Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тенюкова Г.Г. 1 Медведева И.А. 1
1 ФГБОУ ВО Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
Статья посвящена вопросу формирования слушательской культуры школьников в процессе внеурочной деятельности средствами музыкального искусства. Сделан акцент на активизации музыкально-слуховых представлений учащихся как одного из важных показателей развития музыкальной культуры личности. Проведен анализ состояния проблемы, представлены результаты анкетирования педагогов-музыкантов, обобщен опыт работы по проблеме. Предложены формы и методы развития слушательской культуры школьников средствами чувашской музыки. В процессе анализа результатов анкетирования учителей музыки общеобразовательных школ г. Чебоксары выявлена необходимость формирования уже в подростковом возрасте определенных умений: анализировать, критически оценивать и ранжировать звучащий музыкальный материал. Разработан, апробирован и представлен цикл лекций-концертов, направленных на развитие слушательской культуры, охарактеризована ее сущность. Материал лекций предполагает интерактивное включение учащихся в творческий процесс, использование живого исполнения, демонстрацию видео- и аудиофрагментов музыкальных произведений, а также мультимедийное сопровождение. Обоснована целесообразность взаимосвязи данной формы работы с другими формами внеурочной деятельности (посещение театров, концертов и музыкальных спектаклей). Доказана эффективность внеурочной деятельности для формирования слушательской культуры подростков как одного из методов музыкально-эстетического воспитания школьников.
внеурочная деятельность
музыкальная культура
слушательская культура
музыкально-эстетическое воспитания подростков
лекции-концерты
1. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015, № 996-р // Российская газета. 2015. 8 июня. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html. (дата обращения: 28.08.2023).
2. Об утверждении Основ государственной культурной политики: указ Президента РФ от 24.12.2014, № 808 (с изм. и доп. в ред. от 25.01.2023). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70828330/. (дата обращения: 28.08.2023).
3. Медведева И.А., Тенюкова Г.Г. Инструментальное музицирование как средство развития творческого потенциала школьников // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31729 (дата обращения: 28.08.2023).
4. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебное пособие. М.: Прометей, 2020. 502 с.
5. Школяр Л.В. Музыка в системе развивающего обучения. Часть I // Гуманитарное пространство. 2012. Т.1. C. 7-94.
6. Цыпин Г.М. Психология творческой деятельности. Музыка и другие искусства: монография. М.: Издательство Юрайт, 2023. 203 с.
7. Дорошенко С.И., Леванова Т.Ю. В.Н. Шацкая об интеграции урока музыки и внеурочной музыкально-воспитательной деятельности // Музыкальное искусство и образование. 2015. № 3. С. 148-158.
8. Кабалевский Д.Б. Музыка в воспитании и развитии ребенка. Роль музыкальной культуры в жизни детей // Серия: Антология гуманной педагогики. М.: Амрита, 2022. 224 с.
9. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: ВЛАДОС, 2003. 336 с.
10. Шостак Г.В. Рок-культура как основа формирования молодёжной субкультуры. Мшск.: БДУК, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://shostak.iatp.by/doc/article/rok-kult.htm (дата обращения: 28.08.2023).
11. Радынова О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2023. 293 с.
12. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 2005. 220 с.
13. Мельникова М.И. Проблема формирования музыкальной культуры подростков // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.– практ. конф. № 6(37). Новосибирск: СибАК, 2014. С. 31-37.

Воспитательная работа с детьми и молодежью в настоящее время является одним из приоритетных направлений современного образования. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р, подчеркнута необходимость создания соответствующих условий для выявления и сопровождения творческого развития детей [1]. В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом РФ от 3 апреля 2012 г., в качестве стратегической цели определены «базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления развития их музыкальной культуры» [2]. Концепция содержит комплекс мер, направленных на выявление творческого потенциала подрастающего поколения и определение перспективы его развития. В документе подчеркивается, что каждый человек обладает каким-либо талантом, а его успех и достижения зависят от того, какие условия созданы для развития личности.

Как известно, одним из основных учреждений, определяющих развитие личности, является общеобразовательная школа, где создается творческая среда для формирования музыкальной культуры школьников, одним из компонентов которой выступает слушательская культура. Для этого на уроках музыки используются различные виды музыкальной деятельности (слушание, инструментальное музицирование, хоровое пение и др.), которые также направлены на развитие творческого потенциала школьников в целом [3].

