Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Брель А.К. 1 Танкабекян Н.А. 1 Жогло Е.Н. 1 Баликеева Ш.А. 1 Авакян И.Г. 2
1 Волгоградский государственный медицинский университет
2 Волгоградский государственный медицинский университет
Способность студентов воспринимать информацию не всегда высока. Лучшее, что можно предпринять, – это использовать соответствующие стратегии обучения. Ментальная карта – это ориентированная стратегия. Мыслительная деятельность, задействующая как правое, так и левое полушарие мозга, а также навыки письма, эффективна для улучшения способности студентов запоминать информацию. Метод организации учебного процесса с помощью ментальных карт может повысить активность обучающихся и их участие в изучении необходимого материала по химии. Ментальная карта эффективно развивает вербально-лингвистический и визуально-пространственный интеллект обучающихся. Кроме того, ментальные карты используются в методах решения проблем, чтобы сделать обучение более интересным и доступным для понимания. Ментальные карты также могут применяться в качестве инструмента оценки. В ходе эксперимента авторами выявлено, что метод организации учебной деятельности с использованием ментальной карты повысил внимание студентов и мотивацию к изучению органической химии. Результаты исследования показывают, что использование ментального картирования может улучшить восприятие студентов в процессе изучения естественных наук. Интеллект-карты – это эффективное средство для мозгового штурма. Ментальная карта включает в себя запись центральной темы и новых, связанных с ней подтем. Сосредоточившись на ключевых идеях и визуализируя мышление, можно сопоставить знания таким образом, чтобы улучшить понимание и восприятие информации. Систематизация знаний с помощью диаграмм помогает охватить всю картину, не игнорируя ее мелкие детали.
ментальная карта
эффективное обучение
творческое мышление
медицина
вуз
1. Бронникова Л.М. Развитие критического мышления студентов посредством использования ментальных карт в учебном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28845 (дата обращения: 15.06.2023).
2. Тулинова Д.В. Ментальные модели стратегических карт // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21002 (дата обращения: 15.06.2023).
3. Мороз В.В. Развитие ценностно-ориентированного мышления студентов в процессе креативной деятельности // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-9. С. 2009-2013.
4. Соуза Д.А. Как мозг учится читать. 2 изд. Публикации SAGE, 2005. 246 с.
5. Гавриллова А.С., Таран В.Н.. Интеллектуальные карты (ментальные карты). Применение интеллект-карт в учебной деятельности // Наука и перспективы. 2019. № 4. С. 3-8.
6. Куликова В.В. Ментальная карта как метод обучения // Карельский научный журнал. 2021. № 1 (34). С. 29-32.
7. Берман Н.Д. Когнитивные технологии в обучении студентов // Science Time. 2016. № 11 (35). С. 64-67.
8. Давыдова Н.Ал. Использование ментальных карт в учебном процессе как средства визуализации мышления // Символ науки. 2017. № 3 (3). С. 90-93.
9. Аминокислоты: документ от 13.01.2023 // Coggle it. [Электронный ресурс]. URL:
https://coggle.it/diagram/Y8AzRr1Eo51ju2CQ/t/%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%8B/de62e7a38e0664b0cf2bbea515e16b3c705448db468b3111afbffa738371b846 (дата обращения: 20.05.2023).

В широком смысле образование – это передача и преобразование знаний, ценностей и навыков, они происходят как в образовательных учреждениях, так и за их пределами. Обучение определяется как процесс относительно постоянного и врожденного изменения поведения в результате индивидуального взаимодействия с окружающей средой.

Преподаватели часто используют лекционный метод в учебно-воспитательном процессе, несмотря на то, что внимание обучающихся обычно ослабевает в течение времени. Лекционная техника развивает у студентов только слуховой обучающий момент, включает односторонний процесс передачи знаний от наставника к студенту, лишает обучающихся творческих способностей.

Медицинское образование значительно эволюционирует. В нынешние конкурентные времена медицинская школа постоянно изменяет свои стратегии обучения, чтобы сохранить интерес у студентов и дать им возможность в будущем самостоятельно учиться и критически мыслить.

