Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ГАРАНТ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Николенко В.Н. 1, 2 Коломиец О.М. 1 Ризаева Н.А. 1, 2 Оганесян М.В. 1 Булыгин К.В. 1 Пономарёв А.Б. 1 Болотская А.А. 1 Залужная Э.В. 1
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
2 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Обучение в медицинском университете на первом курсе является очень трудоемким, что требует ряда методик, усиливающих мотивацию в изучении медицинских предметов. Сокращение учебных часов в изучении теоретических дисциплин (анатомии и гистологии человека, патологической анатомии) оправдывает внедрение современных методик: «перевернутый класс» и наставничество, применяемых в Бакинском филиале Сеченовского университета. Форма проведения «перевернутого класса» и методика наставничества в нем – деятельные способы освоения теоретических наук. Модульная система преподавания позволяет, с одной стороны, эффективно применять на практических занятиях по анатомии и гистологии человека способы многократного повторения одних и тех же понятий, составляющих необходимую базу для последующего изучения повреждений органов на кафедре патологической анатомии, с другой – создает преемственность в знаниях по теоретическим дисциплинам. Это становится возможным в условиях каждодневного посещения студентами практических занятий и лекций. Наставники в рамках «перевернутого класса» закрепляют лидерские качества и способствуют сплоченности студенческой группы, что является залогом успешной подготовки по учебным дисциплинам. Для демонстрации подобной методики использована тема изучения «Центральная нервная система. Морфология среднего мозга человека». Изучение центральной нервной системы позволяет понять механизмы управления органов и систем, создает мотивацию для последующего изучения клинических дисциплин. Психологический аспект модульной системы заключается в выработке навыков обучения и одновременном изменении характера обучающихся в направлении достижения самоорганизации, тренировки практики командной работы. Эти качества характера позволят в будущем создать прочную базу знаний о строении и гистологии органов и систем человека для последующего изучения повреждений органов на кафедре патологической анатомии.
модульная система
перевернутый класс
наставничество
лидеры
преемственность
повреждения органов
средний мозг
чёрное вещество
1. Андриенко Ю.И. Модульно-рейтинговая система оценки знаний, как средство активизации познавательской деятельности курсантов в образовательных организациях МВД России // Наука. Теория. Практика. 2015. № 1. С. 21-27.
2. Bergmann J., Sams, A. Flip your classroom: Reach every student in every class every day. International Society for Technology in Education, 2012. 113 p.
3. Реутова Л.П., Болгова Ю.А. Модульная организация обучения студентов в ВУЗе // Педагогические науки 2017. № 4. С. 96-100.
4. Шарипова М.Б., Садуллаева М. Модульное обучение в системе образования // Вестник магистратуры. 2019. № 4-3. С. 72-73.
5. Пшеничников А.Ф., Хитев А.В., Цеховой В.А. Исследование целеустремленности студентов ВУЗа // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 3. С. 305-308.
6. Носкова Т.Н., Куликова С.С. Формирование компетенции самоорганизации студентов, как основы обучения в современной образовательной среде университета // Педагогика. 2009. C. 78-86.
7. Николаев В.А., Николаев А.А. Цифровые технологии как инструмент развития международного сотрудничества в сфере медицинского образования // Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2020. № 2. С. 35-42.
8. Тихонова Н.В. Технология "перевернутый класс" в вузе: потенциал и проблемы внедрения. // Казанский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 74-78.
9. Tucker B. The flipped classroom // Education Next. 2012. № 12. P. 82-83.
10. Unchana Klentien, Wannachai Wannasawade. Development of Blended Learning Model with Virtual Science Laboratory for Secondary Students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. P. 706-711.
11. Борзова Т.А. Принципы организации СРС первого курса в технологии «перевернутый класс» // Высшее образование в России. 2018. № 8-9. С. 80-88.
12. Bishop J.L., Verleger M.A. The flipped classroom: A survey of the research // ASEE National Conference Proceedings. 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://peer.asee.org/the-flipped-classroom-a-survey-of-the-research (дата обращения: 22.09.2023). DOI: 10.18260/1-2—22585.
13. Atef N.B. Evaluation of the effectiveness of online education in anatomy for medical students during the COVID-19 pandemic // Annals of Anatomy - Anatomischer Anzeiger. 2022. № 244 P. 1-9.
14. Soler R., Soler J. Ramón, Araya I. Subjects in the Blended Learning Model Design. Theoretical-Methodological elements // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2017. P. 771-777.
15. Volchenkova K.N. Flipped classroom for doctoral students: evaluating the effectiveness // Higher education in Russia. 2019. № 5. P. 94-103.
16. Николенко В.Н., Кудряшова В.А., Оганесян М.В., Ризаева Н.А., Шумак А.В., Мовсесян Р.К. Наставничество как инновационный метод в преподавании анатомии // Морфология – науке и практической медицине: Сб. Мат научных тр., посв. 100-летию ВГМУ им. Н.Н. Бурденко // Воронеж: Научная книга. 2018. 266. c.
17. Николенко В.Н., Ризаева Н.А., Оганесян М.В., Кудряшова В.А., Болотская А.А., Майорова М.А. Средства обучения в преподавании анатомии человека // Мир науки, культуры и образования. 2020. № 4. С. 251-253.
18. Спасибкина С.Н. Наставничество как институт психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе // Научный вестник московского государственного технического университета гражданской авиации. 2015. № 94. С. 114-119.
19. Николенко В.Н., Кудряшова В.А., Оганесян М.В., Ризаева Н.А., Шумак А.В., Болотская А.А., Коломиец О.М. Диагностика и формирование мотивации у будущих врачей при изучении учебной дисциплины «Анатомия человека» // Мир науки, культуры и образования. 2019. № 1. С. 308-311.
20. Николенко В.Н., Оганесян М.В., Кудряшова В.А., Ризаева Н.А., Шумак А.В. Что может приблизить преподавание анатомии к потребностям практической медицины? // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26477 (дата обращения: 20.09.2023).
21. Николенко В.Н., Овченков В.С., Оганесян М.В., Кудряшова В.А., Ризаева Н.А., Клочкова С.В. Портретная галерея великих анатомов: учебно-воспитательная роль // Морфология. 2018. № 1. С. 86-89.

