Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЛАНОВ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЕСТЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ

Кийкова Н.Ю. 1
1 ГБУ ДПО ЧИППКРО
С целью проектирования планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения обучающихся на основе содержания гуманитарно-интеграционных образовательных программ конкретизированы психолого-педагогические условия приобщения личности к практике самостоятельного изучения культурного и научно-технологического знания, формирующие навыки непрерывного образования в течение всей жизни: 1) психолого-педагогическое консультирование взрослых и детей с особыми образовательными потребностями в области обновления ресурсов семейного обучения и воспитания; 2) формирование культуры устной диалоговой речи обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного образования; 3) содержание социокультурных контекстов, индивидуализирующих межпредметное содержание образования в условиях гуманитарных возможностей профессионального общения средствами цифровых ресурсов; 4) преемственность базовых критериев и показателей возрастных, компетентностных и совместных результатов образования обучающихся по построению деятельности и жизнедеятельности; 5) самореализация и самоопределение в выборе учебных средств опосредованного формирования личности. Представлены организационно-методические основания и ресурсы проектирования планов продолжения образования, расширяющие возможности углубленной образовательной подготовки: 1) конкретизация содержания образования, формирующего ценностное отношение к профессиональным знаниям; 2) подбор содержания двойственного характера, образующего целостное знание; 3) практика развития культуры профессионального общения в связи с формированием коллективных предложений по построению деятельности и жизнедеятельности. Определены и согласованы гуманитарные признаки продуктивной деятельности: 1) эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе; 2) распределение и самоопределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи; 3) учет различных мнений при организации собственной деятельности и совместной работы; 4) комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений других людей; 5) посильное участие в благоустройстве быта, охране природы и окружающей среды, формирующие готовность к практике развития межличностных отношений в ученическом, творческом, профессиональном коллективе обучающихся.
образовательная подготовка
профессиональное самоопределение
проектирование планов обучения
профессиональное общение
педагогическая профориентация
естественно-гуманитарные знания
цифровые ресурсы
гуманизация профессионального образования
непрерывное образование
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, ч. 16, ст. 2.
2. Волегов В.C. Профессиональное самоопределение студентов в социокультурном пространстве большого города: автореф. дис. … канд. с.-х. наук. Хабаровск, 2017. 23 с.
3. Педан В.А. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на основе событийных сетей: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2017. 27 с.
4. Лученков А.В. Организационно-педагогические условия становления готовности старшеклассников к самоопределению: автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2018. 25 с.
5. Барышева А.В. Формирование готовности к профессиональному самоопределению несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тверь, 2018. 29 с.
6. Николаев В.А. Профессиональное самоопределение обучающихся в процессе взаимодействия субъектов образовательно-технологической среды: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2018. 22 с.
7. Кормакова В.Н., Махлеева Л.В. Ценностные ориентации в структуре профессиональной самоидентичности старшеклассников: опыт эмпирического исследования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022. № 2 (89). С. 158-167.
8. Максимова А.С. Порядок социального взаимодействия в научно-техническом музее: возможности микросоциологического подхода: автореф. дис. … канд. соц. наук. Москва, 2017. 28 с.
9. Нестик Т.А. Социально-психологическая детерминация группового отношения к времени: автореф. дис. … докт. псих. наук. Москва, 2015. 47 с.
10. Исрафилова Л.М. Организация дистанционной консультационно-методической поддержки педагогов и специалистов образовательных организаций специалистами ЦППМСП // Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом университете: материалы Международной научно-практической конференции. Уфа. 2022. С. 38-42.
11. Логвиненко А.Ю. Портал профориентационной работы как средство формирования личностного самоопределения детей и молодежи // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. № 3 (296). С. 20-24.
12. Илькевич Б.В., Рожнова Н.В. Система работы по самоопределению при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 273-275.
13. Кийкова Н.Ю., Исрафилова Л.М., Уварова О.Н., Хажеева О.Г. Формирование дидактической практики взаимодействия педагогических работников в укреплении здоровья детей посредством цифровой объективации совместных образовательных результатов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022. № 2 (51). С. 43-56.
14. Борина О.В. Роль руководителя образовательной организации в профессиональной адаптации молодых специалистов // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы XVI Международной научно-практической конференции. ЧИППКРО. 2017. С. 143-148.
15. Уварова О.Н. Проблемы и перспективы инклюзивного образования в педагогической практике // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 95-97.

