На современном этапе развития общества и образования физическая культура, как составляющая общей культуры человека, приобретает особую значимость, так как оказывает влияние на развитие физических и нравственных качеств личности, мотивации к самосовершенствованию, формирование потребности в здоровом образе жизни, в сохранении и укреплении здоровья. Благодаря физической культуре человек легко адаптируется к окружающей природной и социальной среде.
Необходимость организации физического воспитания на всех уровнях образования признается всеми: обществом, педагогическим сообществом, родителями и обучающимися. В связи с этим возрастают требования к профессиональной подготовке и уровню педагогической культуры учителя физической культуры, миссия которого заключается «в воспитании личности обучающегося, создании культуры последующих поколений» [1, с. 12].
Высокий уровень педагогической культуры учителя физической культуры характеризует его как личность, обладающую необходимыми для педагогической деятельности качествами (педагогическая направленность, профессиональная эрудиция, интеллектуальные и нравственные качества, педагогические чувства и педагогический такт, оптимизм) и профессионально-педагогическими знаниями, навыками и компетенциями, способную творчески решать педагогические задачи, добивающуюся высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.
Активное овладение педагогической культурой начинается в период профессионально-педагогической подготовки будущих учителей физической культуры. Специально организованный, целенаправленный образовательный процесс вуза, общение с преподавателями, тренерами, однокурсниками, самостоятельная работа студентов по усвоению содержания учебного материала, воспитание личностных качеств, участие в научной, спортивной и общественной жизни вуза – все это, безусловно, способствует становлению и развитию учителя-профессионала, учителя-мастера.
Целью исследования является анализ различных подходов к определению сущности и содержания понятия «педагогическая культура», ее структуры и путей формирования у студентов - будущих учителей физической культуры.
Материалы и методы исследования. В исследовании использовалась система взаимосвязанных теоретических (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение) и эмпирических (наблюдение, беседа, обобщение педагогического опыта) методов.
Результаты исследования и их обсуждение. Педагогическая культура - одна из важнейших сущностных характеристик личности современного учителя, его педагогической деятельности, в которой аккумулируются духовные и материальные ценности воспитания и обучения, накопленные в многовековой истории становления и развития зарубежной и отечественной педагогической мысли.
В процессе формирования педагогической культуры происходит овладение студентами системой общечеловеческих и педагогических ценностей, педагогическими знаниями и умениями, нормами профессионально-педагогического поведения и правилами педагогической этики. Учителя, обладающего высоким уровнем педагогической культуры, отличают развитое педагогическое мышление и сознание, склонность к творчеству, эмпатия и толерантность, эрудиция, стремление к непрерывному самосовершенствованию.
Проблеме формирования педагогической культуры, определения ее сущности и системообразующих компонентов структуры, теоретико-методологических оснований и особенностей развития посвящены работы отечественных исследователей В.Л. Бенина, Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенина, Л.Д. Столяренко и др.
В педагогической науке существуют различные подходы к определению понятия «педагогическая культура». Так, по мнению Б.Н. Ауезова, педагогическая культура является одним из элементов общей культуры, а также характеризует культуру конкретного педагога [2, с. 3]. В своей работе он выделяет два вида педагогической культуры: творческую культуру, отражающую состояние культуры педагогической деятельности в обществе, и индивидуальную культуру, отличающуюся приобретенным опытом субъекта педагогической деятельности, индивидуальными свойства личности, характером, особенностями профессиональной деятельности и общения.
Изучая соотношение педагогической культуры с общей культурой, Р.А. Сарваров предлагает свою интерпретацию феномена «педагогическая культура», определяя ее как «разновидность профессиональной субкультуры, являющейся атрибутом всех образовательных элементов (образовательной среды, обучающегося и учителя), для которой характерны такие принципы, нормы, стили, символы, образцы и правила поведения, которые в совокупности отражают отношение учителя к обучающемуся, процессу его образования, смыслам, целям, методам, формам и средствам достижения результата, а также к результатам собственной деятельности» [3, с. 151].
Т.А. Иваненко справедливо считает, что педагогическая культура связана с педагогическим мастерством, которое рассматривается как результат многолетнего педагогического опыта, творческого саморазвития личности учителя [1]. Учитель-мастер способен преобразовывать уроки физической культуры в увлекательный образовательный процесс, который развивает познавательный интерес, активизирует деятельность, пробуждает желание заниматься спортом, получать высокие результаты. Педагогическое мастерство учителя проявляется в способности творчески подходить к решению учебно-воспитательных задач в процессе обучения и воспитания обучающихся, во владении педагогическими знаниями и навыками, умениями использовать в образовательном процессе современные педагогические технологии.
