В настоящее время под влиянием процессов цифровизации и трансформации общества происходят глобальные изменения, в том числе и в образовательной системе нашей страны на уровне общего среднего и высшего образования.
В современной России на сегодня сформирован социальный запрос государства и общества на подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных педагогических кадров через изменения подходов к профессиональной подготовке будущих учителей в высших учебных заведениях, а также через внедрение инновационных технологий в процесс профессиональной переподготовки и повышения квалификации работающих педагогов.
С 2021 года научный коллектив исполнителей государственного задания на оказание государственных услуг для Министерства просвещения Российской Федерации получил следующие научные результаты в рамках рассматриваемой темы: разработана и апробирована Концепция инновационной подготовки будущих учителей информатики путем совершенствования форм, содержания и технологий обучения будущих учителей информатики, разработана модель развития цифровых компетенций студентов педагогических вузов; внедрены обучение у лучших практиков через адаптивные образовательные системы и образовательные социальные среды, новые формы для проверки знаний студентов, образовательные практико-ориентированные кейс-задания; реализованы демонстрационные экзамены по дисциплинам и практикам в ходе подготовки будущих учителей информатики [1; 16].
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена государственным и общественным заказом на подготовку учителей информатики, которые будут внедрять в профессиональной деятельности инновационные формы и методы обучения, обладать цифровыми компетенциями, что будет способствовать в дальнейшем повышению качества обучения по предмету «Информатика» в системе общего образования.
Также в ходе ранее проведенного исследования были сделаны следующие выводы: эффективная профессиональная подготовка и переподготовка учителей информатики возможна лишь в условиях интеграции высшего педагогического образования, среднего общего и дополнительного образования. Такая синергия позволит будущим педагогам - выпускникам педагогических вузов осуществлять свою будущую профессиональную деятельность в системе среднего общего образования, профессионального и дополнительного образования и приведет к эффективному, на наш взгляд, результату – подготовка высококвалифицированных учителей информатики, обладающих широким спектром цифровых компетенций, а также готовых к инновационной педагогической деятельности.
В связи с рассматриваемой проблемой под Концепцией инновационной подготовки учителей информатики в условиях цифровизации общества будем понимать «систему взглядов и понятий в области профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, переподготовки, повышения квалификации работающих учителей информатики, построенную на платформе теоретико-методологических подходов и принципов проектирования процесса формирования и развития профессиональной компетентности и модели цифровых компетенций педагогических работников, а также анализа и обобщении сформированного на сегодняшний день инновационного педагогического опыта в этой области» [1, с. 18].
На основе всего вышеизложенного научным коллективом исследователей была сформулирована следующая цель исследования: на основе изучения и анализа научно-педагогической литературы, обзора нормативных актов в области методики преподавания информатики сформулировать и в дальнейшем в ходе апробации верифицировать организационно-педагогические условия, обеспечивающие инновационную подготовку будущих учителей информатики к решению профессиональных задач. Реализация данных условий, на наш взгляд, будет наиболее эффективной в ходе интеграции систем высшего педагогического образования, среднего общего и дополнительного.
Материал и методы исследования. Данное исследование базировалось на теоретическом анализе психолого-педагогической литературы по вопросам инновационной подготовки учителей информатики, также проведен анализ накопленного научного и практического педагогического опыта по рассматриваемой проблеме и обзор нормативно-правовых актов в области подготовки будущих педагогов.
Методологическую основу исследования составили идеи: системного подхода, ориентирующего на определение системных характеристик процесса подготовки студентов (В.В. Беляев, Л. Берталанфи, И.В. Блауберг, Н.В. Кузьмина, А.М. Пышкало, А.П. Тряпицына); инновационного подхода к профессиональной подготовке будущих учителей (М.А.Варзанова, Н.А. Глузман, Н.В. Горбунова, Ю.П. Зинченко, Е.М. Дорожкин, Э.Ф. Зеер, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева); синергетического подхода, предполагающего взаимодействие высшего педагогического образования, среднего общего и дополнительного образования (А.Г. Бермус, В.Г. Буданов, М.А. Лукацкий, В.С. Леднев, С.М. Гапеенкова, Б.Н.Пойзнер, Н.М. Таланчук, П.И. Третьяков, О.Н. Федоровой, Г. Хакен и др.); компетентностного подхода в высшем образовании (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.И.Байденко, Ю.Г. Татур, А.К. Макарова, Дж. Равен, А.В. Хуторской и др.); цифровизации образования и цифровой дидактики (С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, М.И. Коваленко, И.В.Роберт, О.А. Козлов, П.И. Образцов, В.А. Романов, И.В. Роберт, Т.А. Сапегина, А.Н.Привалов, В.П. Поляков, P.F. Drucker, A. Nicholls).
