Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА В РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Абдалина Л.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
В представленной статье актуализирована проблема определения методологического обоснования для комплексного изучения и внедрения идей персонализации в образовательную теорию и практику профессиональной подготовки и становления будущего специалиста в вузе. Цель исследования состояла в выявлении потенциала субъектного подхода, его руководящих идей, принципов для научно-практического исследования персонализации как ведущего тренда современного образования. Сформировано представление об основополагающих факторах, повлиявших на развитие персонализированного образования, для более целостного понимания и использования его возможностей применительно к оптимизации образовательного процесса в вузе. На основании представленного понимания сути персонализации образовательного процесса в вузе теоретико-прикладной потенциал субъектного подхода раскрывается в качестве оптимального методологического основания для его реализации. Раскрывается необходимость целенаправленной организации в образовательном процессе вуза «востребованности» субъектных качеств личности каждого его участника. Отмечены основные плоскости (пространства), в рамках которых просматривается продуктивное воздействие субъектного подхода на проектирование и реализацию персонализации в образовательном процессе вуза. Раскрыт прикладной потенциал субъектного подхода в обеспечении возможности приобретения каждым обучающимся искомой индивидуальности, включающий: построение образовательного процесса с учетом разработанных учеными этапов субъектного становления; использование алгоритма прохождения обучающимся стадий субъектогенеза (порождение себя как субъекта); использование возможностей известных механизмов субъектного становления. Представлены доминантные концептуальные положения, опора на которые будет способствовать успешности реализации идей субъектного подхода для решения задач персонализации высшего образования.
персонализированный образовательный процесс
факторы развития персонализированного образования
теоретико-прикладной потенциал субъектного подхода
концептуальные положения успешной реализации субъектного подхода
1. Якиманская И.С. Основы личностно-ориентированного образования. М.: «Лаборатория знаний», 2015. 220 с.
2. Сериков В.В. Личностно-развивающая функция непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век: научный электронный журнал. 2013. Вып. 1. C. 1-11.
3. Зеер Э.В., Сыманюк Э.Э. Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития // Педагогическое образование в России. 2021. № 1. С. 17-25.
4. Савина Н.В. Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14. № 4. С. 82-88.
5. Сластенин В.А. Субъектная педагогика: контуры новой научной теории // Негосударственное высшее образование: Теория и современные проблемы: сборник научных трудов. М., 1999. 213 с.
6. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. 2020. 98 с.
7. Прохорова М.П., Булганина С.В., Белоусоова К.В., Лабазова А.В. Принципы профессионального образования: новое прочтение в цифровую эпоху // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 202-206.
8. Абдалина Л.В. Персонализация как ведущий образовательной тренд современности // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. № 2. Апрель-Июнь. С. 10-14.
9. Петровский В.А. Семь пространств существования личности: формальны модели состоятельности // Мир психологии. 2009. № 1. С. 25-42.
10. Савина Н.В., Лопанова Е.В. Соотношение понятий персонализация, персонификация и кастомизация образования // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2021. Вып. 72. Ч. 4. С. 181-184.
11. Кислов А.Г., Щербин М.Д. К педагогической актуализации концепта субъектности // Ценности и смыслы. 2022. № 1 (77). С. 28-42.
12. Мясищев В.Н. Психология отношений. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 400 с.
13. Лешкевич Т.Г. «Глобальный модерн» и новое понимание субъектности // Век глобализации. 2017. № 3 (23). С. 31-42.
14. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Абдалина Л.В., Вострикова М.М. Технологии организационного консультирования и педагогическая практика: монография. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2002. 100 с.

В условиях выхода России на траекторию рождения нового для нее исторического времени и обновления ее самоидентификации: самоценности, самосознания нашего общества, осмысления им накопленного социокультурного опыта – необходимо закладывать и применять иные теоретико-прикладные основания профессиональной подготовки специалиста для обновляющегося российского общества.

