Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРУКТУРНО-КОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В КУРС БИОЛОГИИ

Арбузова Е.Н. 1, 2 Фортус А.В. 3
1 ФГАОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
2 ФГБОУ ВО « Государственный университет просвещения»
3 ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»
Статья раскрывает тему проектирования и разработки модели функциональной грамотности студентов СПО на основе интеграции медиаобразования в курс биологии. Образовательные результаты являются ключевым индикатором качества образования, так как именно через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяются необходимость реформ в системе образования и их темпы. Одним из диагностических средств, позволяющих оценить уровень развития образовательной системы, является функциональная грамотность. Функциональная грамотность выступает в качестве не только диагностического показателя сформированности межпредметных компетенций, но и мировоззренческого развития личности. Авторами статьи представлены структурно-компонентная модель функциональной грамотности, ее компоненты, а также организационно-педагогические условия и учебно-методическое сопровождение интеграции медиаресурсов в образовательный процесс курса биологии СПО. Оптимальное сочетание традиционных и цифровых технологий медиаобразования в курсе биологии может обеспечить эффективную организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, что позволит достичь планируемых результатов обучения. Данная статья ориентирована на преподавателей среднего профессионального образования, учителей школ, занимающихся интеграцией ресурсов медиаобразования в курс биологии и стремящихся к развитию и совершенствованию функциональной грамотности обучающихся.
студенты
среднее профессиональное образование
функциональная грамотность
модель
биология
медиаобразование
интеграция
1. Жилавская И. В. Системные и институциональные трансформации российского медиаобразования. М.: МПГУ, 2021. 368 с.
2. Фортус А.В. Организация внеаудиторной работы по биологии с использованием ресурсов медиаобразования // Биология в школе. 2023. № 2. С. 63-70.
3. Колесникова И.А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия // Непрерывное образование XXI век. 2013. № 2 (2). С. 109-122.
4. Пасечник В.В. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся в контексте новой образовательной парадигмы. М.: МГОУ, 2018. 128 с.
5. Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе: практическое пособие. М.: Лаборатория знаний, 2020. 408 с.
6. Зазнобина Л.С. Медиаобразование, интегрированное с базовым: Опыт организации экспериментально-исследовательской работы коллектива школы № 858 ЮО г. Москвы. М.: Изд-во Южного округа упр. Моск. образования, 1999. 173 с.
7. Тихомирова К.М. Интеграция традиционных и электронных форм обучения в интерактивном наглядном комплексе для начальных классов // Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. 2016. №1(14). С. 547-557.
8. Арбузова Е.Н. Рефлексивная система обучения в методической подготовке студентов-биологов в педвузе. Омск: Омский государственный педагогический университет, 2016. 394 c.
9. Рубцова А.В., Арбузова Е.Н., Гольцова Н.С. Конструирование и методика использования ситуационных задач по биологии // Биология в школе. 2015. № 8. С. 36-42.
10. Арбузова Е.Н, Яскина О.А. Методика преподавания управленческих дисциплин: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023. 224 с.
11. Суматохин С.В. Биологическое образование на рубеже ХХ –ХХI веков. М.: Школьная Пресса, 2021. 416 с.
12. Назарова Т.С. Когнитивные технологии в образовании и мультидисциплинарные учебные комплексы // Вестник. Московского. ун-та. 2016. №3. С.45-71.
13. Якунчев М.А. Методика преподавания биологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 357 с.

Медиаобразование является полифункциональной отраслью научного знания, позволяющей консолидировать возможности информационных и коммуникационных ресурсов в достижении обучающих, развивающих, воспитательных и здоровьесберегающих целей. Функциональная грамотность позволяет обеспечить способность человека взаимодействовать с окружающим миром, предельно быстро адаптироваться и эффективно функционировать в нем [1, с. 201]. Навык оперативного и комплексного применения знаний из различных предметных областей представляет собой фактическое требование современного мира [2]. Приоритетной задачей системы образования является подготовка для общества специалистов, готовых к последующей активной жизнедеятельности, способных на практике решать встающие перед ними жизненные и профессиональные задачи. Деконструкцию ценностей и целей российского биологического образования рационально осуществить с нового ракурса, за счет интеграции ресурсов медиаобразования в курс биологии [2].

