Современная нормативно-правовая, социально-педагогическая теория и практика непрерывного образования и будущего профессионального самоопределения определяется содержанием социально-профессиональной структуры общества, принятыми формами самоопределения личности в контексте жизненной позиции [1]. Отношение к выбору планов продолжения образования в зависимости от развития мотивационной основы профессионального самоопределения, профессиональной осознанности и профессиональных установок может быть предметным или профильным [2, с. 4].
Всеобщность проектно-исследовательских платформ, современных информационно-образовательных технологий определяет и распространяет общие цели, результаты и способы профессионального самоопределения личности при поддержке участников предметных, профильных или интеграционных сообществ образовательных, культурно-просветительских и научно-исследовательских организаций.
Личностно ориентированное становление образовательной готовности личности к профессиональному самоопределению и продолжению образования основывается на содержании событийного образовательного пространства развития и достижения возрастных и компетентностных образовательных результатов; содержании … индивидуального учебного плана, … учебного исследования, естественно-гуманитарного пространства социализации [3, с. 3; 4, с. 5]. Изучение вопросов естественно-гуманитарной сферы предполагает наличие устойчивой мотивации, социально-личностного, познавательно-исследовательского и профессионального опыта и ориентировано на укрепление позитивных, конструктивных, духовно-нравственных оснований межличностного взаимодействия между людьми. Поэтому на разных возрастных этапах профессионального самоопределения планирование продолжения образования предполагает организацию опыта получения дополнительных знаний, выбор и планирование деятельности по освоению современной профессии в гуманитарной сфере деятельности, принятие участия в обсуждении способов решения общих задач культурного и научно-технологического развития.
В качестве основных гуманитарно-интеграционных показателей развития готовности к профессиональному самоопределению названы личностные новообразования: информированность в вопросах, значимых для выбора профессии, мнения, оценки и ценностных ориентаций в области труда и профессиональной деятельности; волевые усилия в достижении поставленных профессионально ориентированных целей; четкие и определенные намерения относительно ситуации профессионального выбора в условиях использования внутреннего организационного потенциала воспитательного учреждения посредством нормативно-правового обеспечения и материально-технической базы [5, с. 14]. Вместе с этим исследование вопросов взаимодействия субъектов естественно-гуманитарной сферы свидетельствует о том, что самоопределение личности на разных этапах развития готовности к продолжению образования осложняется недооценкой ценностей общения, целевых оснований и мотивов продолжения образования, механизмов достижения общих результатов, опосредованного воздействия содержания междисциплинарных установок профессиональных кадров на формирование личности, влияние общего коллективного мнения на планы построения дальнейшей профессиональной деятельности и взаимодействия субъектов образовательно-технологической среды [6, с. 3].
Таким образом, цель исследования определяется необходимостью определения содержания, организационно-методических оснований и ресурсов гуманитарно-интеграционных образовательных программ, обеспечивающих продолжение образования и дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся и профессиональных кадров посредством практики изучения научно-технологического и культурного наследия общества.
Изучение содержания, организационно-методических оснований и ресурсов проектирования обучающимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения личности представляет исследование сложной междисциплинарной системы, поэтому в качестве исследовательских методов на подготовительном этапе научного исследования использован аналитический метод, позволяющий конкретизировать научную значимость исследования на основе составных элементов, и эмпирические методы, подтверждающие достоверность результатов исследования в условиях больших возможностей дополнительного образования в становлении профессиональной идентичности [7, с. 165]. На основном этапе согласования принципов сближения достигнутых и предполагаемых результатов научного исследования использован обобщающий метод, интегрирующий результаты изучения междисциплинарной системы с помощью социально-гуманитарных знаний [8, с. 12]. В качестве основных важнейших материалов исследования приняты во внимание результаты:
1) гуманитарных исследований, посвященные изучению опыта интеграционного взаимодействия в форме изучения отношения к групповым временным перспективам феномена коллективного образа будущего людей с разными возможностями здоровья;
2) распространения практики психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей, подростков и молодежи с особыми образовательными потребностями;
3) практики диагностической поддержки обучающихся и профессиональных кадров специалистами ЦППМСП [9, с. 3; 10, с. 38].
