Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Иванова В.М. 1 Кайнышев М.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
В данной работе рассматривается вопрос об образовательной поддержке ценностно-смысловой самоактуализации студентов университетов в их учебной деятельности. Цель исследования состоит в выявлении педагогических условий, которые способствуют успешной самоактуализации студентов на основе формирования ценностно-смыслового отношения к учебе. В работе рассматриваются три основных педагогических условия, необходимых для эффективной образовательной поддержки самоактуализации студентов: мотивация на достижение успеха, повышение познавательной активности и развитие ценностно-смыслового отношения к процессу и результату деятельности. В результате исследования выявлено, что выполнение педагогических условий требует изменения роли педагога. Педагог играет ключевую роль в поддержке студентов, помогая им осознать мотивы и цели, развивать познавательную активность и формировать ценностно-смысловое отношение к учебной деятельности. Работа имеет практическое значение для педагогов, а результаты исследования позволяют сформулировать рекомендации относительно педагогических условий для ценностно-смысловой самоактуализации студентов в учебной деятельности. Это повышает мотивацию, активность и качество обучения студентов в университете, а также способствует их личностному развитию. Работа имеет важное значение: помогает понять, каким образом образовательная поддержка ценностно-смысловой самоактуализации студентов может способствовать их успешному образовательному и личностному развитию.
образовательная поддержка
самоактуализация
учебная деятельность
ценностно-смысловое отношение
1. Михайлова Т.Н. Формирование общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России в процессе их самоактуализации: дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2018. 202 с.
2. Загорная Е.В. Ценностно-смысловая направленность личности в структуре самоактуализационной диспозиции // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15133 (дата обращения: 30.06.2023).
3. Карпушина Л.П., Баранова С.В., Паршина Л.Г. Социальная самореализация обучающихся в дополнительном образовании средствами волонтерской деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32066 (дата обращения: 30.06.2023).
4. Бирюкова Н.В. Самореализация и саморазвитие обучащихся в условиях медицинского профильного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32069 (дата обращения: 30.06.2023).
5. Богуславская М.М. Самоактуализация личности как фактор развития профессиональной направленности личности будущих педагогов // Наука и школа. 2022. № 3. С. 94-100. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-3-94-100.
6. Иванова В.М. Структура образовательной поддержки самоактуализации студентов университета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2 (151). С. 101-107.
7. Артюшина Л.А., Троицкая Е.А. Специфика разработки учебных заданий для развития у обучающихся ценностно-смысловой компетенции // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 12-2. С. 312-317.
8. Бакланов И.О., Веденеева Г.И. Ценностно-смысловое отношение студентов к образованию в условиях гуманитарного // Современные наукоемкие технологии.2016. № 4-2. С. 300-304.
9. Сидорина Е.В., Пепеляева С.В. Психолого-педагогические аспекты изучения ценностно-смысловой сферы периода взрослости // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20065 (дата обращения: 30.06.2023).

Социальный заказ на личность, готовую к быстро наступающим переменам, становится чрезвычайно важным требованием и потребностью современного общества. Быстрый темп развития технологий приводит к изменению образовательного контекста, в котором обучающиеся нуждаются в развитии своей ценностно-смысловой принадлежности и способности самоактуализироваться для успешного участия в развитии общества. «Социальный заказ нацеливает высшие учебные заведения нашей страны на ряд важнейших задач, от решения которых зависит успешность будущих специалистов» [1, с. 3].

Решение педагогической проблемы связано с определением педагогических условий образовательной поддержки ценностно-смысловой самоактуализации студентов в учебной деятельности университета.

Процесс самоактуализации личности рассмотрен во многих исследованиях научной и практической деятельности педагогов. Многие авторы подчеркивают важность стимулирующей и поддерживающей образовательной среды, в которой обучающиеся могут развивать свои способности, интересы и ценности [2-5].

Однако, несмотря на значительное количество исследований в этой области, все еще существует потребность в исследованиях и разработке более точных и эффективных подходов к образовательной поддержке ценностно-смысловой самоактуализации студентов.

Цель исследования: теоретическое осмысление и выявление педагогических условий образовательной поддержки ценностно-смысловой самоактуализации студентов в учебной деятельности университета.

