Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ» В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Бородаева Г.Г. 1 Руднева И.А. 1
1 ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет"
Статья посвящена проблеме подготовки будущих педагогов-психологов и социальных педагогов к здоровьесберегающей деятельности в образовательной среде. Цель исследования – изложить результаты исследования по разработке и экспериментальной проверке содержания и методов преподавания образовательного модуля «Здоровьесберегающие технологии» в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов и социальных педагогов. В статье изложена логика отбора содержания и педагогических средств данного процесса, описаны результаты апробации образовательного модуля «Здоровьесберегающие технологии», который включает учебные дисциплины «Социальная экология», «Информационная гигиена», «Тайм-менеджмент», а также программу учебной практики (технологической (проектно-технологической)). Методологическими основаниями исследования являются положения системного подхода, идеи деятельностного, компетентностного, целостного подходов к проектированию содержания образования. Целевую группу исследования составили 112 студентов направления «Психолого-педагогическое образование» профиля «Психология и социальная педагогика». Приведен анализ изучения динамики формирования компетенций будущих педагогов в осуществлении здоровьесберегающей образовательной деятельности. Отмечается эффективность подготовки будущих педагогов-психологов и социальных педагогов к здоровьесберегающей деятельности в образовательной среде в рамках образовательного модуля «Здоровьесберегающие технологии». Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его результатов в проектировании образовательных программ подготовки будущих педагогов и специалистов сферы социальной защиты населения.
будущие педагоги
здоровье
здоровьесберегающие технологии
методическая подготовка
профессиональная подготовка
образовательный модуль
педагогический вуз
1. Айзман Р.И. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 5 (26). С. 72-82.
2. Пелихова А.В. Здоровьесбережение в дошкольном образовании: практико-ориентированные аспекты // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 9 (53). С. 652-657. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-9-50.
3. Зимина И.С., Кондратенко Е.В. Формирование готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды // Вестник Марийского государственного университета. 2019. № 3 (35). С. 335-343. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-335-343.
4. Бородаева Г.Г., Руднева И.А. Современные технологии профессиональной подготовки социальных педагогов и ограничения в этом процессе // Социальная педагогика в России. 2016. № 2. С. 54-60.
5. Бородаева Л.Г., Руднева И.А. Социальное воспитание студентов в процессе профессиональной подготовки // Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки студентов гуманитарных и технических специальностей: коллективная научная монография. Ульяновск: SIMJET, 2015. С. 136-149.
6. Тимушкин А.В., Попов А.В., Талагаева Ю.А. Проблема готовности будущих педагогов к использованию оздоровительных технологий в образовательном процессе // Известия Саратовского ун-та. Нов.сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. № 3. С. 339-343. DOI: 10.18500/1819-7671-2019-19-3-339-343.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 122 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440302_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 30.10.2023).

Здоровьесбережение в свете современной ситуации развития общества выступает актуальной педагогической задачей, является одним из приоритетных направлений развития образования всех уровней. В связи с этим возрастает значимость целенаправленной подготовки будущих педагогов-психологов и социальных педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в области обучения и воспитания детей и молодежи. Ответом на социальный заказ становится научно обоснованный процесс целенаправленного проектирования и внедрения образовательного модуля «Здоровьесберегающие технологии» в структурe подготовки студентов по направлению «Психолого-педагогическое образование» профилю «Психология и социальная педагогика» в педагогическом университете.

Цель исследования связана с разработкой и экспериментальной проверкой содержания и методов преподавания образовательного модуля «Здоровьесберегающие технологии» в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов и социальных педагогов. В соответствии с целью исследования выделены следующие задачи: определение теоретического обоснования процесса формирования компетенций будущих педагогов по разработке и использованию здоровьесберегающих технологий; отбор содержания и педагогических средств данного процесса, апробация образовательного модуля; аналитическая работа по изучению динамики формирования компетенций будущих педагогов в осуществлении здоровьесберегающей образовательной деятельности.

