Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ В 1917-1941 ГГ.

Халметова А.А. 1
1 Казанский федеральный университет
Интерес к развитию содержания образования при подготовке педагогических кадров в настоящее время особенно актуален. Изучение процесса развития содержания педагогического образования в России объясняется постоянно изменяющейся политикой государства в этой сфере в настоящее время. Это связано, прежде всего, с поиском государством опор для построения новой национальной образовательной системы. Правительство ищет новые пути реформирования образовательной системы и выстраивания принципиально новой национальной системы педагогического образования. В связи с этим важным шагом представляется обращение к историческому опыту, который был накоплен за последнее столетие в этой области. Реформирование содержания педагогического образования государства происходило под влиянием теорий прогрессивных теоретиков и педагогов-новаторов, пытающихся воплотить в жизнь свои творения как с помощью издания нормативных документов по реформированию содержания образования через государственные административные органы, с последующим внедрением в советскую систему образования, так и практическим воплощением авторских идей в области педагогического образования в высших учебных заведениях. В настоящей статье предлагается периодизация развития содержания образования при подготовке учителей в 1917–1941 гг., которая, в свою очередь, способствует пониманию процесса развития общественно-политического содержания высшего педагогического образования в России 1917–1941 гг.
содержание образования
марксизм
подготовка учителей
педагогическое образование
социализм
коммунистическая идеология
1. Российская газета. Как преподавать в вузе «Основы российской государственности». [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/05/02/patriotu-nuzhen-kurs.html (дата обращения: 21.05.2023).
2. Степанова Л.А. Развитие гуманистического содержания отечественного педагогического образования в первой половине XX века: дис. … докт. пед. наук. Москва, 2011. 465 с.
3. Бабаян А.В. Концепция нравственного воспитания М. И. Демкова // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 1. C. 12-19.
4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 2315. Оп.1. Ед.хр.12. Л.8.
5. Шпаковский Ю.Г., Потапчук И.В. Россия 100 лет назад: месяц в истории // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 10 (50). С. 255-269.
6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т.1. М.: Педагогика, 1979. 304 с.
7. Фонд Национального архива Республики Татарстан 1487 Оп.134. С. 34.
8. Смирнова Т.Ю. Развитие содержания отечественного педагогического образования в XX-начале XXI века (на материалах подготовки учителя немецкого языка): дис. …канд. пед. наук. Калининград, 2015. 183 с.
9. Фонд Национального архива Республики Татарстан 1487 Оп.254.
10. Фонд Национального архива Республики Татарстан 1487 Оп.1. П. 49.
11. Беспалова Н.В. Особенности подготовки педагогических кадров в университете: дис. … канд. пед. наук. Саранск, 2003. 225 с.

Изучение процесса развития содержания педагогического образования в России объясняется постоянно изменяющейся политикой государства в этой сфере в настоящее время. Правительство ищет новые пути реформирования образовательной системы и выстраивания принципиально новой национальной системы педагогического образования.

В январе 2023 г. В.В. Путин дал поручение министру науки и высшего образования В.Н. Фалькову разработать и внедрить для преподавания в вузах гуманитарного направления новый курс с названием «Основы российской государственности». Он должен состоять из нескольких разделов, таких как: «Что такое Россия» (8 ч), «Российское государство-цивилизация» (8 ч), «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации» (14 ч), «Политическое устройство России» (10 ч), «Вызовы будущего и развитие страны» (12 ч) [1]. Общая трудоемкость всех разделов составляет 52 ч, включающих лекционные и семинарские занятия. Несомненно, введение данного курса связано с проводящейся специальной военной операцией (СВО) и новой нравственной и идеологической политикой государства. По мнению автора, в курсе должен быть очень серьезный исторический блок: каким образом государство вело себя на протяжении всего исторического периода в части формирования содержания образования. Важны и духовные, и идеологические основания.

В связи с этим целью исследования является изучение и представление исторической ретроспективы содержания педагогического образования в России, так как именно в стенах педагогических вузов закладываются мировоззрение будущих учителей и их ценностные ориентиры, которые затем они ретранслируют будущему поколению граждан России.

