Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ)

Филипченко С.Н. 1 Маторин Д.О. 2
1 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
2 Саратовский военный ордена Жукова Краснознамённый институт войск национальной гвардии Российской Федерации
В статье рассматривается проблема развития волевых качеств подростков в условиях учебно-воспитательного процесса образовательных организаций. Указывается актуальность рассматриваемой проблемы, заключающаяся в необходимости наличия у современных подростков высокого уровня развитости волевых качеств. Выделяются основные, определяющие подростковый возраст волевые качества: целеустремленность, выдержка, решительность, инициативность, настойчивость, дается их краткая характеристика. Представляются и описываются средства, формы, общепедагогические (вербальные, наглядные) и специфические методы, а также формы (урочные, внеурочные), используемые в ходе учебно-воспитательного процесса с подростками, направленного на развитие у них волевых качеств. Конкретизируются основные мероприятия, проводимые с подростками в процессе урочной и внеурочной форм обучения, направленные на развитие произвольных свойств личности. Обусловливается взаимосвязь комплексного использования всех доступных средств, методов и форм учебного процесса в развитии волевых качеств. В целях достижения необходимых результатов в повышении уровней проявлений волевых качеств подростков указываются педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса, а именно: подготовленность педагога (учителя); систематическое проведение урочной и внеурочной форм обучения; использование личностно-ориентированного и индивидуального подхода к обучающимся; применение максимально широкого спектра общепедагогических и специфических методов в ходе занятия.
подросток
волевые качества
методы
учебный процесс
средства
формы обучения
1. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся: совершенствование видов двигательных действий в физической культуре. М.: Просвещение, 2014. 125 с.
2. Плахотникова И.В. Взаимосвязь волевых качеств и проявлений саморегуляции произвольной активности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2012. № 3. С. 63-68.
3. Прилепских О.С. Особенности воли и волевых качеств личности в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Психологические науки. 2019. № 63 (3). С. 314-317.
4. Быкова Е.А. К вопросу о формировании волевых качеств в подростковом возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 2 (50). С. 202-208.
5. Захарова И.Н. Волевые качества личности // Молодой ученый. 2019. № 29 (267). С. 84-86.
6. Горская Ю.М. Особенности развития личности в подростковом возрасте // Молодой ученый. 2020. № 43 (333). С. 71-73.
7. Касаткина Д.А. Эмпирическое исследование волевых качеств и направленности личности // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 82-86.

В современных условиях геополитических изменений на фоне подмены западными государствами нравственных ценностей детям подросткового возраста, обучающимся в общеобразовательных организациях, необходимо иметь духовно-нравственные ориентиры, олицетворяющие социально-нравственные ценности российского общества. В условиях ведения бескомпромиссной информационной войны в популярных электронных приложениях и социальных сетях подросткам, проводящим значительное время в сети Internet, часто необходимо пренебрегать личными предпочтениями и амбициями в данных неблагоприятных обстоятельствах относительно морально-нравственных принципов и позиций, не поддаваясь информационным провокациям.

В данных обстоятельствах на определяющее место выдвигается первоочередная востребованность в целостно-организованном учебно-воспитательном процессе общеобразовательных организаций, который направлен на гармоничное развитие личности подростка относительно физического, интеллектуального и морально-волевого совершенствования.

Подростковый возраст на фоне импульсивного, часто несдержанного поведения личности ребенка является наиболее сензитивным к его разностороннему развитию. В большей степени на гармоничное развитие личности подростка влияет целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс, позволяющий посредством развития необходимого набора волевых качеств личности ребенка полноценно осуществлять свою учебную деятельность и выполнять поставленные перед собой задачи.

Цель исследования: определить основные методы, формы и условия развития волевых качеств подростков в ходе учебно-воспитательного процесса образовательных организаций.

Объект исследования: развитие волевых качеств подростков.

Предмет исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательной организации.

