В современных социально-политических условиях проблемы повышения эффективности патриотического воспитания приобретают особую актуальность и значимость. Российское общество испытывает острый дефицит в высококвалифицированных государственных служащих, обладающих высокими патриотическими установками, нравственным принципами, стойкими гражданскими позициями. Одним из направлений совершенствования практик подготовки подрастающего поколения с высокими патриотическими и гражданскими установками является возрождение традиций кадетского образования.
Актуальность проблемы совершенствования практик патриотического воспитания в системе кадетское образования вызвана следующими противоречиями:
‒ возросшей потребностью российской армии, силовых министерств, органов государственной власти в высокообразованных специалистах, призванных обеспечить национальную безопасность, правопорядок, законность, и возросшим уровнем недоверия населения к государственным органам управления;
‒ интенсивным развитием различных форм и видов кадетского образования в современном российском обществе и отсутствием единых подходов к формированию системы патриотического воспитания;
‒ противоречиями между педагогами, организаторами воспитательной работы и офицерами-воспитателями в определении форм, методов и средств военно-патриотического воспитания.
В условиях возрождения традиций кадетского образования проблема анализа и обобщения форм и методов патриотического воспитания кадет является ведущим механизмом повышения эффективности патриотического воспитания подрастающего поколения и определения инновационных подходов.
Цель исследования: анализ особенностей и проблем повышения эффективности патриотического воспитания в системе кадетского образования.
Материалы и методы исследования
Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные и прикладные работы в области теории и практики кадетского образования и особенностей формирования военно-патриотического воспитания в системе подготовки подрастающего поколения к военной и гражданской службе. Эмпирической базой исследования выступили результаты анкетирования кадет 8-го курса Ставропольского президентского кадетского училища. В исследовании приняли участие 110 подростков. Исследование проводилось в форме анкетирования в июне 2023 г.
Результаты исследования и их обсуждение. Понятие «патриотизм» имеет греческое происхождение и трактуется как «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [1, с. 282]. В современных исследованиях сложилось многообразие представлений о патриотизме с позиции различных наук: политология изучает патриотизм как политический принцип и ценность функционирования общества; философия рассматривает его как нравственное чувство, социально-культурное явление; внимание в психолого-педагогической литературе сосредоточено на рассмотрении патриотизма как системного качества личности.
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет выделить основные структурные компоненты патриотизма как личностного качества: когнитивный, ценностный, эмоциональный и поведенческий [2, 3, 4].
Проявления патриотизма приобретают особую значимость в период социально-политических преобразований общества, когда важными становятся поддержка и отстаивание интересов своей страны, понимание происходящих событий с точки зрения гражданина и патриота. Ярким примером данной ситуации может служить миграция молодежи из страны с началом объявления СВО. Сложность формирования патриотизма у подрастающего поколения современной России вызвана следующими факторами:
‒ отсутствием систематической, целенаправленной государственной политики в области патриотического воспитания подрастающего поколения, что приводит к сложности формирования четких представлений о патриотических и нравственных ценностях, способных объединить различные социальные слои и группы, социальному нигилизму и недоверию к государственной системе власти;
‒ усилением негативного влияния процессов глобализации и информатизации на русскую культуру, образование и духовную жизнь подростков и молодежи. В современном российском обществе становление системы ценностей молодого поколения осложняется противоречивыми процессами, происходящими в мире, попытками исказить, переписать историю, принизить роль страны в развитии мировой цивилизации. Появление «двойных стандартов» осложняет процесс формирования мировоззренческих патриотических установок и патриотических чувств;
‒ активным развитием рыночных экономических отношений, которое приводит к преобладанию у современной молодежи прагматических установок, стремления к обеспечению экономического и социального благополучия, личностных интересов, карьерного роста без ориентации на нравственные принципы и общественные ориентиры.
Система кадетского образования обладает большими ресурсами в области формирования патриотического мировоззрения и поведенческих установок подрастающего поколения. Несмотря на то что российскому кадетскому образованию более 300 лет, в настоящее время оно переживает этап возрождения, вызванный современными вызовами социально-политической ситуации. С одной стороны, система кадетского образования обладает большими преимуществами в области патриотического воспитания молодежи. Во многом это обусловлено особенностями организации образовательного процесса в данных учреждениях, а именно:
‒ преобладанием комплексного подхода к организации дополнительного образования с уклоном на военную подготовку и с учетом ориентации учреждения (морское, казачье, сухопутное, спасателей, правоохранительных органов, летной подготовки и т.п.);
‒ созданием специфической воспитательной среды, в основе которой лежит военный уклад организации жизни (ношение особой военизированной формы, использование традиций и ритуалов в общении и взаимодействии, характерных для военных, строевая подготовка и т.п.);
‒ наличием в штате учреждения офицеров-воспитателей, призванных обеспечивать особую систему отношений между кадетами и формировать военно-патриотические ориентации и стереотипы поведения [5].
Ведущими направлениями патриотического воспитания в системе кадетского образования являются:
‒ гражданско-правовое, ориентированное на становление правовой культуры и ценностей законопослушного поведения, умений объективно оценивать политические и правовые события в обществе и государстве, готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;
‒ военно-патриотическое, нацеленное на формирование патриотического сознания, идеологии служения Отечеству, готовности к защите, изучение русской военной истории и традиций;
‒ историко-краеведческое, предполагающее изучение историко-культурных особенностей и российской самобытности, осознание уникальности Отечества, формирование гордости за сопричастность к историческому и культурному наследию предков и современников, гражданской ответственности за происходящие события в стране и обществе;
‒ социально-патриотическое, включающее в себя осознание духовно-нравственной и духовно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства, сострадания, милосердия, альтруизма по отношению к другим людям, испытывающими проблемы и трудности;
‒ спортивно-патриотическое, ориентированное на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости и выносливости, формирование опыта служения Отечеству и физической готовности к защите Родины [6, с. 94–95].
