Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОГРАММА ПРЕОДОЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАТРУДНЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Гетман Н.А. 1 Котенко Е.Н. 1 Русаков В.В. 1 Макарова Я.С. 1 Сукач Л.И. 1
1 ФГБОУ ВО Омский государственный медицинский университет
В данной статье авторы описывают деятельность по разработке программы сопровождения преподавателя вуза в преодолении педагогических затруднений, что и стало целью исследования. Актуальность решения проблемы преодоления затруднений в педагогической деятельности преподавателя несомненна. Данное исследование является частью более широкого исследования, которое проводится на нескольких факультетах вуза. Методологической основой исследования являются системный и компетентностный подходы. Используются теоретические методы: анализ научно-педагогической литературы, систематизация, обобщение; эмпирические методы: диагностические (анкетирование, наблюдение, тестирование, опрос); прогностические (экспертная оценка). Разработанная авторами анкета позволила констатировать, что наибольшие затруднения преподаватели испытывают в отборе технологий обучения, способов и методов активизации познавательной деятельности обучающихся; при организации практических занятий в формате исследования и при выборе технологий оценивания достижения результатов. Профессиональные затруднения являются фактором, мешающим преподавателю качественно осуществлять свою деятельность, следовательно, понимание причин возникновения затруднений и путей их преодоления – важнейшая задача педагогической практики. Результаты разработанной авторами программы преодоления педагогических затруднений свидетельствуют о том, что преподаватели, испытывающие затруднения в профессионально-педагогической деятельности, могут преодолеть эти затруднения с помощью научно-методического и информационного, ресурсного сопровождения. Данная программа была реализована для участников анкетирования, отработаны все возникшие вопросы по преодолению выявленных ранее затруднений. Авторы утверждают, что программа преодоления затруднений преподавателями медицинского вуза актуальна и востребована.
профессионально-педагогическая деятельность
компоненты профессионально-педагогической деятельности
профессиональные затруднения
диагностика профессиональных затруднений
программа преодоления педагогических затруднений
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г. ст.50. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/bf5ed41aaeebd039efe1346471b80be249f3393e/ (дата обращения: 25.09.2023).
2. Единый квалификационный справочник должностей в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования". [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/documents/2010/10/20/teacher-dok.html (дата обращения: 25.09.2023).
3. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. Кн.1 174 с.
4. Зырянова НИ. Введение в профессионально-педагогическую деятельность. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 153 с.
5. Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Полянская Н.А., Павлинова Е.Б., Савченко О.А.
Профессионально-педагогические затруднения в деятельности начинающего преподавателя: вопросы, проблемы, перспективы преодоления // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32539 (дата обращения: 25.09.2023).
6. Булат Р.Е., Байчорова Х.С., Лебедев А.Ю., Никитин Н.А., Поборчий А.В. Анализ затруднений при реализации дистанционных образовательных технологий у различных категорий педагогических работников // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 2. С. 116-123.
7. Перенкова Е.В. Развитие способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2003. 187 с.
8. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. М: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
9. Гринько М.Н., Самсоненко Л.С., Шавшаева Л.Ю. Преодоление профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации персонифицированной модели повышения квалификации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?Id=21880 (дата обращения: 04.11.2023).

Педагогическая деятельность является особым видом деятельности. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что научные работники обязаны «…формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки; развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности» [1], в едином квалификационном справочнике подчеркивается, что преподаватель, в частности: «…организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные» [2].

