В настоящее время много внимания уделяется формированию функциональной грамотности младших школьников. Так, Н.В. Виноградова называет функциональную грамотность базовым образованием личности [1]. Одной из составляющих функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Естественно-научная грамотность, по мнению большинства ведущих ученых, должна стать одним из основных и наиболее приоритетных компонентов современного образования. Она определяется как способность применять знания и умения из области естественно-научных дисциплин в жизненных ситуациях, например объяснить явление с научной точки зрения или сделать выводы на основе научных аргументов [2]. Кроме того, естественно-научная грамотность рассматривается как способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями [3].
Результаты общероссийской оценки естественно-научной грамотности в 2021 году невысоки – российские школьники занимают 34-е место в мировом рейтинге. При этом результаты 2021 года выше, чем 2020 года, но ниже, чем в 2018 и 2019 годах, что видно на рисунке 1. Такие результаты показывает Федеральный институт оценки качества образования проведенных исследований по модели PISA-2021.
Рис. 1. Результаты оценки функциональной грамотности PISA в России [4]
Исходя из результатов оценки функциональной грамотности в России, наиболее актуальной представляется задача формирования естественно-научной грамотности учащихся [5].
Данная статья описывает организацию школьного проекта «Школа в зоопарке», направленного на формирование естественно-научной грамотности младших школьников. Этот проект подтвердил свою эффективность при работе с младшими школьниками муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 137» г.Красноярска в течение 2022/2023 учебного года.
Методология исследования основана на теоретических положениях формирования естественно-научной грамотности как составляющей функциональной грамотности; на анализе отечественных подходов к диагностированию высокого уровня естественно-научной грамотности у учащихся.
Методология исследования включает в себя опыт использования городских ресурсов для достижения образовательных результатов младших школьников вне школы. Исследования отечественных ученых, изучающих вопросы взаимодействия городской среды и образовательных учреждений, доказывают эффективность выхода за рамки школьных стен и организации образовательного пространства с использованием городских ресурсов [6].
Проект «Школа в зоопарке» рассчитан на целевую группу младших школьников с 1-го по 4-й класс. Длительность проекта – один учебный год. Запущен проект в августе 2022 года, завершен в мае 2023 года. В проекте приняли участие 100% учащихся начальной школы образовательного учреждения. Познание мира детьми должно происходить в условиях, приближенных к естественным, за счет максимального использования ресурсов городской среды. Событийный формат освоения нового содержания планировался с помощью профессионалов: ученых-зоологов [7]. Проект реализован при сотрудничестве образовательного учреждения со специалистами парка флоры и фауны «Роев Ручей» (г. Красноярск). Образовательная стратегия парка флоры и фауны [8] «Роев ручей» полностью соответствуетфедеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) [9]. Выездные занятия окружающего мира на базе парка флоры и фауны позволяют учащимся в практической деятельности овладеть предметными умениями естественно-научной направленности и метапредметными умениями, составляющими естественно-научную грамотность младшего школьника. Для оценки предметных умений учителями образовательного учреждения совместно со специалистами парка флоры и фауны были разработаны тестовые материалы и задания для творческих работ после каждого выездного занятия.
Весь проект состоит из практической части, то есть непосредственно выездных занятий на территории парка флоры и фауны «Роев Ручей», и рефлексивной части, организованной в учебном пространстве образовательного учреждения, что следует из рисунка 2.
Рис. 2. Составляющие части проекта «Школа в зоопарке»
Выездные занятия по предмету «Окружающий мир» проводятся специалистами парка флоры и фауны для учеников, сопровождаемых учителем образовательного учреждения. План выездных занятий утверждается на подготовительном этапе проекта (в августе 2022 года) и корректируется в начале каждой учебной четверти. Учителя начальных классов обозначают темы из календарного планирования курса «Окружающий мир» и разрабатывают совместно со специалистом парка флоры и фауны концепцию занятия и его содержательную основу [10]. Учителю отводится роль организатора для транспортировки детей в пространство парка флоры и фауны и роль тьютора при проведении занятий. Тьютор «организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве…, координирует поиск информации обучающимися…», как определяются функции тьютора в едином квалификационном справочнике в разделе характеристики должностей работников образования [11]. Специалисты парка флоры и фауны проводят занятие с организацией практической деятельности учащихся, в системно-деятельностном подходе, с участием животных парка флоры и фауны. Именно процесс прямого общения с животными, исследование их особенностей, а также изучение объектов неживой природы делают обучение в зоопарке более увлекательным и динамичным, не нарушая логической последовательности получения и усвоения знаний учащимися, реализуя календарно-тематический план образовательной программы и формируя базовую научную картину окружающего мира. Тестовые задания после каждого выездного занятия, разработанные учителем начальных классов совместно со специалистами парка флоры и фауны, помогают определить уровень усвоения предметного материала и скорректировать дальнейшие действия учителя по обучению в курсе «Окружающий мир» [12]. Пример подбора тем выездных занятий приведен в таблице 1.