Развитие слушательской культуры школьника начинается с уроков музыки в общеобразовательной школе. Далее в процессе обучения рассматриваются вопросы взаимосвязи различных видов искусства на учебных предметах «Искусство» и «Мировая художественная культура». Благодаря комплексу предметов искусства у школьников формируются знания о музыке, их интересы, потребности, воображение, музыкальное мышление. Наряду с учебной работой в классе большой потенциал в формировании слушательской музыкальной культуры принадлежит внеурочной деятельности, которая открывает широкие возможности для творческого развития школьников.

Анализ научной литературы и исследований по данной проблематике, а также изучение опыта работы учителей-практиков позволили выделить противоречие между необходимостью развития слушательской культуры учащихся и поверхностным представлением у большинства педагогов об особенностях развития слушательской культуры у школьников.

Цель исследования заключается в выявлении наиболее эффективной формы формирования слушательской культуры школьников в условиях внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Были определены следующие задачи: провести анализ современного состояния проблемы развития слушательской культуры обучающихся, изучить и обобщить опыт учителей музыки г. Чебоксары, разработать и апробировать цикл лекций-концертов, направленных на формирование слушательской культуры школьников в процессе внеурочной деятельности.

Материал и методы исследования. Обозначенная авторами проблема является весьма актуальной в музыкальной педагогике и представляет собой одну из ступеней иерархической системы эстетической культуры (эстетическая культура → музыкальная культура → слушательская культура). Об интересе к данной проблеме свидетельствуют научные труды ведущих педагогов-исследователей: Э.Б. Абдуллиной, В.А. Школяра, Г.М. Цыпина и др. [4, 5, 6]. Это связано с тем, что музыкальные впечатления, полученные ребенком в школьном возрасте, формируют у него умения воспринимать, осознавать и оценивать произведения музыкального искусства на всех этапах дальнейшей жизни.

В работах ведущих педагогов-музыкантов раскрываются вопросы воспитания и развития культуры школьников в процессе слушания музыки, а также показана тесная взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Данная проблема интересует не только педагогов-музыкантов, но и философов, и культурологов, и психологов [7].

Использованы следующие методы исследования: анализ современных подходов в аспекте культурного развития школьников; изучение педагогического опыта по использованию внеурочной деятельности в формировании слушательской культуры школьников в условиях общеобразовательной школы.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ научной литературы показал, что в настоящее время понятие «слушательская культура личности» не имеет однозначной трактовки, являясь составной частью музыкальной культуры, изучению которой посвящена основная часть научных исследований. Так, Д.Б. Кабалевский соотносил музыкальную культуру личности с процессом духовного освоения произведений музыкального искусства [8]. Известный ученый и педагог Ю.Б. Алиев рассматривает музыкальную культуру как особый социально-художественный опыт, складывающийся под влиянием высоких музыкальных потребностей [9]. В свою очередь, Г.В. Шостак представляет музыкальную культуру как «….сложную целостную систему, включающую в себя:

• умение ориентироваться в различных жанрах, направлениях и стилях;

• музыкальные знания, умения и навыки, среди которых – игра на музыкальных инструментах, пение и др.;

• высокий музыкальный вкус, проявляющийся в способности наслаждаться ценной музыкой в художественном отношении;

• эмоциональный отклик на те или иные музыкальные произведения» [10, с. 6].

По мнению О.П. Радыновой, в основе музыкальной культуры лежит: «…музыкально-эстетическое сознание, компонентами которого выступают потребность в музыкальных впечатлениях, эстетические эмоции, переживания и чувства, способность к оцениванию музыки и др.» [11, с. 12].

Как известно, проблема воспитания музыкальной (слушательской) культуры особенно остро встает в подростковом возрасте, на что указывают не только педагоги, но и известные деятели российской культуры. Советский композитор и педагог Д.Б. Кабалевский писал следующее: «В условиях чудовищной засоренности мирового музыкального быта особую сложность приобретает вопрос об эстетическом воспитании детей. Отсюда вытекает основная задача: формирование хорошего вкуса надо начинать в самом раннем детстве. Надо, чтобы подростки, когда они встретятся с легкой музыкой, уже понимали красоту большого, серьезного искусства и ощущали разницу между хорошим и плохим. Надо, чтобы хорошая народная, классическая и современная музыка входила в круг детских интересов в те же ранние годы, когда входит в этот круг умная и добрая книга» [12, с. 104].