Материалы и методы исследования

В процессе подготовки научной статьи использовались теоретические методы исследования, способствующие осуществлению анализа научных исследований и трудов, описывающих основы развития волевых качеств у школьников подросткового возраста в ходе учебно-воспитательного процесса образовательных организаций. На основании соотношения результатов экспериментальных исследований проблемы развития волевых качеств подростков выделены универсальные педагогические условия эффективного использования средств учебно-воспитательного процесса образовательных организаций по решению обозначенной проблемы. Сравнительный анализ научной литературы позволил выделить и дать характеристику основным определяющим подростковый возраст волевым качествам и педагогическим условиям, способствующим их развитию.

Результаты исследования и их обсуждение

Учебно-воспитательный процесс образовательных организаций представляет собой универсальную структуру средств, методов, форм, педагогических условий, способствующих при акцентированной и упорядоченной их организации развитию необходимых для полноценного осуществления деятельности обучаемых определенного набора волевых качеств.

Проблема развития волевых свойств личности – проблема, имеющая как психологическую, так и педагогическую направленность. Волевые качества являются предметом исследования общей психологии, однако специфика их развития у конкретного человека или группы людей в специально созданных для этого процесса условиях относится к педагогической проблеме.

На основе анализа трудов отечественных психологов (А.Ф. Лазурского, В.И.Селиванова, Н.Д. Левитова, А.И. Высоцкого, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина) представим набор и приведем краткую характеристику определяющих деятельность каждого ребенка подросткового возраста волевых качеств. Выдержка – это способность удерживаться от импульсивных действий в эмоционально напряженной обстановке. Решительность – это умение принимать и относительно быстро, а также четко реализовывать единственно правильное в конкретных обстоятельствах решение. Настойчивость – это способность к преодолению внутренних, внешних препятствий и преград в целях выполнения ранее поставленной или обозначенной задачи. Инициативность – это умение правильно относительно нравственной позиции ставить общественно значимые цели и впоследствии достигать их вопреки обстоятельствам субъективного и объективного характера. Целеустремленность – это способность контролировать свои действия в любых условиях и при различных обстоятельствах, всегда достигая поставленной цели.

Современный учебный процесс детей подросткового возраста заключается в активном использовании урочных и внеурочных форм обучения, что, в свою очередь, предоставляет достаточно широкие возможности для разностороннего формирования личности школьника и развития у него определяющих подростковый возраст волевых качеств [1, с. 12].

Урочная форма обучения состоит в проведении учебных занятий по различным дисциплинам, входящим в учебную программу, среди которых: русский язык, алгебра, литература, геометрия, астрономия, география, физическая культура и т.д. Все используемые учебные дисциплины в рамках проблемы развития волевых качеств подростков при правильной и специальной их организации имеют широкие возможности. В этом контексте требуется направить ребенка в русло необходимой деятельности, регулярно ставя перед ним основную цель дальней перспективы и цели ближней перспективы с условием поэтапного достижения основной цели. Данное условие в рамках урочной работы, имеющей специфику подросткового возраста, действенно только в том случае, если ребенок видит реальные результаты своей ежедневной деятельности, что, в свою очередь, на произвольном уровне своей деятельности заставляет регулярно проявлять инициативность, целеустремленность и выдержку [2, с. 67].

Целенаправленное и акцентированное использование общепедагогических методов в ходе урочной формы обучения также является необходимым условием развития волевых качеств у школьников подросткового возраста в ходе учебно-воспитательного процесса [3, с. 316]. Широко используемыми в общеобразовательных организациях являются словесный (или вербальный) метод, а также метод наглядного воздействия. Словесный метод в рамках развития волевых качеств в процессе проведения учебных занятий по различным дисциплинам позволяет акцентированно воздействовать на личность подростка путем правильного объяснения учебного материала и необходимости в стремлении к самосовершенствованию в конкретной учебной дисциплине, а также путем объяснения и научения способам достижения такой цели.

В решении проблемы развития волевых качеств подростков во всех без исключения учебных дисциплинах широко и результативно используется общепедагогический метод наглядности, особенно значимым в развитии волевых качеств у детей подросткового возраста он представляется в ходе изучения учебной дисциплины «Физическая культура». Необходимо отметить, что средства физической культуры применяются в ходе как урочной, так и внеурочной (внеклассной) форм обучения. К средствам физической культуры в теории и методике физического воспитания В.С. Кузнецов и Ж.К. Холодов относят: физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические правила и нормы.

