Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Прусакова Г.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
Одна из наиболее востребованных способностей в современном мире – креативность. Она востребована в различных сферах деятельности. Креативность нужна не только артисту, художнику, но и ученому, педагогу. Креативность относят к тем навыкам, которые востребованы в настоящем и будущем. В данной работе приведены результаты исследования, которое было проведено в Алтайском государственном педагогическом университете. Оно позволило определить уровень вербальной креативности студентов. Для этого был использован адаптированный тест Медника. В исследовании приняли участие студенты различных направлений и специальностей. В результате был определен уровень вербальной оригинальности, продуктивности и уникальности. Высокий уровень продуктивности показали студенты лингвистического института, они же оказались в лидерах по продуктивности и уникальности. Студенты института истории, социальных коммуникаций и права превзошли остальных по оригинальности. Самый низкий уровень вербальной креативности показали студенты института физической культуры и спорта. В целом уровень креативности студентов оказался недостаточно высоким. Многие ученые утверждают, что креативности, творчеству можно обучать. Обучая студентов, педагогу необходимо подумать над тем, какие есть возможности для развития данной способности. Создать условия для развития творческой личности.
креативность
продуктивность
оригинальность
уникальность
1. Мороз В.В. Развитие креативности студентов: монография. Оренбург: ОГУ, 2011. 183 с.
2. Старых Ю.А., Киселева Е.Г. Оценка вербальной креативности студентов медицинского института Сургутского университета // Вестник СурГУ. Медицина. 2013. № 3(17). С. 48-50.
3. World Economic Forum. The Future jf Jobs Report 2018. – 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2018.pdf (дата обращения: 15.07.2023).
4. Пинская М.А., Михайлова А.М., Авдеенко Н.А. Как расширить пространство для креативности и критического мышления в школе? [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/10/10/1527998080/Вторничный%2008.10.2019_презентация.pdf (дата обращения: 15.07.2023).
5. Федеральный институт оценки качества образования. Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021. [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978 (дата обращения: 15.07.2023).
6. PISA 2021 creativ thinking framework (third draft). - 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/pisa/publications/PISA-2021-creative-thinking-framework.pdf (дата обращения: 15.07.2023).
7. VUCA-мир: почему мы в нем больше не живем? [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/yasno/432626-vuca-mir-pochemu-my-v-nem-bolshe-ne-zhivem-i-chto-prishlo-na-smenu (дата обращения: 15.07.2023).
8. Воронин А.Н., Галкина Т.В. Диагностика вербальной креативности (адаптация теста Медника) // Методы психологической диагностики. 1994. Вып. 2. С. 40-81.
9. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Питер; СПб., 2009. 434 с.
10. Славкина И.А., Шмульская Л.С., Веккессер М.В. Повышение уровня вербальной креативности бакалавров педагогического образования // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2019. № 10. С. 239-245.

Креативность – одна из наиболее востребованных способностей в современном мире. Если раньше считалось, что эта способность необходима художникам, писателям, режиссерам и т.д. для создания произведений искусства, то сегодня акцент сместился. Креативность как способность к творчеству востребована в различных сферах деятельности: медицина, педагогика, сельское хозяйство и другие отрасли [1, с. 112-115; 2].

В 2018 году Всемирный экономический форум выпустил доклад «Будущее рабочих мест - 2018» (The Future of Jobs Report 2018), в котором были представлены перспективы развития рынка труда на ближайшие 5 лет. В этом докладе отмечалось, что к 2022 году большой популярностью будут пользоваться профессии, в которых используются навыки, свойственные только человеку: эмпатия, социально-эмоциональный интеллект и творческие способность. Навыки, используемые для выполнения большинства работ, будут быстро меняться. Лишь 58% требуемых навыков не изменятся [3].

К навыкам, которые будут иметь повышенный спрос к 2022 году, организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отнесла: аналитическое мышление и инновации, навыки проектирования и программирования, креативность, оригинальность, инициативность, воображение, критическое мышление, умение решать поставленные задачи и другие [4].

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) в концепцию по математике добавила восемь навыков, которые востребованы в XXI веке. Среди этих навыков также есть креативность [5]. Кроме этого, PISA в исследование 2021 года включила оценку творческого мышления. Дело в том, что, по мнению многих авторов, творческое мышление не ограничивается только спонтанным появлением идей. Творческое мышление – это компетенция, которой в той или иной степени владеет каждый человек, и ее можно развивать посредством образования [6].

Последние годы проводится множество исследований, связанных с развитием креативности, творческого мышления, творческой деятельности. Основная цель этих исследований – это разработка новых измерительных инструментов, которые помогут оценить изменения в развитии данных показателей. А также создание коллекции педагогических ресурсов, позволяющих развивать креативность, творческую деятельность, мышление.

Развивать креативность важно не только у школьников, но и у студентов. Если это студенты педагогических вузов, то в скором времени они станут педагогами, от которых зависит формирование человека, которому придется жить в хрупком, тревожном, нелинейном, непостижимом мире [7].

