Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах [1-3].
Во всем мире наблюдается сдвиг в методах медицинского образования в сторону эмпирического («практического») обучения [4; 5]. Потребность в разработке образовательных пособий и макетов, развивающих когнитивные способности студентов, велика, особенно на младших курсах, когда студенты приходят на клинические базы и вовлекаются непосредственно в процесс диагностики и лечения стоматологических заболеваний [6-8]. Благодаря наглядным пособиям будущие доктора совершают меньше ошибок и лучше усваивают учебный материал.
Поскольку в стоматологии, как и в хирургии, практические навыки особенно важны, а клинический опыт у студентов отсутствует, использование обучающих моделей для визуализации анатомических или патологических ситуаций практикуется уже много лет [9; 10]. Сегодня внедрены и успешно применяются в процессе обучения стоматологов индивидуальные 3D-печатные модели [11-13], имеющие преимущества перед изготовленными промышленным способом типодонтами, которые не всегда демонстрируют точное анатомическое строение зубов, к тому же являются дорогостоящими.
Хорошие, разнообразные наглядные пособия и модели являются рычагом для обучения мотивированных и компетентных будущих стоматологов [14; 15].
Цель исследования. Разработать наглядные пособия для студентов Института стоматологии для улучшения мануальных навыков по дисциплинам «Кариесология и заболевания твердых тканей зубов» и «Эндодонтия», оценить их эффективность на основании социологического исследования среди студентов.
В соответствии с целью авторами поставлены следующие задачи:
1. Разработка анкеты и проведение анкетирования студентов 3-5 курсов для определения наиболее сложных моментов в обучении по дисциплинам, предпочтений студентов в отношении наглядных пособий.
2. Разработка наглядных пособий для изучения дисциплин «Кариесология и заболевания твердых тканей зубов» и «Эндодонтия».
3. Анализ результатов по использованию разработанных пособий и улучшению мануальных навыков студентов на основе повторного социологического исследования.
Объектом исследования явился учебный процесс, а предметом исследования - наглядность как дидактический принцип обучения.
Материал и методы исследования
Исследование проводилось на кафедре терапевтической стоматологии Алтайского государственного медицинского университета (АГМУ) в течение 2022-2023 учебного года. Разработанная анкета содержала открытые и закрытые вопросы с единственным и множественным выбором об отношении респондентов к применению наглядных пособий в учебном процессе, о наиболее сложных манипуляциях, встречающихся на клинических практических занятиях, вопросы о том, какие наглядные пособия хотели бы видеть студенты на занятиях по дисциплинам «Кариесология и заболевания твердых тканей зубов», «Эндодонтия». Проведено анкетирование 218 студентов 3-5 курсов Института стоматологии АГМУ.
На основании полученных результатов разработаны наглядные пособия и проведено повторное анкетирование для оценки их востребованности и эффективности, в котором приняли участие 196 студентов 3-4 курсов.
Также была создана экспертная фокус-группа, состоящая из 20 студентов 3 курса, 20 студентов 5 курса и 20 врачей-стоматологов со стажем работы более 10 лет. После тестов на просмотр и применение на практических занятиях и клиническом приеме в течение 6 месяцев участники исследования оценили точность и валидность модели окклюзионной поверхности премоляров и моляров и информационного постера с помощью специально разработанных опросных листов с точки зрения ее визуальных характеристик и удобства применения. Ответы на вопросы оценивались по 5-балльной шкале Лайкерта, где 1 означает очень плохую наглядность и удобство применения модели, 2 – плохую, 3 - удовлетворительную, 4 - хорошую, а 5 – отличную наглядность и удобство применения.
Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием программ: Microsoft Office Excel 2007 и IBMSPSSStatistics 20.Статистическую значимость между группами определяли с помощью одностороннего дисперсионного анализа. Различия считались статистически значимыми, когда p-значение было меньше 0.05.
Результаты исследования и их обсуждение
Среди опрошенных студентов Института стоматологии:
· 51,8% обучались на 3 курсе,
· 18,8% - на 4 курсе,
· 29,4% - на 5 курсе.
Абсолютное большинство студентов положительно относятся к применению наглядных пособий в учебном процессе (100% студентов 3 курса; 96,6% студентов 4 курса; 91,9% студентов 5 курса). Больше всего в них нуждаются студенты 3 курса, которые впервые приходят на клинический прием и не владеют практическими навыками в работе с пациентами. Так ответили 54,2% студентов 3 курса, 82,8% студентов 4 курса и 78,4% студентов 5 курса.