Теоретической базой исследования в части выявления организационно-педагогических условий подготовки будущих учителей информатики стали работы отечественных и зарубежных учёных, отражающие: сущностные и содержательные концепты инновационного подхода к профессиональной подготовке [2; 3], научные положения компетентностного подхода и актуальные модели профессиональной подготовки учителей [4; 5], пути и средства развития цифровых компетенций будущих учителей [6; 7].
Для реализации поставленной цели и задач исследования рассмотрим генезис и сущность понятия «организационно-педагогические условия». В статье В.И. Андреева сформулировано понятие «педагогические условия – это комплекс мер, содержание, методы, приемы и организационные формы обучения и воспитания» [8, с. 139].
Согласно М.И. Шалину [9] «педагогические условия - это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений». В статье А.А. Володин и Н.Г.Бондаренко рассматривают данное понятие как «характеристику педагогической системы, отражающей совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых будет обеспечивать эффективное функционирование и развитие педагогической системы» [10, с. 145].
Результаты исследования и их обсуждение. Таким образом, на основе вышеизложенных материалов было представлено следующее авторское определение: «организационно-педагогические условия – это совокупность необходимых факторов (материально-пространственная среда, меры, методы, средства, формы, возможности педагогической деятельности), причин, оснований и внутренних личностных условий, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности в целях инновационной подготовки будущих учителей информатики» [11, с. 177].
Далее в логике реализации Концепции инновационной подготовки учителей информатики были выявлены и обоснованы необходимые организационно-педагогические условия, обеспечивающие инновационную подготовку будущих учителей информатики к решению профессиональных задач на основе интеграции систем высшего педагогического образования, среднего общего и дополнительного образования, которые заключаются в:
1) комплексном использовании потенциала и ресурсов цифровой образовательной среды образовательной организации уровней высшего, общего и дополнительного образования;
2) разработке и внедрении научно-методического обеспечения инновационной подготовки учителей информатики к решению профессиональных задач на основе синергии традиционных и инновационных подходов к обучению для создания базы интеграционных процессов различных уровней образования;
3) разработке и реализации системы диагностического сопровождения и профессионального наставничества будущих учителей информатики на основе инновационных подходов к развитию их цифровых компетенций и формированию их педагогического опыта;
4) регулярной работе по повышению квалификации и переподготовки работающих учителей информатики в системе дополнительного образования;
5) разработке и внедрении системы педагогической поддержки будущих учителей [12, с. 866], проектирующих и внедряющих во время учебной и педагогической практики в школе инновационные подходы к обучению;
6) сетевом взаимодействии в ходе профессиональной подготовки будущих учителей информатики с образовательными организациями региона и ИТ-компаниями в целях повышения качества подготовки педагогических кадров.
В сформулированных условиях инновационной подготовки учителей информатики четко вырисовывается взаимосвязь различных уровней образования: высшего педагогического, среднего общего и дополнительного образования, что не может не использоваться в подготовке и переподготовке педагогических кадров, призванных обучать новое поколение живущих и работающих в цифровом обществе.
Интеграция системы общего, дополнительного и высшего образования определила условия и возможности для открытия, функционирования и развития ИТ-классов и ИТ-групп на базе Университета Льва Толстого в тесном сотрудничестве с ИТ-компаниями и производственными кластерами.
В рамках реализации первого условия учителями информатики в будущей и настоящей профессиональной деятельности будут комплексно использоваться возможности и ресурсы цифровой образовательной среды (ЦОС) образовательных организаций [13].
Внедрение ЦОС основано на следующих принципах, которые представлены на рисунке.
Принципы организации ЦОС
Задача регионов Российской Федерации - к 2024 году внедрить во всех организациях общего и профессионального образования целевую модель цифровой образовательной среды. И здесь снова возникает интеграция всех уровней образования в целях реализации и развития цифровой информационно-образовательной среды, для решения задач которой в первую очередь будут привлекаться учителя информатики.
Наряду с достоинствами цифровой образовательной среды для всех уровней образования нами было отмечено, что в настоящее время является «остро актуальной проблема обеспечения информационной безопасности субъектов образовательного процесса и самой ЦОС в целом» [14, с. 44].
Таким образом, одним из необходимых и обязательных требований для функционирования ЦОС должно быть требование безопасности, которое выражается в следующем:
– в безопасности технических, программных и образовательных ресурсов и ее инфраструктуры;
– в безопасности персональных данных обучающихся, учителей, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, их личной информационно-образовательной среды;
– в безопасности самого субъекта всех уровней образования при его взаимодействии с ЦОС и общей социально-информационной средой [15, с. 148].
