Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОГО ГОМЕОСТАЗА КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПАТОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Сычев В.В. 1 Белокурова Н.В. 1 Сычева Л.П. 2
1 ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Минздрава России"
2 ГБУ РО «Областная клиническая больница» подразделение «Городская больница №10»
Статья посвящена актуальной проблеме информационной патологии высшей нервной деятельности. Целью исследования стало изучение гендерных особенностей протекания информационного стресса, обусловленного учебной нагрузкой, у студентов-медиков по данным показателей вегетативного гомеостаза. В исследовании приняли участие 60 здоровых испытуемых, правшей, студентов 2-го курса лечебного факультета, разделенных на две однородные по гендерному составу группы – 30 юношей и 30 девушек. Различия по возрасту статистически не достоверны. С целью изучения длительного воздействия информационной нагрузки на студентов исследование было проведено в конце учебного года. Оценка показателей вегетативного гомеостаза у испытуемых проводилась на основе анализа вариабельности сердечного ритма с использованием аппаратно-программного комплекса «Варикард 2.6» (ООО «Рамена»). В результате проведенного исследования были выявлены гендерные особенности вегетативного гомеостаза у студентов-медиков. По данным спектрального анализа вариабельности сердечного ритма показано преобладание парасимпатических механизмов регуляции деятельности сердца у девушек и симпатических – у юношей. Выявлена более выраженная активация симпатических надсегментарных и центральных механизмов регуляции сердечного ритма у юношей по сравнению с девушками. Определен более высокий уровень напряжения регуляторных систем у юношей по сравнению с девушками. Выявленные авторами гендерные особенности вегетативного гомеостаза у студентов-медиков позволяют предположить наличие у девушек стадии резистентности, или «устойчивой адаптации» информационного стресса, у юношей – «неустойчивой адаптации» с признаками стадии истощения. Данное состояние у юношей может быть проявлением информационной патологии высшей нервной деятельности.
студенты-медики
вегетативный гомеостаз
общий адаптационный синдром
информационный стресс
информационная патология высшей нервной деятельности
гендерные особенности
1. Бирюкова Е.В., Василюк Н.А., Андрианов В.В. Гендерные особенности вариабельности сердечного ритма и гемодинамического обеспечения учебной деятельности студентов // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2019. Т. 27, № 2. С. 188-196. DOI: 10.23888/PAVLOVJ2019272188-196.
2. Щанкин А.А. Возрастная анатомия и физиология: курс лекций. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. 176 с.
3. Кучма В.Р., Сивочалова О.В. Здоровый человек и его окружение: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 544 с.
4. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. 686 с.
5. Ходырев Г.Н., Хлыбова С.В., Циркин В.И., Дмитриева С.Л. Методические аспекты анализа временных и спектральных показателей вариабельности сердечного ритма (обзор литературы) // Вятский медицинский вестник. 2011. № 3-4. С. 60-70.
6. Дадашова Г.М. Гендерные и возрастные особенности вариабельности сердечного ритма у практически здоровых лиц // Профилактическая медицина. 2015. № 2. С. 54-58.
7. Медведева Ю.И., Зорин Р.А., Жаднов В.А., Лапкин М.М. Показатели вегетативной регуляции при фокальной лобной и височной эпилепсии // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2021. Т. 29, № 1. С. 45-53. DOI: 10.23888/PAVLOVJ202129145-53.
8. Geovanni G.R., Vasques E.R., de Oliviera Alvim R., Mill J.G., Andreao R.V., Vasques B.K., Pereira A.C., Krieger J.E. Age and Sex Differences in Heart Rate Variability and Vagal Specific Patterns – Baependi Heart Study // Glob Heart. 2020. Vol. 15 (1). Art. 71. P. 1-12. DOI: 10.5334/gh.873.
9. Александров С.Г. Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга: учебное пособие. Иркутск.: ИГМУ, 2014. 62 с.
10. Авилов О.В. Показатели вариабельности сердечного ритма у студентов с психосоматической патологией // Здравоохранение, образование и безопасность // Healthcare, education and security. 2016. № 3 (7). С. 19-27.
11. Юматов Е.А. Психическая деятельность мозга и эмоциональный стресс // Вестник психофизиологии. 2020. № 1. С. 32-41.
12. Лапкин М.М., Трутнева Е.А. Избранные лекции по нормальной физиологии = Selected Lectures on Normal Physiology: учебное пособие на русском и английском языках. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. 544 с.
13. Горбатенко Н.П., Дорохов Е.В., Яковлев В.Н., Павлова, Е.А. Влияние спелеоклиматотерапии на психоэмоциональное состояние студентов в процессе обучения // Вестник новых медицинских технологий. 2012. Т. ХIХ, № 2. С. 127-129.
14. Хананашвили М.М. Теория переходного состояния между нормой и патологией // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. 2012. № 1. С. 3-12.
15. Кочорова Л.В., Скрипов В.С., Сливка А.С. К вопросу о тревоге и депрессии в молодежной студенческой среде // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2020. Т. 8, № 2. С. 246-253. DOI: 10.23888/HMJ202082246-253.