В результате исследования получены выводы о содержательной, методической и технологической стороне обеспечения преемственности и непрерывности практики планирования продолжения образования и профессионального самоопределения на основе естественно-гуманитарных знаний. Обобщенный материал представлен в таблице, схематично демонстрируя процесс проектирования дополнительных образовательных программ на основе профориентационных средств достижения планируемых образовательных результатов и результатов, определяющих будущие перспективы профессионального развития.
Выбор обучающимися профориентационных средств достижения дополнительных образовательных результатов в области культурной и научно-технологической деятельности
Организационно-методические основания эмпирических наблюдений |
Средства продолжения образования и будущего профессионального самоопределения |
Практика формирования образовательных результатов на основе опыта изучения естественно-гуманитарных знаний |
Планирование продолжения образования в профессиональной сфере деятельности на основе открытых цифровых ресурсов профессиональных организаций |
Конкретизация обучающимися содержания образования, формирующего ценностное отношение к знаниям (опрос о содержании дополнительных учебных заданиях) |
Дополнительные общеобразовательные программы |
Согласование выбора предметного и технологического знания в доступной сфере практической деятельности [образовательные платформы «Своими руками» https://cpykami.ru/figurki-iz-bumazhnoj-provoloki, «Первые шаги в творчестве писателей, художников, ученых» https://dzen.ru/nedb] |
ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П.П. Аносова» |
Подбор обучающимися содержания двойственного характера, образующего целостное знание (итоги материалов региональных профессиональных конкурсов) |
Дополнительные гуманитарно-интеграционные образовательные программы самоопределения личности |
Согласование выбора предметного и гуманитарного знания на основе самоопределения в области учебных, образовательных и трудовых потребностей [кинематографическая платформа «Диафильмы как иллюстрированный рассказ о культуре народов Российской Федерации https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/27090»] |
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» ГБОУ ВО Челябинской области «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки» |
Практика развития обучающимися культуры общения в связи с формированием коллективных предложений по построению деятельности и жизнедеятельности (анкетирование выпускников школы) |
Дополнительные общеобразовательные программы интеграционной направленности научно-технологического профиля |
Согласование выбора предметного и социально значимого образования [научно-просветительская платформа «Челябинская областная универсальная научная библиотека» https://chelreglib.ru/ru/pages/about/projects/regional. Клубы. Событорий. Региональные проекты] |
ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» Образование и активный образ жизни https://www.voi.ru/ludyam_s_invalidnostiu/obrazovanie_i_aktivnii_obraz ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» www.ecol.edu.ru/ |
Обобщая основные выводы материалов статьи, обратим внимание на общие, гуманитарные и образовательные результаты исследования, укрепляющие позитивную динамику продолжения образования и дальнейшего профессионального самоопределения.
Во-первых. Педагогическое проектирование планов продолжения образования и профессионального самоопределения обучающихся и профессиональных кадров на основе механизмов взаимодействия образования, науки и профориентационных ресурсов делает возможным организацию практической деятельности по формированию навыков непрерывного дополнительного образования личности в течение жизни [10, с. 57; 11, с. 20].
Во-вторых. Интеграционные процессы в области решения общих целей и задач образовательной и профессиональной сфер развития личности определяют в качестве основного организационно-методического базиса задачу формирования ценностного отношения к разным сторонам профессиональной деятельности [12, с. 275].
Формирование ценностного отношения личности к профессиональным знаниям для решения разных возрастных, компетентностных и совместных целей и задач обеспечивается системой естественно-гуманитарных знаний и на общем уровне поддерживается конкретизацией образовательных целей и задач обновленных Федеральных образовательных стандартов общего образования и основных психолого-педагогических средств приобщения личности к практике изучения научно-технологического и культурного наследия по междисциплинарным направлениям профессионального образования:
1) психолого-педагогическое консультирование взрослых и детей с особыми образовательными потребностями в обновлении ресурсов семейного обучения и воспитания;
2) формирование культуры устной диалоговой речи обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного образования;
3) содержание социокультурных контекстов, индивидуализирующих межпредметное содержание образования в условиях гуманитарных возможностей профессионального общения средствами цифровых ресурсов;
4) преемственность базовых критериев и показателей возрастных, компетентностных и совместных результатов образования обучающихся по построению деятельности и жизнедеятельности;
5) самореализация и самоопределение в выборе учебных средств опосредованного формирования личности.
