Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК

Птицына М.И. 1 Рахимбаева И.Э. 1
1 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им Н.Г. Чернышевского»
В последние годы в образовании появляются новые термины и понятия, среди них прослеживаются «культурные практики», которые привлекают внимание исследователей. В современных условиях формирование художественно-творческой активности студентов-музыкантов актуализируется посредством внедрения культурных практик в образовательный процесс. Использование культурных практик в модели формирования художественно-творческой активности студентов-музыкантов позволяет расширить практические составляющие обучения, которые должны быть целевыми, смыслообразующими и составлять основное содержание образования. В статье раскрываются содержание и компонентный состав модели формирования художественно-творческой активности студентов-музыкантов посредством культурных практик. Модель формирования художественно-творческой активности рассматривается авторами как единство и целостность взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов. Авторами введен авторский спецпрактикум, в котором рассмотрены следующие практики: учебно-творческая, социально-коммуникативная и концертно-исполнительская, представленные такими формами, как технические зачеты, академические «закрытые» показы, мастер-класс, концерт, музыкальный конкурс, музыкальный фестиваль. В статье подробно представлен оценочно-результативный блок модели, включающий выявленные в процессе исследования критерии сформированности художественно-творческой активности (мотивационно-целевой, эмоционально-деятельностный и итогово-практический) и уровни (базовый, потенциальный, преобразовательный). Изучен блок педагогических условий, представленный в работе условиями-предпосылками, условиями-обстановкой, условиями-требованиями, от которых зависит эффективное формирование художественно-творческой активности.
культурные практики
Художественно-творческая активность
модель формирования художественно-творческой активности
структура модели
спецпрактикум
1. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Модель как результат моделирования педагогического процесса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 9. С. 140.
2. Птицына М.И., Рахимбаева И.Э. Культурные практики и их роль в профессиональной подготовке студентов-музыкантов // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31745 (дата обращения: 17.10.2023). DOI: 10.17513/spno.31745.
3. Купцова С.А. Подготовка будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей и подростков (на материале магистратуры) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. № 3. С. 398.
4. Плохов А.В. Музыкальное исполнительство и образование сквозь призму подготовки учителя // Ярославский педагогический вестник.2016. № 3. С. 180.
5. Андреев В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2015. 286 с.

В последние годы в образовании появляются новые термины и понятия, среди них прослеживаются «культурные практики», которые привлекают внимание исследователей.

В современных условиях формирование художественно-творческой активности (ХТА) студентов-музыкантов актуализируется посредством внедрения культурных практик в образовательный процесс. Предложенная авторами модель при соблюдении и функционировании всех ее компонентов будет являться эффективным средством формирования ХТА, а введение спецпрактикума поможет практически обосновать эффективность данной модели в образовательном процессе Института искусств.

Цель исследования – спроектировать модель формирования ХТА студентов-музыкантов посредством культурных практик.

Материал и методы исследования

Одной из задач исследования являются разработка и обоснование авторской модели формирования ХТА студентов-музыкантов посредством культурных практик. С учетом опыта исследования педагогического моделирования И.П. Подласового [1, с. 136] было определено, что в качестве основных структурных компонентов педагогической системы выделяют цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия, а также достигаемые при этом результаты. В обобщенном виде педагогическая модель представляет собой множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов в единстве и целостности.

Проведенный анализ исследований моделирования в педагогике позволяет авторам определить данную модель как эквивалент формирования ХТА студентов-музыкантов посредством культурных практик, выраженный в виде системы взаимозависимых и взаимообусловленных компонентов (мотивационно-целевого, эмоционально-деятельностного, итогово-практического), отражающих закономерности ее функционирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Данная модель, реализуемая в рамках образовательного процесса в Институте искусств, позволяет повысить эффективность формирования ХТА студентов-музыкантов посредством культурных практик. Рассмотрим подробнее каждый из блоков модели.

Перейдем к рассмотрению целевого блока авторской модели, который содержит цель, задачи и принципы ХТА студентов-музыкантов посредством культурных практик.

