми инженерными и рабочими традициями. Современные рабочие - это люди нового «цифрового» формата. Рынок по-прежнему испытывает дефицит рабочих кадров в различных отраслях экономики, особенно на региональном уровне. Основной исследовательский вопрос связан с тем, как построить профориентационную работу со школьниками, чтобы обеспечить баланс «синих» и «белых» воротничков на рынке труда? Это определило направление исследований по поиску и синтезированию научных подходов к профессиональной ориентации школьников. Методологически исследование базируется на сочетании анализа традиционной системной работы по профориентации молодежи с опросами самих молодых людей и независимым анализом состояния рынка труда рабочих профессий. Профориентация рассматривается как элемент уровневой системы программно-целевого подхода в сочетании с уровневым проектным подходом, применяемым в Российской Федерации. Во многих субъектах РФ данная проблема решается по-разному, имеется эмпирический опыт и теоретическое осмысление, однако отсутствие концептуальных решений и системности в этом вопросе не дает необходимого результата. Статья представляет трехмерный взгляд на эту проблему со стороны государственных стратегий, рынка труда и самих молодых людей.
профессиональная ориентация школьников
рынок труда
самоопределение
квалификация
выбор
рабочие профессии
трудоустройство
кадры новой формации
1. Амбарова П.А., Немировский М.В. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 1 (195). С. 191-192.
2. Лукьянова Е.Л., Гончарова Н.В. Повседневный образ жизни рабочей молодежи в провинции // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 1 (149). С. 153.
3. Чистякова С.Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Школа и производство. 2013. № 1. С. 9-12.
4. Карьера как предчувствие: зачем нужна новая система профориентации? [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5dbaa6cc9a79474002964e21https://trends.rbc.ru/trends/education/5dbaa6cc9a79474002964e21(дата обращения: 29.10.2023).
5. Национальный проект «Образование» 2019–2024: [офиц. сайт Мин-ва просвещения РФ]. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 29.10.2023).
6. Образовательный проект «ТЕМП»: от идеи – к воплощению. [Электронный ресурс]. URL: https://r1.nubex.ru/s138175-84d/f478_cb/obrazovatelnyi-proekt-temp.pdf (дата обращения: 26.10.2023).
7. Региональный центр технического творчества Челябинской области. Наши проекты. [Электронный ресурс]. URL: https://robo74.ru/nashi-proekty/ (дата обращения: 19.10.2023).
8. Милованова Л.А., Разливных И.С., Стерхова Н.С. Теоретическое исследование потенциала современных форм организации образовательного процесса в профессиональной ориентации обучающихся младших классов общеобразовательной школы // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 10 (1). С. 173-180.
9. Проект ПроПуск одобрен. [Электронный ресурс]. URL: https://up74.ru/articles/ekonomika/114079 (дата обращения: 20.10.2023).
10. Молодые профессионалы. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ws-ekb.ru/% (дата обращения: 26.10.2023).
11. Федеральная программа «Профессионалитет». [Электронный ресурс]. URL: /https://minobr74.ru/edu/professional/prof/ (дата обращения 25.10.2023).
12. События и новости. [Электронный ресурс]. URL: https://чрарк.рф/ (дата обращения 25.10.2023).

Профессиональная ориентация школьников в современных условиях является архиважной проблемой. Острота проблемы становится очевидной, когда речь заходит о восполнении рынка труда рабочими кадрами новой формации на региональном уровне. Во многих субъектах РФ она решается по-разному, имеется эмпирический опыт и теоретическое осмысление, однако отсутствие концептуальных решений и системности в этом вопросе не дает необходимого результата. Рынок по-прежнему испытывает дефицит рабочих кадров в различных отраслях экономики.

Мир труда в связи с высоким технологическим уровнем промышленных предприятий, автоматизацией и роботизацией производственных процессов нуждается не просто в рабочих кадрах, а в образованных молодых людях, способных осваивать универсальные, многопрофильные технологии, обеспечивающие им конкурентоспособность. Современный рабочий - это высокообразованный человек, который работает на станках с числовым программным управлением, с компьютерной техникой, цифровыми системами.

