Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНТУРЫ МНОГОВАРИАНТНОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В УНИВЕРСИТЕТЕ

Артюхина А.И. 1 Великанов В.В. 2 Великанова О.Ф. 1
1 Волгоградский государственный медицинский университет
2 Волгоградский государственный технический университет
Статья посвящена рассмотрению проблемы наставничества в аспекте анализа реализуемых видов в высшей школе с целью очертить контуры многовариантной модели в университете. Возросшее внимание к персонализированному обучению актуализировало применение педагогической технологии наставничества. Определены суть данной технологии и характеристики особых форм, применяемых в высшей школе: менторинга, коучинга, тьюторства, фасилитации. На примере Волгоградского государственного медицинского университета представлены направления адаптационного, академического, научного наставничества, реализуемые в индивидуальном, групповом, коллективном формате, в том числе ровесниками и специалистами здравоохранения. Объектом наставлений в процессе адаптации к образовательному процессу университета выступают как молодые либо неопытные преподаватели, так и студенты-первокурсники. В каждом из направлений в роли субъектов действуют в роли наставников преподаватели и студенты (кураторы, тьюторы), прошедшие соответствующее обучение в «Школе кураторов», «Школе наставников», «Школе молодого исследователя», а также ординаторы, аспиранты, выпускники вуза. Для разработки многовариантной модели в университете определены контуры: учет образовательных потребностей наставляемых, возможность выбора наставника, его желание поделиться собственным жизненным и профессиональным опытом, выстраивание горизонтальных и вертикальных связей между разными направлениями. В обучение будущих наставников должны быть интегрированы общие ценностные основы и особенности каждого направления. Диссеминация инновационных практик должна быть обязательным компонентом многовариантной модели наставничества в университете.
наставничество
наставляемый
наставник
коучинг
тьюторство
фасилитация
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка:70 000слов / Под ред. Н.Ю.Шевелевой. 23-е изд., испр. М.: Рус. Яз., 1991. 917 с.
2. Атласова С.С. О наставничестве в системе высшего образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 248-251.
3. Сажина С.Д. Особенности организации наставничества в организации высшего образования // Человек. Культура. Образование. 2020. С. 175-184. DOI: 10.34130/2233-1277-2020-2-175-184.
4. Пополитова О.В. Наставничество и менторинг в современных условиях управления образовательной организацией. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://uchitel.club/events/nastavnichestvo-i-mentoring-v-sovremennykh-usloviyakh-upravleniya-obra (дата обращения: 18.06.2023).
5. Зубова Л.А. Наставничество, фасилитация, менторство, коучинг. Особенности и отличия // Молодой учёный 2021. № 46 (388). С. 74-76.
6. Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов Р.Р. О феномене фасилитации в высшем образовании // Казанский педагогический журнал. 2017. С. 1-6.
7. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Преснова А.К., Пасечник А.С. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 18-24.
8. Шкарин В.В., Петров В.И., Поройский С.В. Лучшие образовательные практики (кейсы) Волгоградского государственного медицинского университета: коллективная монография / под ред. д.м.н. В.В. Шкарина. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2022. 336 с.
9. Гринько Е.Н, Омельченко А.С. Наставничество в формировании личности студента медицинского вуза // Тихоокеанский медицинский журнал 2019. № 1. С. 84-88. DOI: 10.17238/PmJ1609-1175/2019.1.84-88.

В быстро меняющемся мире при подготовке бакалавров, специалистов, магистров в высшей школе имеет место ориентация на общемировую тенденцию приумножения и развития человеческого капитала, что обеспечивает прогресс и процветание государства в постиндустриальный период. Развитие личностно-профессиональных качеств выпускников, инновационная организация образовательного процесса в вузе во многом зависят от совершенствования преподавания, внедрения новых педагогических технологий с акцентом на персонализированное обучение студентов, при котором возрастает роль наставника.

Указом президента России Владимира Путина2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Важная миссия Года заключается в признании особого статуса педагогических работников, выполняющих столь ответственную деятельность. Планируемые и проводимые научные исследования и мероприятия при этом направлены на повышение престижа профессии учителя, преподавателя.