Характеризуя каждое из средств физической культуры в ходе учебного процесса образовательных организаций, нужно указать на то, что физические упражнения как средство учебной дисциплины «Физическая культура» представляется основным в рамках урочной формы обучения с подростками и определяется двигательными действиями, направленными на решение общих и специальных задач физического воспитания. Гигиенические правила и нормы как одно из средств физической культуры характеризуется выполнением условий в конкретной общеобразовательной организации в виде распорядка дня, а также во внеурочной деятельности, непосредственно в домашних условиях поддержанием индивидуальной гигиены, а также режима сна и питания. Соблюдение данных условий обусловливает необходимую направленность в занятиях физической культурой в целях развития целеустремленности при выполнении запланированных действий, настойчивости в поддержании системности и регулярности своих действий.

Оздоровительные силы природы конкретизируются разнообразными природными модификаторами (условия окружающей среды) и в комплексе с физическими упражнениями решают задачи по закаливанию организма подростков, способствуя становлению эмоциональной устойчивости к негативным факторам окружающей среды, что влияет на развитие настойчивости в преодолении отрицательных эмоций при нежелании противостоять погодным условиям, осуществляя необходимую деятельность.

Таким образом, обращаясь к необходимости применения в данных условиях и обстоятельствах метода наглядного воздействия в рамках развития волевых качеств подростков в ходе учебно-воспитательного процесса, важно учитывать, что на первые роли выходят личная подготовленность педагога, оказывающего влияние на развитие волевых свойств личности обучаемого, общепринятый девиз «Делай как я». В частности, личный пример результативно влияет на желание ребенка подросткового возраста преодолевать внешние трудности и искусственные препятствия в ходе обучения всем учебным дисциплинам, так как высокий уровень профессионализма учителя в каждой учебной дисциплине вдохновляет подростка на усвоение необходимых знаний, развивая тем самым волевое качество «целеустремленность» во всех действиях.

Особое влияние на развитие волевых качеств «целеустремленность», «инициативность», «выдержка», «решительность» и «настойчивость» у подростков оказывает внеурочная форма обучения в общеобразовательных организациях [4, с. 205]. Данная форма обучения включает туристические походы, участие в спортивных соревнованиях, различных конкурсах, викторинах, научно-практических конференциях. Элемент соревновательности и состязательности в данных мероприятиях способствует у детей подросткового возраста включению механизмов самостимулирования как в процессе самих состязаний или соревнований, подготовки к ним, так и в ходе отборочных туров попадания в команду или сборную. В этом случае происходит повышение уровня проявления целеустремленности в достижении поставленной цели, решительности в своих действиях во время осуществления и принятия ответственных решений, настойчивости в разнохарактерных ситуациях во время подготовки к отборочным состязаниям и в ходе самих соревнований, выдержки в преодолении выражения действий импульсивного характера в ходе борьбы за лидирующие позиции в викторинах, соревнованиях, инициативности в проявлении лидерских качеств в напряженной ситуации экстремального характера.

Также в ходе решения проблемы развития волевых качеств подростков внеурочная форма обучения предоставляет возможность активного использования «Дневников самосовершенствования», содержащих планирование обучаемым того, чего он хотел бы достичь за определенный временной промежуток обучения в образовательной организации по различным категориям, например: успеваемость в конкретной учебной дисциплине, достижение в спортивной секции (выполнение разряда, победа в соревновании), изобретательская работа (конструирование модели, разработка электронной программы), научная деятельность (исследование в какой-либо учебной дисциплине) и т.д. В данный дневник подросток самостоятельно вносит необходимые записи о том, что он запланировал, способы достижения цели и делает отметку о выполнении того или иного мероприятия.

