Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Съемщикова Ю.П. 1 Барзунова Т.В. 1 Козлов Ю.А. 1 Шахова Е.А. 1
1 Иркутский государственный медицинский университет Минздрава России Россия
Профессиональное довузовское ориентирование является одной из важнейших составляющих высшей школы и направлено на формирование мотивационного потенциала студента. Вопрос профессионального самоопределения достаточно сложный, многофакторный и актуальный, в том числе с позиций образовательного учреждения. Авторы провели изучение существующего довузовского профессионального ориентирования на примере обучающихся по специальности «Педиатрия» в медицинском университете с помощью социологического (анкетного) опроса и контент-анализа. Согласно полученным данным, наиболее эффективным методом работы по профессиональному ориентированию являются индивидуальная и подгрупповая формы профессионального ориентирования, уступая в эффективности фронтальному способу. Самоопределению абитуриента в подавляющем большинстве случаев способствуют рекомендательная стратегия и приоритет внутренней мотивации над внешней. Формирование внутренней мотивации – многофакторный, но управляемый процесс. Для достижения целей современного образования необходимо использовать различные методы, способствующие профессиональному самоопределению молодежи. Урбанизация и цифровизация различных сфер деятельности приводят к необходимости создания новых подходов к профессиональному ориентированию, существующие способы информирования и социальные сети должны использоваться в полной мере. Сопровождение профессионального самоопределения и профессионального выбора школьников должно быть непрерывным, ранним, доступным, иметь возможности очного формата и индивидуального подхода.
профессиональная ориентация
профессиональное самоопределение
довузовская подготовка
школьники
абитуриенты
студент
учебный процесс
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. С. 224-225.
2. Каспрук Л.И., Снасапова Д.М., Жакупова Г.Т. К вопросу о профессиональной ориентации врачебных и сестринских медицинских кадров (на примере Оренбургской области) // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27345 (дата обращения: 25.09.2023).
3. Паскарь В.С. Современные формы профориентационной работы в вузах // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2017. Т. 27. С. 64-68.
4. Черных О.П. Современные методы профориентации и самоопределения обучающихся: учебно-метод. пособие / под ред. О.П. Черных. Магнитогорск: Изд-во ГБУДО «Дом учащейся молодежи «Магнит»; Изд-во Студии рекламы «KOLOSOK», 2021. 64 с.
5. Калинин Р.Е., Оськин Д.Н., Крестьянинова О.А. Профессиональная ориентация в системе инклюзивного медицинского образования: практико-ориентированная разработка в дополнение к Атласу медицинских профессий. Рязань: ОТСиОП, 2021. 104 с.
6. Богомолова О.Ю. Проблема мотивационной готовности к выбору профессии у студентов вузов // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 302-304.
7. Мишнева С.Д., Симонова И.М., Екимова А.В., Сергеев Е.А., Сапова П.Ф., Шухарт Д.В. Профориентация студентов вуза. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lesgaft-notes.spb.ru/files/4-206-2022/60.pdf (дата обращения: 29.09.2023).

Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной и трудовой деятельности, способ самореализации, достигаемый согласованием внутриличностных и социально-профессиональных потребностей [1, с. 224–225]. Профессиональное самоопределение является многофакторным и созависимым процессом и зависит от множества факторов, начиная от личного желания и устремлений и заканчивая мотивацией со стороны родителей и социума. Немаловажное значение имеют престиж профессии, ее востребованность, а также финансовая составляющая будущей профессии.

Вместе с тем, одним из ключевых вопросов современной медицины является кадровый, и оптимизация кадровой политики представляется актуальной. В настоящее время существуют проблемы несоответствия численности и структуры кадров потребностям современной медицины, отсутствия научно обоснованных методов планирования численности медицинских кадров, диспропорции между количеством выпускников медицинских вузов и потребностями практического здравоохранения [2, 3]. Существующий дефицит кадров для системы здравоохранения делает особенно актуальным проведение эффективного профессионального ориентирования. Проведение среди школьников профессионального ориентирования по медицинскому направлению является важным этапом мотивации, представляет собой этап профессионального самоопределения. Важно, чтобы работа по профессиональному ориентированию учитывала личностные качества абитуриента и могла помочь в подборе профессий с учетом его способностей и знаний.

Известно, что существующая в школах профильная дифференциация не решает такие проблемы, как нивелировка способностей школьника, пассивность учеников, случайности выбора ими профессий [4, 5]. Вместе с тем довузовская подготовка – это очень важная составляющая высшей школы, направленная на формирование мотивационного потенциала. Считается, что довузовская подготовка – это часть системы непрерывного профессионального образования с преемственностью «школа – вуз» [6, 7].

В связи с этим особый интерес представляет анализ работы по существующему профессиональному ориентированию на примере студента медицинского университета.

Цель исследования: изучить результаты проведенной работы по довузовскому профессиональному ориентированию у обучающихся по специальности «Педиатрия» в медицинском университете.

Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 178 студентов 1-го и 6-го курсов в возрасте 18–26 лет, обучающихся по программе специалитета «Педиатрия» в Иркутском государственном медицинском университете в 2022 году. Использовались социологический (анкетный) опрос в электронном формате, контент-анализ, систематизация полученных данных. Опрос проводился анонимно, добровольно, одномоментно. Результаты количественного анализа полученных показателей рассчитывались в процентах от общего числа респондентов.

Результаты исследования и их обсуждение. При анализе оказалось, что из всех первокурсников пожелали участвовать в опросе 108 человек (90% от всего количества студентов) и 70 человек среди выпускников (84% студентов 6-го курса).

Подавляющая часть респондентов относилась к выпускникам школ (94%), и только 6% составили выпускники средних специальных медицинских учреждений (медицинских колледжей).

На основной вопрос: «Задолго ли до поступления было принято решение стать врачом?» – большинство дали ответ: «Решение принято в старших классах – 10–11-й класс» (51%). Ответы: «Мечта с детства стать врачом» и «Мечта лечить людей» – были более чем в трети случаев: 36%.

Спонтанно решение поступить в медицинский университет было принято за несколько месяцев до поступления только 8% студентов.

Таким образом, время самоопределения – «когда?» формировалось не только в старших классах, но и в более раннем периоде.

Следующий вопрос был взаимосвязан с первым: «Что повлияло на выбор профессии врача?», и вариантов ответа подразумевалось несколько. Оказалось, что общественно значимый мотив – «Собственное желание стать врачом» – доминировал в большинстве случаев – 80%.

На выбор профессии влиял «престиж профессии» (41% опрошенных) как многофакторная установка и возможность постоянного самосовершенствования.

В небольшом проценте влияли внешние факторы – идеализация образа врача в кинематографии на медицинскую тематику (7%), причем данный ответ отсутствовал в перечне выбираемых в анкете и был указан студентами самостоятельно. Наличие семейной врачебной династии как фактор выбора профессии определило выбор всего 5% опрошенных. Студенты посчитали, что явное доминирующее влияние родительской позиции на выбор медицинского профиля образования было всего в 4% случаев. Причем данная категория студентов отвечала таким образом: «Не я решил, родители настояли», что является вариантом навязанного выбора. Интересно, что возможность получения высокой заработной платы привлекла, по данным опроса, только 1% респондентов (рис. 1).

Рис. 1. Мотивационная структура выбора врачебной профессии абитуриентом (%)

Можно сделать вывод, что профессиональному самоопределению способствовали рекомендательная стратегия и приоритет внутренней мотивации над внешней.

Несмотря на мотивацию, у 21% поступивших не было твердой уверенности правильного выбора профессии врача, было решено «попробовать учиться», и интерес к профессии, по мнению этих респондентов, «должен был сформироваться в процессе учебы».

По итогам опроса, только 1% первокурсников разочаровались в своем выборе в процессе обучения, сменить вуз и направление обучения планируют 5%.

Однако среди выпускников процент разочаровавшихся оказался выше.

На вопрос: «Выбрали ли бы вы профессию врача, если бы вновь пришлось выбирать профессию» – распределение оказалось следующим: твердое желание остаться и развиваться в профессии врача высказали 50% выпускников, 26% затруднялись ответить и 24% не выбрали бы медицинскую специальность в силу разочарования, трудностей профессии и ряда иных причин (рис. 2). При этом только 11% из них решили «получить диплом и сменить кардинально род деятельности».

Рис. 2. Результаты профессионального выбора выпускников (%)

Таким образом, почти четверть выпускников может быть потеряна для практического здравоохранения. Возможно, ошибочный выбор профессии связан с отсутствием или недостаточностью профориентационной помощи на стадии выбора профессии или имелся у студентов с навязанным внешним выбором.

Выбор из медицинских вузов именно Иркутского государственного медицинского университета закономерно был связан с проживанием в этом городе (области) и отсутствием других высших медицинских образовательных учреждений (68%) на этой территории; престижем именно этого университета объясняли свой выбор 33% респондентов, и только незначительную часть (не более 1%) интересовали возможность бюджетного обучения и подходящий конкурсный бал.

Следующий важный вопрос, который был интересен, – это эффективность различных методов профессионального ориентирования, по мнению самих абитуриентов.

Только 25% опрошенных считают, что ничего не нужно делать для профессиональной ориентации школьников, а 29% студентов полагают, что существующего формата Дня открытых дверей достаточно, остальные высказались за другие форматы ориентирования. Так, с предложением дополнительной рекламы профессии медицинского работника в социальных сетях и рекламных баннерах выступили достаточно большое число опрошенных – 40%, что свидетельствует о приверженности к визуальным, наглядным и ставшим уже привычными способам информирования.

Также в результате опроса студентов самым эффективным и лучшим способом привлечения абитуриентов в медицинский университет являются прямые, неформальные беседы не только преподавателей медицинского университета, но и практикующих врачей с учащимися 9–11-х классов – с этим предложением выступило большинство опрошенных – 66%. Возможность при очном формате общения задать интересующие вопросы, обсудить особенности и возможности профессии и узкие специализации, а также услышать вопросы других учеников оказалась приоритетной для большинства.

