Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Денисов М.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Пензенский государственный технологический университет"
Поиск современных подходов к организации практической подготовки специалистов среднего звена обусловил необходимость научного осмысления проблемы профессионального партнерства колледжа и предприятия, нацеленного на повышение качества обучения в профессиональной образовательной организации. На основе анализа нормативной, справочно-энциклопедической и научно-педагогической литературы в статье выявлена сущность понятия «профессиональное партнерство», определены его этапы в процессе практической подготовки специалистов среднего звена. Рассмотрены современные проблемы теории социального партнерства в сфере среднего профессионального образования. Выделен самостоятельный элемент социального партнерства в сфере среднего профессионального образования – профессиональное партнерство, характеризующий особый вид взаимодействия профессиональной образовательной организации и конкретного предприятия реального сектора экономики в практической подготовке специалистов среднего звена для определенной отрасли. Дана характеристика модели профессионального партнерства колледжа и предприятия в практической подготовке специалистов среднего звена (на примере подготовки кадров для фармацевтической отрасли), представляющей собой систему взаимосвязанных блоков: целевого, содержательно-технологического (включающего программу профессионального партнерства), организационно-ресурсного, оценочно-результативного. Представлены основные результаты апробации данной модели. Выделены и охарактеризованы основные педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации модели профессионального партнерства колледжа и предприятия в практической подготовке специалистов среднего звена.
практическая подготовка
социальное партнерство
профессиональное партнерство
модель профессионального партнерства
1. Письмо Минпросвещения России от 08.04.2021 N 05-369 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями, содержащими общие подходы к реализации образовательных программ среднего профессионального образования (отдельных их частей) в форме практической подготовки»). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382367/ (дата обращения: 13.07.2023).
2. Дьячков Ю.А., Корчагин Е.А. Профессиональный стандарт как основа специальной и практической подготовки студентов // Казанский педагогический журнал. 2008. № 4. 132 с.
3. Егорова Е.Н. Практико-ориентированная профессиональная подготовка студентов-менеджеров сферы туризма к работе в поликультурной среде: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2016. 22 с.
4. Зубкова Ю.А. Формирование востребованных компетенций будущих технологов-конструкторов швейного производства в процессе практической подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2019. 23 с.
5. Костюнина А.А. Практико-ориентированная профессиональная подготовка будущих педагогов в ходе модернизации педагогического образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2016. 24 с.
6. Мажар Е.Н. Практико-ориентированный подход в профессиональной подготовке студентов-лингвистов к межкультурному взаимодействию: дис. … докт. пед. наук. Москва, 2018. 461 с.
7. Хомченко А.И. Формирование профессионального опыта у курсантов военного вуза в процессе практической подготовки: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2019. 231 с.
8. Мухаметзянова Г.В., Ибрагимов Г.И., Шакуров Р.Х., Волович Л.А., Кирилова Г.И., Корчагин Е.А., Осипов П.Н., Масленникова В.Ш., Алишев Б.С., Трегубова Т.М., Мухаметзянова Ф.Ш. Профессиональное образование в России: методология и теория. Казань: ИПППО РАО, 2005. 335 с.
9. Никитин М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций. М.: Издательский центр АПО, 2001. 221 с.
10. Смирнов И.П. Теория профессионального образования. М.: РАО: НИИРПО, 2006. 320 с.
11. Кононова И.В. Управление развитием учреждения среднего профессионального образования на основе социального партнерства: автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2015. 24 с.
12. Югфельд Е.А. Профессиональная социализация студентов колледжа посредством социального партнерства: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2016. 24 с.
13. Артемьев И.А. Интеграция среднего общего и среднего профессионального образования в условиях социального партнерства: дис. … канд. пед. наук. Тверь, 2019. 225 с.
14. Алференко Д.А. Формирование конкурентоспособности студента в социальном партнерстве техникума с работодателями: дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2019. 192 с.

В настоящее время развитие системы среднего профессионального образования (далее – СПО) связано с повышением качества практической подготовки специалистов среднего звена (далее – ССЗ), а также с усилением отраслевой направленности данной подготовки, учитывающей специфику и содержание технологического процесса конкретного предприятия. Исходя из этого, актуальной становится проблема, связанная с необходимостью расширения диапазона участия работодателей в практической подготовке ССЗ, поиском современных моделей и механизмов организации профессионального партнерства как вида взаимодействия образования и производства, что находит подтверждение в рекомендациях Минпросвещения России от 08.04.2021 № 05-369 [1].

