Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Пищерская Е.Н. 1 Шаренкова Т.А. 1 Филиппова В.П. 2
1 Читинский Институт (филиал) ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Статья посвящена проблеме адаптации системы образования Китайской Народной Республики всех уровней к новым условиям, продиктованными пандемией COVID-19. Китайская Народная Республика приняла на себя первый удар пандемии. В статье описаны основные этапы распространения инфекции на территории КНР и соответствующие ответные меры со стороны государственной системы, касающиеся образования. Главными инструментами сохранения непрерывного образовательного процесса стали переход на онлайн-образование и создание национальных образовательных платформ. Правительство КНР поставило перед собой ряд масштабных задач, таких как повышение качества интернет-соединения, модернизация национальной платформы образовательных ресурсов и государственных услуг, создание эффективных методик обучения в новом формате, обеспечение открытого доступа к онлайн-материалам и образовательным ресурсам, обеспечение онлайн-безопасности, психосоциальная поддержка населения и повсеместный доступ к контенту, касающемуся защиты от вируса. Анализ шагов, предпринятых правительством КНР по поддержке и регулированию образовательного процесса в стране, позволяет сделать выводы о текущем положении дел в системе образования КНР, а также о национальной стратегии развития страны, в том числе через совершенствование образовательных процессов.
кнр
пандемия
ковид
онлайн образование
государственная политика в области образования
1. Ван Ли, Баранова И.И. Совместные образовательные программы китайских университетов и российских вузов: состояние, тенденции и перспективы  // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8, № 1. С. 134-141.
2. Пищерская Е.Н., Рокицкая Е.М., Филиппова В.П. О переходе на дистанционное обучение в Китае в период пандемии коронавируса // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id= 30923 (дата обращения: 26.06.2023).
3. Кузнецова В.В., Машкина О.А. Проект "шуан и лю". Глобализация китайского высшего образования // Образовательная политика. 2019. № 4 (80). С. 76-90.
4. "教育部 应对 型 型 冠状 病毒 感染 肺炎 疫情 作 作 作 领导 组 组 组 办 办 关于 在 疫情 防控 期间 做 做 普通 高等 学校 在线 教学 组织 与 与 作 作 工作 的 指导 意见" (People's Republic of China, Ministry of Education: Guidelines for Initiative COVID-19 Outbreak Response Team to Manage Higher Education Online Education During the Epidemic Outbreak Period), February 24, 2020. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A08/s7056/202002/t20200205_418138.html (дата обращения: 08.07.2023).
5. Kologrivaya K., Shleifer E. Quarantined: China’s Online Education in the Pandemic // The Diplomat. March 26, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://thediplomat.com/2020/03/quarantined-chinas-online-education-in-the-pandemic/ (дата обращения: 18.06.2023).
6. Feijóo C., Fernández J., Arenal A. Educational technologies in China – Pre- and post-pandemic lessons, Maghiros, I., Vuorikari, R., Cabrera, M., Punie, Y. // European Commission, Joint Research Centre, Publications Office, 2021. DOI: 10.2760/604641.
7. Бондаренко Н.В., Гохберг Л.М., Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Озерова О.К., Саутина Е.В., Шугаль Н.Б. Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 96 с.

Образовательная система Китая является крупнейшей государственной системой в мире. Она делится на три ступени образования: начальное, среднее и университетское/профессиональное образование. Специфика преподавания всех ступеней образования основана на принципе преемственности, который, в свою очередь, направлен на успешную сдачу экзаменов для поступления в среднюю школу (чжункао) и для поступления в университет (гаокао). Последний является самым конкурентным экзаменом в мире: около 10 млн студентов ежегодно соревнуются за места в лучших университетах Китая. Данный экзамен не только является проводником на рынок труда, но и может способствовать обновлению вида на жительство студента, что дает возможность переезда в один из городов первого уровня в Китае. Таким образом, гаокао рассматривается как ключевой элемент социального прогресса, и семьи учеников делают все возможное, чтобы у их детей были наилучшие условия подготовки.

