Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РЕАБИЛИТОЛОГА

Зачиняева Е.Ф. 1 Невзоров М.Н. 1 Панин Е.Н. 1
1 Дальневосточный федеральный университет
Статья посвящена обоснованию системообразующей роли проектной компетентности в компетентностной модели специалиста по физической реабилитации. Актуальность вопроса повышения эффективности подготовки специалистов по физической реабилитации обусловлена современной ситуацией наличия большого числа пациентов, перенесших COVID-19, и участников специальной военной операции. Обозначены базовые характеристики проектной деятельности специалиста по физической реабилитации: длительное удержание в сознании прообраза желаемого результата на всех этапах многолетней реабилитации; замысел реабилитации опосредуется пониманием комплексной цели реабилитационного процесса и опытом специалиста; реализация обеспечивается оценочно-рефлексивными и прогностическими действиями на каждом этапе, а также творческим поиском способов достижения результата. Проектная компетентность физических реабилитологов определена как способность и готовность на основе системного видения целостного реабилитационного процесса определять ключевую проблему пациента, этапы реабилитации на пути к достижению наиболее возможного результата, осуществлять отбор эффективных способов и постоянно совершенствующихся технологий, выполнять оценочно-рефлексивные и прогностические действия на каждом этапе, а также демонстрирующее устойчивое признание значимости проектной компетентности для достижения высоких результатов реабилитационного процесса. Выделены и описаны компоненты проектной компетентности специалиста по физической реабилитации. Результаты данного этапа исследования будут использоваться для совершенствования системы подготовки специалистов по физической реабилитации.
проект
проектная деятельность
проектная компетентность
специалист по физической реабилитации
профессиональная подготовка
структура проектной компетентности
1. Указ Джонс Дж. К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. 326 с.
2. Каган М.С. Философия культуры. М.: Издательство Юрайт, 2023. 353 с.
3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: «Эгвес», 2004. 120 с.
4. Попов Ю.И. Управление проектами. М.: ИНФРА-М, 2021. 208 с.
5. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. М.: ПМСОФТ, 2007. 140 с.
6. Везетиу Е.В. Проектирование, педагогическое проектирование, проектирование образовательного процесса: обоснование сущности понятий // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 53-55.
7. Старшинова А.В., Архипова Е.Б., Смолина Н.С., Панкова С.Н., Миронова М.В., Шарф А.С. Социальное проектирование в образовании и практике социальной работы. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2018. 160 с.
8. Невзоров М.Н. Логика педагогического проектирования в условиях «массового» образования. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. 103 с.
9. Омарова М.О. Педагогические условия формирования проектной компетентности магистрантов педагогического образования: дисс. ... канд. пед. наук: Махачкала, 2018. 246 с.
10. Парфенова Т.А. Формирование проектной компетентности будущих педагогов начальной школы: дисс. ... канд. пед. наук. Самара, 2019. 258 с.
11. Ермоленко В.С. Сопровождение развития проектной компетентности руководителя профессиональной образовательной организации: дисс. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2023. 163 с.
12. Вялкова О.С. Формирование проектно-конструкторской компетентности будущих инженеров в образовательном процессе вуза: дисс. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2021. 290 с.
13. Семенова Д.А. Интернет-технологии в формировании проектной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления подготовки. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2021. 195 c.

Сегодня в постковидный период, в условиях СВО увеличился поток пациентов с нарушениями функций и структур организма, приводящими к ограничениям жизнедеятельности, связанным с движением. Данные пациенты остро нуждаются в квалифицированной помощи специалистов по физической реабилитации. При этом реабилитационная помощь должна быть максимально персонифицированной и продуктивной. Однако быстрый темп изменений в медицине, развитие реабилитационных технологий предполагают перманентные процессы поисковой активности специалистов по физической реабилитации, освоению появляющихся технологий и гибкому применению их в целях достижения высоких реабилитационных результатов.