Таблица 1
Пример графика выездных занятий на третью четверть 2022/2023 учебного года
Тема занятия |
Класс |
Дата |
Время |
Учитель |
«Живая и неживая природа» |
1-й класс |
25.01 |
10.00 |
Шленских Е.Н. |
«Растения и животные. России зоны степей и зоны пустыни» |
4-й класс |
31.01 |
10.00 |
Мушакова Н.М. |
«Сезонные изменения в природе: линька животных и перелет птиц» |
2-й класс |
14.03 |
10.00 |
Князева Н.К. |
«Условия развития животных и растений» |
3-й класс |
15.03 |
11.00 |
Ильина Н.Е. |
«Красная книга Красноярского края» |
2-й класс |
13.02 |
14.00 |
Перова Н.А |
«Природные зоны. Тайга» |
3-й класс |
27.02 |
14.00 |
Макатьева Е.Е. |
«Кто такие насекомые?» |
2-й класс |
20.03 |
10.00 |
Кашкина С.В. |
Несмотря на то что первая часть проекта в форме выездных уроков более содержательная и насыщенная, вторая часть в виде рефлексивных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении, дает возможность учащимся оценить образовательные результаты выездных занятий, проявить свое творчество и осознанно использовать полученные знания в жизненных ситуациях, то есть проявить свою естественно-научную грамотность.
Рефлексивная часть проекта разбита по времени на четыре этапа – по числу учебных четвертей в учебном году. Ниже приведена таблица 2 с основными мероприятиями, позволяющими учащимся провести содержательную рефлексию изученного учебного материала в ходе выездных занятий.
Таблица 2
План мероприятий рефлексивного этапа проекта «Школа в зоопарке»
|
1-я четверть |
2-я четверть |
3-я четверть |
4-я четверть |
Название мероприятия |
Анонс проекта «Школа в зоопарке», установка на участие в проекте |
Конкурс видеороликов о выездных занятиях. «Кинофестиваль» |
Конкурс постеров, Зверррский квиз |
Фото- и видеофест «Школа в зоопарке» |
Основное содержание |
Знакомство с проектом, презентация мероприятий проекта учащимся, определение задания для первого посещения выездного занятия. Посещение выездных занятий |
Итогом выездного занятия становится видеоролик, сделанный детьми, родителями, в котором учащиеся делятся с другими своими новыми знаниями о живой природе. Конкурс видеороликов предполагает проведение кинофестиваля в актовом зале с просмотром роликов, представлением авторов, определение победителей, их награждение |
Учащиеся создают постеры, в которых размещают информацию о живой природе, полученную на выездных занятиях. Постеры размещаются в фойе школы. В течение недели все учащиеся свободно перемещаются и изучают постеры друг друга. В конце недели проводится «Зверррский квиз», который построен на вопросах о живой природе, размещенных в ученических постерах. Формат игры «Квиз» предполагает определение победителей, награждение их |
В конце учебного года учащиеся делятся своими фотографиями и видеороликами, созданными во время выездных занятий в парке флоры и фауны «Роев ручей», на виртуальной стене в сервисе «Доска Padlet». Организуется виртуальное голосование за лучшую фотографию и лучший видеоролик. Фото- и видеофест предполагает определение победителей и награждение их
|
Каждый класс посещает парк флоры и фауны минимум два раза в учебном году, максимум – четыре раза, по одному разу в учебной четверти. Как видно из таблицы 2, на рефлексивных мероприятиях проекта подводятся итоги каждого посещения выездных занятий с целью зафиксировать образовательные результаты учащихся и провести самооценку своих умений.
