Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ» В ПРОЕКТАХ ДЛЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Кулькова В.Ю. 1 Кулькова П.С. 2 Хаертдинова Л.А. 3
1 ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»
2 ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет»
3 ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) Федеральный университет
Предметом статьи выступает реализация технологии «обучение служением» в проектах для сферы здравоохранения в достижении целей устойчивого развития. Раскрываются методика и инструменты технологии социального служения и реализация в ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» в партнерстве с АНО «Агентство социальных инвестиций и инноваций», ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», фондом президентских грантов (ФПГ) практико-ориентированного проектного обучения студентов в развитии некоммерческого сектора субъектов Российской Федерации и локальных сообществ с фокусировкой на цели устойчивого развития (ЦУР). Практика адаптирована к различным уровням студентов, направлениям подготовки и специализациям, интегрирована в образовательный процесс по отдельным дисциплинам в качестве модуля по разработке командой студентов социального, общественного проекта по направлениям: социальное служение и интеллектуальное волонтерство во взаимодействиях с социально ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО), социально ориентированные проекты по развитию локальных сообществ. Тематика направлений практики «обучение служением» является междисциплинарной. Темы и SCOPE социальных проектов подведены под цели устойчивого развития (3, 7, 10, 15, 16, 17 - цели). Практика реализует трансфер технологии социального служения от ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» в вузы «социальной сферы» Республики Татарстан. Реализация практики обучения социальному служению дает основания для выделения следующих результатов: формирование вклада студентов в развитие экономики и социальной сферы территорий с развитием осознанности и сопричастности в решении региональных проблем, эмпирическое тестирование проектных навыков и профессиональных компетенций, повышение качества образовательного процесса и научной деятельности студентов.
социальное служение
образовательные технологии
практико-проектное обучение
сфера здравоохранения
цели устойчивого развития
1. Кулькова В.Ю. Реализация проектного обучения, социального служения, интеллектуального волонтерства в преподавании социально-гуманитарных дисциплин в КГЭУ (проект 21-2-012761 ФПГ) // Внедрение научных исследований в образовательный процесс ВУЗа: материалы II Международного круглого стола, посвященного Дню преподавателя высшей школы (г. Казань, 18 ноября 2022 г.). Казань: Казанский государственный энергетический университет, 2022. С. 89-93.
2. Кулькова В.Ю. Некоммерческие организации в предоставлении услуг в сфере здравоохранения на государственном и региональном уровнях // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. № 95. С. 81-92. DOI: 10.24412/2070-1381-2022-95-81-92.
3. Sliwka A., Petry C., Kalb P. Durch Verantwortung lernen – Service Learning: Etwas für andere tun. Weinheim: Beltz, 2004. 240 p.
4. Гаете Сепулведа М.А., Ким М.А., Масич В.А., Кульбаева А.Ю., Никольская А.М., Скопина А.Д. Методическое пособие по работе волонтёров. М.: Грифон, 2021. 102 с.
5. Закирова Л.Ф. Метод «service-learning» в зарубежной педагогике (на примере немецких вузов) // Казанский педагогический журнал. 2010. № 5-6. С. 158-165.
6. Анистратенко О.Б., Гаете М., Малёва У.И., Сидлина Л.З. Профессиональные компетенции – во благо человечеству! М.: Грифон, 2022. 48 с.

В современных условиях интеграции Российской Федерации (РФ) в достижении целей устойчивого развития ООН (ЦУР), в которых самостоятельное звучание получают цель 4. «Качественное образование» и цель 17. «Партнерство в интересах устойчивого развития», трансформируется позиционирование вузов в переходе от предпринимательской модели вуза к социально ориентированной модели. Последняя предусматривает комплементарность в деятельности вузов двух первых детерминантных миссий по академическому обучению и научным исследованиям третьей миссии, состоящей во вкладе вузов в социально-экономическое развитие территорий, воспитание гражданской ответственности, получение опыта солидарности и консолидации сообществ, что реализуется через технологию социального служения («обучение служением»).

Значимость вовлечения молодежи в социальные практики и развитие активной социальной гражданской позиции через внедрение технологии социального служения в образовательный и воспитательный процесс в вузах в РФ фиксируется в государственной политике. Так, в рамках п. 8 перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации 22 декабря 2022 года от 20.01.2023 № Пр-173ГС запущен отбор 100 пилотных образовательных организаций высшего образования, в которых с 1 сентября 2023 года планируется к запуску курс (модуль) «Обучение служением». В высшей школе РФ наличествуют продвинутые практики реализации технологии «обучение служением» в деятельности вузов (ВШЭ, ИТМО, РЭУ и т.д.) и инициируются в межсекторном партнерстве НКО-ВУЗ проекты по внедрению социального служения в учебный процесс региональных вузов.