В связи с этим внимание исследователей обращается к процессу профессиональной подготовки специалистов по физической реабилитации. Научными задачами становятся определение актуальных вызовам профессиональных компетенций специалиста по физической реабилитации и разработка теоретических моделей формирования выделенных компетенций в процессе обучения в вузе.

Оказание эффективной профессиональной помощи пациентам с нарушением двигательных функций предполагает постановку комплексной цели: не только минимизировать инвалидизирующее состояние, но и обеспечить интеграцию в общество, сохранить работоспособность. Данное понимание деятельности физического реабилитолога предполагает владение выпускником перечнем компетентностей, но системообразующей является проектная, отвечающая за постановку ведущей цели реабилитационного процесса, удержание ее на протяжении длительного периода, декомпозицию ее в задачи и поиск наиболее эффективных способов их решения. Проектная компетенция определена ФГОС как универсальная, вместе с тем научно обоснованного понимания ее сущности и ее структуры в деятельности физического реабилитолога в науке пока не представлено.

Цель исследования – определение сущности и структуры проектной компетентности специалиста по физической реабилитации.

Материалы и методы исследования. Материалами данного исследования явились публикации отечественных исследователей, монографии, учебные пособия по проблемам проектной деятельности, а также диссертационные исследования, в которых представлены структурные компоненты проектной компетентности. Были применены теоретические методы анализа научной литературы и понятийно-терминологического аппарата, обобщение, структурирование полученных сведений.

Результаты исследования и их обсуждение. Достижение обозначенной цели происходило через решение ряда задач: выделение базовых характеристик проектной деятельности; определение компетентности как научного понятия; уточнение сущности проектной компетентности специалиста по физической реабилитации; выявление структурных компонентов проектной компетентности специалиста по физической реабилитации и их содержания.

Для выделения базовых характеристик проектной деятельности авторы статьи обратились к работам философов, методологов, педагогов и систематизировали определения проекта и проектирования, которые представлены в таблице.

Определения понятий «проект» и «проектирование» различных авторов

Автор

Формулировка

Проект

1

Д. Джонс

Цель проекта заключается в том, чтобы положить начало изменениям в окружающей человека естественной среде. …проектирование рассматривается как управление стихийным развитием предметного мира [1, с. 45]

2

М.С. Каган

Итог духовно-преобразовательной деятельности [2, с. 190]

3

А.М. Новиков

Д.А. Новиков

Полный, завершенный цикл продуктивной (инновационной) деятельности [3, с. 8]

4

Ю.И. Попов

Это намерение, которое … характеризуется неповторимостью условий в их совокупности, уникальностью [4, с. 5]

Проектирование

5

Д.А. Новиков

Ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств, ресурсов и специфической организацией [5, с. 40]

6

Е.В. Везетиу

Предполагает в идеальной форме результаты как материально-практической, так и духовной деятельности, то есть как внешнего, так и внутреннего мира человека [6, с. 53]

8

А.В. Старшинова и др.

Преобразование объективной действительности, с тем чтобы создать (или предусмотреть создание) объекты, явления, процессы, которые бы соответствовали желаемым требованиям [7, с.6]

9

М.Н. Невзоров, М.А. Невзорова, В.В. Кравцов

Оформление какого-либо инновационного замысла, инициативы или возникшей в практике новации, оформление предстоящей программной деятельности [8, с. 8]

Таким образом, отличительными признаками проекта являются: ориентированность на достижение конкретного результата, согласованное выполнение разнообразных действий; ограниченность во времени; уникальность, обусловленная конкретной проблемой, связанной с реальной практической ситуацией. Проектирование, в свою очередь, характеризуется процессуальностью, динамичностью, последовательностью согласованных действий по изменению системы в соответствии с замыслом. 