Цель исследования – разработка модели профессионального партнерства колледжа и предприятия в практической подготовке ССЗ.

Материал и методы исследования

В работе были использованы теоретические методы исследования (анализ научной литературы и нормативных документов, системный анализ и синтез, моделирование), эмпирические методы исследования (педагогический эксперимент, анкетирование), методы математической обработки статистических данных.

Результаты исследования и их обсуждение

В законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечено, что СПО решает задачи профессионального развития человека и имеет целью профессиональную подготовку ССЗ, отвечающую требованиям общества, государства, работодателей, а также потребностям личности в продолжении образования.

Такие специалисты, по мнению Ю.А.Дьячкова, Е.А.Корчагина, выполняют технические и вспомогательные функции в области инженерных разработок, контроля безопасности работ, технологий и изделий [2, с. 54]. Выполнение этих функций требует формирования у ССЗ в процессе обучения в колледже не только соответствующих теоретических знаний, но и практического опыта решения производственных задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью. В настоящее время такая подготовка описывается термином «практическая подготовка».

Анализ справочно-энциклопедической литературы и научных работ современных ученых (Е.Н. Егорова [3], Ю.А. Зубкова [4], А.А.Костюнина [5], Е.М.Мажар [6], А.И. Хомченко [7] и др.) показал, что практическая подготовка ССЗ рассматривается в целом как организуемая в рамках учебного процесса колледжа деятельность обучающихся, направленная на решение задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью, в условиях применения современных профессионально ориентированных образовательных технологий, форм и методов обучения. При этом ученые отмечают, что ключевой особенностью такой подготовки ССЗ является ее отраслевая направленность, то есть ориентация содержания обучения на учет требований производства конкретного предприятия.

Очевидно, что организация практической подготовки ССЗ для конкретной отрасли невозможна без тесного взаимодействия образовательной организации и предприятия данной отрасли. В науке такое взаимодействие образования и производства в процессе подготовки кадров описывается термином «социальное партнерство».

В научной литературе проблема социального партнерства наиболее интенсивно исследовалась учеными в первом десятилетии XXI века (Г.И. Ибрагимов, Г.В. Мухаметзянова, М.В. Никитин, А.М. Новиков, И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко и др.). Например, научные выводы, сделанные в монографических работах Г.И.Ибрагимова [8, с.43], М.В. Никитина [9, с. 60], И.П. Смирнова [10, с. 312], показывают, что перечисленные ученые определяют социальное партнерство как особый тип взаимодействия образовательных организаций со всеми субъектами рынка труда, ориентированный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников данного процесса.

В период с 2013 года и по настоящее время интерес к данной проблеме заметно снизился. В научной литературе последнего десятилетия встречаются лишь отдельные диссертационные работы, раскрывающие некоторые аспекты проблемы социального партнерства в сфере СПО.

Так, аспект управления развитием образовательной организации СПО в условиях социального партнерства рассматривается в диссертации И.В. Кононовой [11]. Автор утверждает, что социальное партнерство выступает как особый тип взаимодействия колледжа с органами власти, общественными и другими организациями. В диссертационном исследовании Е.А.Югфельд разработана и апробирована модель профессиональной социализации студентов колледжа посредством социального партнерства, в основу которой положены: социальный заказ, запросы работодателей и профессиональные требования ФГОС СПО [12]. В диссертации И.А. Артемьева рассматривается интеграция содержания среднего общего и среднего профессионального образования в условиях социального партнерства с предприятиями как новая образовательная реальность [13]. Проблема формирования конкурентоспособности студента в условиях социального партнерства техникума с работодателями через интеграцию внутренних резервов личности студента, образовательного учреждения и потенциальных возможностей социального партнерства исследуется в диссертации Д.А.Алференко [14]. Анализ научных работ указанных выше ученых показал, что социальное партнерство в целом рассматривается как взаимодействие образовательных организаций со всеми субъектами рынка труда, органами власти, общественными организациями, направленное на удовлетворение потребностей всех участников образовательных отношений.

