В настоящее время основной задачей высшего образования является внедрение новых подходов к подготовке будущих специалистов, способных быстро и эффективно решать поставленные перед ними задачи и получать при этом положительный результат. В условиях конкуренции на рынке труда современному обществу нужны специалисты, которые понимают, что без самосовершенствования в своей профессиональной деятельности они не смогут полноценно выполнять свои обязанности и оставаться востребованными.
Рассматривая вопросы подготовки студентов в педагогических вузах, можно отметить, что будущие учителя должны быть готовы к взаимодействию с различными субъектами образовательного процесса в соответствии с изменяющимися условиями [1; 2]. Таким образом, они должны обладать не только знаниями и умениями в области дисциплин предметной подготовки, но и высоким уровнем культуры, аналитическим мышлением, организаторскими и коммуникативными способностями, необходимыми личностными качествами. Кроме того, в условиях цифровой трансформации образования обязательным требованием является знание структуры и особенностей цифровой образовательной среды и специфики работы учителя в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий [3].
Обозначенные требования к подготовке студентов педагогических вузов влекут за собой необходимость обновления содержания педагогической практики, которая является неотъемлемой частью профессиональной подготовки и в современных условиях становится необходимой средой формирования и развития будущих учителей. Практико-ориентированный подход к организации педагогической практики позволит познакомить студентов с особенностями использования современных форм организации образовательных мероприятий в процессе всего периода обучения в вузе.
Цель исследования заключается в изучении результативности использования практико-ориентированного подхода к организации педагогической практики в условиях цифровой трансформации образования.
Материал и методы исследования
Исследование осуществлялось на основе теоретических методов: анализ научно-педагогической литературы по теме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта, а также на основе эмпирических методов - наблюдение, опрос.
Результаты исследования и их обсуждение
Авторами был проведен опрос студентов (120 человек) 1-го курса филиала РГППУ в г.Нижнем Тагиле с целью выяснения их мнения относительно выбора будущей профессии. Вопросы представлены в таблице.
Опрос для выяснения мнения студентов относительно выбора их будущей профессии
Номер вопроса |
Вопрос |
Варианты ответа |
Результаты ответа, % |
1 |
Уверены ли Вы в выборе своей будущей профессии учителя? |
Да Нет Затрудняюсь ответить |
51 32 17 |
2 |
Кто оказал влияние на выбор Вашей будущей профессии? |
Никто, это мой выбор Учителя в школе Родители (родственники) Друзья Специалисты в сфере профессиональной ориентации Психолог Преподаватели данного вуза |
20 19 17 15 20
5 4 |
Анализ анкетирования показал, что только 51% опрошенных студентов уверены в выборе своей будущей профессии, при этом большая часть опрошенных студентов узнали о своей профессии либо в результате общения с ближайшим окружением (учителя, родственники, друзья), либо во время посещения различных мероприятий профориентационного характера. К тому же многие студенты судят об условиях работы учителя на основе информации, полученной посредством публикаций в новостных источниках сети Интернет и социальных сетей, что не всегда является достоверным. Следовательно, с первого курса в вузе необходимо реализовывать целенаправленную работу, целью которой является адаптация будущих специалистов к реальным условиям профессиональной деятельности.
Основной содержательной линией такой работы является педагогическая практика студентов, которую часто понимают как связующее звено между теоретическим обучением будущих педагогов и их профессиональной деятельностью в образовательных организациях [4]. Происходящий на данный момент процесс цифровизации образования вносит коррективы в организацию педагогических практик. Так, все больше внимания уделяется умениям студентов работать с информационными технологиями, эффективно использовать возможности информационной образовательной среды школы, применять дистанционные методы обучения [5].
Таким образом, при организации практики студентов педагогического вуза целесообразно использование практико-ориентированного подхода, который предполагает организацию совместной деятельности преподавателей, студентов, практиков-профессионалов при конструировании содержания и реализации процесса профессиональной подготовки, расширения образовательной среды [6].
Авторы статьи выделяют четыре основных этапа организации педагогической практики студентов на основе практико-ориентированного подхода: подготовительный, базовый, деятельностный и результативно-аналитический (рис.).
Этапы педагогической практики студентов
На цели педагогической практики студентов непосредственно влияет социальный заказ, который находит свое отражение в требованиях федерального государственного стандарта (ФГОС) и работодателей к успешному выпускнику. В инициативе четвертого поколения ФГОС одним из главных выделяют умение работать с цифровой образовательной средой, а именно «применение обучающимися цифровых инструментов в образовательной деятельности; использование цифровых технологий для аттестации, дистанционной реализации различных мероприятий» [7]. Помимо общих и предметных знаний, образовательные организации также ожидают от молодых педагогов умения работать со специальным программным обеспечением, цифровыми образовательными средами в организации процесса обучения школьников.
В связи с тем, что в условиях цифровой трансформации образования возможности совместного использования традиционных и дистанционных методов обучения для студентов значительно расширяются, каждый этап педагогической практики предполагает решение студентами комплексных практико-ориентированных задач, в том числе с использованием современных информационных технологий. В процессе прохождения всех этапов педагогической практики студенты учатся не только проводить предметные занятия, но и осуществлять самостоятельную деятельность по организации и проведению интерактивных профессиональных мероприятий: образовательных квестов, вебинаров, олимпиад, конкурсов с использованием дистанционных технологий.
