Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЗАПРЕТЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Долгашева М.В. 1 Долгашев К.А. 2
1 Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева
2 Чувашский государственный педагогический университет им.И.Я. Яковлева
Народная педагогика чувашей является неисчерпаемой сокровищницей практических рекомендаций и советов по формированию важных качеств личности растущего человека. В её запретах, как средствах воспитания, находят отражение общечеловеческие ценности. Запреты в основном регулируют поведение ребенка в повседневной жизни, конкретных ситуациях. Встречаются запреты экологического характера, главным требованием которых является бережное отношение к природе. Проведённое исследование выявляет запреты чувашей, применяемых чаще всего при подготовке к рождению ребенка; воспитании ребенка до года; дома и на улице; при выполнении трудовых обязанностей; в природе; по отношению к пожилым людям, показав их подлинно гуманистический характер. Из устного народного творчества: пословиц и поговорок, сказок и легенд, празднований чувашей, отчетливо видно, что запреты применялись в воспитании подрастающего поколения, оказывая влияние на формирование нравственного облика детей, отношения к труду, к природе. Свод правил поведения ребенка среди людей, применение запретов целесообразно в воспитании современных детей, помогает родителям быть последовательными в своих требованиях к поступкам ребенка; при этом формируют запреты в дружеской форме, основывая их на разумной любви.
запреты
средства воспитания
чуваши
народная педагогика
1. Карабалаева Г.Т., Мамырова М.И. Пути использования этнопедагогического компонента в современном воспитании студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29504 (дата обращения: 11.06.2023).
2. Воробьева И.В., Тенякова Е.А., Кордон Т.А. Пансофические этнопедагогические универсалии в наследии первых чувашских просветителей // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28064 (дата обращения: 11.06.2023).
3. Завражин С.А. Метод запрета в отечественном культурно-педагогическом измерении // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 1 (45). С. 29-38.
4. Абукаева Л.А. Марийские запреты: к вопросу о природе и специфике // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1 (21). С. 82-86.
5. Тарасова С.И. Методы и формы отношений человека к природе в русской народной педагогике // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 2 (38). С. 108-111.
6. Карабанова О.А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания // Национальный психологический журнал. 2019. № 3 (35). С. 71-79.
7. Барышева М.В. Как "правильно" упрекать ребёнка, чтобы поводы для упрёков не исчезали никогда // Вестник практической психологии образования. 2016. № 1 (46). С. 50-58.
8. Савотина Н.А., Реймер М.В., Хохлова Д.А. Воспитательные истоки поведенческих девиаций детей и молодежи // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2020. Т. 3, № 4 (9). С. 45-52.
9. Чувашские пословицы, поговорки и загадки: сборник. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 2012. 351 с.
10. Долгашева М.В., Долгашев К.А. Содержание и формы умственного воспитания в этнопедагогике чувашского народа // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30937 (дата обращения: 28.06.2023).
11. Чувашские сказки: сборник. М.: Художественная литература, 1937. 285 с.
12. Волков Г.Н. Избранные сочинения: в 7 т. Т.4: Педагогика жизни. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020. 300 с.

В последнее время заметно возрос общественный интерес к чувашской народной педагогике, связанный с ростом национального самосознания, со стремлением народа сохранить свое педагогическое наследие, обратиться к традиционным ценностям, несмотря на происходящий научно-технический прогресс, новейшие достижения человечества. Созидательную, животворящую силу народной педагогики можно оценить, только разобравшись в её традиционных особенностях. Обоснованные, справедливые, учитывающие индивидуальные особенности самого ребенка, уровень его воспитанности и возраст, окружающую обстановку, запреты играют значительную роль в формировании ребенка и по сей день, являясь могучими средствами воспитания.

Цель исследования: выявить и обосновать гуманистический характер традиционных средств воспитания запретов в чувашской народной педагогике.

