В условиях выхода России на траекторию рождения нового для нее исторического времени и обновления ее самоидентификации: самоценности, самосознания нашего общества, осмысления им накопленного социокультурного опыта – необходимо закладывать и применять иные теоретико-прикладные основания профессиональной подготовки специалиста для обновляющегося российского общества.
Требуется учет основных характеристик тенденции становления современного профессионального образования в качестве цифрового. Развитие новой национальной системы российского образования станет мощным ответом на переживаемый ею сегодня кризис, на выявление перспективных и важных направлений, а также оптимальных предпосылок для реализации глубинных изменений в системе образования. Достижение отмеченного обусловлено и возможно лишь через определение теоретико-методологического подхода, наделенного потенциалом методологического обоснования для комплексного изучения и внедрения идей персонализации в образовательную теорию и практику профессионального становления будущего специалиста в вузе. Сегодня в приоритете специалист, осознающий цель в избранной профессии, представляющий собственный личностный потенциал и нацеленный на достижение оптимума в избранной профессии, готовый выступать субъектом активно-преобразовательной деятельности, инициативного, ответственного отношения не только в учебно-профессиональной деятельности, но и в жизнедеятельности. Психолого-педагогические исследования нашего времени характеризуются достаточной разноплановостью и выраженной тенденцией поиска оптимальных для ситуации персонализации образовательного процесса теоретико-прикладных оснований, определяющих ее эффективность. Руководствуясь императивом комплексности методологии и не оспаривая важность, научный потенциал междисциплинарности подходов в осуществлении идей персонализированного образования как объективной педагогической реальности, отдаем приоритет субъектному подходу среди методологических подходов общенаучного и частно-научных уровней научного познания.
Цель исследования состояла в том, чтобы глубже понять и обосновать суть субъектного подхода, определить его потенциал в системном изложении ведущих психолого-педагогических идей как руководящих идей, принципов научно-практического исследования современного образовательного тренда – персонализации; выявить его возможности в способах проектирования и реализации принципа персонализации (логика, основные характеристики) в образовательном процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе.
Материал и методы исследования. Глобальные изменения в мировом пространстве и российском обществе вносят изменения практически во все сферы деятельности человека, фундаментом которых наряду с технологичностью, инновационностью является персонализация в виде выражения своей индивидуальности, уникальности (через свободу выбора и способ существования человека) в ландшафте, в строительстве, в производстве (автомобили, одежда), в медицине, в маркетинге и т.п. Сегодня в общественном сознании персонализация предстает как успешное предъявление себя как личности в профессиональном, социальном, культурном, досуговом аспектах, как отстаивание своей уникальности, преодоление в этом собственных ограничений. Обращаясь к рассмотрению персонализации в психолого-педагогическом ракурсе с точки зрения ее потенциала в содействии, в сопровождении процесса развития личности обучающегося и его профессионального становления, наряду с вопросами соответствующих управления, организации процесса обучения важно иметь представление о тех факторах, которые повлияли на активное «наступление эпохи» персонализации, для более целостного понимания и использования ее возможностей применительно к оптимизации образовательного процесса в вузе.
К основополагающим факторам развития персонализированного образования, способным оказать на данный процесс стимулирующее воздействие, можно отнести:
– цифровую трансформацию образования (глубинные изменения в системе образования, устанавливающие иные процессуальные характеристики целеполагания и целереализации), наделяющую каждого обучающегося в вузе субъектными «полномочиями» в учебно-профессиональной деятельности в виде предоставляемой возможности самостоятельно выполнять информационную деятельность, осуществлять информационное взаимодействие, применять новые, автономные стратегии, алгоритмы усвоения учебного материала; участвовать в информальных структурах образования; самостоятельно «открывать» изучаемые закономерности и др. (без относительно достигнутого уровня сформированности искомых в этой ипостаси качеств личности);
– дальнейшее развитие и практическую реализацию теоретических положений концепций развивающего обучения – личностно-ориентированного обучения [1, с. 11–12], личностно-развивающего образования [2], которые послужили стимулом и стали движущей силой развития самодетерминации, самоопределения, самоактуализации обучающихся в ходе осуществления ими индивидуальных образовательных маршрутов, траекторий развития; индивидуальных (персонализированных) траекторий профессионального становления [3; 4].
В парадигме персонализированного образования усиливаются идеи приобретения обучающимися автономности и субъектности в учебно-профессиональной, общественной, внеучебной деятельности и обеспечения их для этого специально созданными условиями, без которых процессы саморазвития и самореализации обучающихся утрачивают ведущую сущность, целостность и комплексность [5]. Анализ ведущих тенденций изменения концепта современного профессионального образования показывает наличие и усиление его значительного влияния на содержание и технологии осуществления образовательного процесса в вузе, что требует уточнения принципов его реализации во все более усложняющихся условиях образования, в том числе обновления дидактического потенциала (цифровые, гуманитарные, смешанные технологии), позволяющего успешно продвигаться в практике реализации персонализированного массового образования [6, с. 38–39].