Материал и методы исследования. При проведении исследования автор ограничился временным отрезком 1917–1941 гг. Это связано с тем, что в этот период происходили коренные преобразования в политической, экономической, социальной жизни страны. Революция принесла с собой новое видение всех сфер жизни общества, в том числе образования и педагогики. Поэтому важным представляется показать динамику становления содержания образования в указанный период, выявить его теоретические и идейные основы, концептуальные, авторские взгляды ведущих педагогов на содержание образования, описать политику новой власти в отношении содержания педагогического образования.

В качестве методов исследования использовались как общенаучные – анализ, синтез, систематизация, классификация, так и историко-педагогические – историко-генетический, историко-сопоставительный. Анализировались фонды Национального архива Республики Татарстан, использовались материалы Государственного архива Российской Федерации, научная литература по проблеме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. На основе изученной литературы и источников, учебных программ и планов была выстроена периодизация развития содержания педагогического образования, которая, в свою очередь, способствовала пониманию процесса развития общественно-политического содержания высшего педагогического образования в России 1917–1941 гг.:

1) 1900–1918 гг. – формирование гуманистической и социоцентрированной (антропогенной) теорий в построении содержания образования;

2) 1918–1925 гг. – разработка и внедрение «Декларации единой трудовой школы». Деятельность П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского и иных общественных деятелей, выработка новых приоритетов – социализма и места личности в нем;

3) 1925–1930 гг. – глубокое проникновение в содержание образования марксистской идеологии, настойчивая нормативно-правовая политизация и строгая централизация содержания образования;

4) 1930–1935 гг. – утверждение коммунистической идеологии в качестве основной и единственной научной и философской основы образования;

5) 1935–1940 гг. – развитие процессов индустриализации, коллективизации. Следовательно, ориентация педагогического образования на промышленную и сельскохозяйственную сферу.

Первый период (1900–1918 гг.). Рассматривая период 1900–1918 гг., необходимо отметить, что в конце XIX – начале XX вв. в отечественной науке развивались гуманистические и социоцентрированные теории, которые оказывали прямое влияние на формирование содержания педагогического образования. Несомненно, наиболее значительный вклад в педагогическую науку в это время внес К.Д. Ушинский. Однако наравне с ним работали такие ученые, как: М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, К.Н.Вентцель и др. Согласно их взглядам, сущность образования должна базироваться на общечеловеческих идеалах и ценностях. К.Д. Ушинский структурировал принципы антропологического подхода, которые впоследствии развивались и приобретали звучание в контексте народных традиций, культуры, менталитета.

По мнению Л.А. Степановой, известные деятели сферы педагогики: В.П. Вахтеров, М.И. Демков, H.A. Корф – критиковали существующую систему педагогического образования и говорили об отсутствии единства и нестабильности ее содержания [2, с. 256]. Каждый пытался внести что-то свое в содержание образования, особенно в его социальную и общественную составляющую.

Так, М.И. Демков выступал за коренные преобразования отечественной педагогики, которая должна быть национальной, русской в первоначальном образовании и воспитании с учетом религиозного и нравственного воспитания, с акцентом на любовь к природе и труду. Нравственно-религиозное воспитание будущих педагогов является, по мнению М.И.Демкова, важной составляющей содержания подготовки учителя [3, с. 14].

П.Ф. Каптерев занимался проблемами семейного воспитания. Он считал, что общественно-политическая обстановка начала XX в., разрушение традиционных ценностей сказываются на семейном воспитании, и возникает потребность в ориентировании родителей на современные, в соответствии с требованиями времени подходы в воспитании детей и молодежи в семье. С этими идеями он выступал на Первом съезде по семейному воспитанию в России в 1913 г.

В.П. Вахтеров считал, что в содержание образования необходимо включать результаты исследований не только педагогов, но и других ученых (биологов, психологов, антропологов), для того чтобы педагог имел многостороннее представление об особенностях воспитуемых.