Понятие «наставничество» возникло из старославянского словосочетания «наставлять на ум». В научной литературе существуют разные трактовки данного понятия. По словарю С.И. Ожегова «наставничество» является формой воспитания и профессиональной подготовки молодых рабочих, специалистов опытными наставниками. Понятие «наставник», согласно словарю, определяется как учитель и воспитатель, руководитель [1, с. 317]. Наставником независимо от формы, типа и вида его деятельности принято называть человека, который делится своими знаниями, умениями, передает профессиональный и жизненный опыт. Институту наставничества в новых реалиях уделяется большое внимание. В основном в научных исследованиях речь идет о применении данной педагогической технологии в профессиональной сфере, в том числе в медицине, и рассматривается как средство профессионализации, профессиональной адаптации, обучения на рабочем месте, повышения квалификации специалистов через призму взаимоотношений между сотрудниками, находящимися на разных ступенях служебной иерархии по образовательному уровню, квалификации, опыту, стажу работы, возрасту [2, 3].

Наставничество в образовании многогранно и рассматривается как феномен в высшей школе через адаптационные и академические практики в отношении преподавателей и студентов. С 2023 года, как сообщил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко, в отечественных вузах начинает реализовываться программа научного наставничества, которая объединит советы молодых ученых и студенческие научные движения. Существует значительный опыт применения данной педагогической технологии в разных вузах России, публикации о котором, однако, не дают целостного представления о феномене наставничества в высшей школе [4].

Цель исследования – создать структурированное представление о видах наставничества в высшей школе, очертить контуры многовариантной модели в университете.

Материал и методы исследования. В работе использованы методы исследования: теоретические: анализ научных источников по проблеме исследования, анализ результатов работы менторов Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ) и Волгоградского государственного технического университета; эмпирические: наблюдение, беседа, метод экспертной оценки. Базой исследования выступил курс педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования Института общественного здоровья ВолгГМУ.

Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе исследования сформулированы особенности технологии и проведена дифференциация близких понятий, используемых при ее реализации. Педагогическая технология наставничества интегрирует дидактический и воспитательный компоненты в образовательном процессе высшей школы и в то же время представляет собой технологию работы с персоналом на производстве, в бизнесе.

Деятельность преподавателя в высшей школе заключается в передаче знаний, которыми он обладает, обучающемуся, что способствует формированию компетенций, предусмотренных ФГОС ВО для данного направления подготовки, когда наставник, делясь собственным опытом, помогает студенту эффективнее осваивать знания, навыки, ориентироваться в сфере человеческого опыта, выбирать и использовать необходимые умения для построения личностно-профессиональной траектории развития. В долгосрочном процессе независимо от его типа (традиционное индивидуальное, групповое, командное, с ровесниками, с применением Интернета) происходят персональная передача опыта в ходе «обучения действием», развитие мотивации и рефлексивного отношения обучаемого к саморазвитию в образовательной среде вуза, формирование профессионально-субъектной позиции. Личные и профессиональные качества ментора, стремление добровольно помочь обучаемому в достижении успеха делают его в определенном смысле образцом для подражания, то есть работает воспитательный метод примера, который помогает в раскрытии личностного потенциала менее опытного студента, педагога. Отличительными чертами такого преподавателя служат его искреннее желание помогать менее опытному человеку, любовь к профессии, преподаваемой дисциплине, науке, освоению инноваций, ответственность, интерес к личности обучаемого и его успехам.

Наставничество рассматривается как метатехнология, причем параллельно в научной литературе применяют термины «менторинг», «коучинг», «тьюторство», «фасилитация». Наставник может на разных этапах деятельности выступать в роли ментора, коуча, тьютора, фасилитатора. Однако следует заметить, что в определении каждого из данных понятий в научных источниках есть разночтения, поэтому в таблице представлены наиболее распространенные варианты значений данных терминов.

Характеристика особых форм наставничества

Характеристика технологии

Отличия

Менторинг (менторство) – часто используют как синонимы. Ментор – имя легендарного наставника сына Одиссея Телемаха, упоминаемого Гомером; согласно западной традиции, наставника называют ментором [5]

 

 

Менторство подразумевает

- более глубокую работу с обучаемым;

- технику передачи опыта иумений ватмосфере поддержки для преодоления определенного вызова, направление на подготовку сотрудника круководящей должности;

- развитие навыков менти на перспективу, ориентацию на профессиональный стиль мышления как основы профессионального успеха, причем различают навыки ментора и менти, так как понятия пересекаются, но не тождественны

Коучинг (coaching с англ. — «тренировка») – метод обучения, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся развить определенный навык или достичь определенного результата некой жизненной или профессиональной цели [6]

 

 

Коучинг:

- краткосрочный процесс общего развития, сфокусирован на достижении четко определенных целей, выполнении конкретной задачи;

- помогает людям понять, что им нужно делать для самосовершенствования, и в процессе выяснить, что их мотивирует и что встает у них на пути;