Следует отметить, что педагогическая деятельность преподавателя является одной из разновидностей профессиональной. В.Д. Симоненко и М.В. Ретивых отмечают, что «…профессионально-педагогическая деятельность – это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты» [3, с. 83]. Важными характеристиками профессионально-педагогической деятельности являются совместный характер, направленность «на другого», «для других», она не может быть деятельность «для себя» и требует специального образования. Составляющими педагогической деятельности преподавателя выступают субъектная и объектная составляющие. Субъектная составляющая выражает восполнение и сохранение освоенного уровня профессиональной деятельности, а также умение актуализироваться в изменяющихся условиях внешней среды, объектная составляющая отражает процесс проектирования и осуществления педагогической деятельности [4]. Деятельность преподавателя вуза является внутренним фактором получения студентом качественного образования. Однако современный преподаватель (независимо от стажа его педагогической деятельности) сталкивается со множеством затруднений на своем профессиональном пути в течение всей педагогической деятельности. Ранее были исследованы области профессиональных затруднений [5]. Прежде всего, можно отметить отсутствие интереса обучающихся к процессу обучения, низкий уровень их мотивации и потребности в знаниях, неумение целеполагания, отсутствие навыков взаимодействия с коллегами, слабую методическую подготовку, введение цифровизации образования и т.д.

Цель исследования: разработать программу преодоления профессиональных затруднений в деятельности преподавателя и апробировать ее.

Материалы и методы исследования. В исследовании авторы опирались на деятельностный и компетентностный подходы. Используются теоретические методы: анализ научно-педагогической литературы, систематизация, обобщение; эмпирические методы: диагностические (анкетирование, наблюдение, тестирование, опрос); прогностические (экспертная оценка). Содержание исследования включало в себя разработку анкеты по выявлению педагогических затруднений преподавателей вуза. Вопросы анкеты были определены на основе наблюдений за проведением занятий и опроса преподавателей вуза. Далее была реализована анкета в Google-форме в электронной информационно-образовательной среде портала ОмГМУ, осуществлены сбор и обработка полученных результатов, сформулированы направления программы преодоления педагогических затруднений [6].

Результаты исследования и их обсуждение

Профессионально-педагогическую деятельность (ППД) преподавателя вуза можно представить в различных схемах, однако принципиальное наполнение в них будет перекликаться. Представленная на рисунке мнемосхема отражает компоненты педагогической деятельности и их наполнение.

Сущность ППД

Последовательность действий, направленных на достижение целей обучения и воспитания

 

 

Содержание ППД

Обучение, воспитание, развитие обучающихся

 

 

Функции ППД

Диагностическая, ориентационно-прогностическая, конструктивно-проектировочная, организационная, информационная, коммуникативная, аналитико-оценочная, исследовательская

 

 

Виды ППД

Преподавательская, воспитательная, социально-педагогическая, культурно-просветительская, научно-методическая, управленческая, развивающая, профориентационная

Мнемосхема профессионально-педагогической деятельности

Анализ мнемосхемы позволяет определить те проблемные точки в деятельности преподавателя, в которых возникают профессиональные затруднения. Е.В. Перенкова предлагает самоанализ деятельности в качестве важнейшего инструмента преодоления профессиональных затруднений [7, с. 67]. Анализ литературы показал, что у современного преподавателя вуза существует большое количество профессиональных затруднений, однако это не означает, что конкретный преподаватель испытывает весь перечень затруднений – каждый имеет свой личный «набор» затруднений.

Анализ литературы и собственные наблюдения авторов позволили выявить наиболее часто встречающиеся затруднения в педагогической деятельности для преподавателя вуза, а именно затруднения: в обосновании важности преподаваемого предмета; в развитии профессионального интереса у обучающихся к изучаемому предмету; в изложении материала, доступном для студента; сложность соотнесения содержания предмета с профессиональными потребностями врача; организация клинических занятий. Это позволило разработать анкету для выявления спектра профессионально-педагогических затруднений преподавателей вуза. Организованное исследование на кафедрах нормальной и патофизиологии Омского государственного медицинского университета, в котором приняли участие 16 человек (при этом педагогический стаж преподавателя не учитывался), стало начальным этапом более масштабного эксперимента по исследованию профессионально-педагогических затруднений преподавателей вуза, возникающих в период между циклами повышения квалификации по педагогике и психологии.

Вопросы, которые были включены в анкету, касались разнообразных сфер педагогической деятельности преподавателя, в которых чаще всего возникают затруднения. В таблице 1 представлены вопросы анкеты и результаты анкетирования преподавателей.