Кадры новой формации - это молодые люди от поколения миллениалов и далее, которые родились в интернет-цифровую эпоху, определившую своеобразие их интересов и профессиональных предпочтений. Для промышленных регионов с развитыми инженерными и рабочими традициями - это люди нового «цифрового» формата. Их мышление является вызовом традиционным профориентационным подходам. В этом и состоит практическая значимость предлагаемого исследования, а трехмерный взгляд на эту проблему со стороны государственных стратегий, рынка труда и самих молодых людей представляет ее новизну.

Значимость федерально-региональных структур государственных стратегий профориентации отмечают исследователи данных процессов П.А. Амбарова, М.В. Немировский [1, c. 191]. Содержание стратегий становится составной частью социальной миссии вузов и колледжей, которые заинтересованы в будущих студентах. Все стратегические усилия государства в этой области имеют своей целью решение важных экономических задач по сбалансированному пополнению рынка труда и отраслей экономики квалифицированными, прежде всего, рабочими кадрами.

Вместе с тем ежегодно школьники сталкиваются с трудностями в выборе будущей профессии, а рынок труда переполнен вакансиями не в индустриальном, а в постиндустриальном секторе экономики. Объективно рабочие профессии не популярны. Низок реальный уровень их престижа, признания и общественного одобрения. На это существенным образом влияет в том числе представление образа рабочего в медиапространстве. «Рабочие давно перестали быть главными героями современности» [2, с. 153].

Анализ конкретной ситуации на рынке труда России на основе данных hh.ru (https://hh.ru/article/31716) - одного из самых популярных и активных операторов по поиску и трудоустройству персонала - представляет общую картину распределения активных вакансий и резюме (рисунок).

Выборка данных по соотношению доли в общем количестве по рынку труда РФ активных вакансий и активных резюме по ряду отраслей экономики (в процентах)

Как видно из рисунка, доля активных вакансий демонстрирует спрос на рынке труда, соответственно, доля активных резюме – предложение, что подтверждает тенденцию сохранения потребности в квалифицированных рабочих кадрах для базовых отраслей производства, строительства и транспорта. Но на первое место с долей в 22,6% выходит отрасль продаж и обслуживания клиентов, связанная с работой большого количества электронных маркетплейсов. Для целей представленного исследования большее значение имеет анализ соотношения спроса и предложения на российском рынке труда по вышеуказанной выборке отраслей экономики.

Цель исследования. Рассмотреть соотношение стратегических документов, реальную ситуацию на рынке труда и предпочтений молодежи в вопросах выбора профессии.

Отсюда основной исследовательский вопрос: как построить профориентационную работу со школьниками, чтобы обеспечить баланс «синих» и «белых» воротничков на рынке труда? Это и определило цель исследования: поиск и синтезирование научных подходов к профессиональной ориентации школьников на региональном уровне в восполнении рынка труда рабочими кадрами новой формации.

Материал и методы исследования. Методологически исследование базируется на сочетании анализа традиционной системной работы по профориентации молодежи с опросами самих молодых людей и независимым анализом состояния рынка труда рабочих профессий. При этом необходимо отметить, что профориентация в существующем виде является одним из элементов уровневой системы программно-целевого подхода в сочетании с уровневым проектным подходом, применяемым в Российской Федерации. Основные элементы – это национальные проекты, реализуемые на всех уровнях и ступенях образования. В качестве элементов следующего уровня выступают проекты локального назначения, которые авторы определили субпроектами.

В каждом из субпроектов, приведенных ниже в качестве примера, профориентация молодежи присутствует также как один из важнейших элементов. Несмотря на системность самого уровневого проектного подхода, профориентация представляется в определенном смысле «распыленным» процессом. Поэтому анализировать характер его протекания лучше всего с использованием опросов «конечных» пользователей – самих молодых людей. А обобщенные данные об эффективности этих профориентационных усилий на всех уровнях, от национального до локального, может показать независимый анализ состояний рынка труда.

Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) предлагает свой взгляд на состояние профессиональной сориентированности школьников. Констатируется, что почти 2/3 (70%) не имеют четких представлений о своем профессиональном будущем и только 5% можно считать определившимися. При затратах на разработку и реализацию стратегических программ различного уровня можно говорить о системной проблеме. Обзор национальных стратегий в области профориентационной работы в интересах рынка труда обнаружил важную закономерность: они определяют иные подходы к профориентации школьников [3; 4].

Базисом стратегий, а следовательно, и иных подходов, без сомнения, выступает Национальный проект РФ «Образование» (2019-2024 гг.) На региональных уровнях его реализация осуществляется через субпроекты «Успех каждого ребенка», «Проектория», «Билет в будущее» [5] и локальные проекты. В Свердловской области до 2034 года, например, действует субпроект «Уральская инженерная школа». Целью субпроекта является «подготовка инженерных кадров и сохранение традиций их обучения в традиционно промышленных регионах» [1, с. 192]. В Челябинской области действуют проекты «ТЕМП», «Погружение в Индустрию 4.0», «ПроПуск», «Профессионалитет», «Кванториум», главная цель которых - поиск эффективных управленческих решений для повышения конкурентоспособности региональной экономики и удовлетворения регионального рынка труда в квалифицированных кадрах. В частности:

1. Образовательный проект «ТЕМП», разработанный по инициативе министерства образования и науки Челябинской области, представляет собой синхронизированное взаимодействие четырех организационно-управленческих блоков: «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». Проект включает в себя концепцию, комплекс мероприятий и сбалансированную систему показателей [6], обеспечивает развитие социального партнерства общеобразовательных организаций области с промышленными предприятиями, бизнес-структурами, инновационными центрами профессиональных проб, инновационными площадками, информационными консалтинговыми центрами по направлениям профориентационной деятельности. Среди социальных партнеров общеобразовательных организаций – 42 крупных промышленных предприятия базовых отраслей производственного комплекса Челябинской области: черной и цветной металлургии, металлообработки и машиностроения, строительства, 10 вузов. 40% от общего количества образовательных организаций получили положительную динамику качественных результатов по итогам реализации проекта. В их число вошли школы крупных, малых городов, а также сельских территорий 28 муниципалитетов области из 43.

2. Образовательный проект «Погружение в Индустрию 4.0», разработанный региональным Центром технического творчества Челябинской области, реализуется через эффективные механизмы продвижения рабочих профессий среди населения. Среди них система ранней профориентации и организация общероссийского и регионального конкурсов ИКаР (и «Икаренок») по робототехнике и моделированию [7; 8]. В проектах и программах Центра занято свыше 9,5 тысячи детей в возрасте от 3 до 18 лет.

3. Челябинский коммуникационный субпроект по развитию промышленной кооперации «ПроПуск» является победителем Всероссийского конкурса «100 городских лидеров», организованного Агентством стратегических инициатив (АСИ), универсальной моделью межотраслевой кооперации, платформой для внедрения разработанной здесь системы межотраслевого коммуникационного взаимодействия, дает возможность определиться с вопросом о профессиональном выборе учащейся и студенческой молодежи [9].

4. Федеральный проект «Профессионалитет» стартовал в области вапреле 2022 года, направлен накомплексную реструктуризацию системы среднего профессионального образования. В его рамках создано 9 образовательно-производственных кластеров по приоритетным направлениям развития региональной экономики Челябинской области [10; 11]. Для работников предприятий в рамках проекта реализуется программа профессиональной переподготовки «Мастер производственного обучения. Реализация программ среднего профессионального образования с применением новой образовательной технологии «Профессионалитет» в объеме 252 часа. Ведется разработка цифрового образовательного контента (ЦОК) – электронных образовательных материалов, предназначенных для использования в образовательном процессе, в том числе виртуальных лабораторий и виртуальных тренажеров, по каждой из реализуемых образовательных программ. В настоящее время разработано 486 ЦОК, также 83 ЦОК образовательными организациями производственных центров (кластеров) по 27 профессиям и специальностям.