Результаты исследования. Чтобы провести сравнительный анализ уровня естественно-научной грамотности до и после запуска проекта, были использованы задания из всероссийских проверочных работ [13], а также мониторинг исследовательской и проектной деятельности учащихся в естественно-научном направлении в течение учебного года. Рисунок 3 демонстрирует, что количество участников научно-практических конференций среди учеников начальной школы выросло.
Рис. 3. Количество участников научно-практических конференций разного уровня
Как видно из рисунка 3, количество учащихся, представивших свои исследовательские работы естественно-научной тематики на конференциях различного уровня, увеличилось. Темы работ зародились у многих учеников во время выездных занятий в парк флоры и фауны либо при обсуждении прошедших занятий в классе и на мероприятиях рефлексивного этапа проекта. В диаграмме на рисунке 4 учтены те исследовательские работы, которые раскрывают темы естественно-научной тематики, например: «Почему у улитки четыре глаза?», «Кто такой аксолотль?», «Почему трава зеленая?», «Кораллы – это растения или животные?», «Экосистема в стеклянной банке», «Почему кошка всегда приземляется на лапы?» и др.
Рис. 4. Количество призеров и победителей научно-практических конференций разного уровня
Из диаграммы на рисунке 4 следует, что в результате годичного проекта не только возросло количество учащихся-исследователей, но и повысился качественный уровень исследовательских и проектных работ. При проведении своих исследований некоторые ученики брали интервью у специалистов-зоологов, знакомых им по выездным занятиям, специалистов парка флоры и фауны «Роев ручей», пытались найти научные объяснения для своих детских вопросов.
Ниже приведены данные о выполнении выпускниками начальной школы (учащимися 4-х классов) заданий всероссийских проверочных работ по окружающему миру. Эти задания ориентированы на проверку универсальных учебных умений, составляющих основу функциональной естественно-научной грамотности [14]. В трех столбцах таблицы 3 указан процент учащихся, выполнивших определенное задание на максимальный балл. Данные успешно выполненных заданий явно демонстрируют более высокий уровень естественно-научной грамотности выпускников начальной школы 2022/2023 учебного года.
Таблица 3
Сравнительная таблица образовательных достижений выпускников начальной школы МАОУ СШ № 137
Проверяемые требования (умения) |
2020/2021 |
2021/2022 |
2022/2023 |
|
126 уч. |
120 уч. |
121 уч. |
1. Овладение первоначальными знаниями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений окружающего мира (природных, социальных, культурных, технических и др.); использование разных способов анализа, передачи информации в соответствии с учебными задачами |
72,05 |
77,2 |
90,63 |
2. Использование разных способов анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с учебными задачами (рисунков, графиков, знаково-символических средств); освоение доступных способов изучения окружающего мира |
70,54 |
73,78 |
76,1 |
3. Использование готовых моделей (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; поиск простых взаимосвязей между живой и неживой природой, взаимосвязей в живой природе |
48,25 |
37,93 |
59,87 |
4. Овладение первоначальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений окружающего мира; умение анализировать модели (изображения) |
62,62 |
42,07 |
75,42 |
5. Освоение общепринятых норм здоровьесберегающего поведения в природе и социуме. |
68,41 |
73,9 |
86,25 |
6. Открытие способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений; оформление речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. |
70,95 |
69,51 |
76,97 |
7. Освоение правил нравственного поведения в мире природы и людей; использование знаково-символических средств для передачи информации и создания моделей изучаемых объектов и процессов. |
66,06 |
43,9 |
74,09 |
8.Сформированность уважительного отношения к России, своей семье, культуре нашей страны, ее современной жизни; готовность вступать в диалог с другими людьми и аргументировать свою точку зрения; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. |
65,48 |
46,34 |
82,03 |
9. Сформированность уважительного отношения к родному краю; построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. |
60,51 |
36,93 |
81,43 |
Заключение. Методология проведенного исследования позволила выявить потенциал выездных занятий в парке флоры и фауны в формировании естественно-научной грамотности. Организация школьного проекта «Школа в зоопарке» создает условия для формирования естественно-научной грамотности как одной из составляющих функциональной грамотности младшего школьника.
Библиографическая ссылка
Князева Н.К. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33065 (дата обращения: 05.10.2024).