Педагогическое мастерство М.Д. Айдарова рассматривает как искусство обучения и воспитания, как совокупность качеств, имеющихся у каждого педагога, требующих постоянного совершенствования, как профессиональную способность направлять все виды учебно-воспитательной деятельности на всестороннее развитие обучающегося, его мировоззрения и способностей [4].
В своем исследовании педагогическую культуру учителя физической культуры авторы рассматривают как важную составляющую общей культуры, как интегративное качество личности педагога, условие успешности его профессионально-педагогической деятельности, показатель уровня его педагогической компетентности, направленность на личностное и профессионально совершенствование.
Как справедливо отмечает в своем исследовании Л.В. Киричек [5], формирование педагогической культуры будет успешным при условии обеспечения у студентов потребности в её развитии. С этой целью формирование педагогической культуры студента целесообразно осуществлять в условиях образовательной среды, ценностями которой являются уважение личной культуры всех обучающихся, принятие их поведения и стиля взаимоотношений, требовательность к себе и другим членам коллектива. Образовательная среда, направленная на формирование педагогической культуры студента, должна быть насыщена научными, культурными, этическими ценностями, что позволяет развивать духовно-нравственные качества личности будущего учителя.
Результаты исследования и их обсуждение. Педагогическую культуру следует рассматривать как целостную педагогическую систему, включающую совокупность структурных компонентов, приобретающих свойство целого, не сводимого к свойствам отдельного компонента, функционально связанных друг с другом. Существуют различные подходы к определению структурных компонентов педагогической культуры.
Так, Р.А. Сарваров предлагает трехкомпонентную модель педагогической культуры, которая включает отношение педагога к образовательному процессу, к учащемуся, к самому себе и результатам собственной деятельности [3].
В.С. Кукушин выделяет следующие компоненты педагогической культуры: педагогические позиции, профессиональные знания и педагогическое мышление, профессиональные умения и опыт творческо-педагогической деятельности, саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога [6].
В своем исследовании Н.Н. Аловарассматривает такие компоненты педагогической культуры, как аксиологический, включающий совокупность педагогических ценностей; технологический, раскрывающий деятельностный характер педагогической культуры, и когнитивный, опирающийся на культуру мышления преподавателя [7].
На основе анализа исследований, посвященных изучению разных подходов к определению структуры педагогической культуры, авторами статьи определены следующие структурные компоненты педагогической культуры учителя физической культуры, которые находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии.
Аксиологический компонент. В процессе подготовки к педагогической деятельности студент овладевает совокупностью педагогических ценностей, которые регламентируют его деятельность и поведение, определяют отношение к взглядам ученых, педагогической общественности на современные проблемы образования и профессионально-педагогическую деятельность учителя физической культуры. Педагогические ценности выступают в качестве устойчивых ориентиров, с которыми будущий учитель соотносит свою жизнь, поступки, отношения и будущую педагогическую деятельность.
Когнитивный компонент. Педагогическая культура учителя физической культуры представляет собой совокупность профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, способов деятельности, что позволяет ему достичь определенного уровня профессионализма и мастерства. Благодаря психолого-педагогическим знаниям учитель способен сформировать у обучающихся прочные и глубокие предметные знания, умения применить эти знания в своей практической деятельности и жизни, развить у них познавательный интерес к предмету с учетом педагогических закономерностей и принципов, знаний индивидуальных психических особенностей обучающихся, а также знаний методики преподавания своего предмета.
Теоретические знания в совокупности с методическими умениями и навыками определяют профессиональный уровень учителя, выступают средством воспитательного воздействия на обучающихся. Культура познавательной деятельности связана с формированием педагогического мышления, которое предполагает развитие способности к педагогическому анализу и синтезу, систематизации и обобщению, наблюдательности, проявлению творческого воображения. Развитое педагогическое мышление учителя позволяет ему осмысливать педагогическую информацию, использовать полученные знания и способы деятельности при организации процесса обучения и воспитания обучающихся. Культура мышления связана с мировоззрением, определяющим убеждения, взгляды, ценностные ориентации, нравственные качества учителя и его гражданскую ответственность за результаты педагогического труда.
Деятельностный компонент. Педагогическая культура предстает как профессиональная деятельность учителя физической культуры, обеспечивающая решение различного рода психолого-педагогических и социально-психологических задач. Деятельностный компонент включает методы, приемы, формы обучения, инновационные технологии, позволяющие сформировать у обучающихся знания и умения, передать накопленный человечеством опыт. Педагогическая деятельность носит задачный характер. Поэтому деятельностный компонент следует рассматривать с позиций решения педагогических задач по анализу, целеполаганию, планированию и организации образовательного процесса, его регулированию и коррекции, оценке результатов. Таким образом, технологию педагогической деятельности можно рассматривать как способ управления образовательным процессом.
