В современной педагогической деятельности проблема формирования компетентности в инновационной деятельности (КИД) не является новой. Подтверждение данному взысканию есть у многих исследователей, большинство придерживаются концепции разработки образовательной среды (ОС) для формирования КИД. Однако при проведении анализа исследовательских работа выявлено, что недостаточно раскрыта проблема подготовки студентов педагогических вузов к инновационной деятельности учителей технологии посредством применения цифровых образовательных ресурсов.
Целью предлагаемого исследования является выявление особенностей проектирования рабочих программ дисциплин учебного плана, включающих модуль инновационной подготовки.
Материал и методы исследования. В работе использовались такие общенаучные методы и подходы, как: анализ-синтез (анализ имеющихся источников, дисциплин учебного плана, образовательных стандартов и нормативных документов и синтез новых идей по повышению эффективности инновационной подготовки) [1]; проектирование и моделирование (проектирование схемы взаимодействия компонентов инновационной деятельности, структуры дисциплины «Техническое творчество и основы проектирования» и др.); эмпирические (экспериментальное выявление дисциплин, формирующих инновационные компетенции).
Результаты исследования и их обсуждение
Понятие «образовательная среда» в педагогических исследованиях применяется с точки зрения разработки моделей обучения в рамках исследования. Но, тем не менее, четкого определения данного термина в проанализированных источниках нет. Например, в исследовании В.А.Ясвина [1] образовательная среда понимается как среда, имеющая четкую структурную единицу и подразделяющая на составляющие компоненты: пространственно-предметные – подразумевающие инфраструктурное наполнение образовательной среды вуза; социальные – организация эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса; психолого-педагогические – применяемые методы, технологии, средства, формы организации учебного процесса. В работе А.В.Эркенова [1] формулируется более конкретное определение данного понятия с точки зрения совокупности содержательных характеристик, форм, методов, технологий и средств обучения в соответствии с современными достижениями науки, техники и технологий.
В соответствии с представленными выше характеристиками образовательной среды сформулируем определение понятия инновационной педагогико-технологической образовательной среды – это среда, представляющая собой интеграцию и тесную взаимосвязь инструментальных, методологических, инфраструктурных и других компонентов, формирующая эффективную среду для развития универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а также компетенций в инновационной деятельности посредством организации инновационной образовательной среды с цифровыми образовательными ресурсами вуза. Разработанное определение перекликается с ранее представленными определениями и соответствует цели исследовательской работы. В представленном исследовании предполагается обеспечить качественное формирование у студентов педагогических вузов направления подготовки «Технология компонентов инновационной компетентности» мотивационного, рефлексивного, познавательного, технологического, креативного и деятельностного компонентов в инновационной педагогико-технологической образовательной среде, включающей концептуально-целевой, инфраструктурный, содержательный, психолого-дидактический, методологико-технологический и релаксационно-диагностический компоненты. Представленная обучающая среда позволит мотивировать обучающихся на осуществление качественного образовательного процесса посредством применения инфраструктурного компонента с включением в состав высокотехнологичного инновационного оборудования, модуля мобильности, цифровой образовательной среды педагогического вуза.
К основным понятиям модульного обучения относится понятие «модуль». В различных исследовательских работах данное понятие трактуется по-разному и имеет свои направления исследовательской работы. Например, в работах Дж.Рассела модуль определяется как структурная единица учебного процесса, раскрывающая содержательную часть учебного материала [2]. М.Гольдшмид рассматривает модуль как самостоятельную единицу организации учебного процесса, необходимую для достижения студентами целей и задач процесса обучения [3]. В исследовании Г.Оуенса понятие «модуль» раскрывается с точки зрения организации последовательной и структурированной образовательной среды, объединяющий в себе все субъекты и объекты организации процесса обучения [3].
В работах отечественных исследователей прослеживается единое направление мыслей по поводу определения понятия «модуль» в учебном процессе. Например, в работе П.А.Юцявичене понятие «модуль» раскрывается как логически завершенный, структурированный блок информации, включающий в себя содержательную часть и методическое руководство, обеспечивающий достижение поставленных целей и задач образовательного пространства. Данного определения придерживаются ученые инженеры отечественного образования В.В.Карпов и М.Н.Катханов [4]. Представленные исследователи разделяют модули на еще более мелкие единицы, навиваемые «субмодули», в зависимости от их целевого назначения. В педагогическом словаре представлена краткая классификация модулей с выделением модулей по их назначению: 1) целевые (модули, преследующие какую-либо явную цель, например изучение разработанных техник и технологий, достижений науки и производства); 2) информационные (модули, содержащие в себе теоретическую информацию для изучения, необходимую для выполнения лабораторных и практических заданий; книги, учебно-методические пособия, методические рекомендации); 3) операционные (модуль, необходимый для совершения каких-либо действий или операций для его прохождения, то есть практические и лабораторные задания, тестирование, контрольные работы) [4].