Таблица 1

Результаты анкетирования выявления педагогических затруднений

№ П/П

Да (%)

Нет (%)

Иногда (затрудняюсь ответить) (%)

1. Испытываете ли Вы затруднения при постановке целей занятия?

43,7

31,3

25

2. Владеете ли Вы инструментарием компетентностно-ориентированных технологий?

37,5

56,3

6.2

3. Представляет ли для Вас трудность организовать дискуссию (мозговой штурм, круглый стол и т.д.) на занятии?

31,2

68,8

0

4. Испытываете ли Вы затруднения при отборе технологий обучения, способов, методов, приемов активизации познавательной деятельности обучающихся?

87,5

12,5

0

5. Испытываете ли Вы затруднения при организации практических занятий в формате исследования?

87,5

12,5

0

6. Испытываете ли Вы затруднения при анализе учебного материала с точки зрения современных достижений науки, движения научного знания?

50

37,5

12,5

7. Испытываете ли Вы затруднения при выборе технологий оценивания достижения результата?

87,5

12,5

0

8. Можете ли Вы аутентично оценить свои «удачи» и «неудачи» на занятии?

25

25

50

9. Испытываете ли Вы затруднения в определении «достоинств» и «недостатков» посещаемых Вами занятий преподавателей кафедры (взаимопосещение)?

25

25

50

Затруднения возникают в педагогической деятельности постоянно, как у молодых преподавателей, так и у преподавателей со стажем.

Для оказания научно-методического сопровождения педагогической деятельности была разработана программа. Любая программа является наглядным примером педагогического проектирования. Она имеет цель, задачи, объект, предмет, условия и результаты. При этом результаты постоянно изменяются и могут определять постановку новой цели, а также послужить основой для проектирования новой программы. В этом и заключается цикличность процесса педагогического проектирования.

И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская предлагают «… 4 этапа проектирования, каждый этап имеет процедуры внутри:

1. Предпроектный (стартовый) этап: исследование (диагностика), проблематизация, концептуализация, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, форматирование проекта, его предварительная социализация;

2. Этап проектирования – реализация проекта: уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта; пошаговое выполнение запланированных проектных действий; коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной связи; получение и внутренняя оценка проектного продукта; презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза (оценка);

3. Рефлексивный этап – рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов (соответствие результата первоначальному замыслу, качество полученного продукта, качество совместной деятельности и отношений, перспективы использования продукта и развития проекта);

4. Послепроектный этап: апробация, распространение (диссеминация) результатов и продуктов проектной деятельности; выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего и т.д.)» [8].

Представим структуру проектирования программы по преодолению профессиональных затруднений преподавателя в педагогической деятельности.

1. Постановка целей, задач, описание актуальности.

2. Разработка содержательной части – программа действий по достижению заданной цели:

а. Обоснование критериев отбора содержания теоретико-практического материала по проблеме преодоления затруднений;

б. Определение соотношения между теоретической и практической частью учебного материала;

в. Тематическое планирование по модулям;

г. Временное распределение (количество часов по данной теме);

д. Поиск наиболее подходящих педагогических технологий;

е. Определение форм организации занятий;

ж. Выбор методов оценки знаний.

3. Экспертиза программы по преодолению затруднений в профессиональной деятельности.

Таким образом, к основным способам преодоления профессиональных затруднений преподавателя можно отнести:

1) составление индивидуального плана коррекции выявленных профессиональных затруднений;

2) организация методической работы и научно-методического сопровождения;

3) выбор преподавателем актуальных тем по проблеме самообразования и контроль над их разработкой;

4) организацию и проведение тренингов по проблемным темам;

5) организацию работы проблемно-творческих групп;

6) создание информационной базы;

7) взаимопосещение занятий, передачу опыта через практическую деятельность;

8) проведение повторной диагностики затруднений преподавателя.

