Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Квач Н.В. 1
1 Калужский филиал РАНХиГС
Статья посвящена вопросам, связанным с воспитательными возможностями дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе. В работе говорится об изменении политических условий, вызвавших усиление смещения акцента процесса обучения в высшей школе на воспитательный компонент. Приводятся нормативно-правовые документы, определяющие понятие процесса воспитания на современном этапе. Кратко излагается информация относительно истории изучения вопроса воспитания в отечественной педагогике. Рассматривается возможность использования дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе для реализации различных воспитательных аспектов (нравственного, личностного, патриотического, эстетического) как основа формирования толерантного отношения к другим культурам наравне с уважительным отношением к своей стране и ее культурным особенностям. Говорится об использовании ресурсов изучения иностранного языка для формирования положительных патриотических взглядов молодежи. Изучаются возможности дисциплины «Иностранный язык» для осуществления воспитательного процесса в вузе в современных социально-политических условиях. Дается пример расширения изучаемых тем на занятиях по английскому языку в Калужском филиале Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации для осуществления воспитательной работы среди студентов с целью формирования позитивного настроя и патриотического отношения к своей стране. Указываются положительные стороны расширения тем по изучаемой тематике на уроках английского языка посредством включения современных и актуальных вопросов экономического и политического характера без кардинальной смены обязательных к изучению учебников, заявленных в рабочей программе по дисциплине «Иностранный язык». Приводятся данные анкетирования студентов экспериментальной группы с целью выяснения иерархии важности рассматриваемых вопросов на занятиях по иностранному языку, связанных с оценкой текущего положения в стране и мире.
воспитание
духовно-нравственные ценности
дополнительный материал для изучения основных тем по иностранному языку
образовательный процесс
патриотизм
1. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. М., 2005. 720 с.
2. Пассов Е.И., Кибирева Л.В., Колларова Э. Концепция коммуникативного иноязычного образования. М.: Златоуст, 2015. 201 с.
3. Газман О.С. Неклассическое воспитание: Об авторитарной педагогике к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.
4. Шакирова Т.И. Формирование патриотических качеств у студентов вуза в процессе обучения иностранному языку: дис. … канд. наук. Калуга, 2012. 213 с.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 304 –ФЗ.6 с.
6. Белоцерковская Н.В., Корякина М.И., Охлопкова Я.В., Захарова Л.О., Шестакова И.В. Вопросы обучения и воспитания на уроках и занятиях иностранного языка в школе, учреждениях среднего и высшего профессионального образования // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 4. С. 89-96.
7. Уфимцева О.В., Иваненко М.А., Ветлужских А.И., Другова С.А., Муржина Е.А., Нигаматьянова М.Ю., Петрякова А.М., Родионова В.А., Слесарева К.В., Струнова А.И., Хребтова Р.В. Воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» в общеобразовательной организации: монография. Екатеринбург, 2019. 558 с.
8. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2019. 336 с.
9. Башкирова О.А. Воспитательные возможности при обучении иностранному языку // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 8 (3). С. 26-28.
10. Шаталов А.А. Родной язык – основа духовно-нравственного кода народа // Вестник международной академии наук. Русская секция. 2014. № 1. С. 75-82.
11. Крайник В.Л., Прищепа М.А. К вопросу о патриотическом воспитании студентов в современном вузе // Мир науки, культуры и образования. 2019. № 2. С. 87-90.
12. Мельничук М.В. Патриотическое воспитание студентов на занятиях по иностранному языку в вузе // Мир науки, культуры и образования. 2022. № 4. С. 172-174.
13. Трофимова И.Г., Агафонова З.Г., Никитина И.Г. О патриотическом воспитании студентов технических специальностей в процессе изучения иностранного языка // Вестник ЧГГУ им. И.Я. Яковлева. 2020. № 2 (107). С. 210-217.