Материалы и методы исследования. Обоснованию запретов как средств воспитания в чувашской народной педагогике послужил анализ этнопедагогической, историко-этнографической, педагогической литературы. Обобщение педагогических фактов и явлений, анализ и синтез, сравнительно-сопоставительный метод, анкетирование были использованы в качестве основных методов работы для реализации цели исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте, является одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации в сфере воспитания детей согласно Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года.

В наследии каждого народа многонациональной России содержатся ценные идеи и опыт воспитания подрастающего поколения. В связи с этим нельзя не отметить слова ученых Карабалаевой Г.Т., Мамыровой М.И., которые считают, что «в связи с глобализационными мировыми процессами наиболее действенными и устойчивыми средствами воспитания являются накопленные на протяжении многих веков обычаи и традиции народа» [1].

Исследователи Воробьева И.В., Тенякова Е.А., Кордон Т.А. отмечают, что «в нашей многонациональной, многоконфессиональной стране активно разрабатываются историко-педагогические, этнопедагогические проблемы, значимые для учета преемственности в общей системе образования для развития подлинно национальной школы» [2].

Большая заслуга в обобщении чувашского народного опыта воспитания принадлежит выдающемуся чувашскому просветителю И.Я. Яковлеву. Вопросами изучения чувашской народной педагогики занимались исследователи Н.И. Ашмарин, Г.Н. Волков, В.Д. Дмитриев, Н.Г. Краснов, Н.Р. Романов и др.

В настоящее время существует определенное количество исследований, посвященных использованию запретов как средств воспитания. Метод запрета в отечественном культурно-педагогическом измерении с позиций различных педагогических течений описан С.А.Завражиным [3]. Запреты детям, направленные на охрану и защиту природы, рассматриваются в работах Л.А. Абакаевой [4], С.И. Тарасовой [5]. Исследователи О.А.Карабанова [6], М.В. Барышева [7], Н.А. Савотина, М.В. Реймер, Д.А. Хохлова [8] пишут о правильной формулировке запретов, грамотном их использовании и контроле выполнения.

К разнообразным методам воспитания в этнопедагогике чувашей относятся убеждение, приказ, разъяснение, завет, пожелание, благословение, клятва, запрет, наказание и другие. Из определения, данного в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, слово «запретить» обозначает: «1. не позволить что-либо делать. 2. признав общественно вредным, ненужным, не допустить к применению, пользованию».

После проведения анализа различных образцов чувашского устного фольклора авторы пришли к выводу о том, что запреты в народной педагогике чувашей использовались в основном при подготовке к рождению ребенка; в воспитании ребенка до года; дома и на улице; в трудовой деятельности; на природе; по отношению к пожилым людям.

При подготовке к родам молодая женщина, роженица, должна была соблюдать запреты, которые были призваны обеспечить благополучие родов и, прежде всего, физического и нравственного здоровья будущего ребенка. Запрещалось до его рождения заранее готовить пеленки, колыбель. Ачине тупмасăр кипкине ан хатĕрле (Пока ребенок не родился, пеленки не заготовляй) [9, с. 135], гласит чувашская пословица. Существовали и пищевые запреты. Так, чувашской женщине нельзя было есть внутренности животного, рыбу. В то же время отмечали, что беременной нужно есть все, что требует организм, ибо может появиться пятно на теле ребенка.

После рождения ребенка было запрещено вывешивать во дворе пеленки, их не полоскали в проточной воде. Существовал запрет качать пустую колыбель, что могло вызвать болезнь и беспокойство ребенка. Не разрешалось сжигать старую колыбель, чтобы не навлечь беду, так как чуваши боялись, что в семье не будут рождаться дети.

В течение первого года жизни, завершающего переход младенца от грудного состояния к следующей за ним возрастной категории, наиболее известны запреты, связанные с первым шагом, первой стрижкой. Об этом говорит пословица «Алă-ура тĕрекленмесĕр утма ан тытăн (Не пытайся ходить, пока не окрепли ноги) [9, с. 78].

Первая стрижка проводилась не ранее достижения года. Существовал запрет выбрасывать волосы, их или сжигали, или закапывали. Считалось, что более ранняя стрижка испортит язык, ребёнок заговорит не скоро.