Система преподавания в высших учебных заведениях с каждым днем все больше модернизируется. Сотрудники университетов разрабатывают и внедряют новые методы и практики в учебный процесс с целью повышения качества знаний студентов. Некоторые нововведения основываются на методиках, используемых уже на протяжении долгих лет. Таким образом, достоверно утверждение о том, что в настоящее время особую актуальность приобретает инновационное образование, подразумевающее личностный подход, фундаментальность, творческое начало [1]. Составляющими инновационного образования являются методики: модульная система, «перевернутый класс» и наставничество.

МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА в изучении теоретических дисциплин создает благоприятный фон для применения сценария перевернутого класса на практических занятиях и лекциях по анатомии и гистологии человека, патологической анатомии. Ежедневные беспрерывные занятия с погружением в анатомическую науку позволяют создать и закрепить базисные понятия о строении и функции внутренних органов, сердца и сосудов, нервной системы, а многократно повторяемые сложные понятия в результате становятся простыми и доступными. Кафедра патанатомии, находясь на рубеже теоретических и клинических дисциплин, призвана, в первую очередь, подтвердить наличие у студентов базисных понятий по внутренним органам, ввести студентов в курс клинических дисциплин и создать основу для понимания повреждений внутренних органов на макро- и микроструктурном уровнях, увлекая обучающихся в интереснейший и сложный мир патологии.

До настоящего времени нет однозначного толкования понятия «модуль» применительно к образовательной программе. Модуль трактуется и как «часть образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям образования» [2, с. 5], и как учебная дисциплина (дидактическая единица, раздел).