Проблема сохранения здоровья студентов в условиях обучения в вузе является одной из актуальных в современной медицине. Воздействие таких неблагоприятных факторов, как неравномерность интеллектуальной и психологической нагрузки в течение учебного года и гиподинамия, может негативно сказываться на здоровье студентов [1]. Значительно возросший за последние десятилетия объем знаний часто требует от студента мобилизации всех его интеллектуальных и физических возможностей, что может обусловливать высокий уровень напряжения регуляторных систем организма [1].

Необходимость освоения большого объема информации в рамках фундаментальных медико-биологических дисциплин делает особенно напряженной учебу на младших курсах медицинских вузов. При этом возраст большинства обучающихся первого и второго курса – 18–20 лет, что соответствует периоду юности согласно современной возрастной периодизации [2]. Данный возрастной период характеризуется рядом особенностей физического и психического развития [2, 3]. Важной особенностью физического развития учащихся данного возраста является, в основном, завершение формирования всех физиологических систем организма [2, 3]. Психологической особенностью данного периода является становление самосознания и образа собственного «я». Именно в этот период формируется система ценностей, происходит профессиональное самоопределение, закладывается программа будущего поведения и социальной зрелости [3].

В то же время указанные физиологические и психологические особенности могут иметь значительную индивидуальную и гендерную вариабельность [2, 3]. В частности, по ряду показателей физического и психического развития девушки могут опережать юношей [3, 4]. Это обусловливает необходимость учета фактора пола при проведении нейро- и патофизиологических исследований с участием студентов [3, 4].

В настоящее время одним из наиболее широко используемых объективных методов в определении адаптационных возможностей организма как в норме, так и при различных видах патологии является оценка вариабельности сердечного ритма [5, 6, 7]. Наличие вегетативных симпатических и парасимпатических механизмов регуляции делает сердце весьма чувствительным индикатором всех происходящих в организме изменений, включая стрессорные воздействия [5]. Рядом отечественных и зарубежных исследований показано наличие гендерных и возрастных особенностей показателей вариабельности сердечного ритма как в состоянии покоя, так и при выполнении физических и интеллектуальных нагрузок [1, 6, 8]. В то же время в современной литературе по кардиоинтервалографии отсутствуют данные, отражающие гендерные особенности показателей вегетативного гомеостаза в условиях длительного воздействия информационной нагрузки.

Новизна проведенного авторами статьи исследования заключается в комплексной патофизиологической оценке показателей вегетативного гомеостаза с точки зрения современных представлений об информационном стрессе и информационной патологии высшей нервной деятельности.

Цель исследования: изучение гендерных особенностей протекания информационного стресса, обусловленного учебной нагрузкой, у студентов-медиков по данным показателей вегетативного гомеостаза.