В связи с особенностью практической подготовки ССЗ, связанной с адресным обучением кадров для конкретного предприятия соответствующей отрасли, возникла необходимость выделения процесса взаимодействия колледжа и предприятия в практической подготовке ССЗ в качестве самостоятельного элемента социального партнерства в сфере СПО – профессионального партнерства. Таким образом, профессиональное партнерство колледжа и предприятия будем рассматривать как самостоятельный элемент социального партнерства в сфере СПО, характеризующий особый вид взаимодействия профессиональной образовательной организации и субъекта реального сектора экономики в практической подготовке ССЗ для конкретной отрасли. В нашем исследовании профессиональное партнерство колледжа и предприятия в процессе практической подготовки ССЗ рассматривается применительно к фармацевтической отрасли.

Анализ научных работ, посвященных раскрытию содержания (Д.А.Алференко, С.Г.Марфин, В.М.Сохабеев, Н.К.Чапаев), характеристике организационных форм (И.М.Айтуганов, О.Н.Олейникова, Е.А. Корчагин, Е.Л.Матухин, Л.Н.Самолдина, Р.С.Сафин) социального партнерства, позволил определить этапы профессионального партнерства колледжа и предприятия в практической подготовке ССЗ для фармацевтической отрасли: проектный (предполагает конкретизацию задач практической подготовки, определение квалификационных требований к выпускнику, выявление направлений взаимодействия колледжа и предприятия, определение содержания, форм, методов и средств обучения); деятельностный (предполагает совместную реализацию мероприятий в рамках всех форм профессионального партнерства, направленных на формирование профессиональной мотивации, формирование практико-ориентированных знаний, умений и опыта практической деятельности); оценочно-результативный (предполагает выявление эффективности профессионального партнерства колледжа и предприятия через совместную оценку качества практической подготовки ССЗ как ключевой характеристики эффективности взаимодействия образования и производства).

Анализ содержания профессионального партнерства колледжа и предприятия послужил основой для разработки процессной модели профессионального партнерства колледжа и предприятия в практической подготовке ССЗ для фармацевтической отрасли. Целевой блок модели содержит цель (повышение качества практической подготовки ССЗ), а также методологические подходы (системный, интегративный, ресурсный) и педагогические принципы (открытости, системности, связи теории и практики и др.), определяющие результативность достижения поставленной цели и решения выдвинутых задач. Содержательно-технологический блок представлен программой профессионального партнерства колледжа и предприятия. Программа реализуется в учебной и внеучебной деятельности и определяет цель, задачи, содержание и формы профессионального партнерства. Организационно-ресурсный блок модели предполагает создание интегрированной ресурсной базы колледжа и предприятия, обеспечивающей повышение качества практической подготовки ССЗ для фармацевтической отрасли как совокупности различных видов образовательных ресурсов. Оценочно-результативный блок позволяет оценить результативность внедрения разработанной модели профессионального партнерства колледжа и предприятия.

Апробация модели проводилась на базе колледжа технологического ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» (далее – КТ ПензГТУ) и предприятия фармацевтической отрасли Пензенской области – ПАО «Биосинтез». Всего в эксперименте приняли участие 95 обучающихся, 23 преподавателя КТ ПензГТУ и 18 специалистов предприятия. На констатирующем этапе был определен исходный уровень качества практической подготовки ССЗ в контрольных и экспериментальных группах (далее – КГ и ЭГ соответственно). Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы показал, что уровень качества практической подготовки обучающихся в КГ и ЭГ практически не отличается, что свидетельствует об однородности состава групп в начале педагогического эксперимента. Проведенная диагностика уровня качества практической подготовки обучающихся показала, что оптимальный уровень наблюдается в КГ у 15,6% обучающихся, в ЭГ у 18% обучающихся; базовый уровень в КГ у 51,1% обучающихся, в ЭГ у 52% обучающихся; пороговый уровень в КГ у 33,3% обучающихся, в ЭГ у 30% обучающихся.

Непосредственная педагогическая деятельность по реализации модели осуществлялась посредством внедрения программы профессионального партнерства, включающей в себя последовательное прохождение трех этапов.