В соответствии с представленными выше определениями понятия «модуль» в данном диссертационном исследовании под учебным модулем автор понимает структурированную самостоятельную единицу учебной информации, направленную на достижение образовательной цели, с периодическим контролем знаний и саморефлексией проведенной работы. На основании всего вышеизложенного можно подтвердить вывод о том, что эффективное формирование КИД у студентов педагогических вузов в условиях отсутствия в учебных планах дисциплины и модулей, направленных на формирование данной компетенции, возможно на основе интеграции в модульную структуру дисциплины «Методика обучения технологии» встраиваемого гибкого учебного модуля инновационной подготовки (ВГУМИП) [5]. В данном диссертационном исследовании дадим определение понятия «встраиваемый гибкий учебный модуль инновационной подготовки». ВГУМИП – это гибкий учебный модуль инновационной подготовки, включающий в свою структуру субмодули, которые обеспечивают у студентов формирование инновационных компетенций в предметной области. Внедрение ВГУМИП в педагогическую деятельность является актуальным и инновационным, так как данная методика предполагает организацию эффективной методической деятельности и позволяет подготовить специалистов к внедрению и применению новшеств в своей педагогической деятельности.
Структура ВГУМИП (рис. 1) состоит из центрального ядра, вариативной части, инвариантной части и базовой общепрофессиональной дисциплины. Инвариантная часть тесно взаимодействует с основным компонентом системы – ядром, которое, в свою очередь, включает в себя основные требования и положения педагогической инноватики. Данная часть является базисным центром в формировании ядра разрабатываемого модуля, так как без основных теоретических и практических данных об инновационной подготовке студентов (Й.А.Шумпетер, И.В.Бестужев-Лада, А.И.Пригожина, Б.В.Сазонова, Н.И.Наумкин) педагогических вузов невозможны дальнейшее изучение и углубление в данной области знаний [5].
Рис. 1. Структура встраиваемого гибкого учебного модуля инновационной подготовки
Предлагаемый план учебных занятий в рамках ВГУМИП представлен в таблице 1 и разработан с учетом современных требований образовательного пространства, направлен на изучение современных методов и технологий, необходимых учителям технологии в соответствии с современными требованиями науки и образования.
Таблица 1
Модуль 4. Встраиваемый гибкий учебный модуль инновационной подготовки «Инновационная деятельность в технологическом образовании» (6-й семестр, 34 часа)
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов (всего) |
Лекция |
Лабораторная работа |
Самостоятельная работа |
Виды оценочных средств |
Формируемые инновационные компетенции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Инноватика в технике и педагогике: основные точки роста и развития |
4 |
4 |
– |
– |
Кейс-задание. Педагогические ситуации |
КИД-2 КИД-5 КИД-6 КИД-9 КИД-12
|
2 |
Методология введения нововведений |
2 |
– |
2 |
– |
Кластер. Креативные группы. Тестирование |
КИД-2 КИД-8 КИД-11 КИД-14 |
3 |
Инновационный образовательный процесс |
8 |
2 |
4 |
2 |
Кейс-стади. Скрайбинг-презентация |
КИД-1 КИД-11 КИД-16 КИД-17 |
4 |
Инновационная образовательная культура педагога-новатора |
8 |
2 |
4 |
2 |
Кейс-стади. Геймификация обучения. Портфолио |
КИД-17 КИД-18 |
5 |
Компетентность в инновационной деятельности (КИД) и ее структура |
6 |
– |
4 |
2 |
Компетентностно-ориентированные задания. WordCafé
|
КИД-1 КИД-3 КИД-5 КИД-6 КИД-7 КИД-9 |
6 |
Обучение ИД как формирование КИД |
6 |
– |
4 |
2 |
Проблемная ситуация. Проектная работа |
КИД-1 КИД-3 КИД-4 КИД-7 КИД-9 КИД-10 КИД-12 |
Итого |
34 |
8 |
18 |
8 |
Тестирование по модулю в формате квиза |
|
Данный модуль можно преподавать как в очном формате, так и в дистанционном с помощью дистанционной среды обучения Moodle.