С другой стороны, сегодня на кадетское образование возлагается высокая степень ответственности в воспитании истинных патриотов с высокой степенью развития нравственных качеств и гражданского самосознания. При этом на формирование мировоззренческих установок и поведенческих стереотипов кадет оказывают влияние и современные информационные технологии, социально-политическая и экономическая ситуация в стране [7].
В июне 2023 г. среди 110 кадет 8-го курса Ставропольского президентского кадетского училища был праведен социологический опрос по изучению патриотических настроений. В подростковом возрасте патриотизм в большинстве случаев проявляется в эмоциональном компоненте. Все опрошенные кадеты считают себя патриотами и выражают четкую гражданскую позицию, считая себя в полной мере россиянами. 91,8% кадет ощущают себя, прежде всего, гражданами Российской Федерации, 3,6% – жителями Ставропольского края 4,6% – представителями свой национальности.
Большинство кадет испытывают положительные эмоции, оценивая современное состояние и потенциал России. 95,5% опрошенных убеждены, что Россия обладает достаточным потенциалом для статуса великой мировой державы, а 90% при оценке современного состояния России считают ее высокоразвитой страной.
В ходе исследовании кадетам было предложено отметить высказывания, которые наиболее полно отражают представления кадет о патриотизме. Большинство подростков (77,3%) воспринимают патриотизм как любовь к родному дому, городу, стране, для 13,6% подростков патриотизм – это, прежде всего, стремление трудиться для процветания Родины. Примечательно, что ни один из опрошенных кадет не отметил варианты ответов, связанные с восприятием патриотизма как романтического образа, литературной выдумки и не указал на неактуальность его для современной молодежи (рис. 1).
Рис. 1. Результаты анкетирования по вопросу: «По каким признакам или высказываниям Вы определяете для себя понятие “патриотизм”?» (% от числа опрошенных, n=110)
Итак, для опрошенных кадет патриотизм выступает идеологической основой, способной объединить усилия общества перед возросшими угрозами для страны. Образ страны вызывает положительные эмоции и чувство гордости за принадлежность к России. Патриотизм для большинства кадет ассоциируется с любовью к родному дому, городу, стране, культуре и традициям.
Вместе с тем, исследование выявило недостаточную информированность кадет о событиях в истории страны, которые вызывают чувство гордости. Практически единственным событием, вызывающим чувство гордости, является победа в ВОВ 1941–1945 гг. Лишь 6,4% отметили, что гордятся другими достижениями (спорт, наука, культура, внешняя политика).
Важным показателем поведенческого компонента патриотизма являются миграционные установки. Согласно проведенному опросу, лишь 4,5% опрошенных хотели бы поменять место проживания и переехать в другую страну. 46,4% планируют переезд в крупные города России (Москву, Санкт-Петербург и др.). 18,2% отметили, что у них нет желания менять место своего проживания.
Основными мотивами выбора поступления в кадетское училище стали получение хорошего образования (59,1%), желание в будущем связать свою жизнь с военной службой (15,3%), продолжение семейных традиций (13,2%) (рис. 2). Полученные данные свидетельствуют о высокой степени осознанности подростков в получении кадетского образования, в течение первого года обучения из училища отчисляются подростки, для которых данная система не соответствует мировоззренческим установкам и личностным особенностям.
Рис. 2. Результаты анкетирования по вопросу: «Мой выбор поступления в Ставропольское президентское кадетское училище был вызван?» (% от числа опрошенных, n=110)
В ходе исследования у кадет анализировались факторы привлекательности военной службы. Половина опрошенных отметили, что военная служба привлекательна стабильностью, наличием социальных гарантий и материального обеспечения, 47% указали на возможность получения достаточной самостоятельности и независимости, для 31,8% военная служба – это возможность преуспеть в жизни, 18,2% отметили престижность положения военнослужащего.
Таким образом, несмотря на высокую степень развития патриотических ориентаций кадет, результаты проведенного исследования свидетельствуют о недостаточном уровне развития практического компонента патриотического культуры и военно-профессиональных ориентаций.
Выводы. Формирование патриотического сознания у подрастающего поколения является сложным и длительным процессом, предполагающим систематическую и комплексную работу. Кадетское образование имеет огромный потенциал в формировании идеологической основы патриотического воспитания подрастающего поколения.
В современной педагогической науке и практике кадетское образование выступает уникальной моделью обучения и воспитания обучающихся, направленной на комплексное интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие, успешную адаптацию к жизни в современном обществе, подготовку подростков и молодежи к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Приоритетными направлениями совершенствования практик патриотического воспитания в системе кадетского образования являются:
‒ совершенствование развивающей культурно-образовательной среды, ориентированной на формирование гражданских и патриотических ценностей, духовно-нравственных ориентаций, необходимых для успешной подготовки к гражданской и военной службе;
‒ формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному использованию в различных сферах жизни общества на основе активного вовлечения в практическую патриотическую деятельность;
‒ повышение компетентности специалистов в области формирования патриотических ценностей, внедрение инновационных педагогических методик, в том числе и с использованием современных информационных технологий.
Библиографическая ссылка
Горбунова В.В., Рыжов А.В., Черномордова М.А., Дуракова А.С., Ханина Я.Г. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33109 (дата обращения: 05.10.2024).