Первый этап предполагал организацию совместной деятельности КТ ПензГТУ и ПАО «Биосинтез», нацеленной на актуализацию содержания практической подготовки ССЗ по специальности 19.02.01 Биохимическое производство, отражающего специфику технологического процесса на ПАО «Биосинтез». Второй этап заключался в совместной реализации разработанной образовательной программы. Третий этап предполагал совместную оценку образовательных результатов обучающихся. На контрольном этапе педагогического эксперимента была проведена повторная диагностика уровня качества практической подготовки обучающихся. Диагностики показала, что оптимальный уровень наблюдается в КГ у 22,89% обучающихся, в ЭГ у 50% обучающихся; базовый уровень в КГ у 50,22% обучающихся, в ЭГ у 40,2% обучающихся; пороговый уровень в КГ у 26,89% обучающихся, в ЭГ у 9,8% обучающихся. Для проверки результативности проведенной опытно-экспериментальной работы был применен U-критерий Манна - Уитни. Данные свидетельствуют о наличии статистически значимых различий, что подтверждает результативность внедрения разработанной модели профессионального партнерства колледжа и предприятия в практической подготовке ССЗ для фармацевтической отрасли.

Проведенный анализ результатов, полученных в ходе педагогического эксперимента, позволил выявить ряд педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации данной модели, а именно:

– соответствие содержания образовательной программы требованиям предприятия фармацевтической отрасли. Для определения требований работодателя к содержанию обучения был проведен опрос ведущих специалистов ПАО «Биосинтез» (технологов, инженеров, работников цехов и лабораторий, работников отдела кадров). К наиболее значимым качествам, которыми должны обладать выпускники, представители работодателя отнесли следующие: способность использовать информационно-коммуникационные технологии (80% опрошенных); принимать решения в нестандартных ситуациях (72% опрошенных); обеспечивать соблюдение правил и требований технической, промышленной и экологической безопасности (70% опрошенных);

– применение в процессе реализации образовательной программы различных форм теоретического и практического обучения в колледже и на предприятии. Формирование профессиональных компетенций обучающихся проходит при участии ведущих специалистов ПАО «Биосинтез». Будущие ССЗ знакомятся с рабочими местами, технологическим оборудованием (устройством оборудования, технологической обвязкой), нормативной документацией, технологическим процессом производства лекарственных препаратов. За каждым обучающимся закреплен наставник. В процессе освоения производственной технологии происходит адаптация обучающихся в трудовом коллективе, освоение и овладение корпоративными нормами и культурой. При образовательном процессе колледжа применяются такие методы обучения, как анализ производственных ситуаций, решение производственных задач, моделирование профессиональной деятельности. Это, в условиях профессионального партнерства колледжа и предприятия, позволяет повысить уровень сформированности профессиональных компетенций за счет закрепления теоретических знаний практическими умениями в условиях смоделированного реального фармацевтического производства. Кроме этого, у студентов формируются первичные трудовые навыки;

– повышение квалификации педагогических работников в области образовательных и промышленных технологий. Основное направление повышения квалификации – это стажировка педагогических работников КТ ПензГТУ на предприятии фармацевтической отрасли ПАО «Биосинтез». Цель проведения стажировки – это повышение профессионального мастерства педагогических работников КТ ПензГТУ за счет освоения современных производственных технологий фармацевтического производства на предприятии. Стажировка осуществляется при активном участии ведущих специалистов ПАО «Биосинтез» по принципу технологических платформ, их ресурс используется для развития профессионального партнерства между КТ ПензГТУ и ПАО «Биосинтез». Для оценки эффективности проведенной стажировки на предприятии применяются следующие критерии: полнота выполнения программы стажировки, успешное выполнение оценочных заданий участниками стажировки, а также внедрение полученного инновационного опыта в учебный процесс КТ ПензГТУ. Особое внимание в ходе прохождения стажировки обращается на освоение участниками стажировки новой методологии подходов к производству фармацевтической продукции, аналитическому мониторингу технологических процессов и при разработке и внедрении новых технологий, соответствующей основополагающим принципам и процедурам систем управления качеством на ПАО «Биосинтез».

Выводы

Таким образом, проведенный анализ позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Профессиональное партнерство колледжа и предприятия в практической подготовке ССЗ для фармацевтической отрасли представляет собой самостоятельный элемент социального партнерства в сфере СПО, характеризующий особый вид взаимодействия профессиональной образовательной организации и конкретного субъекта реального сектора экономики.

2. Результативность реализации модели профессионального партнерства колледжа и предприятия в практической подготовке ССЗ для фармацевтической отрасли обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: развитие системы наставничества; создание интегрированной электронной информационно-образовательной среды; наличие системы методического сопровождения ведущих сотрудников предприятия, привлекаемых к реализации образовательной программы; организация стажировки преподавателей колледжа на предприятии фармацевтической отрасли.


Библиографическая ссылка

Денисов М.В. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32827 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674