5. Сеть технопарков «Кванториум» Свердловской и Челябинской областей позволяет школьникам погружаться в различные профессии по принципу «здесь и сейчас». Это площадки дополнительного образования (центры технического творчества, дома детского творчества, образовательные площадки). В последние годы они получили прописку в университетах и колледжах, оснащены высокотехнологичным оборудованием и нацелены на подготовку квалифицированных рабочих кадров для региональных экономик.
Результаты исследования и их обсуждение. Наглядной демонстрацией результатов профориентационной работы служат итоги опроса студентов организаций СПО, проведенного Центром развития образования и сертификации персонала «Универсум» (Челябинск) [12]. В качестве респондентов в нем приняли участие 1785 человек из 5 образовательных организаций. Студентам-выпускникам предлагалось анонимно ответить на 32 вопроса по планированию профессионального и карьерного развития.

В опросе приняли участие 60% (1066) юношей и 40% (719) девушек. Около четверти студентов являются лицами до 18 лет – 11% (196), 87% (1558) находятся в возрасте от 18 до 22 лет, а долю старше 22 лет составляют 2% (31). В таблице 1 (здесь и далее по тексту приведены данные в абсолютных цифрах) показаны данные распределения респондентов по возрасту (табл. 1).

Таблица 1

Распределение респондентов по возрасту

№ п/п

Наименование образовательной организации

до 18 лет

от 18 до 22 лет

старше 22 лет

Всего

1.

Челябинский механико-технологический техникум

128

392

1

521

2.

Южно-Уральский государственный технический колледж

-

501

4

505

3.

Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова

56

339

1

396

4.

Челябинский социально-профессиональный колледж «Сфера»

9

169

25

203

5.

Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли

3

157

-

160

 

Итого

196

1558

31

1785

82% (1472) студентов указали организации, куда они готовы трудоустроиться сразу после окончания образовательного учреждения, потому что хорошо знакомы с условиями труда, технологическими процессами, социальными проектами, льготами предприятий и организаций, и только 18% (313) еще затруднились ответить, где они предпочли бы трудиться (табл. 2).

Таблица 2

Количество студентов, определившихся с выбором организации своей будущей трудовой деятельности

№ п/п

Наименование образовательной организации

Да

Не знаю, пока не думал(а)

Всего

1.

Челябинский механико-технологический техникум

451

70

521

2.

Южно-Уральский государственный технический колледж

463

42

505

3.

Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова

319

77

396

4.

Челябинский социально-профессиональный колледж «Сфера»

167

36

203

5.

Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли

72

88

160

 

 

1472

313

1785

Респонденты хорошо ориентируются на рынке труда: имеют представление о вакансиях, потребностях в кадрах в различных отраслях экономики; знают, из каких источников можно получить данную информацию. Большинство респондентов выбрали вариант «от 11 до 50 вакансий» - 34% (600), вариант «от 51 до 100 вакансий» выбрали 18% (323), «от 101 до 500 вакансий» - 16% (278). Не интересовались, сколько вакансий в регионе открыто по осваиваемой профессии – 16% (277) опрошенных, считают, что имеется «от 501 до 1000 вакансий» – 5% (84) ответов. 6% (113) опрошенных считают, что по осваиваемой профессии в регионе размещено меньше 10 вакансий, 6% (109) выбрали вариант «более 1000 вакансий».

Выводы. Таким образом, созданная на основе рассматриваемых подходов и эффективно действующая на региональном уровне система разнообразных форм и методов профессиональной ориентации школьников позволяет стратегически перестроить профориентационную работу на привлечение молодежи к рабочим профессиям в сфере промышленного сектора экономики в диапазоне от дошкольного и младшего школьного возраста до возраста выбора и получения профессии, что подтверждается результатами опроса студентов, и становится ключевым импульсом экономической и профессиональной мобильности кадров на региональном рынке труда. При этом главная проблема - отсутствие концептуальных подходов к выстраиванию целей, содержания, механизмов, форм профориентации на системной основе - остается нерешенной.


Библиографическая ссылка

Калугина Т.Г., Вербицкая Н.О. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ВОСПОЛНЕНИИ РЫНКА ТРУДА РАБОЧИМИ КАДРАМИ НОВОЙ ФОРМАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33124 (дата обращения: 05.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674