Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ковтуненко А.Ю. 1
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)
Изменения в современном мире обусловливают высокие требования к личности, наличие определенных качеств, таких как мобильность, коммуникабельность, активность. Наиболее важно иметь сформированные устойчивые характеристики – ответственность, целеустремленность, уверенность. Все это вызывает необходимость формирования личностных характеристик, способствующих обретению лидерских позиций в социуме. Младший школьный возраст наиболее сенситивен для формирования коммуникативной сферы, стратегий социального взаимодействия и т.д. Именно поэтому в начальной школе важно целенаправленно развивать лидерские качества. В статье представлен опыт по развитию лидерских качеств младших школьников во внеурочной деятельности посредством техник арт-терапии, телесной терапии, позитивной интерпретации поступка. Исследования показали, что в коллективе младших школьников большинство детей относятся к категории «ведомых», т.е. явно не проявляющих лидерские качества, но принятых в детском коллективе; около 2% обучающихся, как правило, не принимаются классом, группу лидеров обычно составляют 3–4 человека. При этом такие личностные характеристики, как целеустремленность, умение планировать деятельность, распределять обязанности в группе, активность, способность отстоять свое мнение, в наибольшей степени характерны для лидеров в детском коллективе. Исследовательская работа показала, что наиболее эффективными методами сплочения классного коллектива, формирования лидерской позиции являются специально организованные групповые занятия по типу «коллективного дела», применение техник арт-терапии.
арт-терапия
младшие школьники
лидерские качества
внеурочная деятельность
1. Портнягина А.А., Габеева А.А. Развитие лидерских качеств у младших школьников // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2022. № 1. С. 62-67.
2. Лобанова О.Б., Бурушкин Д.Д., Мосинцев Д.Д., Староверова М.В. Развитие лидерских качеств младших школьников в условиях спортивного клуба: из опыта работы // Перспективы науки. 2022. № 8 (155). С. 154-156.
3. Ковтуненко А.Ю. Формирование социально-ролевого поведения младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» // Современные проблемы науки и образования. 2023. №1. URL: https://science-education.ru/article/view?id=32379 (дата обращения: 15.08.2023).
4. Шалагинова К.С. Опыт работы по развитию лидерских качеств младших школьников в контексте проблемы SOFT SKILLS // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2021. № 1 (25). С. 113-118.
5. Балданова Э.В., Будаева Э.В. Формирование лидерских качеств младших школьников в процессе тренинговых занятий // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 30. С. 1508-1511.
6. Скворцова Д.А. Потенциал внеурочной деятельности в формировании позитивных лидерских качеств у младших школьников // Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время - новые решения". 2022. № 1-2. С. 452-456.
7. Филина Н.А. Лидерские качества младших школьников с разным уровнем развития социального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71- 3. С. 384-388.
8. Гребнева В.В. Современные проблемы выявления и развития одаренности младших школьников // Начальная школа. 2019. № 6. С. 9-14.
9. Ушакова Т.О. Созвездие ЗУС: игра-диалог о здоровом (разумном) образе жизни М.: Генезис, 2020. 25 с.

Младший школьный возраст – это важный этап становления личности, который характеризуется существенной трансформацией процесса психического развития, формированием значимых новообразований, изменением социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности.

Социальная ситуация развития характеризуется появлением внутренней позиции, чувства ответственности за свою деятельность. Возникновение целенаправленной учебной деятельности формирует важные умения: открывать новые знания самому, использовать разные источники информации, что развивает важные социальные навыки: трудолюбие, целеполагание, коммуникацию. Изменение сферы общения в этом возрасте также влияет на социальное развитие школьника, так возникает новый вид коммуникации – учебная, ребенок познает новые социальные роли – учитель, ученик, все это расширяет сферу общения и формирует представление о социуме и социальном положении: лидер, принимаемый, отвергаемый группой. В современных психологических исследованиях показано, что именно в период с 7 до 12 лет закладывается основа личности, формируются коммуникативные навыки, внутренний мир человека. Таким образом, возрастные психологические особенности младшего школьного возраста обусловливают необходимость формирования лидерских качеств [1, 2, 3].

Современный мир требует от человека наличия определенных личностных характеристик, таких как целеустремленность, способность ориентироваться в глобальном информационном пространстве, развитые прогностические способности, целеполагание, планирование, ответственность и т.д. Не многие люди способны занять лидирующие позиции в социальной группе. Знание закономерностей и механизмов формирования личности младшего школьника позволит целенаправленно развивать необходимые качества для успешного социального взаимодействия, в первую очередь способность брать на себя ответственность, организовывать работу и управлять ею. Это поможет младшим школьникам стать всесторонне развитыми личностями, способными к самосовершенствованию и саморазвитию, а также снизит вероятность возникновения психологических проблем в будущем [4, 5, 6]. Научная новизна исследования заключается в том, что во внеурочную деятельность в начальной школе внедрена комплексная психологическая работа, направленная на развитие лидерских качеств младших школьников, включающая в себя комбинацию техник арт-терапии, телесной терапии, позитивной интерпретации поступка.