Теоретическую основу исследования составили труды, раскрывающие содержание феномена здоровья, здоровьесбережения, создание условий для ведения здорового образа жизни человека; методические работы по вопросам подготовки педагогов к применению здоровьесберегающих технологий в системе образования (работы Н.М. Амосова, Р.И.Айзмана, Ю.П. Лисицына, А.В. Лядовой и др.).

Практическая значимость исследования обусловлена применимостью результатов исследования для разработки и внедрения в процесс подготовки будущих педагогов образовательного контента, нацеленного на формирование их здоровьесберегающих педагогических компетенций в педагогических вузах.

Материал и методы исследования. Методологическими основаниями исследования выступают положения системного подхода, позволяющие рассматривать элементы образовательной деятельности во взаимосвязи и взаимозависимости, а также идеи деятельностного, компетентностного, целостного подходов к проектированию содержания образования.

Для решения задач исследования использовалась совокупность методов. Применение методов анализа и синтеза позволило обобщить научные представления и сформулировать теоретическое обоснование процесса формирования компетенций будущих педагогов по разработке и использованию здоровьесберегающих технологий. Метод педагогического моделирования применялся для разработки логики и содержания образовательного модуля «Здоровьесберегающие технологии». В ходе специально организованной экспериментальной работы со студентами осуществлялась проверка эффективности его преподавания. С помощью методов сравнения, обобщения эмпирических данных проводилось изучение динамики формирования компетенций будущих педагогов в здоровьесберегающей образовательной деятельности.

Целевую группу составили студенты направления «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология и социальная педагогика» очной и заочной форм обучения в количестве 58 человек в 2021/2022 учебном году и 54 человека в 2022/2023 учебном году (n=112).

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что актуальность проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов к формированию здоровьесберегающей образовательной среды обусловлена рядом причин.

Во-первых, современная нормативная и правовая база деятельности образовательных организаций всех уровней образования определяет приоритетную значимость сохранения здоровья всех участников образовательных отношений, необходимость применять систему здоровьесберегающих технологий в проектировании и реализации образовательного процесса. В работах Р.И. Айзмана показано, что создание специальных условий для здоровьесбережения, применение здоровьесберегающих технологий в «системе образования имеет первостепенное значение для сохранения и развития здоровья обучающихся, воспитания убеждений здорового образа жизни, раскрытия индивидуальных творческих возможностей, формирования социально приемлемых жизненных потребностей» [1, с. 74]. А.В. Пелихова отмечает, что «здоровьесберегающая деятельность должна осуществляться как двусторонний взаимосвязанный процесс: не только как результат деятельности педагога по созданию определенных условий для укрепления здоровья, но и в форме самоорганизации и самореализации ребенка» [2].

Во-вторых, важность феномена здоровья, определяемых им уровня и качества жизни человека не всегда выступает приоритетной ценностью для будущих педагогов, студенты не устанавливают связи между отношением к собственному здоровью и эффективностью их работы с детьми и молодежью. Так, И.С. Зимина, Е.В. Кондратенко справедливо отмечают, что «существование такой причинно-следственной зависимости в системе “здоровье обучающихся – образовательная среда” определяет актуальность подготовки будущих педагогов» к организации здоровьесберегающей образовательной среды» [3, с. 336].

В-третьих, существующая система профессиональной подготовки будущего педагога к разработке и использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе нуждается в обогащении современными эффективными педагогическими средствами [4, 5]. В исследовании А.В. Тимушкина, А.В. Попова, Ю.А. Талагаевой подчеркивается, что низкая эффективность здоровьесберегающей работы в образовательной организации «связана с недостаточной подготовленностью педагогов к данному виду деятельности, отсутствием у них мотивационной направленности и необходимых практических навыков» [6, с. 340].