В рамках диссертационного исследования, изучающего вопрос развития творческой деятельности студентов, был проведен констатирующий эксперимент по определению уровня вербальной креативности студентов педагогического вуза. Определение уровня вербальной креативности студентов педагогического вуза необходимо для сравнительного анализа с уровнем сформированности креативности студентов других вузов. Важно понять, есть ли необходимость дальнейшего развития креативных качеств личности в высшей школе.

Цель исследования: определить уровень вербальной креативности студентов педагогического вуза.

Материал и методы исследования

В исследовании приняли участие 106 студентов Барнаульского педагогического университета различных институтов: института информационных технологий и физико-математического образования (ИИТиФМО), института физической культуры и спорта (ИФКиС), института истории, социальных коммуникаций и права (ИИСКиП), лингвистического института (ЛИИН).

Для диагностики вербальной креативности был использован адаптированный русскоязычный тест С. Медника. Методика адаптирована в Институте психологии Российской академии наук Т.В. Галкиной, А.Н. Ворониным [8].

В соответствии с методикой студентам были предложены тройки слов, к которым должно было быть подобрано четвертое слово (ассоциация), чтобы с каждым из трех оно образовывало словосочетание. При этом число ассоциаций должно быть как можно больше, а сами ассоциации должны быть оригинальными.

Стимульный материал состоял из следующих троек:

1. Случайная, гора, долгожданная;

2. Вечерняя, бумага, стенная;

3. Обратно, родина, путь;

4. Далеко, слепой, будущее;

5. Народная, страх, мировая;

6. Деньги, билет, свободное;

7. Человек, погоны, завод;

8. Дверь, доверие, быстро;

9. Друг, город, круг;

10. Поезд, купить, бумажный;

11. Цвет, заяц, сахар;

12. Ласковая, морщины, сказка;

13. Детство, случай, хорошее;

14. Воздух, быстрая, свежее;

15. Певец, Америка, тонкий;

16. Тяжелый, рождение, урожайный;

17. Много, чепуха, прямо;

18. Кривой, очки, острый;

19. Садовая, мозг, пустая;

20. Гость, случайно, вокзал.

Методика использовалась в групповом варианте, что позволило охватить 106 студентов (в одной аудитории находились студенты одного факультета). Время выполнения не ограничивалось, но в среднем на выполнение задания уходило от 20 до 30 минут.

Результаты исследования и их обсуждение

При анализе полученных результатов были определены варианты стандартных ответов: варианты, которые наиболее часто встречались и имели оригинальность, равную нулю. Ими оказались следующие слова: 1) встреча, 2) газета, 3) возвращение, 4) видеть, 5) война, 6) время, 7)военный, 8) входить, 9) большой, 10) билет, 11) белый, 12) бабушка, 13) воспоминание, 14)струя, 15) голос, 16) год, 17) говорить, 18) нос, 19) голова, 20) встреча.

Отметим, что они совпали с типичными ответами в выборке Т.В. Галкиной, А.Н.Воронина.

Есть триады, на которые практически невозможно не дать стереотипный ответ, такие триады называют «чемпионами по шаблонам». В нашем случае «чемпионами по шаблонам» оказались: газета (2-я тройка слов), война (5), билет (10), белый (11), бабушка (12), год (16) и говорить (17).

Стоит отметить оригинальные слова-ассоциации, которые не могли возникнуть несколько лет назад. Так, например, тройка слов «народная, страх, мировая» ассоциировались с такими словами как «пандемия», «COVID-19». Тройка «много, чепуха, прямо» - со словами «стендап», «СМИ».

При подборке четвертого слова студенты очень редко использовали глаголы, чаще слово-ассоциация являлось существительным, реже прилагательным.

В подтверждение того, что большая часть людей является визуалами, явилась ассоциация к словам «Цвет, заяц, сахар»: большинство подобрали слово «белый», и лишь по одному человеку предложили вариант «вкусный» и «мягкий».

В ходе проведения исследования оценивались следующие параметры:

1) количество ассоциаций (продуктивность);

2) оригинальность ответов;

3) уникальность ответов.

Продуктивность или беглость – один из показателей креативности. Он говорит о том, сколько ассоциаций удалось придумать на одну тройку слов. По нашей выборке средний показатель продуктивности составил 1,00 слова на комбинацию (табл. 1), т.е. продуктивность составила одно слово на одну комбинацию. Данный показатель в выборке по отдельным студентам варьировался от 0,22 до 2,39 слова. Самый высокий уровень продуктивности показали студенты лингвистического института – в среднем 1,11 слова на человека, а самый низкий уровень студенты института физической культуры и спорта – 0,71 слова.

Таблица 1

Показатели продуктивности, оригинальности, уникальности студентов различных факультетов

Факультет

Продуктивность

Оригинальность

Уникальность

ИИСКиП

0,97

0,80

4,67

ИФКиС

0,71

0,37

4,38

ЛИИН

1,11

0,55

6,00

ИИТиФМО

1,06

0,54

5,81

Средний по всем студентам

1,00

0,56

5,55

Уровень оригинальности считается высоким, если он превышает 0,7. Таких студентов в выборке из 106 человек оказалось 30, то есть лишь 28,3%.