Современная нормативно-правовая, социально-педагогическая теория и практика непрерывного образования и будущего профессионального самоопределения определяется содержанием социально-профессиональной структуры общества, принятыми формами самоопределения личности в контексте жизненной позиции [1]. Отношение к выбору планов продолжения образования в зависимости от развития мотивационной основы профессионального самоопределения, профессиональной осознанности и профессиональных установок может быть предметным или профильным [2, с. 4].

Всеобщность проектно-исследовательских платформ, современных информационно-образовательных технологий определяет и распространяет общие цели, результаты и способы профессионального самоопределения личности при поддержке участников предметных, профильных или интеграционных сообществ образовательных, культурно-просветительских и научно-исследовательских организаций.

Личностно ориентированное становление образовательной готовности личности к профессиональному самоопределению и продолжению образования основывается на содержании событийного образовательного пространства развития и достижения возрастных и компетентностных образовательных результатов; содержании … индивидуального учебного плана, … учебного исследования, естественно-гуманитарного пространства социализации [3, с. 3; 4, с. 5]. Изучение вопросов естественно-гуманитарной сферы предполагает наличие устойчивой мотивации, социально-личностного, познавательно-исследовательского и профессионального опыта и ориентировано на укрепление позитивных, конструктивных, духовно-нравственных оснований межличностного взаимодействия между людьми. Поэтому на разных возрастных этапах профессионального самоопределения планирование продолжения образования предполагает организацию опыта получения дополнительных знаний, выбор и планирование деятельности по освоению современной профессии в гуманитарной сфере деятельности, принятие участия в обсуждении способов решения общих задач культурного и научно-технологического развития.

В качестве основных гуманитарно-интеграционных показателей развития готовности к профессиональному самоопределению названы личностные новообразования: информированность в вопросах, значимых для выбора профессии, мнения, оценки и ценностных ориентаций в области труда и профессиональной деятельности; волевые усилия в достижении поставленных профессионально ориентированных целей; четкие и определенные намерения относительно ситуации профессионального выбора в условиях использования внутреннего организационного потенциала воспитательного учреждения посредством нормативно-правового обеспечения и материально-технической базы [5, с. 14]. Вместе с этим исследование вопросов взаимодействия субъектов естественно-гуманитарной сферы свидетельствует о том, что самоопределение личности на разных этапах развития готовности к продолжению образования осложняется недооценкой ценностей общения, целевых оснований и мотивов продолжения образования, механизмов достижения общих результатов, опосредованного воздействия содержания междисциплинарных установок профессиональных кадров на формирование личности, влияние общего коллективного мнения на планы построения дальнейшей профессиональной деятельности и взаимодействия субъектов образовательно-технологической среды [6, с. 3].

Таким образом, цель исследования определяется необходимостью определения содержания, организационно-методических оснований и ресурсов гуманитарно-интеграционных образовательных программ, обеспечивающих продолжение образования и дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся и профессиональных кадров посредством практики изучения научно-технологического и культурного наследия общества.

Изучение содержания, организационно-методических оснований и ресурсов проектирования обучающимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения личности представляет исследование сложной междисциплинарной системы, поэтому в качестве исследовательских методов на подготовительном этапе научного исследования использован аналитический метод, позволяющий конкретизировать научную значимость исследования на основе составных элементов, и эмпирические методы, подтверждающие достоверность результатов исследования в условиях больших возможностей дополнительного образования в становлении профессиональной идентичности [7, с. 165]. На основном этапе согласования принципов сближения достигнутых и предполагаемых результатов научного исследования использован обобщающий метод, интегрирующий результаты изучения междисциплинарной системы с помощью социально-гуманитарных знаний [8, с. 12]. В качестве основных важнейших материалов исследования приняты во внимание результаты:

1) гуманитарных исследований, посвященные изучению опыта интеграционного взаимодействия в форме изучения отношения к групповым временным перспективам феномена коллективного образа будущего людей с разными возможностями здоровья;

2) распространения практики психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей, подростков и молодежи с особыми образовательными потребностями;

3) практики диагностической поддержки обучающихся и профессиональных кадров специалистами ЦППМСП [9, с. 3; 10, с. 38].