Стоит отметить, что революционная обстановка накануне 1917 г. дала толчок педагогическим объединениям, и их участники направляли письма в адрес Министерства народного просвещения с возмущениями по вопросу существующей политики в отношении учителей. Вот выдержка из одного из таких писем учителя-фронтовика Тихонова по поводу положения школьных учителей: «случайные люди, работать некому, нищенское жалование» [4]. Однако попытки, предпринимавшиеся Министерством, не приводили к должному успешному результату в области реформирования содержания образования и положения педагогического состава.

Второй период (1918–1925 гг.). После революции в октябре 1917 г. кардинальным образом начинает меняться российское образование в целом и педагогическое в частности. Совершается коренной переворот во всех сферах общественной жизни, в том числе в образовании. В первые послеок­тябрьские годы происходит искажение тради­ционных ценностей в образовании, изменившее педагогическую традицию России.

На развитие содержания советской педагогики, помимо В.И. Ленина, большое влияние в рассматриваемый период оказывают крупные советские педагоги того времени – Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский. Этот блок общественных деятелей способствовал созданию и принятию в 1918 г. «Декларации о единой трудовой школе», в которой провозглашалась система единого трудового обучения. Эту систему также поддержали М.М. Рубинштейн, С.Т. Шацкий и др. Однако П.Ф. Каптерев считал, что единая трудовая школа – это средство идеализации и отход от прогрессивных гу­манистических идей.

Согласно «Декларации…» устанавливалось общественно-коллективное и интернациональное воспита­ние, основная задача – воспитание социально активного подрастающего по­коления. Подчеркивалась связь школы с политикой в качестве главного принципа советской педагогики [5, с. 262].

Не остались в стороне и высшие учебные заведения. В 1923 г. отдел Высших учебных заведений Главпрофобра приступил к разработке плана работ вузов на 1923–1924 гг. В разосланной объяснительной записке были изложены основные задачи государства по реформе высшей школы:

I. Реформа высшей школы (ВШ):

1.1. Административно-организационное овладение высшей школой.

1.2. Переработка учебных планов вузов.

1.3. Усиление работы по реформе методов преподавания. Подготовка отчетов для ГУСов.

II. Завершение работы с Госпланом по установлению планов ВО в отдельных отраслях профобразования.

III. Уплотнение сети вузов, устранение ненужного параллелизма, доведение нагрузки вузов до нормальной пропускной способности. Детальное изучение для этого отдельного вуза.

IV. Улучшение материального состояния студентов.

Таким образом, наиболее красноречиво суть политики в сфере педагогики выразил П.П. Блонский еще в 1921 г. Он утверждал, что «только марксистский метод делает педагогику наукой, и только марксистская педагогика может быть свободна и от обывательской логики, и от утопических педагогических романов» [6, с. 22].

Третий период (1925–1930 гг.). В 1926 г. происходят новые изменения в содержании педагогического образования, а именно усиление роли общественно-правовых дисциплин. Для всех направлений вводятся курсы по государственному и хозяйственному праву, причем количество часов увеличивается в разы. В связи с усилением аграрного направления в образовательных учреждениях получают свое развитие сельскохозяйственные и экономические науки, иногда и в их синтезе (курс сельскохозяйственной экономии), а также технические дисциплины («Введение в современную технику»), в результате чего, в свою очередь, сокращается количество часов на специальные дисциплины [7, с. 34]. Большое внимание уделяется общественной и общественно-педагогической работе, вводятся часы по одноименным дисциплинам.

Во второй половине 1920-х гг. происходит окончательное утверждение марксистской идеологии в качестве единственной философской, научно-методологической основы образования, исключающей философский плюрализм, утверждающей «социальный детерминизм в объяснении всех педагогических явлений» [8, с. 38]. Педагог теперь должен был быть агитатором, пропагандистом идей нового советского государства, его занятия приобретают идеологическую направленность.

Четвертый период (1930–1935 гг.). Данный период с точки зрения содержания обучения ознаменовывается сокращением сроков обучения до 3 и 3,5 лет, что приводит к сокращению часов, выделенных на обучение, и увеличению производственной практики: из средних 6500 часов – 2500 часов приходилось на производственную практику [9].

Параллельно вводятся новые дисциплины, направленные на усиление аграрного курса государства: экономика колхозного и промышленного хозяйства (100 ч).