Современные исследования доказывают, что музыкальная, в том числе слушательская, культура подростков формируется под влиянием развитой окружающей музыкальной среды. Казалось бы, что большой выбор различных жанров и стилей музыкального искусства через средства массовой коммуникации (телевидение, интернет-ресурсы, радио и др.) дает возможность слушателю выбирать то, что ему нравится. В то же время подобное разнообразие порождает определенную неразборчивость в выборе музыки и не способствует формированию музыкальной культуры. В данном контексте возникает необходимость в педагогическом руководстве процессом формирования слушательской культуры подростков.

Многие исследователи обращают внимание на роль народной и классической музыки в развитии нравственно-эстетических идеалов личности. Образцы именно такой музыки чаще всего звучат на уроках и во внеурочной деятельности в общеобразовательных школах. Так, М.И. Мельникова настаивает на том, что эта музыка благотворно воздействует на эмоциональную сферу подростков, воспитывает в них благородные качества характера, учит ценить мир красоты и гармонии, формирует чувство прекрасного. Эффективность воспитательного воздействия музыки обусловлена большим ее значением в повседневной жизни подростков. Перед педагогами и родителями стоит сложная задача на основе формирования музыкальной (слушательской) культуры школьников создать условия для развития их творческих способностей. Большие возможности в этом смысле предоставляет внеурочная деятельность обучающихся. Она не так строго регламентирована по времени, дает возможность выбора вида творческой деятельности, участия в разнообразных мероприятиях (лекции-концерты, посещение театральных постановок, концертов и др.), которые значительно расширяют кругозор школьников, обогащают их знания и музыкально-слуховые представления [13, с. 32].

Исследования отечественных педагогов-музыкантов, посвященные изучению музыкальной и художественной культуры личности, позволяют говорить о том, что наличие у школьника-подростка слушательской музыкальной культуры помогает ему ориентироваться в мире музыкального искусства, эмоционально реагировать на музыку, сопереживать и критически оценивать звучащий материал, расширять свой музыкальный кругозор и обогащать музыкально-слуховые представления. Данный комплекс умений и навыков человек может самостоятельно применять и в дальнейшей жизни.

В процессе производственной практики студентами 2-го курса факультета художественного и музыкального образования было проведено анкетирование педагогов музыки в МБОУ «СОШ № 29» и МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары. В анкетировании приняли участие два учителя музыки и десять бакалавров-практикантов 2-го курса профиля подготовки «Музыка и дополнительное образование».

Анкета включала следующие вопросы:

1. Входит ли в задачи музыкального образования формирование музыкальной культуры школьника?

2. Является ли эта задача первостепенной?

3. Достаточно ли времени на уроке для развития музыкальной культуры школьника?

4. Влияет ли на развитие музыкальной культуры школьников внеурочная деятельность?

5. Считаете ли Вы, что музыкальный лекторий, сопровождающийся интерактивным взаимодействием участников, будет полезен для развития музыкального вкуса и музыкальной культуры?

7. Какие методы и формы работы Вы считаете наиболее эффективными?

8. Влияет ли на развитие музыкальной культуры участие школьников в концертной работе?

Полученные ответы были обработаны. На вопрос о задачах музыкального образования школьников все участники ответили, что первостепенной задачей является не только музыкальное воспитание, но и развитие ценностных ориентаций, музыкального вкуса и музыкальной культуры школьника. На вопрос о регламенте учебной работы и учителя, и студенты ответили, что времени на уроке недостаточно. По мнению учителей, ранее положительное влияние на развитие музыкальной культуры оказывало участие школьников в кружках. К сожалению, в настоящее время, отмечают педагоги, такой возможности нет, так как кружки остались только в некоторых школах.

Все участники опроса отметили, что большим подспорьем в формировании музыкальной культуры школьников является внеурочная деятельность. Она позволяет использовать различные методы и формы развития музыкальной культуры и решать основную задачу – воспитание грамотного слушателя.

Педагоги считают, что центром внеурочной деятельности являются концертная деятельность, внеклассные мероприятия, утренники, конкурсы и фестивали. Основными видами внеурочной деятельности служат хоровое и сольное исполнение песен, слушание музыкальных произведений, знакомство с творчеством композиторов. Большое влияние на развитие музыкальной культуры, музыкального вкуса школьников оказывает концертная работа, которая используется педагогами в полной мере, так как все мероприятия в школе сопровождаются концертной деятельностью школьников. В процессе анкетирования авторы выявили, что работа по развитию музыкальной культуры школьников ведется эпизодически, в основном в процессе внеурочной деятельности в контексте плана воспитательной работы школы. Отметим, что педагогический потенциал внеурочной деятельности огромен. Это комплекс различных видов деятельности, которые дополняют уроки музыки. Основная цель внеурочной деятельности школьника – это создание условий для самовыражения, развития эстетического отношения к музыке, к искусству, проявление творческих способностей. При правильной организации внеурочной деятельности и ее тесной взаимосвязи с уроками музыки создается творческая среда, способствующая развитию музыкальных предпочтений, музыкального вкуса школьников, что помогает развитию музыкальной культуры.