Однако основная цель «Дневника самосовершенствования» не в том, чтобы подросток представлял его к проверке педагогу и родителям, а в том, чтобы ребенок самостоятельно научился планировать необходимые цели для самосовершенствования, достигал их, при необходимости не без участия взрослых, регулярно осуществлял его ведение и систематически вносил необходимые записи по путям достижения запланированного, а также отмечал, как и какие препятствия ему пришлось преодолеть в ходе этого процесса, тем самым неосознанно развивая у себя настойчивость при ведении дневника (иногда в условиях отсутствия свободного времени), выдержку в соблюдении условий систематичности его заполнения на протяжении длительного периода (учебная четверть, учебный год) в зависимости от запланированной и достигаемой им цели.

Исходя из вышесказанного, процесс развития волевой сферы личности подростков протекает взаимообусловлено в ходе урочной и внеурочной форм обучения. Результативность решения этого неоднозначного и многогранного вопроса обеспечивается путем использования педагогических условий, включающих особенности проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий.

Общепринятыми и успешно применяемыми педагогическими условиями по организации учебно-воспитательного процесса с подростками по развитию и повышению уровней проявления волевых качеств «решительность», «инициативность», «настойчивость», «выдержка», «целеустремленность» являются следующие.

1. Подготовленность педагога (учителя). Личная профессиональная подготовленность учителя как специалиста и наличие у него необходимого уровня развитости волевых проявлений личности имеют решающее значение в развитии у самих обучаемых (подростков) волевых качеств. В этом контексте главенствующую позицию занимает утверждение многих исследователей волевой сферы личности человека в ее педагогическом направлении, заключающееся в том, что только при наличии развитой системы волевых качеств у преподавателя представляется возможным и их развитие у обучаемых [5, с. 86] .

2. Систематическое проведение урочной и внеурочной форм обучения. Все формы обучения при правильно организованном и систематическом их использовании способствуют развитию волевых качеств у подростков, так как разнообразие в проводимых мероприятиях позволяет подростку реализовать и проявить себя в различных видах деятельности, а соответственно проявлять (тем самым развивая) определяющие различные виды деятельности в этом возрасте волевые качества, что исключает эффект «психического пресыщения», а в дальнейшем и нежелание ими заниматься.

3. Использование личностно-ориентированного и индивидуального подхода к обучающимся. Группа обучающихся на учебном занятии (класс) имеет свою особенность, заключающуюся в разном уровне подготовленности и индивидуальных психологических характеристиках, следовательно, от педагога требуется построение такого учебно-воспитательного процесса, который бы позволил с учетом этих особенностей получать должный и необходимый относительно целей учебного занятия результат, способствующий стремлению каждого обучаемого к выполнению указанного задания путем проявления для достижения этой цели целеустремленности, настойчивости, решительности [6, с. 73].

4.Комплексное использование средств физической культуры. Физические упражнения являются основным средством учебной дисциплины «Физическая культура», однако только в ходе целенаправленного и научно обоснованного их использования как основного средства в совокупности с оздоровительными силами природы (экстремальными модификаторами окружающей среды), где в процессе выполнения различных физических упражнений преодолеваются внутренние противоречия в различных, в том числе неблагоприятных погодных условиях, а также при соблюдении вопреки «личным нежеланиям» в некоторых обстоятельствах режима сна, питания и личной гигиены, возможно развитие целеустремленности, решительности, настойчивости.

5. Применение максимально широкого спектра общепедагогических и специфических методов в ходе занятия. Комплексное использование общепедагогических методов и специфических методов физической культуры на учебных занятиях открывает большой потенциал использования всех учебных дисциплин в рамках развития волевых качеств в ходе как урочной, так и внеурочной форм обучения, требуя от обучаемого максимальной мобилизации всех личностных и физических качеств, что способствует развитию настойчивости, выдержки, целеустремленности, решительности [7, с. 134].

Заключение

Таким образом, акцентированно и целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях раскрывает широкие возможности в развитии волевых качеств у подростков, а комплексное использование всех форм обучения, общепедагогических и специфических методов физической культуры наряду с соблюдением необходимых педагогических условий способствует повышению уровня проявления целеустремленности, выдержки, настойчивости, решительности и инициативности как определяющих подростковый возраст произвольных личностных проявлений.


Библиографическая ссылка

Филипченко С.Н., Маторин Д.О. РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ) // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32917 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674