Цель исследования заключается в акцентировании внимания на необходимости развития функциональной грамотности обучающихся, в теоретическом научном обосновании потребности внедрения в учебный процесс разработанной модели функциональной грамотности студентов СПО на основе интеграции медиаобразования в курс биологии.

Эффективность применения ресурсов медиаобразования определяется не только дидактическим подбором образовательных технологий, мотивационным запросом обучающихся [2], но и пороговым уровнем функциональной грамотности, при достижении которого обучающиеся демонстрируют продуктивное применение знаний и умений, необходимых для жизни в современном обществе, результативность обучения на последующем уровне образования, а также успешность в профессиональной деятельности [3]. Всестороннее использование возможностей информационно-предметной образовательной среды (медиапространства), в которой происходит формирование будущего специалиста медицинского профиля, будет способствовать не только реализации стандартов среднего профессионального образования, но и совершенствованию уровня медийно-информационной грамотности обучающихся.

Материал и методы исследования. В работе применялись следующие теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, моделирование. Использование ресурсов медиаобразования обеспечивает качественно новые возможности для представления учебного материала и видов учебной деятельности в курсе биологической подготовки [4, 12]. Методически грамотное применение технологий позволяет формировать у обучающегося комплекс социальных компетенций, крайне необходимых в условиях перенасыщенного информационного потока. В цифровом образовательном процессе профессионального образования особое значение приобретают симуляционные комплексы, как обучающие (симуляторы, тренажеры, фантомы, средства дополненной реальности, датчики, фиксирующие качество отдельного трудового действия, и т.д.), так и применяемые непосредственно в производственном процессе. Использование таких комплексов – важное условие для формирования у обучающегося комплекса профессиональных умений и навыков, необходимых для работы по будущей профессии.

Результаты исследования и их обсуждение. Приоритетное значение в оценке востребованности специалиста в эпоху высоких цифровых технологий и автоматизации имеет развитие не только критического мышления, коммуникативных навыков, творческой рациональной изобретательности с целью оптимизации трудозатрат, но и способности к выстраиванию эффективных межличностных отношений.

В настоящее время в методике обучения биологии высоки потребность и актуальность опытно-экспериментальных исследований по проблеме интеграции и внедрения медиаресурсов в образовательный процесс по различным разделам биологии на стадии получения среднего профессионального образования в медицинских учебных организациях с целью развития функциональной грамотности обучающихся. Биологическая предметная подготовка в медицинских учебных организациях играет пропедевтическую роль и выступает в качестве фундамента профессиональных знаний, без которых невозможны освоение последующих дисциплин профессионального учебного цикла и приобретение опыта профессиональной деятельности.

Авторы поддерживают мнение профессора А.А. Журина в том, что интегрированное медиаобразование не ставит перед собой цель сообщить обучающимся специальные знания об общих свойствах и структуре информации, закономерностях и принципах ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования [5, с. 326]. Медиаобразование выступает в качестве эффективного средства развития функциональной грамотности и совершенствования качества знаний, умений и навыков в биологической области у обучающихся.

Авторами проведен структурно-содержательный анализ понятия «функциональная грамотность», который привел к выводу, что данную категорию планируемых результатов обучения нельзя рассматривать как окончательную. Актуальность и многомерность понятия «функциональная грамотность» раскрывают в своих исследованиях представители не только естественно-научных, гуманитарных, но и технических наук: И.А. Колесникова [3], О.Е.Лебедев, Л.М. Перминов.