В китайском обществе принято считать, что образование дает главную возможность добиться лучшего положения в жизни. Поэтому семьи готовы к дополнительным расходам на образование, иногда в ущерб другим потребностям. Кроме того, правительство проводит множество различных экспериментов по разработке новых программ в области образования на местном уровне. При условии их положительной динамики развития они распространяются на всю страну. В сочетании с распределенной ответственностью это создает среду, в которой местные и региональные органы власти соревнуются за достижение наилучших возможных результатов в рамках плановой нисходящей политики. Китай лидирует в применении цифровых технологий в образовании. Несмотря на то что рынок достаточно молодой, на нем существует достаточная конкуренция. Специфика данного феномена заключается в стремлении родителей использовать любые технологические новшества, которые могут помочь их детям в получении качественного и престижного образования.

Цель исследования – изучить основные механизмы и практики перехода образовательной системы КНР на дистанционный формат обучения.

Метод исследования – анализ нормативных документов и публикаций, связанных с предметом исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Глобальная пандемия, возникшая из-за вспышки COVID-19, затронула все сферы общественной жизни. Китай был первой страной, которая закрыла школы: 27 января 2020 года, в период каникул. Работники образовательных учреждений были вынуждены разработать совершенно новую процедуру сбора выполненных обучающимися заданий. Задача состояла в том, чтобы создать онлайн-ресурсы, способствующие функционированию образовательной программы без отрыва от существующего школьного календаря и при этом сохранить высокий уровень обучения.

Если рассмотреть опыт Китая по внедрению дистанционного/онлайн-обучения, то он стал примером для многих других государств. То, что произошло со сферой образования во время карантина из-за COVID-19 в Китае, включает в себя яркое проявление государственных и частных инициатив, которые привели к тому, что каждый эксперт назвал «временем бума» для образовательных технологий [1].

Первая дата, установленная властями в отношении возвращения в школы, была 24 февраля, но, как и многие другие события в то время, этого не случилось. Фактически, 9 марта около 200 млн учащихся начальных и средних школ начали новый семестр онлайн. Это был крупнейший переход к методологии онлайн-обучения. Инициатива министерства получила название 停课不停学, что можно перевести как «остановка курса, но не остановка учебного процесса» или «обеспечение обучения во время срыва занятий».

Основными целями этого первоначального ответа были создание и запуск альтернативной системы онлайн-обучения, а также разработка и уточнение процедуры, обеспечивающей безопасное повторное открытие школ и возвращение учащихся [2].

Что касается первой цели, то спустя две недели Министерство образования в партнерстве с Министерством промышленности и информационных технологий организовало конференции, привлекло к работе органы управления школами, онлайн-платформы, поставщиков курсов, поставщиков телекоммуникационных услуг и другие заинтересованные стороны образовательного сообщества.

Политики, занятые организацией онлайн-обучения, должны были решить следующие задачи:

- повышение качества услуг подключения к Интернету школ во всех регионах путем налаживания контактов с представителями и поставщикам телекоммуникационных услуг;

- модернизация пропускной способности Национальной облачной платформы для образовательных ресурсов и государственных услуг; а также создание условий для функционирования других платформ онлайн-обучения с целью обслуживания многомиллионной аудитории;

- создание открытого доступа к онлайн-материалам и ресурсам;

- разработка эффективных методик, способствующих облегчению процесса обучения в новом формате. Под этим подразумевается создание альтернатив для получения контента (онлайн-платформ, телепрограмм, подборок видеороликов Smart TV или мобильных приложений), отвечающих запросам образовательного учреждения и самого учащегося;

- обеспечение онлайн-безопасности (взаимодействие между телекоммуникационными компаниями, поставщиками онлайн образовательных услуг и региональными управлениями образования);

- обеспечение доступа к контенту, который оказывает психосоциальную поддержку, и контенту, касающемуся защиты от вируса. Указания были четкими: учителям дали время до конца каникул, чтобы потренироваться, познакомиться с новыми материалами, подготовиться ко второму семестру и как можно скорее возобновить уроки онлайн.

