Образовательная система Китая является крупнейшей государственной системой в мире. Она делится на три ступени образования: начальное, среднее и университетское/профессиональное образование. Специфика преподавания всех ступеней образования основана на принципе преемственности, который, в свою очередь, направлен на успешную сдачу экзаменов для поступления в среднюю школу (чжункао) и для поступления в университет (гаокао). Последний является самым конкурентным экзаменом в мире: около 10 млн студентов ежегодно соревнуются за места в лучших университетах Китая. Данный экзамен не только является проводником на рынок труда, но и может способствовать обновлению вида на жительство студента, что дает возможность переезда в один из городов первого уровня в Китае. Таким образом, гаокао рассматривается как ключевой элемент социального прогресса, и семьи учеников делают все возможное, чтобы у их детей были наилучшие условия подготовки.
В китайском обществе принято считать, что образование дает главную возможность добиться лучшего положения в жизни. Поэтому семьи готовы к дополнительным расходам на образование, иногда в ущерб другим потребностям. Кроме того, правительство проводит множество различных экспериментов по разработке новых программ в области образования на местном уровне. При условии их положительной динамики развития они распространяются на всю страну. В сочетании с распределенной ответственностью это создает среду, в которой местные и региональные органы власти соревнуются за достижение наилучших возможных результатов в рамках плановой нисходящей политики. Китай лидирует в применении цифровых технологий в образовании. Несмотря на то что рынок достаточно молодой, на нем существует достаточная конкуренция. Специфика данного феномена заключается в стремлении родителей использовать любые технологические новшества, которые могут помочь их детям в получении качественного и престижного образования.
Цель исследования – изучить основные механизмы и практики перехода образовательной системы КНР на дистанционный формат обучения.
Метод исследования – анализ нормативных документов и публикаций, связанных с предметом исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. Глобальная пандемия, возникшая из-за вспышки COVID-19, затронула все сферы общественной жизни. Китай был первой страной, которая закрыла школы: 27 января 2020 года, в период каникул. Работники образовательных учреждений были вынуждены разработать совершенно новую процедуру сбора выполненных обучающимися заданий. Задача состояла в том, чтобы создать онлайн-ресурсы, способствующие функционированию образовательной программы без отрыва от существующего школьного календаря и при этом сохранить высокий уровень обучения.
Если рассмотреть опыт Китая по внедрению дистанционного/онлайн-обучения, то он стал примером для многих других государств. То, что произошло со сферой образования во время карантина из-за COVID-19 в Китае, включает в себя яркое проявление государственных и частных инициатив, которые привели к тому, что каждый эксперт назвал «временем бума» для образовательных технологий [1].
Первая дата, установленная властями в отношении возвращения в школы, была 24 февраля, но, как и многие другие события в то время, этого не случилось. Фактически, 9 марта около 200 млн учащихся начальных и средних школ начали новый семестр онлайн. Это был крупнейший переход к методологии онлайн-обучения. Инициатива министерства получила название 停课不停学, что можно перевести как «остановка курса, но не остановка учебного процесса» или «обеспечение обучения во время срыва занятий».
Основными целями этого первоначального ответа были создание и запуск альтернативной системы онлайн-обучения, а также разработка и уточнение процедуры, обеспечивающей безопасное повторное открытие школ и возвращение учащихся [2].
Что касается первой цели, то спустя две недели Министерство образования в партнерстве с Министерством промышленности и информационных технологий организовало конференции, привлекло к работе органы управления школами, онлайн-платформы, поставщиков курсов, поставщиков телекоммуникационных услуг и другие заинтересованные стороны образовательного сообщества.
Политики, занятые организацией онлайн-обучения, должны были решить следующие задачи:
- повышение качества услуг подключения к Интернету школ во всех регионах путем налаживания контактов с представителями и поставщикам телекоммуникационных услуг;
- модернизация пропускной способности Национальной облачной платформы для образовательных ресурсов и государственных услуг; а также создание условий для функционирования других платформ онлайн-обучения с целью обслуживания многомиллионной аудитории;
- создание открытого доступа к онлайн-материалам и ресурсам;
- разработка эффективных методик, способствующих облегчению процесса обучения в новом формате. Под этим подразумевается создание альтернатив для получения контента (онлайн-платформ, телепрограмм, подборок видеороликов Smart TV или мобильных приложений), отвечающих запросам образовательного учреждения и самого учащегося;
- обеспечение онлайн-безопасности (взаимодействие между телекоммуникационными компаниями, поставщиками онлайн образовательных услуг и региональными управлениями образования);
- обеспечение доступа к контенту, который оказывает психосоциальную поддержку, и контенту, касающемуся защиты от вируса. Указания были четкими: учителям дали время до конца каникул, чтобы потренироваться, познакомиться с новыми материалами, подготовиться ко второму семестру и как можно скорее возобновить уроки онлайн.