Проектная деятельность представлена в работах Ю.В. Громыко, М.П. Горчаковой-Сибирской, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесниковой, М.Н. Невзорова, Е.С. Полат и др. Данные авторы рассматривают проектную деятельность как субъектную, раскрывающую личный замысел, в которой реализуется поисковая активность. Проектная деятельность определяется как инновационная и творческая деятельность. Проектная деятельность – это и вид деятельности, и форма порождения инноваций, и управленческая процедура, и творческий процесс преобразования возможного в действительное. Проектную деятельность понимают как деятельность по решению проблемы посредством последовательных целесообразных творческих действий с целью получения предполагаемого результата. Также авторы Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова, М.Н. Невзорова, Д.А. Новиков и иные выделяют этапы проектной деятельности: проблематизация, целеполагание, выдвижение гипотезы, поиск оптимальных способов (возможно, альтернативных), планирование, реализация, рефлексивный этап.

Изучение понятий «проект» и «проектная деятельность» позволило выделить базовые характеристики проектной деятельности:

- это последовательность действий по получению конкретного уникального результата;

- реализует личный замысел проектировщика (его видение проблемной ситуации);

- опосредована творческим поиском способов достижения результата.

Перейдем к понятию «проектная компетентность». В работах А.Г. Бермуса, А.А. Вербицкого, С.Г. Воровщикова, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.В. Хуторского и иных компетентность рассматривается как интегративное динамическое свойство личности, характеризующее готовность к успешной деятельности в соответствии со сформулированной ценностной ориентацией на нее и способность к ней, проявляющееся в разнообразных профессиональных ситуациях. Отметим, что авторы статьи разделяют позицию ученых в отношении дифференциации понятий «компетенция» и «компетентность»: компетенция – это потенциальная возможность решения профессиональных задач, заранее заданное требование к подготовке выпускника, а компетентность – состоявшееся личностное качество, сформированное в опыте.

Проектная компетентность рассматривалась в работах А.А. Пикаловой, М.О. Омаровой, Т.А. Парфеновой, В.С. Ермоленко, О.С. Вялковой, Д.А. Семеновой и др. А.А. Пикалова описывает проектную компетентность будущих бакалавров инженерных направлений подготовки как значимый результат подготовки самостоятельных и ответственных специалистов. М.О. Омарова выявила сущность проектной компетентности магистрантов педагогического образования и разработала педагогические условия ее формирования [9]. Т.А. Парфенова теоретически обосновала модель формирования проектной компетентности будущего педагога начальной школы в процессе профессиональной подготовки в вузе [10]. В.С. Ермоленко определил теоретическую основу и экспериментально обосновал процесс сопровождения развития проектной компетентности руководителя профессиональной образовательной организации [11]. О.С. Вялкова сформулировала и реализовала научную идею формирования проектно-конструкторской компетентности будущих инженеров в образовательном процессе вуза в процессе освоения системно-организованного и профессионально ориентированного содержания модуля инженерно-графических дисциплин при пролонгированном вовлечении будущих инженеров в проектно-конструкторскую деятельность [12]. Д.А. Семенова в рамках исследования проектной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления под проектной компетентностью понимает сложную, интегративную характеристику личности, отражающую ее теоретическую и практическую подготовленность к созданию уникальных продуктов в условиях временных и ресурсных ограничений в соответствии с задачами психолого-педагогической деятельности [13]. Анализ данных диссертационных работ показал, что проектная компетентность является интегративным свойством личности, отражающимся в готовности и способности применять знания, умения и опыт проектной деятельности, но вид профессиональной детальности накладывает свои специфические особенности, наполняет особым профессиональным содержанием. Раскроем сущность проектной компетентности физического реабилитолога.

