Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В.В. ВОСКОБОВИЧА

Петрова О.А. 1
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет
В статье рассмотрены вопросы, отражающие значение изучения общих интеллектуальных способностей детей на этапе старшего дошкольного возраста. Делается акцент, что развитие интеллектуальных способностей возможно осуществлять в рамках игровой технологии В.В. Воскобовича. Цель исследования заключается в обосновании эффективности игровой технологии В.В. Воскобовича в развитии у детей старшего дошкольного возраста общих интеллектуальных способностей. Базой исследования является ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» (г. Соликамск, Пермский край). Представлены результаты исследования интеллектуальных способностей детей двух групп старшего дошкольного возраста: обучающихся (О) и не обучающихся (НО) по игровой технологии В.В. Воскобовича. Основными методами исследования являлись анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, а также наблюдение и диагностические методики, а именно методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) в адаптации И.С. Авериной, Е.И. Шабановой, Е.Н. Задориной. По результатам проведенного исследования были выявлены значимые различия интеллектуальных способностей по критериям «логическое мышление» и «математические способности», что подтверждает эффективность применения игровых технологий В.В. Воскобовича в работе по исследуемой проблематике.
дети старшего дошкольного возраста
общие интеллектуальные способности
игровая технология в.в. воскобовича
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). [Электронный ресурс]. URL: http:// www/consultant.ru /document/cons_doc_LAW_154637 (дата обращения: 21.05.2023).
2. Вострецова Н.С. Эмпирические результаты исследования интеллектуальных способностей мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста (по методике МЭДИС) // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6-3 (96). С. 21-25.
3. Савенков А.И. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. М.: Юрайт, 2023. 339 с.
4. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 334 с.
5. Яфаева В.Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольника // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1 (32). С. 46-55.
6. Букина В.А. К вопросу об эффективности игровых технологий на уроке английского языка // Вестник ГГТУ. 2020. № 4. С. 12-17.
7. Лушникова Е.В. Интеграция образовательных областей посредством игр В.В. Воскобовича в условиях дошкольных групп // Вестник науки. 2022. Т.2. № 7 (52). С. 97-106.
8. Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. М.: КАРО, 2018. 360 с.
9. Развивающие игры Воскобовича: сборник методических материалов / под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. М.: ТЦ Сфера, 2015. 127 с.
10. Аверина И.С. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) Метод. руководство / под общ. ред. В.Г. Колесниковой. Обнинск: Принтер, 1995. 18 с.

В последние десятилетия в нашей стране происходят глобальные социально-экономические изменения. В связи с этим обновление российского дошкольного образования крайне необходимо. Одной из основных задач дошкольной образовательной организации, согласно ФГОС ДО [1], является создание максимальных условий, обеспечивающих развитие интеллектуальных способностей личности каждого ребенка.

Развитие общих интеллектуальных способностей вызывает особый интерес у специалистов и педагогов системы дошкольного образования, так как старший дошкольный возраст является сензитивным периодом в формировании качественного нового этапа мыслительных процессов [2]. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется наглядно-действенное мышление на основе воображения, речь становится средством постановки и решения интеллектуальных задач, активно развивается логическое мышление; все это позволяет подняться ребенку на новый, более высокий уровень интеллектуального развития и готовности к обучению в школе.

В отечественной педагогике и психологии идея о решающем влиянии среды (социальной и предметной) на интеллектуальное развитие, высказанная Л.С. Выготским, взята за основу и считается основополагающей. Г. Айзенк, Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицын, И.П. Павлов, В.Г. Теплов, напротив, подчеркивают влияние биологического фактора.

П.Я. Гальперин в теории поэтапного формирования умственных действий подчеркивает генетическую зависимость между внутренними интеллектуальными и внешними практическими действиями: высшие психические функции формируются с опорой на предшествующие выполнения действий и их отработку.

Среди множества теорий, пытающихся объяснить природу и закономерности интеллектуальных способностей, особую известность приобрела теория Ж. Пиаже. В определении Ж. Пиаже ребенок – это, прежде всего, исследователь, ученый, а интеллект – это потрясающее свойство человечества, которое позволяет ребенку адаптироваться к окружающей среде, но на разных стадиях своего развития ребенок использует разные возможности, по-разному перерабатывает свой опыт, который получает от окружающей среды и от окружающих его людей. Эволюция игры в сознании дошкольника проходит так же, как и развитие интеллекта [3, с. 31].

Интеллект (от Intellectus – «разумение, понимание, смысл») – это есть способность к познанию, пониманию, решению проблем, определяющая успешность выполнения деятельности.

М.А. Холодная определяет интеллект как форму организации умственного опыта, а он, в свою очередь, достигается общей способностью к умственной деятельности (общим интеллектом) [4, с. 10]. Интеллектуальные способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности человека, которые являются неотъемлемым условием успешности выполнения интеллектуальной деятельности.