Так, технология социального служения реализована на площадке ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» в партнерстве с АНО «Агентство социальных инвестиций и инноваций» (АНО «АСИиИ»), ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Фондом президентских грантов (ФПГ) в практико-ориентированном проектном обучении студентов в развитии некоммерческого сектора субъектов РФ и локальных сообществ с фокусировкой на ЦУР [1]. Тематика направлений практики «обучения служением» является междисциплинарной. Темы и SCOPE (концепция) социальных проектов подведены под цели устойчивого развития (3, 7, 10, 15, 16, 17 - цели). Учитывая в общественных предпочтениях приоритетность и значимость услуг сферы здравоохранения [2] из направлений социальных проектов, разработанных в технологии обучения социальному служению, в кейсе ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» выбраны проекты для сферы здравоохранения с фокусировкой под цель устойчивого развития – 3. «Хорошее здоровье и благополучие».

Цель исследования - обобщение и научная популяризация опыта ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» в реализации технологии «обучение служением» в проектах для сферы здравоохранения в фокусировке целей устойчивого развития.

Материал и методы исследования. Вопросы теории и опыта обучения социальному служению достаточно хорошо изучены в зарубежной науке и на практике [3, с. 25]. Так, согласно одному из известных ученых Д. Дьюи, «воспитание - это процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания». Он считал, что «все знания к нам приходят через опыт, и если знания не проверены опытом, они остаются догадками. Соответственно, воспитание и обучение всегда проходят через действие, направленное на социальную пользу» [4, с. 45].

Технология социального служения не является новой практикой для отечественной науки и деятельности вузов - в различных модификациях она была использована еще в начале ХХ века [5]. Однако современная трансформация социальной сферы в РФ, связанная с появлением нового класса организаций социальной пользы - негосударственных поставщиков социальных услуг, диверсифицирует целевую аудиторию социального служения [6, с. 4].

Как известно, организациями социальной пользы являются социально ориентированные некоммерческие организации, стратегия устойчивого развития которых выступает одним из детерминантных приоритетов социально-экономического развития Республики Татарстан (РТ), обозначенного в качестве ориентиров деятельности ответственных министерств и ведомств на период до 2024 года и направлений реализации национальных проектов в РТ. Одним из приоритетов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) выступает сфера здравоохранения [2]. Однако, как показывают результаты «пилотного» социологического исследования, проводимого авторами в апреле – мае 2022 года в г. Казани, из опрошенных респондентов 99% школьников, 95% студентов и 80% молодых ученых и преподавателей не знают и не слышали о негосударственных поставщиках социальных услуг, в частности о СО НКО и социальном предпринимательстве. Как известно, особенностью деятельности СО НКО является проектный подход, который активно развивается в системе высшего образования со времен упомянутого выше Д. Дьюи. Как показывает проведенный анализ учебных планов вузов РТ, проектная деятельность является их неотъемлемым элементом. Учитывая конвергенцию в проектном подходе СО НКО и образовательного процесса вузов, в развитии третьей миссии вуза видится необходимым практика реализации образовательных проектов с социальной пользой. Однако, с учетом низкой осведомленности студентов о деятельности СО НКО, на начальном этапе внедрения технологии социального служения в образовательный процесс целесообразно изучение современных научных представлений и концепций, методов и инструментов в рамках дисциплин через их использование в решении конкретных задач, поставленных заказчиком - СО НКО, социальных проблем локальных сообществ и проблемных областей, определяемых целями устойчивого развития (ЦУР).

Методологическая основа технологии «обучение служением» строится на комплексном подходе, который подразумевает использование метода активной и рефлексивной педагогики - получение знаний и навыков через опыт, активное участие в решении социально значимых задач pro bono, междисциплинарность, командную работу, рефлексию по итогам этапа проекта.

Результаты исследования и их обсуждение. Цель практики – осуществление третьей миссии ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» в интеграции технологии служения обществу в образовательный процесс через реализацию как результата модуля дисциплин проекта, в котором команда студентов работает над реальными потребностями СО НКО и локальных сообществ.