Существовали запреты, связанные с предметами, которые окружали младенца. Маленькому ребенку не давали смотреть в зеркало, считалось, что он не научится быстро говорить. Ему запрещали качать пустые качели, боялись, что он умрет, заболеет. Взрослые не позволяли ему дуть в огонь, иначе он будет кашлять.

С раннего детства взрослые учили детей поступать правильно, разъясняя, что можно делать, а что нельзя. К обязательным нормам поведения и поведенческим запретам в народной педагогике чувашей относились: почтительное обращение к родителям и посторонним старшим; запрещение использования нецензурной лексики как дома, так и на улице. Запрещались: присутствие в обществе старших без их разрешения, в том числе при гостевых визитах. Существовал полный запрет на курение и строжайший запрет на воровство. Астармăш япалана алла ан тыт (Не бери в руки вещь, ведущую к соблазну), Ху çарамас пулсан та çыннăнне ан ил (Хоть ты гол, а чужого не бери), [9, с. 70] учили старые люди.

Родители учили своих детей не распускать слухи, говорить за спиной человека: Ялти халапа киле пырса ан кала, килти халапа яла кайса ан кала (Уличную сплетню домой не носи, домашние разговоры не рассказывай в людях). Килти сăмаха кӳршĕре калама хушман (Не велено говорить соседям того, что сказано дома) [9, с. 148].

Авторами отмечено, что в чувашских семьях с раннего детства «детей приобщали к труду и ремеслам. Среди чувашей почти в каждой местности были печники, кузнецы, портные, сапожники, плотники, ремесленники по выделке колес, телег, дуг. … Девочки обучались мастерству шитья и прядения под руководством матери, начиная с заплаток, затем пробуя сшить что-то самостоятельно» [10]. В трудолюбии, трудоспособности, самоотверженности, не признающей усталости, с чувашами едва ли кто мог состязаться. Даже для детей существовал строгий запрет произносить слова об усталости, голоде и боли. Пуян пурăнас тесен кăмака çинче ларма юрамасть (Если хочешь жить богато, то нельзя валяться на печи) [9, с. 72], говорили родители. При этом они запрещали браться одному за большую сложную работу, заботясь об здоровье детей. Пысăк ĕçе пĕччен ан пуçăн: ĕнсӳне хуçăн (За большое дело не берись один: хребет сломаешь), что говорит о пользе коллективного труда.

Детей учили бережно относиться к земле, ее богатствам, родной природе и животному миру. Лес становился для местных жителей защитой, кормильцем и подателем благ. Тем не менее лес у древних чувашей считался не только источником богатства, но и источником опасности. Поэтому людей, особенно детей, нельзя было проклинать, тем более посылать к лешему.

Растительный мир, особенно деревья, в духовной культуре чувашей отождествлялся с человеком. Древние чуваши наделяли растительный мир душой и другими признаками. По древним поверьям, за нанесенную обиду растения могли навредить человеку. Особенно почитались одиноко стоящие старые деревья и маленькие рощи, которые считались священными. Деревьев, стоящих в поле, боялись, поскольку считалось, что в них может попасть молния. Родители предупреждали об этом детей, особенно при пастьбе скота. Запрещалось рубить их, ломать ветки, пачкать возле дерева, прятаться под ними во время дождя.

Дуб считался у чувашей царем деревьев, он приравнивался к божествам. В «Сказке о добывании огня» перед главным героем сказки возникает «высокий, превысокий дуб ‒ царь-дерево» [11, с. 41]. Детям запрещалось собирать поломанные бурей сухие ветки и использовать их в хозяйстве, спать под деревом. Родители предупреждали, что наказания могли настигнуть детей, причинивших вред или оскорбивших святое дерево.