В ходе проведения эксперимента была поставлена цель – проверить на практике необходимость и своевременность внесения коррективов в изучение дисциплины «Иностранный язык» для поддержания интереса у обучающихся посредством дополнения содержания тем основных учебников современным материалом на иностранном языке, отобранным преподавателем в соответствии с потребностью отражать текущую ситуацию в мире. Дополнение и расширение материала для изучения на занятиях по иностранному языку, возможно, помогут студентам лучше ориентироваться в сложившейся обстановке, будут способствовать осуществлению процесса воспитания на занятиях по иностранному языку, в том числе патриотическому воспитанию обучающихся, путем использования информации на иностранном языке и выполнения предложенных видов работ для ее анализа.

Проблема воспитания молодежи на современном этапе и вопросы, связанные с патриотическим воспитанием подрастающего поколения, стали актуальны в последнее время из-за неоднозначной политической, экономической и социальной ситуации во всем мире и в российском обществе в частности. Иностранный язык в неязыковом вузе представляет собой дисциплину, для изучения которой может использоваться широкий спектр дополнительных материалов, содержащих значимую с воспитательной точки зрения информацию, которая поможет качественно и своевременно проводить воспитательную работу среди обучающихся, а также актуализировать и дополнять информацию, содержащуюся в основных учебниках, заявленных в рабочей программе по дисциплине. Использование дополнительного аутентичного материала, включающего объективный анализ развития современного мирового порядка и места России, ее значимости для формирования равных и справедливых условий в целях мирного сосуществования всех стран, с последующим обсуждением на иностранном языке будет способствовать формированию у обучающихся более зрелой патриотической позиции.

На протяжении многих веков люди строили гипотезы, выдвигали предположения, анализировали и структурировали свое понимание теории воспитания, основываясь на различных подходах. Воспитание является важнейшим компонентом образовательного процесса любого уровня, конечной целью которого служит успешная социализация и адаптация обучающегося к жизни современного общества. Педагогическая энциклопедия дает следующее определение понятия «воспитание»: «Воспитание – 1) в социальном, широком смысле – функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни; 2) в более узком, педагогическом смысле – специально организованный и управляемый процесс формирования человека, направленный на развитие личности» [1, с. 35]. Другими словами, воспитание представляет собой процесс, в ходе которого происходит целенаправленная подготовка индивидуума к его последующей социальной, культурной, профессиональной и общественной жизни. Так как воспитание и образование – процессы взаимосвязанные, следовательно, качественное образование способствует качественному воспитанию, а повышение качества воспитательного процесса способствует улучшению качества образования. Изучению этой взаимосвязи посвящены работы таких известных ученых, как Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов и др. [2]. Представляется верным мнение О.С. Газман, что воспитание – «это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач, социальной деятельности, т.е. духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция» [3, c. 51]. Из этого определения можно сделать вывод, что одним из желаемых результатов совместной работы преподавателя и обучающихся на занятиях по иностранному языку должна стать активная жизненная позиция студентов, которая будет отражать их духовное, профессиональное и общественное развитие.

Воспитание реализуется в ходе образовательного процесса любого уровня, соответственно изменения в общественной и политической жизни найдут в нем свое отражение.

Перед системой российского высшего образования сегодня стоят довольно сложные задачи. В последнее время много внимания уделялось конкурентоспособности будущих выпускников вузов, их профессиональной готовности на достойном уровне участвовать в работе предприятия или организации. Вопросы воспитания, патриотизма и служения Родине отодвинулись как бы на второй план, уступив место по большей части аспектам экономического характера [4]. Однако ход событий последнего десятилетия показал, что высшее образование не должно сводиться только к овладению профессионально значимыми знаниями, умениями и навыками, хотя эти положения также остаются важными. В соответствии с действующим Федеральным законом № 304 от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» воспитание рассматривается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [5, с. 3]. Как и любая деятельность, воспитание должно иметь совершенно определенные цели и задачи. К основным задачам воспитательной работы вуза в сегодняшних условиях хотелось бы отнести следующие. Во-первых, это воспитание уважения к закону, принятым нормам коллективной жизни, развитие у студентов гражданской и социальной ответственности. Во-вторых, это максимальное расширение мировоззренческих и базовых традиционных человеческих ценностей, в том числе с учетом национальных традиций и обычаев. Культурный компонент также должен помогать в формировании культуры и этики профессионального общения. В-третьих, у студентов необходимо воспитывать и формировать ответственное отношение к окружающей природной и социокультурной среде, подчеркивая ценность здорового образа жизни. Кроме того, в сегодняшних сложных общественно-политических условиях и при повышенной угрозе террористических атак в стране необходимо поднимать уровень культуры безопасного поведения молодежи. Вместе с тем развитие личностных качеств обучающихся, их социальных, профессиональных навыков также остается значимым моментом в воспитательной работе. Следовательно, образование должно создавать условия для социализации и освоения социального опыта студентами в широком смысле, а также формировать основы нравственного совершенствования и развивать чувство патриотизма у будущих профессионалов.

