Значительные и динамичные изменения отечественной социокультурной ситуации являются основанием для актуализации содержания образования как в целостной системе высшего образования, так и в конкретных профессиональных областях. Содержание образования, в том числе и художественного, зависит от целей и задач, определяемых государственной властью или общественным мнением, и требует поиска новых способов его формирования. Российское художественное образование предполагает непрерывность и последовательность освоения теоретических знаний и практических навыков в области искусства. Следовательно, изменения содержания образования на начальных ступенях (начальное общее образование, основное общее образование) неизменно влекут изменения на всех последующих ступенях, влияют на содержание высшего художественного образования и профессиональной подготовки соответствующих педагогических кадров.
Важно отметить, что художественно-творческая деятельность (создание произведений, объектов, проектов и пр.) является особым проявлением уникальных способностей, заложенных в самой природе человеческой сущности. Уже в первобытном обществе отмечаются стремление к красоте и созиданию, способность к передаче различных знаний, навыков и умений, в том числе «рисовать» и «ваять», что подтверждается древнейшими археологическими памятниками. За время существования человечества (от первобытных времен, древних цивилизаций и до наших дней) накопилось значительное по объему и уникальное по содержанию художественное наследие, обладающее в том числе и дидактической значимостью. Это не только сами артефакты и предметы искусства, но и разнообразные учебные, наглядные и методические пособия, альбомы по искусству, словари художественных терминов, справочники по материаловедению и иные источники информации, раскрывающие «секреты мастерства» профессиональных художников, ремесленников, народных мастеров. Анализ таких материалов позволил определить исторически сложившиеся виды искусства: изобразительные – плоскостные (живопись, графика), изобразительные – объемно-пространственные (скульптура), конструктивные (архитектура), декоративные, традиционно называемые – декоративно-прикладные (виды искусства, основой которых являются целостность и интеграция материала (из которого выполнен «объект»), техники (в которой выполнен «объект») и функции (для которой выполнен «объект»)). В ХХ в. сформировался еще один вид искусства – дизайн – как интегральная целостность качественных характеристик исторически сложившихся видов искусства и современных промышленных и цифровых технологий. В начале XXI в. все перечисленные виды искусства объединены в область визуально-пространственных искусств.
Целью исследования является определение способа формирования актуального содержания художественного образования и профессиональной подготовки педагогов-художников.
Материалы и методы исследования
В качестве материалов исследования были рассмотрены и проанализированы научные труды, посвященные современным проблемам профессиональной деятельности и подготовки педагога формирования и вопросам содержания образования в условиях постнеклассической дидактики, также рассмотрены материалы, посвященные основным аспектам визуальных искусств.
Примененными исследовательскими методами стали теоретический анализ методологических подходов и технологий, влияющих на формирование содержания профессиональной подготовки в вузе, и сущности визуально-пространственных искусств в контексте художественного образования.
Результаты исследования и их обсуждение
Современные изменения в сфере педагогики искусства обусловлены расширением области визуально-пространственных искусств, повлекшим трансформацию содержания художественного образования на всех уровнях (от общего образования до предпрофессионального и профессионального). Наиболее значительные изменения произошли в общеобразовательной школе в рамках дисциплины «Изобразительное искусство». С 2022 г., в соответствии с актуальным ФГОС ООО, школьники должны освоить основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах [1. с. 4]. Следствием этих изменений стало увеличение объема как научного знания (в области визуально-пространственных искусств), так и профессиональной грамотности педагога-художника (в практической художественно-творческой деятельности).
Повышение качества подготовки и формирование профессиональной компетентности педагога-художника, способного к деятельности в контексте обновленного содержания художественного образования, возможны при условии профилизации художественного образования (в области изобразительного искусства; декоративного искусства; дизайна).
Важно отметить, что специфика работы в различных образовательных организациях рассматривается в отношении обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование в процессе освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания» (Модуль «Методический»). Освоение данной дисциплины содействует подготовке педагога-художника для образовательных организаций различного типа и вида (основного общего; дополнительного; предпрофессионального; профессионального). Профилизация образования обеспечит углубленные знания и умения в различных областях визуальных искусств, однако существуют опасения, что узкопрофильное обучение повлечет понижение качества художественного образования и уровня конкурентоспособности на рынке труда выпускника педагогического вуза. Следовательно, необходим общий фундамент содержания современной профессиональной художественной подготовки педагогов разных направлений в области визуально-пространственных искусств.