Основная функция данного блока – планирование результата организуемого процесса. Это делает понятными смысл и способы организации всех этапов формирования ХТА.

В своем исследовании авторы приходят к выводу, что формирование ХТА студентов-музыкантов посредством культурных практик должно реализовываться дидактическими принципами совместно с особенностями образовательного процесса обучения в Институте искусств. Соблюдение предложенных дидактических принципов является залогом эффективности формирования ХТА студентов-музыкантов посредством культурных практик.

Перейдем к рассмотрению организационно-содержательного блока, обеспечивающего эффективность формирования ХТА студентов-музыкантов посредством культурных практик. Функцией данного блока является разработка концепции достижения запланированного результата, оптимального пути достижения поставленных целей и задач. Отметим, что данный блок заключает в себе формы организации занятий, методы и используемые средства формирования ХТА студентов-музыкантов посредством культурных практик.

В рамках обучения в Институте искусств формирование ХТА студентов-музыкантов осуществляется в различных формах организации образовательного процесса.

Систематизация и коррекция материала в авторской модели регламентируются рабочими программами учебного материала по дисциплине «Вокальная подготовка» и введением авторского спецпрактикума «Организация креативной деятельности в формировании художественно-творческой активности студентов-музыкантов».

Необходимо отметить, что в данном спецпрактикуме под организацией креативной деятельности в формировании ХТА будут пониматься практики как ключевой компонент образовательного процесса Института искусств и основной вид занятий наряду с лекциями и семинарами.

В аудиторное время проходят практические занятия, которые представляют собой вид учебной деятельности студентов в рамках образовательного учреждения (Института), главным образом состоящие в овладении определенной профессиональной деятельностью и методами ее совершенствования с целью формирования ХТА.

К данной форме организации деятельности авторы относят учебно-творческую и социально-коммуникативную практики, которые, в свою очередь, реализуются посредством мастер-классов, технических зачетов, академических «закрытых» показов и концертных выступлений.

Технические зачеты проводятся в соответствии с рабочим учебным планом, в котором прописываются сроки проведения учебно-творческой практики. Технические зачеты позволяют определить уровень технического развития студента, выявить недостатки в проявлении умений обучающихся для дальнейшего формирования ХТА посредством определения усвоения студентами основных технических формул и технической оснащенности соответствующих требований образовательных программ. Технические зачеты предполагают публичное исполнение виртуозных программ согласно годовым требованиям учебных программ. Отметим, что технические зачеты способны стать мотивацией в формировании ХТА студентов-музыкантов и обогатить их теоретические знания о роли культурных практик.

Академические «закрытые» показы также являются частью учебно-творческой практики, целью которых рассматривается промежуточный итог формирования ХТА, они проходят в течение учебного года и предполагают исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии. На данном этапе студент делает попытки в умении проявить одну из составляющих ХТА – эмоциональную активность – посредством выступления на «закрытом» показе.

В качестве зачетного занятия данной практики авторы рассматривают участие в мастер-классе. Стоит отметить, что мастер-класс опирается на собственные принципы и определенную структуру распространения исполнительского опыта (авторской методики) и является одной из эффективных форм учебно-творческой практики в формировании ХТА студентов-музыкантов [2]. Это форма выступления, в которой студент является объектом обучения. Он проявляет активность посредством реакции и способности сиюминутного перевоплощения, понимает установки, поставленные преподавателем. Мастер-класс создает предпосылки к формированию ХТА. В свою очередь, отметим, что мастер-класс относится к концертно-исполнительской деятельности и помогает студентам совершенствоваться в выбранном направлении.

В социально-коммуникативных практиках авторы рассматривают формирование ХТА в результате творческой деятельности студентов и их участия в концертных выступлениях.

Концерт – наиболее распространенная форма данной практики в формировании ХТА. В эту форму практики входят различные по масштабности отчетные концерты: класса преподавателя, отделения, учебного заведения [2].