Доступные приемлемые сферы практической деятельности помогают обучающимся выбрать содержание, средства и приемы организации самостоятельной учебной, творческой, коллективной деятельности профориентационной направленности. Обсуждение с обучающимися и профессиональными кадрами значимых результатов общего, гуманитарного и образовательного характера достигаемых целей и задач поддерживает процесс непрерывного развития личности в условиях ограниченности, неопределенности или сложности [13, с. 45]. В качестве общих результатов, обеспечивающих решение задачи проектирования планов продолжения образования обучающихся и профессиональных кадров на базовом уровне, назовем:
1) знание о повторяющейся исторической, культурной и эстетической ценности вещей, предметов и явлений и знаний о них;
2) использование в работе разнообразной наглядности двойственного характера, отражающей совместность разных вещей, предметов, явлений и знаний о них;
3) выбор гуманитарно-интеграционных образовательных программ на основе самоопределения, личностных ценностей в области культуры речи [14, с. 69].
Значительные личностно ориентированные потенциальные сферы профессионального развития обучающихся, открывающиеся в процессе самоопределения личности, обязывают организовать процесс подбора содержания образования двойственного характера, формирующего целостное знание и обновляющего представление обучающихся о необходимости развития новых способностей и качеств. Гуманитарными результатами, обеспечивающими решение задач проектирования планов продолжения образования, образующих целостное знание о многозначных, противоречащих или несовместимых вещах, предметах, явлениях на основном уровне педагогической профориентации, являются:
1) организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группах обучающихся в соответствующих условиях, формах [15, с. 95];
2) понимание значимости влияния внутренних результатов труда на общие достижения в области трудовой деятельности, формирования личных профессиональных целей и намерений, общих возможностей по построению деятельности и жизнедеятельности;
3) единство содержания, основных форм деятельности и планируемых результатов общего и дополнительного образования обучающихся и профессиональных кадров.
Практика дальнейшего развития культуры профессионального общения на основе сформированных гуманитарных результатов позволяет достигнуть новых образовательных результатов в области совместных, коллективных предложений по построению деятельности и жизнедеятельности обучающихся. Образовательными результатами обучения и воспитания по индивидуальным программам интеграционной направленности научно-технологического профиля на высоком уровне обеспечения профориентационных связей назовем:
1) получение знаний путем последовательного освоения учебного курса различных междисциплинарных предметов, которые направлены на развитие науки в целом;
2) право выбора направления и содержания учебных курсов в связи с организационно-методическими основаниями организации внеурочной деятельности;
3) практико-ориентированные результаты внеурочной деятельности.
В-третьих. Позитивная динамика преодоления трудностей достижения инновационных образовательных результатов предполагает поиск дополнительных организационно-методических ресурсов, обеспечивающих укрепление достигнутых образовательных результатов в условиях усложняющейся практики. Общественно-правовые нормы в области интеграции урочной и внеурочной деятельности определяют ресурсы поддержки профессионального самоопределения личности:
1) особенности образовательной организации (условия функционирования, тип образовательной организации, особенности, в том числе нозологические характеристики контингента, кадровый состав);
2) результаты диагностики уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;
3) возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
4) особенности информационно-образовательной среды организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что решение задачи проектирования планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения обучающихся позволяет изучать динамику формирования представлений, знаний, умений и практических форм обеспечения межличностных профессиональных отношений на основе гуманитарных признаков продуктивной деятельности:
1) эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
2) распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи;
3) учет мнений при организации собственной деятельности и совместной работы;
4) комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений других людей;
5) посильное участие в благоустройстве быта, охране природы и окружающей среды.
В заключение отметим, что конкретизация содержания образовательных программ, обеспечивающих продолжение образования и дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся и профессиональных кадров посредством практики изучения научно-технологического и культурного наследия, формирует опыт поэтапного, последовательного дополнения содержания образования в связи с выбором ближайших жизненных перспектив, обновляет формы самореализации и развития социально-культурных отношений.
Библиографическая ссылка
Кийкова Н.Ю. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЛАНОВ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЕСТЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32794 (дата обращения: 03.12.2024).