Среди наиболее эффективных, по мнению респондентов, отмечены объемные пособия в форме моделей, объектов (69,4-72,1% ответов респондентов). Однако отмечена важность и проекционных (58,2-67,3%), и печатных (28,5-48,3%) средств образования.
Среди наиболее сложных практических моментов опрашиваемые выделяли адгезивный протокол подготовки отпрепарированной кариозной полости (69,4-79,8%), техники моделирования окклюзионных поверхностей премоляров и моляров челюстей (77,2-86,5%), техники механической обработки корневых каналов зубов (78,8-93,0%) и создание эндодонтического доступа (93,2-94,3%).
На основании результатов опроса было принято решение создать модель анатомии коронок жевательной группы зубов верхней и нижней челюсти. Средства размещены в учебных аудиториях в свободном доступе в достаточном количестве и переданы для использования врачам-стоматологам. Обучающая модель окклюзионной поверхности моляров и премоляров верхней и нижней челюсти разработана на основе строения зубов реального пациента в возрасте 18 лет с интактными зубными рядами. Изготовлена из супергипса и покрыта акриловым лаком для возможности проведения дезинфекции.
Также созданы печатные ламинированные постеры в достаточном количестве, которые включали:
· схематическое изображение адгезивного протокола с применением средств 4-7 поколений;
· схематическое изображение последовательности обработки корневых каналов зубов в технике Crown Down и Step Back;
· схематическое изображение техники латеральной конденсации гуттаперчи;
· схематическое изображение расположения устьев корневых каналов на дне полости различных групп зубов;
· схематическое изображение окклюзионной поверхности жевательных зубов.
Формат A3 отлично сохранил наглядность материала и позволил разместить пособия под стеклами врачебных столиков в учебных аудиториях и стоматологических кабинетах.
Через 6 месяцев после начала применения разработанного материала провели оценку его эффективности и наглядности. Большинство студентов и врачей, принявших участие в повторном социологическом исследовании, отметили, что визуализация основных этапов работы при пломбировании кариозной полости и эндодонтическом лечении облегчает понимание дисциплин «Кариесология и заболевания твердых тканей зубов» и «Эндодонтия», способствует развитию мануальных навыков, увеличивая уверенность будущих врачей в производимых действиях. 87,3% студентов 3-4 курсов использовали наглядные пособия на каждом занятии. Постеры оказались более востребованными. Об их использовании упомянули 78,7% студентов 4 курса и 82,1% студентов 3 курса. Модель для реставрации окклюзионной поверхности зубов на занятиях применяли 70,2% студентов 4 курса и 64,1% - 3 курса.
При ответе на вопрос «Что было более информативно и полезно для Вас при использовании постера на врачебном столике под предметным стеклом?» ответы респондентов распределились следующим образом:
· схема методики обработки корневого канала – 75,7%;
· схема методики пломбирования корневого канала - 48,6%;
· адгезивный протокол - 59,5%;
· схема расположения устьев корневых каналов в различных группах зубов -75,7%;
· схема окклюзионной поверхности жевательной группы зубов – 65,8%.
Оценки модели и постера на основе визуальных, тактильных и эксплуатационных аспектов заполнены всеми участниками фокус-группы. Проведено сравнение ответов между тремя группами. Средние баллы студентов-медиков и врачей-стоматологов представлены в таблице.