Целями исследования являлись диагностика личностных качеств младших школьников, обусловливающих лидерскую позицию, а также организация целенаправленной работы по развитию лидерских качеств ребенка. Задачи исследования: 1) проанализировать сущность и значение лидерства в младшем школьном возрасте; 2) выявить психологические возрастные особенности младшего школьного возраста, являющиеся базой для формирования лидерских качеств; 3) провести диагностику личностных качеств младших школьников, определяющих лидерские позиции в социальной группе; 4) организовать целенаправленную работу по развитию лидерских качеств младших школьников.

Материал и методы исследования. Психологическое исследование выполнено на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Белгорода. В исследовании приняли участие обучающиеся 3-го класса. Общее число испытуемых составило 25 человек (11 мальчиков и 14 девочек). Психолого-педагогический эксперимент был реализован в три этапа: констатирующий – выявление личностных особенностей школьников, обуславливающих лидерскую позицию в коллективе; формирующий – разработка и апробация психолого-педагогических условий развития лидерских качеств обучающихся во внеурочной деятельности; контрольный – оценка эффективности разработанных и апробированных психолого-педагогических условий. Исследование реализовано в рамках внеурочной деятельности с участием учителя, психолога, с согласия родителей.

Анализ психологической литературы позволил подобрать диагностические методики для определения личностных характеристик школьников, обусловливающих лидерские позиции [7, 8]:

1) «Экспресс-диагностика типа личности» («Геометрический тест»);

2) диагностическая методика «Космическое путешествие»;

3) методика «Я – лидер» (Е.С. Фёдоров, О.В. Ерёмин, Т.А. Миронова).

Результаты исследования и их обсуждение. Диагностика личностных особенностей по методике «Геометрический тест» направлена на выявление «типа» личности и личностных характеристик, обусловливающих лидерскую позицию. Данная методика представляет собой экспресс-тест для выявления личностных особенностей. Сущность методики заключается в том, что респонденту предлагается расположить в порядке приоритета наглядно представленные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Фигура, которая занимает первое место, определяет существенные личностные характеристики, т.е. наиболее выраженные и постоянные свойства, остальные фигуры в зависимости от ранжирования позволяют судить о дополнительных чертах личности; таким образом, можно сделать вывод о наиболее существенных поведенческих особенностях человека. Данная экспресс-диагностика дает возможность выявить наиболее существенные личностные характеристики, обусловливающие позицию в социальной группе, наличие выраженных лидерских качеств, отношение к труду, общему делу и т.д.

В ходе исследования было определено, что 40% учащихся относятся к типу «Квадрат», то есть обладают такими качествами, как исполнительность, трудолюбие, настойчивость. Во взаимодействии с другими людьми такие личности демонстрируют усердие, упорство, у них доминирует потребность доводить начатое дело до конца, позволяющая добиваться завершения работы. Во взаимоотношениях часто возникают затруднения, обусловленные эмоциональной скупостью, излишней холодностью. У таких людей преобладают рациональное мышление, логика в предъявлении и воспроизведении информации, последовательность действий «квадраты» просчитывают до мелочей, они предвидят результат за счет точного анализа и вычислений. Во всех сферах жизни предпочитают планирование и строго организованный порядок. Однако данный тип личности обусловливает хорошую исполнительность, занять лидерские позиции мешают длительность и нерешительность в принятии решений, низкие оперативность и поведенческая активность.

По экспресс-диагностике типа личности 20% младших школьников относилось к типу «прямоугольник», или «неопределившийся» тип. Таким людям присущи любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Младшие школьники, выбравшие прямоугольник, открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Выбор прямоугольника указывает на наличие временного состояния или состояние перехода, трансформацию личности. Изменчивость психического состояния, как правило, обусловливает «ведомую» позицию в социуме, но непредсказуемость и непоследовательность поведенческих реакций могут привести к вытеснению из социальной группы и обусловить позиции «изгоя», что для таких детей крайне нежелательно, так как они испытывают острую потребность в общении. Такие ребята нуждаются в поддержке со стороны учителя и родителей, у них есть вероятность занижения самооценки. В целом для обучающихся начальной школы состояние и личностные характеристики, соответствующие типу «прямоугольник», являются адекватными, так как возрастные психологические особенности определяют переменчивость психических состояний, активное развитие личности в ходе социализации.