- метод консультирования, при котором коуч путем задавания правильных вопросов находит решения совместно с клиентом;

- коуч не дает каких-либо рекомендаций и не советует, как поступить в той или иной ситуации

Тьюторство (от англ. tutor —«репетитор, опекун») – деятельность, направленная на сопровождение создания и реализации индивидуальной образовательной программы или программы развития, работа с самоопределением, самообразованием и самореализацией человека.Тьюторство в вузовской среде порой понимается в разных смыслах и вариациях деятельности [7]

 

Тьютор – координатор, консультант, причем организаторская роль приоритетна над собственно образовательной:

- помогает в социализации и адаптации студентов-первокурсников;

- поддерживает студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья;

- помогает иностранным студентам.

В ряде вузов тьюторство реализуется в виде практики пиртьюторинга (равный – равному, когда статус или знаниевые преимущества у тьютора не намного выше, чем у его наставляемого)

Фасилитация (от англ. facilitate —«помогать») – педагогическая технология, в основу которой положено использование преподавателем вуза особого стиля общения в контексте личности педагога и студента в форме групповой работы с целью выработки решений любой образовательной проблемы, в том числе повышенной сложности или повышенной важности, либо разработки стратегии деятельности команды и др. [8, с. 211]

 

Педагогическая фасилитация способствует усилению продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитию на основе субъектно-ориентированного стиля общения участников деятельности и притягательных особенной личности педагога.

Фасилитатор:

- сопровождает и руководит процессом взаимодействия, направляет деятельность студентов, контролирует выполнение участниками заданных правил;

- создает позитивную комфортную среду для профессионального и личностного развития членов группы

На втором этапе исследования проведен анализ данной педагогической технологии в ВолгГМУ по ведущим направлениям. Практика адаптационного наставничества реализуется в медицинском вузе в двух аспектах – для преподавателей и для студентов-первокурсников. В адаптации к вузовской жизни и педагогическому коллективу нуждаются молодые преподаватели, впервые принятые на работу, либо специалисты, приступившие к работе после продолжительного перерыва, а также работники, которым внесли изменения в должностные обязанности, или они приступили к выполнению новых должностных обязанностей. В зависимости от традиций кафедры возможны варианты назначения ментора: формальный, индивидуальный, когда заведующий кафедрой назначает наставника, либо коллективный вариант, когда опыт передают компетентные коллеги, а молодой преподаватель посещает лекции и занятия преподавателей, у которых хочет перенять навыки взаимодействия со студентами и передачи им информации, стиль преподавания. Возможен и неформальный вариант, при котором молодой преподаватель сам определяет для себя педагога, с которого будет брать пример.

В ВолгГМУ для создания позитивной образовательной среды и помощи студентам-первокурсникам в адаптации к образовательному процессу в университете, обеспечения информационной поддержки, вовлечения в социальную жизнь, участия в развлекательных мероприятиях действуют: для студентов-иностранцев – кураторы, как правило, преподаватели кафедры русского языка и социально-культурной адаптации, тогда как для отечественных студентов – тьюторинг (равный – равному). Кураторы – студенты старших курсов представляют собой одно из самых многочисленных направлений деятельности Студенческого Совета. С академической группой первокурсников работают два студента – один уже выполнявший такие обязанности, а другой только что окончивший «Школу кураторов». Обучают будущих кураторов студенты, успешно работавшие ранее с академическими группами, прошедшие отбор и обучение в «Школе наставников». По взаимному желанию в целом ряде групп, когда между кураторами и студентами-первокурсниками сложились добрые отношения и взаимный интерес, совместная работа продолжается и на втором и дальнейших курсах.

Стремление студентов приобрести профессионализм в конкретной сфере вызвало к жизни академическое наставничество, которое реализуется в школах мастерства от ведущих профессоров вуза. Каждая из школ мастерства имеет в ВолгГМУ свою специфику, реализует индивидуальное и групповое консультирование. Максимально проработанная система многоуровневого наставничества, осуществляющая принцип преемственности, действует в Хирургическом клубе, основанном 12 лет назад Александром Александровичем Воробьёвым, д.м.н., профессором, заведующим кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии, Заслуженным деятелем науки Российской Федерации. Студенты, желающие во внеучебное время осваивать мануальные умения и навыки, проходят отбор, а уже в самом Хирургическом клубе реализуется индивидуальный, персонифицированный подход к обучению студентов хирургическим навыкам с учетом принципа преемственности. Cтудентам с начальным уровнем хирургических навыков помогают студенты-тьюторы, являющиеся членами клуба уже не первый год. Тьюторы – выпускники клуба – клинические ординаторы помогают всем студентам членам клуба. Со студентами, освоившими начальные навыки, далее работает преподаватель. А со студентами, достигшими высшего уровня, работает профильный специалист. Помимо индивидуального наставничества, осуществляется и такой вид наставничества, как передача нового практического опыта мануальных навыков напрямую членам клуба от высококвалифицированных хирургов вуза и практического здравоохранения в процессе мастер-классов. Студенты затем самостоятельно осваивают полученные знания, отрабатывают навыки, поддерживают контакт с мастером и руководителями клуба.