Важно, чтобы преподаватели использовали различные методы для поддержания мотивации к обучению студентов во время учебного взаимодействия. Метод организации образовательной деятельности с помощью ментальной карты является одним из творческих методов, используемых преподавателями для преодоления трудностей в освоении учебных материалов. Метод организации учебной деятельности с помощью ментальной карты предложен Тони Бьюзеном [1–3].

Интеллект-карты можно назвать ментальными картами. Майндмэппинг – это техника использования всего мозга с помощью визуальных изображений и другой графической инфраструктуры для формирования более глубокого впечатления. Интеллект-карты направлены на создание визуального и графически оформленного предмета, в конечном итоге они помогают записывать, закреплять и вспоминать изученную информацию.

Среди многочисленных применений майндмэппинга в образовании его основное преимущество – применение для предварительной и последующей оценки студентов. Интеллект-карты помогают нашему пониманию и памяти, что делает их идеальным инструментом для измерения уровня понимания обучающимся темы до и после ее изучения.

Кроме того, интеллект-карты не только являются средством визуального отображения того, как студенты владеют темой, но и привносят в образование увлекательный элемент творческой энергии, которого так часто не хватает. Таким образом, содействие студентов в работе с помощью ментальных карт, вероятно, вдохновит их на изучение темы гораздо больше, чем, если бы их просто попросили выучить тему или, например, написать реферат. На самом деле, яркая структура интеллект-карт побуждает обучающихся расширять кругозор с большим количеством идей и связей при фиксации того, что они узнали, что делает оценку с помощью интеллект-карт полезной как для студентов, так и для преподавателей.

Интеллект-карта – это инструмент, который помогает студентам правильно систематизировать некоторые знания, а их вид позволяет легко интерпретировать этот инструмент. В любом случае это означает поощрение творчества и многогранного комплексного мышления. Это является хорошей дорожной картой для решения различных проблем. Создание ментальных карт с использованием легкодоступных и мощных компьютеров с широким набором программного обеспечения станет распространенным способом обучения студентов.

Цель исследования: поиск новых образовательных инструментов для эффективного управления и передачи информации в высшей школе.

Объект исследования: ментальные карты.

Предмет исследования: оценка эффективности организации учебного процесса с применением новых инструментов с целью достижения более высокого качества образования.

Материал и методы исследования

Это исследование показывает, что метод организации учебной деятельности с помощью ментальных карт позволяет привлечь внимание обучающихся и повысить мотивацию к изучению органической химии на базе кафедры химии. Студенты более активно участвуют в учебно-воспитательном процессе. Майндмэппинг – один из самых эффективных способов систематизировать знания. Данный инструмент обучения рекомендуется, чтобы помочь студентам и преподавателям оптимизировать процесс обучения.

Образовательная интеллект-карта – это краткий способ представить обзор знаний с использованием изображений или слов, расположенных по порядку. Таким способом он способствует критическому мышлению и выводит из спячки подлинное творчество.

Многие люди думают, что обучение – это чтение и ведение заметок традиционным способом.

Интеллект-карты представляются самым популярным и предпочтительным способом ориентироваться в знаниях на занятиях. Они позволяют обучающимся усвоить сложные знания, и после создания ментальной карты студенты будут иметь представление об общей картине.

Обработка информации линейным, односторонним способом с использованием обычных методов ведения заметок затрудняет понимание. Это связано с тем, что мозгу необходимо активное участие в обработке данных от нескольких органов чувств для получения знаний.

Таким образом, интеллект-карты помогают обучающимся соединить фрагменты информации и построить обзор темы, легче усвоить сложные концепции посредством самостоятельного изучения, повторения и интерпретации информации. 

При появлении нового стимула человеческий мозг постоянно организует и реорганизует себя. Согласно книге Дэвида Соузы «Как мозг учится», мы заново узнаем информацию каждый раз, когда вспоминаем ее из долговременного хранения в оперативной памяти [4].