Методисты и ученые, работающие в сфере высшего образования, толкуют понятие «модульная система» по-разному. В.Б Закорюкин определяет «модуль» как «комплекс информационной и деятельностной информации, как относительно самостоятельную часть определенной системы, несущей функциональную нагрузку, что в обучении соответствует “дозе” информации или действия, достаточной для формирования тех или иных профессиональных знаний и навыков будущего специалиста» [3, c. 99]. В концепции организации модульного обучения в вузе, разработанной К.Я. Вазиной, модуль представляется как «средство системного отражения той или иной области окружающей действительности, которая позволяет раскодировать сущность системы и увидеть ее в динамике» [3, c. 99].

Говоря о сущности модуля, Н.Л. Шевелева выделяет изначально генеральный модуль, а затем субмодули, которые включают целостную, самостоятельную часть содержания дисциплины, охватывающую знания, умения и способы действия, необходимые для решения различных видов теоретических, практических, теоретико-практических и профессиональных задач [3, c. 99].

Актуальность модульной организации обучения студентов обусловлена современными реформами в высшем образовании, которые направлены на усиление требований к модернизации образовательного процесса в вузе, организации самостоятельной работы студентов, уровню их профессионализма, необходимого в современном быстро меняющемся и усложняющемся мире [3, c. 96].

Стоит заметить, что сама идея модульного подхода в образовании не нова, статьей 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» было определено, что «при реализации образовательных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий». Масштабная же разработка образовательных программ, основанных на модульном принципе, стала возможной лишь после утверждения ФГОС 3+. Прежде всего, как отмечают многие специалисты, в федеральных государственных образовательных стандартах удалено требование к цикловой (горизонтальной) структуре образовательных программ, что и позволило разработчикам проектировать программу в модульном формате. В интерпретации ученых (Дж. Рассел, П.Юцявичене) главное в модульном обучении – возможность индивидуализации обучения. Наличие альтернативных модулей и предоставление обучающимся возможности их выбора позволяют выстроить индивидуальные образовательные траектории при освоении учебного материала. Выбираются два (реже три) взаимосвязанных предмета и изучаются параллельно. Эффективный способ «связать» дисциплины друг с другом – это изучение одной темы, но с разных сторон. В теории модульного обучения принцип индивидуализации обучения пересекается с принципами гибкости и модульности обучения, за счет чего создаются возможности изменения содержания программ с учетом социального заказа. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность выбора и выстраивания индивидуальных траекторий обучающихся.

Стоит отметить, что применение модульной системы обучения имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом, как для студентов, так и для преподавателей.

1. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах; дидактическая цель формулируется для студентов и содержит в себе указание не только на объем изучаемого материала, но и на уровень его усвоения – студентам предоставляется возможность планирования своего времени для изучения известных им заранее тем при помощи определенных литературных и медиаисточников в определенных объемах. Такой подход позволяет студентам усваивать новую информацию наиболее продуктивно, а также учит их грамотному распределению времени, самоорганизации, грамотной самооценке и справедливому самоконтролю.

2. Преподаватель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся: вовремя определяет проблемные моменты в изучении студентами той или иной темы и оказывает помощь; стимулирует познавательскую деятельность студентов, активизирует их внимание и мышление.

Следовательно, при такой системе образования преподаватель и студенты работают сообща для получения обучающимися знаний и новых практических навыков. При этом ключевое значение имеют целеустремленность и организованность студента [4, 5].

 

Рис. 1. «Формула успеха» в получении знаний

Самоорганизация студента – ключевой момент в освоении нового материала. В научно-практической литературе вопрос самоорганизации тесным образом связан с процессами профессионального саморазвития, самореализации, самовыражения, самопознания, самосовершенствования. В педагогике – это полный контроль действий личностью, а в психологии – преднамеренное планирование человеком своих действий в соответствии с собственными желаниями, отдача самому себе команды для начала выполнения некоего действия, стимуляция самого себя, осуществление самоконтроля за своими действиями, своим поведением и состоянием [6]. Предполагается, что подобные программы позволят обеспечить максимальную гибкость образовательных программ и создадут оптимальные условия для реализации академической мобильности.