Обоснование актуальности проблемы исследования позволило перейти к разработке логики и содержания образовательного модуля «Здоровьесберегающие технологии». Модуль включает учебные дисциплины «Социальная экология», «Информационная гигиена», «Тайм-менеджмент», а также программы учебной практики (технологической (проектно-технологической)); преподается на первом курсе, трудоемкость составляет 14 зачетных единиц. Модуль завершается комплексным экзаменом.

Целями модуля являются формирование готовности студентов планировать траекторию своих достижений, сохранение и поддержание здоровья, поддержание должного уровня физической подготовки, обеспечение безопасной образовательной среды. Освоение модуля направлено на формирование следующих компетенций:

– «способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни» (УК-6);

– «способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций» (УК-8);

– «способен осуществлять реабилитацию несовершеннолетних» (ПК-5) [7].

Обратимся к материалам исследовательской работы со студентами.

Содержание учебной дисциплины «Социальная экология» включает рассмотрение теоретических, методических основ использования экологического знания для проектирования и реализации профессионально-педагогических действий. На лекционных занятиях для нас было важным отметить, что природа является эффективным средством социально-педагогической работы и психолого-педагогической деятельности с детьми, молодежью и взрослыми людьми. Природа выполняет психофизиологическую и психокоррекционную, а во многих случаях – реабилитационную и терапевтическую функции.

Практические занятия по учебной дисциплине «Социальная экология» ориентировали студентов на проведение опытной работы: организация мониторинга качества окружающей природной и социокультурной среды, мониторинга уровня и качества жизни ребенка, семьи, общества, проектирование социальной и психолого-педагогической помощи ребенку, оказавшемуся в ситуации стихийных природных бедствий, разработка элементов программы реабилитации ребенка с использованием природных средств.

Например, целью практического занятия «Качество окружающей среды: анализ и оценка» являлось изучение социокультурной и природной среды конкретной территории. Для этого студенту предлагалось по месту жительства организовать экскурсию и провести определенную аналитическую работу с использованием навыков проектной деятельности в соответствии с этапами:

- выявление источников антропогенного загрязнения окружающей среды;

- выявление негативных факторов антропогенных воздействий на окружающую среду;

- оценка качества природной среды;

- оценка качества социокультурной среды;

- оценка качества социально-экологической обстановки;

- разработка рекомендаций по совершенствованию условий и улучшению качества природной и социокультурной окружающей среды выбранной территории по улучшению качества окружающей среды.

Информация, полученная студентами при выполнении практического задания по данной методике, дает возможность планировать и использовать природные объекты в качестве дополнительных площадок для организации различных воспитательных мероприятий с детьми, в том числе реабилитационного характера. Знакомство с функциональными обязанностями и планом работы специалистов социокультурных учреждений формирует навыки устанавливать деловые связи, сотрудничество, расширяет кругозор студентов о системе социальной защиты конкретного региона. В дальнейшем, используя данную методику, студенты разрабатывают условия и содержание своей авторской исследовательской игры-конкурса, которую проводят с детьми и подростками в ходе практики. Знание проблемных зон конкретной территории не только помогает студентам понять значимость экологических акций, но и формирует ответственность за сохранность природы как одного из основных факторов сохранения здоровья детей и взрослых.

В рамках освоения программы учебной дисциплины «Информационная гигиена» рассматриваются теоретические и прикладные основы, категории информационной гигиены, проблемы и риски современного цифрового образования, классификация интернет-рисков: контентные, коммуникационные, потребительские, технические, вопросы сетевой социализации и здоровьесбережения человека в контексте информационной гигиены. Лекционные занятия создавали условия для самоопределения студентов в выборе целей и траектории личностного и профессионального саморазвития. Практические занятия нацеливали студентов на овладение приемами управления образованием и саморазвитием в течение всей жизни.

В частности, на практическом занятии по теме «Цифровое образование – проблемы и риски» студенты изучали сетевые, контентные, коммуникационные, философские, психологические, методологические риски современного цифрового образования. На материале анализа контента известных образовательных ресурсов студенты описывали характерные особенности рисков, составляли модель (схему, рисунок) рисков цифрового образования для детей разных возрастных групп, родителей, педагогических работников.