Материал и методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы; обработка, систематизация; обобщение опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

Ценностно-смысловая самоактуализация представляет собой процесс развития и реализации личностных проявлений и смыслов в жизни индивидуума. Она определяется осознанием и поиском своей цели, стремлением к актуализации в различных сферах деятельности. В процессе ценностно-смысловой самоактуализации человек формирует свои приоритеты, осознает смысл своих действий, создает свою собственную систему и вступает в их реализацию в различных сферах жизни. Ценности являются ориентирами, по которым человек определяет свои предпочтения, поступки и цели. Ценностно-смысловая самоактуализация отличается развитием личности, ее самоопределением и удовлетворенностью жизнью. Она позволяет человеку ощутить смысл и цель самореализации, стремиться к развитию своего потенциала и выявлению личного роста. Этот процесс индивидуален и зависит от мотивов и убеждений каждого человека.

«Образовательная поддержка процесса самоактуализации в учебной деятельности – это система способов организации образовательных взаимодействий, способных создавать такое сочетание образовательной деятельности, которое обеспечивает возможность для рождения нового знания, значимого для личности, способствующего расширению смысловых границ, новому смыслотворчеству, а значит, и актуализации заложенных в человеке сил и возможностей» [6, с. 103]. Самоактуализация, являясь врожденной чертой открытых самоорганизующихся систем, рассматривается как способ существования личности, который определяет образ жизни.

Образовательная поддержка ценностно-смысловой самоактуализации в учебной деятельности представляет комплекс мер и методов, направленных на создание условий, способствующих саморазвитию и самореализации студентов в образовательном процессе. Она способствует образовательному взаимодействию, которое стимулирует рождение новых знаний, идей и смыслов, значимых для личности студента. Образовательная поддержка решает проблемы в образовательной среде, где студенты проявляют свои творческие способности и инициативу. Она также включает наставничество, направленное на помощь студентам в выборе своих интересов, целей, направлений. Цель образовательной поддержки – расширение смысловых границ студентов, стимулирование их творческого мышления и развитие процесса самоактуализации. Она помогает студентам осознать свои силы, потребности и ценности и активно применять знания и навыки в практической деятельности.

Университетская молодежь является особой социально-демографической группой, которая функционирует в условиях современного общества. Саморазвитие и самоактуализация молодых людей являются важными аспектами, которые должны быть учтены в педагогическом процессе и поддерживаться образовательной средой.

Теоретический анализ позволил выявить педагогические условия образовательной поддержки ценностно-смысловой самоактуализации студентов в учебной деятельности университета:

– создание поддерживающей образовательной среды, в которой поощряются самовыражение и взаимодействие, этот процесс является важным педагогическим состоянием для обеспечения самоактуализации студентов в учебной деятельности. Это условие направлено на создание атмосферы, в которой студенты свободно выражают мысли и идеи в коллективных обсуждениях, сотрудничестве, в групповых проектах и других формах коллективной работы. Студенты обмениваются идеями и опытом, а также развивают навыки общения, сотрудничества и лидерства;

– индивидуализация учебного процесса: это педагогическое условие требует учета потребностей, способностей и интересов каждого студента. Образовательная поддержка ценностно-смысловой самоактуализации основана на признании того, что каждый студент уникален и имеет особенности, которые должны быть учтены при планировании учебной деятельности. В рамках этого педагогического условия педагог должен планировать учебный процесс с соблюдением требований, способностей и интересов каждого студента. Это может быть достигнуто путем наблюдения, бесед, анкетирования, а также использования различных и инструментов для оценки уровня знаний, умений и предпочтений студентов. Полученная информация позволяет выстраивать индивидуальный план обучения, соответствующий возможностям каждого студента. В процессе индивидуализации учебного процесса оказывается образовательная поддержка мотивации каждого студента на достижение успеха через осознание дальнейшего своего развития. Важными моментами в процессе самоактуализации являются степень осознания мотивов и наличие понимания того, что влияет на управление мотивами в деятельности. Это усиливает веру в собственные силы и самоактуализацию личности. Предоставление возможности самостоятельного проектирования индивидуальной образовательной траектории позволяет студентам раскрывать свой потенциал развития и укрепляет убеждения в собственные силы. Студенты должны осознанно управлять своими ресурсами, временем и знаниями, а также развивать критическое мышление, рефлексию и самооценку;

– содействие развитию саморефлексии и самооценки: образовательная поддержка ценностно-смысловой самоактуализации предполагает помощь студентам в развитии навыков самоанализа, саморефлексии и самооценки своих достижений. Студенты должны уметь ставить перед собой новые цели и планировать свое развитие.