Говоря о процессе воспитания студентов в вузе, необходимо подчеркнуть, что он до сих пор был главным образом сконцентрирован на сфере личностных успехов и достижений, превыше всего ставились такие задачи, как развитие личностных качеств студентов, их самодостаточности и самостоятельности. Они способствуют повышению вовлеченности молодого поколения в различные сферы общественной жизни общества и профессионального развития. Достижение воспитательных целей вполне возможно в ходе проведения занятий по преподаваемым дисциплинам.

Вопросам, связанным с воспитательной функцией изучения иностранного языка на разных этапах образования, посвящены труды многих ученых и педагогов (И.А. Зимней, Г.А. Китайгородской, Е.И. Пассова и др.), которые считают воспитательную функцию иностранного языка основным аспектом его изучения [2, 6]. Полноценное решение проблем, связанных с воспитанием обучающихся на занятиях по иностранному языку в вузе, осуществляется за счет целостности учебно-воспитательного процесса. Патриотизм и вопросы духовно-нравственного развития человека имеют большое значение для становления личности молодых людей в современном мире с неоднозначными и противоречивыми тенденциями к расколу общества в связи с национальной и политической напряженностью. Успех в формировании этих составляющих достигается путем различных видов работ, позволяющих разъяснить сложности и укрепить понимание своего места в отношении к проблемным ситуациям. Информация, которой обмениваются на занятиях по иностранному языку студенты вуза и преподаватели, должна способствовать формированию у обучаемых адекватного восприятия действительности и чувства единства со своей страной [7]. Это стимулирует духовно-нравственное развитие будущих профессионалов, а также помогает им стать гармонично развитыми людьми.

В отношении воспитательной функции изучения иностранного языка можно выделить ряд аспектов, а именно: нравственный, личностный, патриотический и эстетический [8]. Нравственный аспект воспитания на занятиях по иностранному языку способствует формированию уважительного отношения к иноязычной культуре. Обучающиеся узнают больше о культуре, традициях и религиозных особенностях представителей других стран, что формирует более толерантное отношение к другому миру. Образно говоря, каждое занятие по иностранному языку можно назвать перекрестком культур, когда у студентов и преподавателя есть возможность узнать новое о стране и народе изучаемого языка, своем родном языке и народе, сравнить их и провести анализ полученной информации [9]. Личностное развитие – также неотъемлемая составляющая воспитательного процесса при изучении иностранного языка в вузе. В ходе осуществления определенных видов работ на занятии по иностранному языку у студентов формируются такие личностные качества, как уважительное отношение к мнению окружающих, такт, выдержанность, дисциплинированность, ответственность, взвешенность, умение принимать и критически оценивать принимаемые решения. Эти и другие формируемые в ходе изучения иностранного языка качества способствуют реализации профессионального аспекта воспитательной функции иностранного языка, повышая мотивацию студентов к изучению иностранного языка в неязыковом вузе. В эстетическое воспитание обучающихся большой вклад вносят материалы, связанные с культурной составляющей страны изучаемого языка. Информация о сфере музыки, искусства, архитектуры помогает студентам развивать эстетические вкусы и расширяет их культурный горизонт [10].