Подготовительный этап педагогической практики направлен на накопление студентами предметных и методических знаний. Основными методами работы студентов на данном этапе можно назвать наблюдение и анализ. В качестве практико-ориентированных задач студентам предлагаются задачи на изучение и критический анализ содержания и возможностей цифровых образовательных сред («Моя школа», «Российская электронная школа», «Яндекс-класс» и др.), а также проекты по разработке собственных образовательных мероприятий с использованием указанных сред.
Базовый этап практики предполагает участие студентов первых, вторых курсов в роли волонтеров различных образовательных мероприятий, проводимых вузом. Приведем пример участия студентов первого курса Филиала РГППУ в г.Нижнем Тагиле в разработке и проведении образовательного квеста «Я – будущий студент ФЕМИ» для абитуриентов факультета естествознания, математики и информатики. Концепция квеста обсуждалась с заместителем декана по профориентационной работе и студенческим активом факультета. Студенты предложили два этапа квеста: дистанционный (для предварительного изучения информации о поступлении абитуриенты выполняют предложенные задания самостоятельно в удаленном формате) и очный (в рамках проведения дня открытых дверей абитуриенты принимают участие в квесте). У первокурсников в качестве рефлексии было проведено анкетирование. Многие из респондентов указали, что подготовка даже к небольшому мероприятию с обучающимися требует от них значительного времени. Примерно 70% времени уходило на продумывание идеи мероприятия и организационные вопросы, а именно: распределение задач между организаторами, налаживание совместной, в том числе дистанционной работы по разработке заданий квеста, знакомство с потенциальной аудиторией.
Деятельностный этап педагогической практики предполагает участие студентов третьих, четвертых курсов в самостоятельной организации образовательных мероприятий. Старшекурсники уже владеют необходимым уровнем теоретических и практических знаний в области дисциплин предметной подготовки, обладают компетенциями в области теории и методики обучения и воспитания, некоторые из них непосредственно привлекаются к работе в образовательных организациях. В качестве примера возьмём проведение студентами старших курсов всероссийского семинара с международным участием «Роль педагога в профессиональном становлении обучающихся». Семинар проводился в мае 2023 года посредством «Яндекс-Телемост». Цель семинара - обмен мнениями о роли влияния педагогов и наставников на формирование жизненных ценностей студентов. Семинар был приурочен к празднованию Года педагога и наставника в России. Регламент семинара был следующим: приветственное слово организаторов мероприятия, проведение онлайн-викторины по педагогике и истории ее развития как науки, выступления участников из различных образовательных организаций, свободная дискуссия, подведение итогов и рефлексия. Инициативной группой студентов была разработана программа мероприятия, подобраны материалы для проведения викторины, подготовлены выступления согласно тематике мероприятия и оформлены благодарственные письма и почетные грамоты. Проведение подобных мероприятий позволяет студентам побывать в роли как участников, так и организаторов, что является ценным опытом в их дальнейшем профессиональном становлении.
Отметим, что деятельность в рамках инициативной группы является хорошим примером для других студентов, в том числе младших курсов. Результаты проведенного опроса среди студентов факультета показали, что 90% знакомы с деятельностью инициативных групп, а 55% принимали участие в организации образовательных мероприятий на базе вуза как минимум один раз.
Самостоятельная (или частично самостоятельная) организация мероприятий для обучающихся студентами педагогических вузов положительно влияет на развитие их профессиональных компетенций, востребованных в современном обществе. Применяя полученные знания и умения на практике, студенты формируют опыт общения с обучающимися разных возрастных категорий, совершенствуют свои организаторские способности и учатся целесообразно использовать возможности цифровых образовательных сред для организации процесса обучения.
Результативно-аналитический этап предназначен для оценки и анализа проведенной студентами работы. В качестве оценки результатов прохождения педагогической практики студентам была предложена методика диагностики уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности Л.Н.Бережновой [8,c.162]. Результаты диагностики показали, что у 80% студентов высокий уровень стремления к саморазвитию в плане профессионально-педагогической деятельности. О положительных результатах применения практико-ориентированного подхода к организации педагогической практики студентов говорят также отзывы о студентах учителей с мест прохождения практик. В отзывах отмечается, что студенты свободно владеют информационными технологиями в организации процесса обучения школьников, знакомы с возможностями современных цифровых образовательных сред, способны проводить образовательные мероприятия в дистанционном формате.
Основными преимуществами организации педагогической практики на основе практико-ориентированного подхода являются:
- акцентирование внимания на изучении условий педагогической деятельности, в том числе в условиях цифровой трансформации образования;
- адаптация к реальным условиям педагогической деятельности;
- изучение информационно-образовательной среды образовательных организаций;
- активное применение возможностей цифровых образовательных сред для организации процесса обучения;
- наличие возможности продемонстрировать свои способности перед всеми субъектами учебного процесса;
- формирование личного отношения к будущей профессиональной деятельности;
- знакомство со способами организации мероприятий различного уровня.
Организация педагогической практики на основе практико-ориентированного подхода способствует приобретению будущими учителями опыта педагогической деятельности непосредственно во время обучения. Постепенное продвижение студента от подготовительного к деятельностному этапу педагогической практики предполагает смену роли наблюдателя на роль активного организатора образовательных мероприятий и, как следствие, формирование профессиональной компетентности будущего учителя, в том числе в направлении целесообразного использования возможностей цифровых образовательных сред.
Библиографическая ссылка
Бужинская Н.В., Гребнева Д.М., Кокшарова Е.А. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32762 (дата обращения: 20.01.2025).