Педагогические условия выступают в тесной взаимосвязи друг с другом. Они взаимодополняются и проявляются в основе успешной самоактуализации личности в учебной деятельности. Взаимосвязь между ними позволяет создать благоприятную образовательную среду, в которой личность может развить свой потенциал и добиться успеха.

Реализация педагогических условий ценностно-смысловой самоактуализации личности требует изменения роли педагога. Многие исследования убедительно показывают, что педагоги могут и должны помочь обучающимся в поиске смысла, они должны осознать мотивы и ценности обучающихся, направлять их на достижение конкретных результатов, ускорять процесс самостоятельного поиска и выбора путей развития [7, 8, 9]. В этих исследованиях подчеркивается, что педагог должен проявлять эмпатию к обучающимся, признавать их индивидуальность и уникальность, стремиться устанавливать коммуникацию, провоцировать критическое мышление и стимулировать обучающихся к самоанализу и саморефлексии. Поддерживающее образовательное взаимодействие должно выстраиваться на конструктивной обратной связи, которая заключается в помощи решения трудных ситуаций, связанных с соотношением значимости и затрат, когда элементарно необходимое обходится дорого, а высокозначимое начинает обходиться дешево. Это требует деятельностной и эмоциональной адаптации, задача образовательной поддержки состоит именно в том, чтобы помочь студентам находить баланс между реализацией своих ценностей и смыслов в учебной деятельности. Необходимо обсуждать с ними, какие ценности и смыслы имеют для них наивысшую значимость, и почему. Это поможет им лучше понять, что действительно важно и чему стоит уделить больше внимания.

Таким образом, в поддерживающем образовательном взаимодействии педагог выступает в роли эксперта, наставника, который помогает студентам развивать свои ценности, смыслы и самоактуализацию. Он становится партнером в образовательном процессе, обеспечивая студентам возможность самостоятельно и активно искать знания, развивать свои навыки и применять их в практической деятельности. Изменение роли педагога отражает современные подходы к образованию, которые акцентируют внимание на активном участии студентов в процессе обучения и развитии их индивидуальных потенциалов. Это также подчеркивает важность создания поддерживающей образовательной среды, где студенты могут свободно выражать свои идеи и взаимодействовать друг с другом.

Реализация на практике образовательной поддержки ценностно-смысловой самоактуализации студентов в учебной деятельности выявила объективные затруднения, испытываемые обучающимися. Познавательные затруднения возникают по разным причинам, часто они обусловлены отсутствием у обучающихся знаний о сущности тайм-менеджмента, либо они поверхностны, носят схематичный или примитивный характер. Но при этом обучающиеся неясно испытывают это затруднение, которое сопровождается эмоциональными переживаниями неопределенности (недоумением, удивлением), что не позволяет активно включиться в процесс самоактуализации.

Так, реакция на диалоговую интерпретацию связи между процессом целеполагания личности и общества была различной на всех уровнях учебной деятельности. Студенты, находящиеся на первом уровне, демонстрировали отсутствие интереса к проблемам, объясняя это тем, что личность имеет собственные цели, которым противостоят внешние (цели общества или культуры). Они уклонялись от участия в интерпретации знания, не видя необходимости обсуждения этого вопроса.

В то же время студенты, находящиеся на втором уровне, единодушно воспринимают понимание того, что целеполагание является важным фактором в построении эффективной индивидуальной системы тайм-менеджмента. Их доказательства сводились к тому, что цели личности детерминированы потребностям общества и не нуждаются в особых доказательствах.

Студенты третьего уровня не согласились с интерпретацией, высказанной студентами первых двух уровней. Представители первого уровня выказывали непонимание («что вы вообще обсуждаете?»), в то время студенты второго уровня проявили агрессию, подчеркнув: «Как собственные цели могут противостоять внешним? Стремление к достижению личного интереса всегда в итоге ведет к развитию прогресса общества!»

Таким образом, познавательные затруднения обнаруживаются у студентов в виде неспособности воспринимать «неавторитарное» знание, неуверенности и боязни публичной защиты своих знаний.

Студентам, находящимся на первом уровне, была оказана образовательная поддержка в преодолении познавательных затруднений. Она заключалась в актуализации интереса к знанию, которое связывает изучаемый материал с их собственными целями и интересами.

