Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Бородаева Л.Г. 1 Руднева И.А. 1
1 Волгоградский государственный социально-педагогический университет
В статье представлен опыт профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов направления «Психолого-педагогическое образование» к работе с детьми-сиротами, с замещающими семьями, организуемой в педагогическом университете. Целью исследования является анализ опыта апробации образовательного модуля «Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» как средства профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов-психологов, социальных педагогов, специалистов органов опеки и попечительства к работе с данной категорией детей. Методологическими основаниями исследования стали научные идеи гуманистической психологической парадигмы, концепции социализации и индивидуализации личности, целостного подхода в организации педагогического исследования. Научная новизна обусловлена логикой проектирования и развертывания образовательного модуля, направленного на формирование профессиональной готовности специалистов к сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением преподавателей из числа работодателей. Авторы обосновывают, что особое значение имеет организация практической работы студентов в трех аспектах: в системе защиты прав и интересов несовершеннолетних, в системе проектирования и реализации программ сопровождения замещающих семей, в системе создания условий позитивной социализации воспитанников интернатных учреждений. Результаты исследования показывают положительную динамику профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов к сопровождению данной категории детей.
профессионально-педагогическая подготовка
социальный педагог
образовательный модуль
дети-сироты
дети оставшиеся без попечения родителей
сопровождение
1. Гайсина Г.И. Развитие профессиональной компетентности специалистов органов опеки и попечительства в условиях магистерской подготовки // Педагогическое образование в России. 2017. № 9. С. 52-59. DOI: 10.26170/po17-09-08.
2. Кольтинова В.В. Подготовка кадров к социально-педагогическому сопровождению и развитию детей в замещающих семьях в рамках направления «Психолого-педагогическое образование» // Педагогика и психология образования. 2013. № 2. С. 75-80.
3. Махнач А.В., Лотарева Т.Ю. Семейные и социальные ресурсы жизнеспособности профессионалов сферы защиты прав детей-сирот // Человек. Общество. Управление. 2017. Т. 18. № 2. С. 120-137.
4. Захарова Ж.А. Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в условиях замещающих семей // Отечественный журнал социальной работы. 2017. № 1. С. 44-54.
5. Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В. Психологические ресурсы работников организаций для детей-сирот с разным уровнем эмоционального интеллекта // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. С. 155-169. DOI: 10.17759/pse.2022270612.
6. Рубцов В.В., Алехина С.В., Вихристюк О.В., Войтас С.А., Забродин Ю.М., Зарецкий В.К., Леонова О.И., Марголис А.А., Саитгалиева Г.Г., Семья Г.В., Холмогорова А.Б., Шариков С.В. О проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17, № 2. C. 8-34. DOI: 10.17759/bppe.2020170201.
7. Мироненко И.В., Руднева И.А., Черников В.А. Непрерывная профессиональная подготовка специалистов сферы защиты детства к работе с замещающими семьями: монография. Саратов: Вузовское образование, 2019. 151 c. DOI: 10.23682/86950.

В современном обществе проблема сиротства как философско-социологический и психолого-педагогический феномен и как объект профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий представляется в значительной мере актуальной. Анализ открытых статистических данных показывает, что на начало 2023 года в России насчитывалось более 400 000 детей-сирот и детей, по разным причинам оставшихся без попечения родителей, более 90% которых воспитываются в условиях семейной опеки и заботы.

Социальный заказ на эффективную работу по сопровождению и социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловливает актуальность проблемы профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов к данному виду деятельности. В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете реализуется профессиональная подготовка студентов направления «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология и социальная педагогика» по модульной образовательной программе, соответствующей требованиям ФГОС ВО 3++. В настоящее время завершается апробация, и в 2023 году состоялся первый выпуск специалистов помогающих профессий, обучающихся по данной практико-ориентированной программе.

Целью исследования является изучение эффективности опытного преподавания образовательного модуля «Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» как средства профессионально-педагогической подготовки будущих социальных педагогов, педагогов-психологов, специалистов органов опеки и попечительства к работе с данной категорией детей, с замещающей семьей. Цель исследования структурировала следующие задачи: теоретическое обоснование и проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов к сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, экспериментальная проверка логики развертывания образовательного модуля, анализ динамики профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов к сопровождению данной категории детей.

Теоретической базой исследования выступили теоретические труды, раскрывающие сущность феномена сиротства, вторичного сиротства (работы Г.И. Гайсиной, Ж.А. Захаровой, И.И. Осиповой, В.Н. Ослон), методические работы о сопровождении процесса развития и социализации детей-сирот (исследования Т.Ю. Лотаревой, А.В. Махнача, Г.В. Семья).

Практическая значимость исследования связана с возможностью экстраполяции содержания и структуры образовательного модуля «Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в профессиональную подготовку специалистов сопровождения – педагогов-психологов, социальных педагогов – в педагогических вузах.