Основной формой взаимодействия в процессе реализации программы был диалог, который позволял преодолевать выявленные проблемы. Реализация консультативной и информационной деятельности преподавателей кафедры педагогики и психологии дополнительного профессионального образования ОмГМУ и учебных доцентов кафедр, участвующих в исследовании, способствовала разрешению основных педагогических затруднений. В таблице 2 представлены некоторые компоненты программы по преодолению профессиональных затруднений в деятельности преподавателя вуза.

Таблица 2

Паспорт программы по преодолению профессиональных затруднений в деятельности преподавателя

Анализ ситуации

Развитие и совершенствование педагогического потенциала преподавателя является важной задачей для каждой организации образования. Все позитивные изменения в системе высшего образования невозможны без повышения уровня педагогической и профессиональной компетентности преподавателя, его мотивации. Поэтому необходимо постоянно развивать мастерство преподавателя, творческий и креативный стиль мышления, стимулировать самосовершенствование, сопровождать овладение новыми методиками и технологиями, способствовать их использованию в профессионально-педагогической деятельности

 

Назначение программы

Определить направления работы по профессиональному развитию и преодолению профессиональных затруднений; определить и обновить содержание методического сопровождения преподавателя с учетом потребностей педагогического коллектива конкретной кафедры

Цели программы

Преодоление профессиональных затруднений в деятельности преподавателя

Задачи программы

Выявить профессиональные затруднения; организовать эффективную, диагностическую и коррекционную работу; обеспечить активное участие преподавателя в системе преодоления профессиональных затруднений, возникающих в профессиональной деятельности

Управление реализацией программы

Организация и выполнение Программы и контроль хода ее реализации осуществляются руководством кафедры совместно с представителями кафедры педагогики и психологии ДПО ОМГМУ

Ожидаемые результаты:

 

- решение проблемы профессиональных затруднений в деятельности преподавателя посредством реализации программы;

- повышение качества образовательного процесса;

- повышение конкурентоспособности вуза

Участники программы

Заведующие кафедрами, учебные доценты, методист кафедры педагогики и психологии ДПО, преподаватели кафедр

Формат реализации программы

Дистанционный (с использование образовательного портала ОмГМУ)

Формы организации

Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная

Ресурсное обеспечение

- материально-технические ресурсы (Интернет, образовательный портал, научно-методические разработки и т.д.);

- кадровые:

заведующие кафедрами – общее руководство программой;

учебные доценты – разработка и утверждение необходимой нормативно-правовой базы; методическая помощь преподавателям по самообразованию, рассылка положений о проводимых мероприятиях, разработка Положений конкурсов методического мастерства и их проведение, руководство инновационной деятельностью;

- медиаресурсы (сайт ОмГМУ, пресс-служба ОмГМУ)

Выводы. В рамках реализации программы каждый преподаватель получил актуальную именно для него психолого-педагогическую информацию: необходимую для построения педагогического процесса в соответствии с требованиями кафедры и вуза; для самообразования; для подготовки к конкурсу методического мастерства; для инновационной деятельности [9]. Межкафедральное взаимодействие (совместные заседания проблемно-творческих групп) позволило обеспечить обмен опытом по вопросам использования компетентностно-ориентированных образовательных технологий, выбора способов оценивания учебных результатов обучающихся, организации практических занятий в формате исследования и т.д. По итогам реализации программы с преподавателями кафедр было проведено собеседование, которое показало, что большая часть преподавателей (87,5%) повысили свой уровень владения компетентностно-ориентированными технологиями, не испытывают затруднений при отборе технологий, анализе учебного материала и выборе технологий оценивания учебных результатов (68,8%). Практика реализации данной программы показала, что преподаватели получили опыт решения своих педагогических затруднений, возросла их потребность в новой актуальной педагогической информации, они смогли принимать мнение коллег, методистов, учебных доцентов. Это подтверждает эффективность программы и дает определенные перспективы ее использования на других кафедрах вуза.


Библиографическая ссылка

Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Русаков В.В., Макарова Я.С., Сукач Л.И. ПРОГРАММА ПРЕОДОЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАТРУДНЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33043 (дата обращения: 05.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674