Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Бужинская Н.В. 1 Гребнева Д.М. 1 Кокшарова Е.А. 1
1 Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле
Повышение качества результатов освоения студентами образовательных программ, соответствие стандарту педагога зависит от наличия опыта общения, взаимодействия студентов со всеми субъектами образовательного процесса, в том числе посредством цифровой образовательной среды. В статье обсуждается проблема профессиональной подготовки студентов педагогического вуза на основе практико-ориентированного подхода в условиях цифровой трансформации образования. Значимой частью профессиональной подготовки будущих учителей является педагогическая практика. Авторами предлагается выделение четырех этапов практики: подготовительного, базового, деятельностного и результативно-аналитического. На каждом из этапов практики студентам предлагается решение практико-ориентированных задач и непосредственное участие в организации разнообразных образовательных мероприятий: образовательных квестов, вебинаров, олимпиад, конкурсов с использованием дистанционных технологий. Авторами статьи проанализирован опыт Нижнетагильского государственного социально-педагогического института в привлечении студентов к проведению образовательных мероприятий для обучающихся и представлены практические примеры с анализом обратной связи от студентов. Сделаны выводы о целесообразности самостоятельной (или частично самостоятельной) организации студентов образовательных мероприятий для обучающихся с целью успешного развития профессиональных компетенций будущих учителей. В заключение отмечается, что использование практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов педагогического вуза способствует приобретению будущими учителями опыта педагогической деятельности в условиях цифровой трансформации образования непосредственно во время обучения. Представленные в статье материалы могут быть использованы в деятельности методистов и преподавателей вузов, студентов педагогических вузов.
практико-ориентированный подход
профессиональная подготовка будущих учителей
педагогическая практика
этапы педагогической практики
цифровая трансформация образования
профессиональное самоопределение студентов
образовательное мероприятие
совместная работа студентов
1. Приказ от 22 февраля 2018 г. №125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71897864/ (дата обращения 05.07.2023).
2. Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 №А3-1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)». [Электронный ресурс]. URL:: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_409505/ (дата обращения 05.07.2023).
3. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)» (подготовлен Минтрудом России 31.01.2022). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/56909182/ (дата обращения 05.07.2023).
4. Кетриш Е.В. Формирование проектировочной компетенции будущих педагогов в процессе непрерывной педагогической практики: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. 24 с.
5. Крючкова К. С., Смыковская Т. К. Сравнительный анализ форм и содержания отчетов о прохождении студентами педагогической практики в условиях цифровизации общества // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/article/view?id=31211 (дата обращения 05.07.2023).
6. Зарипова Е.И., Синицына Г.П. Практикоориентированный подход к профессиональной подготовке будущих учителей. Омск: Литера, 2015. 84 с.
7. Рабинович П.Д., Заведенский К.Е. Образование из будущего ФГОС 4.0 — первый цифровой // Образовательная политика. 2020. № 3 (83). [Электронный ресурс]. URL: https://edpolicy.ranepa.ru/fgos_digital-transformation-of-education (дата обращения 05.07.2023).
8. Артюхова Т.Ю., Шелкунова Т.В., Бенькова О.А. Психология саморазвития: учебное пособие. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. 230 с.

В настоящее время основной задачей высшего образования является внедрение новых подходов к подготовке будущих специалистов, способных быстро и эффективно решать поставленные перед ними задачи и получать при этом положительный результат. В условиях конкуренции на рынке труда современному обществу нужны специалисты, которые понимают, что без самосовершенствования в своей профессиональной деятельности они не смогут полноценно выполнять свои обязанности и оставаться востребованными.

Рассматривая вопросы подготовки студентов в педагогических вузах, можно отметить, что будущие учителя должны быть готовы к взаимодействию с различными субъектами образовательного процесса в соответствии с изменяющимися условиями [1; 2]. Таким образом, они должны обладать не только знаниями и умениями в области дисциплин предметной подготовки, но и высоким уровнем культуры, аналитическим мышлением, организаторскими и коммуникативными способностями, необходимыми личностными качествами. Кроме того, в условиях цифровой трансформации образования обязательным требованием является знание структуры и особенностей цифровой образовательной среды и специфики работы учителя в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий [3].

Обозначенные требования к подготовке студентов педагогических вузов влекут за собой необходимость обновления содержания педагогической практики, которая является неотъемлемой частью профессиональной подготовки и в современных условиях становится необходимой средой формирования и развития будущих учителей. Практико-ориентированный подход к организации педагогической практики позволит познакомить студентов с особенностями использования современных форм организации образовательных мероприятий в процессе всего периода обучения в вузе.

Цель исследования заключается в изучении результативности использования практико-ориентированного подхода к организации педагогической практики в условиях цифровой трансформации образования.