Требуется учет основных характеристик тенденции становления современного профессионального образования в качестве цифрового. Развитие новой национальной системы российского образования станет мощным ответом на переживаемый ею сегодня кризис, на выявление перспективных и важных направлений, а также оптимальных предпосылок для реализации глубинных изменений в системе образования. Достижение отмеченного обусловлено и возможно лишь через определение теоретико-методологического подхода, наделенного потенциалом методологического обоснования для комплексного изучения и внедрения идей персонализации в образовательную теорию и практику профессионального становления будущего специалиста в вузе. Сегодня в приоритете специалист, осознающий цель в избранной профессии, представляющий собственный личностный потенциал и нацеленный на достижение оптимума в избранной профессии, готовый выступать субъектом активно-преобразовательной деятельности, инициативного, ответственного отношения не только в учебно-профессиональной деятельности, но и в жизнедеятельности. Психолого-педагогические исследования нашего времени характеризуются достаточной разноплановостью и выраженной тенденцией поиска оптимальных для ситуации персонализации образовательного процесса теоретико-прикладных оснований, определяющих ее эффективность. Руководствуясь императивом комплексности методологии и не оспаривая важность, научный потенциал междисциплинарности подходов в осуществлении идей персонализированного образования как объективной педагогической реальности, отдаем приоритет субъектному подходу среди методологических подходов общенаучного и частно-научных уровней научного познания.

Цель исследования состояла в том, чтобы глубже понять и обосновать суть субъектного подхода, определить его потенциал в системном изложении ведущих психолого-педагогических идей как руководящих идей, принципов научно-практического исследования современного образовательного тренда – персонализации; выявить его возможности в способах проектирования и реализации принципа персонализации (логика, основные характеристики) в образовательном процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе.

Материал и методы исследования. Глобальные изменения в мировом пространстве и российском обществе вносят изменения практически во все сферы деятельности человека, фундаментом которых наряду с технологичностью, инновационностью является персонализация в виде выражения своей индивидуальности, уникальности (через свободу выбора и способ существования человека) в ландшафте, в строительстве, в производстве (автомобили, одежда), в медицине, в маркетинге и т.п. Сегодня в общественном сознании персонализация предстает как успешное предъявление себя как личности в профессиональном, социальном, культурном, досуговом аспектах, как отстаивание своей уникальности, преодоление в этом собственных ограничений. Обращаясь к рассмотрению персонализации в психолого-педагогическом ракурсе с точки зрения ее потенциала в содействии, в сопровождении процесса развития личности обучающегося и его профессионального становления, наряду с вопросами соответствующих управления, организации процесса обучения важно иметь представление о тех факторах, которые повлияли на активное «наступление эпохи» персонализации, для более целостного понимания и использования ее возможностей применительно к оптимизации образовательного процесса в вузе.

К основополагающим факторам развития персонализированного образования, способным оказать на данный процесс стимулирующее воздействие, можно отнести:

– цифровую трансформацию образования (глубинные изменения в системе образования, устанавливающие иные процессуальные характеристики целеполагания и целереализации), наделяющую каждого обучающегося в вузе субъектными «полномочиями» в учебно-профессиональной деятельности в виде предоставляемой возможности самостоятельно выполнять информационную деятельность, осуществлять информационное взаимодействие, применять новые, автономные стратегии, алгоритмы усвоения учебного материала; участвовать в информальных структурах образования; самостоятельно «открывать» изучаемые закономерности и др. (без относительно достигнутого уровня сформированности искомых в этой ипостаси качеств личности);

– дальнейшее развитие и практическую реализацию теоретических положений концепций развивающего обучения – личностно-ориентированного обучения [1, с. 11–12], личностно-развивающего образования [2], которые послужили стимулом и стали движущей силой развития самодетерминации, самоопределения, самоактуализации обучающихся в ходе осуществления ими индивидуальных образовательных маршрутов, траекторий развития; индивидуальных (персонализированных) траекторий профессионального становления [3; 4].

В парадигме персонализированного образования усиливаются идеи приобретения обучающимися автономности и субъектности в учебно-профессиональной, общественной, внеучебной деятельности и обеспечения их для этого специально созданными условиями, без которых процессы саморазвития и самореализации обучающихся утрачивают ведущую сущность, целостность и комплексность [5]. Анализ ведущих тенденций изменения концепта современного профессионального образования показывает наличие и усиление его значительного влияния на содержание и технологии осуществления образовательного процесса в вузе, что требует уточнения принципов его реализации во все более усложняющихся условиях образования, в том числе обновления дидактического потенциала (цифровые, гуманитарные, смешанные технологии), позволяющего успешно продвигаться в практике реализации персонализированного массового образования [6, с. 38–39].

Ученые обращаются к анализу традиционных подходов и принципов современного профессионального образования, уточняя, дополняя их идеями нового прочтения [7], доминантой среди которых выступает идея персонализации – императив позиции обучающегося как субъекта собственного образования, обладающего потенциалом выбора исходя из собственных образовательных потребностей, личностных склонностей, и авторства его проектирования и осуществления на основе самостоятельного определения уровня, темпа, форм, методов, технологий [8].