В рамках второго условия разработано и внедряется научно-методическое обеспечение инновационной подготовки будущих учителей информатики к решению профессиональных задач на основе интеграции традиционных и инновационных подходов к обучению различных уровней образования: высшего педагогического, среднего общего и дополнительного.
Консолидированы действия вузовского сообщества в вопросах содержания и методики реализации новых образовательных программ подготовки учителей информатики на основе принципов «Ядра высшего педагогического образования». В основные образовательные программы будущих учителей информатики включен коммуникативно-цифровой модуль, позволяющий сформировать у обучающихся цифровые навыки использования и освоения новых цифровых инструментов и сервисов. В то же время необходимо отметить, что вузовская образовательная среда способствует усвоению теоретического материала, но при этом не способствует в должной степени формированию у студентов – будущих учителей информатики практических навыков инновационной работы с детьми в учебное и внеурочное время. Нивелировать данный пробел в процессе подготовки будущих учителей информатики способна инновационная подготовка к решению профессиональных задач на основе объединения традиционных и инновационных подходов к обучению на базе решения совместных проектов общего, дополнительного и высшего педагогического образования.
Также необходимо проводить регулярную объективную оценку и мониторинг профессиональной подготовки учителей информатики на основе инновационных подходов к обучению. Основным критерием эффективности процесса подготовки будущих учителей информатики в вузе в условиях реализации Концепции инновационной подготовки учителей информатики является динамика поэтапного развития компонентов цифровых и профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования (мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного и креативного).
Мотивационно-ценностный компонент компетенций предполагает развитие у будущих учителей информатики методов и средств овладения предметом «Информатика», а также осознание важности и необходимости осуществлять профессиональную деятельность в этой предметной области. Для мотивационно-ценностного компонента показателем развития данного компонента является также уровень интереса к выбранной профессии.
Когнитивный компонент компетенций – развитие и углубление знаний, способствующих решению профессиональных задач в области информатики и цифровых технологий.
Операционно-деятельностный компонент компетенций – развитие умений проектировать учебные занятия и воспитательные мероприятия с использованием цифровых средств; моделировать индивидуальную образовательную траекторию и цифровой профиль обучающегося с использованием цифровых технологий; владеть цифровыми инструментами создания образовательных ресурсов, навыками создания и применения цифровых образовательных ресурсов по предмету «Информатика».
Креативный компонент компетенций предполагает развитие опыта деятельности – создание нового, авторского, чего раньше никогда не было. Каждый компонент компетенций представлен тремя показателями: низким, средним и высоким.
Еще одним условием, обеспечивающим инновационную подготовку будущих учителей информатики к решению профессиональных задач в условиях цифровой трансформации образования, выступает ежегодная систематическая работа по повышению квалификации и переподготовке работающих учителей информатики в системе дополнительного образования. Новые условия цифровизации образования, огромный и постоянно расширяющийся спектр цифровых технологий требуют от учителя информатики переосмысления и переформатирования учебно-воспитательного процесса и образовательных практик. И здесь возникает задача ежегодно, на регулярной основе организации и реализации для работающих учителей информатики курсов повышения квалификации по различным тематикам и направлениям, от подготовки к единому государственному экзамену до использования нейронных сетей и искусственного интеллекта в школе.
Отдавая должное, бесспорно, позитивному влиянию современных цифровых технологий на все сферы образования, нельзя не учитывать и проблему, обусловленную теми же процессами и заключающуюся в необходимости подготовки и сопровождения учителей информатики, способных внедрять инновационные методы, средства обучения и работать в быстро меняющейся безопасной цифровой образовательной среде.
Заключение
Таким образом, в ходе исследования были обоснованы и сформулированы организационно-педагогические условия подготовки будущих учителей информатики, обеспечивающие инновационную подготовку студентов и работающих учителей информатики к решению профессиональных задач на различных уровнях образования.
Можно описать дальнейшую траекторию исследования как апробацию и верификацию в ходе опытно-экспериментального исследования на базе Университета Льва Толстого сформулированных организационно-педагогических условий на основе разработанной Концепции инновационной подготовки учителей информатики.
Также в ходе исследования был сделан закономерный вывод о возможности масштабирования в другие педагогические вузы сформулированных организационно-педагогических условий для достижения эффекта от реализации Концепции на федеральном уровне.
Библиографическая ссылка
Богатырева Ю.И. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32915 (дата обращения: 16.01.2025).