Анализ исследований интеллекта ряда отечественных и зарубежных ученых позволил выделить наиболее часто встречающиеся показатели интеллектуальных способностей: общая осведомленность, познавательные процессы, решение элементарных логических задач, пространственное восприятие, оперативная память, гибкость мыслительных действий, творческое воображение, мыслительные операции, логическое мышление [5].

На смену традиционным методам обучения и воспитания приходят новые, направленные на пробуждение у ребенка способности к познанию, усиливается поиск инновационных психолого-педагогических подходов к процессу образования и формирования интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Согласно ФГОС ДО [1], все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игровые технологии являются одной из уникальных форм образования. Использование игры позволяет увлечь за собой дошкольника, раскрыть его потенциал, придать монотонной деятельности (запоминание, восприятие информации, повторение и др.) эмоционально положительный фон, активизировать психические функции.

Понятие «игровые педагогические технологии» предполагает организацию образовательного процесса в игровой форме через включение в него разнообразных методов и приемов [6].

Развивающие игры, включенные непосредственно в образовательную деятельность, делают процесс образования интересным и занимательным, помогают преодолеть трудности в усвоении предлагаемого материала, повышают работоспособность.

Среди многообразия интеллектуальных игр и технологий, известных всем в педагогической теории и практике, особо выделяется самобытная, творческая группа развивающих игр Вячеслава Вадимовича Воскобовича [7].

Игровая технология В.В. Воскобовича полностью соответствует требованиям ФГОС ДО [1], она предполагает движение от интереса к познанию. Для выполнения игровых заданий ребенку необходимо проявить смекалку и применить творческий подход.

Основной целью образовательной технологии В.В. Воскобовича является развитие интеллектуального потенциала дошкольника.

К задачам выбранной технологии автор относит:

- развитие познавательной мотивации в изучении чего-то нового, формирование познавательной потребности;

- развитие позиции «наблюдателя», исследовательского подхода к изучению окружающих предметов и явлений;

- развитие воображения, креативного мышления, творческого подхода к выполнению заданий и решению задач;

- развитие логического мышления (анализ, синтез, систематизация, классификация и др.), речевых умений;

- развитие умения выражать эмоции при восприятии объектов и явлений окружающего мира;

- формирование базовых представлений об объектах и явлениях окружающего мира;

- развитие базисных математических представлений;

- развитие коммуникативных способностей.

Все эти задачи, безусловно, являются основой для построения педагогического процесса, стимулирующего развитие творческих и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Уникальность технологии В.В. Воскобовича прослеживается в многофункциональности игр, широком возрастном диапазоне их применения, вариативности постановки игровых задач, а также творческом потенциале каждой игры [8, с. 3].

Незаметно для ребенка, в игровой форме, в ходе реализации технологии В.В. Воскобовича педагог решает множество образовательных задач. Игра, увлекающая, не перегружающая, постепенно переходящая в интерес, является ценным средством педагогики. Такая игра способствует развитию познавательных процессов (мышления, воображения, памяти, внимания и др.), стимулирует развитие математических представлений, активизирует развитие речи и звуковой культуры речи, позволяет развивать ориентировку в пространстве, крупную и мелкую моторику. Вся система игр и познавательных заданий выстроена с учетом постоянного усложнения и движения от простого к сложному, в одну и ту же игру могут играть дети от 3 до 7 лет. Игры выстроены с учетом уровневой системы. Выполняя задания от уровня к уровню, ребенок получает ситуацию успеха и дополнительный стимул к дальнейшему познанию. Вариативность игр предполагает выполнение заданий на время, возможность продумывания своих заданий, работу со схемами и образцами.

Игры В.В Воскобовича дают возможность придумывать и воплощать задуманное и детям, и взрослым. Интеграция вариативности, творчества, стимулирования к познанию делает игры не только интересными для ребенка в течение длительного времени, но и максимально развивающими его интеллектуальный потенциал [9, с. 4].

Цель исследования заключается в эмпирическом анализе эффективности применения игровой технологии В.В. Воскобовича в формировании общих интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования

С учетом мощного интеллектуального потенциала развивающих игр В.В. Воскобовича игровая образовательная технология одной из групп ЧДОУ «ЦРР “Соликамскбумпром”» была взята в качестве вариативной части образовательной программы и предполагала создание определенной предметно-пространственной среды, включение развивающих игр в образовательный процесс.

Исходя из актуальности исследования, на базе двух групп ЧДОУ «ЦРР “Соликамскбумпром”» г. Соликамска Пермского края было проведено исследование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Основными методами исследования являлись наблюдение и диагностические методики, а именно методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) в адаптации И.С. Авериной, Е.И. Шабановой, Е.Н. Задориной [10, 3].