Преподаватели должны использовать стратегии, которые стимулируют обучающихся к регулярному вспоминанию ранее изученной информации. Благодаря работе нервных клеток, нервных цепей и нейротрансмиттеров мозг улавливает все раздражители, чтобы воспринимать информацию.

Головной мозг – это центр психической деятельности, в том числе памяти, интеллекта, осведомленности и рассмотрения.

Рациональный мозг (или левое полушарие) работает линейно, последовательно, совершает работу с логическими соотношениями, словами и языком. Правое полушарие, или иррациональный мозг, работает с нерегулярными схемами, связанными с творчеством, искусством, дизайном, музыкой и цветом.

Дизайн интеллект-карты, напоминающий человеческий мозг, улучшает процесс запоминания. Мозг легко захватывает сообщения и описывает их визуально, это делится на несколько отчетливых, широких, но ограниченных ветвей [5–8].

Идея применения ментальных карт в обучении побудила авторов провести данное исследование. В эксперименте участвовали две группы фармацевтического факультета 1-го курса и три группы медико-биологического факультета 2-го курса. Общее количество студентов – 57 человек. Был проведен сравнительный анализ, в результате которого выявили основные отличия между традиционным обучением и обучением по модели активного обучения с использованием ментальных карт. Результаты, полученные в этом исследовании (гипотеза), свидетельствуют о пользе использования ментальных карт, которые способствуют повышению уровня приобретенных знаний.

Гипотезы исследования отражены на рисунке 1:

1) обучающиеся, усваивающие материал с помощью ментальных карт, проявляют более высокий уровень интереса и мотивации к обучению;

2) студенты, усваивающие материал с помощью ментальных карт, достигают более высокого уровня знаний.

Также было выявлено, что данный метод улучшает навыки критического мышления у обучающихся.

Рис. 1. Оценка эффективности внедрения новых образовательных инструментов

(в процентах от числа опрошенных): m – качественное выполнение письменных практических работ; i – умение самостоятельно обобщать и излагать материал; n – наличие ошибок и количество при ответе; d – отсутствие неуспевающих на занятиях

Фигура «Восток» отражает количество студентов с занятиями по традиционной форме, «Запад» – количество обучавшихся с применением ментальных карт.

Результаты исследования и их обсуждение

В данной работе представлена ментальная карта по ключевым понятиям аминокислот (рис. 2). Для более отчетливой картины представлена ссылка на авторскую работу по аминокислотам [9].

 

 

Рис. 2. Ментальная карта по ключевым понятиям аминокислот

Описание ментальной карты

Данная ментальная карта – объемный информационный образ по одной из тем курса органической химии. Вцентрементальной карты находится тема «Аминокислоты», выделенная зеленым цветом и более крупным шрифтом. Затем следует переход кпервому уровню– подразделам – категориям, относящимся кцентральной идее: классификация, стереохимия, природные аминокислоты, химические свойства, пептиды, качественные реакции, биологическое значение аминокислот.

Навтором уровнераскрывается содержание названных категорий, добавляются связанные подтемы ипонятия; последние, в свою очередь, являются рабочими гиперссылками, что придает ментальной карте наглядность и позволяет экономить пространство. В то же время всю тему с ее многочисленными сторонами и гранями можно оценить одним взглядом. Вданном случае это классификация по числу функциональных групп, по химической природе углеводородного радикала, по полярности бокового радикала и по взаимному расположению аминогруппы и карбоксильной группы. Древовидная схема иллюстрирует составные части: энантиомеры, содержание аминокислот в организме, лекарственные средства; названия качественных реакций; полипептиды, белки и их функции.