Данный блок мероприятий направлен на повышение качества образования и расширение возможностей получения практико-ориентированного образования. С этой целью в вузе начата разработка модульных образовательных программ и курсов междисциплинарного характера. Применение модульной технологии обучения позволяет, во-первых, сформировать целостность представления изучаемого материала, во-вторых, создать для студента ситуацию выбора и творчества, и, в-третьих, сформировать навыки сотрудничества. Обучение в вузе, строящееся в условиях модульной системы обучения, в совокупности с применением методик наставничества и «перевернутого класса» дает возможность студентам получать больше свободы в вопросах выбора темпа освоения учебного материала и планирования своей деятельности [4, 6].

ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС: «Революция в образовании» или современная трактовка советской модели образования? Положительные моменты прошлого в образовательной системе: предварительное изучение новой темы и контрольный опрос в виде унифицированных схем и таблиц – это в современном образовании предстает в виде опорных таблиц (ОТ) и опорных схем (ОС), используемых в практике наставничества.

В последние годы в образовательной сфере появилось новое понятие – «перевернутый класс» (flipped classroom). Этот подход к обучению начал набирать популярность благодаря использованию современных технологий и доступности онлайн-ресурсов. Перевернутый класс трансформирует традиционную модель обучения с преподавателем, меняя роли преподавателя и студента [2, 6, 7].

В традиционной модели обучения студенты получают новые знания и информацию на лекциях, которые проводит преподаватель, а затем применяют их на практических занятиях или при выполнении домашних заданий. В перевернутом классе происходит обратный процесс: студенты изучают материалы самостоятельно перед занятием, используя записи лекций, учебные видео или онлайн-материалы, предоставленные преподавателем. На занятиях же они активно применяют полученные знания через коллективные дискуссии, задачи, проекты и другие формы активного обучения [7].

Преимущества перевернутого класса очевидны. Во-первых, студенты имеют возможность учиться в своем собственном темпе и в удобное для них время. Они могут пересматривать материалы, если что-то непонятно, и задавать вопросы преподавателю на занятии. Во-вторых, активное вовлечение студентов на занятиях способствует более глубокому освоению материала и развитию критического мышления. Кроме того, перевернутый класс стимулирует сотрудничество и обмен идеями между студентами [8].

Использование технологий играет ключевую роль в успешной реализации перевернутого класса. Преподаватели могут создавать учебные видео, разрабатывать интерактивные онлайн-курсы и использовать специальные платформы для дистанционного обучения. Такие ресурсы, как YouTube, RuTube, Khan Academy, Coursera и иные, предлагают обширные материалы, которые могут быть использованы студентами для самостоятельного изучения [9, 10].

Важно отметить, что перевернутый класс не является панацеей и может не подходить для всех образовательных контекстов. Он требует активного участия как преподавателя, так и студентов. Преподаватели должны тщательно планировать и структурировать занятия, чтобы обеспечить эффективное применение знаний студентами. Студенты, в свою очередь, должны быть мотивированы и ответственны за свое обучение [8, 9, 11].

Несмотря на вызовы и ограничения, «перевернутый класс» продолжает привлекать внимание педагогов и исследователей. Некоторые исследования показывают положительные результаты, связанные с повышением академической успеваемости, стимулированием самостоятельного обучения и развитием навыков критического мышления. В итоге «перевернутый класс» представляет собой новый подход к обучению, основанный на использовании современных технологий и активном участии студентов. Он позволяет индивидуализировать образовательный процесс, развивать навыки самоорганизации и критического мышления, а также способствует более глубокому усвоению материала [12, 13]. Сценарий «перевернутого класса» помогает проявлению широкой самостоятельности в деятельности, полной ответственности студентов за процесс усвоения материала в ходе просмотра лекций, а также проявлению целеустремленности и мотивированности обучающих [14, 15].