В процессе педагогической практики студентами был разработан и апробирован цикл лекций-концертов, основанный на образцах чувашского музыкального искусства. Данный цикл имел своей целью не только знакомство школьников с музыкальным искусством Чувашии, но и развитие музыкальной культуры школьников.

Темы лекций-концертов: «Чувашия – край 100 тысяч песен»; «Чувашские музыкальные инструменты»; «Чуна уçма юрла, тӑван» / «Пой, родная душа»; «Песенные традиции чувашского и русского народов». Лекции-концерты были подготовлены студентами 2-го курса и сопровождались «живым» исполнением как вокальной, так и инструментальной музыки. В исполнении студентов прозвучали хоровые произведения П. Федорова «Молитва», Ф. Васильева «Люблю я осень», Ф. Лукина «На волжских просторах», обработки чувашских народных песен «Тарна», «Уй варринче». В видеозаписи были представлены фрагменты концерта Чувашского государственного ансамбля песни и танца. В совместном исполнении студентов и школьников прозвучали несколько детских песен чувашских композиторов. Студентами активно использовались и цифровые технологии (презентации, фонограммы, фрагменты из фильмов и т.д.). На формирование слушательской культуры большое влияние оказывает визуальное восприятие, поэтому лекции-концерты часто сопровождались демонстрацией изображений чувашских костюмов, виртуальной экскурсией на фабрику национальной вышивки «Паха тере», картинами чувашских художников. В подготовке каждой лекции участвовали школьники. Вместе со студентами они составляли авторскую группу. Следует отметить заинтересованность учащихся, которые увлеченно работали в интерактивной части лекций. После каждой лекции проводилась рефлексия по предварительно подготовленным вопросам, позволяющая выявить эмоциональную реакцию школьников, их заинтересованность и способность оценивать представленный музыкальный материал:

- Какое из прослушанных музыкальных произведений вам понравилось?

- Что в мультимедийном сопровождении вам помогало лучше воспринимать прозвучавшие произведения?

- Всегда ли вам помогал мультимедийный материал в восприятии музыкального произведения?

- Позволил ли прослушанный материал узнать что-то новое в сфере музыкального искусства?

- Какая форма представления музыкальных произведений («живое» исполнение или аудио- или видеозапись) произвела на вас наибольшее впечатление?

- С творчеством каких композиторов вы бы хотели познакомиться в будущем?

Анализ ответов на представленные выше вопросы показал, что наибольший эмоциональный отклик у слушателей вызвало «живое» звучание музыки. Кроме того, очень близкой по интонационной наполненности оказалась чувашская национальная музыка, особенно вокальные и хоровые произведения. Школьники отмечали, что восприятию музыкальных произведений очень помогали произведения изобразительного искусства, рисующие картины родного края – Чувашии. Они помогали слушателям выстроить определенный ассоциативный ряд. В ходе лекций обучающиеся знакомились с новыми авторами (композиторами, художниками), обогащали свои музыкальные представления новым звучанием. Также слушатели выразили желание организовать творческую встречу с чувашским композитором Л. Быренковой.

Подводя итог, можно сказать, что данные мероприятия показали необходимость включения национального и отечественного музыкального искусства в содержание лекций-концертов для успешного формирования слушательской культуры подрастающего поколения. Кроме того, такая работа способствовала формированию национальной идентичности подростков, связанной с чувством малой родины. К значимым результатам проведения лекций-концертов можно отнести появление у подростков интереса к творчеству национальных композиторов, желание исполнять их музыку. Реализация цикла лекций-концертов явилась своеобразным связующим звеном между учебной и внеучебной деятельностью в школе, поскольку позволила более углубленно изучать различные направления и жанры музыкального искусства.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование подтвердило, что формированию слушательской культуры подростков следует уделять особое внимание. Наиболее эффективной формой данной работы являются лекции-концерты с интерактивными элементами, основанные на групповом взаимодействии, с элементами вовлечения школьников в процесс познания. Такая работа не только позволяет воспитывать музыкальный вкус и музыкальную культуру учащихся, но и формирует грамотного слушателя.


Библиографическая ссылка

Тенюкова Г.Г., Медведева И.А. ФОРМИРОВАНИЕ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32916 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674