Ученые обращаются к анализу традиционных подходов и принципов современного профессионального образования, уточняя, дополняя их идеями нового прочтения [7], доминантой среди которых выступает идея персонализации – императив позиции обучающегося как субъекта собственного образования, обладающего потенциалом выбора исходя из собственных образовательных потребностей, личностных склонностей, и авторства его проектирования и осуществления на основе самостоятельного определения уровня, темпа, форм, методов, технологий [8].
Поскольку возможность реализации каждым обучающимся такой позиции объективно становится залогом получения им качественных, востребованных на рынке труда знаний, компетенций, то подтверждается перспективное методологическое замечание [9, с. 30] об очевидности общественной необходимости персонализации [8; 10]. Важную роль в осмыслении персонализации играют исследования ученых, раскрывающие ее многогранные аспекты: онтологический (сущность, содержание), динамический (этапы, закономерности, механизмы), функциональный (назначение, роль), результативный (внешние/внутренние «продукты»), детерминирующий (факторы, условия, возможности) [3]; 6, с. 38–39, с. 48–50]; [7]. Обоснование целостной теории персонализированного образования, которое все еще отсутствует, предполагает поиск и определение адекватной методологии с целью изучения и воплощения его идей на практике.
Результаты исследования и их обсуждение. Рассматривая персонализацию образовательного процесса в вузе как процесс, направленный на «… самостоятельное проектирование обучающимися содержания и технологий своей учебно-познавательной деятельности, индивидуальной траектории учения и критериальной оценки своих достижений» [3, с. 19], считаем, что для более глубокого и целостного понимания сути изучаемого процесса, организации, управления и представления соответствующих возможностей его продуктивной реализации оптимальным методологическим основанием выступают доминантные идеи субъектной педагогики и теоретико-прикладной потенциал субъектного подхода [11]. В своих исследованиях, посвященных методологии, теории и практике персонализированного образования, Э.Ф. Зеер обосновывает субъектный подход как фундаментальную базу персонализированного образования, как устанавливающий приоритет активности, инициативности и преобразующих возможностей обучающегося в своем обучении.
В течение последних десятилетий субъектная парадигма выступает у представителей разных научных школ и направлений в качестве одной из приоритетных и перспективных областей психолого-педагогических проектов. Поскольку активность, проявляясь в познании, общении, деятельности, отличается от последней предметом побуждения – личностной потребностью в определенном виде деятельности, позитивным или негативным отношением к ней [12, с. 48–50], то актуализируется вопрос ее (активности) внешней и внутренней детерминации, непротиворечивого их взаимодействия; сбалансированной согласованности внешних педагогических воздействий с ее (активности) внутриличностным потенциалом, «внутренними условиями» [5]. Имея возможность активно-избирательного и инициативно-ответственного отношения к самому себе, окружающим, к учебно-профессиональной деятельности, к миру, т.е. возможность выступать его субъектом, обучающийся персонализируется, т.е. осуществляет собственный образовательный путь; удовлетворяет свои образовательные потребности; обогащает индивидуальные культурные особенности, утверждая себя в деятельности и взаимодействии с окружающим миром. Поскольку персонализация осуществляется в учебно-профессиональной деятельности, которая сама по себе не осуществляется, а выполняет эту деятельность «потенциальный» субъект, то погруженный в «среду возможностей» обретения и проявления индивидуальности, сбалансированной согласованности внутренней самоорганизации с внешними условиями, задачами, он стремится, «потребствует» выступить ее (деятельности) активным, творческим инициатором самостроительства. Следовательно, необходимо целенаправленно организовывать в образовательном процессе вуза востребованность субъектных качеств личности каждого его участника – как студента, так и преподавателя, создавая этим «поле» прогрессивного взаимообмена, взаимообогащения и достижения свободы на ценностно-смысловом, интеллектуальном, творческом, энергетическом, волевом и иных уровнях проявления. Для представленности в позитивном плане персонализации (объективации собственной личности, проявления и отстаивания индивидуальности) обучающемуся необходимо обладать определенными «средствами», ранее приобретенными, сконструированными, произведенными (мысли, компетенции, созданные предметы и т.п.), субъектными свойствами, качествами. Среди таких атрибутивных характеристик ученые наряду с ранее отмеченными называют наличие и особенности самооценки, самосознания, самодетерминации, саморегуляции, что обеспечивает ему личностную автономию, удовлетворенность, свободу творческого самовыражения и проявление собственного ценностного отношения, а также ответственности, детерминированной его потребностями, мотивами, ценностями, целями. Уникальность здесь выступает интегративной характеристикой субъекта [9].