Для студентов Института искусств в концертной деятельности характерны академические «открытые» показы. Такое мероприятие проводится по инициативе преподавателя, который тем самым способен повысить активность студента для дальнейшего формирования ХТА. Это своего рода отчет преподавателя о проделанной работе за определенный период и демонстрация достижений его студента. На первый план выставляются художественные умения студента, сформированные под влиянием ХТА: яркость, эмоциональность, эффектность.

Отметим, что большинство студентов чувствуют скованность при исполнении произведений на концертных выступлениях, именно поэтому социально-коммуникативная практика является важнейшей частью профессиональной деятельности студента и способна серьезным образом повлиять на мотивационную и эмоциональную составляющие в формировании ХТА студента.

Во внеаудиторное время концертно-исполнительская практика проходит в следующих формах организации: конкурсы и фестивали различного формата.

Музыкальный конкурс – одна из форм практики в формировании ХТА, представляет собой публичное выступление участника с дальнейшим награждением. Музыкальные конкурсы имеют различные статусы, они делятся на международные, всероссийские, региональные, областные, городские.

Конкурсы могут быть представлены одним или несколькими турами. Для участия в данной форме практики от студента требуются высокий уровень проявления умений ХТА, которые были получены в концертно-исполнительской деятельности, а также выдержка и стабильность в эмоциональной активности в условиях волнения на сцене. Как активная форма конкурс связан с психологическим напряжением и высокой конкурентностью, что обусловливает формирование и мобилизацию у студентов физических, психологических и творческих ресурсов, которые являются составляющими в проявлении умений ХТА в концертно-исполнительской деятельности [3, с. 179].

Музыкальный фестиваль активизирует творческую активность студента и включает в себя цикл концертов с общим названием или единой программой, проходящих в торжественной обстановке [4, с. 175]. Это более свободная форма выступления артиста на публике, благодаря которой он способен свободно проявлять активность, тем самым формируя ХТА, так как ведущей задачей данной формы является не представление технической составляющей, вследствие чего студент может испытывать неуверенность и волнение, а пропаганда музыкального искусства и смотр молодых талантов в области искусства, посредством которых обучающийся способен осознать цель и мотивы в формировании ХТА и раскрыть ее значимость в данной практике.

Формирование ХТА студентов-музыкантов проходило в соответствии с определенными этапами: исходный, формирующий, итоговый – и с использованием дидактических методов и методов художественной педагогики.

Исходя из целей, определенных в целевом блоке авторской модели, компонентного состава ХТА и содержания процесса ее формирования были определены следующие методы:

– репродуктивный, направленный на формирование ХТА при помощи осознания ее целей и повышения исполнительского опыта: консультирование, слушание, разъяснения, выполнение упражнений, выступления;

– эвристический, направленный на формирование умений ХТА: определение эмоционально-смыслового содержания текста, поиск звуковой подачи, тембральных оттенков, шриховой палитры;

– исследовательский, направленный на формирование умений активно работать с информацией и выполнять учебные действия в процессе формирования ХТА: самостоятельный анализ музыкального и поэтического текстов, эмоционального содержания сочинения, создание собственного исполнительского плана, интерпретации произведения на уровне воплощения, подбор необходимого педагогического инструментария (репертуар, инструктивно-тренировочный комплекс);

– метод эмоциональной драматургии, направленный на формирование эмоционального отношения к музыке в процессе формирования ХТА: дискуссия;

– метод художественно-творческих заданий, направленный на активизацию знаний, умений и навыков формирования ХТА: проекты, сочинение музыкальных произведений.

Данные методы упорядочивают образовательную деятельность, придают ей форму, выявляют и учитывают закономерности и особенности в повышении эффективности ХТА.

В рамках предложенной модели с целью эффективного формирования ХТА студентов-музыкантов посредством культурных практик будут использованы следующие средства обучения:

– дидактические (методические разработки);

– информационно-коммуникативные (ресурсы сети Интернет, компьютеры, проекторы, электронные библиотеки, медиаресурсы);

– средства для осуществления исполнительских действий (музыкальные инструменты, учебные классы, актовый зал).