По результатам диагностики 8% школьников предпочтение отдали фигуре «круг». Для данной личности характерны состояние гармонии, устойчивость межличностных отношений, экстравертивная направленность. В коллективе «круги» — это основа, фундамент, они связывают группу в единое целое, обладают выраженными коммуникативными способностями. Такие личности характеризуются высокой степенью развития эмпатии, чувствительности ко всему происходящему, имеют выраженные задатки к психологии. Выбор круга говорит также о высоких нравственных качествах учеников. Однако, несмотря на то, что данный тип обычно пользуется уважением и авторитетом в группе, такие люди редко занимают лидирующие позиции, поскольку стараются угодить каждому члену коллектива с ущербом для общего дела, обладают низким уровнем решительности, низкой конфликтностью и занимают ведомую позицию.

16% младших школьников выбрали фигуру «зигзаг» – такой тип личности обладает инициативностью, идейностью, креативностью, развитыми творческими способностями, активностью в поведении. Данный тип объединяет в себе важные личностные характеристики, в том числе и способности генерировать и аккумулировать идеи, предлагать нестандартные выходы из ситуации. Однако способность к логическому мышлению у таких людей низка, преобладает наглядно-образное и действенное мышление, мир они видят целостно, но немного иначе, чем люди рационального ума. В конфликтах не идут на уступки, отстаивают свое мнение. В коллективе не терпят строгий порядок, вертикальную и горизонтальную структуру организации. Данные личностные особенности обусловливают ведущие места в коллективе, но «зигзаги» очень редко бывают лидерами группы.

Выбор фигуры треугольник (16% респондентов) – выраженный лидерский тип, включающий в себя такие характеристики, как способность сосредоточить внимание на основной цели и абстрагироваться от второстепенных, проявление силы воли, энергичность, неудержимость. «Треугольник» – это действительно сильная личность, которая ясно ставит цель и достигает ее, обладает выраженным логическим мышлением, но при этом видит главное, не отвлекаясь на детали, им всегда ясна суть проблемы. В коммуникации с другими людьми это уверенный человек, который всегда прав во всем, он контролирует ситуацию на уровне базовой потребности, ориентирован на карьеру, при этом важна доминирующая позиция в обществе. Проявляется эгоцентризм, который заставляет мир вращаться вокруг них. Такие личности хотят всегда быть первыми во всем, любят отстаивать свое мнение и всегда быть правыми во всем.

Авторами было организовано изучение лидерских качеств младших школьников по методике «Я – лидер» (авторы Е.С. Фёдоров, О.В. Ерёмин и Т.А. Миронова). Проанализировав полученные данные, можно отметить, что достаточным уровнем развития лидерских качеств обладают 16% обучающихся, для них характерны наличие осознанной цели в деятельности и поведении, владение организаторскими способностями, умение работать с коллективом и влиять на него. Средний уровень развития лидерских качеств выявлен у 76% младших школьников, у этих ребят есть задатки к лидерству, но проявить себя в полной мере они не могут и часто становятся ведомыми. Эта именно та группа детей, которые легко развивают необходимые лидерские способности в ходе организованного педагогического взаимодействия.

Низкий уровень развития лидерских качеств выявлен у 8% школьников. Эта категория детей, которые находятся в зоне «отвергнутых», или это те ученики, которые не проявляют интереса к общим делам и общению с другими. С такими школьниками необходима целенаправленная психологическая работа по коррекции негативных состояний и личностных особенностей (заниженная самооценка, состояние фрустрации и т.д.).

Диагностическая методика «Космическое путешествие» представляет собой специально организованное игровое взаимодействие, в ходе которого перед школьниками ставится задача: представить ситуацию, что они отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Необходимо набрать команду корабля для полета в составе трех человек, фамилии и имена членов экипажа нужно записать в «бортовой журнал». Эта социометрическая методика позволяет выявить следующие ролевые распределения в классе: лидеры; принимаемые коллективом (ведомые) дети; школьники, находящиеся вне классного коллектива (отверженные). По результатам диагностики выявлено, что к группе «лидеров» в классе относятся 16% детей, они обладают, по мнению школьников, такими качествами, как уверенность в себе, ответственность, доверие. Фамилии этих учеников записывали на листочках чаще других. Ученики класса выбирают этих ребят в состав своей космической команды, поскольку полностью могут на них положиться. 82% младших школьников оказались в группе «принятых», но ярко выраженных лидерских способностей не имеют, часто такие дети становятся ведомыми, т.е. не проявляют ярких организаторских способностей и не вызывают большого доверия у других. 2% обучающихся оказались в зоне «отверженных», т.е. эти дети находятся вне классного коллектива, они не проявляют себя и не общаются с другими детьми.