Материалы и методы исследования

Исследование было проведено на кафедре нормальной физиологии с курсом психофизиологии ФГБОУ ВО Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова в период с марта по май 2023 г.

В исследовании приняли участие 60 здоровых испытуемых, правшей, студентов 2-го курса лечебного факультета, разделенных по гендерному признаку на две подгруппы – 30 юношей (медианный возраст 19,7 года) и 30 девушек (медианный возраст 19,9 года). Различия по возрасту между подгруппами статистически не достоверны (p>0,1).

Исследование проведено с соблюдением существующих норм биомедицинской этики.

Испытуемыми предварительно подписывалось информированное добровольное согласие на участие в исследовании. В дальнейшем все испытуемые имели возможность ознакомиться с личными результатами показателей вегетативного гомеостаза.

Исследование проводилось в один этап, включающий в себя оценку ведущей руки согласно общепринятым методикам [9] и регистрацию кардиоинтервалограммы.

Оценка показателей вегетативного гомеостаза у испытуемых осуществлялась на основе анализа вариабельности сердечного ритма с использованием аппаратно-программного комплекса «Варикард 2.6» (ООО «Рамена», Россия). Запись кардиоинтервалограммы проводилась во II стандартном отведении в течение 5 минут у испытуемых в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами. Определялись ЧСС испытуемых и показатели вариационной пульсометрии: мода (Mo), амплитуда моды (Amo 50%), вариационный размах (MxDMn), индекс напряжения регуляторных систем (стресс-индекс, SI). Также были изучены показатели спектрального анализа вариабельности сердечного ритма, полученные на основе быстрого преобразования Фурье: суммарная мощность спектра (TP) и выраженные в процентах от суммарной мощности высокочастотный (PHF), низкочастотный (PLF) и «сверх»-низкочастотный (PVLF) компоненты спектра; рассчитаны соотношение низко- и высокочастотных компонентов спектра (LF/HF), а также индекс централизации IC, представляющий собой соотношение (LF+VLF)/HF [5].

Комплексная оценка адаптационных возможностей организма осуществлялась по интегральному показателю активности регуляторных систем – ПАРС (IARS), который рассчитывался по алгоритму, предложенному Р.М. Баевским [10]. Согласно Р.М. Баевскому, значения ПАРС, выраженные в баллах от 1 до 10, отражают различные степени напряжения регуляторных систем. При этом показатель ПАРС в интервале 1–3 балла (оптимальный и умеренный уровень напряжения регуляторных систем) соответствует физиологической норме, ПАРС в интервале 4–5 баллов (выраженное и резко выраженное функциональное напряжение) соответствует донозологическим состояниям, ПАРС в интервале 6–7 баллов (перенапряжение регуляторных систем) соответствует преморбидным состояниям, ПАРС в интервале 8–10 баллов указывает на истощение и срыв механизмов регуляции [10].

Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием пакетов программ MS Office Excel 2019 и Statistica 12.0. Описательная статистика включала в себя оценку внутригрупповых значений медианы (Me), верхнего и нижнего квартилей (UQ и LQ) показателей вариабельности сердечного ритма. Достоверность различий между подгруппами испытуемых оценивалась с помощью непараметрического критерия Манна–Уитни (рассчитывались нормальная аппроксимация данного критерия Z и уровень значимости различий p). Различия считались статистически достоверными при уровне значимости p≤0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты сравнительной оценки показателей вариабельности сердечного ритма в подгруппах юношей и девушек отражены в таблице 1.

