Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ ПО ПРОФИЛЮ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Березовская И.Н. 1 Шинкарёва Н.А. 2
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «ИРКУТСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
2 Иркутский государственный университет
Период становления системы профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования призывает нас к реализации таких условий , в которых нынешние студенты средних и высших учебных заведений имели бы возможность для повышения своей квалификации и формирования профессиональных компетенций, в том числе в актуальной на сегодня области гражданско-патриотического воспитания . В данной статье изучается вопрос формирования профессиональных компетенций у студентов в педагогическом колледже по профилю «Дошкольное образование» в области патриотического воспитания, раскрывается актуальность поднятой проблемы, рассматриваются теоретические основы и положения следующих авторов: Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Э.Ф. Зеера, С.И. Ожегова, А.В. Хуторского, В.И. Загвязинского, И.А. Зимней, В.Д. Шадрикова, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова, Т.М. Суходоловой. Помимо теоретических обоснований проблемы, в содержание статьи включены результаты исследования по данной теме, осуществленного в рамках следующих трех направлений: изучение уровня сформированности профессиональных компетенций студентов в рамках патриотического воспитания, анализ развивающей предметно-пространственной среды, изучение уровня готовности педагогов к осуществлению работы по формированию профессиональных компетенций студентов в рамках патриотического воспитания.
образование
профессиональная компетенция
патриотизм патриотическое воспитание
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: ИКАР, 2019. 448 с.
2. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Педагогический словарь. М.: Академия, 2018. 343 с.
3. Филимонюк Л.А., Иванова Н.Н. Развитие профессиональных компетенций педагогических работников среднего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-3. С. 241–244.
4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901867597 (дата обращения: 16.04.2023).
5. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Концептуал, 2023. 192 с.
6. Харламов И.Ф. Педагогика: учебник. М.: Гардарика, 2015. 520 с.
7. Шевцов Л.П. Как нам переобустроить Россию // ВПК. 2020. № 49 (862) С. 3.
8. Бачевский В.И. Военно-патриотические сборы для молодежи // Юный краевед. 2019. № 3-4. С. 40-45.
9. Игнатьев В.П., Варламова Л.Ф., Федорова О.Ф. О гражданско-патриотическом воспитании студентов педагогического колледжа // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 79-2. С. 98–101.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования содержит в себе положения по осуществлению подготовки квалифицированных кадров на основе компетентностного подхода.

В настоящее время разрабатываются и предлагаются к внедрению всевозможные образовательно-воспитательные концепции, проекты, программы и модели, однако, помимо этого, цели образования сегодня нам диктуют культура, экономика и политика государства. Идея развития патриотизма становится стержнем, вокруг которого складывается деятельная и активная позиция молодого поколения, готового к действиям на пользу Родины.

Цель исследования – изучение уровня сформированности профессиональных компетенций в области патриотического воспитания студентов, обучающихся по профилю «Дошкольное образование» в современном колледже.

Материал и методы исследования

Проблематику профессиональной компетентности и профессиональных компетенций в отечественной науке рассматривали такие исследователи, как Э.Г. Азимов, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, А.Н. Щукин.

Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин в своих исследованиях, рассматривая понятие «компетенция» в рамках образовательного процесса, отмечали, что это способность человека, основанная на конкретных приобретенных знаниях, умениях и навыках, приводящая к выполнению своей профессиональной деятельности [1, с. 324].

В.И. Загвязинский определяет компетенцию как способ качественного осуществления профессиональной деятельности, способствующий демонстрации на практике собственной компетентности. Ядром компетенции являются непосредственные действия, в которых человек решает задачи теоретического и практического характера [2, с. 157].

Современная наука позволяет ознакомиться с исследованиями в вопросе развития компетентностного подхода и формирования отдельных компетенций у человека. Однако схожесть понятий «компетенция» и «компетентность» не говорит об их тождественности.

Несложно определить, что «компетентность» – это показатель, определяющий качество осведомленности человека в конкретной области или профессии, мера соответствия установленным требованиям. Компетенция же – заданный набор знаний, умений, навыков, а также способность к осуществлению определенной деятельности.

Л.А. Филимонюк и Н.Н. Ивановой была разработана модель профессиональной компетенции педагога, включающая ключевые компоненты универсальных компетенций ФГОС СПО: педагогическую, предметную, методическую, научно-исследовательскую, проектную, информационно-коммуникационную, рефлексивную компетенции [3, с. 241–244].

Наше исследование основывается на проведении работы по развитию компетенций у студентов в рамках патриотического воспитания, поэтому необходимо было рассматривать понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание».

Концепцияпатриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет «патриотизм» как сознательную и добровольную позицию граждан, согласно которой все общественное и государственное выступает главенствующим фактором формирования индивидуальной свободы и всестороннего развития общества [4].

В.А. Сухомлинский определял процесс воспитания патриотизма как одну из наивысших миссий педагога, поскольку именно он становится базой для нравственного воспитания подрастающего поколения [5, с. 46].