В результате исследования получены выводы о содержательной, методической и технологической стороне обеспечения преемственности и непрерывности практики планирования продолжения образования и профессионального самоопределения на основе естественно-гуманитарных знаний. Обобщенный материал представлен в таблице, схематично демонстрируя процесс проектирования дополнительных образовательных программ на основе профориентационных средств достижения планируемых образовательных результатов и результатов, определяющих будущие перспективы профессионального развития.

Выбор обучающимися профориентационных средств достижения дополнительных образовательных результатов в области культурной и научно-технологической деятельности

Организационно-методические основания эмпирических наблюдений

Средства продолжения образования и будущего профессионального самоопределения

Практика формирования

образовательных результатов

на основе опыта изучения

естественно-гуманитарных знаний

Планирование продолжения образования в профессиональной сфере деятельности на основе открытых цифровых ресурсов профессиональных организаций

Конкретизация обучающимися содержания образования, формирующего ценностное отношение

к знаниям

(опрос о содержании дополнительных учебных заданиях)

Дополнительные общеобразовательные программы

Согласование выбора предметного и технологического знания в доступной сфере практической деятельности [образовательные платформы «Своими руками» https://cpykami.ru/figurki-iz-bumazhnoj-provoloki, «Первые шаги в творчестве писателей, художников, ученых» https://dzen.ru/nedb]

ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П.П. Аносова»
https://www.anosov.ru/index.php/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/dostupnaya-sreda; ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»(https://www.tlp.edu.ru/node/42); ГБ ПОУ «Челябинский педагогический колледж № 2» https://xn--2-stbo5a.xn--p1ai/index.php/o-kolledzhe/sredadostupa

Подбор обучающимися содержания двойственного характера, образующего целостное знание (итоги материалов региональных профессиональных конкурсов)

Дополнительные гуманитарно-интеграционные образовательные программы самоопределения личности

Согласование выбора предметного и гуманитарного знания на основе самоопределения в области учебных, образовательных и трудовых потребностей [кинематографическая платформа «Диафильмы как иллюстрированный рассказ о культуре народов Российской Федерации https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/27090»]

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
https://www.magtu.ru/sveden/ovz.html

ГБОУ ВО Челябинской области «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
http://magkmusic.com/sveden/ovz.html

Практика развития обучающимися культуры общения в связи с формированием коллективных предложений по построению деятельности и жизнедеятельности (анкетирование выпускников школы)

Дополнительные общеобразовательные программы интеграционной направленности научно-технологического профиля

Согласование выбора предметного и социально значимого образования [научно-просветительская платформа «Челябинская областная универсальная научная библиотека» https://chelreglib.ru/ru/pages/about/projects/regional. Клубы. Событорий. Региональные проекты]

ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
https://www.csu.ru/sveden/ovz

Образование и активный образ жизни https://www.voi.ru/ludyam_s_invalidnostiu/obrazovanie_i_aktivnii_obraz

ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» www.ecol.edu.ru/

Обобщая основные выводы материалов статьи, обратим внимание на общие, гуманитарные и образовательные результаты исследования, укрепляющие позитивную динамику продолжения образования и дальнейшего профессионального самоопределения.

Во-первых. Педагогическое проектирование планов продолжения образования и профессионального самоопределения обучающихся и профессиональных кадров на основе механизмов взаимодействия образования, науки и профориентационных ресурсов делает возможным организацию практической деятельности по формированию навыков непрерывного дополнительного образования личности в течение жизни [10, с. 57; 11, с. 20].

Во-вторых. Интеграционные процессы в области решения общих целей и задач образовательной и профессиональной сфер развития личности определяют в качестве основного организационно-методического базиса задачу формирования ценностного отношения к разным сторонам профессиональной деятельности [12, с. 275].

Формирование ценностного отношения личности к профессиональным знаниям для решения разных возрастных, компетентностных и совместных целей и задач обеспечивается системой естественно-гуманитарных знаний и на общем уровне поддерживается конкретизацией образовательных целей и задач обновленных Федеральных образовательных стандартов общего образования и основных психолого-педагогических средств приобщения личности к практике изучения научно-технологического и культурного наследия по междисциплинарным направлениям профессионального образования:

1) психолого-педагогическое консультирование взрослых и детей с особыми образовательными потребностями в обновлении ресурсов семейного обучения и воспитания;

2) формирование культуры устной диалоговой речи обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного образования;

3) содержание социокультурных контекстов, индивидуализирующих межпредметное содержание образования в условиях гуманитарных возможностей профессионального общения средствами цифровых ресурсов;

4) преемственность базовых критериев и показателей возрастных, компетентностных и совместных результатов образования обучающихся по построению деятельности и жизнедеятельности;

5) самореализация и самоопределение в выборе учебных средств опосредованного формирования личности.