Процесс обучения социальному служению на протяжении всего периода реализации практики включал в себя следующие периоды и этапы.

1. Подготовительный период - инициация (институционализация отношений с инициатором проекта АНО «АСИиИ»).

Этап 1. Подготовка (разработка календарного плана реализации практики - руководитель, обучающие мероприятия социальным служениям через проектно-прикладную деятельность (просветительские лекции в точке кипения, академические занятия), руководитель - студенты, вузы, информирование и распространение практики в социальных сетях).

Этап 2. Установление отношений с СО НКО (формирование пула партнеров-заказчиков, формирование от СО НКО запроса на проектную задачу в форме заявки - руководитель, заказчики СО НКО).

Этап 3. Планирование (определение педагогических аспектов, этапов работы со студенческими командами).

2. Период реализации.

Этап 4. Подготовка работы студенческих команд (академическое обучение, передача заданий проектным командам студентов в постановке задач и критериев оценки модуля дисциплины; формирование и мотивация студенческих команд; студенты проводят анализ открытых данных о СО НКО, вошедших в исследовательский пул, выбор задач проекта, обоснование метода исследования и методов управления проектом; осмысление уроков в ходе подготовки).

Этап 5. Реализация (встреча-знакомство с заказчиками проектов студенческих команд, инициированная руководителем для согласования задач проекта и методов решения, синхронизации понятийного аппарата; реализация проекта студенческими командами во взаимодействиях с заказчиком и консультационной поддержке руководителя, руководитель: проведение академического обучения, взаимодействия с инициатором-партнером, заказчиками - СО НКО, участниками проекта (студентами, структурными подразделениями вуза, вузами РТ), регистрация (документооборот), информирование и распространение практики в социальных сетях, на сайте ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»; рефлексия: чему научились).

3. Период заключительный.

Этап 6. Завершение (встреча-сдача результатов студенческой командой заказчику в присутствии руководителя; анализ и оценка (модуль) результатов оказанной услуги - заказчик и руководитель; организация отборочного этапа конкурса социальных проектов (руководитель, преподаватели кафедры, студенческие команды); фиксация результатов (конференция с подведением результатов межвузовского конкурса социальных проектов с оглашением презентации «Уроки проекта»); празднование полученного опыта (награждение всех стейкхолдеров практики и фуршет); информирование и распространение практики в социальных сетях, на сайте ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»; отчет партнеру-инициатору проекта).

Практика «обучение служением» адаптирована к различным уровням студентов, направлениям подготовки и специализациям, интегрирована в образовательный процесс в качестве модуля по дисциплинам: «Теория и практика научных исследований в организации производства» (магистратура, профиль 38.04.02 Менеджмент (Стратегический менеджмент); «Основы проектного управления в электроэнергетике» (бакалавриат и магистратура, профиль 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника по направленности «Экономика и управление в электроэнергетике»). В рамках модуля студент демонстрирует уровень подготовленности к профессиональной деятельности и сформированность компетенций, установленных ФГОС ВО. Командой студентов реализуется социальный или общественный проект по таким направлениям, как:

- социальное служение и интеллектуальное волонтерство во взаимодействиях с СОНКО;

- общественные (социально ориентированные) проекты по развитию локальных сообществ.

Тематика проектов поддерживает междисциплинарность практики и синхронизирована с целями устойчивого развития, в частности в контексте цели устойчивого развития 3. «Хорошее здоровье и благополучие». Проекты для сферы здравоохранения направлены на разработку стратегий развития НКО в сфере здорового образа жизни с использованием методов стратегического менеджмента (SWOT и PEST-анализ, анализ стейкхолдеров и т.д.) и диверсификации целевой аудиторий (табл.).

Содержательная характеристика социальных проектов для сферы здравоохранения в рамках ЦУР 3. «Хорошее здоровье и благополучие», победивших в межвузовском конкурсе на 28.11.2022

Вуз

Тема проекта

Заказчик

Цель проекта

Результаты

1. Направление конкурса:

проекты социального служения и интеллектуального волонтерства во взаимодействиях с НКО

ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»

Обеспечение финансовой автономности НКО «Йолгорно»

 

Миссия «Йолгорно»: эффективное оздоровление и организация неформального общения населения Республики Марий Эл на основе накопленного опыта проведения занятий северной (скандинавской) ходьбой

Провести анализ стейкхолдеров НКО, сформировать рекомендации на основе проведённой работы и разработать коммерческие предложения

1. Проведено встреч с командой проекта: звонки – 20 раз, встречи в университете – 12 раз и 1 раз мобильная встреча; с наставником – 20; с заказчиком – 5.