Научное руководство заключается в приобщении молодежи к исследованиям в «Школе молодого исследователя», дающей теоретическую и практическую основу деятельности, позволяющую сочетать полученные знания и умения с выполнением работы при поддержке тьютора. Школа работает с 2014 года, а с 2019 года действует «Школа молодого исследователя» с индивидуальным подходом к каждому студенту. Тьютор, прикрепленный к каждому обучающемуся, помогает в написании исследовательской работы, делится личным опытом в освоении современных методов и технологий. В научном обществе молодых ученых и студентов реализуется принцип преемственности – в процессе выполнения исследований студенты работают бок о бок с аспирантами, научно-педагогическими работниками, удовлетворяя свои научные потребности. Деятельность «Школы молодого исследователя» способствовала осознанию необходимости внедрения новой дисциплины, которая и реализована в учебном плане вуза «Организация научных исследований».

Анализ реализуемых в университете практик подтверждает отмеченную Е.Н. Гринько и А.С. Омельченко роль данной педагогической технологии в формировании личности студента [9]. Причем преподаватели в беседах отмечали, что идет развитие личности не только студента, но и самого ментора.

Заключение

Модель образовательной технологии, согласно определению ЮНЕСКО, 1986 – понятие сложное и включает систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Для создания модели педагогической технологии требуется учитывать не только составные компоненты, но и переменные, параметры, функциональные зависимости, ограничения, целевые функции. По каждому из направлений наставничества в университете ведется большая работа, однако пока нет отрефлексированного представления о целостной картине, что необходимо для разработки модели и диссеминации опыта. Обобщение опыта ВолгГМУ свидетельствует, что модель наставничества в университете должна быть многовариантной: с одной стороны, нужно учитывать образовательные потребности обучаемых, предоставлять возможность выбора направления и ментора, отражать специфику целевой аудитории, условия использования менторинга, коучинга, тьюторства, фасилитации, индивидуального и группового консультирования, научного руководства для каждого направления. С другой стороны, в модели должны быть реализованы горизонтальные и вертикальные связи между направлениями наставничества, интегрированы в обучении будущих менторов общие ценностные основы, например принцип преемственности, добровольности, и особенности каждого направления. В данной статье представлены субъекты взаимодействия, возникающего в процессе менторинга, к которым относятся как преподаватели, так и студенты, ординаторы, аспиранты. Преподаватели-менторы совершенствуют свое мастерство, делясь уникальным опытом с коллегами и студентами. Тьюторы студенты, ординаторы, аспиранты, получив ранее в роли обучаемых профессиональные и жизненные умения, стараются поделиться своим опытом с менее опытными коллегами. Для выпускников медицинского вуза практика наставничества особенно важна, ведь навыки в медицине издавна передавались из рук в руки, а в настоящее время в России реализуется система непрерывного медицинского образования. Диссеминация инновационных практик данной технологии должна стать обязательным компонентом многовариантной модели наставничества. Проведенные курсом педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования ВолгГМУ межрегиональные круглые столы: «Практика наставничества в проектной деятельности студентов», 16.03.2023 г., «Опыт наставничества – от студента до профессионала» 18.05.2023 – могут служить примером распространения такой инновационной практики.

Многоплановая работа педагогов и студентов ВолгГМУ в русле данной технологии способствует разработке индивидуальной траектории развития учебного, научного и творческого потенциала студентов, соответственно и сама эта деятельность должна быть отрефлексирована, структурирована. Анализ современного состояния применения технологии наставничества в университете позволил наметить контуры для разработки многовариантной модели, способствующей совершенствованию образовательного процесса в сфере усиления практической ориентированности, приобретения профессиональных навыков и становления на путь непрерывного личностно-профессионального развития обучающихся.


Библиографическая ссылка

Артюхина А.И., Великанов В.В., Великанова О.Ф. КОНТУРЫ МНОГОВАРИАНТНОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32790 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674