Среди студентов были те, кто не смог придумать ассоциацию на какую-либо триаду (табл. 2).

Таблица 2

Число студентов, не подобравших ассоциацию на триады

Факультет

Общее число студентов

Число студентов, не придумавших ассоциацию на 1 триаду

Число студентов, не придумавших ассоциацию на 2 триады

Число студентов, не придумавших ассоциацию более чем на 2 триады

ИИСКиП

15

0

0

0

ИФКиС

13

1

0

8

ЛИИН

42

4

3

4

ИИТиФМО

36

1

1

6

Больше всего таких студентов оказалось среди будущих учителей физической культуры, меньше всего среди учителей истории и обществознания. Такой результат вполне закономерен, так как тест проверяет вербальную креативность.

Оригинальность ответов - частота встречаемости данного ответа в данной группе испытуемых. Индекс оригинальности всей выборки составил 0,56. Данный показатель по отдельным студентам варьировался от 0,00 до 0,99. Самый высокий индекс оригинальности оказался у студентов института истории, социальных коммуникаций и права - 0,80, самый низкий у студентов физической культуры и спорта – 0,37 (табл. 1).

Индекс уникальности по Меднику равен количеству уникальных ответов. Уникальным считается ответ, индекс оригинальности которого равен 1. Во всей выборке средний индекс уникальности составил 5,55 слова, самый низкий индекс уникальности составил 4,38 – это студенты института физической культуры и спорта, самый высокий оказался у студентов лингвистического института – 6,00 слова на человека. Студенты института информационных технологий и физико-математического образования показали индекс уникальности 5,81. Если говорить об индексе уникальности для отдельных студентов, то вариация составила от 0,00 до 15.

В таблице 3 приведены результаты индекса уникальности ответов: указан индекс уникальности и соответствующее число студентов, показавших данный результат.

Таблица 3

Таблица уникальных ответов

Индекс уникальности

Число студентов, имеющих соответствующий индекс уникальности

Индекс уникальности

Число студентов, имеющих соответствующий индекс уникальности

0

2

8

2

1

9

9

6

2

10

10

5

3

12

11

3

4

12

12

3

5

13

13

4

6

14

14

0

7

10

15

1

Построим процентильную шкалу для показателя продуктивности, индекса оригинальности, индекса уникальности (табл. 4).

Таблица 4

Процентильная шкала для показателей продуктивности, оригинальности, уникальности отдельных студентов

Процент людей, результаты которых превышают указанный уровень

0%

20%

40%

60%

80%

100%

Продуктивность

2,39

1,11

1,00

1,00

0,83

0,22

Индекс оригинальности

0,99

0,76

0,63

0,51

0,38

0,00

Индекс уникальности

15

8

6

4

2

0

Если студент в результате проведенного исследования получил результаты: продуктивность – 1,11, оригинальность – 0,81, уникальность - 12, то по таблице 4 можно сделать следующие выводы:

1) только 20% студентов в данной выборке обладают более высокой продуктивностью, чем он;

2) от 0% до 20% людей в данной выборке обладают вербальной креативностью (по индексу оригинальности) выше, чем у него;

3) меньше 20% имеют более высокий индекс уникальности.

Выводы

Диагностика вербальной креативности (тест Медника) в Алтайском государственном педагогическом университете показала следующие результаты:

1) типичные ответы в выборке совпали с типичными ответами в выборке Л.Г.Алексеевой, Т.В. Галкиной, А.Н. Воронина;

2) «чемпионами по шаблонам» оказались такие ассоциации как «газета», «война», «билет», «белый», «бабушка», «год» и «говорить».

3) новое время порождает новые слова-ассоциации («COVID-19», «стендап»);

4) показатель продуктивности в среднем составил 1 слово на триаду, индекс оригинальности в среднем составил 0,56, а индекс уникальности 5,55 слова на человека;

5) в лидерах по продуктивности и уникальности оказались студенты лингвистического института, за ними следовали студенты института информационных технологий и физико-математического образования. Самые низкие показатели оказались у студентов института физической культуры и спорта;

6) студенты института истории, социальных коммуникаций и права превзошли остальных по оригинальности, но для оценки креативности большее значение имеет индекс уникальности;

7) только 28,3% студентов имеют высокий уровень оригинальности;

8) уровень креативности студентов по всей выборке оказался недостаточно высоким.

Отметим, что если человек дал оригинальный ответ, то он, вероятнее всего, обладает креативностью, но если это не так, то это еще не означает, что он не имеет способностей к творчеству. Тем более, что многие исследователи утверждают, что творчеству можно и необходимо обучаться [9]. Можно встретить множество практических рекомендаций, которые позволят повысить уровень вербальной креативности студентов [10].

Результаты исследования говорят о том, что уровень креативности студентов недостаточно высок, а значит надо развивать данную способность.


Библиографическая ссылка

Прусакова Г.В. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32853 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674