Материал и методы исследования. Логика нашего исследования выстраивалась поэтапно. На первом этапе авторы обратились к исследованиям отечественных и зарубежных ученых. Анализ научно-методической литературы по проблеме позволил определить содержание образовательного модуля. Второй этап включал организацию и проведение экспериментальной работы со студентами – будущими педагогами в рамках преподавания дисциплин модуля. Методы сравнения, синтеза и обобщения эмпирических данных, их анализ, применяемые на третьем этапе, позволили сформулировать выводы относительно эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов сферы защиты семьи и детства к работе с детьми-сиротами.

Методологической основой исследования выступали:

- гуманистическая психологическая парадигма;

- концепция социализации и индивидуализации личности;

- целостный подход в организации педагогического исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Успешность деятельности по сопровождению и социальной защите детей-сирот во многом определяется высоким уровнем профессионализма специалистов сферы защиты семьи и детства [1, 2 3, 4]. Выполнение профессиональных обязанностей специалистов в условиях гуманизации системы защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приоритет семейных форм их жизнеустройства коррелируют с высоким уровнем общественных ожиданий от эффективности и результативности работы специалистов сферы защиты семьи и детства. Так, по мнению А.В. Махнача и Т.Ю. Лотаревой, условия деятельности специалистов сферы защиты детства характеризуются как приближенные к экстремальным [3]. Исследования В.Н. Ослон, М.А. Одинцовой, Г.В. Семья показывают, что чрезмерно высокие требования специалистов к своей вовлеченности в деятельность усиливают риск профессионального выгорания [5].

Кроме того, в исследовании группы ученых секции «Образование в интересах детей» Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере под руководством В.В. Рубцова отмечаются необходимость учета конкретного запроса отрасли, направленность на формирование компетенций специалистов, которые должны иметь не только универсальный, но и узкоспециальный характер [6]. Иными словами, возрастает значимость профессиональной подготовки будущих специалистов сферы защиты семьи и детства – социальных педагогов, педагогов-психологов, специалистов органов опеки и попечительства в педагогическом вузе, решающей задачи целенаправленного формирования готовности к работе в данной сфере.

Анализ научных исследований в области профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, специалистов сферы защиты семьи и детства (Г.И. Гайсина, В.В. Кольтинова, В.Н. Ослон и др.), изучение российского опыта дают основание считать, что приоритетным содержанием сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

- система защиты прав и интересов несовершеннолетних, выявление и сопровождение несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе воспитывающихся в замещающих семьях, осуществляемая специалистами органов опеки и попечительства;

- система проектирования и реализации программ сопровождения замещающих семей на всех этапах создания семьи, в том числе и деятельность школы будущих приемных родителей, осуществляемая специалистами службы сопровождения;

- система работы по созданию условий позитивной социализации воспитанников интернатных учреждений, в том числе и их подготовка к воспитанию в приемной семье, осуществляемая специалистами психолого-педагогической службы учреждений интернатного типа [7, с. 100].

В исследовательской работе принимали участие студенты 3-го курса направления Психолого-педагогическое образование профиля Психология и социальная педагогика в количестве 72 респондентов. Обратимся к материалам экспериментальной работы.

Основная образовательная программа «Психология и социальная педагогика» разработана на основе анализа запросов работодателей и опыта профессиональной деятельности специалистов данного профиля, а также с учетом положений профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних». В структуре образовательной программы реализуется образовательный модуль «Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Модуль включен в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Бакалавры знакомятся с обобщенными трудовыми функциями специалиста, определенными профессиональным стандартом «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних»: выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних.

Дисциплина «Деятельность специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» раскрывает теоретические и практические аспекты профессиональной деятельности специалиста. Первый раздел дисциплины включает рассмотрение философских, социологических, психолого-педагогических и социально-педагогических оснований проблемы сиротства. Студенты осваивают научное знание о феномене сиротства, его причинах в современных условиях развития общества и последствиях для личностного и социального развития ребенка-сироты и для семьи в целом. Важным аспектом является рассмотрение проблемы вторичного сиротства, факторов риска и факторов защиты вторичных возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещающих семей. На практических занятиях, во время практической подготовки студенты подробно анализируют статистические данные, приведенные в отчетах по форме федерального статистического наблюдения № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей», для сопоставления качественных и количественных характеристик сиротства в РФ. Кроме того, студенты выполняют задания для осмысления этических аспектов проблемы сиротства, вторичного сиротства, особенностей профессиональной деятельности специалистов сферы защиты семьи и детства с этой категорией детей.

Второй раздел дисциплины посвящен анализу ключевых положений Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», полномочий органов опеки и попечительства, регламентов изъятия ребенка из семьи, процедуры ограничения и лишения родительских прав, восстановления в правах, оформления усыновления и других форм семейного устройства сирот. Студенты осваивают содержание трудовых действий, связанных с обеспечением и защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлением детей, нуждающихся в помощи государства, содействием оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Содержание дисциплины также включает изучение организации деятельности школы принимающих родителей: правовые основы организации системы подбора и подготовки кандидатов в замещающие родители; психолого-педагогическую и медико-социальную подготовку кандидатов в замещающие родители; формирование родительских компетенций в отношении приемного ребенка. В ходе практической подготовки студенты прорабатывают такие практические умения, как умение спланировать и организовать деятельность по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители, способность выбирать эффективные методы подбора и подготовки кандидатов в замещающие родители.