В новых планах значительное количество – 740 часов уделяется политической работе студентов – 20%, предполагаются лишь теоретические курсы:

Диалектический материализм……………………....140 ч / 90 ч.

Политическая экономия………………..……………200 ч / 60 ч.

Советское хозяйство и политическая экономия …..200 ч /60 ч.

Ленинизм …………………………………………….200 ч / 60 ч.

Итого: 740 ч / 270 ч.

Популярными дисциплинами становятся: основы марксизма-ленинизма, политэкономия, диалектический и исторический материализм, советская экономическая политика, история КПСС, марксистско-ленинская философия, история партии, история народов СССР, позже – история научного коммунизма и т.д.

Наркомпросом был взят курс «на подготовку работников высшей квалификации для различных отраслей государственного строительства и народного хозяйства». Педагогические институты должны стать «центрами педагогической работы своего района» [10].

В целом работа указанного периода проходила в направлении реализации постановлений Ноябрьского Пленума ЦК ВКП(б), которая выражалась в детальной проработке содержания нормального 3-годичного срока обучения и выработке переходных учебных планов, ознакомления с новыми принципиальными целями установленными педвузами, в разработке программ применительно к новым условиям работы [9].

Таким образом, в 1930-е гг. происходит усиление процессов политизации, идеологизации общества и школы, как средней, так и высшей. Педагогическое образование переходит на рельсы коммунизма, который проникает во все сферы педагогики, что наглядно демонстрируют предметы учебного плана этих лет.

Пятый период (1935–1940 гг.). В связи с процессами индустриализации, коллективизации содержание педагогического образования в этот период продолжает усиливаться сельскохозяйственными дисциплинами и сельскохозяйственной практикой. Страна встает на аграрные рельсы, что сказывается на качестве подготовки будущих учителей. Так, меньше внимания уделяется научной и профессиональной подготовке будущих педагогов, их практической работе в школе. Перед государством стоит цель восполнения дефицита кадров в отраслях народного хозяйства специалистами-профессионалами.

Война диктует новые условия подготовки профессиональных кадров. Содержание образования вновь трансформируется, но уже в сторону подготовки военных кадров. В учебных планах педагогического направления появляется большее количество часов, отведенных на физкультуру и военную подготовку, изучение оружейного и санитарного дела и т.д. Срок обучения в высшем учебном заведении составляет три года. Некоторые курсы оканчивают обучение досрочно. Содержание учебных планов резко сокращается, что также было вызвано отсутствием преподавательских кадров. Например, в Мордовском государственном педагогическом университете в 1941/1942 учебном году осталось лишь 6 кафедр, на трех из них (всеобщей истории, зоологии, истории СССР) работало всего по одному преподавателю [11, с. 83].

Заключение. Содержание образования напрямую зависит от политической ситуации в стране, от той идеологии, которая в данный момент установилась на государственном уровне. Советская система образования являлась одной из лучших в мире, несмотря на то, что была полностью идеологизирована. Как показал анализ временных периодов 1917–1941 гг., содержание педагогического образования претерпевало постоянные изменения, что в разное время отражалось тем или иным образом на качестве подготовки студентов. Можно говорить о том, что в период 1917–1930 гг. система претерпевала значительные трансформации, но курс ее был един и понятен: установка на коммунистическое воспитание будущих педагогических кадров, которые затем передадут эти ценности и мировоззрение будущему поколению молодежи. С 1930-х гг. в связи с переориентацией на аграрное направление качеству подготовки будущих учителей перестает уделяться должное внимание, а именно сокращается практическая часть в виде работы в школе, она замещается производственной практикой в аграрном секторе. Война также вносит свои коррективы в содержание педагогического образования. Однако в целом основной идеей, проходившей «красной нитью» через все государственные педагогические вузы, был марксизм-ленинизм, основывавшийся на диалектико-материалистических основаниях восприятия законов природы, социального сознания и жизни, что продолжалось вплоть до распада Советского Союза.


Библиографическая ссылка

Халметова А.А. РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ В 1917-1941 ГГ. // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32775 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674