При этом, по их мнению, предпочтительно общение в очном формате, в составе небольших групп, которое должно проводиться несколько раз в год, начиная с 9-го класса. Этот факт позволяет считать форму очной профессиональной консультации приоритетной.

Также студентами были высказаны предложения о популяризации образа врача, о более активном ведении социальных сетей ведущими специалистами, не только информационного характера, но и социального. Кроме того, этот вариант позволяет осуществлять информирование дистанционно, с возможной формой обратной связи.

Традиционно многие годы центрами довузовской подготовки при университетах проводятся ежегодные Дни открытых дверей.

День открытых дверей проводится в самом образовательном учреждении (в актовых залах, учебных, лабораторных аудиториях) коллективом педагогов медицинского университета для школьников и их родителей с использованием фото- и видеоматериалов, муляжей и других наглядных пособий по возможности. Важной при данном формате является возможность получения информации «из первых рук» по условиям поступления на бюджетной и коммерческой, целевой основах, по организации и условиям заочных курсов подготовки по профильным дисциплинам, условиям проживания для иногородних студентов, основным требованиям к обучающимся и др.

Однако эффективность Дня открытых дверей для самоопределения, по мнению самих студентов, составляет не более 29% и важна только для определившихся с выбором профессии будущего врача.

Таким образом, для самоопределения и выбора будущей профессии формат Дня открытых дверей не является приоритетным, а лишь дополняет другие способы.

В 2022–2023 гг. деканатом педиатрического факультета (доц. К.С. Толкачев) и Центром довузовской подготовки (проф. Е.В. Шевченко) Иркутского государственного медицинского университета был дополнительно осуществлен новый формат Дня открытых дверей педиатрического факультета – это профессиональное ориентирование на «рабочих местах» – непосредственно в детских лечебных учреждениях, являющихся клиническими базами университета.

Так, на базе детской областной клинической больницы силами кафедры педиатрии и детской хирургии дополнительного профессионального образования (зав. кафедрой – член-корр. РАН Ю.А. Козлов) для школьников старших классов была проведена экскурсия с элементами открытого общения с практикующими врачами по четырем направлениям: педиатрия, хирургия, лабораторная диагностика, функциональная диагностика. Школьники были разделены на микрогруппы и с соблюдением всех санитарно-противоэпидемических норм (сменная обувь, медицинский халат, маска) и получили возможность увидеть рабочие места врачей приемного отделения, оснащение и современные технические возможности клиники, включая уникальные роботизированные технологии хирургических отделений. Все школьники имели возможность напрямую общаться с врачами клиники.

В отделениях функциональной диагностики школьники участвовали в проведении неинвазивных исследований, таких как ультразвуковое сканирование сердца и сосудов, органов брюшной полости и почек, а в качестве пациентов были сами.

На базе отделения лабораторной диагностики, помимо современного оснащения, демонстрировались аппаратные технологии клинических исследований, особенно интересным и показательным, по мнению школьников, оказался состав крови человека.

Кроме того, школьникам был показан фильм о современном лечебном учреждении, его структуре, основных функциях, профильных специальностях и некоторых клинических случаях. Длительность экскурсии составила более 3 часов.

По устной оценке самих школьников, данная форма является «настоящей», делает более понятной и наглядной работу врача, повышает познавательную активность и определяет соответствие профессии личному представлению о ней. Поддержка познавательного интереса обеспечивает и хороший прогноз профессионального будущего абитуриента.

Неформальное общение школьника с врачами способствует не только информированию по направлениям медицинской деятельности, но и эмоциональному восприятию профессии, что также важно для понимания профессии медицинского работника. Согласно опросу школьников, такой «открытый» формат позволил «немного разобраться с особенностями профессии». По итогам экскурсии 19% учащихся высказали сомнение в необходимости выбора врачебной профессии, хотя ранее в этом не сомневались. Подавляющее большинство – 81% – наоборот, утвердились в правильности выбора, но нуждались в дополнительном времени для определения факультета.

Согласно опросу, подавляющее большинство школьников хотели бы повторить экскурсию и общение с врачами еще раз для выявления профессиональных склонностей.

Такой формат Дня открытых дверей на рабочем месте врача способствует освоению нового опыта социальных ролей, относящихся непосредственно к предполагаемой профессии, развитию коммуникаций и формированию самосознания и самоопределения.

Данный способ раннего профессионального ориентирования, по мнению авторов, является актуальным и позволяет формировать мотивационную и ценностную составляющие самоопределения в профессии, направлен на развитие конкретных представлений о медицинской профессии. Важно, что это может явиться толчком к развитию интереса к медицинской специальности или, наоборот, отказу от нее.

Заключение. Таким образом, современное профессиональное ориентирование, как и общество, является динамично развивающимся; содержание и формы его должны быть разнообразными, доступными; предполагать как дистанционные технологии с использованием социальных сетей, так и очный способы проведения на клинических базах медицинского университета; а также должны учитываться индивидуальные особенности школьника. Это способствует профессиональному самоопределению потенциального абитуриента как ключевому компоненту в достижении целей кадровой политики страны.


Библиографическая ссылка

Съемщикова Ю.П., Барзунова Т.В., Козлов Ю.А., Шахова Е.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33049 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674