Следующим важным приоритетом стала необходимость подключения к устройствам, которые способствовали развитию цифровых навыков учителей. Китай искал ресурсы где угодно. Вместе с ЮНЕСКО он начал курировать и предоставлять информацию, передовой опыт, рекомендации и документацию. Китайские школы использовали свои собственные материалы, но также пользовались отредактированными материалами от EdTech Hub, mEducation Alliance, INEЕ (Межведомственной сети по образованию в чрезвычайных ситуациях) и др. [3].

В рамках вопроса возвращения к очному обучению Минобразования приняло решение о выпуске распоряжений и наставлений по контролю и профилактике вируса. Они были разработаны при содействии и поддержке Пекинского университета, Центрального Южного университета и ряда других важных учреждений («Министерство образования выпустило руководство по контролю и профилактике COVID-19 для школ» (2020 г.)). Данное руководство было адресовано детским садам, начальным и средним школам и высшим учебным заведениям [4]. Оно состояло из пяти ключевых мер по сдерживанию пандемии:

1) предварительным условием было соблюдение режима изоляции на протяжении 14 дней подряд даже при отсутствии новых подтвержденных случаев;

2) родители должны чувствовать себя в безопасности, отправляя своих детей в школу;

3) обязательное условие – измерение температуры, распознавание лица и наличие персонала, отвечающего за борьбу с эпидемией;

4) необходимо полностью контролировать эпидемию, по крайней мере, на уровне округа/района;

5) все школы должны действовать в соответствии с руководством, изданным Министерством образования.

Изменения в работе образовательных учреждений КНР в 2020 году:

Конец марта 2020 г.: начинают открываться школы, даты зависят от конкретных провинций. Приоритет имели выпускники средних школ и профессионально-технических училищ. К детским садам и специальным учебным заведениям применялся более гибкий подход.

Апрель 2020 г.: к концу месяца более половины провинций сообщили, что они уже вновь открыли школы, в основном средние, но также и значительное количество начальных школ. Учреждения провинции Хубэй и Пекина оставались закрытыми.

Май 2020 г.: Гаокао переносится на один месяц: на 7, 8 и 9 июля. К концу месяца 92% провинций вновь открыли школы для 9-х и 12-х классов, чтобы подготовиться к вступительным экзаменам в национальные университеты. Университеты открываются с строгими мерами безопасности для сотрудников и администрации.

Июнь 2020 г. : 86% средних школ активно функционировали. В Пекине вспышка второй волны привела к закрытию школ и образовательных мероприятий. МО приступило к подготовке 2020/2021 учебного года. Международные школы и университеты обеспокоены, поскольку не могут помочь своим иностранным учителям вернуться. Для получения визы требуется приглашение, а цены на авиабилеты резко выросли.

Июль 2020 г.: проведение гаокао в Китае. Все международные летние мероприятия проводятся онлайн или переносятся на следующий год. Китайская образовательная выставка, которая проходит в октябре, в этом году отменена.

Август 2020 г.: муниципальная комиссия по образованию Пекина объявила даты открытия школ. Ожидается, что с 1 сентября почти вся страна вернется к нормальной деятельности. Присутствие иностранных преподавателей и большинства студентов из-за рубежа будет отложено до следующего семестра.

Осенний семестр 2020 г.: семестр начинается в сентябре 2020 года как в школах, так и в высших учебных заведениях, цель властей – открыть около 90% учебных заведений. Учителя должны быть готовы к переходу на онлайн-работу на случай, если образовательный центр поразит очередная вспышка.

По состоянию на сентябрь 2020 года учащиеся по-прежнему должны предъявлять свой QR-код, всегда иметь при себе удостоверение личности, иметь результаты ПЦР-теста и привыкать к постоянному измерению температуры. Контрольно-пропускные пункты с распознаванием лиц и автоматические температурные посты теперь установлены не только в школах, университетах и административных зданиях, но и во многих жилых районах и на улицах, которые раньше не контролировались.

Такая же схема применялась во все время пандемии COVID-19. В соответствии с государственными распоряжениями местным органам власти было предоставлено пространство для принятия собственных решений по обеспечению наилучшей технологической поддержки образования. Признавалась необходимость «сдвига» Китая в сторону инноваций, следовательно, и образовательных инноваций.