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе патриотического воспитания. Сегодня вопросами патриотизма занимаются немало исследователей, среди них В.Л. Крайник, М.В. Мельничук, Т.И. Шакирова, А.А. Шаталов и др. [4, 10, 11]. События последнего десятилетия наглядно показали, что уровень патриотизма российского общества постепенно снижался. Причин этого процесса можно назвать несколько. Например, это размывание патриотической идеи в обществе в принципе; отсутствие полноценной системы патриотического воспитания на разных уровнях обучения; смещение акцентов с патриотизма и служения Родине на высокую конкуретноспобность и достижение профессиональных и личностных целей любой ценой; выбор в качестве приоритетной задачи достижение личного благополучия, а не развитие своей страны [12, c. 173].

Возможности дисциплины «Иностранный язык» в патриотическом воспитании в неязыковом вузе можно считать скорее недооцененными [13, c. 211]. При анализе действующих ФГОС ВО и учебных программ можно прийти к выводу, что идея патриотического воспитания посредством занятий по иностранному языку никак не обозначена в этих документах, хотя, например, вопросам финансовой грамотности на занятиях по этой дисциплине придается довольно большое значение. Использование дополнительных аудио и видео языковых материалов с патриотической тематикой способствует формированию у студентов языковых навыков и умений, позволяющих оперировать знанием информации о своей стране и ее историческом развитии. Они укрепляют уверенность в возможности выразить свое мнение на иностранном языке и умение его отстоять, применяя знания, полученные при изучении дисциплины «Иностранный язык». Работа с дополнительными материалами, содержащими информацию о нашей стране, ее истории и культурных особенностях, традициях и обычаях, истории создания российской государственности, способствует формированию у студентов уважения и любви к родной стране, пониманию исторических особенностей нашей культуры и государственности. Поиск и применение преподавателями иностранных языков аутентичного материала для потенциального использования при организации и проведении занятий по иностранному языку в неязыковом вузе должны внести свой вклад в совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Материал и методы исследования. В ходе проведения подготовительной работы были применены: метод теоретического анализа научно-методической литературы и действующих нормативных документов; анализ собственного практического опыта подготовки и проведения занятий по иностранному языку в неязыковом вузе.

Для подтверждения предположения о том, что воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» возможно реализовывать на занятиях по данной дисциплине в неязыковом вузе посредством привлечения дополнительного текстового, аудиовизуального и наглядного материалов, студентам 1-го курса специальности «Государственное и муниципальное управление» уровня бакалавриата в Калужском филиале Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее – РАНХиГС) было предложено в течение семестра заниматься по программе, включающей (помимо основного учебника английского языка, определенного РПД по данной дисциплине) дополнительные языковые материалы, подобранные преподавателем с точки зрения их важности в связи с текущей ситуацией в мире. Типовая программа дисциплины «Иностранный язык» для студентов 1-го курса 1-го семестра включает следующие темы: «Карьера», «Онлайн-продажи», «Компании», «Великие идеи». При изучении каждой из этих тем, помимо текстов и упражнений основного учебника «Market leader Pre-Intermediate», первокурсникам экспериментальной подгруппы было предложено ознакомиться со специально подобранными текстами и видеоматериалами, расширяющими и дополняющими эти темы, а также выполнить ряд заданий для тестирования сформированности языковых навыков и получения значимой с воспитательной точки зрения информации. В ходе проведения практической части работы со студентами на занятиях по иностранному языку были использованы такие методы, как метод решения проблемных ситуаций (метод Case Study), Portfolio, методы развития критического мышления, диалоговая технология (построение дискуссий, диспутов, диалогов на иностранном языке) и др. Например, при изучении темы «Карьера» студентам экспериментальной группы было предложено ознакомиться с текстом из газеты «Financial Time» о состоянии рынка труда США в текущий период времени, найти аналогичную информацию из открытых медийных источников о рынке труда и карьерных возможностях в России в связи со сложившейся экономической ситуацией.