Результаты дисперсионного анализа в отношении характеристик наглядных пособий
Наглядное пособие |
Студенты 3 курса (n=20) |
Студенты 5 курса (n=20) |
Врачи-стоматологи (n=20) |
p-Value |
Модель окклюзионной поверхности |
||||
· визуальная оценка модели: |
4.90±0.37 |
4.80±0.46 |
4.00±0.82 |
<0.05 |
анатомия верхнего первого правого моляра |
4.10±0.49 |
4.20±0.63 |
3.30±0.82 |
<0.05 |
анатомия верхнего второго правого моляра |
4.90±0.34 |
4.80±0.46 |
4.30±0.37 |
>0.05 |
анатомия верхнего первого правого премоляра |
4.90±0.34 |
4.90±0.34 |
4.20±0.46 |
>0.05 |
анатомия верхнего второго правого премоляра |
4.80±0.46 |
4.60±0.68 |
4.70±0.37 |
>0.05 |
анатомия нижнего первого правого моляра |
4.80±0.46 |
4.70±0.37 |
4.60±0.68 |
>0.05 |
анатомия нижнего второго правого моляра |
4.70±0.37 |
4.90±0.34 |
4.70±0.37 |
>0.05 |
анатомия нижнего первого правого премоляра |
4.80±0.46 |
4.70±0.37 |
4.60±0.68 |
>0.05 |
анатомия нижнего второго правого премоляра |
4.70±0.37 |
4.90±0.34 |
3.90±0.74 |
<0.05 |
· удобство применения модели |
4.90±0.34 |
4.80±0.46 |
4.60±0.68 |
>0.05 |
Информационный постер |
||||
· наглядность схемы адгезивного протокола |
4.60±0.68 |
4.70±0.37 |
4.70±0.37 |
>0.05 |
· наглядность схемы техник обработки корневого канала |
4.70±0.37 |
4.90±0.34 |
4.60±0.68 |
>0.05 |
· наглядность схемы создания эндодонтического доступа, расположения устьев корневых каналов различных групп зубов |
4.90±0.34 |
4.90±0.34 |
4.60±0.68 |
>0.05 |
· наглядность схемы пломбирования корневого канала техникой латеральной конденсации гуттаперчи |
4.70±0.37 |
4.60±0.68 |
4.10±0.49 |
>0.05 |
· наглядность схемы расположения фиссур и бугров жевательной группы зубов |
4.60±0.68
|
4.80±0.46
|
3.80±0.46
|
<0.05 |
Как видно из таблицы, средний балл оценки наглядных пособий в основном был выше 4, что характеризует хорошую наглядность и удобство в применении на клиническом приеме средств обучения. Высоко оценили постеры и модели как студенты Института стоматологии, так и практикующие врачи-стоматологи.
Однако отметим, что по сравнению с двумя другими группами опытные врачи дали более низкие оценки в отношении наглядности анатомической формы первого моляра верхней челюсти и второго премоляра нижней челюсти (табл.). Получены различия также в оценке наглядности схемы расположения фиссур и бугров жевательной группы зубов. Это может быть связано с более широкой вариабельностью строения данных зубов в популяции, большей требовательностью опытных врачей и указывает на необходимость усовершенствования-дополнения нашей модели и постера для полного соответствия требованиям высокой эстетической реставрации на клиническом приеме.
Заключение
В ходе работы определены методические возможности использования средств наглядности на практических занятиях по терапевтической стоматологии. Выявлено, что именно наглядность считается одним из основных средств формирования познавательного интереса учащихся.
Использование информационных постеров и моделей в обучении студентов медицинского университета является важным инструментом, особенно при изучении сложных специализированных дисциплин по специальности «Стоматология». Информационные постеры позволяют студентам визуально представить и запомнить основные концепции, техники и методики, используемые на клиническом приеме. Например, такие манипуляции, как обработка и пломбирование корневых каналов зубов, адгезивная подготовка кариозных полостей и моделирование анатомического строения жевательной поверхности, требуют точности и соответствующих навыков. Постеры с алгоритмами действий и модели зубов могут служить отличным инструментом для процесса обучения. Кроме того, они не требуют больших материальных затрат и при бережном использовании могут служить годами.
Использование постеров, содержащих схемы, позволяет студентам понять последовательность действий при обработке корневых каналов зубов и пломбировании, отслеживать этапы процедуры и взаимосвязь между ними. Кроме того, визуальное представление манипуляций на постере помогает студентам запомнить информацию лучше, чем простое чтение учебной литературы.
Наглядные пособия также облегчают обучение студентов, так как они могут использовать их в качестве справочного материала во время практических занятий. Благодаря постерам и моделям студенты могут быстро проверить правильность своего выполнения процедуры и сравнить его с идеальной последовательностью действий.
Использование постеров со схемами способствует развитию навыков критического мышления. Студенты могут анализировать представленные на постере схемы и выявлять возможные проблемы или ошибки в своей работе. Это потенциально помогает студентам развить способность к самостоятельному анализу и совершенствованию мануальных навыков.
Разработанная модель и информационный постер востребованы у студентов. Высокий уровень точности разработанной модели коронки жевательных зубов помогает улучшить запоминание важнейших анатомических ориентиров окклюзионной поверхности и соотношение ее отдельных элементов в реальном пространстве.
Таким образом, использование наглядных пособий в стоматологии имеет важное значение при обучении студентов медицинского университета. Наглядное пособие улучшает визуальное представление, помогает запоминанию информации, упрощает проверку правильности выполнения процедуры и способствует развитию навыков критического мышления.
Библиографическая ссылка
Луницына Ю.В., Токмакова С.И., Бондаренко О.В. ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА КАФЕДРЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32826 (дата обращения: 07.10.2024).