Источником жизни у чувашей справедливо считались озера, реки, родники. Вода у древних чувашей служила местом обитания множества добрых и злых духов. По представлениям чувашей, при непочтительном отношении к воде может «схватить» божество воды и вызвать простуду. По этой причине старшие прививали младшим правила поведения у водных источников: нельзя ругаться, плеваться, громко разговаривать, пить воду лежа. Шыв пуçĕнчен пăтранать (Река загрязняется с истока) [9, с. 171], говорили они.

Интересно с точки зрения использования чувашами отношение к огню. Вут пек вăйли çук, çил пек усалли çук (Нет ничего сильнее огня, нет ничего злее ветра), предупреждали они. Чтобы не возник пожар во время зажжения костра, взрослые предостерегали детей. Именно об этом говорится в чувашских пословицах: Вутта вăйсăр чух сӳнтерме хушнă (Велено тушить огонь, пока он не усилился), Вут-кăварпа алхасма хушман (С огнем шалить не велено), Утă çине вут ан пăрах (Не бросай огня на сено) [9, с. 177].

Отметим тот факт, что детей учили бережно относиться к животным. Им запрещалось беспокоить и убивать лебедей ввиду их сакральности, разорять, убивать и употреблять в пищу ласточек - символ семьи, семейного благополучия, разорять улья пчел. Чувашские пословицы гласят: Хурт çĕмĕрни нихçан та каçмасть (Тому никогда не простится, кто разоряет ульи), Майсар çынна кушак пăхма та хушман (Скверному человеку нельзя и котенка поручить).

Существовали определённые запреты не трогать некоторых животных, чтобы уберечь ребенка, к примеру, не допустить укуса ядовитой змеи или осы: Хăвна тивмен çĕлен-калтана тивме хушман (Не тронь гада, который тебя не трогает), Сăпса йăвине аллуна ан чик (Не суй руку в осиное гнездо) [9, c. 44‒45].

Запреты существовали и во время проведения праздников. Во время Масленицы Çăварни для взрослых и детей действовали запреты, связанные с будущим урожаем полей, в частности не разрешалось наматывать пряжу на мотовило, чтобы поля не заросли вьюнком; плести лапти, чтобы конопля не выросла волокнистой, и т.д.

В период празднования дня рождения божества земли Çер, проводившегося между цветением растительности и сенокосом, который назывался Çинçе, детям запрещалось рвать траву и цветы, рубить деревья и без надобности ломать ветки, есть ягоды и плоды. Соответствующие правила поведения на Çинçе внедряли у детей старшие члены семьи. В священных местах, где произрастают ягоды и плоды, детям не разрешалось их есть до Ильина дня.

Тема запрета неуважительного отношения к пожилым людям затронута в сказке «Тимерке», написанной Г.Н. Волковым, известным этнопедагогом. В ней рассказывается о мальчике, жившем с отцом-матерью и дедушкой, который сильно одряхлел, и ухаживать за ним стало в тягость невестке. Она велела посадить его в санки и свезти за деревню и свалить его в глубокий овраг. Когда отец выполнил волю жены, Тимерке побежал за санями и потащил их обратно в гору, пообещав отцу спустить родителей на них, когда те постареют. Отцу стало очень стыдно, и по приезде домой отношение к деду стало очень доброжелательным [12, c. 246]. Нельзя забывать о том, что ребенок учится, прежде всего, на примере взрослых, что для него характерно стремление подражать им. В следующей сказке «Невестка» нерадивая невестка наказана за то, что она была ленивой и отказалась толочь просо. Положив масло вместо воды в кашу, невестка ослепла из-за попадания жареного проса в глаза. Таким образом, она была наказана за непочитание старших [12, c. 248].

Отношение к матери, как к святыне, показано в рассказе «Мать и сын» Г.Н. Волкова. Во время косьбы гороха невестка велела мужу следить, чтобы мать не съела бы весь горох, а сама, будучи ленивой, осталась дома. «Мудрые старцы недаром говорят: “Кто отца-мать в слезы введет – счастья в жизни не найдет”», делает вывод Г.В. Волков [12, c. 269].