На кафедре анатомии и гистологии человека на примере изучения центральной нервной системы, отделов головного мозга, в частности изучен средний мозг, его внутреннее строение с акцентом на экстрапирамидные ядра: красное ядро и черное вещество. Деление студентов на подгруппы, изучение рисунков внутреннего строения среднего мозга эффективны в изучении с использованием модели «перевернутого класса». На кафедре патанатомии на примере вскрытия головного мозга обращается внимание на изменение цветовой гаммы черного вещества, наблюдаемое при болезни Паркинсона. Представлен вариант обсуждения одной из многочисленных тем при изучении курса анатомии человека в связи с последующим углубленным изучением патологии этой темы на кафедре патанатомии. Данный пример наглядно демонстрирует важность в преемственности знаний в области всех органов и систем при изучении вначале на кафедре анатомии, а затем, получившей функциональную и морфологическую освещенность на кафедре патанатомии.

НАСТАВНИЧЕСТВО является мощным инструментом, который способствует развитию и росту как личностных качеств, так и профессиональных. Эта практика находит свое применение в различных сферах, включая образование, бизнес и менторство.

Наставничество представляет собой взаимоотношения между опытным и компетентным человеком (наставником) и менее опытным или молодым человеком (наставляемым). Наставник предоставляет свои знания, опыт и ресурсы, чтобы помочь подопечному в достижении его учебных, профессиональных и личностных целей. Наставниками могут быть как студенты-сверстники, так и студенты старших курсов, успешно осваивающие собственные образовательные программы и преуспевающие в изучении той или иной дисциплины [16]. Целью применения методики наставничества является облегчение усвоения учебной программы высшего учебного заведения [16, 17, 18].

Преимущества наставничества

Личностный рост: наставничество способствует развитию самосознания, уверенности в себе и личной эффективности наставляемого, а также приносит пользу самому наставнику, позволяя ему закреплять уже изученный важный и осваивать новый материал в ходе подготовки к занятиям с обучающимися [16, 17].

Профессиональное развитие: наставничество помогает наставляемому освоить необходимые навыки, сформировать ценные профессиональные связи и справиться с трудностями в выбранной области. Наставнику же предоставляется возможность развития своих лидерских качеств, получения опыта и совершенствования навыков коммуникации, оттачивания ранее полученных практических навыков при помощи использования имеющихся теоретических знаний [17].

Мотивация и вдохновение: наставник стимулирует наставляемого, предоставляя ему поддержку и руководство на пути к достижению целей. В свою очередь, у наставника появляется стимул к более глубокому погружению в материал для дальнейшего успешного взаимодействия между лидером и обучающимся.

Успех в учебе и карьере: наставничество повышает шансы наставляемого на успех, помогая ему сделать осознанный карьерный выбор и обрести необходимые навыки и знания.

Отметим, что наставничество не ограничивается индивидуальными отношениями между наставником и наставляемым. Оно также может быть эффективно применено в группах студентов, где коллективный опыт и поддержка играют важную роль. В данной статье авторами будет рассмотрено преимущество применения методики наставничества в группах студентов.

Наставничество в группах студентов представляет собой взаимодействие между несколькими наставниками и группой наставляемых. Этот подход позволяет студентам обмениваться опытом, поддерживать друг друга и совместно развиваться.

Перечислим преимущества наставничества в группах студентов.

1. Расширение сети контактов: групповое наставничество дает возможность студентам установить связи и создать ценные профессиональные связи с несколькими наставниками и другими студентами.

2. Обмен знаниями и опытом: в группах студентов каждый участник может внести свой уникальный вклад, поделиться знаниями и опытом, что способствует более глубокому и разностороннему обучению [18, 19, 20].

3. Взаимная поддержка: в группах студентов наставничество становится коллективным усилием, где студенты поддерживают друг друга, обмениваются идеями и решают проблемы совместно [16, 18, 19].

4. Развитие коммуникационных навыков: участие в групповом наставничестве способствует развитию навыков эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде.

ИДЕЯ НАСТАВНИЧЕСТВА, неоднократно описываемая авторами данной статьи в многочисленных научных статьях [19, 20, 21], как нельзя полно представляется и в настоящем сценарии «перевернутого класса», являясь оптимальной методикой деятельности студента в процессе изучения анатомии, гистологии и патанатомии.