Учебная дисциплина «Тайм-менеджмент» раскрывает вопросы, связанные с нормативно-правовыми аспектами тайм-менеджмента, правила тайм-менеджмента на рабочем месте, принципы и этапы планирования времени, приемы оптимизации использования времени с учетом индивидуальных потребностей и оптимизации профессиональной деятельности, организации рабочего места. Практические занятия были нацелены на формирование навыков управления временем и экономии времени как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности. Так, студенты изучали способы формулирования жизненных целей и разрабатывали индивидуальный список дел на год, на месяц, на неделю.

Важным элементом образовательного модуля «Здоровьесберегающие технологии» является учебная практика (технологическая (проектно-технологическая)). Программа практики включает выполнение технологической работы по проблеме поддержания здоровья, здоровьесбережения в детском коллективе. Студенты составляют методическую разработку интерактивного тематического занятия с детьми на выбранную тему, например: «Мой режим дня», «О пользе витаминов», «Здоровое питание», «Тайны сна» и др. Тематика занятия уточняется студентами в соответствии с социальным заказом школы – базы практики, целевая группа определяется руководителем практики от школы. Кроме того, студенты осуществляют проектную работу на тему о рисках влияния на жизнедеятельность человека различных элементов среды обитания, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения, возможных мерах их предупреждения, способах проведения реабилитации. Студенты самостоятельно выбирают реальную проблему (например, взрыв бытового газа в жилом доме, пренебрежение правилами поведения на воде или пребывания на солнце, т.п.), описывают риски влияния, особенности природных и социальных явлений при этой ситуации и возможные технические, социальные, психологические, иные средства защиты, предупреждения разрушения жизнедеятельности человека. Тематика о рисках влияния на жизнедеятельность человека различных элементов среды обитания, чрезвычайных ситуаций может быть конкретизирована в соответствии с социальным заказом школы – базы практики.

Промежуточная аттестация по модулю «Здоровьесберегающие технологии» включает проведение тестирования студентов по теоретическим вопросам организации здоровьесбережения детей и молодежи, а также решение кейсов, предусматривающих применение здоровьесберегающих технологий и методов социально-педагогической и социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При решении кейса студенты предлагают авторскую программу социально-педагогической работы с ребенком, типичным представителем целевой группы, направленной на восстановление, сохранение и поддержание здоровья, поддержание должного уровня физической подготовки, создание и обеспечение безопасной образовательной среды.

Анализ результатов внедрения образовательного модуля «Здоровьесберегающие технологии» в профессиональную подготовку будущих педагогов-психологов, социальных педагогов показал эффективность отбора содержания и системы педагогических средств формирования компетенций УК-6, УК-8, ПК-5, позволивших зафиксировать значительную положительную динамику уровневых групп, в сравнении до и после освоения модуля:

- к высокому уровню сформированности компетенций были отнесены 64,3% испытуемых против 16,1%;

- средний уровень сформированности компетенций представлен 24,1% опрошенных против 48,2%;

- низкий уровень сформированности компетенций определен у 11,6% респондентов против 35,7%.

Заключение. Анализ результатов экспериментальной работы показал эффективность предложенной логики преподавания образовательного модуля «Здоровьесберегающие технологии» в структуре подготовки будущих педагогов-психологов, социальных педагогов. Эффективность формирования компетенций студентов в разработке и использовании здоровьесберегающих технологий связана с применением интерактивных методов обучения и отбором актуального образовательного контента в области информационной гигиены, тайм-менеджмента, социальной экологии. Материалы исследования могут быть использованы в проектировании образовательных программ подготовки будущих педагогов и специалистов сферы социальной защиты населения. Исследование вносит вклад в разработку содержания высшего профессионально-педагогического образования.


Библиографическая ссылка

Бородаева Г.Г., Руднева И.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ» В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33090 (дата обращения: 05.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674