Проектная компетентность физического реабилитолога определяется высоким уровнем его субъектности, способности самостоятельно определять цели реабилитационного процесса на основе анализа первоначальных данных: диагноза пациента, нарушенных функций, личностно-социального статуса, его потребностей и запросов. Выделение ключевой проблемы пациента становится залогом эффективной реабилитационной помощи ему на определенном этапе. Физический реабилитолог как субъект физической реабилитации должен управлять стихийным процессом восстановления физических сил пациента. Отметим, что в практике часто наблюдается ситуация, когда физический реабилитолог в ежедневной работе с пациентом применяет различные методики, которые, безусловно, соответствуют утвержденным протоколам реабилитационного процесса, но выбирает их ситуативно, здесь и сейчас, не удерживая в сознании весь длительный путь реабилитации, его этапность, взаимообусловленность, а также комплексный характер в аспекте социальной направленности на улучшение качества жизни. Мышление физического реабилитолога должно действовать таким образом, чтобы всегда была возможность удерживать в сознании прообраз будущего результата: то, каким пациент, по его мнению, должен стать по завершении реабилитационного процесса. Авторам представляется, что результат в общих чертах должен выглядеть следующим образом:

- восстановлены нарушенные функции, при невозможности их восстановления – адаптация к новым функциональным особенностям организма;

- сформированы необходимые социально-бытовые навыки, позволяющие преодолевать различные преграды в повседневной жизни;

- сформирована мотивация на дальнейшую работу над организмом в течение всей жизни для профилактического эффекта и предупреждения сопутствующих заболеваний.

Проектная деятельность физического реабилитолога начинается с детально продуманного в сознании прообраза будущего результата, при этом результат строится с учетом длительной перспективы. Работа физического реабилитолога не ограничивается одним или несколькими проведенными занятиями здесь и сейчас в момент обращения пациента с жалобами, а осуществляется через несколько реабилитационных курсов. Исходя из этого прообраза (комплексного результата реабилитации), отбор средств не должен ограничиваться ресурсами лечебного учреждения, необходимо использовать потенциал профессиональной деятельности пациента, его увлечений и интересов. Проектная деятельность фокусирует сознание специалиста не на решение спонтанных текущих задач по реабилитации, а на видение конечной цели через весь процесс восстановления пациента, что обеспечивается системным взглядом на реабилитационный процесс. Таким образом, проектный подход к процессу физической реабилитации конституирует деятельность специалиста, наделяет профессиональную деятельность четкой направленностью на результат, осознанным отношением к способам и средствам.

Приведем пример реализации проектной компетентности специалиста по физической реабилитации в процессе реабилитационного лечения. Наиболее тяжелыми пациентами в практике специалиста по физической реабилитации являются те, которые имеют травматическую болезнь спинного мозга. Работа с такими пациентами предполагает решение большого числа профессиональных задач: пациенту помимо главной цели – восстановить утраченную функцию ходьбы – необходимо заново научиться чувствовать свое тело, приспосабливаться к быту и социализироваться. Такие пациенты проходят курсы реабилитации неоднократно. Несмотря на кажущееся отсутствие быстрого результата от конкретного курса, специалисту нужно видеть всю картину происходящего: что достигнуто, что необходимо освоить, где имеются трудности и как их преодолеть. Кроме того, в практике физического реабилитолога бывают ситуации, когда происходит так называемый откат: утрачиваются достигнутые большим трудом результаты. В этом случае необходимо снова пересматривать примененные методы, искать новые технологии для достижения поставленной цели, а значит – снова учиться. Проектная компетентность позволяет видеть реабилитационный процесс системно на всех этапах с позиции постепенного движения к прообразу результата, мониторить, отслеживать прогресс, анализировать влияние тех или иных способов реабилитации и при необходимости искать более эффективные.

Определим проектную компетентность специалистов по физической реабилитации как интегративное динамическое свойство личности, демонстрирующее способность и готовность на основе системного видения целостного реабилитационного процесса определять ключевую проблему пациента, этапы реабилитации на пути к достижению наиболее возможного результата, осуществлять отбор эффективных способов и постоянно совершенствующихся технологий, выполнять оценочно-рефлексивные и прогностические действия на каждом этапе, а также демонстрирующее устойчивое признание значимости проектной компетентности для достижения высоких результатов реабилитационного процесса.