Доступные приемлемые сферы практической деятельности помогают обучающимся выбрать содержание, средства и приемы организации самостоятельной учебной, творческой, коллективной деятельности профориентационной направленности. Обсуждение с обучающимися и профессиональными кадрами значимых результатов общего, гуманитарного и образовательного характера достигаемых целей и задач поддерживает процесс непрерывного развития личности в условиях ограниченности, неопределенности или сложности [13, с. 45]. В качестве общих результатов, обеспечивающих решение задачи проектирования планов продолжения образования обучающихся и профессиональных кадров на базовом уровне, назовем:

1) знание о повторяющейся исторической, культурной и эстетической ценности вещей, предметов и явлений и знаний о них;

2) использование в работе разнообразной наглядности двойственного характера, отражающей совместность разных вещей, предметов, явлений и знаний о них;

3) выбор гуманитарно-интеграционных образовательных программ на основе самоопределения, личностных ценностей в области культуры речи [14, с. 69].

Значительные личностно ориентированные потенциальные сферы профессионального развития обучающихся, открывающиеся в процессе самоопределения личности, обязывают организовать процесс подбора содержания образования двойственного характера, формирующего целостное знание и обновляющего представление обучающихся о необходимости развития новых способностей и качеств. Гуманитарными результатами, обеспечивающими решение задач проектирования планов продолжения образования, образующих целостное знание о многозначных, противоречащих или несовместимых вещах, предметах, явлениях на основном уровне педагогической профориентации, являются:

1) организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группах обучающихся в соответствующих условиях, формах [15, с. 95];

2) понимание значимости влияния внутренних результатов труда на общие достижения в области трудовой деятельности, формирования личных профессиональных целей и намерений, общих возможностей по построению деятельности и жизнедеятельности;

3) единство содержания, основных форм деятельности и планируемых результатов общего и дополнительного образования обучающихся и профессиональных кадров.

Практика дальнейшего развития культуры профессионального общения на основе сформированных гуманитарных результатов позволяет достигнуть новых образовательных результатов в области совместных, коллективных предложений по построению деятельности и жизнедеятельности обучающихся. Образовательными результатами обучения и воспитания по индивидуальным программам интеграционной направленности научно-технологического профиля на высоком уровне обеспечения профориентационных связей назовем:

1) получение знаний путем последовательного освоения учебного курса различных междисциплинарных предметов, которые направлены на развитие науки в целом;

2) право выбора направления и содержания учебных курсов в связи с организационно-методическими основаниями организации внеурочной деятельности;

3) практико-ориентированные результаты внеурочной деятельности.

В-третьих. Позитивная динамика преодоления трудностей достижения инновационных образовательных результатов предполагает поиск дополнительных организационно-методических ресурсов, обеспечивающих укрепление достигнутых образовательных результатов в условиях усложняющейся практики. Общественно-правовые нормы в области интеграции урочной и внеурочной деятельности определяют ресурсы поддержки профессионального самоопределения личности:

1) особенности образовательной организации (условия функционирования, тип образовательной организации, особенности, в том числе нозологические характеристики контингента, кадровый состав);

2) результаты диагностики уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;

3) возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;

4) особенности информационно-образовательной среды организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что решение задачи проектирования планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения обучающихся позволяет изучать динамику формирования представлений, знаний, умений и практических форм обеспечения межличностных профессиональных отношений на основе гуманитарных признаков продуктивной деятельности:

1) эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;

2) распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи;

3) учет мнений при организации собственной деятельности и совместной работы;

4) комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений других людей;

5) посильное участие в благоустройстве быта, охране природы и окружающей среды.

В заключение отметим, что конкретизация содержания образовательных программ, обеспечивающих продолжение образования и дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся и профессиональных кадров посредством практики изучения научно-технологического и культурного наследия, формирует опыт поэтапного, последовательного дополнения содержания образования в связи с выбором ближайших жизненных перспектив, обновляет формы самореализации и развития социально-культурных отношений.


Библиографическая ссылка

Кийкова Н.Ю. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЛАНОВ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЕСТЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32794 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674