Основы интегрированного медиаобразования в науке были заложены профессором, заведующей лабораторией технических средств обучения имедиаобразованияИнститута общего среднего образования РАО Г.С. Зазнобиной [6, с. 17]. В дальнейшем основы интегрированного медиаобразования были адаптированы к частным методикам в работах С.И. Гудилиной (искусство), Т.Г. Жарковской (иностранный язык), Е.А. Бондаренко, М.Н.Фоминова (МХК), А.А. Журина (химия) [5], К.М. Тихомировой (начальная школа) [7]. Методологические основы применения в обучении биологии информационных ресурсов и медиатехнологий составляют научные работы отечественных ученых, таких как: Е.Н.Арбузова [8, с. 201; 9; 10, 127]; О.И. Беляков; В.В. Пасечник [4]; О.Г.Петрова; В.А. Смирнов; С.В. Суматохин; Е.В. Титов; Е.А. Филиппов; Г.Г. Швецов; Н.В. Борисова.

Механизм развития функциональной грамотности у студентов медицинских учебных организаций СПО при обучении биологии на основе интеграции медиаобразования был изучен в процессе опытно-экспериментальной работы. В опытно-экспериментальной работе задействованы обучающиеся основной образовательной программы на базе основного общего образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело трех образовательных организаций: ФГБОУ ВО ОмГУПС СП СПО «Омское медицинское училище железнодорожного транспорта», ФГБОУ ВО «Омская государственный медицинский университет» (колледж) и ГБПОУ Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №1». Общее количество обучающихся, принимающих участие в опытно-экспериментальной работе, – 287 человек. На основании теоретического осмысления сущности процесса развития функциональной грамотности и дидактических условий интеграции медиаобразования в курс биологии авторами была спроектирована модель функциональной грамотности студентов СПО на основе интеграции медиаобразования в курс биологии. Она представляет собой обобщенный графический образ фрагмента реальной психолого-педагогической действительности, необходимый для целенаправленной организации предметной подготовки и развития функциональной грамотности студентов СПО в условиях интеграции медиаобразования в курс биологии [11, с. 201].

При проектировании структурно-компонентной модели функциональной грамотности СПО на основе интеграции медиаобразования в курс биологии авторы ориентировались на уровневую классификацию формирования функциональной грамотности личности Т.С.Назаровой. Согласно уровневой классификации формирования функциональной грамотности личности профессора, член-корреспондента РАО Т.С. Назаровой, полноценному формированию функциональной грамотности предшествуют четыре уровня: атомарный уровень освоения языковых и знаковых систем; обучающий, адаптационный уровень освоения предметных знаний, умений и навыков; социализация личности согласно принятым правилам и нормам культуры и традиций многонационального народа; интегративный уровень овладения базовыми компетенциями [12].

При конструировании структурно-компонентной модели функциональной грамотности авторы ориентировались на реализуемый в образовательном процессе системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности и стремления обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; конструирование развивающей информационной образовательной среды; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Структурно-компонентная модель функциональной грамотности включает четыре взаимосвязанных компонента: аксиологический, когнитивный, информационно-аналитический, инструментально-деятельностный (рисунок).

Структурно-компонентная модель функциональной грамотности

Аксиологический компонент кумулирует в себе интеграцию смыслов образовательных, культурных и личностных ценностей. Аксиологический компонент представляет собой объективное восприятие информации (конкретного задания, вопросов к предлагаемому тексту биологического задания), имеющей социально-экономическое реалистичное значение через призму личностных ценностей и мотиваций. Функциональная грамотность направлена на определение и выработку стратегий поведения личности в различных реальных жизненных ситуациях. Согласно аксиологическому компоненту, можно проследить ведущие мотивы медиапотребления личности, динамику мотивации к учебно-познавательной деятельности и биологии в целом за счет нетрадиционности и неакадемичности задания. Педагогические аспекты аксиологического компонента демонстрируют интерес к саморазвитию, самореализации личности, готовности к творческому поиску для получения практического и духовного удовлетворения от результата собственной деятельности. Когнитивный компонент включает в себя оценку информации с позиции научно-предметного содержания биологического знания. При проектировании диагностических средств, позволяющих оценить уровень сформированности функциональной грамотности, следует учитывать научные понятия, законы, явления и процессы актуального научного периода, так как при изложении реальной жизненной или профессиональной ситуации необходимо основываться на достоверной научной картине мира.