Следующим важным приоритетом стала необходимость подключения к устройствам, которые способствовали развитию цифровых навыков учителей. Китай искал ресурсы где угодно. Вместе с ЮНЕСКО он начал курировать и предоставлять информацию, передовой опыт, рекомендации и документацию. Китайские школы использовали свои собственные материалы, но также пользовались отредактированными материалами от EdTech Hub, mEducation Alliance, INEЕ (Межведомственной сети по образованию в чрезвычайных ситуациях) и др. [3].
В рамках вопроса возвращения к очному обучению Минобразования приняло решение о выпуске распоряжений и наставлений по контролю и профилактике вируса. Они были разработаны при содействии и поддержке Пекинского университета, Центрального Южного университета и ряда других важных учреждений («Министерство образования выпустило руководство по контролю и профилактике COVID-19 для школ» (2020 г.)). Данное руководство было адресовано детским садам, начальным и средним школам и высшим учебным заведениям [4]. Оно состояло из пяти ключевых мер по сдерживанию пандемии:
1) предварительным условием было соблюдение режима изоляции на протяжении 14 дней подряд даже при отсутствии новых подтвержденных случаев;
2) родители должны чувствовать себя в безопасности, отправляя своих детей в школу;
3) обязательное условие – измерение температуры, распознавание лица и наличие персонала, отвечающего за борьбу с эпидемией;
4) необходимо полностью контролировать эпидемию, по крайней мере, на уровне округа/района;
5) все школы должны действовать в соответствии с руководством, изданным Министерством образования.
Изменения в работе образовательных учреждений КНР в 2020 году:
Конец марта 2020 г.: начинают открываться школы, даты зависят от конкретных провинций. Приоритет имели выпускники средних школ и профессионально-технических училищ. К детским садам и специальным учебным заведениям применялся более гибкий подход.
Апрель 2020 г.: к концу месяца более половины провинций сообщили, что они уже вновь открыли школы, в основном средние, но также и значительное количество начальных школ. Учреждения провинции Хубэй и Пекина оставались закрытыми.
Май 2020 г.: Гаокао переносится на один месяц: на 7, 8 и 9 июля. К концу месяца 92% провинций вновь открыли школы для 9-х и 12-х классов, чтобы подготовиться к вступительным экзаменам в национальные университеты. Университеты открываются с строгими мерами безопасности для сотрудников и администрации.
Июнь 2020 г. : 86% средних школ активно функционировали. В Пекине вспышка второй волны привела к закрытию школ и образовательных мероприятий. МО приступило к подготовке 2020/2021 учебного года. Международные школы и университеты обеспокоены, поскольку не могут помочь своим иностранным учителям вернуться. Для получения визы требуется приглашение, а цены на авиабилеты резко выросли.
Июль 2020 г.: проведение гаокао в Китае. Все международные летние мероприятия проводятся онлайн или переносятся на следующий год. Китайская образовательная выставка, которая проходит в октябре, в этом году отменена.
Август 2020 г.: муниципальная комиссия по образованию Пекина объявила даты открытия школ. Ожидается, что с 1 сентября почти вся страна вернется к нормальной деятельности. Присутствие иностранных преподавателей и большинства студентов из-за рубежа будет отложено до следующего семестра.
Осенний семестр 2020 г.: семестр начинается в сентябре 2020 года как в школах, так и в высших учебных заведениях, цель властей – открыть около 90% учебных заведений. Учителя должны быть готовы к переходу на онлайн-работу на случай, если образовательный центр поразит очередная вспышка.
По состоянию на сентябрь 2020 года учащиеся по-прежнему должны предъявлять свой QR-код, всегда иметь при себе удостоверение личности, иметь результаты ПЦР-теста и привыкать к постоянному измерению температуры. Контрольно-пропускные пункты с распознаванием лиц и автоматические температурные посты теперь установлены не только в школах, университетах и административных зданиях, но и во многих жилых районах и на улицах, которые раньше не контролировались.