И.Ф. Харламов в своих исследованиях включил в структуру патриотизма следующее:

– привязанность (к месту рождения и взросления);

– уважение к родному языку и историческому прошлому;

– заботу о родине (малой и большой);

– выражение гражданских чувств (верность родине);

– гордость (за все достижения родины);

– отстаивание свободы и независимости своей родины;

– желание посвящать свой труд и отдавать силы на благо родины [6, с. 297].

Л.П. Шевцов отмечает, что в условиях социально-экономической нестабильности патриотическое воспитание подрастающего поколения становится актуальной темой. К показателям уровня развития патриотизма автор относит знания о:

– традициях праздниках, обычаях;

–ценностях культурных и исторических (достопримечательности, охраняемые зоны, заслуги соотечественников и др.);

–приоритет духовного над материальным (стремление помогать, сочувствовать, сопереживать соотечественникам и родине в целом) [7, с. 3].

В современной социокультурной ситуации процесс организации работы по патриотическому воспитанию способствует становлению гражданско-патриотической направленности личности [8, с. 40–45].

Патриотическое воспитание – необходимое условие для развития личности, и именно молодой специалист, в дальнейшем работающий с дошкольниками, должен быть знаком с особенностями организации работы по патриотическому воспитанию и являться примером гражданина-патриота.

Результаты исследования и их обсуждение

Базой для проведенного исследования стал колледж педагогического образования. В исследовании принимали участие студенты, обучающиеся по профилю «Дошкольное образование», и педагоги учебных групп.

Оценка организационно-педагогических условий заключалась в проведении анкетирования педагогов колледжа. Был установлен фактический уровень готовности педагогов к организации работы по формированию профессиональных компетенций в области патриотического воспитания студентов (рис. 1).

Рис. 1. Уровень готовности педагогов к организации работы по формированию профессиональных компетенций в области патриотического воспитания студентов, обучающихся по профилю «Дошкольное образование»

Анкетирование показало, что высокому уровню соответствуют 12% всех педагогов, среднему уровню – 50%, а низкому уровню – 38% всех педагогов.

Большая часть опрошенных имеют недостаточное представление о методах, формах, приемах и условиях формирования профессиональных компетенций в области патриотического воспитания у студентов, а также недостаток знаний для более эффективной организации работы.

Изучение организационно-педагогических условий включало оценку развивающей предметно-пространственной среды колледжа. Полученные данные представлены на гистограмме (рис. 2).

Рис. 2. Оценка уровня оснащенности РППС образовательного учреждения, способствующая патриотическому воспитанию студентов педагогического колледжа

Уровень оснащенности РППС показал: количество соответствующих показателей составляет 23%, количество частично соответствующих показателей составляет 46%, количество не соответствующих показателей составляет 31%.

Оснащенность среды является достаточной (средней) для проведения работы по формированию профессиональных компетенций в области патриотического воспитания. Однако для большей результативности необходимо внесение дополнительных материалов, поддерживающих интерес студентов, а также стимулирующих работу по данному направлению в дальнейшем с дошкольниками.

Результаты диагностик помогли провести количественно-качественный анализ уровня сформированности профессиональных компетенций в области патриотического воспитания студентов. Первым показателем оценки выступал когнитивный (познавательный) показатель, демонстрирующий степень наличия гражданско-патриотически ориентированных знаний.

Диагностическая методика изучения патриотического воспитания И.Д. Лушникова представляла опросник из 7 разделов (сфер социального общения), содержащих описание общественных ценностей, рассматриваемых в патриотической ориентации. Анализ анкетирования показал, что 30% относятся к показателю «негативная ценностная ориентация» (нег), 53% относятся к показателю «нейтральная ценностная ориентация» (нт), 10% относятся к показателю «позитивно-средняя ценностная ориентация» (пс), 7% относятся к показателю «позитивно-высокая ценностная ориентация» (пв).

Вторым показателем выступил мировоззренческо-ценностный показатель, свидетельствующий об осознанной сформированности взглядов, убеждений, принципов. Диагностика по методике исследования ценностных ориентаций М. Рокича основывалась на ранжировании списка ценностей (18 ценностей) по порядку значимости для анкетируемого.

Первые шесть рангов в методике следует относить к предпочитаемым, значимым ценностям. При оценке данной категории рангов было выявлено, что большинство студентов определяют творчество, развитие, общественное признание, наличие верных друзей, здоровье и счастливую семейную жизнь как наиболее значимые ценности.

Следующие шесть рангов следует относить к индифферентным, безразличным ценностям. При оценке данной категории было выявлено, что активную деятельную жизнь, удовольствие, интересную работу, продуктивную жизнь, свободу и материальное благополучие студенты определяют как индифферентные, безразличные ценности.

Следующие шесть рангов следует относить к отвергаемым и незначимым ценностям. При оценке данной категории рангов было выявлено: жизненную мудрость, красоту природы и искусства, уверенность в себе, счастье других, любовь, свободу студенты определяют как отвергаемые и незначимые ценности в жизни.

Третьим показателем выступил деятельностно-поведенческий показатель, проявляющий степень готовности будущего специалиста к самореализации в качестве гражданина-патриота. Диагностическая методика (автор: В.М. Былина, адаптирована И.Н.Березовской) представляла собой 8 педагогических ситуаций, требующих развернутого решения по следующим направлениям: проблема, причины возникновения ситуации, задачи, мероприятия.