Результаты исследования и их обсуждение. Студенты экспериментальной подгруппы подготовили проекты и презентации, проведя анализ изменения карьерных возможностей выпускников вузов России в условиях санкционного режима, действующего сегодня против России. Ими были представлены интересные работы, содержавшие собственное видение и оценку ситуации в России на рынке труда и в экономике. Обучающиеся экспериментальной подгруппы выполнили проекты на темы: «Современный рынок труда в России – возможности и ограничения», «Уход западных корпораций – трагедия или преимущество?», «Возможности выпускников вузов получить хорошую работу сегодня: миф или реальность», «Как помочь экономике России выдержать санкционный режим?», «Тенденции в обществе сегодня – в какую сторону идти?» и др. Все проекты были на английском языке, включали анализ авторами рассматриваемой проблемы, а также их личное мнение о возможных вариантах ее решения. Можно сказать, что подготовленные работы заинтересовали учащихся в параллельной подгруппе, не участвовавших в эксперименте. Занятия по расписанию во всех подгруппах проходили в одно время, следовательно, была возможность объединить группу, чтобы все студенты группы могли ознакомиться с результатами работы, проделанной сокурсниками из экспериментальной подгруппы. Студенты отметили, что им было интересно ознакомиться с анализом состояния различных сфер жизни на современном этапе, проведенным их сверстниками. По итогам был проведен мини-диспут с обсуждением вопросов, наиболее заинтересовавших обучающихся. Членам экспериментальной части группы было предложено пройти анкетирование и расположить предложенные к обсуждению вопросы в порядке значимости. В результате получилась следующая иерархия вопросов (в скобках указано процентное соотношение респондентов, выбравших указанный вопрос, общее количество опрошенных – 24):

1. Изменения в социальной жизни Российского общества с февраля 2022 года (34%).

2. Изменение рынка труда в России с февраля 2022 года (23%).

3. Последствия ухода западных компаний с российского рынка (22%).

4. Значимость экономических и политических санкции для России и ее развития (11%).

5. Возможные перспективы развития российского общества на ближайшее время (10%).

Заключение. Анализируя выступления и высказывания студентов в процессе обсуждения выдвинутых вопросов, можно сделать вывод, что они стремятся к обмену информацией, стараются получить достоверные факты о текущей политической, экономической и социальной жизни российского общества и западного сообщества. Выступающие старались совместными усилиями проанализировать информацию и обменяться мнениями для решения возникших противоречий, а также постарались просчитать перспективы развития ситуации и своего собственного посильного участия как будущих специалистов в целях ее положительного развития. Такие диспуты и проекты на иностранном языке заставляют молодежь задуматься о происходящих событиях и о том, какой вклад они лично могут внести в развитие общества, в защиту системы традиционных ценностей и национальных интересов России. Рассматривая и анализируя текущую политическую ситуацию в мире, студенты 1-го курса учатся принимать решения с точки зрения гражданина Российской Федерации, руководствуясь историческими фактами, доступными для них, в том числе и на иностранном языке.

На основании всего вышесказанного можно сделать ряд выводов. Прежде всего, независимо от неоднозначной ситуации изучение иностранного языка в вузе способствует развитию профессиональной компетенции обучающихся, вносит свой вклад в формирование коммуникативных навыков и умений при общении с носителями языка, обогащает внутренний мир человека. Имея возможность сравнивать собственную культуру, традиции и обычаи с культурными аспектами стран изучаемого языка, обучающиеся получают возможность сформировать собственное представление о мире и своем месте в нем. Наряду с этим реализация воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» может способствовать формированию гражданской позиции обучающихся. Используя дополнительный материал и поощряя студентов к поискам значимой информации, то есть увеличивая долю их самостоятельной работы с применением интернет-ресурсов и средств массовой информации, преподаватель иностранного языка не только сможет стимулировать интерес с изучаемой дисциплине, но и поможет студентам правильно оценивать исторические события и современные тенденции в обществе, не подменяя их лженаучными фактами, о чем свидетельствуют данные проведенного эксперимента и анкетирования. Преподавателям всех уровней обучения в России, особенно вузов, желательно максимально гибко перестраивать и адаптировать преподавание материала по своим дисциплинам так, чтобы донести до студентов необходимость и значимость защиты интересов своей страны. Воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» в этом отношении представляется неисчерпаемым и может быть использован с более значимым эффектом в будущем.


Библиографическая ссылка

Квач Н.В. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32772 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674