Курс разработан с помощью представленной системы обучения, в полном формате содержит в себе раздел учебно-методических пособий, список литературы, модули дисциплины с лекционными и лабораторно-практическими материалами, разработанный модуль ВГУМИП «Инновационная деятельность в технологическом образовании» и оценочные средства достижения результатов обучения. А также дополнительно имеются ссылки на видеоуроки, дистанционное проведение лекций и лабораторных занятий, чат с преподавателем для проведения консультаций по проблемным вопросам, возникающим по ходу выполнения самостоятельных работ и лабораторно-практических работ (рис. 2).
Рис. 2. Курс дисциплины «Методика обучения технологии» в системе дистанционного обучения Moodle
Модуль ВГУМИП «Инновационная деятельность в технологическом образовании» начинается с входного анкетирования на предмет осведомленности студентов об инновационной деятельности и качественного анализа его результатов (рис. 3).
Рис. 3 ВГУМИП «Инновационная деятельность в технологическом образовании» в системе дистанционного обучения Moodle
Далее представлены чат с преподавателем, ссылка для дистанционного проведения лекций и материалы для изучения, выполнения лабораторных и самостоятельных работ. В конце модуля представлены для выполнения проектная работа с помощью ментальных карт и итоговое тестирование для выявления уровня сформированности компетентности в инновационной деятельности по результатам прохождения ВГУМИП «Инновационная деятельность в технологическом образовании». В рамках 7-го семестра при изучении представленной дисциплины предполагается курсовое проектирование по дисциплинам методического цикла, в частности «Методика обучения технологии» [6].
В дистанционной системе обучения Moodle разработан модуль курсового проектирования с включением в него современных тем курсовых работ с инновационным компонентом, методических материалов (положение, технологическая карта, содержательный компонент, практическая работа, кейс-задача). Он предлагается к решению в рамках курсового проектирования современных кейс-задач и педагогических ситуаций.
Курс представленной дисциплины завершается в 9-м семестре проведением итогового контроля в формате демонстрационного экзамена по стандартам World Skills Russia. При проведении экзамена в таком формате студенту необходимо выполнить экзаменационное задание по разработке и проведению фрагмента проекта-урока по формированию межпредметных компетенций с применением интерактивных средств обучения.
Данный формат проведения итоговой аттестации по предмету также является инновационной технологией обучения, так как он только внедряется в практику применения в высшей школе. А также изучение модуля инновационной подготовки позволит раскрыть инновационные методики и технологии преподавания учебных предметов, что даст возможность выпускникам педагогических вузов быть конкурентноспособными на рынке труда, так как данные выпускники не будут бояться перемен и смогут внедрять инновации в свою профессиональную деятельность. В результате внедрения ВГУМИП в учебную программу дисциплины «Методика обучения технологии» студенты приобретут необходимые компетенции для осуществления инновационной педагогической деятельности.
Выводы. Таким образом, по результатам выполненного исследования можно сделать следующие выводы:
1) сформулировано определение понятия инновационной педагогико-технологической образовательной среды – это среда, представляющая собой интеграцию и тесную взаимосвязь инструментальных, методологических, инфраструктурных и других компонентов, формирующая эффективную среду для развития универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а также компетенций в инновационной деятельности посредством организации инновационной образовательной среды с цифровыми образовательными ресурсами вуза;
2) показано, что эффективное формирование КИД у студентов педагогических вузов в условиях отсутствия в учебных планах дисциплины и модулей, направленных на формирование данной компетенции, возможно на основе интеграции в модульную структуру дисциплины «Методика обучения технологии» ВГУМИП;
3) раскрыта структура ВГУМИП: центральное ядро, вариативная часть, инвариантная часть и базовая общепрофессиональная дисциплина;
4) предложена содержательная карта встраиваемого гибкого учебного модуля инновационной подготовки «Инновационная деятельность в технологическом образовании» в рамках дисциплины «Методика обучения технологии».
Библиографическая ссылка
Забродина Е.В. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН УЧЕБНОГО ПЛАНА, ВКЛЮЧАЮЩИХ МОДУЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32870 (дата обращения: 14.12.2024).