Методика состоит из 4 субтестов, в каждом из которых по 5 заданий. Первый субтест направлен на выявление словарного запаса и общей осведомленности; второй выявляет понимание количественных и качественных соотношений; третий определяет уровень логического мышления, четвертый – математические способности. Сумма баллов по всем субтестам позволяет определить общий уровень развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Ведущими методами исследования выступили: теоретические методы (обобщение, сравнение, систематизация), эмпирические методы (тестирование), методы обработки данных, табличной и диаграммной обработки данных, сопоставительный анализ полученных данных.

Результаты исследования и их обсуждение

В исследовании принимали участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста: экспериментальная группа – это дети, обучающиеся по технологии В.В. Воскобовича (О), и контрольная группа – дети не обучающиеся (НО) по технологии В.В. Воскобовича.

Остановимся подробнее на анализе полученных результатов, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная таблица показателей интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, обучающихся (О) и не обучающихся (НО) по технологии В.В. Воскобовича (в %)

Уровни

Общая осведомленность, словарный запас

Количественное и качественное соотношение

Логическое мышление

Математические способности

О

НО

О

НО

О

НО

О

НО

Высокий

75%

72%

67%

67%

20%

0%

45%

17%

Средний

25%

28%

23%

11%

11%

10%

50%

72%

Низкий

0 %

0 %

10%

22%

69 %

90%

5%

11%

По данным таблицы 1 видны различия в уровне интеллектуальных способностей детей, обучающихся (О) и не обучающихся (НО) по технологии В.В. Воскобовича. Критерий «общая осведомленность и словарный запас» представленных групп испытуемых отражает одинаковый уровень развитости, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития данного компонента у обеих групп и не показывает значительных различий, которые могли бы быть интерпретированы в интересах данного исследования.

Различия уровня количественных и качественных соотношений обеих групп на высоком уровне незначительны, но данный показатель на среднем уровне более высокий у группы детей, обучающихся по развивающей технологии В.В. Воскобовича (на 12% выше), а низкий показатель уровня количественно-качественных соотношений оказался на 12% ниже у группы детей, не обучающихся по данной технологии.

Значительные различия были выявлены в отношении уровня логического мышления. У детей группы «НО» его высокий уровень отмечен у 0% детей, что на 20% ниже, чем у группы «О», на среднем уровне различие групп составляет 1% в пользу группы «О», низкий уровень в группе «НО» по сравнению с группой «О» преобладает на 21%. Это свидетельствует о более высоком уровне развития логического мышления у детей, обучающихся по технологии В.В. Воскобовича.

Высокий уровень математических способностей превышает на 28%, а низкий – ниже на 6% у группы, обучающейся по технологии В.В. Воскобовича, по сравнению с группой, не обучающейся по ней, что также свидетельствует о более высоком уровне данных способностей у последней группы.

Далее в графическом изображении (рис. 1) представим сравнительный результат анализа общего уровня интеллектуальных способностей детей, обучающихся (О) и не обучающихся (НО) по технологии В.В. Воскобовича, полученного в ходе экспресс-диагностики МЭДИС.

Общий уровень развития интеллектуальных способностей (по методике МЭДИС) в группе детей, обучающихся (О) и не обучающихся (НО) по технологии В.В. Воскобовича

Из графика видно, что общий уровень интеллектуальных способностей по методике МЭДИС значительно выше в группе детей, обучающихся по развивающей технологии В.В. Воскобовича, что свидетельствует о превосходстве интеллектуального потенциала данной группы детей на 17%.

Заключение

Анализ результатов эмпирического исследования приводит автора к выводу о значимых различиях интеллектуальных способностей у детей, обучающихся по технологии В.В. Воскобовича. У данной категории детей отмечается более активное развитие количественно-качественных соотношений, логического мышления и математических способностей, наблюдается положительная динамика общего уровня интеллектуальных способностей, что результативно скажется на показателе готовности к школьному обучению. Важно отметить, что технология В.В. Воскобовича предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей, занятия с детьми проводятся в игровой и непринужденной форме на высоком эмоциональном подъеме, все игры и задания понятны и доступны детям, учитывается принцип от простого к сложному, активно используются игры и задания, направленные на выявление скрытого логического смысла и причинно-следственных связей.

Таким образом, в результате проведенного исследования прослеживается положительная динамика сформированности интеллектуальных способностей детей, обучающихся по технологии В.В Воскобовича. Использование в практике дошкольного воспитания развивающей технологии В.В. Воскобовича позволяет раскрыть, а затем выявить и проанализировать интеллектуальные способности ребенка уже на этапе подготовки к школе.

Результаты исследования могут быть использованы в системе дошкольного образования.


Библиографическая ссылка

Петрова О.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В.В. ВОСКОБОВИЧА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32721 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674