Наглядным примером успешного применения всех вышеперечисленных методик: модульное обучение, «перевернутый класс» и наставничество – в преподавании анатомии является изучение одной из самых непростых тем – «Центральная нервная система». Начало освоения новой темы – открытие «модуля». К каждому занятию студенты должны быть уже ознакомлены с теоретическим материалом – основой для дальнейшего изучения материала. Теория представлена в виде образовательных лекций на сайте Сеченовского Университета в разделе «Электронные образовательные ресурсы». Также теоретический материал наиболее полно и понятно представлен в кафедральных учебниках, атласах и методических пособиях, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения. На семинарском занятии происходит получение практических навыков и дополнительных теоретических знаний. Преподаватель демонстрирует структуры на анатомических препаратах (влажных) и экспонатах анатомического музея, а затем студентам дается время на самостоятельное изучение препаратов. После изучения теории и получения практических навыков обучающимся предоставляется возможность закрепления материала вместе с наставниками как во время занятий (в специально отведенный для этого промежуток времени), так и в свободное время. Если в ходе освоения темы у студента появляются вопросы, что не редкость при изучении раздела «Нервная система человека», он может обратиться с ними к наставнику или к преподавателю. Для закрепления материала обучающиеся вместе с наставниками имеют возможность использовать различные материалы, находящиеся в открытом доступе: это и «вопросы для самопроверки» – в конце каждой темы (представлены в учебниках), и находящиеся в открытом доступе на электронном портале Образовательного ресурса вопросы по темам, и список практических навыков, и ситуационные задачи, развивающие клиническое мышление студентов. По окончании изучения раздела «Центральная нервная система» студенты сдают промежуточный коллоквиум (то есть закрывают данный «модуль»), по результатам которого преподаватель определяет, насколько хорошо студент владеет материалом, и, конечно, если имеются недочеты в знании данной темы, дает рекомендации по их исправлению и дальнейшей работе для предотвращения возникновения недочетов в будущем.

В статье подтверждается выбор формы проведения практического занятия «перевернутый класс» на теоретической кафедре «Анатомия и гистология человека», на клинической кафедре «Патологическая анатомия». Сделан акцент на эффективности системы модульных занятий с применением наставнической практики в Бакинском филиале Сеченовского университета и подчеркивается принцип преемственности в получаемых знаниях.

Путем сравнения в исследовании двух групп студентов: обучающихся с наставниками и обучающихся без участия наставников на двух кафедрах («Анатомия и гистология», «Патологическая анатомия») – определены результаты, отраженные в таблице 1 и на диаграмме (рис. 2). Преимущественные положительные результаты, выявленные в группах обучающихся с наставниками (на диаграмме: 1-я группа студентов), преемственность в последовательном изучении теоретических дисциплин в итоге стали поводом к широкому освещению данного опыта в настоящей статье.

Средние баллы за экзамен по анатомии в группе студентов, работавших с наставниками, выше, чем в группе студентов, обучающихся только под руководством преподавателей. Результаты отражены в таблице.

Средний балл сдачи экзамена по анатомии (в таблице: 1-я группа студентов – группа обучающихся, работавших с наставниками; 2-я группа студентов – группа обучающихся, работающих исключительно под руководством преподавателей.)

Группы

Средний балл за экзамен

1-я группа студентов

4,2

2-я группа студентов

3,4

 

Рис. 2. Результаты сдачи экзамена по анатомии (На диаграмме: 1-я группа студентов – группа обучающихся, работавших с наставниками; 2-я группа студентов – группа обучающихся, работающих исключительно под руководством преподавателей)


Библиографическая ссылка

Николенко В.Н., Коломиец О.М., Ризаева Н.А., Оганесян М.В., Булыгин К.В., Пономарёв А.Б., Болотская А.А., Залужная Э.В. МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ГАРАНТ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33051 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674