Продуктивное воздействие субъектного подхода на проектирование и реализацию персонализации в образовательном процессе может просматриваться в нескольких плоскостях: в плоскости саморазвития участников образовательного процесса (усиление их субъектных потенциалов личности каждого обучающегося – активности (в том числе надситуативной), инициативы и ответственности; ориентация на личностную и профессиональную индивидуальность, уникальность каждого; обеспечение целостности, комплексности процесса саморазвития; в плоскости профессиональной подготовки и профессионального воспитания обучающихся – открытость, вариативность, динамичность изменений в содержании, формах, методах профессиональной подготовки; диалогизация, проблематизация образовательного процесса (смыслопоисковый диалог); утверждение принципов плюрализма мышления, свободно/ответственного выбора на этапе профессионального становления; в плоскости профессионально-педагогической деятельности – готовность (психологическая, специальная) преподавателя к принятию и реализации субъектно-педагогических стратегий; психолого-педагогическое сопровождение поэтапного развития субъектности и ориентация обучающихся на личностное и профессиональное жизнетворчество, на развитие культуры самореализации в жизнедеятельности [5, 11, 13].
Прикладной потенциал субъектного подхода в обеспечении возможности приобретения каждым обучающимся искомой индивидуальности для достижения личностной (удовлетворенность образованием, качеством объективации способностей) и учебно-профессиональной (статус приобретающего перспективную профессию, открывающиеся возможности карьерного роста) успешности может включать:
– построение образовательного процесса с учетом разработанных учеными стадий (этапов) субъектного становления: 1) объектная – на обучающегося (его деятельность, поведение) в большей степени влияют внешние обстоятельства; 2) объект-субъектная – обучающийся начинает проявлять некоторые субъектные качества (активность, инициативу, самостоятельность) в ответ на внешние воздействия; 3) субъект-объектная – обучающийся способен выполнять функции субъекта (само)образования, стремясь овладеть его внешними/внутренними условиями; 4) собственно субъектная – обучающийся «господствует» над всеми обстоятельствами, целенаправленно преобразует действительность и самого себя [5];
– использование эффективного алгоритма прохождения стадий субъектогенеза (порождение себя как субъекта): принятие ответственности за предстоящие, но не предсказуемые действия; переживание возможности и проявление себя как субъекта целеполагания; максимальное использование открывающихся иных возможностей в производимых «здесь и теперь» действиях; самостоятельное принятие ответственного решения о завершении действия; оценка результата как личностно значимого новообразования, обусловленного собственной активностью [14, с. 45]; использование возможностей механизмов субъектного становления, в том числе обучающегося: переосмысление происходящего, сознательное влияние на силу побуждения к действию, выбор действия при конфликте целей и мотивов, регуляции состояний, организации психических процессов [14].
Заключение
Субъектный подход, ориентированный на обеспечение получения каждым обучающимся опыта актуализации, воплощения и развития личностно-профессионального потенциала, обладает адекватной цели и задачам персонализации методологией его обоснования; наделен прикладным (практико-применимым) потенциалом (дидактическим, организационным, технологическим) успешного воплощения идей персонализированного образовательного процесса на этапе его применения в сегодняшних условиях. Успешность реализации субъектного подхода для решения задач персонализации высшего образования достигается, когда процесс подготовки специалистов основывается на принципе практикоориентированности в применении его доминантных концептуальных положений: человек не рождается, а становится субъектом в процессе жизнедеятельности; становление и развитие не имеют четких возрастных границ и обусловлены социальными, психолого-педагогическими условиями индивидуального бытия человека; субъектное становление реализуется в процессе интериоризации внешних регуляторов (ценности, правила, нормы) во внутреннее регулирование жизнедеятельности обучающегося; педагогический аспект проблемы субъектного существования обучающегося заключается в отыскании продуктивных механизмов «взращивания», становления субъектности с учетом влияния трансформационных процессов в образовании; система педагогических требований должна не заглушать, а инициировать способности обучающегося в поиске путей жизненно-профессионального роста, стимулировать творческую активность; «востребовать» проявление субъектных свойств (за счет положительной самореализации участников образовательного процесса в жизненных и профессиональных сферах).
Успешность персонализированного образования, основанного на реализации теоретико-прикладного потенциала субъектного подхода, будет состоять в личностной и учебно-профессиональной успешности обучающегося, достигаемой за счет приобретения и отстаивания им собственной индивидуальности в активной, инициативно-преобразующей деятельности и взаимодействии с участниками.
Библиографическая ссылка
Абдалина Л.В. ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА В РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32702 (дата обращения: 18.02.2025).