Такая же схема применялась во все время пандемии COVID-19. В соответствии с государственными распоряжениями местным органам власти было предоставлено пространство для принятия собственных решений по обеспечению наилучшей технологической поддержки образования. Признавалась необходимость «сдвига» Китая в сторону инноваций, следовательно, и образовательных инноваций.
Обучение инновациям требует критического мышления, воображения, готовности к изменениям, непредубежденности и высокой терпимости к неопределенности. В Плане развития искусственного интеллекта следующего поколения (NGAIDP) излагается стратегия Китая, направленная на то, чтобы к 2030 году сделать Китай ведущей державой в области ИИ. Предполагается внедрение ИИ практически во все аспекты жизни, включая «интеллектуальное образование». После выпуска NGAIDP китайские технологические компании заручились государственной поддержкой и финансированием инвесторов для различных проектов в области ИИ, некоторые из которых проходят испытания в китайских школах (рис. 1).
Дальнейшие государственные планы включают улучшение преподавания и исследований ИИ на университетском уровне, внедрение обучения ИИ на уровне начальной и средней школы и создание специальных зон для демонстрации инноваций и передового опыта образовательных услуг, интегрированных с ИИ.
Рис. 1. Масштабы рынка онлайн-обучения языкам в Китае (2012–2019 гг.)
Также началось проведение реформ системы образования с целью перехода от пассивного обучения к более сбалансированному и факультативному обучению, дающему не только необходимые знания, но и навыки для обучения на протяжении всей жизни и решения проблем. Тем не менее, учителя по-прежнему скептически относятся к тому, будут ли новые правила иметь желаемый эффект, особенно если школы по-прежнему будут выставлять оценки в основном на основе результатов тестов при поступлении в университеты. В рамках этих реформ недавно опубликованные планы укрепляют традиционное китайское культурное образование, в учебную программу по общим специальностям и информационным технологиям добавляются предметы, связанные с созданием роботов, изучением STEM, управлением и анализом данных, а также работой с искусственным интеллектом (ИИ). Они также стремятся прекратить оценку средних школ на основе того, сколько их учеников поступают в хорошие высшие школы, впервые рассматривая учебную программу, основанную на таких компетенциях, как совместную командную работу и проектное обучение [5].
В задачи также входят повышение качества преподавания в классе, чтобы учащимся не приходилось работать сверх нормы после занятий, надзор и минимизация наличия несанкционированного контента, регулирование и надзор за онлайн-обучением и установление кодекса поведения для учителей. Этика новых технологий и неприкосновенность частной жизни детей – проблемы, игнорировавшиеся ранее, постепенно начали всплывать в дискуссиях о новых правилах и их предстоящем внедрении (рис. 2).
Рис. 2. Общее количество платформ онлайн-обучения на 2020 год
На международной конференции по ИИ и образованию в мае 2019 года председатель Си заявил, что Китай готов сотрудничать с другими странами в обсуждении вопросов, связанных с ИИ и адаптацией инновационного образования в условиях быстрого развития ИИ [6].
Во время пандемического кризиса политика Китая в первую очередь заключалась в предоставлении всех возможных средств для онлайн-образования [7]. Как только пандемия была взята под контроль, политика состояла в максимально возможном восстановлении обычных уроков, поскольку сочетание занятости родителей, нехватки домашнего пространства и средств, а также трудностей с контролем за образованием делало полное онлайн-обучение нежелательным.
С одной стороны, новая учебная программа уделяла большое внимание традиционному китайскому культурному образованию. С другой стороны, в нее были добавлены проектирование и создание роботов, технология STEAM и гуманитарные науки, управление и анализ данных и технология искусственного интеллекта в учебные курсы по общим и информационным технологиям.
Заключение
Главным ответом правительства Китая на вызовы пандемии COVID-19 в области образовательной политики стал крупномасштабный переход на обучение онлайн. Влияние пандемии на рынок онлайн образовательных услуг было значительным. Политика изоляции стала мощным катализатором, что привело к увеличению потребности в услугах и количества пользователей онлайн-образования. В Статистическом отчете Китая о развитии Интернета упоминается, что в марте 2020 года страна достигла 423 млн пользователей онлайн образовательных ресурсов, что представляет собой увеличение на 110% в годовом исчислении.
Библиографическая ссылка
Пищерская Е.Н., Шаренкова Т.А., Филиппова В.П. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32755 (дата обращения: 14.10.2024).