Натретьем уровне и далее авторы переходят кконкретным названиям аминокислот, белков, реакциям, детализации материала. Для наглядного представления иерархии для различных уровней используются разные цвета и уменьшается размер шрифта помере удаления отцентра. Каждая ссылка открывается и переводит читателей в мир формул и уравнений реакций. Открывая ветки химических свойств, можно перейти на уравнения реакции получения саркозина из глицина, взаимодействие с азотистой кислотой, взаимопревращение аспарагиновой и α-кетоглутаровой кислот в смесь щавелевоуксусной и глутаминовой кислот (реакции, протекающие по аминогруппе). Амфотерность аминокислот наглядно демонстрируют два уравнения взаимодействия их с соляной кислотой и гидроксидом натрия. Открывая ссылку «Реакции, протекающие с участием карбоксильной группы», можно перейти на уравнение реакции декарбоксилирования. По ссылке «Таблица» возможен переход к структурным формулам, названиям, рК аминокислот. Гиперссылка «Энантиомеры» наглядно показывает расположение в пространстве L- и D-аминокислот.

Благодаря систематизации информации об аминокислотах процесс обучения с использованием данной ментальной карты становится более осмысленным.

Заключение

Интеллект-карты помогают установить связь между ранее существовавшими и приобретенными знаниями, а также новыми фактами, которые нужно запомнить. Графически соединяя факты, можно гораздо осмысленнее усваивать материал и запоминать его без особых усилий.

Данный метод организации учебного процесса развивает умственные способности. 

Память в значительной степени стимулируется использованием цветов и образов. Многие обучающиеся записывают данные линейным способом, используя один цвет, обычно черный или синий. Такой способ записи визуально утомителен, а сухое однообразие линейного письма приводит мозг в состояние, когда вспомнить прочитанное или записанное часто невозможно. В образовании и в быту больше представлены функции левого полушария головного мозга. Поскольку активируется только одна вторая общей емкости мозга, то результаты обучения и памяти являются лишь половиной, учитывая, какими они были бы, если бы люди использовали полную емкость мозга. Техника картирования разума представляет собой мощный инструмент, дающий уникальный ключ к раскрытию всего нашего интеллектуального потенциала. Это чрезвычайно полезно во всех жизненных аспектах, в которых знания, навыки и логическое мышление повысят производительность человека.

Интеллект-карта – один из таких инновационных инструментов, вызвавший интерес у студентов. Это было хорошо видно по комментариям, данным студентами к этой методике. Некоторые студенты заявили, что обучение с помощью интеллект-карты помогло понять концепцию и сделало их внимательными на протяжении всего занятия. Многие студенты заявили, что это снижает напряжение от рутинной лекции, основанной на Power Point. Некоторые студенты отметили, что этот метод стимулировал у них латеральное мышление.

В ходе этого исследования авторы также выявили, что студенты, оценивая процессы своего развития по дисциплине «Органическая химия» с использованием нетрадиционного метода обучения, указали, что они стали больше использовать визуальные эффекты в самостоятельной работе, стали выбирать разные символы и формы представления своих работ, при этом улучшились воображение и навык творческого мышления.

В заключение исследования авторы отметили, что обучение по системе, отличной от классической формы, позволит сделать процесс обучения насыщенным, продуктивным и интересным.

Обучение медицинским дисциплинам на данный момент заключается в переходе от традиционных методов, ориентированных на преподавателя, к инновационным методам, ориентированным на студентов, потому что цель образования состоит не только в том, чтобы сделать студента грамотным, но и в том, чтобы развить рациональное мышление, сформировать знания и самодостаточность. Метод картирования разума является одним из таких инновационных приемов, который оказался более полезным для лучшего запоминания вещей, чем рутинный способ чтения текстов, и обучащиеся также сочли эту стратегию привлекательной. Эту стратегию развития обучения необходимо исследовать в долгосрочной перспективе, чтобы увидеть ее эффекты и влияние на навыки более высокого порядка, такие как творческое мышление.

Авторы планируют провести дальнейшие исследования, чтобы определить влияние этой новой методики на преподавание медицины с более репрезентативной выборкой обучающихся.


Библиографическая ссылка

Брель А.К., Танкабекян Н.А., Жогло Е.Н., Баликеева Ш.А., Авакян И.Г. МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32771 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674