Материал и методы исследования

Исследование осуществлялось на основе теоретических методов: анализ научно-педагогической литературы по теме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта, а также на основе эмпирических методов - наблюдение, опрос.

Результаты исследования и их обсуждение

Авторами был проведен опрос студентов (120 человек) 1-го курса филиала РГППУ в г.Нижнем Тагиле с целью выяснения их мнения относительно выбора будущей профессии. Вопросы представлены в таблице.

Опрос для выяснения мнения студентов относительно выбора их будущей профессии

Номер вопроса

Вопрос

Варианты ответа

Результаты ответа, %

1

Уверены ли Вы в выборе своей будущей профессии учителя?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

51

32

17

2

Кто оказал влияние на выбор

Вашей будущей профессии?

Никто, это мой выбор

Учителя в школе

Родители (родственники)

Друзья

Специалисты в сфере профессиональной ориентации

Психолог

Преподаватели данного вуза

20

19

17

15

20

 

5

4

Анализ анкетирования показал, что только 51% опрошенных студентов уверены в выборе своей будущей профессии, при этом большая часть опрошенных студентов узнали о своей профессии либо в результате общения с ближайшим окружением (учителя, родственники, друзья), либо во время посещения различных мероприятий профориентационного характера. К тому же многие студенты судят об условиях работы учителя на основе информации, полученной посредством публикаций в новостных источниках сети Интернет и социальных сетей, что не всегда является достоверным. Следовательно, с первого курса в вузе необходимо реализовывать целенаправленную работу, целью которой является адаптация будущих специалистов к реальным условиям профессиональной деятельности.

Основной содержательной линией такой работы является педагогическая практика студентов, которую часто понимают как связующее звено между теоретическим обучением будущих педагогов и их профессиональной деятельностью в образовательных организациях [4]. Происходящий на данный момент процесс цифровизации образования вносит коррективы в организацию педагогических практик. Так, все больше внимания уделяется умениям студентов работать с информационными технологиями, эффективно использовать возможности информационной образовательной среды школы, применять дистанционные методы обучения [5].

Таким образом, при организации практики студентов педагогического вуза целесообразно использование практико-ориентированного подхода, который предполагает организацию совместной деятельности преподавателей, студентов, практиков-профессионалов при конструировании содержания и реализации процесса профессиональной подготовки, расширения образовательной среды [6].

 
 

Авторы статьи выделяют четыре основных этапа организации педагогической практики студентов на основе практико-ориентированного подхода: подготовительный, базовый, деятельностный и результативно-аналитический (рис.).

Этапы педагогической практики студентов

На цели педагогической практики студентов непосредственно влияет социальный заказ, который находит свое отражение в требованиях федерального государственного стандарта (ФГОС) и работодателей к успешному выпускнику. В инициативе четвертого поколения ФГОС одним из главных выделяют умение работать с цифровой образовательной средой, а именно «применение обучающимися цифровых инструментов в образовательной деятельности; использование цифровых технологий для аттестации, дистанционной реализации различных мероприятий» [7]. Помимо общих и предметных знаний, образовательные организации также ожидают от молодых педагогов умения работать со специальным программным обеспечением, цифровыми образовательными средами в организации процесса обучения школьников.

В связи с тем, что в условиях цифровой трансформации образования возможности совместного использования традиционных и дистанционных методов обучения для студентов значительно расширяются, каждый этап педагогической практики предполагает решение студентами комплексных практико-ориентированных задач, в том числе с использованием современных информационных технологий. В процессе прохождения всех этапов педагогической практики студенты учатся не только проводить предметные занятия, но и осуществлять самостоятельную деятельность по организации и проведению интерактивных профессиональных мероприятий: образовательных квестов, вебинаров, олимпиад, конкурсов с использованием дистанционных технологий.

Подготовительный этап педагогической практики направлен на накопление студентами предметных и методических знаний. Основными методами работы студентов на данном этапе можно назвать наблюдение и анализ. В качестве практико-ориентированных задач студентам предлагаются задачи на изучение и критический анализ содержания и возможностей цифровых образовательных сред («Моя школа», «Российская электронная школа», «Яндекс-класс» и др.), а также проекты по разработке собственных образовательных мероприятий с использованием указанных сред.