Особое место в педагогической культуре занимает педагогическая техника, которая необходима для применения системы методов и форм педагогического взаимодействия: умение выбрать стиль и тон общения с обучающимися, управлять вниманием, чувство темпа, демонстрация своего отношения к поступкам обучающихся, культура речи – все это является залогом успешности педагогической деятельности учителя физической культуры.
Личностный компонент. Личность учителя, ее индивидуальность и неповторимость являются ядром педагогической культуры. Осознание личностного смысла педагогической деятельности требует от учителя достаточно развитых нравственных качеств, способности управлять своим эмоциональным состоянием и поведением в различных ситуациях при общении с обучающимися, педагогического творчества при организации обучения и воспитания обучающихся, поощряя их инициативность, изобретательность, создавая условия для самовыражения. Одной из важных характеристик личности учителя является педагогическая направленность, которая находит выражение в профессиональном интересе, склонности к педагогической деятельности, педагогических убеждениях, педагогической эрудиции и творчестве. Развитые личностные качества: инициативность, самостоятельность, ответственность, организованность, креативность, рефлективность и другие, характеризуют учителя как профессионала. Формирование и совершенствование педагогической культуры учителя физической культуры – процесс длительный, сложный, непрерывный. Он требует от студента напряжения интеллектуальных и эмоционально-волевых сил.
Формирование педагогической культуры студентов осуществляется в процессе профессиональной подготовки в основном в трех направлениях.
Первое направление включает психолого-педагогическую и методическую подготовку студентов (изучение психологии, педагогики, методики преподавания физической культуры в общеобразовательной школе). Цель данного направления - не только формирование теоретических знаний, методических умений и навыков, умений ставить и решать педагогические задачи, но и развитие личностных качеств: направленности, педагогического мышления, творческих способностей, эмпатии и др. Важным аспектом деятельности преподавателей вуза является создание ситуаций принятия решений и овладение студентами педагогическими ценностями, имеющими значимость и для общества, и для конкретной педагогической системы. Использование активных методов обучения и педагогических технологий (дискуссии, «круглые столы», дебаты, кейс-технологии, творческие лаборатории, мини-проекты, научные конференции, лекции и семинары проблемного характера и др.) способствует активизации познавательной деятельности студентов, развивает их интерес к будущей профессии. Организация педагогических практик позволяет студентам проявить свои педагогические и творческие способности, продемонстрировать уровень общей и педагогической культуры, приобрести опыт педагогической деятельности.
Второе направление развития педагогической культуры связано с организацией самостоятельной деятельности студента, направленной на развитие и углубление теоретических знаний и методических умений. Переход от коллективных форм обучения к индивидуальным, развитие творческой самостоятельности способствуют самореализации студента, проявлению его познавательных способностей и возможностей. С этой целью организуется проектная исследовательская деятельность, волонтерская работа в образовательно-воспитательных организациях, педагогические практики. Эффективность данного направления во многом зависит от степени развития образовательной среды вуза, в которой провозглашаются ценности свободы личности в выборе стратегии саморазвития, сотрудничества, творческой самореализации, толерантного отношения друг к другу, коммуникативной культуры.
Третье направление формирования и развития педагогической культуры связано с процессами самовоспитания и самообразования. Культура человека формируется благодаря обращению к отечественному и зарубежному наследию. Знакомство студентов с педагогической и психологической литературой, литературой по предмету своей профессиональной деятельности позволяет им расширить научный кругозор, осмыслить настоящее образование, сравнить с прошлым и определить тенденции и перспективы развития в будущем. Обращение к художественной, философской литературе способствует формированию мировоззрения будущего учителя, развивает общечеловеческие ценности, эмпатию и толерантность. Просмотр и обсуждение сюжета художественных фильмов, литературы по педагогической тематике, размышления и эмоциональные переживания различных ситуаций, встречающихся в жизни и профессионально-педагогической деятельности, развивают у студентов аналитические способности, умения принимать самостоятельные и ответственные решения.
Заключение. Таким образом, педагогическая культура является важной составляющей профессиональной деятельности учителя физической культуры, основой его профессионализма и педагогического мастерства. От уровня ее сформированности зависит успешность педагогической деятельности учителя. Безусловно, педагогическая культура должна непрерывно совершенствоваться, соответствовать целям и задачам профессиональной подготовки будущих учителей. И после окончания вуза выпускник, как начинающий учитель физической культуры, должен продолжать развитие своей педагогической культуры, совершенствовать свой профессионализм, пересматривая, уточняя и корректируя собственную систему культурных отношений с участниками образовательных организаций.
Библиографическая ссылка
Елагина В.С., Михайлова Т.А., Черная Е.В., Кравцова Л.М., Гладкая Е.С. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА, БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33072 (дата обращения: 05.10.2024).