Дисциплина «Межведомственное взаимодействие специалистов системы социальной защиты детства» посвящена изучению инфраструктуры социальной защиты детства и специфики работы социозащитных учреждений. Рассматриваются вопросы сопровождения замещающей семьи: оценка рисков, ресурсов и потенциала замещающих семей, систематизация и анализ семейных проблем в замещающих семьях, определение форм и методов работы по улучшению детско-родительских отношений в замещающих семьях. Далее изучаются приоритеты образовательной политики РФ в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержание деятельности социально-психологической службы образовательной организации с обучающимися-сиротами, с замещающими родителями. Практическая подготовка в рамках модуля направлена на освоение умений по разработке и апробации элементов программы сопровождения замещающих семей, технологии консультирования замещающих родителей. Другие разделы дисциплины «Межведомственное взаимодействие специалистов системы социальной защиты детства» ориентированы на формирование навыков организации методической и консультативной помощи замещающим родителям, гражданам – опекунам и попечителям по самым различным аспектам воспитания детей-сирот. Студенты включаются в разработку и частичную апробацию программ постинтернатного сопровождения детей – выпускников учреждений государственной опеки.

Дисциплина по выбору «Профилактика социального сиротства» охватывает ряд теоретических вопросов, выступающих основой для практической профилактической деятельности специалистов сферы защиты семьи и детства. В их числе анализ законодательства в сфере профилактики социального сиротства международного и российского уровней, изучение критериев определения трудной жизненной ситуации семьи, рассмотрение основ профилактики нарушений социализации семей с детьми, а также анализ содержания и форм профилактики социального сиротства, методов сохранения или восстановления семейных связей. Студенты подробно рассматривают методы активизации ресурсов родителей и семьи в целом, возможности социального окружения семьи для разрешения трудной жизненной ситуации.

В соответствии с п. 4 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02. Психолого-педагогическое образование в реализации программы бакалавриата приглашаются преподаватели из числа практикующих специалистов в той профессиональной сфере, к работе в которой готовятся будущие специалисты. Так, в преподавание дисциплин образовательного модуля «Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вовлечены как преподаватели университета, так и практикующие специалисты из числа работодателей: руководитель органа опеки и попечительства районной администрации, социальный педагог средней общеобразовательной школы, педагог-психолог и специалист по работе с семьей центра социального обслуживания населения. Важно отметить, что участие практикующих специалистов в реализации данного образовательного модуля способствует формированию профессионально-педагогических компетенций не только в рамках аудиторных занятий, но и в рамках практико-ориентированной подготовки студентов на базах социальных центров и образовательных организаций. Часть занятий организуется в условиях университетского технопарка. Так, студенты могут предметно изучать оборудование и ассистивные технологии работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В рамках преподавания образовательного модуля «Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» организуется также и практическая подготовка студентов. Практическая работа является частью процесса профессиональной подготовки будущего социального педагога, педагога-психолога, специалиста в сфере защиты семьи и детства, позволяющей овладевать компетенциями в приоритетном порядке в части «владеть». Студентами осуществлялась практическая работа, направленная на апробацию их способностей к разработке и реализации мероприятий профилактической направленности с семьями, состоящими на разных видах учета, к разработке и проведению культурно-досуговых и творческих мероприятий для детей, воспитывающихся в замещающих семьях, в условиях клуба замещающих родителей, к разработке и реализации мероприятий профилактической направленности с семьями, состоящими на контроле в органах опеки и попечительства.

Промежуточная аттестация по образовательному модулю «Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена в форме экзамена по модулю, который включает:

- защиту учебного проекта, направленного на решение задач сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- устный ответ на вопросы из области теории и практики социально-педагогического сопровождения сирот;

- решение профессиональных задач по проблематике сопровождения замещающих семей.

Анализ опытного преподавания дисциплин образовательного модуля «Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» показал положительные результаты. Соответствующими высокому уровню сформированности готовности к сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, авторы посчитали 53 студентов (73,6% испытуемых). 14 студентов показали средний уровень сформированности данной готовности (19,4% респондентов). Низкий уровень сформированности готовности к сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризовал 5 студентов (3% опрошенных). Значительное большинство студентов были заинтересованы и показывали значительные достижения в изучении теоретических и технологических основ профессионально-педагогической деятельности с детьми-сиротами. Заинтересованность проявлялась в самостоятельном и обоснованном выборе проблематики для разработки и реализации авторских учебных проектов, в методически грамотной организации мероприятий с детьми и семьями, осуществленных в ходе практической подготовки. Вместе с тем, ряд студентов, отнесенных нами к низкому уровню сформированности готовности к сопровождению и социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, демонстрировали базовый уровень теоретических представлений и практических умений.

Заключение

Логика построения, отбор содержания образовательного модуля «Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» совершенствуются в ходе совместной работы разработчиков образовательной программы, преподавателей из числа работодателей с учетом итогов аттестации студентов и их самоанализа успешности освоения компетенций. Проведенное исследование показало значительную эффективность проектирования и реализации образовательного модуля «Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», нацеленного на решение задачи профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов к сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Библиографическая ссылка

Бородаева Л.Г., Руднева И.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32769 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674