Анализ научно-исследовательских материалов, посвященных вопросам формирования содержания образования в условиях постнеклассической дидактики [2. с. 122] (Н.С. Макарова) и современным проблемам профессиональной деятельности и подготовки педагога [3, с. 31–46] (А.А. Ахаян, Э.В. Балакирева, Е.И. Бражник, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына), выявил следующее: содержание профессиональной подготовки выпускника высшей школы (в соответствии с уровнем образования – бакалавриат, магистратура, специалитет) формируется, в том числе, с учетом принципов, определяющих методологические подходы и технологии (системность [4. с. 10] (И.Ю. Асманова), интегративность [5] (Г. Гревцева и др.), практикоориентированность [6] (М.М. Олесова), нелинейность [7, с. 64] (С.А. Писарева, А.П. Тряпицына), концептуализация [8] (Д.Ф. Ильясов)).
Из всех рассмотренных принципов, по мнению автора, наиболее актуальным является концептуализация. Д.Ф. Ильясов, рассматривая концептуализацию педагогического опыта как направление научно-методической деятельности, утверждает: «Процесс концептуализации подразумевает выявление отдельных элементов научного знания, называемых концептами», далее Д.Ф. Ильясов определяет, что «концепт является элементом обобщения и сохранения научного знания и становится элементом научной методологии, выполняя функции сохранения, развития, трансформации и трансляции знаний» [8, c. 4]. Рассмотренные материалы стали основанием для выдвижения следующей гипотезы: актуализировать содержание и сформировать общий фундамент художественной подготовки педагогов в области визуально-пространственных искусств возможно средствами концептуализации содержания профессиональной подготовки.
Изучение термина «концепт» в гуманитарно-научном дискурсе выявило значительную широту его использования (в лингвистике, психологии, философии, культурологии и др.). Активное использование термина в различных научных областях позволило сформулировать дефиницию концепта в рамках образовательного процесса: «Концепт в педагогическом дискурсе представляет “средство” концептуализации содержания образования, на основе которого возможна фундаментализация содержания профессиональной подготовки. … Концепт в образовательном процессе представляет собой крупную, обладающую универсальными и интеграционными свойствами дидактическую единицу – сущностное понятие, отражающее обобщенное значение ключевых характеристик изучаемого (предметной области, дисциплины)» [9, с. 228].
Для проведения процесса концептуализации содержания профессиональной подготовки педагогов-художников необходимо выявить крупную дидактическую единицу – концепт, обладающую интеграционными и универсальными свойствами, отражающую обобщенное значение ключевых характеристик визуально-пространственных искусств. Выявление искомой дидактической единицы требует определения этих ключевых характеристик, следовательно, требуется проанализировать сущности видов искусств (входящих в область визуально-пространственных); определить средства, используемые в процессе художественно-творческой деятельности и отражающие ее специфику (в соответствии с видами искусств); рассмотреть их в контексте дидактики художественного образования.
Важно отметить, что изучение и анализ основных аспектов исторически сложившихся видов искусств были областью научного интереса многих известных философов и исследователей (от античности и до наших дней), среди них: Аристотель [10], И.В. Гёте, И. Ньютон [11], А. Гильдебранд [12, с. 18], В. Кандинский [13], П. Флоренский [14], В. Фаворский [15, с. 10], Б. Виппер [16, с. 4], Б. Раушенбах [17] и др. В трудах перечисленных авторов рассматриваются основные аспекты (сущности) визуально-пространственных искусств: цвет, тон, форма, конструкция и композиция; одновременно рассматриваются и средства, используемые в процессе художественно-творческой деятельности, отражающие специфику как деятельности, так и самой сущности искусства: колористические, графические, объемно-пространственные. Композиция одновременно является видом художественной деятельности и основной сутью творческого процесса – интегральной целостностью всех сущностей визуально-пространственных искусств, включая дизайн.