Исследователи феномена «компетентность» неоднократно отмечали его комплексную, структурную природу. Начиная с работ Дж. Равена, ученые включают в состав любой компетентности три базовые составляющие: когнитивную, функциональную и личностную, отводя личностной составляющей определяющее, системообразующее значение. В представленных выше диссертационных работах авторы выделяют такие компоненты, как: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный (А.А. Пикалова), мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный (М.О. Омарова); социокультурный, психологический, педагогический (Т.А. Парфенова); когнитивный, деятельностный, аксиологический (В.С. Ермоленко).

Анализ работ, в которых представлен структурный состав компетентности и, в частности, проектной компетентности, позволил выделить компоненты проектной компетентности физического реабилитолога и наполнить их значимым для данной профессиональной деятельности содержанием. В состав проектной компетентности специалиста по физической реабилитации вошли: мотивационно-ориентированный, когнитивный, поисково-деятельностный, рефлексивный компоненты. Опишем их содержание.

Мотивационно-ориентированный компонент является стержневым в структуре компетентности и выражается в осознании эффективности проектного подхода к реабилитационной деятельности, направленности на получение результата, наличии проектного замысла реабилитационного процесса для каждого пациента, ориентированности на долгую кропотливую работу с пациентом, удержании в сознании комплексной цели реабилитационного процесса и в неугасающем стремлении осуществлять поиск наиболее эффективных способов помощи пациенту.

Когнитивный компонент представляет совокупность проектных знаний в процессе физической реабилитации. Физическому реабилитологу необходимо знать о структуре и этапах реабилитационного лечения, о технологиях творческого поиска и оптимизации процесса реабилитации в рамках реализации проекта, о методах мониторинга и оценки эффективности реабилитационного проекта.

Поисково-деятельностный компонент предполагает наличие умений комплектно анализировать ситуацию, соединяя преморбидный социальный статус пациента, существующий с учетом специфики заболевания, и будущее желаемое состояние; умений целеполагания: формулировать промежуточные и дальнесрочные желаемые результаты реабилитационной деятельности. Необходимы владение различными способами поиска и обработки информации, умение находить альтернативные пути решения возникающих проблем в процессе восстановления пациентов, владение способами мониторинга и оценки эффективности реабилитационного проекта. Реализация данных умений невозможна без проявлений исследовательской инициативы, ответственности. Кроме того, умения проектирования реабилитационного процесса обусловливают оперирование основами проектирования и в личностной сфере.

Рефлексивный компонент выражается в способности специалиста выйти из позиции деятеля в позицию наблюдателя реабилитационного проекта, оценить собственную поведенческую и психическую активность в процессе проектно-реабилитационной деятельности; увидеть трудности и собственные профессиональные дефициты. Также рефлексивный компонент обеспечивает длительную мотивацию к достижению результатов реабилитационного проекта через оценку собственной проектно-реабилитационной деятельности в рамках личностной и социальной значимости.

Заключение

Проектная компетентность специалистов по физической реабилитации является системообразующей в компетентностной модели и определяет эффективность реабилитационной деятельности в целом. Имеет схожую с другими специальностями структуру, содержание отражает специфику реабилитационной деятельности. Проектная компетентность обеспечивает системное видение реабилитационного процесса на всех этапах с позиции постепенного движения к прообразу результата, отслеживание прогресса, перманентный анализ влияния тех или иных способов реабилитации и при необходимости поиск более эффективных. Владение проектной компетентностью позволит физическим реабилитологам более эффективно оказывать профессиональную помощь. Результаты данного исследования будут использованы для совершенствования системы подготовки специалистов по физической реабилитации.


Библиографическая ссылка

Зачиняева Е.Ф., Невзоров М.Н., Панин Е.Н. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РЕАБИЛИТОЛОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33076 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674