Для проверки знаний студентов, которая применялась в чувашской этнопедагогике, среди первокурсников факультета естествознания, физической культуры и спорта и факультета художественного и музыкального образования (32 чел.) было проведено анкетирование с использованием следующих вопросов:

1. Какие запреты будущей матери должны были соблюдаться в чувашской семье, чтобы появился здоровый ребенок?

2. Какие запреты для ребенка до года существовали в чувашской семье?

3. Какие поведенческие запреты дома и на улице в народной педагогике чувашей вы знаете? От кого вы их слышали?

4. Что запрещалось чувашским детям делать на природе?

5. В чем выражались запреты по отношению к старым людям?

6. Какие запреты существовали во время проведения национальных праздников чувашей? Приведите примеры.

7. В каких чувашских сказках, притчах, легендах встречаются запреты? Назовите их.

Запреты молодой женщине для рождения здорового ребенка в чувашской семье назвали немногие студенты. В основном с заданием справились студентки факультета естествознания, физической культуры и спорта.

На второй вопрос анкеты ответила большая часть студентов (74%), поскольку эта тема актуальна в наши дни, у многих студентов есть племянники и племянницы, ритуалы первого шага, первой стрижки им знакомы.

С третьим вопросом в основном справились студенты двух факультетов, отметив, что 64% из них узнали о запретах от родителей, бабушек и дедушек; 25% прочитали данную информацию из источников по этнопедагогике; затруднились ответить на этот вопрос 11% студентов.

На вопрос о запретах на природе ответили почти все студенты, из них 91% студентов факультета естествознания, физической культуры и спорта, 93% обучаемых факультета художественного и музыкального образования.

На вопрос о том, какие запреты существовали во время проведения национальных празднований чувашей, лучше ответили студенты факультета художественного и музыкального образования, при этом назвав некоторые известные народные праздники чувашей, исполнив национальные песни. С седьмым вопросом справились все студенты, назвав сказки известного этнопедагога Г.Н. Волкова и др.

Анкетирование было также проведено среди студентов-первокурсников факультета истории, филологии, управления и права, психолого-педагогического факультета (50 чел.) и показало, что запреты беременной женщине для рождения здорового ребенка в чувашской семье назвали лучше студенты факультета истории, филологии, управления и права. На второй вопрос анкеты в равной степени одинаково правильно ответили студенты обоих факультетов.

Говоря о поведенческих запретах дома и на улице в этнопедагогике чувашей, студенты-первокурсники данных факультетов отметили, что в основном слышали о них дома, в семье. Запреты чувашским детям на природе правильно назвали студенты обоих анкетируемых факультетов.

На вопрос о том, в чем выражались запреты по отношению к старым людям, лучше справились студенты психолого-педагогического факультета (67%). Назвав примеры запретов, существовавших во время проведения национальных празднований чувашей, с шестым вопросом анкеты лучше справились студенты факультета истории, филологии, управления и права (64%). С завершающим вопросом лучше справились студенты-филологи.

По проведенному анкетированию можно сделать вывод, что большинство студентов знает запреты в чувашской народной педагогике. Тем не менее им следует углублять свои знания по изучению культуры, традиций и обычаев чувашского народа.

Заключение

Таким образом, авторами установлено, что запреты играли важную роль в чувашской народной педагогике. По представлениям чувашей, соблюдение запретов в воспитании подрастающего поколения гарантировало сохранность отдельного ребенка, семьи, рода, и этноса в целом. Руководствуясь ими, человек мог жить в гармонии с природой. Обращение к теме запретов имеет большое значение, поскольку они содержатся в педагогических воззрениях чувашского народа, накопленных за тысячелетия, позволяя решить многие проблемы воспитания детей в современных условиях. Согласно проведенному исследованию, запреты следует применять осторожно, вдумчиво, всесторонне учитывая их педагогический эффект, лишь при этом условии они могут стать действенным средством воспитания.


Библиографическая ссылка

Долгашева М.В., Долгашев К.А. ЗАПРЕТЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32798 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674