Базовый этап практики предполагает участие студентов первых, вторых курсов в роли волонтеров различных образовательных мероприятий, проводимых вузом. Приведем пример участия студентов первого курса Филиала РГППУ в г.Нижнем Тагиле в разработке и проведении образовательного квеста «Я – будущий студент ФЕМИ» для абитуриентов факультета естествознания, математики и информатики. Концепция квеста обсуждалась с заместителем декана по профориентационной работе и студенческим активом факультета. Студенты предложили два этапа квеста: дистанционный (для предварительного изучения информации о поступлении абитуриенты выполняют предложенные задания самостоятельно в удаленном формате) и очный (в рамках проведения дня открытых дверей абитуриенты принимают участие в квесте). У первокурсников в качестве рефлексии было проведено анкетирование. Многие из респондентов указали, что подготовка даже к небольшому мероприятию с обучающимися требует от них значительного времени. Примерно 70% времени уходило на продумывание идеи мероприятия и организационные вопросы, а именно: распределение задач между организаторами, налаживание совместной, в том числе дистанционной работы по разработке заданий квеста, знакомство с потенциальной аудиторией.

Деятельностный этап педагогической практики предполагает участие студентов третьих, четвертых курсов в самостоятельной организации образовательных мероприятий. Старшекурсники уже владеют необходимым уровнем теоретических и практических знаний в области дисциплин предметной подготовки, обладают компетенциями в области теории и методики обучения и воспитания, некоторые из них непосредственно привлекаются к работе в образовательных организациях. В качестве примера возьмём проведение студентами старших курсов всероссийского семинара с международным участием «Роль педагога в профессиональном становлении обучающихся». Семинар проводился в мае 2023 года посредством «Яндекс-Телемост». Цель семинара - обмен мнениями о роли влияния педагогов и наставников на формирование жизненных ценностей студентов. Семинар был приурочен к празднованию Года педагога и наставника в России. Регламент семинара был следующим: приветственное слово организаторов мероприятия, проведение онлайн-викторины по педагогике и истории ее развития как науки, выступления участников из различных образовательных организаций, свободная дискуссия, подведение итогов и рефлексия. Инициативной группой студентов была разработана программа мероприятия, подобраны материалы для проведения викторины, подготовлены выступления согласно тематике мероприятия и оформлены благодарственные письма и почетные грамоты. Проведение подобных мероприятий позволяет студентам побывать в роли как участников, так и организаторов, что является ценным опытом в их дальнейшем профессиональном становлении.

Отметим, что деятельность в рамках инициативной группы является хорошим примером для других студентов, в том числе младших курсов. Результаты проведенного опроса среди студентов факультета показали, что 90% знакомы с деятельностью инициативных групп, а 55% принимали участие в организации образовательных мероприятий на базе вуза как минимум один раз.

Самостоятельная (или частично самостоятельная) организация мероприятий для обучающихся студентами педагогических вузов положительно влияет на развитие их профессиональных компетенций, востребованных в современном обществе. Применяя полученные знания и умения на практике, студенты формируют опыт общения с обучающимися разных возрастных категорий, совершенствуют свои организаторские способности и учатся целесообразно использовать возможности цифровых образовательных сред для организации процесса обучения.

Результативно-аналитический этап предназначен для оценки и анализа проведенной студентами работы. В качестве оценки результатов прохождения педагогической практики студентам была предложена методика диагностики уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности Л.Н.Бережновой [8,c.162]. Результаты диагностики показали, что у 80% студентов высокий уровень стремления к саморазвитию в плане профессионально-педагогической деятельности. О положительных результатах применения практико-ориентированного подхода к организации педагогической практики студентов говорят также отзывы о студентах учителей с мест прохождения практик. В отзывах отмечается, что студенты свободно владеют информационными технологиями в организации процесса обучения школьников, знакомы с возможностями современных цифровых образовательных сред, способны проводить образовательные мероприятия в дистанционном формате.

Основными преимуществами организации педагогической практики на основе практико-ориентированного подхода являются:

- акцентирование внимания на изучении условий педагогической деятельности, в том числе в условиях цифровой трансформации образования;

- адаптация к реальным условиям педагогической деятельности;

- изучение информационно-образовательной среды образовательных организаций;

- активное применение возможностей цифровых образовательных сред для организации процесса обучения;

- наличие возможности продемонстрировать свои способности перед всеми субъектами учебного процесса;

- формирование личного отношения к будущей профессиональной деятельности;

- знакомство со способами организации мероприятий различного уровня.

Организация педагогической практики на основе практико-ориентированного подхода способствует приобретению будущими учителями опыта педагогической деятельности непосредственно во время обучения. Постепенное продвижение студента от подготовительного к деятельностному этапу педагогической практики предполагает смену роли наблюдателя на роль активного организатора образовательных мероприятий и, как следствие, формирование профессиональной компетентности будущего учителя, в том числе в направлении целесообразного использования возможностей цифровых образовательных сред.


Библиографическая ссылка

Бужинская Н.В., Гребнева Д.М., Кокшарова Е.А. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32762 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674