Поскольку возможность реализации каждым обучающимся такой позиции объективно становится залогом получения им качественных, востребованных на рынке труда знаний, компетенций, то подтверждается перспективное методологическое замечание [9, с. 30] об очевидности общественной необходимости персонализации [8; 10]. Важную роль в осмыслении персонализации играют исследования ученых, раскрывающие ее многогранные аспекты: онтологический (сущность, содержание), динамический (этапы, закономерности, механизмы), функциональный (назначение, роль), результативный (внешние/внутренние «продукты»), детерминирующий (факторы, условия, возможности) [3]; 6, с. 38–39, с. 48–50]; [7]. Обоснование целостной теории персонализированного образования, которое все еще отсутствует, предполагает поиск и определение адекватной методологии с целью изучения и воплощения его идей на практике.

Результаты исследования и их обсуждение. Рассматривая персонализацию образовательного процесса в вузе как процесс, направленный на «… самостоятельное проектирование обучающимися содержания и технологий своей учебно-познавательной деятельности, индивидуальной траектории учения и критериальной оценки своих достижений» [3, с. 19], считаем, что для более глубокого и целостного понимания сути изучаемого процесса, организации, управления и представления соответствующих возможностей его продуктивной реализации оптимальным методологическим основанием выступают доминантные идеи субъектной педагогики и теоретико-прикладной потенциал субъектного подхода [11]. В своих исследованиях, посвященных методологии, теории и практике персонализированного образования, Э.Ф. Зеер обосновывает субъектный подход как фундаментальную базу персонализированного образования, как устанавливающий приоритет активности, инициативности и преобразующих возможностей обучающегося в своем обучении.

В течение последних десятилетий субъектная парадигма выступает у представителей разных научных школ и направлений в качестве одной из приоритетных и перспективных областей психолого-педагогических проектов. Поскольку активность, проявляясь в познании, общении, деятельности, отличается от последней предметом побуждения – личностной потребностью в определенном виде деятельности, позитивным или негативным отношением к ней [12, с. 48–50], то актуализируется вопрос ее (активности) внешней и внутренней детерминации, непротиворечивого их взаимодействия; сбалансированной согласованности внешних педагогических воздействий с ее (активности) внутриличностным потенциалом, «внутренними условиями» [5]. Имея возможность активно-избирательного и инициативно-ответственного отношения к самому себе, окружающим, к учебно-профессиональной деятельности, к миру, т.е. возможность выступать его субъектом, обучающийся персонализируется, т.е. осуществляет собственный образовательный путь; удовлетворяет свои образовательные потребности; обогащает индивидуальные культурные особенности, утверждая себя в деятельности и взаимодействии с окружающим миром. Поскольку персонализация осуществляется в учебно-профессиональной деятельности, которая сама по себе не осуществляется, а выполняет эту деятельность «потенциальный» субъект, то погруженный в «среду возможностей» обретения и проявления индивидуальности, сбалансированной согласованности внутренней самоорганизации с внешними условиями, задачами, он стремится, «потребствует» выступить ее (деятельности) активным, творческим инициатором самостроительства. Следовательно, необходимо целенаправленно организовывать в образовательном процессе вуза востребованность субъектных качеств личности каждого его участника – как студента, так и преподавателя, создавая этим «поле» прогрессивного взаимообмена, взаимообогащения и достижения свободы на ценностно-смысловом, интеллектуальном, творческом, энергетическом, волевом и иных уровнях проявления. Для представленности в позитивном плане персонализации (объективации собственной личности, проявления и отстаивания индивидуальности) обучающемуся необходимо обладать определенными «средствами», ранее приобретенными, сконструированными, произведенными (мысли, компетенции, созданные предметы и т.п.), субъектными свойствами, качествами. Среди таких атрибутивных характеристик ученые наряду с ранее отмеченными называют наличие и особенности самооценки, самосознания, самодетерминации, саморегуляции, что обеспечивает ему личностную автономию, удовлетворенность, свободу творческого самовыражения и проявление собственного ценностного отношения, а также ответственности, детерминированной его потребностями, мотивами, ценностями, целями. Уникальность здесь выступает интегративной характеристикой субъекта [9].