Таблица 1 

Показатели вариабельности сердечного ритма у юношей и девушек

Показатель

Юноши

Девушки

Z

p

Me

LQ

UQ

Me

LQ

UQ

ЧСС

80

68

85

78

71

85

-0,329

0,774

Mo, мс

759

672

873

760

702

842

-0,009

0,986

Amo 50, %

40,5

30,6

54,6

40,7

34,2

60,5

-0,943

0,344

MxDMn

241,5

190,9

287

231

189

274,9

0,908

0,362

SI

118

56

195

109

69

219

-0,640

0,525

TP мс2

2235,77

1188,39

3155,47

1735,26

1163,71

2791,29

1,28

0,202

PHF, %

25,5

19,6

41,3

39,1

29,1

65,8

-2,777

0,005

PLF, %

48,5

37,4

59,9

35,1

22,3

46,0

3,114

0,0015

PVLF, %

18,9

9,7

25,5

18,1

10,6

26,0

-0,121

0,904

LF/HF

1,77

1,14

2,96

1,03

0,34

1,8

3,019

0,002

IC

2,91

1,42

4,1

1,55

0,52

2,44

2,768

0,005

ПАРС

4

3

7

4

2

5

1,886

0,05

Таким образом, по данным показателей вариационной пульсометрии, включая индекс напряжения регуляторных систем (SI), не было выявлено статистически достоверных гендерных различий. В то же время оценка показателей спектрального анализа каридиоинтервалограммы показала наличие существенных гендерных особенностей вариабельности сердечного ритма. В подгруппе юношей оказались достоверно более высокими по сравнению с девушками показатели мощности низкочастотной составляющей спектра кардиоинтервалограммы LF в процентах от суммарной мощности спектра TP, соотношение показателей мощности низкочастотной составляющей к высокочастотной (LF/HF) и индекс централизации (IC). Для подгруппы девушек по сравнению с юношами оказалась характерна более значительная доля высокочастотной составляющей спектра кардиоинтервалограммы HF в процентах от суммарной мощности спектра TP. Статистически достоверных гендерных различий по процентному отношению «сверх»-низкочастотной составляющей спектра VLF и показателю суммарной мощности спектра вариабельности сердечного ритма TP выявлено не было.

По данным непараметрического критерия Манна–Уитни были выявлены достоверно более высокие показатели ПАРС у юношей по сравнению с девушками. Распределение испытуемых девушек и юношей по показателю ПАРС отражено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение испытуемых по интегральному показателю активности регуляторных систем (ПАРС)

ПАРС

Юноши

Девушки

1–3

10

15

4–5

9

13

6–7

5

2

8–10

6

Таким образом, в подгруппе девушек выявлено значительно большее количество испытуемых со значениями ПАРС, отражающими оптимальный и умеренный уровень напряжения регуляторных систем организма (1–3 балла), чем у юношей. При этом только в подгруппе юношей выявлены испытуемые (6 человек, 20% от подгруппы), у которых значения ПАРС отражают истощение и срыв регуляторных систем организма (8–10 баллов).

Выявленные в исследовании гендерные особенности вариабельности сердечного ритма, по-видимому, могут быть обусловлены различиями нервно-гуморальных механизмов регуляции деятельности сердца у мужчин и женщин в условиях информационной нагрузки [5]. Согласно современным представлениям, высокочастотная составляющая спектра кардиоинтервалограммы HF связана с дыхательным ритмом и активностью парасимпатического отдела вегетативной нервной системы [5, 10]. Значительная доля HF-составляющей спектра (39,1%) у девушек, превышающая как среднестатистические показатели (15–25%), так и аналогичный показатель у юношей (25,5%), по-видимому, отражает выраженное преобладание у девушек автономного контура регуляции сердечного ритма, связанного с повышенным тонусом блуждающего нерва. Данный режим регуляции сердечного ритма происходит с минимальным участием центральных уровней управления и, по-видимому, может рассматриваться как компенсаторный механизм, направленный на сохранение энергетических ресурсов организма [5, 10].