Информационно-аналитический компонент включает подбор средств для эффективного решения заданий с биологическим содержанием, развития навыков критического анализа и синтеза информации, креативного мышления. Навык базовой оперативной работы с биологической информацией, способами ее передачи, трансформации и интеграции в разные сферы деятельности представляет собой приоритетную потребность современного информационного мира. Считаем важным упомянуть необходимость развития навыка защиты не только персональных данных личности в цифровом информационном мире, но и навыка обучению «охранительных» механизмов от деструктивного влияния цифровой виртуальной среды.

Инструментально-деятельностный компонент является завершающим в модели, он включает в себя интерпретацию и представление результатов в соответствии с требуемой формой, формирование личного мнения по результатам мыслительно-логических операций, понимание и применение полученной биологической информации в учебном задании, реальной жизненной ситуации, профессиональном поле. Важным аспектом в развитии функциональной грамотности выступает коммуникативный навык, который является для человека приобретенным и развивается в течение всей жизни. Коммуникативный навык не только проявляется в умении выражать свои мысли и усваивать смысл сказанного собеседником, но и включает в себя ситуативную адаптивность и мотивацию к коммуникации. Существенной проблемой современного обучающегося является низкий уровень читательской и медийно-информационной грамотности, что подтверждается отсутствием навыка работы с учебным текстом и контрольными вопросами, сложностью в определении ключевых слов, затруднениями в пересказе прочитанного и интерпретации биологического материала в требуемые графические формы. Сущность функционирования современного человека побуждает его к развитию и совершенствованию коммуникативного навыка, который заключается в свободном владении актуальной совокупностью знаний и умений, необходимых для эффективной вербальной и невербальной коммуникации и взаимодействия в обществе, и их применении [13, с. 246].

Для обучающихся первого курса программ подготовки специалистов среднего звена, как правило, характерны низкая мотивационная и инструментально-деятельностная готовность применения потенциала медиаобразовательных ресурсов в процессе обучения. Системное использование со студентами первого курса специальности 34.02.01 Сестринское дело в образовательном процессе приемов медиаобразования, таких как: работа с материалами (фотографиями, видео и фактами) из газет, журналов и новостных сайтов; анализ фотоматериалов из социальных сетей и сети Интернет; анализ видеосюжетов, этикеток, инструкций к лекарственным средствам, продуктам питания, рекламы. Учебно-методическое сопровождение с использованием медиаресурсов включает в себя: интегральные, эвристические, контекстные учебно-познавательные задания, кейсы, исследовательские проекты по биологии в рамках реализации медиаобразовательной платформы. Разработка дидактических материалов с применением ресурсов медиаобразования, интегрированного в курс биологии СПО, может стать средством не только вовлечения обучающихся в процесс предметного биологического познания, совершенствования универсальных учебных действий, но и расширения кругозора информационного пространства.

Заключение. Медиаобразование является инновационным средством, позволяющим на основе адаптированной современной методики и технологий развивать у обучающихся естественно-научную, читательскую, математическую и медийно-информационную грамотность, имеет свою специфику использования в процессе обучения биологии. Основные подходы и принципы интеграции медиаобразования в учебный курс биологии СПО для развития функциональной грамотности студентов направлены на сохранение и развитие индивидуальной методической системы преподавателя, обеспечение целостности систематического курса биологии среднего общего образования, повышение уровня познавательной и творческой самостоятельности обучающихся, воспитание и социализацию обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления.

Разработанная авторами структурно-компонентная модель функциональной грамотности способствует не только совершенствованию предметных, метапредметных, личностных результатов обучающихся, но и преобразованию методической системы преподавателя, тем самым демонстрируя прогресс системы образования в целом.


Библиографическая ссылка

Арбузова Е.Н., Фортус А.В. СТРУКТУРНО-КОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В КУРС БИОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32906 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674