Сопоставляя результаты диагностик по проведенным методикам, можно отметить, что младшие школьники, имеющие тип личности «треугольник» по экспресс-диагностике типа, являлись лидерами в классе, по мнению самих обучающихся (методика «Космическое путешествие»), и такой же результат дала анкетная методика «Я лидер»; в целом в группу лидеров в классе входят 4 человека (16%). Анализируя качества, которыми обладают лидеры, можно выделить: целеустремленность, умение планировать деятельность и распределять обязанности в группе, активность, способность отстоять свое мнение.

В ходе формирующего этапа эксперимента были созданы специальные психолого-педагогические условия, направленные на сплочение классного коллектива, развитие у школьников необходимых коммуникативных качеств. Особое внимание уделяли детям, которые не приняты коллективом класса. В первую очередь были предложены задания в микрогруппах, представляющие собой коллективное дело. Перед школьниками ставилась задача из подручных материалов смастерить кормушку для птиц, при этом в группу были включены дети, не имеющие статуса лидера и выраженных лидерских способностей. Занятия проходили во внеурочное время, только для одной микрогруппы. В ходе взаимодействия ребятам приходилось брать на себя ответственность, генерировать идеи, отстаивать свое мнение, планировать деятельность, т.е. занимать активную деятельную позицию и организовывать деятельность.

Для всего класса были организованы занятия с использованием техник арт-терапии, телесной терапии, позитивной интерпретации поступка: «Наш общий мир», «Наша классная елка». В ходе проведения занятия «Наш общий мир», направленного на сплочение классного коллектива, детям было предложено нарисовать фигуру человека, вырезать ее и составить описание его жизни, а затем на ватмане, используя разные средства для рисования (гуашь, пастель, акварель и т.д.), создать мир для своего человека. Данная методика имеет важное диагностическое значение при анализе фигуры (форма, порезы, углы и т.д.), описания истории человека и нарисованной картины по техникам телесной и арт-терапии. В заключение работы все рисунки детей объединялись в единое целое, и общая работа должна завершиться ощущением психологического комфорта для каждого обучающего. Согласно технике «Наша классная елка» по методике Т.О. Ушаковой ребятам предлагалась работа в группах: первая группа рисовала елку без украшений, вторая – новогоднюю комнату без украшений, третья – вьюгу. Затем каждому участнику в группе необходимо было нарисовать объект, который можно разместить на общем рисунке. Детям задавались вопросы: «Как вы себя ощущали в процессе работы?», «Что для тебя значит предмет, который размещен на общей картине?», «Получилась бы общая елка без участия всех членов класса?» В завершение работы все три картины были объединены в общую [9].

После создания во внеурочной деятельности специальных психолого-педагогических условий, направленных на развитие лидерских качеств школьников, было отмечено сплочение классного коллектива. Обучающиеся, которые боялись себя проявить, занимали определенное место в группе и активно взаимодействовали с другими ребятами. Повторная диагностика личностных качеств младших школьников позволила выявить существенные положительные изменения по всем методикам, а главное – отсутствие в классе детей, относимых к группе «отверженных».

Заключение. Современный мир предъявляет высокие требования к личности: человек должен быть мобилен, коммуникабелен, активен, кроме того, иметь устойчивые личностные характеристики – ответственность, целеустремленность, уверенность. Все это вызывает необходимость формирования личностных характеристик, способствующих обретению лидерских позиций в социуме. Младший школьный возраст наиболее сенситивен для формирования коммуникативной сферы, стратегий социального взаимодействия и т.д. Именно поэтому в начальной школе важно проводить социометрическую диагностику, помогать социализироваться детям, имеющим затруднения, организовывать психологическую коррекцию дезадаптивных состояний, развивать лидерские качества.

В ходе исследования было выявлено, что к группе лидеров в классе относилось 16% младших школьников, к категории «ведомых», т.е. явно не демонстрирующих лидерские качества, но принятых в детском коллективе, принадлежали 82% школьников, и 2% обучающихся находились вне классного коллектива, т.е. это категория не принятых классом. Анализируя качества, присущие лидерам класса, можно отметить целеустремленность, умение планировать деятельность и распределять обязанности в группе, активность, способность отстоять свое мнение. Наиболее эффективными методами сплочения классного коллектива, формирования лидерской позиции являются специально организованные групповые занятия по типу «коллективного дела», применение техник арт-терапии.


Библиографическая ссылка

Ковтуненко А.Ю. РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32851 (дата обращения: 17.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674