Продуктивное воздействие субъектного подхода на проектирование и реализацию персонализации в образовательном процессе может просматриваться в нескольких плоскостях: в плоскости саморазвития участников образовательного процесса (усиление их субъектных потенциалов личности каждого обучающегося – активности (в том числе надситуативной), инициативы и ответственности; ориентация на личностную и профессиональную индивидуальность, уникальность каждого; обеспечение целостности, комплексности процесса саморазвития; в плоскости профессиональной подготовки и профессионального воспитания обучающихся – открытость, вариативность, динамичность изменений в содержании, формах, методах профессиональной подготовки; диалогизация, проблематизация образовательного процесса (смыслопоисковый диалог); утверждение принципов плюрализма мышления, свободно/ответственного выбора на этапе профессионального становления; в плоскости профессионально-педагогической деятельности – готовность (психологическая, специальная) преподавателя к принятию и реализации субъектно-педагогических стратегий; психолого-педагогическое сопровождение поэтапного развития субъектности и ориентация обучающихся на личностное и профессиональное жизнетворчество, на развитие культуры самореализации в жизнедеятельности [5, 11, 13].

Прикладной потенциал субъектного подхода в обеспечении возможности приобретения каждым обучающимся искомой индивидуальности для достижения личностной (удовлетворенность образованием, качеством объективации способностей) и учебно-профессиональной (статус приобретающего перспективную профессию, открывающиеся возможности карьерного роста) успешности может включать:

– построение образовательного процесса с учетом разработанных учеными стадий (этапов) субъектного становления: 1) объектная – на обучающегося (его деятельность, поведение) в большей степени влияют внешние обстоятельства; 2) объект-субъектная – обучающийся начинает проявлять некоторые субъектные качества (активность, инициативу, самостоятельность) в ответ на внешние воздействия; 3) субъект-объектная – обучающийся способен выполнять функции субъекта (само)образования, стремясь овладеть его внешними/внутренними условиями; 4) собственно субъектная – обучающийся «господствует» над всеми обстоятельствами, целенаправленно преобразует действительность и самого себя [5];

– использование эффективного алгоритма прохождения стадий субъектогенеза (порождение себя как субъекта): принятие ответственности за предстоящие, но не предсказуемые действия; переживание возможности и проявление себя как субъекта целеполагания; максимальное использование открывающихся иных возможностей в производимых «здесь и теперь» действиях; самостоятельное принятие ответственного решения о завершении действия; оценка результата как личностно значимого новообразования, обусловленного собственной активностью [14, с. 45]; использование возможностей механизмов субъектного становления, в том числе обучающегося: переосмысление происходящего, сознательное влияние на силу побуждения к действию, выбор действия при конфликте целей и мотивов, регуляции состояний, организации психических процессов [14].

Заключение

Субъектный подход, ориентированный на обеспечение получения каждым обучающимся опыта актуализации, воплощения и развития личностно-профессионального потенциала, обладает адекватной цели и задачам персонализации методологией его обоснования; наделен прикладным (практико-применимым) потенциалом (дидактическим, организационным, технологическим) успешного воплощения идей персонализированного образовательного процесса на этапе его применения в сегодняшних условиях. Успешность реализации субъектного подхода для решения задач персонализации высшего образования достигается, когда процесс подготовки специалистов основывается на принципе практикоориентированности в применении его доминантных концептуальных положений: человек не рождается, а становится субъектом в процессе жизнедеятельности; становление и развитие не имеют четких возрастных границ и обусловлены социальными, психолого-педагогическими условиями индивидуального бытия человека; субъектное становление реализуется в процессе интериоризации внешних регуляторов (ценности, правила, нормы) во внутреннее регулирование жизнедеятельности обучающегося; педагогический аспект проблемы субъектного существования обучающегося заключается в отыскании продуктивных механизмов «взращивания», становления субъектности с учетом влияния трансформационных процессов в образовании; система педагогических требований должна не заглушать, а инициировать способности обучающегося в поиске путей жизненно-профессионального роста, стимулировать творческую активность; «востребовать» проявление субъектных свойств (за счет положительной самореализации участников образовательного процесса в жизненных и профессиональных сферах).

Успешность персонализированного образования, основанного на реализации теоретико-прикладного потенциала субъектного подхода, будет состоять в личностной и учебно-профессиональной успешности обучающегося, достигаемой за счет приобретения и отстаивания им собственной индивидуальности в активной, инициативно-преобразующей деятельности и взаимодействии с участниками.


Библиографическая ссылка

Абдалина Л.В. ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА В РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32702 (дата обращения: 30.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674