По современным данным, низкочастотная составляющая спектра кардиоинтервалограммы LF отражает влияние сосудодвигательного (вазомоторного) центра продолговатого мозга на сердечный ритм и связана с активностью симпатического отдела вегетативной нервной системы. В состоянии покоя доля вазомоторных волн может составлять от 15% до 35–40% [5, 10]. Выявленные у юношей более высокие значения LF (48,5%), превышающие аналогичный показатель у девушек (35,1%) позволяют предположить более выраженные у юношей влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы на вариабельность сердечного ритма. При этом более высокие показатели соотношения LF/HF и IC у юношей по сравнению с девушками, по-видимому, отражают подавление у юношей автономного контура регуляции деятельности сердца и активацию у них центральных сегментарных и надсегментарных структур, в том числе гипоталамо-гипофизарного уровня, в управлении сердечным ритмом [1, 5, 10]. Данный режим регуляции сердечного ритма, по современным представлениям, является в значительной степени энергозатратным и может наблюдаться при различных экстремальных воздействиях [5, 10].

Полученные в исследовании результаты можно рассматривать с позиции теории Г. Селье об общем адаптационном синдроме – стрессе [11, 12], а также представлений академика М.М. Хананашвили об информационном стрессе и информационной патологии высшей нервной деятельности [12, 13, 14].

Согласно Г. Селье, стресс представляет собой неспецифическую адаптационную реакцию организма, возникающую в ответ на воздействие факторов физической или психической природы, действующих в больших дозировках [11, 12]. По представлениям Г. Селье, стресс в процессе своего развития, как правило, проходит три стадии: стадию тревоги, стадию резистентности и стадию истощения [11, 12]. При этом стадия тревоги сопровождается мобилизацией всех ресурсов организма и характеризуется активацией симпатического отдела вегетативной нервной системы и мозгового слоя надпочечников, продуцирующего катехоламины. Стадия резистентности является «энергосберегающей». Она характеризуется повышением устойчивости организма к стрессору, что связано с активацией коркового вещества надпочечников, продуцирующего глюкокортикоиды, и повышением тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. При длительном действии стрессора или чрезмерной его силе может наступить третья стадия – «истощения», когда исчерпываются адаптационные возможности организма, падает сопротивляемость организма к стрессогенному фактору, вновь нарастает тревожность и увеличивается вероятность развития психосоматических заболеваний [13].

В настоящее время показано, что период острой адаптации к обучению в вузе приходится на 1–2-й курсы [13]. Результаты современных исследований также выявили более высокий уровень тревоги и депрессии у студентов-медиков младших курсов по сравнению со старшекурсниками [15]. По мнению ряда авторов, одним из ведущих стрессогенных факторов, обусловливающих высокий уровень психоэмоционального напряжения у студентов, по-видимому, является информационный, связанный с учебной нагрузкой [12, 13].

Согласно представлениям акад. М.М. Хананашвили, информационный стресс представляет собой психогенное напряжение, возникающее в условиях неблагоприятного сочетания трех факторов: необходимости обработки большого объема информации при дефиците времени, отведенного для такой работы мозга, и высоком уровне мотивации поведения [12, 13, 14]. Данное сочетание факторов, достаточно часто повторяющееся в условиях обучения в вузе, по мнению акад. М.М. Хананашвили, может приводить к информационной патологии высшей нервной деятельности – нестабильному, пограничному между нормой и патологией состоянию организма [13, 14]. По представлениям данного автора, характерной особенностью указанного переходного состояния является его потенциальная обратимость, возможная благодаря одновременному включению как патологических, так и защитных механизмов в ответ на воздействие патогенного раздражителя, в данном случае – информационного [14]. В то же время важными условиями возвращения организма к исходному (до воздействия патогенного фактора) функциональному состоянию являются своевременная диагностика информационной патологии высшей нервной деятельности и последующая коррекция данного состояния [14]. Это делает актуальным применение оценки показателей вегетативного гомеостаза как одного из объективных методов диагностики информационной патологии высшей нервной деятельности.