Интеллектуальные затруднения проявляются в недостаточной способности студентов отделять конкретную ситуацию от ее контекста и увидеть более широкую картину, связанную с другими аспектами. Это может быть связано с тем, что обучающиеся обращают внимание только на детали или специфические характерные ситуации, не видя применение за пределами данной ситуации.

Например, при изучении дисциплины «Тайм-менеджмент» студенты сталкиваются с конкретным случаем, когда у них возникает нехватка времени для выполнения заданий. Если обучающиеся не абстрагируются от этой конкретной ситуации, они могут ограничиться поиском общих ситуаций только для этой цели, вместо того чтобы определить время как ценный ресурс и использовать его для стратегии. В этом случае студенты не обращаются к общим принципам планирования, приоритизации и распределения времени, которые являются предметом тайм-менеджмента. Однако, если студенты умеют абстрагироваться от конкретной ситуации и могут применять общие принципы тайм-менеджмента, то они развивают системное понимание использования времени. Они осознают назначение своего расписания, приоритетов. Такой подход позволяет управлять своим временем не только в определенных ситуациях с нехваткой времени, но и во многих других случаях, которые возникают в их учебной деятельности и жизни. Учебная деятельность, требующая от студентов решения интеллектуальных задач, включает в творческий поиск новые возможности в уже имеющиеся знания. Творческий поиск стимулирует и направляет студентов на переосмысление своих ценностных отношений к проблеме и переоценку своих интеллектуальных способностей и возможностей. В моменты творческого поиска осознание потребности в самоактуализации становится решающим, а возникающие неудачи могут стимулировать стремление к достижению успеха.

На разных уровнях самоактуализации проявляются различные интеллектуальные затруднения. Студенты на втором уровне обычно имеют меньше интеллектуальных затруднений, чем те, кто находится на первом уровне. Для каждого уровня требуются различные подходы образовательной поддержки. Обучающимся на втором уровне может быть полезно использовать аналитическое управление и создание планов, учитывающих их жизненные цели, тогда как у студентов на первом уровне могут увеличиваться затруднения в связи с недостатком навыков, соотнесения знаний с личностным восприятием и самоактуализацией.

Выявленные коммуникативные затруднения могут быть обусловлены неумением строить оптимальные тактику и поведение в учебной деятельности. На первом уровне у студентов коммуникативные затруднения связаны с неуверенностью или страхом совершить ошибку. Некоторые обучающиеся этого уровня стремятся осложнить ситуацию, представляют свое субъективное мнение, не учитывая другие возможные точки зрения и используя авторитарные модели поведения, что порождает конфликт. На втором уровне коммуникативные процессы значительно сокращаются, тем не менее, большинство студентов на втором уровне столкнулись с противоречивой ситуацией – как быть проще в коммуникации и не скатиться к примитивной системе доказательств.

Для студентов первого уровня на учебном занятии создавалась оптимальная коммуникативная среда, свободная от психического насилия, ориентированная на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие.

Заключение

При проектировании образовательной поддержки ценностно-смысловой самоактуализации обучающихся в учебной деятельности необходимо учитывать ряд педагогических условий: создание поддерживающей образовательной среды, которая поощряет самовыражение и взаимодействие, позволяет студентам свободно выражать свои мысли, идеи и чувства, а также развивать свои коммуникативные навыки; индивидуализация учебного процесса, направленная на поиск потребностей, способностей и интересов каждого студента; содействие развитию саморефлексии и самооценки, что помогает студентам анализировать свои достижения и ставить новые цели. В процессе оказания образовательной поддержки ценностно-смысловой самоактуализации важным является использование кейс-технологий, которые выявляют интеллектуальные затруднения, возникающие при недостаточном развитии потребности в самоактуализации. Творческие мастерские, являясь высокоинтеллектуальными, стимулируют процесс самоактуализации в учебной деятельности, развивают познавательные мотивы и активность, способствуют достижению поисковой активности. Результаты исследования указали на эффективность образовательной поддержки ценностно-смысловой самоактуализации студентов в учебной деятельности и подтвердили взаимосвязь уровней самоактуализации и учебной эффективности студентов. Чем выше уровень самоактуализации, тем выше уровень учебной активности и эффективности.


Библиографическая ссылка

Иванова В.М., Кайнышев М.С. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32787 (дата обращения: 30.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674