Обучение инновациям требует критического мышления, воображения, готовности к изменениям, непредубежденности и высокой терпимости к неопределенности. В Плане развития искусственного интеллекта следующего поколения (NGAIDP) излагается стратегия Китая, направленная на то, чтобы к 2030 году сделать Китай ведущей державой в области ИИ. Предполагается внедрение ИИ практически во все аспекты жизни, включая «интеллектуальное образование». После выпуска NGAIDP китайские технологические компании заручились государственной поддержкой и финансированием инвесторов для различных проектов в области ИИ, некоторые из которых проходят испытания в китайских школах (рис. 1).

Дальнейшие государственные планы включают улучшение преподавания и исследований ИИ на университетском уровне, внедрение обучения ИИ на уровне начальной и средней школы и создание специальных зон для демонстрации инноваций и передового опыта образовательных услуг, интегрированных с ИИ.

Рис. 1. Масштабы рынка онлайн-обучения языкам в Китае (2012–2019 гг.)

Также началось проведение реформ системы образования с целью перехода от пассивного обучения к более сбалансированному и факультативному обучению, дающему не только необходимые знания, но и навыки для обучения на протяжении всей жизни и решения проблем. Тем не менее, учителя по-прежнему скептически относятся к тому, будут ли новые правила иметь желаемый эффект, особенно если школы по-прежнему будут выставлять оценки в основном на основе результатов тестов при поступлении в университеты. В рамках этих реформ недавно опубликованные планы укрепляют традиционное китайское культурное образование, в учебную программу по общим специальностям и информационным технологиям добавляются предметы, связанные с созданием роботов, изучением STEM, управлением и анализом данных, а также работой с искусственным интеллектом (ИИ). Они также стремятся прекратить оценку средних школ на основе того, сколько их учеников поступают в хорошие высшие школы, впервые рассматривая учебную программу, основанную на таких компетенциях, как совместную командную работу и проектное обучение [5].

В задачи также входят повышение качества преподавания в классе, чтобы учащимся не приходилось работать сверх нормы после занятий, надзор и минимизация наличия несанкционированного контента, регулирование и надзор за онлайн-обучением и установление кодекса поведения для учителей. Этика новых технологий и неприкосновенность частной жизни детей – проблемы, игнорировавшиеся ранее, постепенно начали всплывать в дискуссиях о новых правилах и их предстоящем внедрении (рис. 2).

Рис. 2. Общее количество платформ онлайн-обучения на 2020 год

На международной конференции по ИИ и образованию в мае 2019 года председатель Си заявил, что Китай готов сотрудничать с другими странами в обсуждении вопросов, связанных с ИИ и адаптацией инновационного образования в условиях быстрого развития ИИ [6].

Во время пандемического кризиса политика Китая в первую очередь заключалась в предоставлении всех возможных средств для онлайн-образования [7]. Как только пандемия была взята под контроль, политика состояла в максимально возможном восстановлении обычных уроков, поскольку сочетание занятости родителей, нехватки домашнего пространства и средств, а также трудностей с контролем за образованием делало полное онлайн-обучение нежелательным.

С одной стороны, новая учебная программа уделяла большое внимание традиционному китайскому культурному образованию. С другой стороны, в нее были добавлены проектирование и создание роботов, технология STEAM и гуманитарные науки, управление и анализ данных и технология искусственного интеллекта в учебные курсы по общим и информационным технологиям.

Заключение

Главным ответом правительства Китая на вызовы пандемии COVID-19 в области образовательной политики стал крупномасштабный переход на обучение онлайн. Влияние пандемии на рынок онлайн образовательных услуг было значительным. Политика изоляции стала мощным катализатором, что привело к увеличению потребности в услугах и количества пользователей онлайн-образования. В Статистическом отчете Китая о развитии Интернета упоминается, что в марте 2020 года страна достигла 423 млн пользователей онлайн образовательных ресурсов, что представляет собой увеличение на 110% в годовом исчислении.


Библиографическая ссылка

Пищерская Е.Н., Шаренкова Т.А., Филиппова В.П. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32755 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674