Анализ проведенной работы показал, что с определением проблем в описанных ситуациях справились большинство студентов (1-я ситуация – 30 человек, 2-я ситуация – 25 человек, 3-я ситуация – 30 человек, 4-я ситуация – 28 человек, 5-я ситуация – 30 человек); с определением возможных причин возникновения проблемных ситуаций справились большинство студентов (1-я ситуация – 26 человек, 2-я ситуация – 21 человек, 3-я ситуация – 20 человек, 4-я ситуация – 14 человек, 5-я ситуация – 18 человек); с определением задач для решения проблемных ситуаций справились меньше половины студентов (1-я ситуация – 12 человек, 2-я ситуация – 10 человек, 3-я ситуация – 9 человек, 4-я ситуация – 8 человек, 5-я ситуация – 10 человек); определить возможные мероприятия, способствующие решению проблемных ситуаций, смогли меньше половины студентов (1-я ситуация – 9 человек, 2-я ситуация – 8 человек, 3-я ситуация – 6 человек, 4-я ситуация – 8 человек, 5-я ситуация – 9 человек).

По результатам всех диагностик был составлен результат оценки сформированности профессиональных компетенций в области патриотического воспитания студентов, который представлен в гистограмме (рис. 3).

Рис. 3. Уровень сформированности профессиональных компетенций в области патриотического воспитания студентов, обучающихся по профилю «Дошкольное образование»

Высокий уровень сформированности профессиональных компетенций выявлен у 17% студентов, средний – у 35%, низкий – у 48% обследуемых. Охарактеризуем каждый из уровней.

Высокий уровень характеризуется: глубоким убеждением в необходимости патриотического воспитания подрастающего поколения; стремлением к поиску, анализу и интерпретации информации для реализации профессиональных задач; выражением гражданско-патриотической позиции; ощущением себя субъектом национальной истории; стремлением к самосовершенствованию и самовоспитанию; наличием знаний об обществе, об основных моральных и нравственных нормах, правах и обязанностях, уважением истории своего Отечества, своего народа, его традиций и обычаев; готовностью к активной деятельности, в которой теоретические знания об Отечестве реализуются в конкретных поступках и действиях; психической саморегуляцией и самоконтролем.

Средний уровень характеризуется: осознанием важности патриотического воспитания подрастающего поколения, однако не в полной мере имеющего представления об истории и развитии своей большой и малой родины; наличием общих представлений о гражданско-патриотических качествах; пониманием и уважением к конституционным обязанностям государства; осведомленностью в вопросе основных законов о правах и обязанностях человека и гражданина; отсутствием инициативы в получении новых знаний и опыта, неспособностью к поисковой деятельности и интерпретации информации, служащей для решения профессиональных задач; принятием себя как субъекта национальной истории; осуществлением деятельности в рамках патриотического воспитания; участием в мероприятиях, но редким проявлением инициативы; обладанием неполными знаниями о своей малой и большой родине ее традициях, обычаях.

Низкий уровень характеризуется: отсутствием осознанности своей ответственности как будущего педагогического работника, осуществляющего работу в рамках патриотического воспитания; принятием пассивной, отстраненной позиции в жизни общества, государства; отсутствием потребности увеличивать свой кругозор; отсутствием интереса к истории, культуре своей страны (большой и малой родины); отсутствием навыка самоорганизации своей деятельности, чаще всего отсутствием толерантности по отношению к окружающим; безразличным отношением к установленным законам, порядкам и нормам на территории государства; минимальными знаниями о своем Отечестве.

Обсуждение. В статье В.П. Игнатьева «О гражданско-патриотическом воспитании студентов педагогического колледжа» также поднималась тема патриотического воспитания будущих педагогов [9]. В.П. Игнатьев в своей работе раскрывает содержание проводимых методик, которые отличаются большей конкретизацией, поскольку использовался метод опроса студентов разных курсов. Сходство исследований заключается в низких результатах по проведенным диагностикам. У авторов статьи отсутствуют результаты исследования педагогов, развивающей предметно-пространственной среды, однако представлены разработанные меры, направленные на совершенствование патриотического воспитания в педагогическом колледже.

Выводы

Результаты диагностик говорят о необходимости выстраивания и осуществления работы по:

- организации и проведению ряда мероприятий, носящих патриотических характер, для студентов педагогического колледжа по профилю «Дошкольное образование» в учебное и неучебное время;

- созданию соответствующей образовательной среды (плакаты, буклеты, интерактивные материалы, выставки и т.д.), способствующей формированию профессиональных компетенций в области патриотического воспитания у студентов педагогического колледжа по профилю «Дошкольное образование»;

- расширению и внесению новых форм методической работы с педагогами, направленных на решение вопроса по формированию профессиональных компетенций в области патриотического воспитания студентов педагогического колледжа профиля «Дошкольное образование».


Библиографическая ссылка

Березовская И.Н., Шинкарёва Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ ПО ПРОФИЛЮ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32905 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674