Разработанная авторская модель включает также оценочно-результативный блок, компонентами которого являются критерии и уровни сформированности ХТА студентов-музыкантов посредством культурных практик.

Анализ исследований В.И. Андреева [5, с. 201] позволил сделать вывод о том, что ХТА определяют как качество человека, проявляющееся в процессе творчества с готовностью к активным, новаторским действиям в сфере искусства. С одной стороны, это процесс, который направлен на творческую самостоятельность студентов, а с другой – результат работы преподавателя по организации концертно-исполнительской деятельности.

Авторы согласились с данными исследованиями и выделили основополагающие критерии сформированности ХТА. Представим их.

Первый критерий – «мотивационно-целевой» – указывает на осознание студентом целей и мотивов формирования ХТА посредством раскрытия значимости культурных практик для формирования ХТА, следовательно, показателем данного критерия будет являться осознание студентом целей и мотивов формирования ХТА и значимости культурных практик для формирования ХТА. Второй критерий – «эмоционально-деятельностный» – отражает умения проявлять эмоциональную активность в культурных практиках и в создании эмоционально-творческой атмосферы для формирования ХТА в дальнейшей работе с обучающимися в школе. Следовательно, данный критерий характеризует следующие показатели: умение проявлять эмоциональную активность в культурных практиках и умение создать эмоционально-творческую атмосферу для формирования ХТА в школе. В третий критерий – «итогово-практический» – входят такие показатели, как умение проявлять ХТА в концертно-исполнительской деятельности и умение использовать культурные практики в работе с обучающимися в школе.

Все предложенные критерии и показатели можно считать взаимосвязанными и взаимодополняющими, заложенными в основу разработки трех уровней сформированности ХТА: базового, потенциального ипреобразовательного.

Базовый уровень предполагает отсутствие у студентов целей и мотивов формирования ХТА и положительного отношения к ней, отсутствие значимости культурных практик для формирования ХТА; недостаточное проявление эмоциональной активности в культурных практиках и отсутствие умений в создании эмоционально-творческой атмосферы для формирования ХТА в школе; отсутствие умений проявлять ХТА в концертно-исполнительской деятельности; отсутствие умений использовать культурные практики в работе с обучающимися в школе.

Потенциальный уровень предполагает положительное отношение студентов к формированию ХТА, осознание мотивов формирования ХТА посредством устойчивого и мотивированного отношения к ней, отмечается наличие умений по постановке цели; отмечается осознание значимости культурных практик в формировании ХТА; у студента присутствуют перспективы в умении проявлять эмоциональную активность в культурных практиках и в умении создать эмоционально-творческую атмосферу для формирования ХТА; отмечается стремление к формированию умений в проявлении ХТА в концертно-исполнительской деятельности, присутствуют попытки в умении использовать культурные практики в работе с обучающимися в школе.

Преобразовательный уровень предполагает наличие высокой мотивации в формировании ХТА с учетом значимости ХТА и мотивов ее формирования; отмечается четкая целевая ориентация на осознание значимости культурных практик в формировании ХТА; отмечаются умения к стабильному проявлению эмоциональной активности в культурных практиках и в создании эмоционально-творческой атмосферы для формирования ХТА; отмечается формирование умений в проявлении ХТА в концертно-исполнительской деятельности и использовании культурных практик в работе с обучающимися в школе.

Блок педагогических условий эффективной реализации модели представлен нами условиями-предпосылками, условиями-обстановкой, условиями-требованиями.

Заключение. Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что разработанная авторами модель предполагает поэтапное формирование ХТА студентов-музыкантов посредством культурных практик, а апробация и внедрение предложенной модели помогли сделать данный процесс целенаправленным, хорошо организованным, творческим и личностно значимым для студентов-музыкантов.


Библиографическая ссылка

Птицына М.И., Рахимбаева И.Э. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33088 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674