Рассматривая в контексте дидактики художественного образования сущности визуально-пространственных искусств и средства, отражающие их специфику, автор определяет следующее:
– живопись является базовым элементом профессиональной художественно-творческой деятельности и знания о возможности и особенностях колористической визуализации «реального» (в процессе работы с натуры) или «идейного» (исполнение авторского замысла); раскрывает понятия цветового тона, гармонии, структуры цветового спектра, формирования иллюзии средового пространства колористическими (живописными) средствами и пр.;
– графика является базовым элементом профессиональной художественно-творческой деятельности и знания о возможности и особенностях графической визуализации «реального» или «идейного»; раскрывает понятия тона (освещенности), линии, пятна, линейного и конструктивного построения, формирования иллюзии средового пространства графическими средствами и пр.;
– скульптура является базовым элементом профессиональной художественно-творческой деятельности и знания о возможности и особенностях объемно-пространственной визуализации «реального» или «идейного»; раскрывает понятия формирования объема, определения и создания конструкции, организации реальной пространственной среды и пр.;
– композиция является базовым элементом профессиональной художественно-творческой деятельности и знания о возможности и особенностях организации отдельных элементов в «целостность»; раскрывает принципы построения и визуализации «реального» или «идейного»; определяет характер и содержание произведения (от формального построения картины до создания сложных психологических характеристик содержания произведения).
Рассмотренные материалы позволяют выявить обобщенное значение ключевых характеристик визуально-пространственных искусств и определить следующее: для формирования актуального содержания профессиональной подготовки педагогов-художников и его фундаментализации необходимо выявить концепт – крупную дидактическую единицу, обладающую универсальными и интеграционными свойствами, отражающую обобщенное значение ключевых характеристик визуально-пространственных искусств (композиционных, колористических, графических, объемно-пространственных).
Исследования в области истории, теории и педагогики искусства, проведенные ранее автором статьи, позволили выявить особый элемент, обладающий равной значимостью как в области искусства, так и в области художественного образования, это – орнамент. В искусстве орнамент представляет собой «значительный визуально воспринимаемый компонент, обладающий комплексом свойств художественно-эстетической системы, неотъемлемый и важный элемент практически всех архитектурных сооружений и произведений пластических искусств» [18, с. 8]. В художественном образовании орнамент является дидактическим элементом содержания образования, обладающим интеграционными и универсальными свойствами, обеспечивающими его гармоничное включение как учебного задания в содержание теоретических и художественно-творческих дисциплин [18, с. 99].
Разностороннее и длительное исследование феномена орнамента как в искусстве, так и в художественном образовании позволило автору выявить три его сущности в соответствии с областями, в которых орнамент занимает особое положение:
– орнамент как «информационный ресурс» (в контексте культурологии – культурный код, маркер эпохи, этноса и художественного стиля);
– орнамент как вид самостоятельного художественного творчества (в контексте визуальных искусств – ритмическая организация типизированных элементов);
– орнамент как учебная задача (в контексте художественного образования – дидактический элемент содержания образования).
Анализ орнамента как элемента содержания художественного образования в условиях профилизации художественной подготовки педагогов в области визуальных искусств выявил следующее:
– орнамент является крупной дидактической единицей, отражающей обобщенное значение ключевых характеристик визуально-пространственных искусств (композиционных, колористических, графических, объемно-пространственных);
– орнамент обладает метапредметными свойствами – универсальностью и интегративностью, содействующими гармоничному включению орнамента как дидактического элемента в содержание профессиональной подготовки педагогов-художников, со специализацией творческой деятельности в различных областях (изобразительное искусство; декоративное искусство; дизайн).
Заключение
Опираясь на изложенные материалы, автор делает вывод: орнамент в содержании художественного образования представляет собой крупную, обладающую универсальными и интеграционными свойствами дидактическую единицу – сущностное понятие, отражающее обобщенное значение ключевых характеристик визуально-пространственных искусств (композиционных, колористических, графических, объемно-пространственных). Освоение орнамента в процессе профессиональной подготовки педагогов-художников будет содействовать фундаментализации художественной подготовки – формированию необходимых знаний и умений в области теории и практики визуально-пространственных искусств.
Следовательно – орнамент является искомым концептом содержания художественного образования, освоение которого обеспечит процесс концептуализации, как формирования актуального содержания профессиональной подготовки педагогов-художников, необходимого для повышения качества художественного образования и сохранения конкурентоспособности выпускника педагогического вуза.
Библиографическая ссылка
Векслер А.К. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ФОРМИРОВАНИЕ АКТУАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33045 (дата обращения: 05.10.2024).