Учитывая, что исследование было проведено в конце учебного года, выявленные авторами гендерные особенности вегетативного гомеостаза у студентов-медиков могут отражать различия протекания общего адаптационного синдрома у девушек и юношей в условиях длительного воздействия на них учебной нагрузки. При этом выраженное преобладание у девушек автономного контура регуляции деятельности сердца, связанного с активностью парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, позволяет предположить у них стадию резистентности, или «устойчивой адаптации», к такому стрессогенному фактору, как учебная нагрузка. В то же время преобладание у юношей активности симпатического отдела вегетативной нервной системы в сочетании с активацией центральных механизмов управления сердечным ритмом свидетельствует о высоком уровне напряжения у них регуляторных систем организма, по-видимому, обусловленном информационным стрессом. Результаты комплексной оценки вариабельности сердечного ритма по данным интегрального показателя ПАРС у значительной части юношей отражают перенапряжение и срыв регуляторных систем организма, что в меньшей степени характерно для девушек. Выявленные особенности вегетативного гомеостаза у юношей позволяют предположить наличие у них стадии «неустойчивой адаптации» с признаками стадии истощения информационного стресса.

В то же время выявленные нами изменения вегетативного гомеостаза у юношей в условиях длительного воздействия информационной нагрузки, по-видимому, выходящие за рамки физиологических, могут свидетельствовать о наличии у значительной части юношей признаков информационной патологии высшей нервной деятельности. Данное пограничное состояние, вероятно, в меньшей степени характерно для девушек. При этом показатели вегетативного гомеостаза у девушек могут отражать активацию у них защитных механизмов, играющих биологически положительную роль и направленных на повышение устойчивости организма к длительному воздействию информационного раздражителя [14].

Таким образом, комплексная оценка показателей вегетативного гомеостаза позволяет выявить гендерные особенности протекания информационного стресса у студентов-медиков. Учитывая современные представления об информационном стрессе и информационной патологии высшей нервной деятельности [12, 13, 14], полученные в исследовании результаты, по-видимому, отражают более высокие адаптационные возможности организма к информационным нагрузкам у девушек по сравнению с юношами.

Выводы

1. Оценка показателей вегетативного гомеостаза на основе анализа вариабельности сердечного ритма позволяет выявить гендерные особенности протекания информационного стресса у студентов-медиков в условиях длительного воздействия учебной нагрузки.

2. Выраженное преобладание у девушек автономного контура регуляции деятельности сердца, связанного с активацией парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, позволяет предположить у них наличие стадии «резистентности», или «устойчивой адаптации» информационного стресса.

3. Преобладание у юношей тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы в сочетании с активацией центральных механизмов регуляции деятельности сердца, а также более высокого по сравнению с девушками уровня напряжения регуляторных систем организма позволяет предположить наличие у юношей стадии «неустойчивой адаптации» к информационной нагрузке с признаками стадии истощения.

4. Выявленные авторами особенности вегетативного гомеостаза у юношей могут свидетельствовать о наличии у них признаков информационной патологии высшей нервной деятельности, возможно, обусловленной длительным воздействием учебной нагрузки. Данное состояние, вероятно, в меньшей степени характерно для девушек, у которых показатели вегетативного гомеостаза могут отражать компенсаторные процессы, направленные на повышение устойчивости организма к информационным нагрузкам.

5. Полученные в исследовании результаты изучения вегетативной регуляции сердечной деятельности у студентов-медиков в условиях учебной нагрузки, по-видимому, отражают более высокие адаптационные возможности организма к информационному стрессу у девушек по сравнению с юношами.

6. Выявленные авторами гендерные особенности протекания информационного стресса и информационной патологии высшей нервной деятельности у студентов-медиков указывают на необходимость учета фактора пола как при назначении профилактических и лечебных мероприятий, так и при проведении нейро- и патофизиологических исследований с целью получения сопоставимых результатов.


Библиографическая ссылка

Сычев В.В., Белокурова Н.В., Сычева Л.П. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОГО ГОМЕОСТАЗА КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПАТОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33061 (дата обращения: 05.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674