2. Решилась проблема, связанная с выявлением резервов ресурсов у «Йолгорно».

3. Даны рекомендации во взаимодействиях с ключевыми стейкхолдерами НКО, удалось также сформировать перечень коммерческих предложений (услуг)

ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»

Повышение финансовой устойчивости деятельности МОО ЭФСК «ГТО»

МОО ЭФСК «ГТО» - некоммерческая организация, которая занимается вопросами здорового образа жизни

Поиск новых источников финансирования деятельности МОО ЭФСК «ГТО» за счет реализации совместных с «Соляные пещеры «Галокурс» проектов

1.Проведен анализ стейкхолдеров и сформулированы предложения для улучшения технологии взаимодействия.

2. Разработана анкета для измерения спроса на услуги в рамках совместного проекта.

3.Разработаны коммерческие предложения для партнеров и потребителей совместных услуг.

4.Написана научная статья для участия в аспирантско-магистерском семинаре.

5. Проведено 8 встреч для обсуждения вопросов, связанных с работой над проектом: 6 очных встреч с наставником и 2 онлайн-встречи с представителем МОО ЭФСК «ГТО»

2. Направление конкурса:

социально ориентированные проекты по развитию локальных сообществ

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет»

Цифровая волонтерская платформа комплексной программы сопровождения паллиативных пациентов

 

Инициативный

Разработка комплексной программы с использованием цифровых технологий для информирования волонтеров о различных аспектах работы с паллиативными пациентами

1.Повышение качества жизни паллиативных пациентов.

2.Создание комплексной системы сопровождения пациента в рамках пребывания в реанимации и в домашних условиях.

3.Улучшение критерий отбора волонтеров-медиков и формирование у них профессиональных и коммуникативных компетенций.

4. Экономический эффект: (снижение финансовых затрат для родственников при найме профессиональных сиделок);

снижение трудозатрат для учреждений социального и надомного обслуживания.

5. Продвижение миссии волонтерства в молодежной среде Республики Татарстан.

6. Профилактика асоциальных и негативных явлений в студенческой среде

ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»

Телеграм-бот психологической помощи «IN&EXHALE»

 

Психологическая служба КГЭУ и служба психологический помощи «Выбор»

Создание виртуального Телеграм-бота «Психологической поддержки», способного помочь студентам в стрессовой ситуации и при панической атаке

1.Количество пользователей бота более 70 человек, активность в течение дня проявляет более 7 человек.

2. Забота студентов о психологическом здоровье и повышение уровня стрессоустойчивости.

3. Осведомленность студентов о существовании психологической службы «Выбор» и знакомство с программами, которые проводятся с психологом КГЭУ.

4. Снижение риска возникновения негативных реакций

Заключение. Реализация практики обучения социальному служению дает основания для выделения следующих результатов: формирование вклада студентов в развитие экономики и социальной сферы территорий с развитием осознанности и сопричастности в решении региональных проблем; эмпирическое тестирование проектных навыков и профессиональных компетенций; повышение интереса и мотивации к обучению в рамках осуществления проектно-прикладной деятельности; развитие «мягких навыков» коммуникативных навыков - как в работе с заказчиком, в команде проекта, так и при проведении исследований; повышение самостоятельности и ответственности студентов. Проекты проходили в сжатые сроки (3 месяца), что дало дополнительно практику по тайм-менеджменту, проверку на стрессоустойчивость и развитие навыков работы со срочными задачами, публикационной активности, навыков публичных выступлений, практики сбора, анализа данных, формулировки и представления результатов; предприимчивости (способность действовать на основе собственных убеждений при разработке проектов; анализ существующих подходов, генерация инновационных решений (креативность); анализ результатов, оценка возможностей для развития и улучшения). Получено общественное признание от заказчиков и со стороны вуза, партнеров проекта в фиксации результатов практики: публичные положительные отзывы о результатах проекта от заказчиков после питча проекта командой в рамках проведенной конференции по интеллектуальному волонтерству, дипломы и сувенирная продукция от партнеров проекта, размещение в новостной ленте на сайте вуза.


Библиографическая ссылка

Кулькова В.Ю., Кулькова П.С., Хаертдинова Л.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ» В ПРОЕКТАХ ДЛЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32796 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674